Среди проблем, порожденных автомобилизацией, задачи обеспечения стоянок автомобилей у административных, общественных и производственных зданий и размещение автомобилей для хранения в жилых районах являются наиболее острыми. При уровне автомобилизации 150—200 авт. на 1000 жителей площадь, занимаемая стоянками автомобилей, превышает площадь городских улиц и дорог, используемых для движения.
Наиболее сложна эта проблема в городах со сложившейся застройкой. Мировой опыт автомобилизации показывает, что решить эту проблему можно только за счет всей территории города путем использования свободной ширины проезжей части улиц и создания специальных внеуличных автостоянок.
Территории для хранения автомобилей делят по способу хранения и продолжительности нахождения на них автомобилей на несколько типов.
Автостоянки для постоянного хранения автомобилей у жилых домов, в жилых кварталах, на межрайонных территориях. Продолжительность хранения более 1 сут. Эти автостоянки используют для хранения автомобилей, принадлежащих гражданам. В зависимости от уровня обслуживания такие стоянки могут быть платными с закреплением мест за гражданами и бесплатными, свободного пользования.
Автостоянки большой продолжительности хранения у предприятий, учреждений и городских комплексов для размещения автомобилей, принадлежащих рабочим, служащим и посетителям, продолжительностью более 8 ч.
Эти автостоянки в зависимости от типа учреждения могут быть общего пользования или только для служебных автомобилей.
Последнее оправдано только в части города со сложившейся тесной застройкой, как правило, в центральной или старой части города.
- Автостоянки средней продолжительности хранения у зданий и сооружений, периодически собирающих большие массы людей (стадионы, театры, киноконцертные залы, рестораны, крупные торговые центры), на период 2—4 ч.
- Автостоянки кратковременной продолжительности хранения у вокзалов, универсальных магазинов, рынков, спортивных сооружений для хранения автомобилей до 2 ч.
- Последние два типа автостоянок должны быть общего пользования.
Гаражи — это специальные здания, предназначенные для хранения и обслуживания автомобилей. Они могут размещаться под землей, на поверхности земли (как правило, многоэтажные), занимать часть зданий другого назначения.
Это наиболее перспективный способ хранения автомобилей, позволяющий на малой поверхности города хранить большое число автомобилей. Недостатком гаражей является их высокая стоимость: в зависимости от уровня обслуживания она составляет 3—5 тыс. р.
Стоимость открытых автостоянок составляет в зависимости от типа дорожной одежды 250—500 р. за одно машино-место.
Говоря об автостоянках, обычно имеют в виду специально оборудованные площадки на территории города. Как правило, эти площадки располагаются вне уличной сети. Это наиболее правильное направление в решении проблемы хранения автомобилей в городах.
Однако полностью решать эту проблему только за счет таких стоянок не удается: при частом их расположении требуются слишком большие площади для их размещения, укрупнение автостоянок приводит к уменьшению их числа и удалению от объектов обслуживания. Приходится для размещения автомобилей использовать местную улично-дорожную сеть.
Улицы после размещения на них автостоянок становятся непригодными для пропуска постоянного движения и могут использоваться только как проезды, часто однопутные.
ПЛАНИРОВОЧНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЬНЫХ СТОЯНОК
Планировочные характеристики автомобильных стоянок (размеры ячейки для постановки автомобиля, ширина проездов, радиусы поворотов, зоны для маневрирования) определяются схемой расстановки автомобилей.
Размер ячейки определяется типом автомобилей. Для городских условий в качестве расчетного принимают тип автомобиля, наиболее распространенный среди возможных пользователей стоянок.
В нашей стране такими автомобилями являются: для стоянок личного пользования малолитражный тип автомобиля семейства ВАЗ, для служебных — автомобиль «Волга».
Если предполагается стоянка грузовых автомобилей и автобусов, например в пригородной части города, расчетный тип таких транспортных средств выбирают в зависимости от состава транспортного потока.
Ячейка для установки одного автомобиля должна вмещать сам автомобиль и позволять обойти вокруг него. Для этого размеры сторон ячейки должны быть на 0,5 м больше соответствующих разме-ров автомобиля (рис. 7.1).
Это обеспечивает зазор между автомобилями 1,0 м, достаточный для прохода между ними пешеходу.
|
При расположении стоянки вдоль улицы возникают трудности с въездом в ячейку и выездом из нее. Для облегчения пользования такой стоянкой ячейки объединяют по две и оставляют между ними зазор не менее 2 м. При вероятной постановке на стоянку автобусов этот зазор может быть увеличен до 3 м (рис. 7.2).
В нормах на проектирование городских улиц западноевропейских стран на проезжей части улиц с возможной стоянкой автомобилей предусмотрены специальные полосы для стоянок. Ширина этих полос меньше, чем для движения и в зависимости от типа автомобилей, останавливающихся на улице, составляет 2,5—3,0 м.
На улицах в жилых кварталах с малой интенсивностью автомо-
бильного и пешеходного движения автостоянки допускаются с заездом на тротуар. В этом случае увеличивается поперечный уклон тротуара и уменьшается до 5—10 см высота бортового камня. Свободная часть тротуара должна иметь ширину не менее 1,5 м, достаточную для размещения двух полос пешеходного движения (рис. 7.3).
Размеры планировочных элементов внеуличных автомобильных стоянок зависят от схемы расстановки автомобилей: по мере приближения угла расстановки к прямому увеличивается вместимость стояночной полосы, но вместе с этим увеличивается и необходимая ширина проезда между рядами. Однако в целом средняя площадь «стоянки, приходящаяся на один автомобиль, при этом уменьшается (рис. 7.4). Основные размеры элементов планировочного решения таких стоянок приведены в табл. 7.1. Обозначения этих элементов в табл. 7.1 те же. что и на рис. 7.4.
|
|
|
При многорядной установке автомобилей основным размерным модулем также является размер ячейки для одного автомобиля (рис. 7.5). Выбор схемы расстановки автомобилей зависит от ширины площадки, где располагается стоянка: с уменьшением угла установки уменьшается и необходимая ширина стоянки; средняя площадь на одно машино-место при этом несколько (до 10—12 %) увеличивается.
Автостоянки и паркинги
Классификация автостоянок и паркингов
Существует несколько видов автостоянок и паркингов, которые классифицируются по следующим принципам:
- По размещению относительно уровня земли:
- подземные;
- наземные;
- комбинированные.
- По типу огра ждающих конструкций:
- открытые;
- закрытые;
- комбинированные.
- По количеству этажей.
- одноэтажные;
- многоэтажные.
- По расположению относительно других объектов:
- отдельно стоящие;
- встроенные;
- комбинированные.
- По расположению в зоне городских застроек:
- в зоне общегородского пользования;
- в жилой зоне и т.д.
- По длительности хранения:
- временное;
- постоянное;
- сезонное.
- По условиям хранения:
- отапливаемые;
- неотапливаемые;
- комбинированные.
- По организации хранения:
- ячейковые;
- боксовые;
- манежные;
- комбинированные.
При проектировании паркингов и стоянок учитываются особенности классификации будущей конструкции, наличие дополнительной вибрационной нагрузки на месте стоянки и сценарий заполнения паркинга. От качества выполненного проекта зависит дальнейшая функциональность парковки.
Особенности проектирования автостоянок и паркингов
Проектирование автостоянки (паркинга) – это разработка комплекта инженерной, технико-экономической и конструкторской документации, которая содержит и отражает всю необходимую информацию для строительства, контроля и ввода в эксплуатацию данного объекта. При проектировании механизированного паркинга пакет проектной документации должен также включать информацию о:
- всех механизмах и узлах;
- устанавливаемом оборудовании;
- режиме управления паркингом (автоматический, полуавтоматический).
Проект автостоянки (паркинга) начинается с разработки технического задания, которое обязательно согласовывается с заказчиком и местными органами надзора. Техническое задание содержит следующие пункты:
- Перечень нормативных документов, в соответствии с которыми будет выполняться проектная документация.
- Специальные требования заказчика.
- Основные решения.
- Исходные данные для проектирования, а именно:
- тепловые нагрузки;
- требования к системам и оборудованию;
- количество выделяющихся вредных веществ по помещениям;
- параметры внутреннего и наружного воздуха;
- категории помещений по классу функциональной опасности или по взрывопожарной опасности.
В проектировании паркингов существует определенное количество стандартных типовых проектных решений, однако они редко находят практическое применение.
Обычно проектирование основывается на индивидуальных требованиях заказчика, специфики парковки, особенностей местности, объемов финансирования и других корректирующих факторов.
Кроме того, проектирование должно проводиться в строгом соответствии с существующими нормативными документами. Основными из них являются:
- «Пожарная безопасность сооружений и зданий» СНиП 21–01–97;
- «Отопление, вентиляция и кондиционирование» СНиП 41–01–2003;
- «Стоянки автомобилей» СНиП 21–02–99.
Разработка проектной документации должна основываться на предварительно проведенных изыскательских работах.
Изыскательские работы как подготовка к проектированию
Проектирование автостоянок состоит из нескольких подготовительных этапов, направленных на выявление геофизических и технических характеристик грунта и дорожного покрытия территории будущего строительства. Изыскательские работы включают:
- определение консолидации грунтов со временем;
- расчёт возможных показателей консолидации грунта в условиях готового объекта;
- измерение количества, состава и глубины залегания подземных вод.
«Проектная группа-Юг» – профессиональное проектирование паркингов и автостоянок
Выбор организации для реализации проектирования автостоянки – важный ключевой этап. Грамотно разработанный проект – залог успешной эксплуатации объекта без сложных и дорогостоящих дополнительных затрат, связанных с устранением дефектов.
Профессиональное проектирование подразумевает произведение точных расчетов, соответствие нормам, использование качественных стройматериалов и оборудования.
Кроме того, комплексное проектирование паркингов включает в себя эксклюзивное дизайнерское решение, гармонирующее с архитектурной концепцией района, в котором планируется строительство.
Мы выполняем профессиональное проектирование автостоянок и паркингов с учетом особенностей будущего объекта и прилегающей территории, пожеланий заказчика, современных тенденций в архитектуре и строительстве в соответствии с основными нормативными документами.
Классификация стоянок автомобилей с учетом специфики их эксплуатации
Что такое паркинг? Каждый автовладелец ежедневно сталкивается с поиском места для стоянки своего транспорта: приезжая на работу, в магазины, спортивный зал, банк, медицинское учреждение и даже просто домой. Любое передвижение на автомобиле требует и наличия парковки — места, где его можно оставить на время.
Паркинг — современное обозначение обыкновенной стоянки для автомобилей.
В условиях постоянного строительства на городских территориях и уменьшения свободных от застройки участков выбор места стоянки для автомобиля становится серьезной проблемой.
А организация паркинга является одной из наиболее привлекательных инвестиций для целого ряда компаний. Ранее таких трудностей не возникало, поскольку для сохранности автомобилей у большинства людей имелись гаражи.
Классификация паркингов
В городской среде обязательно предусматриваются стоянки около любых зданий (торговые центры, вокзалы, аэропорты, театры и пр.). А также в жилых кварталах (внутри дворов) и на придомовых территориях и в общественных зонах (на площадях, улицах, мостах). Количество мест рассчитывается согласно СНиП.
Виды парковок можно подразделять по времени хранения на них транспорта:
Как выполняют упражнения на автодроме
- сезонные (характерны для курортных городов и мест);
- временные (могут быть платными);
- постоянные (чаще всего специально огорожены и охраняются).
По устройству относительно уровня земли:
- Наземные. Это может быть как участок любой прилегающей территории со специальными ограждениями, так и крытая стоянка или отдельное строение, в котором запроектированы индивидуальные места — «гаражи».
- Подземные. Представляют собой в основном многоуровневый паркинг (так выгоднее застройщику), расположенный непосредственно под зданиями и сооружениями. В СНиП прописаны особые требования для организации подобных стоянок.
В качестве альтернативного способа вызывают интерес проекты организации парковки на крышах зданий. Однако с учетом многочисленных ограничений и требований их целесообразно устраивать на кровлях малоэтажных строений (не более 3 этажей). Также потребуется дополнительное оснащение: лифты и эскалаторы, дополнительные въезды. В основном такой способ хорош для офисных и торговых центров.
Также паркинги могут быть отдельными строениями, пристроенными, встроенными, комбинированными, открытыми, закрытыми, с отоплением и без.
Суровые реалии
Планы государственных мужей всегда отлично выглядят в теории и на бумаге, когда же дело доходит до их реализации, тут-то и начинаются настоящие проблемы. Не секрет, что государственный бюджет просто не в состоянии решать все проблемы одновременно, да и разгрузка дорог и тротуаров страны – далеко не первоочередная задача для чиновников, поэтому уповать остается лишь на инвесторов.
Тем же, кто планирует открывать платные парковки, приходится сталкиваться с огромным количеством трудностей. Постоянно меняющееся законодательство, отсутствие прописанных терминов и понятий в основных законах, бюрократия и бумажная волокита не позволяют наладить выгодный бизнес, а автовладельцам решить проблему с домом для своей машины.
Особенности строительства
Как и любое возведение сооружения, организация системы стоянки автомобилей требует тщательной подготовки и расчетов. Этот трудоемкий и комплексный процесс с учетом множества основных и второстепенных характеристик (технических и юридических) желательно доверить опытным профессионалам.
Грамотно разработанный проект служит обоснованием строительства на определенном участке или территории. А общий пакет документации аналогичен комплекту, который собирается для возведения жилых домов.
Парковочные комплексы при полноценных инвестиционных вложениях в основном окупаются гораздо быстрее, чем жилые дома.
Оптимальная площадь и перспективный уровень доходов парковки рассчитывается исходя из величины машиномест на 100 м² с учетом индивидуальных особенностей каждого участка и объекта (согласно СНиП).
В свою очередь, одним из показателей эффективности паркинга является максимальная вместимость.
Именно исходя из этих параметров многоуровневые парковки — наиболее эффективное и правильное решение по размещению как можно большего количества транспорта на достаточно небольшом земельном участке.
Многоярусные парковки — это в большинстве своем капитальные и основательные строения с красивыми фасадами, широкими проездами и удобно расположенными отдельными местами для транспорта.
Кроме того, в них обязательно предусматривается устройство системы вентиляции, пожаротушения и организация видеонаблюдения. Эти особенности больше привлекают потенциальных клиентов, чем условия, которые предлагают обычные гаражи или крытая стоянка.
В наземных паркингах должны обеспечиваться следующие параметры:
- охрана (круглосуточная) и безопасность автомобилей и людей;
- техничность и организация освещения объекта;
- разделенные потоки (въезд и выезд) — для создания удобного передвижения на территории;
- достаточные размеры машиноместа для различных видов автомобилей, в т. ч. габаритных (джипы, минивэны).
Строительство наземных паркингов осложняется отсутствием свободных территорий в городской среде. Частично эту проблему можно решить за счет освоения участков, на которых сосредоточены гаражи, путем реконструкции или нового строительства с проведением необходимых исследований и экспертизы. Иногда для этих целей выделяют зоны около промышленных предприятий или на окраинах жилых кварталов.
Передний парктроник
Принцип работы переднего парктроника такой же, как и у заднего. Единственное существенное отличие — датчики располагаются в переднем бампере автомобиля.
Основное предназначение передней акустической парковочной системы — не допустить наезда на препятствие при маневрировании в весьма стесненных условиях. Дело в том, что при управлении автомобилями многих моделей, водитель не видит передний край капота.
Передний парктроник позволяет избежать столкновения при движении передом на небольшой скорости.
На практике передний парктроник устанавливается, как дополнение к заднему парктронику. Автомобилей, на которых установлена только передняя парковочная система мне встречать не приходилось.
Проблема, которую решает передний парктроник — это возможность припарковаться в стесненных условиях. При наличии переднего парктроника можно припарковаться в том числе и на парковочном месте, которое всего на несколько сантиметров превышает длину автомобиля. Естественно, при этом придется многократно воспользоваться схемой параллельной парковки.
Дополнительный недостаток при использовании переднего парктроника — при движении на малой скорости (в пробке или по пересеченной местности) парктроник постоянно сигнализирует о наличии препятствий, что может отвлекать от управления автомобилем.
Парковка с использованием передних датчиков парковки. Передний парктроник не оказывает существенного влияния на схему перпендикулярной парковки. Ставить автомобиль на стояку удобнее задним ходом. Это обеспечит Вам лучший обзор при выезде с перпендикулярного парковочного места.
Выбор переднего и заднего парктроника. Единственное важное отличие от выбора заднего парктроника заключается в том, что гораздо удобнее сразу установить и передние, и задние датчики, чтобы информация с них отображалась на едином дисплее.
Установка 8 датчиков парковки (4 передних и 4 задних) с завода стоит порядка 20 000 рублей. Установка в сервисе обойдется не меньше, чем в 10 000 — 12 000 рублей. Самостоятельная покупка и установка обойдутся водителю в 2 500 — 3 000 рублей.
Использование пространства под землей
В современных реалиях нехватки свободных земель в черте города радикально другим способом организации хранения транспорта является подземный паркинг — объединенное внутреннее пространство для машин с разметкой по границам.
Он входит в проект как часть инфраструктуры практически любого нового сооружения: высотного жилого дома, торгового и офисного центра, складского комплекса и гостиничных апартаментов. Количество машиномест в конкретном проекте может рассчитываться индивидуально, а не по нормам СНиП.
Подземная парковка авто, в отличие от наземной, требует организации системы отопления и пр.
Требования для подземных паркингов:
- устройство систем гидроизоляции, вентиляции, контроля загазованности, пожаротушения;
- наличие системы связи;
- создание определенных показателей микроклимата (сухого и теплого), в котором будет гарантировано нормальное хранение автотранспорта;
- для зимнего периода актуально сформировать воздушные завесы, которые будут препятствовать поступлению холодного воздуха внутрь паркинга;
- наличие хорошего обзора внутри паркинга за счет особенностей проектирования и освещения;
- обеспечение достаточной высоты потолков и ширины въездов-выездов и пролетов (регулируются СНиП), чтобы автомобили могли комфортно передвигаться в ограниченном пространстве.
Соблюдение всех этих особенностей напрямую ведет к удорожанию строительства. Однако и без них устройство подземного паркинга просто невозможно. В основном подземные парковки устраиваются не более чем на три уровня, поскольку большее число уровней довольно затратно с экономической точки зрения и не всегда осуществимо из-за градостроительных ограничений по максимальной глубине строительства.
Примеры употребления
Дабы закрепить толкование изучаемого существительного, стоит составить несколько предложений. Выученное слово не должно лежать мертвым грузом. Чтобы запомнить, что такое паркинг, нужно почаще применять данное слово в речи. С примерами можно ознакомиться далее:
- Андрей Васильевич не ожидал, что за паркинг ему придется отдать половину своей зарплаты, это было невероятно дорого и несправедливо.
- Возле популярного в нашем городе супермаркета паркинг бесплатный, что безумно для меня выгодно, ведь не придется тратить свои кровные.
- Все автовладельцы знают, как трудно найти хороший паркинг.
- Дети знали, что играть в футбол возле паркинга крайне опасно.
- Крытый паркинг привлекает клиентов со всего района.
- Преимуществом данного паркинга считается современная система видеонаблюдения.
- Гаврила Семенович, вы не желаете устроиться охранником в паркинг?
- Мне еще нужно заехать в ближайший паркинг и оставить там свою машину.
- Фирма предоставила работникам бесплатный паркинг.
- Вчера в крупном паркинге произошел пожар, к счастью, никто не пострадал, но несколько автомобилей не уцелело.
- Кинотеатр может предложить посетителям удобный паркинг со множеством мест, а также камерами наблюдения и добросовестной охраной.
- Хотя паркинг и считается вполне надежным и безопасным местом, я бы не советовал вам оставлять в машине ценные вещи, воры никогда не дремлют.
Собственное парковочное место
Гаражи в настоящее время утратили свое первоначальное значение — хранение автомобиля. Основная причина этому — не совсем близкое их расположение к месту проживания владельцев. Современные жилые комплексы, помимо приобретения квартир, предлагают и покупку парковочного места. Отдельно стоящие паркинги, расположенные вблизи жилых домов, тоже подойдут для этой цели.
Приобрести собственное парковочное место — один из самых надежных способов сохранения автомобиля и спокойствия для его хозяина.
Ассистент парковки
Ассистенты парковки — это самые продвинутые системы, позволяющие припарковать автомобиль. Суть их сводится к тому, что автомобиль сам управляет вращением руля при парковке. Водителю остается только нажимать на педали газа и тормоза. Выбор траектории полностью берет на себя автомобиль.
Ассистенты парковки включают в себя передний и задний парктроники. Именно на основании их сигналов автомобиль сначала выбирает место, которого достаточно для парковки, а затем управляет вращением руля.
Данные системы умеют выполнять параллельную и перпендикулярную парковку, а также самостоятельно выезжать с парковочного места. Водителю нужно лишь выбирать скорость движения.
Парковка с использованием системы парковочного ассистента. В данном случае автомобиль лучше ставить на парковку задним ходом. Автомобиль все равно паркуется сам, а при выезде передом обзор лучше.
Знак две полоски перечеркнуты – Инженер ПТО
Чтобы лучше понять, как работают ассистенты парковки, предлагаю Вам посмотреть следующее видео:
Виды парковок в 2107 году — автомобиля, какие бывают, многоуровневых, параллельной, подземных
В крупных городах существуют различные виды парковок для автомобилей в 2020 году. Водители должны разбираться в типах парковок, для того, чтобы правильно пользоваться ими.
Парковки могут быть наземными и подземными, а также многоуровневыми. В зависимости от типа парковки осуществляется ее использование. Многоуровневые здания – парковки чаще всего строят только в крупных городах или возле торговых центров.
Общие сведения
В связи с тем, что современные города активно застраиваются, резко увеличивается количество автомобилей на дорогах.
Вместе с тем возрастает и потребность в стоянках, поскольку машины необходимо ставить на подходящее, организованное для хранения место.
Многие водители предпочитают виды парковки задним ходом, поскольку из них удобнее выезжать на трассу. Под такими парковками понимаются наземные стоянки, чаще всего – одноярусные. Выехать с многоярусной стоянки можно только передней частью авто.
Согласно имеющимся характеристикам и особенностям, стоянки в городах делятся на несколько видов:
- Наземные.
- Подземные.
- Многоуровневые.
- Ячейковые.
- Гостевые.
- Перехватывающие.
- Параллельные.
- Автоматические.
Администрация крупного города всегда стремится решить проблему с парковками. Для этого предпринимаются такие действия, как увеличение мест для стоянок, переоборудование уже имеющихся.
Парковки становятся платными, но вместе с тем, повышается их комфортабельность, удобство.
Первоначальные данные
Парковки делятся на несколько основных групп по своему предназначению, допустимой продолжительности их использования и особенностям хранения транспортных средств:
Сезонные | Возможно лишь временное хранение машин, в течение одного сезона – зимой или летом |
Долгосрочные | На такой парковке держать автомобиль можно весь год. Они предназначены для использования гражданами, проживающими в конкретном районе, неподалеку от парковки |
Дневные | Стоянки данного типа располагаются в местах, открытых днем – зонах массового отдыха, в районах ТЦ, театров |
Ночные | Оставить свою машину на такой стоянке можно только в ночное время суток |
От того, насколько качественно будет спроектирована автостоянка, на какое количество машин она рассчитана, зависит ее привлекательность и популярность. К стоянкам предъявляются очень жесткие требования, которые необходимо соблюдать.
Одна из особенностей надежной автомобильной стоянки заключаются в том, что в одном из помещений стоянки должна быть вывешена информация о правилах пользования.
Клиенты парковки должны иметь свободный доступ к следующим источникам информации:
Книга жалоб и предложений | — |
Номера телефонов экстренных служб | Полиции, скорой помощи и пожарной охраны. Также указывается номер телефона организации по защите прав потребителей |
На отдельном листе | Инструкции перечисляются правила хранения автомобилей. Прописываются обязанности каждой из сторон |
График и порядок работы стоянки | — |
Информация о тарифах | Действующих не дань оплаты |
Схематичное изображение парковки | План-карта с условными обозначениями, понятными для водителей. Должно быть указано направление движения авто |
План действий в случае экстренной эвакуации | — |
- При въезде на закрытую автостоянку, водитель должен не просто поставить машину в любом удобном для него месте, но и оформить соответствующие документы – на месте заполняется журнал учета ТС, в котором владелец ставит свою подпись.
- Существуют различные виды парковок, как научиться выбирать подходящий вариант и правильно ставить машину – вопрос, который волнует каждого водителя.
- Начинающим автолюбителям рекомендуется заезжать на наземные стоянки, чтобы легко выехать из них.
Каково ее значение
Вне зависимости от уровня вождения, каждый автолюбитель, оставляя свою машину, хочет быть уверен в том, что она будет возвращена в целостности и сохранности.
Значение парковочных зон:
- Разгрузка городских магистралей и улиц от машин.
- Охрана транспортного средства во время стоянки.
- Создание дополнительного источника дохода для городского бюджета – средства, полученные за стоянку, направляются на обустройство города, ремонт дорог.
- Возможность длительного хранения автомобиля, если водитель уехал в другой город.
В последнее время популярность набирают многоярусные парковки. Они удобны в эксплуатации и позволяют вместить в себя большое количество машин.
Действующая нормативная база
Нормативно-правовые акты, применяемые при создании мест для парковок, а также в процессе их эксплуатации:
Налоговый кодекс РФ – ФЗ № 117 | «Оказание услуг по предоставлению во временное владение мест для стоянки…» |
Постановление Правительства РФ № 795 | «Об утверждении Правил оказания услуг автостоянок» |
Постановление Правительства № 543 | «О порядке создания и использования, в том числе на платной основе, парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего назначения» |
Данные нормативные акты применяются во всех регионах России.
Какие бывают виды парковки
Существует несколько различных видов парковок. Основные две группы – наземная и подземная парковка. Наземные паркинги делятся на несколько типов – многоярусные, гостевые, перехватывающие.
Определенные виды парковок встречаются в конкретных городских зонах, например, возле крупных торговых центров и больниц, административных зданий.
Наземная
Под наземными стоянками подразумеваются территории, которые открыты для всеобщего доступа, но имеют ограждение по всеми периметру площадки.
Парковка предназначена для автомобилей и должна иметь, по международным стандартам, не менее двух выездов, расположенных с разных сторон, на значительной удаленности друг от друга.
Если открытая стоянка не имеет ограждений, она должна быть соответствующим образом размечена.
Стоимость открытых парковок сравнительно меньше, чем закрытых, однако транспорт, оставленный на них, не защищен от снега, дождя, града.
Основные зоны расположения наземных стоянок:
- Возле торговых центров.
- Перед больницами, медицинскими клиниками.
- Перед обычными магазинами.
- На территории кафе и ресторанов.
Другой тип наземных стоянок – закрытые. Они были усовершенствованы и имеют шлагбаумы, разметку, а также охрану. Дополнительно установлены камеры наблюдения, и приборы для учета времени.
Преимущество наземных стоянок заключается в их доступности и простоты. Имеет значение, какие авто будут храниться на стоянке – легковые, или же грузовые, имеющие более внушительные габариты.
Подземная
Строительство подземных парковок требует большого вложения капитала. Очень важно правильно рассчитать расстояние между въездами и выездами, установить оборудование для видеонаблюдения.
Преимущества подземного паркинга:
- Высокая степень защиты как от угона, так и от неблагоприятных погодных условий.
- Размещение большого количества авто.
- Возможность длительного хранения автомобиля.
Подземные парковки строятся на территории торговых центров, в элитных жилых комплексах, а также в районах, в которых необходимо разгрузить магистрали.
Структурная (многоуровневая)
Наиболее перспективным видом закрытой автостоянки является структурная парковка. Основные преимущества:
- На минимальной территории образуется достаточное количество машино-мест.
- Можно въехать на парковку свободно, не рискуя сбить зеркала машины.
- Стоянка может быть пристройкой к уже имеющемуся зданию, или быть отдельной постройкой.
- Возможно возведение стоянки над трассой или городской улицей с плотным движением.
Для обеспечения безопасности, парковка оборудуется мощным, современным механизированным оборудованием.
Ячейковая
Парковка ячейковая – это территория, на которой расположено специальное механическое устройство, предназначенное для подъема машин.
Транспорт поднимается на определенную высоту и погружается в ячейку. Данный тип парковки удобен только для длительного хранения.
Машина находится в закрытом виде до тех пор, пока за ней не вернется владелец. Водителю выдается магнитная карта.
Данный способ хранения авто, с точки зрения экспертов, является самым компактным. В отличие от обычной парковки, не требуется обустройство въездов и выездов, мест для совершения маневров.
Гостевая
В Постановлении Правительства города Москвы № 49 содержится такой термин, как гостевая парковка. Под ней подразумевается открытая площадка, используемая для паркинга легковых автомобилей.
Данные типы площадок размещаются на территории жилых домов. Воспользоваться стоянкой могут граждане, не проживающие в жилом комплексе.
Перехватывающая
Перехватывающие парковки строят неподалеку от путей прохождения автомобильного транспорта. Преимущественно – в зонах проживания населения и по пути их следования в центр – на работу.
- Основное назначение перехватывающих парковок – уменьшение загруженности дорог, освобождение территории от значительной части личных автомобилей граждан.
- Владелец авто оставляет свою машину на перехватывающей парковке, и пересаживается на общественный транспорт, следующий в деловой центр.
- Дорожные знаки, обозначающие перехватывающие парковки:
Требования к автостоянке
Автостоянки — это целый комплекс конструкций, сооружений, огражденных участков, плавучих дебаркадеров. Подробнее о типах автостоянок можно узнать на данной странице.
Требования к ним определяются СП 113.13330.2012/СНИП 21-02-99* и зависят от типа стоянки, ее объема и расположения.
Нормативная база
С полным перечнем нормативных документов, который может понадобиться при строительстве стоянки для автомобилей, можно ознакомиться здесь.
Начать стоит с:
Размещение автомобильных стоянок
Парковки для автомобилей обычно носят наземный характер и строятся с учет временного, не долгосрочного пребывания автомобилей (например, на время посещения клиентом магазина). Требования к ним минимальны. Парковки располагаются на территории, прилежащей тому или иному заведению.
С автомобильными стоянками (АС) дела обстоят гораздо сложнее.
Они размещаются:
- На уровне земли (при этом площадка ограждается и специальным образом оборудуется).
- В сооружениях иного назначения (ограничения по пожаро-опасности сооружений можно найти в СНиП 21-01 и НПБ 105). При этом стоянка размещается на уровне земли (в цоколе, нижних этажах над землей), ниже уровня (подвал, подземные этажи).
- Подземные стоянки для автомобилей строят под территорией, на которой не планируется возведение зданий и сооружений (парковая зона, скверы, под уличное пространство, в том числе под проездами).
- Их оборудуют даже на плавучих конструкциях (дебаркадерах).
Стоянки могут быть:
- открытого (с навесами и без) и закрытого типа;
- с парковкой непосредственно водителем или посредством механического приспособления;
- с наличием индивидуальных боксов и с отсутствием таковых;
- отапливаемые и неотапливаемые.
Еще один не маловажный пункт при планировании автомобильной стоянки — это тип транспорта, для хранения которого они предназначены:
- легковой;
- микроавтобусы;
- автобусы;
- грузовые автомобили крупных габаритов;
- строительная техника;
- средства для транспортировки ГСМ.
На первый план при обустройстве таких объектов выходят противопожарные требования. Санитарные нормы в основном касаются расстояний от разного рода сооружений, конструкций площадок (по СанПиНу 2.2.1/2.1.1.1200-03, пункт 18).
Если стоянка рассчитана на 50 и более мест для ТС, требуется обустройство КПП, бытовых помещений для персонала (обязательно должны быть туалетные комнаты) и комнат для хранения инвентаря для уборки и оборудования для обеспечения ППБ.
Автостоянки встроенно-пристроенного типа можно размещать не во всех зданиях и сооружениях (п 4.10 свода правил 113.13330.2012). При строительстве автостоянок надо учитывать, что можно возводить сооружения до 9 этажей (включительно) при наземных конструкциях, и до 5 этажей (включительно) для подземных.
Санитарные требования к автостоянкам
Эти требования зависят от количества машино-мест и назначения сооружений, возле которых они обустраиваются. Расстояние до объектов рассчитывается согласно специальной таблице и может варьировать от 10 до 50 м.
Зависит оно от:
- типа сооружения (расстояние до ДОУ, школ, других детских заведений и ЛПУ больше, чем до жилых и общественных зданий);
- того, какое максимальное расстояние требуется соблюдать при обустройстве стоянки от 300 машино-мест.
- того, собираетесь ли вы обустраивать стоянку открытого типа для машин в количестве свыше 500 шт. на территории жилого комплекса. Это запрещается и можно делать только на территориях, предназначенных под промиспользование.
Расстояние от проезда до места хранения машин любого типа не может быть меньше 7 м. Если автопарковка выполнена под землей (зданием), выбросы ее вентиляционной системы организуются на высоте от 1,5 метров над коньком кровли здания. Требования, применяемые к подземному типу стоянкам и гаражам, применимы и к обвалованным стоянкам.
Требования пожарной безопасности
Эти требования очень вариативны и зависят от количества машино-мест и типа обустройства стоянки. Категорию пожаробезопасности здания с обустроенным местом хранения автомобилей определяют согласно СП 12.
13130, чаще всего это B1-B4 (кроме автосредств с двигателем на газовом топливе).
Если места для хранения автомашин обустраиваются в здании с иным назначением, они отделяются от основной конструкции перегородками 1 типа.
Газовые ТС нельзя хранить в помещениях:
- с боксами без индивидуального выезда на улицу;
- в цоколе и подземной части автостояночного комплекса;
- на стоянках, расположенных над землей, если они закрыты, встроены в сооружение или закрыты и не имеют изолированных рамп.
Кроме этого, нормируются параметры машино-места. Например для легкового транспорта предусмотрено 530×250 см/для инвалидов 600х360 см. Габариты места для ТС рассчитываются с учетом зазоров безопасности. Специальные требования к АС разного типа оговорены п. 5.2. свода правил 113.13330.2012
Требования к инженерным сетям
Все конструкции данных сетей монтируется с учетом сводов правил:
- 104.13330;
- 5.13130;
- 10.13130;
- 60.13330;
- 30.13330;
- 7.13130;
- 8.13130.
Все инженерные сети, монтируемые на автомобильных стоянках встроенно-пристроенного типа:
- делаются автономными;
- монтируются с элементами, которые будут проходить через перекрытия, в металле (трубах).
Электропроводка выполняется в защитном оборудовании с огнестойкостью не ниже EI 150. Во встроенных либо пристроенных автостоянках (АС) должен быть водопровод для тушения пожара, рассчитанный на определенное количество струй по СП 10.13130. Этот же свод правил описывает способ монтажа системы пожаротушения водой в не отапливаемых АС.
Внутренний водопровод можно не делать, если:
- АС отдельно стоящая;
- отвечает требованиям п. 5.2.12;
- имеет отдельные боксы.
Если стоянка рассчитана на хранение менее 50 машин, встроена в иное здание, инженерные сети стоянки для ТС и сооружения можно не разносить, кроме вентиляции. При монтаже противопожарной части водопровода и насосного оборудования, между ними встраивают клапаны обратного давления.
Если вы проектируете отапливаемое помещение для хранения машин, нужно предусмотреть систему, которая не допускает охлаждение помещения до +5оС (исключительно) и ниже. Вентиляционная система закрытых АС нормируется ГОСТом 12.1.
005 и оборудуется приточным и вытяжным элементами. При этом свод правил 7. 13130 требует в АС как надземного, так и подземного типа оборудовать специальную вентиляционную систему для удаления газов из изолированных рамп и боксов.
Защитная система против дыма описана сводами правил 7. 13130 и 60.13330 и включает требования к:
- воздуховодам;
- встроенным вентиляторам;
- собственно вентиляционным шахтам;
- дымоприемникам и пр.
Все клапаны данной системы должны отвечать ГОСТу Р 53301 по сопротивлению газо-дымной смеси. Если АС обустраивается в жилом доме, ее вентсистема оборудуется шумопоглотителями с учетом необходимости поддерживать требуемый в жилом доме уровень шумов в ночное время. Сводом правил 52.13330 определяются требования к осветителям и в целом системе освещения.
На случай пожара предусматривается аварийная подсветка с обязательным освещением эвако-выходов и путей движения ТС, а также мест расположения средств тушения пожара. Надежность установок электрообеспечения ППЗ (защиты от пожаров) обеспечивается по I классу. При наличии лифтовых систем и механизации движения ТС — эти системы обеспечиваются по II классу.
Все остальное электрическое оборудование разрешено отнести к III классу.
Для запитки средств ППЗ используют отдельные кабельные линии, выводимые на щитки. В АС закрытого типа на входе монтируется розетка на 220В по I категории электроснабжения для запитки оборудования ППЗ.