Оснащение грузовиков системами контроля транспорта не является сейчас для владельцев автопарков ноу-хау. Российское правительство повсеместно внедряет систему контроля транспорта (ГЛОНАСС).
В свою очередь и руководители транспортных компаний, и сами водители уже успели испытать систему контроля транспорта в действии и по достоинству оценить ее работу.
Однако братья славяне пошли дальше, успев придумать способы борьбы с ней!
Читайте
Цифровой тахограф в действии
Изучая Интернет-форумы и статьи с описанием работы контроллеров ГЛОНАСС, зачастую наталкиваешься на нелестные отзывы об этой системе контроля транспорта. Но какая бы ни была система контроля транспорта, основная ее функция все же держит водителей в напряжении и заставляет изрядно понервничать.
Оно и понятно, если раньше «покорители дорог» могли без проблем отвезти теще старый диван на дачу, по-быстрому смотаться по делам житейским, а еще лучше — слить пару-тройку литров казенной солярочки с рабочей машины, то с приходом на стражу системы контроля транспорта (GPS-контроллеров, треккеров, датчиков и прочего оборудования), их возможности резко сократились.
Источник фото: ssm22.ruРазработчики систем предлагают все больше опций для полного и эффективного контроля за работой автопарка
Изобретательный русский народ не стал унывать по этому поводу и сразу принялся искать способы по «обезвреживанию» постылых GPS-изделий системы контроля транспорта.
Читайте
Как владельцы грузовой техники экономят в кризис?
С развитием отрасли производства систем контроля транспорта разработчики и производители стараются предложить заказчику как можно больше интересных опций для полного и эффективного контроля за работой автопарка.
Ввиду немалой стоимости подобного оборудования руководители транспортных компаний пока ограничиваются стандартным набором контрольно-измерительных приборов: терминалом (блок контроллера, автотрекер, регистратор и т.п.
) и ДУТ (датчиком уровня топлива).
На них и заострим свое внимание.
Вредные советы по выводу из строя системы контроля транспорта. Инструкция по применению:
I. Ломаем систему работы терминала
1. Отключаем питание контроллера, едем по своим делам, возвращаемся на место, снова подключаем питание… и вуаля!
Казалось бы, простой и незамысловатый способ, но таким пользовались «начинающие лузеры», которым только предстояло познакомиться с системой контроля транспорта «ГЛОНАСС». Как показала практика, способ примитивный и малоэффективный.
Во-первых, практически все блоки оснащены встроенным аккумулятором, который может поддерживать работу устройства продолжительное время, во-вторых, сигнал с точным временем отключения и включения аппарата в любом случае отправится на пульт диспетчера.
Источник фото: automps.ruОтключать питание контроллера неэффективно и бессмысленно
2. Уничтожаем антенну системы контроля транспорта
Вывести из строя такого «неприятеля», как антенна, «очумельцы» предлагают несколькими вариантами: просто вырвать ее, чтоб не мозолила глаза, обмотать фольгой, накрыть металлическим стаканчиком и т.д.
В самом начале становления и развития систем контроля транспорта, возможно, подобные манипуляции и возымели бы действие, но имея дело с нынешними высокочувствительными приемниками, они практически теряют свой смысл.
Единственное, к чему может привести подобная практика, так это к сокращению числа видимых терминалом спутников (с 12-13 до 5-6).
Но для определения координат «подконтрольного» транспортного средства устройству достаточно получать сигналы с трех спутников!
3. Иглоукалывание для кабеля системы контроля транспорта
Вывести антенну из строя можно самым простым способом — протыканием. Наслаждаемся поездкой!
Существует одно «но»: любой более-менее опытный специалист сможет без труда определить причину выхода из строя дорогостоящей системы контроля транспорта и указать на место прокола. Разве что вы будете приводить иглоукалывание наноиглой…
Источник фото: physionow.caВывести антенну из строя можно при помощи иглоукалывания
4. «Шоковая терапия» для системы контроля транспорта
Самым коварным, даже варварским методом в кругах противников терминалов считается удар электрошокером приемника. (От комментариев по этому поводу отказываются даже сами водители).
5. «Случайно» пролитая двухлитровая кружка кофе на приемник системы контроля транспорта может также стать причиной выхода его из строя
Способ с одной стороны безобидный (для вредителя), но помимо водительских навыков, виновник происшествия должен обладать даром убеждения! Так что, если вы не заканчивали дополнительно курсы ораторского искусства, то, увы, этот способ для Вас не подойдет!
Источник фото: technoguide.com.uaПриемник системы контроля транспорта можно залить водой
6. Скрапбукинг для GPS/ГЛОНАСС
Читайте
Импортозамещение и локализация — две крайности одного вопроса
Опытные «портильщики» советуют творчески подойти к выводу из строя аппарата системы контроля транспорта и смастерить для него так называемую «упаковку» своими руками.
Для этого потребуется свинец, формочка для отлива необходимой конструкции, терпение и немного творчества. В итоге получается довольно симпатичная свинцовая коробочка, в которую можно упаковать приемник.
Особо творческие личности могут прикрепить на изделие бантик или еще какую-нибудь милую вещицу, которая будет украшать «глушитель сигнала» и просто радовать глаз.
Источник фото: i-mode.ruТерминал системы контроля транспорта можно вывести из строя при помощи магнита
К этому же методу вывода из строя оборудования также можно отнести установку магнита на терминал системы контроля транспорта.
7. Продвинутые пользователи берут с собой в дорогу «незатейливый багаж»: специальное устройство, которое глушит GPS-сигнал системы контроля транспорта, если находится рядом с антенной
Но, надо отметить, что данное устройство не всем по карману.
8. Очень продвинутые пользователи «перепрошивают» трекеры системы контроля транспорта и уже сами контролируют ситуацию на дороге
Для этого способа необходимы мозги и хорошие дружеские связи.
Источник фото: pxhere.comМожно переустановить программное обеспечение на трекерах системы контроля
II. Издеваемся над ДУТами — одним из компонентов системы контроля транспорта
1. Короткое замыкание в системе контроля транспорта
Метод весьма прост: замыкаем провода, идущие от датчика на корпус машины. В результате получаем временную «нетрудоспособность» устройства системы контроля транспорта, которое все покажет и расскажет, как только вы вернете провода на место.
2 . Кипяточку, еще кипяточку
Способ применяют в зимнее время года! Предлагается взять тару с кипятком и облить «подмороженный» ДУТ системы контроля транспорта. Процедуру рекомендуется проводить ежедневно.
Источник фото: ecrater.comНекачественный материал изготовления также может вывести устройство из строя
Эксперименты в области порчи системы ДУТ показали, что спасти водителя от назойливого контроля может также некачественный материал изготовления данного устройства. Ничто не совершенно, увы!
3. Заклейка отверстия воздушного дренажа системы контроля транспорта
Достаточно свежий (но уже успевший получить немало положительных отзывов) способ, при котором заклеивается отверстие в верхней части датчика системы контроля транспорта. Изоляция данного отверстия позволяет водителю совершать «налеты» на бак рабочей машины. При этом изменения фиксироваться не будут.
Смотрите
Все объявления о продаже грузовых автомобилей
Стоит сразу заметить, что все датчики, как правило, опечатаны, а оклейку «ненужных» отверстий невозможно произвести без вскрытия пломб!
4. Слив топлива «с обратки»
Этот способ по праву можно назвать самым действенным в списке «вредительств»!
Смысл в следующем: потихоньку сливая горючее в небольших количествах, ДУТ (датчик уровня топлива системы контроля транспорта) не сможет отличить слив от повышенного расхода топлива. Водители врезают тройник с краником, через который «лишачок» тонкой струйкой стекает в канистру.
Источник фото: sensorigla.comСлив топлива «с обратки» — самое действенное «вредительство»
Единственный минус — грамотный диспетчер в компании.
5. Езда по-русски
Весьма экстремальный способ, который подойдет не всем. Суть в том, что при движении автомобиля необходимо отключить «массу», другими словами, обесточить грузовик, при этом машина будет и дальше работать, а вот все приборы системы контроля транспорта (в том числе датчик) — нет.
Данный метод борьбы с «неприятелем» подходит только для действительно отчаянных, ведь управлять таким транспортом далеко небезопасно. Правда, добиться необходимого эффекта можно только в том случае, если у контрольного прибора отсутствует внутренний аккумулятор.
Источник фото: andreevdom.comОтключать «массу» на ходу бессмысленно, если контрольный прибор оснащен внутренним аккумулятором
Вандалам посвящается: способы поломки оборудования системы контроля транспорта с помощью грубой физической силы
6. Прыжки на бензобаке того, кто потяжелее
Данный способ подразумевает поломку измерительной трубки датчика системы контроля транспорта, которая установлена на всю высоту бака. Но он только это подразумевает!
7. ДУТы гнуты
Для приведения в действие данного способа вам понадобиться открыть топливный бак и с помощью крюка согнуть измерительную трубку датчика системы контроля транспорта.
Источник фото: svopi.ruСогнув измерительную трубку датчика, можно обмануть систему контроля
Без комментариев
Какими бы изощренными не были способы обмана системы контроля транспорта, будут ли они работать на практике, зависит только от руководства компаний.
7 заблуждений о системах мониторинга транспорта
Любое приобретение требует первоначальных инвестиций, так и для установки системы слежения понадобятся вложения.
Однако система мониторинга разработана именно для того, чтобы сократить расходы на обслуживание транспорта. В среднем всего за 1,5-2 месяца работы она полностью окупает расходы на покупку.
По статистике, 7 из 10 водителей устраивают махинации с корпоративной техникой, а расхождения в расходе топлива достигают 40%.
С помощью системы мониторинга вы можете контролировать все эксплуатационные параметры автомобиля, от пробега и скорости до пристегнутого ремня безопасности и открытия-закрытия дверей. Для спецтехники актуален мониторинг времени работы под нагрузкой — вы можете до минуты отслеживать, когда машина простаивала, а когда и сколько работала под нагрузкой.
Для справки. По статистике «МониторингАвто», примерно 9% топлива можно потерять, если водители грешат так называемыми «левыми» рейсами; еще 11% — это сливы/недоливы; дополнительно 13% уходит на «обналичивание» денег, выданных на заправку; порядка 5% расходов связаны с «подкручиванием» одометра.
Мониторинг — это сложно. После внедрения системы мониторинга у сотрудников компании появляются дополнительные обязанности
Источник фото: monitoring-auto.ru
Современные программы мониторинга интуитивно понятны даже для рядовых сотрудников — в системе есть готовые шаблоны и конструкторы отчетов, а еще ее можно интегрировать с внутренними CRM-системами компаний и 1С.
Если сотрудники компании не могут или не хотят работать с системой, аналитику и подготовку отчетов можно отдать на аутсорсинг специалистам. Многие интеграторы предоставляют услуги по аналитике, но условия могут быть разными. Например, в «МониторингАвто» для этого существует специальный отдел, а за компанией закрепляется персональный менеджер, готовый 24/7 оказывать любую помощь.
«Если обнаруживается слив топлива, то потом многое зависит от человеческого фактора. В нашей практике были случаи, когда после выявления нарушений руководство не принимало никаких мер.
С таким подходом, конечно, система мониторинга не может самостоятельно повысить эффективность работы компании.
Если же руководитель действительно настроен серьезно, реальные результаты не заставят себя ждать», — поделился Сергей Скнарин, исполнительный директор «МониторингАвто».
Системы мониторинга работают с погрешностями. Они подвержены сбоям в том числе из-за температурных перепадов
Источник фото: monitoring-auto.ru
Здесь необходимо понимать несколько технических моментов.
Любое оборудование имеет погрешность, пусть даже незначительную. Производители электроники, которая изначально установлена в авто, закладывают допустимую погрешность плюс/минус 10%. Датчик уровня топлива, который врезается в бак, дает погрешность 2-5%. При этом терминалы GPS/ГЛОНАСС работают без погрешностей, а отсчет по одометру блока даже зачастую точнее, чем у автомобиля.
Температура редко значительно влияет на показания приборов, если техника находится в стандартных температурных условиях. Если вы работаете при экстремальных температурах, то холод действительно может повлиять на показания прибора, но это учитывается при установке оборудования, и специалист убирает погрешности.
«У нас был случай — устанавливали систему контроля топлива для компании, работающей на Крайнем Севере. Когда машины с мороза заезжали в ангар, топливо нагревалось, и показания начинали сбоить. Проблему решили за несколько часов на программном уровне.
Датчики уровня топлива оснащены дополнительными датчиками температуры топлива, и мы просто стали учитывать их показания для аналитики, — рассказал Никита Ларин, руководитель техслужбы «МониторингАвто». — Настройка оборудования и программы под запросы и особенности работы клиента — это задача мониторинговой компании.
Некоторые не сообщают об этом своим клиентам или вообще требуют дополнительной оплаты, — не верьте».
Эффективность использования систем мониторинга падает из-за «мертвых» зон покрытия сигнала
Источник фото: monitoring-auto.ru
На территории России и ближайшего зарубежья есть много «мертвых зон», где отсутствует связь. Если бы терминалы мониторинга не работали в них, то эффективность работы была бы низкой. К счастью, это не так!
В городах и пригороде под «мертвыми зонами» подразумеваются длинные тоннели или зоны повышенной секретности, например, территория около московского Кремля или аэропорта Внуково. В таких местах сотовый сигнал может пропадать, но данные все равно пишутся в память терминала и передаются на сервер, как только он выходит на связь.
Для работы в недоступных для сотовой связи местах (как правило, это месторождения и карьеры) используются терминалы мониторинга на основе спутниковой связи, покрытие которых — 100% территории Земли.
Системы мониторинга могут вызывать недовольства у рядовых сотрудников компании
Источник фото: monitoring-auto.ru
Недовольные установкой системы слежения водители — верный признак махинаций и воровства с их стороны. Офисный персонал либо нейтрально относится к нововведению, либо видит в нем возможность оптимизации своей работы и затрат фирмы.
Есть несколько сценариев уведомления сотрудников об установке системы мониторинга:
- Когда руководителям нужно найти нарушителей или уже есть подозрения относительно конкретных сотрудников, система устанавливается на транспорт скрытно. После чего в течение одной-двух недель собираются и анализируются данные, составляются отчеты. «Чаще всего после этого мы находим доказательства махинаций. Когда заказывают скрытую установку системы слежения, скорее всего, у руководства уже есть определенные подозрения», — Дарья Кожухова, отдел аналитики.
- Уведомляются все сотрудники, им рассказывают о работе системы, обучают правилам безопасности. Важно донести до персонала информацию о том, что система мониторинга никак не нарушает личное пространство водителя, а только регулирует процесс эксплуатации корпоративной техники. А чтобы новые порядки быстрее вошли в привычку, можно, например, награждать премией водителя с самым низким коэффициентом расхода топлива.
Систему мониторинга можно обмануть
Источник фото: monitoring-auto.ru
Систему мониторинга можно только сломать — обмануть не получится. Любая попытка воздействия отражается в программе или заметна при осмотре транспорта. Опытные мастера хорошо знают все возможные уловки недобросовестных водителей: воздействие электрошокером, установка «глушилок» и даже цинковых коробов — никакие действия не останутся незамеченными.
Обойти систему через программу тоже не получится: информация хранится на сервере и в «облаке» долгое время, доступ к ней имеют только руководители.
Все системы мониторинга одинаковы
Источник фото: monitoring-auto.ru
Некоторые компании работают с чужим оборудованием, поэтому иногда у их клиентов возникают проблемы с синхронизацией и ПО, а самое главное, с гарантией. Поэтому лучше всего выбирать поставщика, который одновременно является и разработчиком терминалов. Это не только снизит риск возникновения технических проблем, но и позволит адаптировать ПО под ваши задачи и требования.
Стандартная гарантия составляет 2-3 года, у разработчиков она может быть больше, например, «МониторингАвто» на свои терминалы предоставляет гарантию 5 лет.
Могут различаться и дополнительные услуги. Обратите внимание на те компании, которые осуществляют абонентское и техническое обслуживание в режиме 24/7. Бывают экстренные случаи, например, когда машину угоняют, и тогда нужно действовать быстро.
Система мониторинга позволяет экономить до 38% расходов компании на обслуживание автопарка. Впрочем, вам совсем необязательно верить на слово — в «МониторингАвто» вы можете бесплатно пройти тест-драйв системы мониторинга в течение 1 месяца и сами проверить результаты.
Что такое ГЛОНАСС на авто, как он работает
Когда-то единственной полноценной системой, предоставляющей сведения о позиционировании объектов на земной поверхности, была американская GPS (Global Positioning System), Глобальная Система Позиционирования.
Однако, в начале века в космосе появилась группировка российских спутников в количестве 24 штук и это событие ознаменовало появление альтернативны.
ГЛОНАСС расшифровывается как Глобальная Навигационная Спутниковая Система.
Очевидно, что навигационная система облегчает любым транспортным средствам ориентирование на местности и упрощает в разы их трекинг, нахождение на карте в любой момент времени. Хорошей иллюстрацией важности такой информации служит государственная система экстренного реагирования при авариях ЭРА-ГЛОНАСС.
ЭРА-ГЛОНАСС позволяет быстро среагировать службам спасения в ситуации, когда дорога каждая секунда.
Спутник системы
Для чего предназначена система ГЛОНАСС
Главная цель системы – точное определение координат, движущихся или неподвижных объектов на поверхности земли.
Областей деятельности, в которых требуется измерять расстояния между точками на плане местности, получать представление о размерах больших объектов или отслеживать перемещение транспорта – великое множество.
Особенно велика потребность в такой системе для выполнения задач навигации. Это и ориентирование отдельных людей в незнакомой местности, и прокладка маршрута с помощью различных карт для автотранспорта.
Еще более востребована ГЛОНАСС для судоходства и организации авиасообщения.
На самом деле ГЛОНАСС имеет даже более широкое применение в народном хозяйстве, чем предоставление контроля за транспортными средствами. Да, отслеживание автомобилей, кораблей, самолетов на трассе, маршруте – важнейшая задача системы.
Однако, спутниковая навигация используется и в строительстве, и в геологоразведке, и аварийными службами, и службами спасения, при картографировании и обычными пользователями для определения места на карте города.
Вот примерный перечень задач:
- построение геодезических сетей;
- кадастровый учет;
- работы по землеустройству;
- научные исследования (сейсмоактивность, геотектоника, вулканизм, археологические и палеонтологические раскопки);
- геомониторинг (техногенные и природные процессы);
- навигация;
- геодезическая поддержка строительных, предупредительных, спасательных работ;
- информационное обеспечение диспетчерских служб;
- автопилотирование.
Принцип работы ГЛОНАСС
Не все знают, как спутники способны указать наземному объекту его местоположение. А многие считают, что все дело в том, что сверху космическому аппарату открывается обзор большей территории.
Правда значительно более любопытна. Определение координат происходит посредством измерения расстояний от точки до нескольких видимых спутников.
Вычисляется результат по времени прохождения сигнала от спутника до позиционируемого приемника.
Чем больше спутников, тем с большей точностью удается вычислить координаты.
Наличие 24 спутников ГЛОНАСС на орбите позволяет распределить их поровну на каждое из полушарий. Таким образом, в любой точке на земле над горизонтом видны как минимум четыре космических аппарата, не считая запасных.
Резервные спутники в случае выхода из строя одного из штатных могут быстро его заменить.
Будучи резервными, они, все же работают и образуют, используя инженерию терминологию, «достаточную избыточность», повышая точность позиционирования.
Немного инфографики
Навигационные сигналы
Магнитные волны, посредством которых осуществляется связь, представляют собой непрерывный спектр частот.
Специфическая стратегия использования отдельных свойств волнового диапазона с помощью передающего оборудования позволяет организовать множественный доступ в рамках определенного стандарта связи.
Всего различают три основных подхода, получивших названия в соответствии с применяемым способом разделения каналов:
- частотный – FDMA;
- временной – TDMA;
- кодовый – CDMA.
Последние три буквы схожие, в названиях, – это аббревиатура от Division Multiple Access – Разделение Множественного Доступа, а первые характеризуют технологию и понятны без перевода Frequency, Time и Code.
FDMA-сигналы
Этот способ применяют не только сотовые операторы. Он широко распространен и в других устройствах связи.
Суть состоит в разделении электромагнитного спектра линии по частоте на равные или неравные полосы пропускания, симметричные или асимметричные каналы.
Каждому передатчику выделяется свой частотный ресурс, который не имеет ограничений по времени использования. Для недопущения создания помех каждый канал ограничивается свободным частотным интервалом.
CDMA-сигналы
Технология использует не временной и не частотный принцип разделения ресурса. Каждому подключенному устройству, участвующему в передаче данных, выделяется индивидуальный код известный принимающей стороне, которая выделяет его из общего трафика полосы пропускания. Недостаток CDMA – необходимость для обмена информацией в сложном дорогостоящем оборудовании.
ГЛОНАСС для контроля транспорта, как работает мониторинг транспорта
Основными элементами системы являются оборудование для коммуникации со спутниками или для сотовой связи, логическое устройство обработки сложной информации и цифровые карты, на которые проецируется положение отслеживаемого транспортного средства.
С помощью передачи сигнала от движущегося объекта к спутникам и, наоборот, периодически обновляются его координаты.
На протяжении всего маршрута автомобиль, судно или самолет накапливает информацию о своем местонахождении в заданные моменты времени и либо передает ее диспетчерским службам, либо сохраняет в постоянной памяти до прибытия в пункт назначения.
Оборудование для мониторинга
В случае, когда мониторинг в реальном времени не обязателен, установка дорогостоящего оборудования и оплата услуг оператора сотовой связи не требуется. Появляется возможность обойтись более недорогим модулем обмена данными со спутником напрямую.
Применяется мониторинг предприятиями для решения вопросов логистики, автоматизации контроля и управления перевозками и подвижным составом.
Основные задачи:
- помощь водителю в прокладывании маршрута;
- отчетность соблюдения графика движения;
- накопление статистической информации;
- определение положения транспорта в случае аварии или угона.
Что входит в передаваемый сигнал
Прежде всего, терминалом, установленным на транспортном средстве, передается запрос на спутник. Именно так определяются координаты в пространстве.
При работе в режиме реального времени через сотового оператора передается также информация с датчиков автомобиля.
Так, большинство систем экстренного реагирования получают сведения о состоянии транспортного средства от установленных на нем сенсоров.
В автомобиле устанавливаются датчики:
- расхода топлива;
- нагрузки на оси;
- состояния корпуса;
- температуры.
Если речь идет о ЭРА-ГЛОНАС, обязательно передаются следующие сведения:
- Координаты аварийного транспорта.
- Скорость на момент ДТП.
- Вид сигнала тревоги (сработал датчик, нажата кнопка).
- Информация о автомобиле (марка, технические характеристики; номер).
- Наличие и количество ремней безопасности.
Требования к системе ЭРА-ГЛОНАСС – единый стандарт ГОСТ Р 54620–2011
Согласно нормативам ГОСТ, в автомобилях, вмещающих до 9 человек, то есть в автомобилях категории М1,1 обязательно должно быть установлено оборудование, способное различать и передать данные о типе столкновения при аварии: лобовой, боковой или задний удар, наличие опрокидывания. Также передатчик таких транспортных средств должен в случае ДТП уметь отправлять необходимые сведения в автоматическом режиме. Другие виды автомобильной техники могут быть оснащены оборудованием лишь с поддержкой ручного режима экстренной связи со спасательной службой.
Оборудование системы ЭРА-ГЛОНАСС
Преимущества применения системы мониторинга ГЛОНАСС
Система позволяет с высокой точностью определять свое местоположение или координаты автомобиля в любой момент времени в автоматическом режиме или по запросу, не заменима для прокладки маршрута в незнакомой местности. На основе ГЛОНАСС имеется хорошо отработанная технология оповещения об аварии для экстренного реагирования ЭРА. Имеется возможность отслеживать координаты автомобиля и в случае угона.
ГЛОНАСС обладает повышенной надежностью, как система, созданная, прежде всего, для военных нужд.
Отличие системы ГЛОНАСС и системы GPS
Спутники GPS синхронизированы с вращением земли, а ГЛОНАСС перемещаются независимо. Аппараты американской системы располагаются ближе к экватору, в то время как российская более полярная.
В силу таких орбит ГЛОНАСС превосходит GPS по качеству сигнала на севере.
Страны, расположенные в высоких широтах, например, Швеция, Норвегия, Финляндия особенно интенсивно используют спутники российской группировки.
Орбитальная группировка, кол-во аппаратов | 24 | 24 |
Группа спутников в одной плоскости, кол-во аппаратов | 8 | 6 |
Число орбит | 3 | 4 |
Точность измерения, м | 2-6 | 2-4 |
Площадь покрытия, % | 70 (включая всю территорию России) | 100 |
Примечание | В северных широтах сигнал значительно более устойчив и уверенно принимается по сравнению с конкурентом | Качество сигнала повышается с приближением к экватору и южной части средних широт |
С 2014 года выводятся усовершенствованные спутники Глонасс-М, позволяющие работать с оборудованием поддерживающем стандарт CDMA.
Система непрерывно совершенствуется, и в ближайшее время ее точность будет повышена до 1 м. В перспективе, с выводом на орбиту новых спутников погрешность позиционирования ГЛОНАСС будет уменьшена до 10 см, в то время как GPS лишь расширяет спутниковую группировку.
В целом в мире используются обе системы одновременно, что позволяет значительно увеличить точность позиционирования.
Таким образом, наземному оборудованию удается исправить отдельные недостатки одной системы за счет другой приемом и сопоставлением спутниковой информации из двух источников.
Этот факт учитывают и производители радиооборудования снабжая свою технику способностью работать с двумя навигационными системами.
Видео
GPS vs ГЛОНАСС: какая система лучше
Спутниковые системы позиционирования и навигации, изначально разрабатывавшиеся для военных нужд, в последнее время находят широкое применение в гражданской сфере.
GPS/ГЛОНАСС мониторинг транспорта, наблюдение за нуждающимися в опеке людьми, контроль перемещений сотрудников, слежение за животными, отслеживание багажа, геодезия и картография – это основные направления использования спутниковых технологий.
В настоящее время существует две глобальных системы спутникового позиционирования, созданных в США и РФ, и две региональных, охватывающих Китай, страны Евросоюза и еще ряд стран Европы и Азии. В России доступен ГЛОНАСС мониторинг и GPS мониторинг.
Системы GPS и ГЛОНАСС
GPS (Global Position System, Глобальная система позиционирования) – это спутниковая система, разработка которой началась в Америке с 1977 года.
К 1993 программу развернули, а к июлю 1995 – добились полной готовности системы. В настоящее время космическая сеть GPS состоит из 32 спутников: 24 основных, 6 резервных.
Они вращаются вокруг Земли по средневысокой орбите (20 180 км) в шести плоскостях, по четыре основных спутника в каждой.
На земле расположена главная контрольная станция и десять станций слежения, три из которых передают спутникам последнего поколения корректировочные данные, а те распределяют их на всю сеть.
Разработка системы ГЛОНАСС (Глобальной навигационной спутниковой системы) начата еще в СССР в 1982 году. О завершении работ заявили в декабре 2015 года.
Для работы ГЛОНАСС требуется 24 спутника, для покрытия территории и РФ достаточно 18, а общее число спутников, находящихся в данный момент на орбите (включая резервные) – 27.
Они также движутся по средневысокой орбите, но на меньшей высоте (19 140 км), в трех плоскостях, по восемь основных спутников в каждой.
Орбитальные спутники ГЛОНАСС
Наземные станции ГЛОНАСС расположены в России (14), Антарктиде и Бразилии (по одной), намечается развертывание ряда дополнительных станций.
Предшественником системы GPS была система Transit, разработанная в 1964 году для управления запуском ракет с подводных лодок. Она могла определить местонахождение исключительно неподвижных объектов с точностью до 50 м, а единственный спутник находился в поле видимости всего один час в сутки. Программа GPS ранее носила названия DNSS и NAVSTAR. В СССР создание навигационной спутниковой системы велось с 1967 года в рамках программы «Циклон».
Основные отличия системs мониторинга ГЛОНАСС от GPS:
- американские спутники движутся синхронно с Землей, а российские – асинхронно;
- разная высота и количество орбит;
- разный угол их наклона (около 55° для GPS, 64,8° для ГЛОНАСС);
- разный формат сигналов и рабочие частоты.
- GPS – старейшая из существующих систем позиционирования, приведена в полную готовность раньше российской.
- Надежность обусловлена использованием большего числа резервных спутников.
- Позиционирование происходит с меньшей погрешностью, чем у ГЛОНАСС (в среднем 4 м, а для спутников последнего поколения – 60–90 см).
- Множество устройств поддерживает систему.
Принцип работы системы GPS
Преимущества системы ГЛОНАСС
- Положение асинхронных спутников на орбите более стабильное, что облегчает управление ими. Регулярное внесение корректив не требуется. Данное преимущество важно для специалистов, а не потребителей.
- Система создана в России, поэтому обеспечивает уверенный прием сигнала и точность позиционирования в северных широтах. Это достигается за счет большего угла наклона спутниковых орбит.
- ГЛОНАСС – это отечественная система, и останется доступной для россиян в случае отключения GPS.
- Спутники вращаются синхронно вращению Земли, поэтому для точного позиционирования требуется работа корректирующих станций.
- Низкий угол наклона не обеспечивает хорошего сигнала и точного позиционирования в полярных областях и высоких широтах.
- Право управления системой принадлежит военным, а они могут искажать сигнал или вообще отключить GPS для гражданских лиц или для других стран в случае конфликта с ними. Поэтому хотя GPS для транспорта точнее и удобнее, а ГЛОНАСС – надежнее.
- Разработка системы началась позже и до недавнего времени велась со значительным отставанием от американцев (кризис, финансовые злоупотребления, хищения).
- Неполный комплект спутников. Продолжительность службы российских спутников ниже, чем американских, они чаще нуждаются в ремонте, поэтому точность навигации в ряде областей снижается.
- Спутниковый мониторинг транспорта ГЛОНАСС дороже, чем GPS из-за высокой стоимости устройств, адаптированных к работе с отечественной системой позиционирования.
- Недостаток программного обеспечения для смартфонов, КПК. Модули ГЛОНАСС проектировали для навигаторов. Для компактных портативных устройств на сегодняшний день более распространенный и доступный вариант – это поддержка GPS-ГЛОНАСС или только GPS.
«Глонасс-М» – основные спутники системы ГЛОНАСС с 2003 года
Резюме
Системы GPS и ГЛОНАСС являются взаимодополняемыми. Оптимальное решение – это спутниковый GPS-ГЛОНАСС мониторинг.
Устройства с двумя системами, например, GPS-маркеры с ГЛОНАСС-модулем «М-Плата» обеспечивают высокую точность позиционирования и уверенную работу.
Если для позиционирования исключительно по ГЛОНАСС погрешность в среднем составляет 6 м, а для GPS – 4 м, то при использовании двух систем одновременно она снижается до 1,5 м. Но такие приборы с двумя микрочипами стоят дороже.
ГЛОНАСС разработана специально для российских широт и потенциально способна обеспечить высокую точность, из-за ее недоукомплектованности спутниками реальное преимущество пока на стороне GPS. Плюсы американской системы – это доступность и широкий выбор устройств с поддержкой GPS.
Система ГЛОНАСС для контроля транспорта и ее отличие от GPS. 4 типичных проблемы когда этих данных недостаточно
Все виды автотранспорта должны оснащаться системами, которые определяют его местоположение и скорость передвижения. Это стало обязательно с тех пор, как приняли закон о Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» от 28.12.2013 N 395-ФЗ. Для мониторинга автотранспорта предприятия используют систему ГЛОНАСС. Иногда ее интегрируют с датчиками, которые помогают: контролировать расход топлива и заправку авто, заглушить двигатель на расстоянии, проследить время в пути. Разбираемся, что из себя на самом деле представляет система ГЛОНАСС для транспорта, что она учитывает, а что нет, и есть ли у этой системы альтернатива. |
Принцип работы системы ГЛОНАСС
ГЛОНАСС — это глобальная национальная спутниковая система российского производства. Она работает при помощи космического и наземного оборудования:
- спутников, расположенных на околоземной орбите,
- управляющих станций и наземных антенн,
- устройств со встроенными датчиками ГЛОНАСС.
Раньше систему использовали только для военных целей, но сейчас она широко применяется в работе обычных гражданских компаний.
Процент обработки сигналов, поступающих от спутников на территории России
Система мониторинга автотранспорта ГЛОНАСС работает следующим образом:
- Спутники поддерживают связь между собой и с наземной станцией: они отправляют на землю радиосигналы — информацию о координатах и времени передачи сигнала.
- ГЛОНАСС-приемник, который внедрен в автотранспорт, определяет расстояние до нескольких видимых спутников.
Результат вычисляется по времени прохождения сигнала от спутника до приемника.
- Датчик отслеживает и записывает во встроенную память меняющиеся координаты спутников, выходит в интернет через сим-карту и отправляет информацию на сервер.
- Сервер принимает полученные данные и сохраняет их в базе данных.
- Система обрабатывает сохраненную на сервере информацию, формирует маршруты на карте, составляет различные отчеты о работе транспортных средств и водителей — время в пути, скорость езды, места остановок для заправки и другие.
На орбите находится 24 спутника ГЛОНАСС, они распределены поровну на каждое полушарие.
В любой точке земли над горизонтом видны как минимум четыре космических аппарата, не считая резервных.
Резервные спутники нужны, чтобы быстро заменить штатный спутник, если он выйдет из строя. Но даже в резервном режиме они работают и помогают точнее определить координаты датчиков ГЛОНАСС. Чем больше спутников, тем точнее координаты.
В зависимости от потребностей бизнеса система мониторинга транспорта ГЛОНАСС может интегрироваться с дополнительными трекерами: датчиками контроля топлива, датчиками работы механизмов и другими.
GPS (Global Positioning System) — та же спутниковая система, но американского производства. Основное отличие системы GPS от спутников ГЛОНАСС в том, что они синхронизированы с вращением Земли.
Аппараты американской системы располагаются ближе к экватору, в то время как российская система более полярная.
Благодаря такому расположению орбит спутниковый мониторинг транспорта ГЛОНАСС превосходит GPS по качеству сигнала на севере.
Многие компании используют обе системы одновременно, что значительно увеличивает точность координат. Таким образом, наземное оборудование принимает и сопоставляет информацию из двух источников и исправляет неточности.
ГЛОНАСС | GPS | |
Количество спутников на орбите | 24 | 24 |
Количество спутников в одной плоскости | 8 | 6 |
Точность измерения | 2-6 м | 2-4 м |
Площадь покрытия | 70 % (включая всю территорию России) | 100 % |
Распределение спутников по орбитальным плоскостям | ||
Примечание | Более устойчивый сигнал в северных широтах | Более устойчивый сигнал в южной части средних широт, ближе к экватору |
ГЛОНАСС или GPS-оборудование предоставляет следующие данные:
- пройденное расстояние и маршрут поездки;
- данные о местоположении транспорта;
- включение/выключение зажигания;
- места остановок и заправок;
- уровень и расход топлива;
- время работы двигателя;
- скорость движения.
Система хранит данные на сервере. Руководитель может ознакомиться с отчетом в любой момент.
Однако система выдает много лишних данных, которые в большинстве случаев не нужны: какой расход топлива был при глушении двигателя. координаты места, литры. Это затрудняет анализ и не дает необходимой информации, чтобы действительно оценить эффективность использования автотранспорта на предприятии.
4 типичные проблемы когда данных ГЛОНАСС и GPS недостаточно для эффективного контроля за автотранспортом
Мониторинг автотранспорта системами ГЛОНАСС и GPS не решит типичные проблемы автопарка.
- Холостые пробеги. Спутниковые системы ГЛОНАСС и GPS не составляют маршрут поездки. Водитель сам выбирает, каким образом он поедет из пункта А в пункт Б. Он может выбрать не самый оптимальный маршрут или составить его согласно своим личным планам. Авто используется не для рабочих целей, при этом руководитель оплачивает рабочие часы водителя и расход топлива.
- Долгий поиск и ожидание машины. ГЛОНАСС и GPS не показывают, в каком режиме сейчас находится служебный автомобиль: выполняет или ожидает заказ, на обеде или техобслуживании. Поэтому сотруднику приходится звонить и уточнять у водителя. Поиск машины затягивается.
- Низкая продуктивность водителей. Системы мониторинга ГЛОНАСС и GPS не отслеживают количество заказов, которые выполнил водитель. Поэтому у него нет мотивации выполнять больше заказов. Он получает одинаковую зарплату как за 3 поездки в день, так и за 10.
- Неравномерное использование автотранспорта. ГЛОНАСС и GPS не следят за равномерным использованием автотранспорта. Часто машина выбирается исходя из человеческого фактора: из-за дружбы, личной симпатии или того, кто ближе. Например, заведующий гаражом может не учесть, сколько поездок совершил водитель. Он отправит на заказ того, кто находится ближе. Вероятно, им окажется водитель, который совершил больше всех поездок.
Однако датчики ГЛОНАСС и GPS все же могут быть полезными в контроле автопарка. Некоторые из них показывают низкий или нулевой пробег автотранспорта — это явный признак того, что работу автопарка можно оптимизировать.
Например, проанализировать, действительно ли вашему автопарку нужно столько машин, и как грамотно задействовать их в работе. Но для этого нужно обращаться к другим системам.
Глонасс контроль транспорта и программный комплекс «тм: корпоративные поездки»
Программный комплекс «ТМ: Корпоративные поездки» помогает узнать местоположение автомобилей в реальном времени, формирует оптимальные маршруты, показывает детальный разбор поездок, упрощает заказ авто сотрудниками.
«ТМ: Корпоративные поездки» включает в себя программный комплекс, кабинет организации, мобильное приложение для сотрудников и водителей.
- Программный комплекс. Настроен под особенности вашей компании. Учитывает закрепленные и общие авто, количество машин и сотрудников.
- Кабинет организации. Помогает вести учет в автохозяйстве, управлять заявками, изменять количество водителей и автомобилей.
- Мобильное приложение для сотрудников. Позволяет за несколько секунд заказать поездку и увидеть, где автомобиль находится в данный момент.
- Мобильное приложение для водителей. Позволяет видеть заказы в режиме реального времени, брать заказ в работу без участия диспетчера.
В результате использования «TM: Корпоративные поездки» вы не только увидите местоположение, пройденное расстояние и уровень топлива. Вы сможете проанализировать эффективность вашего автопарка, увеличить продуктивность водителей и снизить расходы на его содержание.
В чем отличие «ТМ: Корпоративные поездки» от системы ГЛОНАСС для транспорта.
Возможности | ГЛОНАСС | «ТМ: Корпоративные поездки» |
Местоположение автотранспорта | + | + |
Статус водителя | — Не передает данные об актуальном статусе водителя | + Видно статус водителя — «Выполняет заказ», «Ожидает заказ», «На обеде», «На ремонте». |
Пройденный маршрут | + Передает данные о пройденном пути | + Подбирает оптимальный маршрут |
Скорость движения | + | + |
Остановки | + Определяет места заправок и остановок | + Детальный разбор поездок со всеми остановками и стоянками (сколько заказов выполнил, где останавливался) |
Получение данных | + Необходимо наличие дополнительных датчиков для измерения уровня топлива. | + Показывает расходы топлива и ГСМ, формирует отчеты о расходах на обслуживание и содержание автотранспорта. |
Управление автопарком | — Можно увидеть только то, что автотранспорт простаивает. |
|
Результаты наших клиентов ООО «Газпромнефть-Ямал»
ООО «Газпромнефть-Ямал» — дочернее общество ПАО «Газпром нефть», занимается разработкой Новопортовского нефтегазоконденсатного месторождения.
Компания обратилась к нам, когда датчики ГЛОНАСС показали, что большинство времени машины простаивают. Перед руководителями стояла задача — оптимизировать работу автопарка, увеличить его продуктивность.
Результаты за время нашей работы оказались следующими.
- Водители совершают более 5000 поездок в месяц. Заявки в корпоративный парк поступают через приложение.
- В день выполняется около 200 заявок на поездки, около 300 сотрудников пользуются новым сервисом.
- Более 90 % заказов идут через мобильное приложение, время подачи автомобиля сократилось до 5 минут.
- Сократились холостой пробег и время работы на одном заказе.