Перекрёстки принято считать сложными элементами дорог. А обгон – одним из самых сложных манёвров. И не безосновательно за его нарушение предусмотрено лишение прав или крупный штраф.
Поэтому важно знать тонкости, когда обгон на перекрёстке разрешён, а где запрещён, от чего это зависит и как правильно понять, что выполнить манёвр нам точно можно.
Об этом мы и поговорим в этой статьи со ссылками на официальные ПДД.
Правила обгона на пересечениях в 2021 году
Итак, прежде всего, нам нужно знать, что означает сам термин обгон по ПДД РФ и отличать его от другого похожего манёвра.
- Опережение – есть в Правилах такой термин. Это движение со скоростью выше другого автомобиля, который едет в том же направлении. То есть ехали вы сначала позади этой машины, и оказались впереди него. И не важно, приходилось вам для этого перестраиваться или вы двигались по соседней полосе.
- Обгон – это опережение другого автомобиля (или любого другого транспортного средства), которое обязательно сопряжено с перестроением на встречную полосу движения и возвратом в свою при завершении манёвра.
Это обгон, так как жёлтый автомобиль выехал на встречную полосу; при условии, что дорога двусторонняя.
А это уже опережение: на схеме слева на двухполосной дороге, на картинке справа – по односторонней (то есть также нет выезда на встречку)
Есть целый ряд правил обгона. Но на перекрёстках действуют в дополнение к ним ещё и специальные пункты ПДД, поэтому к такому манёвру следует подходить внимательно. Поэтому давайте по порядку рассмотрим, можно ли обгонять на пересечениях, как это правильно делать, а где совершать такой манёвр вовсе нельзя.
Можно ли мне обгонять – быстрый ответ
1. Во время манёвра вы выезжаете на встречную полосу? 2. Перекрёсток регулируется светофором или регулировщиком? 4. Вы едете по главной дороге? 5. Главная дорога на перекрёстке пролегает прямо или поворачивает? 6. Подпадает ли пешеходный переход в траекторию вашего движения, когда вы едете по встречной полосе? 7.
Есть ли на перекрёстке или по траектории вашего движения по «встречке» сплошная линия разметки? 8. Сколько полос движения на вашей дороге на перекрёстке? Вы совершаете опережение, а не обгон. Опережение без выезда на «встречку» можно производить на любых дорогах и это не запрещено ПДД.
Вам нельзя обгонять, так как ПДД запрещают обгон:
- На регулируемых перекрёстках
- На нерегулируемых, если вы едете не по главной, или на равнозначных
- На нерегулируемых, если вы едете по главной, но главная поворачивает налево или направо (нарушается пункт 8.
6 ПДД)
- На пешеходных переходах
- Через сплошную
- Если число полос на вашей дороге более 4.
Только в этом случае обгон на перекрёстке вам разрешён.
На каких перекрёстках обгон разрешён?
Действующие на 2021 год ПДД, на самом деле, устанавливают всего один такой вариант. Но не подчёркивают, что есть различные виды перекрёстков, где обгонять также можно.
На неравнозначном нерегулируемом по главной
Обилие прилагательных в этом подзаголовке не зря говорит об очень тонком условии, которые регулирует пункт 11.4 ПДД. Итак, для того, чтобы обгон разрешался на перекрёстке, должны он должен выполнять одновременно 3 условия:
- быть нерегулируемым (без светофора и регулировщика – даже временного),
- быть неравнозначным – то есть у кого-то главная дорога, а у кого-то второстепенная,
- обгонять можно, если вы едете на перекрёстке только по главной дороге.
При этом, в ПДД прямо не говорится ещё о 2 важных сопутствующих условиях, которые запрещают обгон везде:
- на перекрёстке не должно быть сплошной линии разметки (описание разметки 1.1), через которую вы будете обгонять,
- если вы совершаете манёвр обгона (едете по встречной полосе) в том числе перед и/или после пересечения, то не должно быть сплошной соответственно до и после, а также пешеходного перехода, так как на последнем также такой манёвр запрещён (пункт 11.4 Правил дорожного движения),
- если ваша главная дорога имеет 4 и более полос движения, то выполнять обгон запрещает уже пункт 9.2 ПДД.
- Как видим, обгонять на можно, если выполнены все условия: у вас главная дорога на неравнозначном пересечении, не более 3 полос в обоих направлениях, нет сплошной, перекрёсток нерегулируемый.
-
Схема, где обгон на перекрёстке разрешается
- А вот на рисунке ниже обгонять уже нельзя:
Как можно увидеть, здесь несколько условий запрещают совершать манёвр:
- пересечение равнозначное, о чём свидетельствуют предупреждающие знаки перекрёстка, также отсутствуют знаки приоритета,
- но даже равнозначность не учитывается, так как мы видим светофор – это значит, что он ещё и регулируемый,
- здесь есть сплошная линия разметки, через которую мы проезжаем,
- есть также пешеходный переход, на котором мы оказываемся с выездом на встречную полосу при завершении обгона.
Если главная поворачивает?
Есть ещё одна тонкость в нашем вопросе – а что, если все вышеперечисленные условия выполняются, однако, главная дорога, по которой мы движемся, поворачивает, а не прямая? Например, вот так:
Формально, казалось бы, ПДД не запрещают совершать обгон на таком неравнозначном перекрёстке, так как все условия соблюдаются. Да, манёвр становится вдвойне опасен, риск ДТП повышается – причём, с вашей виновностью с большой долей вероятности.
Однако, такое запрещено другим пунктом ПДД 2021 года:
Таким образом, если главная дорога на неравнозначном перекрёстке поворачивают – без разницы, направо или налево, то обгонять уже нельзя ни при каких других разрешающих условиях.
На каких перекрёстках обгон запрещён?
А теперь настало время перечислить другие дорожные ситуации, когда нельзя обгонять.
На регулируемом
Как мы уже не раз упоминали выше, обгон на регулируемом перекрёстке запрещается. Это диктует нам пункт 11.4 ПДД 2021 года.
Обратите внимание при этом, что регулироваться данный участок дороги может не только светофором, но и регулировщиком. Таким образом, если дорога вам, к примеру, знакома, и вы знаете, что светофорного движения на перекрёстке нет, то прежде, чем начать обгон, убедитесь, что на нём не также и сотрудника ГИБДД в качестве регулировщика.
На нерегулируемом неравнозначном при движении по второстепенной
Если обгон разрешён при движении по главной дороге как исключение перечня запретом пункта 11.4 Правил, то при езде по второстепенной дороге он запрещён.
На двухполосной дороге
Вне зависимости от наличия перекрёстка нельзя совершать обгон на проезжей части, которая имеет 4 или более полос в обоих направлениях, из которых 2 или 3 в попутном для вас. Это регулирует пункт 9.2 ПДД, актуальный на 2021 год.
При этом, прямо в Правилах не запрещено обгонять, если имеется 3 полосы в обоих направлениях. При этом, важно соблюдение нескольких условий такой дороги:
- есть разметка, разделяющая их на 3 полосы,
- отсутствуют сплошные линии такой разметки,
- вы едете по главной на нерегулируемом перекрёстке.
На пешеходном перекрёстке
По определению ПДД перекрёсток в принципе не может быть пешеходным, так как соединяет разные проезжие части. То есть есть именно примыкание или пересечение проезжих частей образует перекрёсток. Пешеходные же переходы или дорожки не образуют такового.
В этом случае это просто дорога с пешеходным переходом, и совершать обгон на ней нельзя, так как в любых случаях он запрещён на пешеходных переходах по пункту 11.4 Правил.
Если пересечение Т-образное?
Т-образный перекрёсток в контексте обсуждаемой нами возможности обгона ничем не отличается от стандартного 4-хстороннего. На таких перекрёстах действуют особенные правила парковки, но вот обгонять на них также можно только при соблюдении тех же условий, что мы обсуждали выше:
- при движении по главной дороге,
- Т-образный перекрёсток нерегулируемый и неравнозначный,
- нет сплошной линии разметки и пешеходных переходов,
- при выезде с перекрёстка вы не окажетесь на встречной полосе движения, если вы поворачиваете (и главная дорога, соответственно, тоже поворачивает).
Можно ли перед и сразу после перекрёстка?
Обгон разрешён в тех случаях, когда вы едете по встречной полосе в том числе до и после перекрёстка, при следующих условиях:
- если вы не захватываете при выезде на встречную полосу пешеходный переход,
- вы не окажетесь слева от сплошной линии разметки,
- в случае, когда обгон совершается на перекрёстке и после – вы едете прямо, не поворачиваете.
Разрешён ли вне населённого пункта на трассе?
Да, при соблюдении вышеназванных условий: вы едете по главной по нерегулируемому перекрёстку и нет других запретов обгона по данному участку трассы.
В данном контексте перекрёстки в населённом пункте и вне такового действующие на 2021 год Правила не различают – требования для манёвров для них те же.
Какой штраф?
Как вы успели заметить, такой манёвр, как обгон на перекрёстке сопряжён с огромным риском нарваться на наказание. При этом, Административный кодекс не содержит наказания за запрещённый обгон конкретно на перекрёстке. Более того, непосредственно за манёвр обгона нет наказания – есть за выезд на встречную полосу в нарушение ПДД.
Действующая редакция КоАП предусматривает 2 меры ответственности за такое нарушение в зависимости от того:
- совершено ли правонарушение впервые,
- совершено ли повторное нарушение в течение года после полного погашения (окончания срока лишения или полной оплаты штрафа) после первого.
Итак, если вы впервые попались инспектору или на камеру автофиксации, то вас ждёт либо штраф в размере 5 000 рублей, либо лишение прав на 4-6 месяцев – в зависимости от того, что назначит суд. Это предусматривает часть 4 статьи 12.15 КоАП.
Обратите внимание, если нарушение зафиксировано на камеру автофиксации, то будет назначен только штраф.
А при фиксации инспектором на дороге привлечение к ответственности происходит следующим образом:
- непосредственно на дороге сотрудник ДПС составляет протокол и далее передаёт его своему начальнику, так как сам он рассматривать дела по этой норме санкции не имеет права,
- начальник на разборе ГИБДД либо назначит вам штраф, либо передаст дело на рассмотрение в местный суд, если решит, что вас лучше лишить прав (при этом, дело рассматривается в вашем присутствии),
- далее уже в суде судья решает, назначить штраф или лишение прав – это зависит от набора смягчающих или отягчающих обстоятельств.
Повторное нарушение
Если же вы уже привлекались ранее по части 4 статьи 12.15 КоАП и снова попались на запрещённом обгоне на перекрёстке, то в отношении вас уже составят материал по части 5 этой же статьи. Она предусматривает лишение на 1 год, но при автофиксации тот же штраф 5 тысяч.
Повторность – это когда не прошло года с даты полной оплаты штрафа или окончания срока лишения по части 4 статьи 12.15.
Разрешается ли обгон на перекрестках в 2021 году?
Не только новички, но и опытные автомобилисты порой не могут ответить на вопрос, можно ли совершать обгон на перекрестках.
Однако знать это необходимо, ведь перекресток является сложным элементом дороги, а обгон – маневром с повышенной опасностью.
В статье будет рассказано, какие действия в черте перекрестка допустимы и при каких условиях, а также какое наказание предусмотрено за несоблюдение ПДД.
Перекресток является местом пересечения дорог, то есть транспортные средства пересекается в одной точке и пропускают друг друга в определенном направлении, согласно действующим правилам.
Существует достаточно обширная классификация перекрестков по различным основаниям:
- регулируемый – работает светофор или регулировщик;
- нерегулируемый – светофора нет или он не работает, мигает желтым, регулировщик отсутствует.
- 4-х сторонний (пересечение 4 дорог);
- Х-образный;
- кольцевой (присутствует разметка движения по полосам).
- Т-образный (пересекаются 3 дороги);
- У-образный (главная и 2 второстепенные дороги).
- По числу пересекающихся дорог:
- простой (2 дороги);
- сложный (кольцевая, примыкающая, многосторонняя и др.)
Наиболее аварийным считается четырехсторонний перекресток, поскольку он имеет более 30 конфликтных точек между движущимися потоками автомобилей. Но и, в целом, любой перекресток является неоднозначным элементом дороги, аварийность которого на порядок выше, чем у других участков.
Ситуацию осложняет тот факт, что, чаще всего, на перекрестке отсутствует разметка. Для ряда водителей это становится основанием для обгона. Законно ли данное действие, согласно нормативным документам – рассмотрим далее.
Вопрос регламентируется разделом 11 Постановления Правительства от 23.10.93 г. №1090 “О ПДД”.
Обгоном, согласно Правилам, считается опережение движущегося в попутном направлении транспортного средства, осуществляемое через встречную полосу. Опережением же является аналогичное действие, но производимое через полосу попутного направления.
В разделе 11 приводится ряд правил, которыми обязан руководствоваться водитель при совершении обгона. Несколько пунктов отводятся под обгон на перекрестках – где он запрещен, где разрешен и как именно должен происходить.
В Правилах нет предписания действовать определенным образом в соответствии с типом перекрестка.
Скорее существует общий запрет на обгон – он прописан в п. 11 раздела 4:
- когда работает светофор или инспектор-регулировщик, т. е. перекресток регулируемый;
- когда движение ТС осуществляется по второстепенной дороге, а светофор не работает (или отсутствует регулировщик), т. е. перекресток является нерегулируемым.
Из этого можно сделать вывод о том, в каких ситуациях обгон разрешается.
Должны выполняться три условия:
- Перекресток является нерегулируемым – нет функционирующего светофора, регулировщика.
- Пересекаются главная и второстепенная дороги.
- Автомобиль, планирующий совершить обгон, движется по главной.
Стоит отметить и более очевидные вещи – маневр запрещено производить, если движущееся впереди или сзади ТС уже совершает обгон (т. е. включило поворотники или находится в процессе маневра).
В ПДД содержится информация, согласно которой обгон на перекрестках запрещается и в ряде других случаев:
- если дорога двусторонняя и имеет от 4 полос – выезжать на встречку нельзя, а без этого обгон невозможен (п. 2 раздела 9);
- если имеет место разметка в виде сплошной линии, обозначающая границы полос проезжей части, куда запрещается въезд (п. 1 раздела 1);
- если перед перекрестком находится пешеходный переход (п. 4 раздела 11).
Главная дорога не обязательно должна идти прямо. Она может поворачивать, и у водителя, в таком случае, нет оснований для того, чтобы не осуществить обгон. Однако эта ситуация достаточно опасна, а маневр рискует окончиться дорожно-транспортным происшествием.
Несмотря на отсутствие прямого запрета, в ПДД можно найти косвенный. В п. 6 раздела 8 говорится о том, что выезд с перекрестка должен происходить в полосу попутного движения.
Можно сказать, что водитель будет находиться на встречке только в процессе маневра, а завершит его уже в своей полосе.
Но все же стоит ориентироваться на данный запрет, поскольку он может служить основанием для выписки постановления инспектором.
В этом случае применяются все вышеописанные ПДД. Обгон разрешен при выполнении четырех основных требований:
- ТС движется по главной;
- дорога идет прямо и не поворачивает;
- перекресток не регулируется светофором или сотрудником Госавтоинспекции;
- перед перекрестком нет пешеходного пешехода, а на нем – сплошной разметки.
Обгон может продолжаться при движении по встречке перед перекрестком и за ним, если соблюдены следующие условия:
- на этом промежутке отсутствуют пешеходные переходы;
- нет сплошной линии разметки;
- движение осуществляется прямо, без поворотов.
Такой маневр может быть совершен в случае, когда выполняются перечисленные ранее требования – движение осуществляется по главной дороге, перекресток является нерегулируемым, отсутствуют иные обстоятельства, запрещающие обгон.
В этом смысле перекрестки в населенных пунктах и вне их ничем не отличаются.
В КоАП не прописано наказание за незаконный обгон на перекрестке. Данный маневр трактуется в соответствии с ч. 4 ст. 12.15 (выезд с нарушением ПДД на полосу встречного движения).
Статья предусматривает две возможные меры наказания – более мягкую и более суровую:
- штраф 5 тыс. руб.;
- изъятие в/у на 4-6 мес.
Инспектором при задержании ТС составляется протокол, далее он направляется начальнику инспекции по месту совершения правонарушения, который принимает решение, основываясь на конкретных фактах – впервые ли совершено подобное нарушение, есть ли смягчающие или отягчающие обстоятельства (список приводится в ст. 4.2, 4.3 КоАП) и др. Если выбранная мера наказания – лишение прав, дело передается в суд. Судья, подобно начальнику инспекции, знакомится с обстоятельствами дела и выносит решение.
Когда нарушение совершается повторно, водителя ждет наказание по ч. 5 статьи 12.15 – изъятие прав на 1 год или штраф 5 тыс. руб., если несанкционированный обгон зарегистрирован камерами фотовидеофиксации.
Подведем итоги. Обгон на перекрестках разрешается выполнять, если водитель движется по главной дороге, которая не поворачивает, число полос в обоих направлениях – до трех, а перекресток является нерегулируемым, причем на нем отсутствует сплошная линия разметки.
Наличие в черте перекрестка пешеходных переходов, равнозначных дорог или изгибов главной, сплошной разметки, светофоров или инспектора-регулировщика делает обгон незаконным.
За это предусмотрено довольно серьезное наказание, от денежного взыскания до конфискации водительского удостоверения на срок до 1 года, если нарушение совершено повторно.
На каких перекрестках разрешен обгон в 2021 году
Содержание:
Перекресток — сложный дорожный элемент. Обгон на перекрестке — сложный маневр, имеющий много особенностей. Нарушение условий обгона влечет за собой серьезные санкции в виде лишения прав или крупного материального взыскания. Стоит заранее ознакомиться со всеми тонкостями, чтобы избежать неприятностей.
Перекрестки делятся на две категории: регулируемые и нерегулируемые. Существует разделение и по форме: Т- Y- Х-образные и прочие. Также перекрестки бывают простые и сложные с пересечением нескольких дорог, например, кольцевые.
На на обсуждаемом дорожном элементе в разы возрастает вероятность ДТП: нужно учитывать это при желании совершить обгон. Выезд на встречку на перекрестке — потенциально опасный маневр. На всех перекрестках, кроме кольцевых, деление движения на полосы условное. Поэтому важно точно знать правила безопасного обгона на перекрестках.
Чтобы понять суть всех правил обгон ТС на перекрестке, необходимо для начала понять отличие обгона от похожего маневра — опережения.
ПДД регламентирует определение опережения как движение транспортного средства с такой скоростью, которая позволит обогнать другие автомобили в попутном направлении.
При этом нет разницы, требовалось ли для совершения маневра перестраиваться в другую полосу или опережение было совершено с использованием только соседнего ряда, по которому автомобиль двигался изначально.
Обгон же связан именно с выездом на встречную полосу.
Обгон требует знания множества правил и нюансов, особенно на перекрестке. Прежде всего необходимо разобраться, на каких пересечениях маневр разрешен, а на каких совершать опережение с выездом на встречку категорически запрещено.
В ПДД содержится информация о том, что обгон на перекрестке возможен только при определенном варианте развития событий. Однако в Правилах не указывается, что реализовать опережение с выездом на встречку на пересечении можно на нескольких типах перекрестков.
Автолюбитель вправе совершить маневр опережения с перестроением на встречку только при наличии всех условий, указанных в пункте 11.4 ПДД:
- Отсутствие светофора и регулировщика.
- Наличие главной дороги и примыкающей.
- Желающий совершить маневр водитель движется по главной дороге.
Однако даже при выполнении указанных требований нельзя забывать и о других, которые прописаны в Правилах. Так, обгон категорически запрещен, если:
- присутствует разметка 1.1 — сплошная;
- главная дорога содержит более четырех полос движения — регламент пункта 9.2 ПДД;
- перед или после пересечения ПЧ присутствует непрерывная разметка или пешеходный переход — регламент пункта 11.4 ПДД.
То есть, даже при соблюдении ключевых условий, наличие, например, сплошной препятствует законному совершению маневра.
Предположим, что все указанные требования соблюдены, но помеченная знаком приоритета дорога сворачивает. Как поступить в этом случае? Казалось бы, совершить маневр можно, но он будет характеризован как потенциально опасный.
Однако существует официальный запрет на обгон в таком случае. Пункт 8.6 Правил содержит четкие разъяснения:
- при выезде с пересечения проезжих частей запрещено находиться в полосе встречного ряда;
- при повороте направо необходимо расположить ТС максимально близко к краю ПЧ.
Исходя из этих требований, обгон запрещен, если направление главной дороги меняется.
Теперь нужно разобраться, на каких пересечениях обгон будет явным нарушением.
Пункт 11.4 Правил содержит информацию о том, что обгон на перекрестке со светофором или регулировщиком строго запрещен. Распространено нарушение, когда автомобилист подъезжает к хорошо знакомому нерегулируемому перекрестку и хочет обогнать другое ТС, не замечая появившегося регулировщика. Перед началом маневра необходимо убедится в отсутствии регулирования перекрестка.
Зеркальное правило: если на главной обгонять можно, то на второстепенной аналогичный маневр запрещен — пункт 11.4 ПДД.
Обратимся к пункту 9.2 Правил дорожного движения: обгон запрещен на дороге, располагающей четырьмя и более полосами (вне зависимости от их направления). Наличие перекрестка в этом правиле выступает в качестве возможной дорожной обстановки.
Однако обгон разрешен, если дорога имеет 6 рядов по 3 полосы в каждом направлении. Следовательно, для безопасного маневра необходимо выполнение следующих требований:
- разметка разделяет направления по три ряда;
- на дороге нет непрерывной разметки;
- на перекрестке нет регулирования и желающий совершить обгон водитель едет по главной дороге.
Только при совокупном выполнении всех условий обгон будет квалифицирован как разрешенный маневр.
Многие водители называют этим термином пересечение ПЧ, «окруженное» пешеходными переходами.
Это не совсем верно: переходы не могут образовать перекресток, так как он предполагает именно примыкание друг к другу проезжих частей.
Однако все зависимости от того, как ситуацию называют, обгон будет запрещен согласно пункту 11.4 ПДД — обгон запрещен в местах, предназначенных для перехода пешеходов.
Разницы в правилах обгона на стандартном перекрестке с пересечением четырех дорог и в форме буквы «Т». Стоит напомнить только, что разница в действующих на таких пересечениях присутствует в особенностях парковки.
В случае с обгоном все условия аналогичны:
- водитель должен двигаться по главной дороге;
- перекресток в виде буквы «Т» не регулируется и является неравнозначным;
- отсутствие сплошных линий и пешеходных зон;
- главная дорога не поворачивает и автомобилист после маневра не окажется на встречке.
Обгон разрешен как до, так и после пересечения проезжих частей при соблюдении следующих требований:
- водитель не наезжает на пешеходный переход;
- водитель не пересекает сплошную;
- дорога не поворачивает.
При несоблюдении хотя бы одного условия водитель нарушит правила.
При соблюдении ключевых условий — да. То есть автомобилист должен убедиться в отсутствии запретов и ограничений. Правила регламентируют, что в случае с обгоном как в городе, так и за его пределами действуют аналогичные требования.
Обгон на пересечении проезжих частей отличается особым риском. Наказание за такой проступок будет внушительным. Хотя административный кодекс страны не содержит прямых санкций за обгон в неположенных местах. Есть только наказание за выезд на встречку.
Согласно Кодексу об Административных нарушениях, есть два варианта мер пресечения подобных проступков. Зависит наказание от периодичности подобных нарушений:
- Автомобилист совершил подобного рода проступок впервые.
- Автомобилист второй раз в течение года с окончания действия наказания за предыдущий аналогичный инцидент нарушил правила обгона.
Применяемая мера воздействия зафиксирована в части 4 статьи 12.15 административного кодекса. Если водитель попался в первый раз, инспектор вправе привлечь нарушителя к материальному взысканию в размере 5 тысяч или изъятию ВУ на период от 4 месяцев до 6.
При фиксации нарушения камерами, водителю может быть выписан только штраф. Если же нарушение выявит сотрудник Госавтоинспекции, привлечение будет осуществляться по следующей схеме:
- Инспектор на месте составляет протокол, а затем передает его начальству. Рядовой сотрудник не имеет полномочий самостоятельно рассматривать дела.
- Начальство в ГИБДД после разбора или назначает штраф, или направляет дело в судебные органы для лишения водителя прав. Нужно учитывать, что в последнем случае дело рассматривается в присутствии автомобилиста.
- После оценки сопутствующих обстоятельств суд назначает меру наказания.
Повторное нарушение будет предполагать более жесткое наказание.
Если собственник ТС ранее привлекался по четвертой части статьи 12.15 административного кодекса и снова был остановлен за неправомерный обгон, наказание будет выписано в соответствии с пятой частью этой же статьи.
За вторичное нарушение, то есть совершенное в течение календарного года с дату полного погашения предыдущей квитанции или завершения периода лишения ВУ, возможны наказания:
- материальная мера воздействия: 5000 в национальной валюте;
- лишение прав на один год.
Важно соблюдать правила дорожного движения для обеспечения как личной, так и общественной безопасности.
Возможен ли обгон на перекрестке по главной дороге вне населенного пункта
Правила и порядок обгона на перекрестках регулируются ПДД, которые утверждены Постановлением Правительства №1090.
Разрешен ли обгон на перекрестке вне пределов населенного пункта? Какими правилами регулируется данный маневр? Какое наказание предусмотрено за нарушение установленным законом правил обгона, читайте далее.
Какие бывают развязки
Перекресток – это место пересечения автомобильных дорог.
Все перекрестки в населенном пункте или вне его пределов подразделяются на две большие группы:
- Регулируемые перекрестки – это пересечения (ответвления или примыкания) дорог, движение на которых регулируется с помощью светофора или регулировщика;
- Нерегулируемые перекрестки – это пересечения (примыкания и ответвления соответственно) дорог, на которых очередность проезда определяется водителями самостоятельно (светофоры или регулировщики отсутствуют).
Нерегулируемые перекрестки в свою очередь так же подразделяются на два вида. Именно от этого вида и зависят правила их проезда:
- неравнозначный (перекресток, на котором одна дорога является главной, а вторая – второстепенной). Приоритетность проезда на таком перекрестке определяется на основании установленных дорожных знаков. Преимущественное право движения в этой ситуации имеют автомототранспортные средства, движущиеся по главной дороге, которая оборудована следующим знаком:
- пропустить автомашины должен водитель, движущийся по второстепенной дороге, то есть тот, у которого при подъезде к перекрестку стоит знак «Уступи дорогу»:
- указанные знаки могут быть заменены на иные знаки, на которых главная дорога обозначается черной линией, имеющей большую ширину.
- равнозначными, то есть все дороги, которые сходятся на пересечении являются одинаковыми по значению, а не разделяются на главную и второстепенную.
Проезд на таких перекрестках определяется на основании правила «правой руки», то есть приоритет движения принадлежит автомобильному транспорту, который располагается с правой стороны от другого транспортного средства.
Перекресток так же можно считать нерегулируемым, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
- установленный светофор не работает по каким-либо причинам;
- светофор работает в режиме моргающего желтого света;
- имеется регулировщик, но он не подает никаких сигналов водителям.
В каких случаях можно совершить обгон на перекрестке по главной дороге вне населенного пункта
Прежде чем разбираться с правилами обгона на перекрестках, необходимо определить, что именно называется обгоном.
В соответствии с правилами движения обгон – это опережение движущегося впереди автомототранспортного средства с выездом на встречную полосу и обратным возвращением в занимаемую ранее полосу.
Если обгон совершается без выезда на встречную полосу, то такой маневр называется опережением. На выполнение обгона и опережения действуют разные правила.
Правилами движения регулируются правила проезда перекрестком и правила совершения обгона.
В соответствии с пунктом 11.4 ПДД обгон на перекрестке можно совершить только в одной ситуации – при пересечении нерегулируемого перекрестка, если автомобильный транспорт движется по главной дороге.
Как правильно выполнить маневр
Чтобы безопасно проехать перекресток и произвести на нем обгон необходимо соблюдать следующие правила:
- перед подъездом к пересечению дорог водитель должен, ориентируясь на дорожные знаки, сигналы светофора или регулировщика, определить очередность движения и возможность совершения обгона;
- если дорожная ситуация и действующие на перекрестке правила позволяют выполнить маневр, то необходимо включить левый указатель поворота, помогающий предупредить иных участников дорожного движения о совершении маневра;
- следующий этап – опережение автотранспорта;
- далее водитель обязан включить правый указатель поворота для обозначения маневра возврата в «свою» полосу движения и осуществить перестроение, не создавая помех для других транспортных средств.
Когда запрещено
Обгон запрещается:
- при любых условиях на регулируемом перекрестке;
- при любых условиях на нерегулируемом перекрестке, если автомашина движется по второстепенной дороге.
Следует учитывать, что из всех правил есть свои исключения. Так обгон на перекрестке, который не является регулируемым при условии движения по главной дороге, нельзя осуществлять, если:
- перед перекрестком установлен знак «Обгон запрещен» и действие этого знака распространяется на пересечение дорог (например, с дополнительной табличкой, на которой указывается зона действия дорожного знака);
- на проезжей части перекрестка нанесена сплошная линия разметки, которая так же запрещает выезд на полосу встречного движения.
Дополнительно пунктом 11.2 правил движения устанавливаются следующие ситуации, ограничивающие возможность обгона.
Маневр запрещается выполнять при соблюдении всех иных условий (соответствующая разметка, нерегулируемый перекресток, движение по главной дороге и так далее), если:
- автомобиль или иной транспортное средство, движущееся впереди, подает сигнал левого поворота или приступил к выполнению обгона иного автотранспортного средства;
- автомобиль, движущийся сзади, приступил к обгону;
- на перекрестке недостаточная видимость для совершения маневра «обгон»;
- в ходе выполнения обгона будут созданы помехи иным автомототранспортным средствам;
- после обгона нет возможности вернуться в ранее занимаемую транспортом полосу движения (например, при плотном потоке движения автомобильного транспорта).
Указанные правила распространяются исключительно на совершение маневра «Обгон» и не действуют на маневр «Опережение».
Наказание на нарушение правил
За нарушение правил обгона водитель может быть подвергнут административной ответственности в соответствии со статьей 12.15 КоАП.
Наказанием по данной статье является:
Штраф | 5 000 рублей |
Лишение прав | на 4 – 6 месяцев |
При повторном нарушении правил обгона на перекрестке срок лишения прав может быть увеличен до 12 месяцев.
Следует учитывать, что фиксация правонарушений сотрудниками ГИБДД может производиться:
- лично (патрульный экипаж находится на месте нарушения);
- с использованием камер фото или видео фиксации правонарушений.
Если фиксация нарушения производится камерами, работающими в автоматическом режиме, то при повторном нарушении правил обгона автомобильного транспорта на перекрестках наказание в виде лишения прав может быть заменено на штраф в размере 5 000 рублей.
Советы водителю по предотвращению ДТП
Любое нарушение правил обгона, в том числе и перекрестках может привести к автомобильной аварии, ущерб в которой может быть нанесен не только транспортным средствам, но и людям (пассажирам, пешеходам, водителям).
Чтобы избежать негативных последствий при маневрировании на перекрестке следует руководствоваться следующими правилами:
- перед эксплуатацией автомобиля необходимо проверить работоспособность всех систем, в том числе и указателей сигналов поворота, габаритных огней, фонарей заднего вида. Полностью исправный автомобиль реже попадает в аварии, так как риск отказа какой-либо системы сводится к минимальному уровню;
- строго соблюдаете все правила движения. Если знаками или разметкой запрещается выполнение маневра «обгон», то целесообразнее дождаться участка дороги, на котором заперт снимается;
- будьте внимательны при управлении автомобильным транспортом. Большой опыт вождения не является залогом безаварийной езды, если водителем неправильно оценивается дорожная ситуация перед выполнением маневрирования;
В ходе оценки дорожной ситуации требуется заранее определять скорость движения автомашин, движущихся как в попутном, так и во встречном направлении, а так же расстояние и безопасную дистанцию для совершения маневра.
- перед перестроением на другую полосу для обгона рекомендуется убедиться в отсутствии автомобильного транспорта. Следует учитывать, что не всю пространство проезжей части можно увидеть в зеркала заднего вида, так как существуют «слепые зоны» (зоны, не доступные для просмотра);
- особое внимание уделяйте ситуациям, когда автомобили движутся по соседней полосе. Из-за слепых зон не всегда можно узнать о намерениях водителя и планируемом перестроении;
- перед выездом на перекресток убедитесь в возможности совершения маневра и его безопасности. Для этого предварительно необходимо определить очередность проезда, руководствуясь установленными знаками, светофорами или сигналами регулировщика;
- не забывайте включать указатели поворота при перестроении для совершения обгона и возвращения на «свою» полосу движения. Маневрирование без указателей поворота опасно, так как иным водителям невозможно предугадать дальнейшее направление движения автомобиля;
- не пытайтесь совершить обгон, если слышно сирены автомобилей экстренных служб. Такой транспорт имеет приоритет в движении, а остальные водители обязаны уступить ему проезжую часть. Излишнее маневрирование может привести к столкновению;
- не отвлекайтесь во время управления автомашиной. Использование телефона без дополнительной гарнитуры запрещено правилами движения, а использование планшетов и телевизоров может быть чрезмерно опасным;
- не препятствуйте выполнению обгона, который совершается иными водителями. Повышение скоростного режима так же может привести к ДТП;
- будьте взаимовежливы на дороге.
Выполнение простых правил и соблюдение ПДД позволит избежать критических ситуаций при выполнении обгона на перекрестке, а так же сохранить здоровью водителя и движимое имущество.