Общение с инспектором ДПС — неотъемлемая часть жизни водителей в России. Поэтому водителям особенно важно знать, на что именно имеют право инспекторы на дороге.
Права и обязанности сотрудников ГИБДД регулируются несколькими документами. К ним в первую очередь относятся Правила дорожного движения (ПДД), федеральный закон «О полиции» и приказ МВД № 664. Важно то, что в них постоянно вносятся поправки, из-за чего у водителя нередко возникают сомнения в законности действий представителя власти.
Важно отслеживать готовящиеся изменения в законодательство, ведь они прямо влияют на то, что будет можно делать инспекторам ДПС. Drom.ru подготовил небольшой обзор планируемых поправок. Ведь если их примут, то уже скоро гаишники на дорогах смогут…
Забирать СТС у водителей
У сотрудников ГИБДД может появиться право на запрет эксплуатации автомобилей. Согласно новому законопроекту, который был подготовлен МВД и до конца 2020 года должен поступить в правительство, такую санкцию инспекторы Госавтоинспекции смогут применять в случае выявления на дороге машины с неисправностью, при которой эксплуатация запрещена.
К примеру, если у автомобиля не горит фара в темное время суток или не работают стеклоочистители во время дождя, на водителя оформят протокол по ст. 12.5 КоАП, запретят ехать дальше и дадут 72 часа на устранение неисправности. Если поломка будет менее серьезной, автомобилисту разрешат продолжить движение, но срок на ремонт останется таким же.
До 2018 года сотрудники ГИБДД имели право снять с автомобиля регистрационные знаки, например, из-за слишком сильной тонировки или отсутствия полиса ОСАГО. Теперь данная норма может вернуться, только в новой форме: вместо «скрученных номеров» водителю дадут трое суток на устранение неисправностей, а если он не справится — заберут СТС
Если же водитель за три дня не справится с вынесенным предписанием, у него уже конфискуют Свидетельство о регистрации транспортного средства (СТС). Причем если автомобилист проигнорирует и это решение, его можно будет привлечь по уже действующей ст. 12.
3 КоАП, грозящей штрафом 500 рублей и помещением автомобиля на штрафстоянку.
«Запрещать эксплуатацию автомобиля и давать 72 часа на устранение неисправности — более эффективная и правильная мера, чем “гонять” всю страну на так называемый техосмотр автомобиля, — считает координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов.
— Реализация этого предложения должна быть увязана с реформой техосмотра. После внедрения этой процедуры техосмотр можно было бы сделать либо добровольным, либо совместить с техническим обслуживанием автомобиля», — пояснил Шкуматов корреспонденту Дрома.
Подчеркнем, что пока норма о запрете эксплуатации ТС инспектором ГИБДД и изъятии СТС — это лишь предложение МВД, которое в случае одобрения правительством внесут на рассмотрение Госдумы только в 2021 году.
Однако весьма вероятно, что законопроект будет принят.
Власти усиливают контроль за выдачей диагностических карт и техническим состоянием автомобилей, поэтому расширенные полномочия инспекторов ГИБДД вполне укладываются в текущую логику.
Проводить экспресс-тесты на алкоголь
Уже скоро помимо обычных проверок на состояние алкогольного и наркотического опьянения инспекторы ГИБДД смогут проводить и так называемые мгновенные тесты.
Для этого на вооружение гаишников поступят специальные приборы, о которых в середине ноября рассказывал глава ГУОБДД РФ Михаил Черников.
По его словам, устройства будут срабатывать за 15 секунд, что позволит инспектору оперативно установить, употреблял ли водитель запрещенные вещества.
«Это не алкотестер — это средство индикации, это возможность установления употребления не только спиртных напитков, но и наркотических веществ. И это поможет ограничивать дорожное движение (потребителей спиртного и наркотиков, — прим. ред.). Такие проверки должны быть внедрены», — заявлял Черников РИА Новости.
Экспресс-тесты на алкоголь и наркотики часто применяются в других странах, например, в Европе. Но там они используются в рейдах при сплошных проверках. Важно и то, что такие проверки не имеют юридических последствий — как правило, при положительном результате водителя все равно ждет медосвидетельствование
Чтобы инспекторы ГИБДД смогли воспользоваться новой функцией, властям придется внести изменения в правила освидетельствования на опьянение.
В настоящее время уже готов текст законопроекта, который в апреле 2020 года планировалось обсудить в Общественной палате.
Из-за коронавируса обсуждение было отложено на неопределенный срок, хотя оно необходимо, ведь к эффективности самих экспресс-тестов есть вопросы.
«Данная мера подстегнет коррупцию и производство фальшивых тестов, которые всегда будут показывать положительный результат, — уверен Петр Шкуматов.
— Либо это будет работать следующим образом: поскольку никаких протоколов не составляется, в случае если тест окажется положительным, инспектор ГИБДД будет смотреть на автомобилиста честными глазами, говорящими: “Дальше продолжать будем?!”, — пояснил координатор «Синих ведерок» Дрому, отметив, что в наших условиях подобное тестирование будет неэффективным.
Идея экспресс-тестов в конечном счете глубоко порочна — соглашается адвокат движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько.
«Многие сотрудники ДПС уже сейчас используют (конечно, незаконно) портативные алкотестеры (личные и никем не сертифицированные), которые зачастую показывают наличие опьянения даже у закоренелого трезвенника. Как в этом случае далее «решается вопрос» — всем известно.
Если узаконить использование экспресс-тестов, это однозначно станет еще одной возможностью имитировать выявление у водителя опьянения и наверняка будет использовано как очередной повод для вымогательства взяток на дорогах», — пояснил Радько Дрому.
В свою очередь отметим, что МВД не отказалось от своих первоначальных планов внедрения экспресс-тестов на опьянение водителей и будет добиваться рассмотрения и принятия соответствующего законопроекта в 2021 году.
Конфисковывать автомобили
Другая санкция, которая может ждать автомобилистов, — конфискация транспортного средства. В данном случае речь идет о наказании для водителей, которые повторно сели за руль в нетрезвом виде. Предполагается, что их машины будут конфисковывать, а в дальнейшем — продавать на специальных аукционах в пользу государства.
Мера обсуждается уже полтора года, причем за ее введение высказался глава ГИБДД Михаил Черников. «Мы надеемся, что в новой редакции Кодекса об административных правонарушениях наша позиция будет учтена. Это вынужденная мера, без которой не обойтись.
Слишком высокую цену платит общество за употребление алкоголя за рулем», — отмечал главный инспектор страны.
Предложение отбирать автомобили у пьяных водителей — не новое. Аналогичные законопроекты уже вносились в Госдуму в 2012 и 2014 годах, однако были отклонены.
В 2019 году инициативу вновь подняли: соответствующий проект закона был направлен на согласование в правительство, но Госдумой он так и не рассматривался.
Теперь же из-за резонансных «пьяных» аварий — в том числе с участием Михаила Ефремова — предложение получило дополнительный импульс и, вполне вероятно, будет внесено в Госдуму в виде законопроекта.
Дром уже рассказывал, какие серьезные недостатки имеет предложение конфискации автомобилей у пьяных водителей.
К примеру, под удар попадут собственники ТС, которые далеко не всегда являются водителями, а часть российских граждан — такие как прокуроры и судьи — и вовсе будет выведена из-под действия закона.
Тем не менее шансы, что изменения в КоАП и УК РФ все же будут приняты в 2021 году, довольно высоки.
Вскрывать автомобили (но не у всех)
А вот еще одно право могут получить не только инспекторы ГИБДД, но и вообще все сотрудники полиции. Речь идет о вскрытии автомобилей для спасения жизни граждан, предотвращения преступления или в целях обеспечения безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях.
Мера обсуждается с апреля 2020 года. В частности, предполагается, что вскрывать автомобили полицейские смогут, если подозреваемый находится в машине в состоянии опьянения или если у них есть подозрение, что в автомобиле имеются предметы, изъятые из гражданского оборота.
В начале декабря 2020 года Госдума уже приняла законопроект в первом чтении. В настоящее время документ проходит доработку Комитетом Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, поправки будут представлены к 6 января 2021 года. После этого законопроект рассмотрят во втором чтении, вероятнее всего — весной 2021 года.
Адвокат общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько уверен, что норма нуждается в уточнении и корректировке, иначе из-за расплывчатых формулировок будет применяться не только во благо.
«Например, как и каким образом сотрудник полиции через закрытые окна и двери автомобиля будет определять, что водитель находится в состоянии опьянения? Или [как определить] наличие груза, запрещенного или ограниченного в гражданском обороте?», — отметил Радько в разговоре с Дромом, добавив, что обеспечить силами полиции сохранность уже вскрытых автомобилей, особенно в случае массовых беспорядков или ЧС, также вряд ли будет возможно.
Взимать долги по штрафам с иностранцев
Наконец, у ГИБДД должна появиться возможность активнее привлекать к ответственности водителей автомобилей, зарегистрированных за пределами России. О мерах по ужесточению неотвратимости наказания для нарушителей из-за границы говорят не первый год, но в 2020-м власти постепенно приступили к реализации данного плана.
В частности, между МВД и Федеральной таможенной службой (ФТС) уже налажен обмен данными о владельцах временно ввезенных транспортных средств. Таким образом, ГИБДД уже может получить информацию об автомобиле с иностранными номерами, наличии у него неоплаченных штрафов и т. д.
Более того, в некоторых регионах — например в Москве — камеры уже фиксируют нарушения «зарубежных» автомобилей.
«Комплексы фотовидеофиксации распознают иностранные государственные знаки всех стран, — пояснили Дрому в пресс-службе московского ЦОДД. — Обработка проходит в несколько этапов. Сначала система сама автоматически отсеивает часть материалов, на которых нет признака нарушений. Затем материалы попадают в ЦОДД, где проходят первичную обработку. Она также автоматическая.
Проверенный фотоматериал попадает сотруднику, который удостоверяется, что техника не совершила ошибки. Затем материалы передаются в ГИБДД или МАДИ, где и принимается решение о вынесении постановления», — отметили в ЦОДД, добавив, что сведения о принадлежности машины приходят от ФТС, а письма с постановлениями отправляются по международным каналам почтовой связи.
Тем не менее иностранцы, в отличие от россиян, могут спокойно ездить по территории РФ даже при наличии долгов по штрафам.
Хотя инспекторы ГИБДД эпизодически проверяют водителей ТС с иностранными номерами на наличие задолженности, срок привлечения к ответственности составляет лишь два месяца.
К тому же если водитель не является собственником машины, он всегда может потребовать привлечь к ответственности за задолженность именно последнего. А вот наказать собственника, проживающего за границей, уже будет проблематично. К тому же у ФТС нет данных об автомобилях, зарегистрированных в странах ЕАЭС, — т. е.
в Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстане.
Главная проблема при привлечении иностранцев к ответственности за нарушение ПДД в России — отсутствие правовых механизмов.
Даже если собственник ТС получит российское «письмо счастья», его, по сути, можно просто проигнорировать: ни МИД РФ, ни Погранслужба ФСБ России не занимаются наказанием водителей-должников, а юрисдикция российских судебных приставов на другие страны не распространяется.
Что же касается взаимодействия с исполнительными инстанциями других стран, то оно пока что не налажено даже в рамках ЕАЭС, что уж говорить про дальнее зарубежье
В Госавтоинспекции о сложившейся ситуации знают, поэтому сейчас прорабатывается дорожная карта мероприятий, которые позволят активно привлекать заграничных лихачей к ответственности — то есть в первую очередь «пробивать» иностранные ТС на наличие неоплаченных штрафов. Правда, быстрого введения данных мер ждать все же не стоит: существующая карта мероприятий рассчитана до 2022 года.
Как видите, уже скоро возможности сотрудников ГИБДД существенно расширятся. Вводимые меры вызывают смешанные чувства: некоторые из них выглядят вполне логично, да и в большинстве стран полицейские ими активно пользуются. С другой стороны, часть запланированных нововведений вызывает обоснованное беспокойство — главным образом из-за возможной коррупционной составляющей.
Фото Дрома, фотобанка Лори и из открытых источников
Госавтоинспекция разъяснила, когда ДТП может обойтись без инспектора
Госавтоинспекция выложила на сайте схему, согласно которой должны теперь оформляться мелкие аварии. То есть ГИБДД старается не участвовать в оформлении мелких аварий.
И такая практика считается вполне нормальной в ряде европейских стран, а также в США. Не дождетесь вы там полиции для оформления небольшого столкновения, а если дождетесь, то участников мелкого ДТП заставят оплатить штраф за безосновательный вызов полиции.
ЦБ разрешил видеосъемку заключения договоров ОСАГО
У нас любая авария, даже в том случае, если корпус зеркала получил царапину, становится событием, которое требует прибытия на место ДТП полиции, «скорой помощи», МЧС и страховых комиссаров. Пока все эти люди приезжают, пока оформляется ДТП, пока машины уберут с проезжей части, пробка образуется как минимум километровая.
Из-за чрезмерного любопытства некоторых граждан происходит еще одна авария. А то и не одна. Поэтому — что ГИБДД, что страховщики — ратуют за оформление аварии без приезда сотрудников. Большинство вопросов можно решить на месте.
Напомним, что даже при оформлении Европротокола от водителей не требуется согласия в том, кто из них виноват. Достаточно согласия в обстоятельствах аварии: перестраивался, двигался прямо, поворачивал, пересекал перекресток… Страховщик сам на основании представленных данных решит, кто виноват и кому положена выплата по ОСАГО.
Нормы оформления Европротокола теперь распространяются и на тех, у кого есть действующий договор КАСКО. Им тоже не нужно в большинстве ситуаций ожидать инспектора. Оформленное должным образом извещение о ДТП вполне устроит страховую компанию.
Инфограика РГ / Антон Переплетчиков / Владимир Баршев
Однако новые поправки в Правила дорожного движения заставляют автовладельцев еще более внимательно относиться к автопроисшествиям, в которые они попадают. Именно поэтому Госавтоинспекция разработала схему, согласно которой водители и должны поступать в случае аварии.
Эту схему рекомендуется распечатать и возить с собой. Пока еще никто не дает страховки от того, что на дороге может произойти авария.
В любом европейском городе вы не дождетесь полиции для оформления мелкого ДТП, а если дождетесь, то оплатите штраф за безосновательный вызов
Также на сайте ГИБДД размещена пошаговая инструкция, как поступать в той или иной ситуации. К сожалению, в связи с тем, что она размещена только вчера, желающих ее опробовать было огромное количество. Поэтому сервис тормозил, а то и просто выключался. Но ажиотаж сейчас спадет, и все, кому действительно важно ознакомиться с этой инструкцией, смогут ею воспользоваться.
По сути эта пошаговая инструкция повторяет блок-схему. Если в аварии нет пострадавших, водителям надо понять, а стоит ли вообще оформлять аварию.
Возможно, решить вопрос поцарапанного зеркала будет проще на месте и деньгами. В этой ситуации, если ни у кого ни к кому претензий нет, можно разъехаться и без информирования ГИБДД о ДТП.
Главное, не забыть взять расписку о том, что никто друг к другу претензий не имеет.
В Москве стартовал эксперимент с «лежачими» светофорами
Второй вариант, если все-таки хочется получить денег со страховщика на ремонт — оформлять Европротокол. То есть заполнить извещение о ДТП, подписаться под ним и разъехаться. Каждый из участников аварии подает это извещение в свою страховую компанию самостоятельно. Надо иметь в виду, что выплата по Евроротоколу составляет максимум 50 тысяч рублей.
Для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области выплата предусмотрена в полном объеме по ОСАГО, только требуется предоставить еще и данные устройств GPS/Glonass, которые точно определят место аварии, а также видео аварии, места происшествия и повреждений автомобиля. Причем эти данные должны быть некорректируемыми.
Каким образом добиться этого эффекта, пока никому неизвестно.
Третий вариант — все-таки вызвать ГИБДД. Причем дежурный должен дать рекомендации, что делать: либо доехать до ближайшего поста ДПС или подразделения и там оформить аварию, либо убрать машины с дороги и ждать приезда ГИБДД, либо ждать приезда, не убирая машины с дороги.
Смотрите, какая тема — Можно ли не вызывать сотрудников ГИБДД при ДТП и просто уехать по ПДД и как правильно это сделать?
Ежедневно в России происходят тысячи аварий. И вроде бы закон определяет порядок оформления происшествия: вызывать полицию или составлять извещение о случившемся ДТП. Но не все водители горят желанием привлекать сотрудников ГИБДД и заниматься бумажной волокитой. Одним не хочется ждать приезда экипажа.
Вторые не хотят портить статистику безаварийного вождения. Третьи вообще ездят без ОСАГО и пытаются избежать штрафов.
Возникает вопрос, можно ли просто разъехаться и никуда не сообщать о случившейся аварии? И если да, нет ли тут рисков угодить под лишение прав за оставление места ДТП? Давайте вместе разбираться со всеми тонкостями.
В каких случаях можно не вызывать ГИБДД, а разъехаться?
Одни аварии не получится оформить без сотрудников полиции, а в других можно обойтись упрощенным порядком.
Что это значит? Участники ДТП могут не вызывать сотрудников ГИБДД при соблюдении определенных условий. Эти условия подробно описаны в обновленных Правилах дорожного движения и актуальны на 2021 год.
Нормы п. 2.6.1 ПДД ссылаются на законодательство об обязательном страховании автогражданской ответственности (попросту – ФЗ № 40 Об ОСАГО). Нас вежливо отсылают к ст. 11.1 Закона, где мы можем узнать об условиях оформления происшествия без ГИБДД:
- Столкнулись только два транспортных средства;
- Имущественный вред нанесен только этим автомобилям, и больше ничему;
- Оба водителя имеют действующие полисы ОСАГО;
- Нет ущерба здоровью людей, отсутствуют погибшие в ДТП;
- У участников аварии отсутствуют разногласия по обстоятельствам происшествия;
- Эти обстоятельства зафиксированы в извещении о ДТП.
Обратите внимание, что для упрощенного оформления происшествия без вызова сотрудников ГИБДД должны соблюдаться все перечисленные выше условия. Если в ходе ДТП пострадал пешеход или у кого-то из участников аварии нет полиса ОСАГО – оформиться по упрощенке и просто разъехаться нельзя. Придется вызывать полицейских или ехать к ближайшему посту ДПС.
Составить европротокол
Процедура оформления аварии без вызова полиции называется «европротоколом». Хотя по букве закона это составление водителями извещения о ДТП. Заполнив такое извещение, оба участника происшествия могут разъезжаться по своим делам, а после уведомлять страховую компанию.
Чтобы составить европротокол, авария должна соответствовать следующим требованиям:
- Только две участвующие в ДТП машины. К примеру, если задет бампер третьего участника происшествия – «еврик» уже не прокатит.
- Оба водителя имеют страховку. Опять же, действующую, а не просроченную. Проверить полис ОСАГО второго участника аварии можно на официальном ресурсе РСА.
- Никто из людей не пострадал, нет вреда имуществу третьих лиц (включая городское и федеральное имущество).
- Ущерб от ДТП не превышает 100 тысяч рублей. Но при отсутствии разногласий по обстоятельствам ДТП и при фиксации нарушения на фото в приложении «Помощник ОСАГО», сумма страхового возмещения увеличивается до 400 тысяч рублей. Также для фиксации подходит система ЭРА-ГЛОНАСС в некоторых современных автомобилях.
Важно! Если у одного участника ДТП есть российская страховка, а у второго водителя иностранная «Зеленая карта» – европротокол не подойдет. В данном случае придется вызывать автоинспекторов или ехать на ближайший пункт ДПС.
Просто разъехаться при одном важном условии
Что это за условие? Для его выуживания снова заглянем в Правила дорожного движения.
Второй абзац п. 2.6.1 ПДД сообщает, что:
Водители, причастные к такому дорожно-транспортному происшествию, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место дорожно-транспортного происшествия, если в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств оформление документов о дорожно-транспортном происшествии может осуществляться без участия уполномоченных на то сотрудников полиции.
Характерное для упрощенного порядка оформления ДТП касается и данного случая. То есть, когда в аварии участвовало две машины, у обоих водителей есть ОСАГО, никто кроме ТС не пострадал и нет разногласий по обстоятельствам происшествия – ПДД допускает вариант разъехаться с места аварии. И даже не составлять европротокол.
Если мы разъехались, а второй водитель вернулся и вызвал ГИБДД?
Неприятная ситуация, которая может сделать потерпевшего – виновным.
А происходит буквально следующее:
ДТП на дороге, в числе участников – два автомобиля. Например, вы едете на автомобиле с соблюдением ПДД, но тут вам в бок въезжает другое транспортное средство. К вашему облегчению, второй водитель от своей вины не отказывается.
И даже предлагает решить конфликт в частном порядке – выплатив ущерб «живыми» деньгами. Естественно, вы соглашаетесь, не звоните в ГИБДД и не оформляете европротокол. А зачем? Получив деньги, вы спокойно уезжаете с места ДТП. Другой водитель тоже отправляется восвояси.
Вот только через пару минут он возвращается на место происшествия и как ни в чём не бывало вызывает ГИБДД. Попутно виновник аварии «рисует» автоинспекторам свою версию произошедшего, якобы он ни в чём не виноват.
Что думать сотрудникам ДПС? Они отмечают факт ДТП, видят одного водителя на месте происшествия, а другой (то есть вы) отсутствует. Затем следует составление протокола и передача дела в суд.
Скорее всего, в данной ситуации у вас заберут права по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. А настоящий виновник аварии обратится в страховую и получит возмещение ущерба по ОСАГО. Далее ваш страховщик оплатит ремонт, а затем выставит оплаченную сумму отдельным счетом уже к вам – в порядке регрессного требования. Ведь вы скрылись с места ДТП, хотя и не должны были.
Что делать в данной ситуации?
Если виновник аварии хочет возместить ущерб на месте, предложите ему составить расписку. Сообщите, что иначе вопрос не решить.
Расписка о возмещении ущерба и отсутствии претензий выгодна обеим сторонам. Для вас – это возможность подстраховаться от ситуаций, описанных выше. А заодно зафиксировать, что ДТП действительно было, и вы решили вопрос в частном порядке. Для виновника аварии расписка служит доказательством выплаты суммы ущерба и отсутствия претензий от потерпевшего на будущее.
Что в ней писать:
- ФИО, паспортные данные и адрес регистрации участников ДТП;
- наименование документа;
- обязательно указать дату, время и место (адрес) происшествия);
- краткое описание происшествия;
- указание виновности конкретного лица;
- информация об ущербе и его оценка;
- сумма денежной компенсации – числом и прописью;
- отсутствие претензий ко второй стороне;
- сведения о добровольном составлении расписки, трезвом уме и ясной памяти, без физического и психологического давления;
- дата и подпись.
Обычно расписку составляет потерпевший – сразу после того, как получит деньги от виновника ДТП. Но никто не запрещает оформить и две, с указанием отсутствия претензий к другому участнику аварии.
Бывает, что у виновника нет страховки. В этом случае по закону обойтись европротоколом нельзя, а нужно вызывать сотрудников ГИБДД. Однако на практике после звонка в ГАИ и сообщения, что у второго участника происшествия нет ОСАГО, вам предложат самим уладить проблему. И, скорее всего, посоветуют возмещать ущерб на месте путем составления расписок. Дальнейшие решения за вами…
Чем грозит оставление места ДТП без оформления?
Закон не предусматривает штрафа за оставление места ДТП.
Наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ гораздо строже:
- Лишение водительских прав на срок от 1 до 1,5 лет;
- Арест на срок до 15 суток.
Санкция может коснуться не только виновника, но и потерпевшего в ДТП – если последний уедет с места аварии и нарушит требования п. 2.5-2.6.1 Правил. Если уедут двое – накажут обоих.
Теоретически может быть «вилка» наказаний: либо заберут в/у, либо отправят отбывать наказание в арестном доме. Причём по состоянию на 2021 год суды редко назначают максимальный срок.
Примеры из судебной практики:
В Тульской области районный суд не стал удовлетворять жалобу водителя и оставил в силе наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ – а именно лишение водительских прав сроком на 1 год.
В Первоуральске водитель сдавал задним ходом, но врезался в стоящий автомобиль, а затем скрылся с места ДТП. Дело дошло до суда, где решалась дальнейшая судьба невнимательного водителя. Постановлением № 5-1886/2020 от 24 сентября 2020 года, виновному был назначен арест сроком на 2 суток.
Оформление ДТП без инспекторов – в Госавтоинспекции разъяснили возможные варианты
ДТП на дорогах случаются повсеместно, но авария аварии рознь. В Госавтоинспекции РФ, руководствуясь этим принципом, разработали схему, используя которую можно избежать необходимости вызова инспектора на место происшествия. Она позволяет участникам самим договориться между собой, если аварию можно отнести к категории несущественных.
За границей безосновательный вызов инспектора грозит штрафом
Госавтоинспекция при помощи специально разработанной и выложенной у себя на сайте схемы предлагает водителям, попавшим в мелкое ДТП, решать данный вопрос самостоятельно.
Например, раньше, если на автомобилях участников аварии появились царапины или любое аналогичное повреждение – закон требовал вызова инспектора ГИБДД, карету скорой помощи и ряд других специалистов.
А ведь, машина МЧС или та же карета скорой помощи может быть срочно необходима в ином месте.
В ряде европейских стран, если мелкое ДТП сопровождается вызовом полиции, то помимо его оформления участникам придётся заплатить штраф за безосновательный вызов инспектора.
Договориться по поводу царапин на корпусе автомобилей водители могли и самостоятельно.
Вместо этого участники мелкой аварии отвлекают полицию от более серьезных происшествий, и к тому же создают нездоровый ажиотаж у любопытствующих граждан, повышая риск появления более серьезной аварии.
Гибдд и страховщики едины в своем мнении
Множество вопросов можно решить на месте ДТП самостоятельно – в этом убеждены как в Госавтоинспекции, так и среди страховых компаний предлагающих «автогражданку». Тем более что для оформления Европротокола нет нужды получать согласие второго участника аварии в том, что он был не прав.
Документ требует лишь точного описания событий от каждого из участников, а выносить окончательное решение по поводу того, кому положены страховые выплаты и в каком размере – будет непосредственно сам страховщик.
Такой возможностью могут воспользоваться и владельцы действующего полиса КАСКО – им также в ряде случаев можно не ждать прибытия инспектора.
Ещё на AutoLex.Net:
Памятка водителю при ДТП
Три вида аварий и инструкции поведения, рекомендованные Госавтоинспекцией
В целом, согласно схеме поведения предложенной Госавтоинспекцией РФ и пошаговой инструкции, аварии можно признавать мелкими самостоятельно и поступать в зависимости от причиненного ущерба следующим образом.
Легкая авария, в которой нет пострадавших, а весь ущерб сводится к испугу или поцарапанному зеркалу может не оформляться вовсе – словно ее и не было.
Если виновник и пострадавший не имеют друг к другу претензий или сумели полюбовно решить вопрос – они вольны сесть в свои автомобили и просто разъехаться. Единственное, что требуется – расписки иных участников, что они не в претензии.
Вариант, когда есть желание получить со своего страховщика денег на ремонт автомобиля, подразумевает необходимость заполнения Европротокола. В этом случае потребуется оформить извещение о ДТП, подтвердить его своей подписью и тогда можно разъехаться.
Каждый из участников самостоятельно подаст свой документ-описание аварии в страховую компанию, которая и решит в свою очередь кому именно будут выплачены деньги на ремонт. Но, не более 50 тысяч рублей – именно такова сегодня максимальная сумма, которую можно получить, оформив Европротокол. Наконец можно на место мелкой аварии вызвать инспектора.
Но, тогда, связавшись с ним, следует внимательно соблюдать его инструкции до приезда наряда ГИБДД на место аварии и поискать свидетелей.
(с) Инфографика с сайта Российской газеты
Как не остаться без прав и денег, если попали в аварию
Авария всегда случается не вовремя, но если уж ДТП произошло, лучше не договариваться с другим спешащим водителем — это грозит дорогостоящим ремонтом, штрафом и даже лишением прав.
Полина Калмыкова
в любой непонятной ситуации звонит в ГИБДД
Профиль автора
Вот несколько советов, которые позволят уехать после ДТП с минимальными потерями и не нажить дополнительных проблем.
Бывает, едешь себе на работу, никого не трогаешь — и вдруг авария. Разумеется, хочется уехать с места происшествия поскорее, чтобы и на работу не опоздать, и других водителей не задерживать. Но делать этого не стоит, даже если второй участник ДТП предлагает договориться на месте и быстро разъехаться.
Если виноваты вы, а второй участник аварии предлагает просто заплатить ему за ущерб и мирно разойтись, не соглашайтесь. Вместо экономии на страховке вы рискуете лишиться прав и заплатить за ремонт обеих машин. Получивший ваши деньги водитель может подождать, пока вы уедете, а потом позвонит в ГИБДД и скажет, что вы якобы скрылись с места ДТП.
Когда виноваты не вы, а повреждения кажутся незначительными, уезжать, согласившись на несколько тысяч рублей компенсации прямо на месте, тоже не стоит. Не все поломки видны невооруженным глазом, и если позже обнаружится, что в аварии машина пострадала сильнее, чем вы предполагали, платить за ремонт придется из своего кармана.
Иногда получить компенсацию на месте все же бывает удобнее и выгоднее, например, когда у другого водителя нет полиса ОСАГО или он просроченный.
Тогда страховая компания вам ничего не выплатит, а на суды с виновником уйдет уйма времени и денег.
Но помните, что в такой ситуации вы принимаете на себя риск понести все дополнительные затраты на ремонт, которые могут возникнуть, если повреждения окажутся серьезнее, чем вы оценили, когда называли сумму компенсации на месте.
Если полис просрочен у вас, договориться тоже выгодно. Только не забудьте взять у второго участника аварии расписку о том, что он получил возмещение за ДТП, сумма его устраивает и претензий он к вам не имеет.
Ждать сотрудников ГИБДД на месте не обязательно, так как закон позволяет оформить документы и без инспектора. Так можно сделать, если совпали все эти условия:
- в ДТП участвуют только два автомобиля;
- место действия — Россия;
- пострадали только машины;
- ущерб не превышает 100 000 рублей;
- у водителей нет разногласий, и у каждого есть полис ОСАГО.
Если у вас именно такая ситуация, то дальше всё просто: водители заполняют бланк извещения о ДТП, который обычно страховые компании прикладывают к полису ОСАГО, а потом каждый может спокойно ехать по своим делам. В течение пяти рабочих дней потерпевшая сторона отвозит бланк в свою страховую и получает компенсацию ущерба.
Закон об ОСАГО требует, чтобы в течение пяти рабочих дней после аварии виновник ДТП тоже привез в страховую свой экземпляр бланка извещения, иначе ему придется самому оплачивать ремонт потерпевшей стороне. На практике это часто бывает не нужно, но лучше позвонить в страховую и уточнить этот вопрос.
Фотографировать машины не обязательно, достаточно нарисовать в бланке извещения схему и подробно описать повреждения. Но на всякий случай сделать снимки все-таки стоит. Если вдруг возникнет спорная ситуация, фотографии помогут ее прояснить.
В некоторых случаях без инспектора не обойтись, например, если в аварии пострадали три машины или кроме автомобилей сломался чей-то забор, вы поцарапали припаркованную машину, а хозяина рядом нет, или вы не можете определить, кто виновник ДТП.
Звонить в ГИБДД стоит и в том случае, если кажется, что ремонт машины будет стоить дороже 100 000 Р. Лучше не полагаться на «ДТП. Европротокол», а вызвать инспектора — все-таки речь о сотнях тысяч, которые можно потерять из-за сбоя в программе.
Независимо от того, ждете вы инспектора или сами заполняете документы, место ДТП нужно организовать по правилам дорожного движения. Если этого не сделать, можно получить штраф — 1000 Р.
Как только авария произошла, водитель должен остановиться, включить аварийку и выставить знак аварийной остановки на расстоянии 15 метров в населенном пункте и 30 метров за его пределами.
Если в аварии пострадали другие люди, а вы в порядке, то нужно оказать пострадавшим первую помощь. Если этого недостаточно, а отвезти пострадавших в больницу некому, водитель должен отвезти их к врачам самостоятельно, а потом вернуться на место происшествия. Такая ситуация не будет считаться оставлением места ДТП — и прав не лишат.
Вот что еще нужно знать каждому автомобилисту:
Госавтоинспекция разъяснила, когда ДТП может обойтись без инспектора
Дайджесты прессы. Российская газета. Авария по новым правилам
Госавтоинспекция разъяснила, когда ДТП может обойтись без инспектора
Владимир Баршев
Госавтоинспекция выложила на сайте схему, согласно которой должны теперь оформляться мелкие аварии. То есть ГИБДД старается не участвовать в оформлении мелких аварий.
И такая практика считается вполне нормальной в ряде европейских стран, а также в США. Не дождетесь вы там полиции для оформления небольшого столкновения, а если дождетесь, то участников мелкого ДТП заставят оплатить штраф за безосновательный вызов полиции.
У нас любая авария, даже в том случае, если корпус зеркала получил царапину, становится событием, которое требует прибытия на место ДТП полиции, «скорой помощи», МЧС и страховых комиссаров. Пока все эти люди приезжают, пока оформляется ДТП, пока машины уберут с проезжей части, пробка образуется как минимум километровая.
Из-за чрезмерного любопытства некоторых граждан происходит еще одна авария. А то и не одна. Поэтому — что ГИБДД, что страховщики — ратуют за оформление аварии без приезда сотрудников. Большинство вопросов можно решить на месте.
Напомним, что даже при оформлении Европротокола от водителей не требуется согласия в том, кто из них виноват. Достаточно согласия в обстоятельствах аварии: перестраивался, двигался прямо, поворачивал, пересекал перекресток… Страховщик сам на основании представленных данных решит, кто виноват и кому положена выплата по ОСАГО.
Нормы оформления Европротокола теперь распространяются и на тех, у кого есть действующий договор КАСКО. Им тоже не нужно в большинстве ситуаций ожидать инспектора. Оформленное должным образом извещение о ДТП вполне устроит страховую компанию.
Однако новые поправки в Правила дорожного движения заставляют автовладельцев еще более внимательно относиться к автопроисшествиям, в которые они попадают. Именно поэтому Госавтоинспекция разработала схему, согласно которой водители и должны поступать в случае аварии.
Эту схему рекомендуется распечатать и возить с собой. Пока еще никто не дает страховки от того, что на дороге может произойти авария.
В любом европейском городе вы не дождетесь полиции для оформления мелкого ДТП, а если дождетесь, то оплатите штраф за безосновательный вызов
Также на сайте ГИБДД размещена пошаговая инструкция , как поступать в той или иной ситуации. К сожалению, в связи с тем, что она размещена только вчера, желающих ее опробовать было огромное количество. Поэтому сервис тормозил, а то и просто выключался. Но ажиотаж сейчас спадет, и все, кому действительно важно ознакомиться с этой инструкцией, смогут ею воспользоваться.
По сути эта пошаговая инструкция повторяет блок-схему. Если в аварии нет пострадавших, водителям надо понять, а стоит ли вообще оформлять аварию.
Возможно, решить вопрос поцарапанного зеркала будет проще на месте и деньгами. В этой ситуации, если ни у кого ни к кому претензий нет, может разъехаться и без информирования ГИБДД о ДТП.
Главное, не забыть взять расписку о том, что никто друг к другу претензий не имеет.
Второй вариант, если все-таки хочется получить денег со страховщика на ремонт — оформлять Европротокол. То есть заполнить извещение о ДТП, подписаться под ним и разъехаться. Каждый из участников аварии подает это извещение в свою страховую компанию самостоятельно. Надо иметь в виду, что выплата по Евроротоколу составляет максимум 50 тысяч рублей.
Для Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области выплата предусмотрена в полном объеме по ОСАГО, только требуется предоставить еще и данные устройств GPS/Glonass, которые точно определят место аварии, а также видео аварии, места происшествия и повреждений автомобиля. Причем эти данные должны быть некорректируемыми.
Каким образом добиться этого эффекта, пока никому неизвестно.
Третий вариант — все-таки вызвать ГИБДД. Причем дежурный должен дать рекомендации, что делать: либо доехать до ближайшего поста ДПС или подразделения и там оформить аварию, либо убрать машины с дороги и ждать приезда ГИБДД, либо ждать приезда, не убирая машины с дороги.
«Российская газета» — Федеральный выпуск №6724 (153)
Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,ниже указана дата, когда материал был опубликован на сайте первоисточника!