ВС объяснил, когда помеха справа – не повод уступить дорогу

Выражение «помеха справа» известно даже тем, кто вовсе не является водителем. Эта норма представляется как некое основополагающее правило дорожного движения, вокруг которого выстраивается все остальное. Однако те, кто заглядывал в ПДД РФ, никаких «правил правой руки» обнаружить там не смог. По крайней мере ничего, что называлось бы именно так или аналогично.

Тем не менее, такое правило действительно существует и является довольно важной составляющий общих норм. Где искать помеху справа и как использовать эти требования ПДД на практике – подробно рассмотрим в данной статье.

Что такое помеха справа на дороге в ПДД? Определение

Как уже сообщалось, в правилах нет указания на данный термин, поэтому выводить его придется самостоятельно. При этом сначала укажем формулировку, которая, по нашему мнению, точно соответствует действительности, а ниже поясним из чего она вытекает.

Правило правой руки (помеха справа) – это норма, означающая, что при любом маневре транспортное средство, расположенное справа, имеет преимущество, если иное не вытекает из других норм ПДД, указаний разметки, дорожных знаков, светофора или сигналов регулировщика. Другими словами, это правило, действующее по умолчанию, на ничем не регулируемых участках дорожного движения.

Где действует и когда применяется правило?

Обратимся непосредственно к правилам дорожного движения. Возьмем несколько основных пунктов, из которых можно выстроить разбор всех типичных ситуаций.

Пункт ПДД РФПояснение
8.4 При перестроении в рядах попутного движения преимущество у тех ТС, что движутся, не меняя направления. При одновременном маневре нескольких автомобилей, преимущество у тех, кто находится справа.
8.9 При пересечении траекторий двух ТС, если нет регулирующих данную ситуацию ПДД РФ, преимущество у того, кто справа.
13.11 На равнозначных перекрестках, при отсутствии регулирующих передвижение норм, преимущество у тех, кто справа. Исключение – перекрестки с круговым движением.
13.10 На неравнозначных перекрестках движение по главным дорогам, т.е. без маневра главная-второстепенная, регулируется правилами равнозначного перекрестка. Аналогично и при движении только по второстепенным, без выезда на главную.

Надо еще раз акцентировать внимание на круговом перекрестке. Ранее и на него распространялось правило правой руки. Однако некоторое время назад в ПДД России был внесен пункт 31.11(1), устанавливающий преимущество тех, кто находится внутри круга.

Перечисленных четырех пунктов нам будет достаточно, чтобы на примерах определить чьи машины имеют преимущество в конкретных ситуациях.

Кто должен уступить дорогу?

Ситуаций может быть больше, чем позволят рассмотреть рамки одной статьи, но разберем самые частые и основные – остальные же могут быть легко выведены из этих. Как это выглядит, будет отдельно указано на картинках.

При перестроении по полосам движения

Два автомобиля движутся в одном направлении. Осуществляется перестроение. Кто кого должен пропустить? Всегда ли прав тот, кто с правой стороны? Давайте вспомним п.8.4 ПДД, в соответствии с которым:

  • Если перестраиваются оба автомобиля одновременно, преимущество у того, кто движется справа.ВС объяснил, когда помеха справа – не повод уступить дорогу
  • Если один из автомобилей не перестраивается, а продолжает движение по своей полосе, то преимущество у него, вне зависимости от расположения относительно второго ТС (справа или слева).ВС объяснил, когда помеха справа – не повод уступить дорогу

Отсюда вытекают и еще несколько типичных ситуаций, трактовка которых вызывает сложности.

При сужении дороги

Существует неверное понимание, что в случае сужения дороги всегда применяется норма помехи справа. Это не совсем так – ситуация так же зависит от обстоятельств:

  • Если сужение происходит за счет уменьшения левой полосы, преимущества у тех, кто движется по правой.ВС объяснил, когда помеха справа – не повод уступить дорогу
  • Если сужаются обе полосы, т.е. перестроение происходит из обеих полос движения, преимущества так же у тех, кто находится справа.ВС объяснил, когда помеха справа – не повод уступить дорогу
  • Если же сужается правая полоса, т.е. ТС, находящиеся слева, продолжают движение по своей полосе без перестроения, а правые вынуждены «вливаться» в их ряд, то преимущества у участников движения левой полосы.ВС объяснил, когда помеха справа – не повод уступить дорогу

Разумеется, все это (как и в других случаях) актуально только при отсутствии дополнительных регулирующих факторов – разметки, знаков, светофоров и/или сотрудников ДПС (ГАИ), регулирующих движение.

Во дворах и на стоянках

Во всех этих случаях так же действуют нормы, диктуемые разметкой, знаками и т.п. Однако, если эти факторы отсутствуют, т.е. транспортные средства находятся на неких участках с разрешенным движением, но без дополнительной регулировки, прямо действует правило правой руки, т.е. преимущества всегда у тех, кто находится справа.

При этом очень важным будет точное понимание таких понятий, как перекресток, прилегающая территория, т.е. оценка типа участка дороги, чтобы определить преимущества.

На перекрестке

Пересечение перекрестка регулируется отдельными нормами, но логика в целом та же. Прежде всего, действуют сигналы сотрудника ГИБДД, светофора, знаков и разметки, и только в их отсутствии применяется норма помехи справа, ситуации при которой будем рассматривать далее.

Кроме прочего, есть в ПДД РФ четкие указания на следующие случаи:

При проезде равнозначных перекрестков

Если перекресток не является круговым, то при равнозначных дорогах напрямую действует правило правой руки – то есть преимущество имеют те, кто расположен справа.

ВС объяснил, когда помеха справа – не повод уступить дорогу

При проезде неравнозначных перекрестков

Не вызывают вопросов случаи, когда перестроение происходит с главной на второстепенную, или наоборот. В этих ситуациях преимущество у тех ТС, что располагаются на главной.

ВС объяснил, когда помеха справа – не повод уступить дорогу

Но бывают варианты, когда главная и второстепенная не пересекаются под прямым углом, а поворачивают. Например, главная сворачивает направо, а встречная второстепенная в противоположном направлении. Если выезда с дороги одного типа на другой не происходит, то в рамках однотипной дороги используется норма помехи справа.

ВС объяснил, когда помеха справа – не повод уступить дорогу

Другими словами, если движение продолжается только по главной или, наоборот, только по второстепенной, то другие машины на тех же только главных или только второстепенных дорогах, пропускают те автомобили, что располагаются справа от них.

При повороте

Если под поворотом подразумевается движение по перекрестку, то и правила его пересечения будут тем же, что описаны выше. Некоторые вопросы появляются при поворотах на прилегающие территории или выездах из них, но в подавляющем большинстве случаев они определены знаками.

Если же регулирующих факторов нет, если ситуация трактуется неоднозначно, лучше применять правило правой руки, и считать, что у всех, находящихся справа, преимущество.

В каких случаях помеха справа не действует?

Исходя из всего рассмотренного, можно определить и обратные ситуации – когда правило правой руки не применяется:

  • Если это однозначно вытекает из действия сигналов регулировщика, светофора, действия знака или разметки.
  • Если транспортное средство не осуществляет поворота, разворота, перестроения, а продолжает двигаться в своей полосе, при отсутствии дополнительных регулирующих факторов.

Еще раз обратим внимание на круговое движение (перекресток, на котором организовано круговое движение – п.13.11(1) ПДД РФ). В этом случае преимущество у тех, кто находится внутри круга, а значит и на них помеха справа не распространяется.

Далее консолидируем вопросы по теме правила правой руки, которые наиболее часто возникают у наших читателей. Обязательно изучите их, если типичные ситуации отличаются от произошедшей с вами.

⚖️ Действует ли помеха справа на парковке?

Действует по общим для всех случаев правилам: если нет отдельного регулирования движения (разметка, знаки, светофоры и пр.), то применяет норма помехи справа.

⚖️ Кто виноват в ДТП при перестроении?

Если перестаивались оба автомобиля, то виноват тот, что слева – не пропустил помеху справа. Однако если перестраивалось только одно ТС, то и вина в ДТП будет его, т.к. второе авто двигалось по своему ряду без перестроения, а значит имело преимущество.

⚖️ Кто должен уступить при одновременном перестроении?

Читайте также:  Педаль сцепления: учимся пользоваться правильно

В этом случае действует правило правой руки, т.е. у того, кто справа — преимущества. Соответственно, уступить дорогу должен тот, кто располагается слева.

⚖️ Кто виноват в ДТП при выезде с парковки с помехой справа?

Необходимо оценивать все обстоятельства вождения. Если речь о том, что в отсутствии знаков, разметки и т.п. оба ТС находятся на прилегающей территории, то применяется правило правой руки, т.е. виновным будет признан автомобиль, не пропустивший помеху справа.

⚖️ Если водитель движется по главной дороге, а светофор не работает, должен ли он уступать помехе справа?

Если светофор не работает, но дорога определена как главная (имеется соответствующий знак), то применяется не правило правой руки, а правило пересечения неравнозначного перекрестка. Помехе справа в этом случае уступают только, если и она находится на главной дороге. При расположении второго ТС на второстепенной, помеха справа не учитывается – преимущество у главной дороги.

⚖️ Возможно ли признание обоюдной вины в ДТП, если помеха справа была в «мертвой зоне»?

Нет. Никакие «мертвые зоны» в данном случае в учет браться не будут. То есть теоретически можно в судебном порядке настоять на экспертизе «обзорности» автомобиля, но если речь идет о легковых ТС, и если у ДТП не было тяжелых последствий, то в 99% случаев суд не принимает подобных аргументов.

⚖️ Действует ли помеха справа во дворе жилого дома и должен ли я пропускать автомобиль слева, двигающийся по прямой?

Все подчиняется стандартным правилам. Если нет отдельных регулирующих факторов (знаков, разметки и т.д.), то участки движения считаются равнозначными, а значит будет действовать помеха справа. Однако ситуации во дворах настолько разнообразны, что дать точное заключение по предъявленным вами фактам невозможно.

Надеемся, что смогли прояснить ситуацию с помехой справа во всех подробностях. Однако любой рассматриваемый случай – это обобщение, в жизни же ситуации могут быть совершенно иными, состоящими сразу из нескольких различных нюансов.

Если вы оказались в ситуации, когда самостоятельно защитить свои права не удается, обратитесь за помощью к нашим автоюристам. Для первой бесплатной консультации достаточно написать сообщение через форму, расположенную ниже, или позвонить по указанным на сайте телефонам.

Всегда ли действует правило «помехи справа»?

Ещё на первых уроках в автошколе будущие автомобилисты изучают важное правило – пропустить помеху справа. Когда на дорогах ещё не предусматривалась белая размётка и не все перекрёстки оснащались знаками «Уступи дорогу», все автомобилисты пользовались таким правилом.

Однако, обустройство дорожной инфраструктуры привело к тому, что люди не всегда понимают, в каких случаях они должны положиться на такую установку. Именно этими моментами чаще всего пользуются мошенники на дорогах, которые на парковках и многополосных трассах провоцируют небольшие ДТП, а после вымогают деньги.

Верховный суд разобрался в данном вопросе и сообщил, кого и в каких случаях нужно считать виновными.

ВС объяснил, когда помеха справа – не повод уступить дорогуВо время проезда перекрёстков равнозначных дорог, где не устанавливаются знаки приоритета, автомобилисты должны пользоваться данным правилом

Главной причиной для разбирательства стал инцидент, который произошёл в октябре 2019 г. Автомобилист, который находился за рулём минивэна, передвигался по дороге.

Перед ним с правой стороны на выделенной для общественного транспорта полосе начал съезжать легковой автомобиль.

Водитель минивэна не ожидал встретить на своем пути легковушку, из-за чего не успел затормозить и создал аварийную ситуацию.

Если в данном случае рассматривать правило правой руки, то водитель минивэна должен был уступить дорогу легковому автомобилю.

Однако, Верховный суд постановил, что приоритет на дороге могут получать только те транспортные средства, которые сами не нарушают правила дорожного движения.

В вышеприведенном случае легковой автомобиль передвигался по выделенной для общественного транспорта полосе, что запрещено правилами дорожного движения. Поэтому правило о помехе справа здесь не подействовало.

ВС объяснил, когда помеха справа – не повод уступить дорогуПеред поворотом направо или налево автомобилист должен заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на дороге

Похожий случай произошёл в 2015-м году, который также разбирался Верховным судом. Автомобилист попал в аварию и был оштрафован на 500 руб. за то, что на повороте не предоставил приоритет автомобилю, который двигался в попутном направлении с правой стороны. Такие ситуации широко распространены на дороге.

Оба автомобиля поворачивали налево. Один делал это из крайнего левого положения, а другой передвигался по соседней правой полосе. После поворота дорога начала сужаться до одной полосы, из-за чего водители были вынуждены пропустить друг друга.

Однако в таких условиях они не смогли выяснить, у кого представлено право приоритета.

ВС объяснил, когда помеха справа – не повод уступить дорогуНа практике всё ещё есть случаи, в которых правило «Пропусти помеху справа» действует

Инспектор ГИБДД признал виновным в ДТП водителя, который проигнорировал правила помехи справа. Суды сразу в двух инстанциях поддержали аналогичное решение. Однако Верховный суд его полностью отменил.

В рассматриваемой ситуации помеха справа, то есть автомобиль, не имел преимуществ. Дело в том, что перед поворотом направо или налево автомобилист должен заблаговременно занять соответствующее крайнее положение на дороге.

Поэтому правило правой руки здесь не подействовало.

На практике всё ещё есть случаи, в которых правило «Пропусти помеху справа» действует. Во время проезда перекрёстков равнозначных дорог, где не устанавливаются знаки приоритета, автомобилисты должны пользоваться данным правилом. Кроме того, при одновременном перестроении на многополосных дорогах водители также должны пропускать тех, кто передвигается с правой стороны.

Итог. Правило помехи справа действует беспрекословно не во всех случаях. Верховный суд уже рассмотрел несколько дел, при которых виновным оказывался автомобилист, не нарушавший правил.

Верховный суд: Нарушитель правил никаких преимуществ на дороге не имеет

Тот, кто нарушает правила на дороге, например, едет по выделенной полосе или обочине, никаких преимуществ не имеет перед теми, кто едет, соблюдая правила. Это в очередной раз пришлось доказывать автомобилисту в суде, несмотря на то, что Пленум Верховного суда такой вопрос уже рассматривал.

Итак, в нашей истории водитель перестраивался правее. Но в этот момент другой водитель, который ехал по выделенной полосе для общественного транспорта, решил перестроиться левее. В итоге они встретились.

Сотрудник ГИБДД решил, что виноват в ДТП именно тот водитель, который перестраивался вправо. Ведь он обязан был уступить дорогу машине, которая была помехой справа. Так прописано в правилах.

И все суды это решение поддержали.

ВС объяснил, когда помеха справа – не повод уступить дорогу

В России водителям облегчат обжалование штрафов за нарушения ПДД

Кроме Верховного. Верховный суд указал, что инспектор помимо того, что вынес постановление в отношении водителя, который перестраивался правее, также выписал штраф водителю, перестраивавшемуся левее, за движение по выделенной полосе для общественного транспорта. А это говорит о том, что этот водитель не имел преимущества. Соответственно, первый водитель не должен был уступать ему дорогу.

  • Верховный суд напомнил о разъяснениях своего Пленума, согласно которым, водитель транспортного средства, движущегося в нарушение Правил дорожного движения по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.
  • Поэтому ВС отменил решения нижестоящих судов, постановление, а также прекратил производство по делу из-за отсутствия состава административного правонарушения.
  • Водитель, который осуществляет поворот, не обязан уступать дорогу водителю, двигающемуся по траектории, по которой движение запрещено
Читайте также:  Какие льготы на авиабилеты для инвалидов 1, 2, 3 группы и детства в 2021 году

Постановление Пленума ВС, принятое в июле 2019 года, по-прежнему актуально. Тех, кто любит объезжать пробки по обочине, хватает. Один автомобилист поворачивал направо из крайнего правого ряда. Но по обочине ехал другой. В результате авария.

Или автомобилист, ехавший по второстепенной дороге, начал пересекать перекресток, когда другой автомобилист уступил ему дорогу. Но вот беда: снова выскочил «обочечник». И снова ДТП.

И в той, и в другой ситуации будет виноват тот, кто двигался по обочине.

ВС объяснил, когда помеха справа – не повод уступить дорогу

Автодороги выстраивают в транспортные мегакоридоры

Вот еще одна интересная ситуация. Дама-водитель поворачивала налево из крайнего левого ряда. Налево поворачивала и фура из соседнего ряда. Радиуса поворота ей не хватило, и она зацепила машину женщины. Инспектор посчитал, что в ДТП виновата именно дама, поскольку фура для нее была помехой справа.

Однако женщина строго выполняла все правила — поворачивала из своего крайнего левого ряда. В то время как фура шла на поворот не из своего ряда. Для подобных случаев правила предусматривают исключения, если большой машине не хватает радиуса поворота. Однако выполнять такой маневр можно, лишь убедившись в его безопасности.

Водитель фуры в этом не убедился.

Впрочем, такое решение Пленума ВС еще не говорит о том, что можно смело таранить тех, кто нарушает правила.

Как пояснил адвокат Сергей Радько, когда водитель совершает поворот налево, то он обязан обеспечить безопасность своего маневра. И он не уполномочен оценивать законность действий других водителей.

Решение же Верховного суда говорит только о том, что такого водителя нельзя привлечь к ответственности за то, что он не уступил дорогу тому, кто нарушал правила.

А если речь идет о ДТП с пострадавшими, то суд будет тщательно разбирать действия водителей и оценивать степень вины каждого.

«Нарушители должны всем уступать». Верховный суд испугал обочечников :

До Верховного суда пришлось дойти автомобилисту, которого инспекторы ГИБДД признали виновным в ДТП с заехавшим на выделенку водителем. Суды подошли к вопросу формально, хотя на разбирательства ушло два года: помогло только обращение в высшую инстанцию, которая встала на сторону невиновного.

Согласно материалам дела (есть в распоряжении Autonews.ru), авария произошла в октябре 2019 года. Водитель Александр Кучмий на своем минивэне Hyundai Grand Starex ехал по Большой Дорогомиловской улице.

Перед ним справа с выделенной полосы для общественного транспорта съехал легковой автомобиль Mercedes-Benz. Не ожидавший увидеть на своем пути легковушку Кумчий не успел притормозить и врезался в машину.

Прибывшие на место аварии инспекторы ГИБДД признали виновником водителя Hyundai Grand Starex. Тот пытался обратить их внимание на то, что второй участник ДТП сам нарушил ПДД, заехав на выделенную полосу для общественного транспорта, но безуспешно. Не помогла даже запись с регистратора, на которой было понятно, что второй водитель был на выделенке.

Согласно ч. 3 ст. 12.14. КоАП «Невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения», автомобилиста оштрафовали на 500 рублей.

Но самое неприятное в такой ситуации — необходимость ремонтировать разбитый автомобиль за собственный счет и повышение стоимости полиса ОСАГО на следующий период.

Водитель с такими выводами сотрудников ГИБДД не согласился и обратился в суд: сначала районный, потом городской и кассационный.

Верховный суд разобрался в ситуации и установил: инспекторы, которые признали виновником водителя Hyundai Grand Starex, исходили из того, что он нарушил пункт 8.

4 ПДД и при совершении маневра не уступил дорогу автомобилю справа.

Однако согласно постановлению Пленума Верховного Суда от 25 июня 2019 года [1], если водитель автомобиля едет с нарушением ПДД, никакого преимущества на дороге у него нет.

«При квалификации действий водителя по ч.2 ст. 12.13 «Невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков» или ч. 3 ст. 12.

14 КоАП «Невыполнение требования ПДД уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения», необходимо учитывать, что водитель транспортного средства, движущегося в нарушение ПДД, по траектории, которая не допускается, не имеет преимущественного права движении», — говорится в решении Верховного Суда.

ВС объяснил, когда помеха справа – не повод уступить дорогу

У водителей, которые едут с нарушением ПДД нет преимущественного права движения. ( РБК)

В таком случае у других водителей, например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот, отсутствует обязанность уступить ему дорогу. Недопустимой траекторией Верховный Суд, в частности назвал обочину, движение по встречной полосе с односторонним движением либо выезд на перекресток на запрещающий сигнал светофора.

С учетом этих обстоятельств ВС прекратил административное дело в отношении автомобилиста, признав его невиновным.

Если водитель нарушает ПДД, он должен всем уступать

Нарушающий ПДД автомобилист лишается всех преимуществ на дороге и обязан уступать каждому, с кем он предположительно может пересечься при маневрировании, объяснил ведущий специалист ГК «Европейская юридическая служба» Орест Мацала.

«Дело в том, что автомобилисты чаще всего контролируют и отслеживают движение и маневры водителей, которые пересекают их траекторию движения и при этом соблюдают правила, — объяснил Мацала в беседе с Autonews.ru. — В нашем случае под этот пример подойдет и ситуация с обочечниками, в которых нередко врезаются при съездах с магистралей на прилегающие дороги. Так что да, преимущества такие водители не имеют».

С этим согласна и юрист Анна Куклева из компании «Правокард». Она напомнила, что штраф за езду по выделенке в Москве и Санкт-Петербурге — 3000 рублей, а в остальных городах — 1500 рублей.

«Если водители все-таки оказались на такой полосе, при выполнении маневра они не должны создавать опасность и помехи для движения другим участникам дорожного движения», — предупредила Куклева.

ВС объяснил, когда помеха справа – не повод уступить дорогу

У водителей, выезжающих с прилегающих территорий или осуществляющих поворот, отсутствует обязанность уступать дорогу нарушителям ПДД.

Как исправить ошибку инспекторов ГИБДД

Юрист Мацала признает, что инспекторы ГИБДД легко могли допустить ошибку при оформлении ДТП. «Полагаю, что имела место обычная ошибка квалификации. Если для водителя такая ошибка очевидна, то единственно верный метод защиты — судебный.

«Жалоба на постановление инспектора ГИБДД может быть подана в течение 10 суток с момента получения постановления.

С жалобой можно обратиться к начальнику выписавшего его инспектора, либо сразу в районный суд.

В документе нужно указать, кому и от кого он направлен, какое постановление было вынесено, почему водитель с ним не согласен и обязательно прописать просьбу отменить наказание», — объяснил Мацала.

Он добавил, что если в результате рассмотрения жалобы решение водителя не устраивает, то следует обращаться выше по ступени, вплоть до Верховного суда. «К счастью, подобные обжалования не облагаются пошлинами и, если водитель готов сам себя защищать, это не повлечет за собой существенных затрат», — посоветовал эксперт.

С ним согласна и юрист Анна Куклева. «К сожалению, непрофессионализм сотрудников ГИБДД приводит к неправомерному и необоснованному привлечению к административной ответственности. Как правило, переубедить сотрудника ГИБДД невозможно.

Читайте также:  Перевозка негабаритных тяжеловесных грузов автотранспортом, тяжеловесные перевозки

В случае несогласия с сотрудником ГИБДД необходимо в протоколе об административном правонарушении указать, что с данным протоколом автомобилист не согласен, и кратко указать причины несогласия.

При вынесении постановления необходимо обжаловать его в судебном порядке», — составила Куклева план действий для автомобилистов.

Поможет ли такое решение Верховного суда другим водителям

Опрошенные юристы уверены: в первую очередь суды должны и будут ориентироваться на Постановление Пленума Верховного суда № 20, а уже потом на конкретное частное решение по конкретному прецеденту.

«Прецедент важен, но в самих решениях на него прямо ссылаться не станут. В любом случае, решение хорошее, которое вносит больше ясности. Уверен, что оно будет доведено до сведения инспекторов ГИБДД, что крайне положительно скажется при разборе ДТП на месте происшествия, а также в группах разбора ГИБДД», — подытожил Мацала.

Вс объяснил, когда помеха справа – не повод уступить дорогу — новости право.ру

Водитель на повороте не уступил дорогу находящемуся справа автомобилю. Его обвинили в произошедшей аварии и оштрафовали за нарушение ПДД, однако, несмотря на мнение трёх инстанций, он продолжал настаивать на своей правоте. Дело дошло до ВС, где судьи разобрались, что такое «помеха справа» и когда уступать дорогу не обязательно.

Каждый, кто получал водительские права, помнит о правиле «помехи справа» – когда траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена, дорогу уступает тот, к кому транспортное средство приближается справа, говорится в правилах дорожного движения (п.

8.9 ПДД) На деле же преимущество в движении водители часто определяют неверно.

«Транспортное средство, приближающееся сзади с правой стороны к следующему параллельным курсом другому транспортному средству, не является помехой справа и, соответственно, не имеет преимущественного права движения», – напоминает о тонкостях ПДД Сергей Водолагин, партнёр юридической фирмы Westside Advisors. Так произошло и в деле Ивана Сергеева* из Набережных Челнов. Доказывать, что он не обязан был уступать дорогу находящемуся справа автомобилю, ему пришлось в Верховном суде.

Уступить нельзя проехать

5 мая 2015 Иван Сергеев на повороте налево не уступил дорогу автомобилю, который ехал в том же направлении справа от него. В итоге машины столкнулись, и инспектор ДПС оштрафовал Сергеева на 500 руб., сделав вывод, что он и виноват в аварии.

Водитель обжаловал постановление инспектора ДПС в Набережно-Челнинском горсуде Республики Татарстан. В жалобе (дело № 12-775/2015) Сергеев настаивал, что ДТП произошло не по его вине, а по вине водителя второго автомобиля.

Но судья Мансур Саитгареев, на рассмотрение к которому попало дело, постановил, что виновен все же водител – забыл о «помехе справа» и не уступил дорогу.

Обжалование решения в Верховном суде Татарстана закончилось тем же – судья Расим Нафиков заключил, что выводы первой инстанции верны: то, что в аварии виновен Сергеев, указал судья в определении, подтверждено материалами дела, в том числе схемой ДТП, а сомнений, которые можно истолковать в пользу Сергеева, нет. К такому же заключению пришел и зампредседателя ВС Республики Татарстан в постановлении от 19 ноября 2015 года.

Что такое «помеха справа»?

Однако в Верховном суде, до которого в итоге и дошло дело, с выводами коллег не согласились. С учетом фактических обстоятельств выводы судов нижестоящих инстанций необоснованны, заключил председательствующий судья Владимир Меркулов (дело № 11-АД16-13).

 Судя по материалам дела, оба автомобиля поворачивали налево в разрыве разделительной полосы и двигались параллельно – Сергеев по крайней левой полосе, а водитель второго автомобиля – по правой. Траектории движения не пересекались.

При совершении маневра Сергеев не нарушил правила и заранее занял крайнее положение на проезжей части. Так что нарушение ПДД заявителю вменено неправомерно, заключил Меркулов в постановлении: водитель второго автомобиля не имел преимущества, а Сергеев был не обязан уступать дорогу.

Начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения, заключил ВС, постановив удовлетворить жалобу Сергеева и отменив постановления нижестоящих судов. 

При совершении маневра водитель действовал в соответствии с требованиями пункта 8.

5 ПДД, по которому перед тем, как повернуть направо, налево или развернуться, водитель должен заранее занять соответствующее крайнее положение на дороге, разъясняет Олеся Саламова, адвокат КА «Юков и партнёры».

Исключение – случаи, когда автомобиль въезжает на перекресток с круговым движением. «Следовательно, в нашем случае положения п. 8.9 ПДД, в котором и говорится о «помехе справа»,  неприменимы; таким образом, невыполнение этой нормы водителю вменено неправомерно, что и подтвердил Верховный суд.»

«В случае возникновения подобных спорных ситуаций это судебное постановление может иметь прецедентное значение, так как неправильное определение водителями наличия или отсутствия преимущества при движении на дороге зачастую является причиной дорожно-транспортных происшествий», – уверен Водолагин из Westside Advisors.

* – имена и фамилии участников спора изменены редакцией

  • ПДД, Права автомобилистов, Суды и судьи
  • Верховный суд РФ
  • КоАП РФ

Верховный суд РФ разъяснил некоторые противоречия в Правилах дорожного движения

23 авг 2016

Верховный суд РФ вынес решение, проливающее свет на правило дорожного движения о так называемой «помехе справа».

Согласно пункту 8.9 Правил дорожного движения, установленных в РФ, водитель обязан уступать дорогу автомобилю, двигающемуся в попутном направлении по правую руку от водителя. Одновременно пункт 8.

5 ПДД гласит, что перед тем, как осуществить поворот налево через разрыв в разделительной полосе, автомобилист должен заблаговременно занять крайнее левое положение на проезжей части.

В случае если два автомобиля параллельно движутся в одном направлении и поворачивают налево через разрыв в разделительной полосе, эти два пункта правил дорожного движения, по сути, противоречат друг другу. Автомобиль, находящийся слева, должен, согласно одному правилу, уступить место машине справа, а согласно другому – занять крайнюю левую позицию.

Именно в такой ситуации оказался один из жителей российского города Набережные Челны. При выезде на проспект с поворотом налево он не уступил место машине, двигающейся параллельно справа от него. Одновременный поворот двух машин стал причиной дорожно-транспортного происшествия.

Сотрудники полиции обвинили в аварии автомобилиста, занимавшего правый ряд, обвинив его в нарушении правила о «помехе справа». К такому же выводу пришли эксперты городского, а затем и республиканского суда, но сам водитель, обвиненный в нарушении простого правила, своей ответственности не признавал.

В результате он обратился в Верховный суд Российской Федерации, который, рассмотрев все протоколы по данному делу, встал на сторону обвиняемого.

По мнению сотрудников Верховного суда, гражданин действовал согласно описанному выше пункту 8.5 ПДД, пытаясь занять крайнее левое место при развороте. В этом случае правило о «помехе справа», описанное в пункте 8.9, не действует. Решения всех нижестоящих инстанций, включая республиканский суд, таким образом, признаются недействительными.

Отметим, что решения Верховного суда в России автоматически получают статус судебного прецедента, поэтому данное дело становится образцом решения описанной дилеммы.

После того, как Верховный суд РФ вынес решение по этому делу, можно с уверенностью считать, что в случае поворота налево через разрыв уступать место двигающемуся справа автомобилю не нужно – важнее занять крайний левый ряд перед поворотом.

При написании новости использовалась информация: Авто Портал Татарстана, Российская Газета, Авто@mail.ru

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *