Обгон и опережение по ПДД справа и разница между ними

Многие водители, получившие права, в дальнейшем не следят или не стараются разобраться в изменениях ПДД, пока не столкнутся с ними на практике, ведь незнание закона не освобождает от ответственности. В 2010 году в правилах появился новый термин «опережение», который стали путать с «обгоном». Несмотря на то, что маневры схожи, требования к их совершению разные.

Требовалась ли вам когда-нибудь помощь юриста по авто-вопросам?

Понятия обгона и опережения

Под опережением понимают движение автомобиля со скоростью большей, чем скорость ТС, движущегося в том же направлении по соседней полосе. В 2010 году изменилась и трактовка понятия «Обгон».

Раньше под термином подразумевали опережение автомобиля, связанное с выездом из занимаемого ряда.

Теперь он трактуется, как опережение с выездом на полосу (сторону) встречного потока машин и дальнейшим возвратом.

Разница между маневрами

Оба маневра предполагают ускорение и опережение впереди идущего ТС. Разница не только в трактовке понятия, но и в выполнении маневра.

Обгон

Согласно определению, предполагается выезд на встречку и возврат на прежнюю сторону. Рассмотрим пример. Водитель едет по двухполосной дороге, разделенной прерывистой полосой, запрещающих знаков нет. Перед ним едет автомобиль с меньшей скоростью.

Чтобы его обогнать, водитель выезжает на полосу встречного потока машин, ускоряется и возвращается.

Опережение

Действие представляет собой движение с большей скоростью, чем у попутных ТС. В отличие от обгона, не предполагается смена полосы. Например, в левом и правом ряду попутно едут два авто со скоростью 50 км/час. Водитель, движущийся справа, ускоряется и выезжает вперед.

Обгон и опережение по ПДД справа и разница между ними

Рассмотрим еще один пример опережения, который часто путают с обгоном. Друг за другом едут два автомобиля. Авто сзади выезжает на правую сторону, ускоряется, опережая впереди идущее авто, и возвращается в прежний ряд.

Поскольку не было выезда на встречку, обгоном это считать нельзя. Обгоняющий автомобиль совершил перестроение из левого в правый ряд, опережение и снова перестроение из правого в левый ряд.

Опасность маневров

ПДД не предъявляют к опережению строгих требований. Сам по себе маневр не представляет большой опасности. Для его совершения достаточно убедиться, что впереди нет никаких препятствий. Если опережение идет вместе с перестроением, то водителю также необходимо убедиться в безопасности и этого маневра.

Главное – не превышать максимально допустимой скорости движения.

Что касается обгона, то здесь возрастает риск аварии. Поэтому, согласно п. 11.2 ПДД, маневр запрещен, если:

  1. впереди идущее ТС поворачивает налево, начинает совершать обгон или объезд препятствия;
  2. авто сзади начинает совершать аналогичный маневр;
  3. обгоняющее ТС создаст опасность и помехи для других авто;
  4. на участке дороги действуют знаки запрета 3.20 и 3.22 (для грузовиков);
  5. нанесена сплошная линия разметки, пересечение которой запрещено;
  6. дорога плохо просматривается (например, окончание подъема) и имеет опасные повороты;
  7. через 100 метров находится ж/д переезд. Обгон также запрещен непосредственно на нем.

Таким образом, для обгона нужно убедиться в том, что другие автомобилисты не совершают или не планируют подобных действий, встречная полоса свободна, а возврат на прежний ряд не создаст никому помех.

В свою очередь водитель обгоняемого ТС не должен выполнять никаких действий, препятствующих обгону.

Маневры на перекрестке

Пересечения дорог могут быть двух типов – регулируемые и нерегулируемые. Опережать другой автомобиль можно на любом из них. Обгон же разрешен только на нерегулируемом, но при условии движения по главной дороге.

Маневры на пешеходном переходе

Правилами дорожного движения разрешено совершать опережение на данном участке дороге, но при этом необходимо руководствоваться правилами проезда пешеходного перехода, установленными в разделе 14.

Что касается обгона, то до 2014 года его запрещали только, когда на переходе находились пешеходы. В настоящее время нельзя обгонят даже при отсутствии каких-либо помех.

Обгон и опережение по ПДД справа и разница между ними

Маневры в тоннеле

Тоннель представляют собой дорогу в ограниченном пространстве. Совершать опасные маневры, в том числе обгон, в нем запрещено. Связано это с тем, что в случае появления встречного автомобиля и невозможности возвращения в свой ряд, ни один из водителей не сможет увернуться от столкновения. В то время, как на открытом участке дороги обгоняющий может съехать на обочину или в кювет.

По той же самой причине обгон запрещен на мостах, эстакадах и под ними.

Штрафы и наказания

Так как опережение и обгон связаны с ускорением, водителю может грозить штраф за превышение скорости, в соответствии с п. 12.9 КоАП. В зависимости от степени превышения, размер штрафа варьируется от 500 до 5000 рублей. За более грубое нарушение водителя могут лишить прав на срок до 6 месяцев.

Обгон предполагает выезд на встречку, значит, за совершение маневра в неположенном месте водителю могут выписать штраф 5000 руб., либо лишить водительского удостоверения на срок от 4 до 6 месяцев, в соответствии с п. 4 ст. 12.15 КоАП.

За повторное нарушение могут лишить прав могут на 12 месяцев, а в случае фото- и видео-фиксации обяжут заплатить 5000 руб. в пользу государства.

Примеры из практики

Водитель должен понимать, в какой ситуации им совершается опережение, а когда обгон, так как к последнему маневру предъявляются более строгие требования.

Неправильная оценка ситуации может привести к привлечению к административной ответственности.

Пример 1

Чаще всего споры водителей с инспекторами ГИБДД возникают по поводу завершению обгона. Рассмотрим несколько ситуаций.

Водитель планирует обогнать трактор. Знак информирует о том, что через 150-300 м будет ж/д переезд. Обгон разрешен, если будет завершен не менее, чем за 100 метров до переезда.

Обгон и опережение по ПДД справа и разница между ними

Водитель решил обогнать повозку. Для этого ему необходимо выехать на встречку, а значит, совершить обгон. Знак указывает на то, что ТС приближается к перекрестку равнозначных дорог. Согласно ПДД, обгон на таком перекрестке запрещен. Поэтому он должен быть завершен до него.

Обгон и опережение по ПДД справа и разница между ними

Если бы водитель двигался по главное дороге, то закончить маневр он мог и на перекрестке.

Пример 2

Самый распространенный пример, который встречается в реальной жизни – несоответствие дорожной разметки и установленного знака. Предположим, на дороге нанесена прерывистая разметка, разрешающая ее пересечение.

Но вместе с прерывистой разметкой на этом же участке дороги может быть установлен знак 3.20. В этом случае обгон совершать нельзя, так как предписание знаков имеет приоритет перед разметкой.

При этом разметка и знак не запрещают автомобилисту повернуть налево и развернуться.

Опережение и обгон – схожие маневры. Но, если к первому не предъявляется строгих требований к исполнению, то для выполнения второго правилами установлены ограничения. Связано это с тем, что успешное совершение маневра зависит не только от водителя, но и от поведения других участников движения. В любом случае, совершая те или иные действия на дороге, необходимо убедиться в их безопасности.

За нарушение любого правила, автомобилисту грозит административное наказание, а за неправильный обгон могут и вовсе лишить прав. Чтобы избежать подобных ситуаций, необходимо следить и разбираться в изменениях ПДД.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Чем отличается обгон от опережения

Обгон и опережение по ПДД справа и разница между ними

Зачастую непрофессиональные водители – то есть те, которые ездят на личных автомобилях, а не автобусе, тракторе и других специальных транспортных средствах – не совсем понимают, чем отличается обгон от опережения по правилам. Нетвердое знание этих понятий является серьезным поводом для неприятной беседы с инспектором, не говоря уж о создании потенциально опасной ситуации на дороге. С учетом того, что любое транспортное средство считается источником повышенной опасности, человек за рулем просто обязан знать нюансы данных маневров. 

Формулировка, примеры, запреты 

Обгон и опережение по ПДД справа и разница между ними

Чтобы усвоить, чем отличается обгон от опережения, давайте разберемся подробнее с этими двумя понятиями.

Обгоном, в классическом его понимании, называют опережение одного либо нескольких движущихся средств передвижения, для которого требуется выехать из занимаемой автомобилем полосы на встречную полосу с дальнейшим возвращением в покинутый ряд. Соответственно, обгон в любом случае является разновидностью опережения, в то время как опережение не может являться обгоном. 

  • Опережение – это движение автомобиля со скоростью, которая выше скорости попутного транспортного средства. Для лучшего понимания нюансов с обгоном следует привести примеры: 
  •  опережение в пределах одной полосы на дороге с нанесенной разметкой;
  •  опережение с выездом на «встречку», но без возврата на покинутую полосу;
  •  опережение на трехрядной дороге с выездом на среднюю полосу.
Читайте также:  Классификация стоянок автомобилей с учетом специфики их эксплуатации

Еще одна разница между обгоном и опережением заключается в том, что на совершение «необгона» практически нет запретов и ограничений. Достаточно редкое исключение – ситуация, когда все соседние полосы заняты другими транспортными средствами. То есть, только плотное движение на проезжей части способно стать отказом от опережения.

Кроме того, в Правилах имеется пункт, устанавливающий, что если впереди идущая машина при подъезде к нерегулируемому пешеходному перекрестку притормозила либо полностью остановилось, то сзади идущие транспортные средства тоже должны замедлиться. Это нужно для того, чтобы оценить обстановку и понять, что происходит.

Разумеется, при таких условиях опережение становится невозможным. 

Также следует помнить, что как опережение, так и обгон, запрещены на железнодорожных переездах, в тоннелях, на перекрестках, резких поворотах и пр. И, конечно же, такие маневры нельзя совершать при наличии запретных дорожных знаков. 

Можно ли совершать опережение справа? 

Поскольку справа встречной полосы по определению быть не может, термина «обгон справа» не существует – данный маневр однозначно трактуется опережением.

Другое дело, что опережение справа до 2010 года было запрещено, однако сейчас это табу не действует.

То есть, если дорога имеет две полосы, а автомобиль-лидер начал замедляться, то на вполне законных основаниях можно перестроиться в правый ряд и с соблюдением правил безопасного маневрирования опередить его. 

И все же существуют ситуации, когда правостороннее опережение признается незаконным. Речь идет о выезде на тротуары, обочину, пешеходные либо велосипедные дорожки. И хотя данный маневр тоже считается не обгоном, а опережением, он в первую очередь является нарушением ПДД. 

Чем опасны опережение и обгон

Обгон и опережение по ПДД справа и разница между ними

  1. Опережение считается более простым в сравнении с обгоном маневром, однако даже в нем таится опасность. Совершая его, нужно принимать во внимание следующие аспекты:
  2.  пешеходы – на них можно запросто наехать на пешеходном переходе;
  3.  превышение скоростного режима: на участках дорог, где скорость вырастает свыше допустимой, водители часто не справляются с управлением. Это может привести к неконтролируемому заносу, а то и опрокидыванию автомобиля;
  4.  ограниченная видимость при маневре как с левой, так и с правой стороны – хотя бы на доли секунды, но человек за рулем отвлекается и перестает следить за ситуацией, складывающейся на соседних полосах. 

Опережение и обгон, отличие которых было описано выше, закономерно считаются одними из наиболее сложных маневров. Это не парковка, заезд в бокс или прочие элементы водительского мастерства, недостаточное усвоение которых грозит разве что нанесение материального ущерба своему или чужому транспортному средству. А поскольку обгон связан с выездом на встречную полосу, ему свойственна большая степень опасности: 

 блокировка колес, занос и т.д. из-за резкого увеличения или снижения скорости, без которых обогнать соседнюю машину никак не получится;

 большая степень вероятности столкновения «лоб в лоб» на «встречке» – далеко не у всех водителей выработано умение правильно оценивать как скорость, так и расстояние до встречных машин;

 создание помех транспорту, движущемуся во встречном и попутном направлении вследствие излишне высокой скорости или неправильной оценки ситуации на дороге. 

Несомненно и то, что при обгоне, особенно при движении в гору, водитель не видит, что происходит за холмом. Поэтому опытные автомобилисты никогда не совершают обгон либо опережение до того момента, как достигнут верхней точки возвышенности. Кроме того, их безопасная езда во многом обусловлена перечнем правил, которых они придерживаются. 

Основные правила маневрирования 

Обгон и опережение по ПДД справа и разница между ними

С опережением все достаточно просто: нужно лишь заблаговременно включить указатели поворота, вывернуть руль в нужную сторону и нажать на педаль газа. Еще лучше, когда водитель набирает скорость не перед самым началом маневра, а заранее – это повышает безопасность и сокращает время. Разумеется, при этом никто не отменял здравого смысла – разрешенный дорожными знаками скоростной режим в любом случае нужно соблюдать. 

Для совершения обгона тоже следует выполнить нехитрые, но обязательные для выполнения манипуляции. Во-первых, нужно точно удостовериться, что встречная полоса свободна на достаточной для совершения маневра дистанции.

Еще лучше, когда движущихся навстречу автомобилей в зоны видимости нет или они находятся на предельно максимальном расстоянии. Далее следует убедиться, что обгон не создаст помех для других участников движения.

Кроме того, нужно помнить еще несколько «золотых» правил: 

  •  заранее включать указатели поворота – впрочем, это предписание касается абсолютно любого маневра, а не только обгона;
  •  перед началом обгона водитель должен убедиться, что идущее сзади транспортное средство само не намеревается совершить аналогичный маневр;
  •  обгон «паровозиком» – когда сразу несколько автомобилей друг за другом на высокой скорости выскакивают на «встречку» – категорически запрещен;
  • Кроме того, как и в случае с опережением, набор скорости при обгоне рекомендуется производить заранее.

Меня обгоняют: что можно и нельзя делать?

И все-таки знание того, что такое обгон и опережение, в чем разница между ними – это далеко не все, что отличает грамотного водителя.

Ведь он постоянно находится в совершенно противоположных ипостасях, то есть обгоняющего и обгоняемого.

В последнем случае также существуют азы поведения, соблюдение которых исключает создание помех другим автомобилям и помогает более быстро и безопасно выполнить обгон. 

Во-первых, мешать транспортным средствам, идущим на обгон, ни в коем случае нельзя – это провоцирует множество аварий.

Ведь далеко не каждый человек за рулем является асом вождения: он может неправильно рассчитать соотношение скорости и расстояния, и тогда ему придется притормаживать и возвращаться в исходную полосу.

Во-вторых, при обгоне не следует самому набирать скорость, а еще лучше ее сбавлять и немного прижиматься вправо. 

Основной принцип водительской этики при обгоне и опережении заключается в простом слове «помогай». То есть, обгоняемому водителю нельзя ни резко тормозить, ни набирать скорость. При этом не следует думать, что корректным поведением вы делаете кому-то услугу – правильные действия помогают обоим участникам движения избегать потенциально опасной ситуации.

Например, если водитель машины-лидера видит, что впереди плохая дорога либо какое-то препятствие, то включенным левым поворотом он может предупредить обгоняющего, что с маневром лучше повременить.

Это поможет соседу по полосе предпринять адекватные действия – в данном случае притормозить и отказаться от обгона – и в итоге в выигрыше окажутся все участники дорожного движения.

Верховный суд разъяснил правила обгона автомобилей

Обгонять автомобили вдогонку за другой машиной можно, если хватает видимости. Правила дорожного движения такого маневра не запрещают. Но, как оказалось, подобный маневр не нравится сотрудникам ДПС. И только разъяснения Верховного суда восстановили справедливость: такие обгоны не запрещены.

Итак, некий Антон Боздникин еще в марте 2018 года в Астраханской области пошел на обгон. Он не подозревал, чем ему этот маневр обойдется. Нет, никакой аварии он не совершил. Но почти два года ему пришлось доказывать в судах различных инстанций, что он не совершал никаких правонарушений и вообще стал жертвой своевольного толкования Правил дорожного движения неким инспектором ДПС.

Обгон и опережение по ПДД справа и разница между ними

Незаконным операторам ТО грозит уголовная ответственность

Ситуация была примерно следующая: впереди выстроилась очередь за медленно едущей машиной. Как только появилась возможность, то есть сплошная полоса стала прерывистой, Антон пошел на обгон. Причем он был не первым. Впереди него на такой обгон пошли еще несколько машин. Но они были довольно далеко.

В общем, завершил свой маневр он в зоне действия разрешения обгона. Однако по непонятной причине сотрудникам ДПС, притаившимся на обочине, его обгон показался не соответствующим Правилам дорожного движения. Они не постеснялись и вменили ему сначала двойной обгон, то есть якобы он обгонял автомобиль, уже совершающий обгон другой машины.

Сей трюк даже нарисован на схеме происшествия. Однако при этом в рапорте сотрудника ДПС обстоятельства нарушений вообще не изложены. Просто указывается пункт правил, которые водитель якобы нарушил. Речь идет о статье 11.2 ПДД.

В ней говорится, что водителю запрещается выполнять обгон в случаях, если: транспортное средство, движущееся впереди, производит обгон или объезд препятствия, транспортное средство, движущееся впереди по той же полосе, подало сигнал поворота налево, следующее за ним транспортное средство начало обгон.

Ну и в крайнем случае: «по завершении обгона он не сможет, не создавая опасности для движения и помех обгоняемому транспортному средству, вернуться на ранее занимаемую полосу».

Читайте также:  Росэнерго страховая компания: как продлить электронный страховой полис ОСАГО онлайн

Однако все эти условия были выполнены, если судить по записи видеорегистратора пострадавшего. А вот на видеорегистраторе сотрудника ДПС вообще не видно, как водитель обгонял. Видно лишь, что он перестроился обратно в свою полосу еще там, где было разрешено совершать обгон.

Таким образом, и рапорт сотрудника ДПС, и составленная им схема правонарушения категорически противоречат записи видеорегистратора якобы нарушителя.

Суды изучили эти доказательства, но не придали им значения. Конечно, рапорт — это гораздо круче. Получается, что если схема не соответствует тому,что снято на камеру, то лучше не верить глазам своим?

Обгон и опережение по ПДД справа и разница между ними

Риск попасть в ДТП вырастает к осени

Однако Верховный суд своим глазам поверил. И оценил главное: автомобили, которые также совершали обгон, никаким образом не закрывали обзор. Двойного обгона не было вообще. То есть все автомобили выезжали на довольно большом удалении от якобы виновника нарушения.

Как подтвердили корреспонденту «РГ» в Госавтоинспекции, в Правилах дорожного движения четко прописаны все условия ограниченной видимости, при которых обгон запрещен. Это прописано в пункте 1.

2 правил: «Ограниченная видимость» — видимость водителем дороги в направлении движения, ограниченная рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.

Но машины, которые совершают обгон, не всегда закрывают обзор. По непонятной причине суды нижних инстанций не рассматривали ни аргументы, ни доказательства пострадавшего, которые противоречили показаниям инспектора. И именно эту несправедливость устранил Верховный суд.

Предложено внести в КоАП статью о штрафе в 20 тысяч рублей для чиновников, которые вынесли решение о несправедливом наказании 

Теперь осталось дождаться, чтобы другие инспекторы также не злоупотребляли правом и не вменяли водителям нарушения, которых они не совершали.

Стоит напомнить, что эксперты Объединенного народного фронта предложили внести в Кодекс об административных правонарушениях штраф 20 тысяч рублей для чиновников, которые вынесли решение о несправедливом наказании. А также компенсацию для пострадавшего в размере тех же 20 тысяч.

Чем опережение отличается от обгона, когда оно запрещено и за что можно получить штраф

Обгон и опережение по ПДД справа и разница между ними

Недавно мы разобрались с тем, что такое обгон и в каких случаях он разрешен, а в каких запрещен. Сегодня мы прольем свет на другую ситуацию – опережение: для него ограничений в ПДД установлено меньше, но есть и важные нюансы. Более того, даже при опережении можно нарушить правила и получить штраф. Разбираемся во всем по порядку.

Определение опережения очень простое: это движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства. Важнейшее отличие опережения от обгона состоит в том, что обгон – это опережение, связанное с выездом на встречную полосу, а простое опережение осуществляется без выезда на встречку.

Когда опережение запрещено?

Прямого запрета на опережение в конкретной ситуации в ПДД нет – то есть на опережение не распространяются запреты, действующие для обгона: опережать можно и на перекрестках, в тоннелях, на поворотах и так далее, поскольку водитель движется по своей полосе движения и нет риска появления на ней встречного автомобиля. Несомненно, помимо правил стоит учитывать и конкретные дорожные условия: к примеру, опасный поворот в условиях ограниченной видимости (туман, дождь, снег) или в гололед – не лучшее место для опережения, пусть оно и не противоречит правилам.

Однако в ПДД есть отдельный пункт 11.5, касающийся именно правил опережения: он гласит, что опережение транспортных средств при проезде пешеходных переходов осуществляется с учетом требований пункта 14.2 ПДД. Пункт 14.

2, в свою очередь, устанавливает, что если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или снизило скорость транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся в том же направлении, также обязаны остановиться или снизить скорость, а продолжать движение разрешено, только пропустив пешеходов.

Поэтому, даже двигаясь по своей полосе, нужно следить за дорожной обстановкой и помнить одно из ключевых правил: если автомобили впереди начали торможение, вы тоже должны замедлиться, чтобы понять, что происходит.

Разрешено ли опережение с правой стороны?

Когда-то в ПДД не было понятия «опережение», и это породило такое словосочетание, как «обгон справа», которое вдобавок обросло мифами.

Имея в виду действующие правила, стоит понимать, что понятия «обгон справа» не существует, поскольку встречная полоса там располагаться не может, а соответствующий маневр называется «опережение справа».

При этом прямого запрета на опережение справа в ПДД нет: если дорога имеет больше одной полосы движения в одном направлении, вы движетесь в левой полосе, и автомобиль перед вами начал замедляться (например, для поворота налево), то вы имеете полное право перестроиться в правую полосу и опередить его, соблюдая правила маневрирования. То же самое касается ситуаций, когда водитель в нарушение ПДД движется по левой полосе при свободной правой, а вы, совершая опережение, догнали его: в этой ситуации можно вернуться в положенный правый ряд, опередить попутную машину (без превышения скорости) и продолжить движение в правом ряду.

Однако есть и ситуации, в которых опережение справа будет незаконным: они связаны с выездом на обочину, велосипедные и пешеходные дорожки либо тротуары. Такой маневр хоть и является опережением, но фактически остается прежде всего нарушением ПДД.

Какой штраф предусмотрен за некорректное опережение?

Из рассказанного выше становится понятно, что нарушение правил опережения может спровоцировать несколько ситуаций, в который водитель получит штраф. Рассмотрим их по порядку.

Нарушение пункта 11.5 ПДД при проезде пешеходных переходов, когда водитель не замедляется вместе с попутными автомобилями, может закончиться для него не административным, а уголовным делом, если пешеход будет сбит. Но даже если этого не произойдет, водитель будет наказан по статье 12.

8 КоАП за «невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу пешеходам, велосипедистам или иным участникам дорожного движения (за исключением водителей транспортных средств), пользующимся преимуществом в движении»: это влечет наложение административного штрафа в размере от 1 500 до 2 500 рублей.

Опережение справа, связанное с выездом на обочину, карается в соответствии с частью 1 статьи 12.15 КоАП: согласно ей «движение по обочинам влечет наложение административного штрафа в размере 1 500 рублей»

Если же водитель выполнит опережение справа с выездом на велосипедную или пешеходную дорожку либо тротуар, он будет наказан по части 2 той же статьи 12.15: «движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД влечет наложение административного штрафа в размере 2 000 рублей».

Обгон и опережение в обновленных правилах дорожного движения

Обгон и опережение по ПДД справа и разница между ними

Добрый день, уважаемый читатель.

Уже меньше месяца осталось до того момента, когда вступят в силу изменения правил дорожного движения, которые подробно описаны в серии статей «Поправки в ПДД 2010».

Если Вы уже ознакомились с этой серией статей, то конечно же помните, что среди всех поправок можно выделить несколько основных, которые в большей степени коснутся водителей. Среди таких поправок можно отметить, например, изменение правил, относящихся к использованию световых приборов.

Еще одним изменением, которое вызывает множество вопросов, является изменение правил обгона и опережения. Именно об этом и пойдет речь в статье.

Понятия обгона и опережения

Рассмотрим понятие обгон в редакции до и после 20 ноября 2010 года:

«Обгон» – опережение одного или нескольких движущихся транспортных средств, связанное с выездом из занимаемой полосы.

«Обгон» – опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части).

Обгон должен обладать следующими признаками:

1. Обгон — это частный случай опережения. Т.е. любой обгон является опережением (понятие опережения приведено ниже в тексте этой статьи), но не любое опережение является обгоном.

2. Обгон обязательно связан с выездом на полосу встречного движения.

3. Обгон обязательно связан с возвращением на ранее занимаемую полосу.

Чтобы лучше понять суть этого понятия, приведу несколько примеров обгона и несколько примеров маневра, который не является обгоном.

Примеры обгона:

1. Двухполосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом на левую половину дороги.

2. Трехполосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом на среднюю полосу дороги.

3. Четырех и более полосная дорога. Автомобиль выполняет опережение, выезжая при этом либо на левую половину дороги, если нет разметки, либо на встречную полосу, если разметка есть. Такой обгон наказывается лишением прав как при наличии разметки, так и при ее отсутствии.

Читайте также:  – среднетехническая скорость, км/ч;– количество гружёных ездок за оборот, ед;– время простоя под пог

Пришло время рассмотреть новое понятие в правилах дорожного движения:

«Опережение» – движение транспортного средства со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства.

Как я уже писал выше, обгон является частным случаем опережения. Тем не менее, не все опережения являются обгонами.

Примеры маневра, не являющегося обгоном

1. Опережение в пределах одной полосы, т.е. опережение автомобиля без пересечения горизонтальной разметки, если такая разметка на дороге присутствует.

2. Опережение в пределах правой половины дороги, т.е. опережение автомобиля без выезда на полосу встречного движения (как на дорогах с разметкой, так и без разметки).

3. Опережение транспортного средства с выездом на полосу встречного движения, но без возвращения на сторону попутного движения.

Обгон справа в новых правилах дорожного движения

В действующей до 20 ноября 2010 года редакции правил дорожного движения существует понятие «обгон справа»:

11.2. Обгонять безрельсовое транспортное средство разрешается только с левой стороны. Однако обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал поворота налево и приступил к выполнению маневра, производится с правой стороны.

Чуть выше я привел 3 признака, которыми обязательно должен обладать любой обгон. Один из этих признаков — выезд на полосу встречного движения. Поскольку движение в России правостороннее (пункт 1.

4 пдд) очевидно, что по новым правилам выполнить обгон справа не представляется возможным. Поэтому пункт 11.

2 в приведенной мной редакции исчезнет из пдд после того, как изменения правил дорожного движения вступят в силу.

Хочу отметить, что после 20 ноября 2010 года у водителей появится возможность выполнять опережение справа, причем на этот маневр не накладывается никаких дополнительных ограничений.

Знаки, запрещающие обгон

Грядущие изменения правил распространяются и на дорожные знаки, и одним из них оказался знак 3.20 «обгон запрещен»:

3.20 «Обгон запрещен». Запрещается обгон всех транспортных средств.

3.20 «Обгон запрещен». Запрещается обгон всех транспортных средств, кроме тихоходных транспортных средств, гужевых повозок, мопедов и двухколесных мотоциклов без коляски.

После введения изменений в правила появятся несколько послаблений по части обгонов. Если говорить конкретнее, то у водителей будет существовать возможность обгонять тихоходные транспортные средства (обозначены специальным знаком), гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски, не дожидаясь знака, который разрешит им обгон.

Отмечу, что знак 3.20 не запрещает выполнять опережение, т.е. в зоне действия знака 3.20 можно опережать любые транспортные средства без выезда на полосу встречного движения.

Кроме этого, хочу обратить Ваше внимание на коренное различие знаков 3.20 и 3.22:

3.22 «Обгон грузовым автомобилям запрещен». Запрещается грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т обгон всех транспортных средств.

Знак 3.22 не разрешает обгонять никого (даже тихоходные транспортные средства, гужевые повозки, мопеды и двухколесные мотоциклы без коляски), но также как и знак 3.20 позволяет выполнить их опережение.

В конце этой статьи хочу отметить, что все описанные правила Вы сможете применить на дороге только после 20 ноября 2010 года. Применение некоторых правил до этой даты может повлечь нарушение и наложение соответствующего штрафа (например, выполнение обгона без выезда на полосу встречного движения в зоне действия знака 3.20).

Удачи на дорогах!

Обгон и опережение в ПДД: в чем разница?

Понятия обгон и опережение часто вызывают вопросы как среди начинающих, так и опытных водителей.

Непонимание или незнание данных определений может стать причиной аварийной ситуации на дороге или штрафных санкций со стороны инспекторов ДПС.

Автомобиль представляет собой транспортное средство повышенного риска, именно поэтому водитель должен правильно понимать, совершает ли он маневр опережения или обгона.

Основные определения терминов опережения и обгона

Чтобы разобраться в главных особенностях опережения или обгона необходимо сначала установить значение каждого из этих терминов. Опережение на дороге – это перемещение по трассе автомобиля, скорость которого превышает скорость движущихся рядом транспортных средств.

Маневр обгона – это форма опережения одного или нескольких транспортных средств, при котором машина обязательно выходит на встречную полосу с последующим обязательным возвратом к своей полосе движения.

Процесс доступен только в том случае, если данный маневр позволяет совершить дорожная разметка, а также отсутствуют специальные запрещающие знаки. В таком случае обгон не будет считаться нарушением ПДД.

В чем разница между выполнением опережения и обгона?

С позиции выявления разницы между процессами обгона и опережения можно обратиться к регламенту ПДД. На практике обгон представляет собой более рискованный и потенциально опасный маневр.

В подобных случаях он тесно связан не только с процедурой стандартного опережения движущихся рядом транспортных средств, а также таких мероприятий, как маневрирование машины влево, выход на встречную или рядом идущую полосу, дальнейшее возвращение на свою магистраль. К проведению классического маневра обгона необходимо предельно внимательно относиться к ситуации на дороге, а также установленным правилам ПДД. Предусмотрено большое количество запретов и ограничений на реализацию данного процесса.

Основные правила опережения и обгона

При проведении маневра с выполнением обгона водителю необходимо осуществить комплекс простых, однако обязательных требований, к числу которых относятся следующие определения.

  • Следует предварительно убедиться в том, что встречная полоса полностью свободна для выезда транспортного средства, а движущиеся параллельно автомобили находятся на значительном расстоянии. Идеальные условия, при которых в зоне видимости полностью отсутствуют встречные машины.
  • Важно убедиться заранее, что осуществление маневра не спровоцирует создание препятствий для других участников дорожного движения.
  • Перед выполнением маневра обгона следует при помощи зеркал заднего вида визуально убедиться в том, что следующий позади автомобиль также не перешел к маневру обгона.
  • Полностью запрещен «обгон паровозом», который представляет собой движение, при котором одновременно несколько машин совершают друг за другом его обгон.
  • Следует включать сигнальные обозначения поворота перед проведением процесса маневрирования.

Вопрос с опережением значительно проще: маневр предполагает использование стандартного указателя поворота, а также логики движения, соблюдения заявленного скоростного режима.

Стандартный маневр обгона тесно связан не только с классическим опережением перемещающихся транспортных средств, а также сопутствующих процессов, к числу которых относятся маневр влево, перемещение на встречную или идущую рядом полосу, возвращение к исходной магистрали. В рамках ПДД предусмотрено большое количество запретов и ограничений, при которых нельзя выполнять подобный маневр, а также случаев, когда обгон разрешен.

Опережение представляет собой движение, которое реализуется в рамках границ принадлежащей водителю по установленным правилам проезжей части.

Одновременно с этим скорость движения значительно превышает скоростные показатели движущихся рядом транспортных средств.

В подобном случае не предусмотрены возможности для выезда на имеющуюся рядом встречную полосу, а также нет возможности возвращения транспортного средства на ранее занимаемую им полосу и сторону.

Основной порядок действия при выполнении маневра обгона и опережения является не единственным отличием подобных операций. Одним из главных отличий проведения обгона от опережения стало то, что второе можно реализовать как с левой, так и с правой стороны.

Дополнительно обгон в качестве маневра ограничен условиями ПДД, а также полностью запрещен в большей части ситуаций. При проведении маневра опережения подобные ограничения не предусмотрены. Водители могут выполнять его при любых ситуациях.

Главным исключением является только максимально плотный автомобильный поток, когда каждая из полос на трассе занята транспортными средствами.

Какую ответственность несут водители за нарушения?

Любой маневр, который предполагает выезд автомобиля на встречную полосу, может стать причиной аварии, спровоцировать травмы людей, аварийные ситуации. За нарушение подобных правил предусмотрено суровое наказание, степень которого определяется только при оценке совокупности всех имеющихся обстоятельств и последствий, которые привели неправомерные действия со стороны водителя.

В стандартной ситуации при определении меры наказания и расчета штрафа за обгон в неположенном месте предусмотрена административная ответственность по КоАП ч.4 ст. 12.15. Нарушение правил ПДД, которое было связано с запретом на выезд на встречную полосу может привести к взысканию в 5 тыс.

рублей или лишению водительских прав на срок до полугода. В случае выполнения маневра с выездом на встречную полосу могут пострадать и другие участники дорожного движения, к числу которых относятся смертельные исходы, предусмотрены не только штраф за обгон, но и уголовная ответственность.

Видео на тему: «ПДД: Обгон, опережение, встречный разъезд»

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *