ГИБДД пояснила автомобилистам, как ездить по трамвайным путям, в связи с решением ВС

Ездить по трамвайным путям можно, при этом нужно ориентироваться в правилах дорожного движения, которые регламентируют этот вопрос. Рельсы являются отдельным фрагментом дорожного полотна, не относящимся к проезжей части. Действующие правила ПДД зафиксировали конкретные требования, при которых движение по путям возможно. О них мы и расскажем далее.

Штрафы за нарушение в 2021 г

Штраф за езду по трамвайным путям – самый частый тип меры пресечения, используемый при несоблюдении ПДД. Таблица ниже представит объемы штрафных санкций за определенные правонарушения на текущий год.

СитуацияВид санкций
Рельсовый путь обособлен от всеобщего дорожного полотна фронтальной линией 500 руб. штрафа или предуведомление сотрудником
Движение по трамвайным путям попутного направления, препятствующее общественному транспорту 500 руб. в Гос. казну
Стоянка машины в запрещенном месте 1500 руб. обязательный платеж, а в крупных городских поселениях – 3 тыс. руб.
Проезд по встречной полосе 5000 руб. или запрет на вождение средством передвижения на 6 месяцев, при рецидиве лишают шоферского документа на год
Выезд на пути встречного направления для преодоления преграды Придется заплатить 1500 руб.

Инспектор вправе применить лишение ВУ при попадании факта совершения деяния под прицел внешних видеокамер.

Как правильно ездить по попутным рельсам

Можно ли ездить по трамвайным путям попутного направления зависит от ряда требований. Езда по рельсам разрешена если:

  • рельсы и проезжая часть находятся одноярусно по отношению друг к другу;
  • трамвайная дорога слева;
  • автомобильная полоса перегружена.

ГИБДД пояснила автомобилистам, как ездить по трамвайным путям, в связи с решением ВС

Учитывая вышеназванные критерии, система запретов выглядит следующим образом:

  1. Движение по встречной расценивается как недопустимое отступление от ПДД. Результатом действий водителя может оказаться лишение прав на управление ТС.
  2. Если рельсы размещены с правой стороны от дороги, то передвигаться по ним на машине запрещено.
  3. Пути и проезжая часть находятся на разных уровнях. Например, рельсы пересекают газон. Тогда они считаются разделительной полосой и заезд на них грозит виновнику наказанием.

Передвижение по путям полностью не ограничивается. Одобрены следующие маневры:

  • разворот влево;
  • проезд прямо;
  • поворот.

ГИБДД пояснила автомобилистам, как ездить по трамвайным путям, в связи с решением ВС

Вспомогательные меры ущемления и запреты регулируются разметкой и специально установленными знаками. Так, если сплошная линия разметки 1.2 нанесена вдоль трамвайных путей, то пересекать ее для дальнейшего движения нельзя. Штраф за такое нарушение составит 500 р.

Двигаться по встречной рельсовой дороге запрещается. Разрешено ее переезжать с целью повернуть или развернуться.Регламентированы такие исключения:

  1. Часто дорожное полотно требует восстановления. Тогда дорожный патруль продумывает направление потока движения в объезд. В такой ситуации сотрудники автоинспекции допускают объезд преграды через встречную полосу.
  2. Случается, что вблизи трамвайных путей произошла автоавария. Для тщательного изучения факторов случившегося, сотрудники ДПС направляют любой проезжающий автомобиль в обход по встречным рельсам.
  3. Шофер перевозит человека в тяжелом состоянии здоровья. Пассажир испытывает нужду в срочной помощи специалистов, требуется госпитализация. Дорога пересекает рельсы, других вариантов маршрута нет. Водителю следует понимать, что отсутствие выбора правомерного поведения придется отстаивать в ходе судебного разбирательства.

ГИБДД пояснила автомобилистам, как ездить по трамвайным путям, в связи с решением ВС

Нередко при благосклонном решении судьи виновника все равно ожидает применение мер воздействия и предупреждения неправомерного поведения. Служители правоохранительных учреждений фиксируют штраф за выезд на трамвайные пути.

Подробно о встречном разъезде читайте по ссылке.

Разворот и обгон

Не запрещается разворот влево на рельсах. Перед осуществлением маневра водителю следует точно знать, что не нанесена разметка с каждой из сторон.

Осуществлять манипуляцию допускается исключительно под прямым углом, иначе служители ГИБДД могут расценить случившееся как въезд на встречную полосу.

Это относится к правонарушению и мерой пресечения выступает штраф в 5 тыс. руб. или конфискация разрешительного документа для вождения ТС.

Обгон представляет собой:

  • выезд на полосу встречного движения;
  • опережение впереди едущей машины;
  • возврат на свою полосу движения.

Из дефиниции становится понятно, что обгон трамвая по встречным путям невозможен и запрещен действующими ПДД.

Обгон по трамвайным путям попутного направления также недопустим. Однако медленно передвигающийся трамвай можно объехать слева при условии выезда на встречную полосу автодороги.

ГИБДД пояснила автомобилистам, как ездить по трамвайным путям, в связи с решением ВС

Маневр следует совершать так:

  1. Включить левый поворотник.
  2. Выехать на встречную полосу.
  3. Объехать общественный транспорт по левой стороне.
  4. Включить правый поворотник.
  5. Вернуться обратно.

Причем не стоит забывать о запрете создания препятствий другим движущимся транспортным средствам.

Как оспорить нарушение

Если водитель осознанно нарушил правила и получил за это наказание, то обжаловать вмененные санкции практически нереально. Но возникают ситуации, когда автомобилисту пришлось выехать на встречную полосу и обогнать трамвай. Иногда действия водителя не зависят от его воли и побуждений, например, при поломке авто. В такой ситуации неправомерные действия можно оспорить в судебном порядке.

После совершения правонарушения сотрудники ГИБДД выписывают протокол. Решение о применении наказания принимает суд. Автовладелец на протяжении 10 суток после получения протокола вправе обратиться в районный суд для обжалования решения. Перед обращением следует собрать всю доказательственную документацию своей невиновности.

Если основанием выезда стали неполадки в тормозной системе и получился занос, то автотехническая экспертиза укажет на неисправность. Если на пути была преграда, но дорожный патруль не учел это в документации, то автовладельцу необходимо самостоятельно сделать фото или видео с фиксацией барьера на месте происшествия.

Вопросы от читателей

Что значит запрет следования по попутным трамвайным путям, находящихся на разном уровне с дорогой? Какое действует наказание за проезд?

Ответ: Рельсы отделяются от асфальта (газоном, сплошной полосой). Нарушителю грозит штрафная санкция в объеме 500 руб.

Можно ли обгонять трамвай при его остановке?

Ответ: Если пассажиры уже покинули свои места и водитель транспорта закрыл двери.

В огибание пробки мужчина выехал на трамвайные пути попутного движения с правой стороны от главной дороги. Запрещающих обозначений и ТС не было, но не доезжая 100 метров до поворота направо, был остановлен сотрудником патрульной службы и получил штраф в 500 руб. Кто прав в ситуации?

Ответ: Действия патрульного были правомерными, поскольку проезд допустим исключительно при размещении основной дороги слева.

Когда не дозволено проезжать по рельсам?

Ответ: При нахождении путей справа от автомобильной полосы, размещении на разных уровнях – бордюр, под запретом находится выезд на встречную полосу.

Предназначены ли обособленные трамвайные пути для автотранспорта?

Ответ: Нет, по ним ездить недопустимо. Они используются для отделения смежного дорожного полотна.

Таким образом, проезд по трамвайным путям не воспрещен. Но требует соответствия некоторым предписаниям. Дозволяется движение прямо, разворот и поворот налево с трамвайных путей. Главное при передвижении не чинить заграждений для общественного транспорта и внимательно следить за запрещающими обозначениями.

Штраф за езду по травмайным путям в попутном и встречном направлении

Многие водители зачастую не знают, можно ли ездить по трамвайным путям.

В целом маневры и проезд по ним правилами не запрещен, но бывают ситуации, когда нахождение машины на этой части дороги опасно для самого транспортного средства и для других автомобилей.

В таком случае подобные действия расцениваются как нарушение и наказываются штрафом. Это мотивирует не становиться помехой во время езды и не перемещаться по путям без крайней необходимости.

Основные требования к водителю при езде трамвайным рельсам

Трамвайные пути – это обособленный элемент трассы, который располагается обычно посередине или с одной из ее сторон. Так как закладывались они раньше, чем обустраивалась дорога, перенести их не представляется возможным. Поэтому люди с остановок зачастую вынуждены совершать посадку, двигаясь через несколько полос проезжей части.

ГИБДД пояснила автомобилистам, как ездить по трамвайным путям, в связи с решением ВСЧтобы гарантировать безопасность, движение трамваев подчинено определенным правилам, знать о которых стоит и водителям легковой техники. ПДД допускают перемещение по линиям поперек или вдоль, но только если придерживаться нормативов. При осуществлении разворота или поворота нужно включать поворотники, предупреждая других о маневре. Но в некоторых случаях двигаться по ним категорически нельзя, например, запрещен выезд на трамвайные пути попутного направления через сплошную полосу. Это считается серьезным нарушением, поскольку оно может привести к столкновению.

Маневры, разрешенные в этом месте:

  • Если необходимо совершить поворот в левую сторону, но сделать это можно, только с пересечением рельс.
  • Опережение впереди идущего транспорта.
  • Объезд препятствия или ремонтных работ.
  • Когда все полосы движения заняты, и это единственный способ продвинуться вперед по путям.
  • Выполнение разворота, если это предусмотрено определенным участком дороги.
  • Полоса находится на одном уровне с дорогой.
  • Рельсы располагаются с левой стороны от основного потока.
  • При движении не создается помеха для другого транспорта

Внимание! Водитель всегда должен помнить, что если приближается трамвай, а он создает для него помеху, он незамедлительно обязан освободить пространство.

При перемещении налево надо включать поворотник, обозначая для других участников движения свой маневр, а после пропустить транспорт и закончить поворот. Когда запрещается пересечение линий трамвая:

  1. Совершается езда по «встречке», то есть по рельсам, направленным в обратную сторону.
  2. ГИБДД пояснила автомобилистам, как ездить по трамвайным путям, в связи с решением ВСНа дороге нанесена сплошная линия вдоль трамвайных путей.
  3. Пути расположены с правой стороны и ограждены забором или клумбами от потока легкового транспорта.
  4. У основной дороги и путей разная высота, или их отделяет специальная разметка, запрещающая движение в этой части.
  5. Совершение разворота или обгона в левую сторону.
  6. Поворот с выездом на встречную проезжую часть.
  7. Если водитель создает помеху для других машин, автобусов и грузовиков.
  8. На участке пути есть знаки, запрещающие выполнение любых маневров.
Читайте также:  Обзор поправок в Правила дорожного движения и КоАП РФ

Согласно установленным правилам ПДД, наезд на трамвайные линии допустим для совершения маневренных действий при условии, что они располагаются с левой попутной стороны. При движении по «встречке» высок риск столкновения. Все ограничения были созданы с целью минимизировать вероятность ДТП на дороге.

Особенности езды по попутным линиям

Езда по попутным трамвайным путям допустима только в ограниченных ситуациях. В целом линии не предусмотрены для перемещения по ним легкового транспорта.

Это можно делать, когда других способов выполнить маневр у водителя нет. К примеру, нужно совершить обгон или все полосы заняты.

Но так как трамвай не сможет свернуть или объехать автомобиль, машина должна покинуть полосу, как только стало заметно приближение вагона.

Что допускается делать на попутных трамвайных путях:

  • Проехать некоторое время прямо и вернуться на свою полосу при первой удобной возможности.
  • Совершить обгон с учетом отсутствия трамвая в зоне видимости и возможности своевременного возвращения в поток.
  • Повернуть вправо или влево, если это предусмотрено знаками на дороге. При этом необходимо задействовать поворотник перед совершением маневра.

При планировании какого-либо действия с учетом трамвайных путей, необходимо руководствоваться не только правилами ПДД, но и обстановкой на дороге. Водитель должен сам оценить происходящее, и даже если он будет прав, но это создаст аварийную ситуацию, от поворота или других действий лучше отказаться.

Когда езда по «встречке» допустима?

Проезд по трамвайным путям попутного направления не запрещается в целом, поэтому у авто больше возможностей для маневра. Пересечение же рельсов по встречной наказывается по закону, поскольку такие действия часто провоцируют аварии на дорогах, создают заторы, мешают курсированию трамваев. Но как у любого правила, в ПДД 2019 года есть и исключения относительно езды по «встречке»:

  • При проведении ремонтных работ на перекрестке или других местах дороги.
  • Организован объезд сотрудниками ГИБДД с определенной очередностью направлений.
  • На дороге крупное ДТП, объехать которое можно только по трамвайным линиям, и ехать по ним приходится некоторое время.
  • Водитель вынужден совершать перемещение по рельсам, чтобы спасти человеку жизнь и другие способы объехать препятствие отсутствуют.

В последнем случае мало кто думает о возможных штрафах, и даже часто едут на красный свет светофора.

Штраф в такой ситуации все равно выписывается, но с учетом всей динамики движения на дороге: была ли пересечена сплошная вдоль трамвайных путей, какие дополнительные нарушения присутствовали во время перемещения.

Но если человек руководствовался необходимостью спасения жизни, то ситуация считается спорной, и защитить свои права можно в суде. Часто административная ответственность снимается, если истец предоставляет достаточно доказательств и обоснований своих действий.

Штрафные санкции за нарушение

Штраф за езду по трамвайным путям в этом году предусмотрен в размере 500 рублей. Сумма незначительная, но это только в том случае, если не было выезда на «встречку». Если устанавливается подобный факт, сумма возрастает до 5000 руб. В столице и Санкт-Петербурге сумма санкции составляет 3000 руб.

Важно знать! Составить протокол имеет право инспектор ГИБДД, который лично зафиксировал нарушение или оно было снято на камеру видеонаблюдения. При неоднократном совершении такого действия предусмотрено лишение прав сроком до года.

ГИБДД пояснила автомобилистам, как ездить по трамвайным путям, в связи с решением ВСЗа объезд препятствия, например, если разъезд со встречным движением иным способом физически невозможен или ведется ремонт полотна на пути, наказание не предусмотрено, Но при этом должен быть установлен знак, разрешающий маневр – в ином случае нужно оплатить штраф в размере 1500 рублей. Объезд ДТП или пробки на дороге не считается препятствием, в этой ситуации заплатить деньги, предусмотренные статьей КоАП, придется в общем порядке.

Езда по трамвайным путям попутного направления допустима только в ограниченных случаях, так как использование этого элемента дороги легковым транспортом ПДД не предусмотрено. Но существуют ситуации, когда водитель может по ним двигаться, не получив за это штраф.

Трамвай и трамвайные пути: разбираем все случаи взаимодействия автомобиля с трамваем

ГИБДД пояснила автомобилистам, как ездить по трамвайным путям, в связи с решением ВС

Многие начинающие водители выносят из автошколы смутные и разрозненные знания о том, как сосуществовать на дорогах с трамваями.

Зачастую дело вообще ограничивается выводом «буду просто на всякий случай всегда уступать трамваю», по принципу «кто больше, тот и прав».

У трамвая действительно есть определенные приоритеты, но взаимодействие автомобилиста с ним регламентируется вполне простыми и понятными правилами. Давайте разберемся со всем, что касается трамваев, раз и навсегда.

Трамвайные пути – это часть дороги?

Для начала напомним, что трамвайные пути – это часть дороги, наравне с проезжими частями, обочинами, тротуарами и разделительными полосами. Правила дорожного движения указывают на это в определении понятия «дорога», так что не стоит считать трамвайные пути запретной зоной, не относящейся к автомобильному движению.

Что показывает белый трамвайный светофор?

Специальный Т-образный светофор с четырьмя белыми сигналами регулирует движение трамваев и не относится к автомобилистам. Однако помнить его знаки полезно для понимания того, как будет двигаться трамвай.

Разрешение ехать трамваю дает горящая нижняя секция, а верхние сигналы указывают, куда ему можно двигаться: левый и правый – в соответствующие стороны, а центральный – прямо.

Если нижний белый сигнал не горит, ехать трамваю запрещено.

Как поворачивать при наличии трамвайных путей?

Как мы уже помним, трамвайные пути – это часть дороги, а если они еще и расположены на одном уровне с проезжей частью и заасфальтированы, то поворот налево надо выполнять именно с них. Пункт 8.

5 ПДД содержит все указания по повороту, давайте соберем их в небольшую инструкцию.

Итак, если слева от вас есть пригодные для движения трамвайные пути, то поворачивать налево и разворачиваться на перекрестках нужно так:

  • заранее убедиться, что перед перекрестком нет знаков направления движения по полосам или разметки со стрелками на асфальте: если знаки есть, то нужно следовать им;

ГИБДД пояснила автомобилистам, как ездить по трамвайным путям, в связи с решением ВС

  • убедиться, что позади нет трамвая, чтобы не подрезать его при перестроении: ПДД запрещают создавать ему помехи;
  • подъезжая к перекрестку, выехать на трамвайные пути попутного направления, заняв тем самым крайнее левое положение на проезжей части;
  • пропустить встречные машины и трамваи и выполнить поворот налево или разворот.

Помните, что при отсутствии знаков направления движения по полосам алгоритм выше – единственно правильный, и поворот налево без выезда на трамвайные пути считается нарушением.

И еще один нюанс: пункт 8.8 ПДД напоминает, что если вы поворачиваете налево или разворачиваетесь вне перекрестка, то перестраиваться на трамвайные пути не нужно, но перед поворотом нужно уступить дорогу не только встречным машинам и трамваям, но и трамваю попутного направления.

Надо ли уступать трамваю на регулируемых перекрестках?

Описанный в предыдущем пункте алгоритм описывает порядок действий при повороте налево. А пункт 13.6 ПДД указывает, как действовать во всех случаях взаимодействия с трамваем на регулируемых перекрестках.

Если зеленый сигнал светофора загорается одновременно для машин и трамвая, то трамвай имеет преимущество независимо от направления его движения, и ему нужно уступить дорогу.

К примеру, если сразу за светофором трамвайные пути пересекают проезжую часть, отправляя трамвай направо, то нужно его пропустить.

Другой вариант – если трамвай движется по сигналу дополнительной секции светофора со стрелкой. В этом случае трамвай, как и автомобиль, уступает дорогу тем, кто едет по сигналу основной секции светофора с других направлений.

Итак, сделаем краткий вывод: если на регулируемом перекрестке вы с трамваем находитесь в равнозначных условиях, то ему нужно уступить дорогу, а если у вас приоритет в виде основной секции светофора против стрелки, то трамвай уступает вам.

Надо ли уступать трамваю на нерегулируемых перекрестках?

Нерегулируемые перекрестки бывают двух видов: неравнозначные (где есть главная и второстепенная дороги) и равнозначные.

На неравнозначных перекрестках нужно уступать трамваю всегда, кроме случаев, когда автомобиль движется по главной дороге, а трамвай – по второстепенной. Если же вы оба движетесь по главной или второстепенной дороге, согласно пункту 13.9 ПДД у трамвая будет преимущество.

На равнозначных перекрестках нужно уступать трамваю всегда. Пункт 13.11 указывает, что здесь у трамвая будет приоритет вне зависимости от направления движения.

Читайте также:  Можно ли ставить светодиодные лампы в габариты

Надо ли уступать трамваю вне перекрестков?

Пункт 18.1 ПДД указывает, что вне перекрестков, где трамвайные пути пересекают проезжую часть, у трамвая также есть приоритет, и ему нужно уступать дорогу, кроме случаев выезда из депо. Уступать дорогу трамваю, выезжающему из трамвайного депо, не нужно.

Можно ли ездить по трамвайным путям?

В отличие от обочины, по которой ездить запрещено всегда, трамвайные пути допускают движение по ним. Пункт 9.

5 ПДД указывает, что ехать по попутным трамвайным путям, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, можно, если заняты все полосы вашего направления, а также при объезде (препятствия или неподвижного сломавшегося автомобиля). При этом по-прежнему запрещено создавать трамваю помехи – например, блокировать движение.

Можно ли выполнять остановку и стоянку на трамвайных путях?

Вопрос сам по себе странный, но практика показывает, что иногда водители пренебрегают правилами и логикой при выборе места для остановки или стоянки. Итак, пункты 12.4 и 12.

5 ПДД запрещают остановку и стоянку на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев.

Поэтому, останавливаясь или паркуясь, убедитесь, что вы никому не мешаете.

Можно ли ездить по трамвайным путям попутного направления, штрафы за нарушение ПДД

Современные правила дорожного движения допускают езду по трамвайным путям, но только в случае соблюдения ряда условий:

  • В попутном направлении, если нет возможности ехать по самой проезжей части дороги. Однако, при этом нельзя создавать помехи для движения трамваев;
  • Когда рельсы расположены на одном уровне с дорогой;
  • По расположенным слева трамвайным путям;
  • Если все полосы движения заняты.

Но есть в правилах и точное указание ситуаций, в которых движение по трамвайным путям строго запрещено. А именно:

  • Не разрешена езда по трамвайным путям навстречу движению. За такое нарушение предусмотрен штраф и лишение прав;
  • Запрещена езда по трамвайным путям, которые расположены справа дороги;
  • Если рельсы установлены на газоне или просто не вровень с дорогой. В таком случае они считаются разделительной полосой, движение по которой строго запрещено.

Суть разрешения ПДД езды по трамвайным путям сводится к созданию возможностей для водителя развернуться, повернуть и двигаться прямо в сложной дорожной ситуации.

Но главное – не мешать трамваю.

На некоторых дорогах установлены специальные знаки и разметка, запрещающие выезд на пути для трамваев. На это указывает сплошная линия вдоль трамвайных путей или знаки «Полоса движения» и «Въезд запрещён».

  Где заплатить транспортный налог без комиссии в 2021 году

За нарушение указаний таких знаков предусмотрены штрафы и лишение прав.

Особенно внимательно нужно относиться к сплошной разметке вдоль трамвайных путей.

При этом, даже если с одной стороны дороги на пути заезжать можно, но с другой их стороны нанесена такая разметка, то пересекать её нельзя. Это обозначение края проезжей части.

Отдельный вид трамвайных путей – выделенные конструктивно. Они часто служат для разделения смежной проезжей части и движение безрельсового транспорта по ним не разрешается.

Разрешенные случаи

  • Действующие сегодня ПДД РФ указывают на следующие ситуации, в которых передвижение по трамвайным рельсам не наказывается:
  • — пути проходят слева,
  • — рельсы находятся на уровне дорожного полотна,
  • — заняты все полосы попутного движения,
  • — трамвайные рельсы и автомобильная дорога идут в попутном направлении.
  • Все остальные случаи, в соответствии с ПДД РФ, движение по трамвайным путям попутного направления запрещают.

Движение по встречным трамвайным путям

Касательно езды по трамвайным путям встречного направления стоит однозначно понимать, что она правилами не допускается.

Встречные пути для трамваев можно только пересекать в процессе движения, но не ехать по ним. Это связано с тем, что такая езда создаёт серьёзную опасность аварий.

Единственные исключения из этого правила касаются ситуаций:

  • Когда на попутных полосах идут ремонтные работы. В таком случае сотрудники ГАИ могут организовать объезд, в том числе и по трамвайным путям;
  • При крупном ДТП, когда иной объезд невозможен, ГАИ регулирует его с учётом использование трамвайных путей.

Бывают экстренные случаи. Например, когда водитель везёт в больницу человека, жизнь которого в опасности. В таком случае, при нарушении правил движения, если он сможет доказать в суде, что нарушение было вынужденным и необходимым, ответственность будет минимальной, в виде административного штрафа.

Не трамвай, объедешь

Вчера Верховный суд разрешил «опережать» автомобили по трамвайным путям попутного направления.

  Как за пару минут заплатить налоги с помощью смартфона?

С иском в Верховный суд обратился житель Челябинска Лев Воропаев.

По его мнению, в пункте 9.6 правил дорожного движения содержалась неточность. Дело в том, что в этом пункте прописано, что водитель может выезжать на трамвайные пути попутного направления, расположенные слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево, развороте и… обгоне — это ключевое слово.

Именно к нему и возникли претензии у Льва Воропаева. Дело в том, что в соответствии с последними поправками в правила обгоном называется маневр, когда автомобиль выезжает на полосу, предназначенную для встречного движения.

Например, то, что раньше называлось обгоном справа, теперь называется опережением. Такой маневр в правилах не запрещен. Выезд на трамвайные пути попутного направления, чтобы объехать пробку, тоже обгоном не считается.

Это также называется опережением.

Основательно подчистив правила, разработчики документа пропустили один пункт, который касался трамвайных путей. Там слово «обгон» сохранилось. Таким образом, выезд на попутные рельсы можно было назвать обгоном. Хотя с точки зрения административной практики это ничего не меняло. И раньше обгон по попутным трамвайным путям был разрешен. Просто теперь такой маневр перестал называться обгоном.

Кстати, на дорогах от смены названий маневров ничего не изменилось. Просто данный пункт правил противоречил всему остальному содержанию. Именно поэтому Лев Воропаев решил его оспорить. Единственный документ, который определяет права и обязанности водителей, не должен содержать таких ошибок.

Как сообщили «РГ» в Главном управлении по обеспечении безопасности дорожного движения МВД России, еще на прошлой неделе в правительство были отправлены соответствующие поправки в правила дорожного движения.

Пока еще правительство этот проект не рассмотрело. Заседание Верховного суда состоялось буквально через неделю после того, как документ поступил в правительство.

Однако решение Верховного суда может послужить дополнительным стимулом для скорейшего принятия данного постановления.

Напомним, что с 20 ноября прошлого года вступила в силу новая редакция правил дорожного движения. С 21 ноября 2010 года — новая редакция Кодекса об административных правонарушениях.

В правилах обгоном называется только тот маневр, когда один автомобиль обгоняет другой с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения.

Если один автомобиль обгоняет другой, не выезжая на встречку в пределах участка дороги, предназначенного для движения в одном направлении, — это называется опережением. Напомним, что раньше был запрещен обгон справа. Теперь этот маневр называется опережением, и он разрешен.

В КоАП появилась новая статья, в соответствии с которой водитель лишается прав за выезд на встречную трамвайную полосу.

Это нововведение имело под собой довольно серьезные основания. Во-первых, зачастую наши водители старались объезжать трамваи, стоящие на остановке, по встречным путям. А по правилам обходить трамвай положено спереди.

То есть пешеходы, не ожидающие такой подставы, тут же могли оказаться под колесами автомобиля. Во-вторых, в большинстве случаев для поворота налево или разворота водитель должен выехать на трамвайные пути.

Каково же было его удивление, когда, начав маневр, он получал в бок от машины, которая двигалась по встречным трамвайным путям?

Штраф за нарушение правил

Штраф за езду по трамвайным путям в 2021 существенно различается в зависимости от тяжести нарушения:

  • При движении по трамвайной линии, отделённой от дороги сплошной – штраф составит 500 рублей. Однако, водитель может отделаться предупреждением;
  • При помехе движению трамвая, предупреждением обойтись не удастся – нужно будет платить 500 рублей штрафа;
  • В случае остановки на трамвайных путях – штраф от 1500 тысяч до 3000 (в городах федерального значения);
  • Проезд по встречным трамвайным путям наказывается штрафом 5000 рублей или полугодовым лишением прав;
  • Объезд препятствия по встречной трамвайной полосе потянет на 1500 рублей;
  • При повторном нарушении, которое было зафиксировано камерой –оштрафуют на 5000 тысяч, а если его увидел инспектор, то лишат прав на год.

Как видно из этой градации наказаний, санкции за нарушение передвижения по дорогам с трамвайными путями довольно серьёзные.

Штрафные санкции

Многие нарушения, предполагающие движение по трамвайным путям попутного направления, считаются очень грубыми. Но лишение водительского удостоверения не предусмотрено.

Самое скромное из них – пересечение сплошной полосы, отделяющей рельсы от автомобильной дороги. В соответствии с пунктом 12.16 ПДД, карается эта ошибка водителя штрафом в 500 рублей. Также будет взыскан с нарушителя, совершающего движение по трамвайным путям попутного направления, штраф за остановку на рельсах. На сегодня это полторы тысячи рублей.

Вторичное и последующие несоблюдения Правил дорожного движения могут повлечь за собой утрату водительского удостоверения на срок не менее года. Если это нарушение было записано видеокамерой, штраф возрастает до пяти тысяч рублей.

  Детское удерживающее устройство ФЭСТ: отзывы

Движение через перекрёсток

Можно ли ездить по трамвайным путям на пересечении дорог? Это особый нюанс в правилах движения. В отдельных случаях, действительно разрешается пересекать трамвайную колею, но только на том перекрёстке, который не регулируется.

Допускаются такие манёвры в следующих ситуациях:

  • До перекрёстка машина и трамвай двигались в одну сторону, а трамвайные пути находились справа от авто. На перекрёстке машине нужно повернуть, а трамвай едет прямо;
  • Двигаясь прямо, машина и трамвай на перекрёстке будут поворачивать налево. При этом трамвайные пути расположены справа от автомобиля;
  • Трамвай справа от машины, которая едет прямо. Трамвай же поворачивает налево.

В этих трёх ситуациях разрешается пересекать трамвайные пути для поворота. Однако, как и в других разрешённых случаях заезда на трамвайные пути, автомобиль не должен мешать трамваю.

Маневры на перекрестке

Каждый водитель должен помнить, что разрешается движение по трамвайным путям попутного направления исключительно в случае занятости всех полос дорожного полотна. Причем имеет отношение это только к параллельному движению.

  1. Пересечение трамвайной колеи на нерегулируемом перекрестке дозволено в следующих эпизодах:
  2. — транспортное средство движется с трамваем в одном направлении, причем последний находится от автомобиля справа, транспорт общественного назначения, если есть, продолжает двигаться прямо;
  3. — при движении в одну сторону трамвай, идущий справа от машины, и транспортное средство будут совершать левый маневр;
  4. — трамвай, находящийся по правую руку водителя автомобиля, может совершать левый поворот, в то время как автомобиль продолжает движение прямо.

Иногда на городских магистралях перед перекрёстком можно видеть знаки 5.10, 5.15.1, 5.15.2 информирующие о движении по полосам или о дороге с реверсивным движением. В этом случае штрафные санкции за выезд на рельсы будут обязательно.

Въезжая на дорогу с обозначенным реверсивным движением, нужно учитывать, что знак указывает на движение только лишь по крайней правой полосе дорожного полотна.

Перестроение можно совершать исключительно в случае, если советующими знаками или специальной дорожной разметкой разрешено подобное движение.

Что нужно делать при автопроисшествии на трамвайной линии

ДТП на трамвайных путях по вине автовладельца

В большинстве случаев, при ДТП на трамвайных путях виновным будет признан водитель автомобиля. Это объясняется тем, что даже в случаях разрешённого проезда по линии трамвая, машина не должна создавать ему помеху. Значит, если случилась авария, скорее всего это произошло по вине водителя.

ДТП по вине кондуктора трамвая

Но бывают ситуации, когда виновен кондуктор трамвая. Например, он проехал на запрещающий знак светофора, либо нарушил очерёдность выезда из депо.

В любом случае, должны быть доказательства его вины – показания свидетелей либо кадры с камеры фотофиксации.

движение по трамвайным путям ЗАПРЕЩЕНО — DRIVE2

Решением Верховного суда РФ от 29.09.2011 № ГКПИ11-610 пункт 9.6 ПДД признан не действующим со дня вступления решения суда в силу.

Напомним, что раздел 9 Правил регулирует расположение транспортных средств на проезжей части. Пунктом 9.

6 ПДД, предусмотрено, что разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, обгоне, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 ПДД.

При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на трамвайные пути встречного направления запрещается. Если перед перекрестком установлены дорожные знаки 5.15.1 или 5.15.2, движение по трамвайным путям через перекресток запрещается.

Гражданин обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании приведенного пункта недействующим в части разрешения движения по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона. В заявлении указано, что из анализа пунктов 1.1, 1.2 и 9.

1 Правил видно, что обгон не может иметь место на трамвайных путях попутного направления, так как последние не располагаются на полосе (стороне проезжей части), предназначенной для встречного движения. В связи с этим пункт 9.

6 Правил в оспариваемой части противоречит как названным положениям Правил, так и статье 6, пункту 4 статьи 22 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» и нарушает его права, гарантированные этим Федеральным законом.В дополнении к заявлению гражданин.

поддержал свое требование и пояснил, что как водитель он обязан знать и соблюдать относящиеся к нему требования Правил.

Однако наличие в них неопределенности создает опасность для движения, поскольку участники движения могут по-иному, чем он, воспринимать оспариваемое предписание, что может привести к дорожно-транспортному происшествию. Тем самым пунктом 9.6 Правил нарушаются его права на безопасность дорожного движения, охрану жизни, здоровья и имущества.

Выслушав объяснения представителя заинтересованного лица и изучив материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., просившей удовлетворить требование заявителя, суд находит заявление гражданина подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1.2 Правил под обгоном понимается опережение одного или нескольких транспортных средств, связанное с выездом на полосу (сторону проезжей части), предназначенную для встречного движения, и последующим возвращением на ранее занимаемую полосу (сторону проезжей части). При этом в силу пункта 9.

1 Правил стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств). На дорогах с двусторонним движением, имеющих четыре или более полосы, запрещается выезжать для обгона или объезда на полосу, предназначенную для встречного движения (пункт 9.2).Из приведенных норм следует, что при движении по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, обгон не может иметь место, поскольку трамвайные пути не находятся на полосе (стороне проезжей части), предназначенной для встречного движения. Однако пункт 9.6 Правил говорит о возможности обгона в таких случаях, создавая тем самым правовую неопределенность в толковании понятия «обгон».Согласно статье 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» формирование и проведение на территории Российской Федерации единой государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, установление единой системы правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения находятся в ведении Российской Федерации. Пунктом 4 статьи 22 этого Федерального закона определено, что единый порядок дорожного движения на всей территории Российской Федерации устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.По смыслу изложенных положений установление единого порядка дорожного движения на всей территории Российской Федерации предполагает, что регламентирующие его нормы должны согласовываться между собой и отвечать критериям определенности, ясности и недвусмысленности. Между тем содержание пункта 9.6 Правил в оспариваемой части этим критериям не отвечает, что не позволяет признать его соответствующим требованиям Федерального закона «О безопасности дорожного движения».

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 25 постановления от 29 ноября 2007 г.

№ 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснил, что, проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо выяснять, является ли оно определенным.

Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.

Таким образом, ВС РФ признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу первое предложение пункта 9.

6 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090, в редакции от 14 декабря 2005 г.

№ 767, в части, разрешающей движение по трамвайным путям попутного направления, расположенным слева на одном уровне с проезжей частью, для обгона.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *