Режим труда и отдыха водителей грузовиков, автобусов — международников в России

В России строго следят за соблюдением рабочего времени. Сделано это для того, чтобы другие люди не пострадали от уставшего специалиста. Это особенно важно для тех, кто за рулем. Режим труда и отдыха водителей в 2019 году регулируется приказом Минтранса.

Принцип формирования рабочего времени

Законодательство строго регламентирует продолжительность рабочего времени. В течение этого периода человек обязан выполнять должностные обязанности. Рабочее время условно можно разделить на отрезок, когда выполняется задание, и период отдыха.

Режим труда и отдыха водителей грузовиков, автобусов - международников в России

Управление транспортным средством — достаточно опасное дело, поэтому у шофера должно быть повышенное внимание

Руководителю желательно составлять план работы для каждого работника. Это позволит сделать все эффективно и быстро. При разработке он должен следовать простым принципам.

Первое — это реалистичность целей, второе — установление временных рамок, третье — правило 60:40, т. е. план составляется только на 60 % рабочего времени.

Оставшиеся часы делят на две равные части: одна составит резерв, вторая будет использоваться на случай непредвиденных ситуаций.

Как учитывается рабочее время

В своей работе шофер занимается не только управлением автомобиля. В этот период включены перерыв и возможность отдыхать на конечных пунктах и в пути. Также сюда входят мероприятия перед выходом на линию и после завершения поездки.

Режим труда и отдыха водителей

В рабочее время входит медосмотр перед допуском на линию. Особенно это касается водителей-международников.

Важно! Простой тоже учитывается, но только при одном условии, если он прошел не по вине водителя.

На автобусы-межгород обычно отправляют двух водителей. В таком случае, если один не управляет машиной, то он все равно считается находящимся на работе.

Все это важно, чтобы понимать: в рабочее время водителя входит не только управление машиной. Более того, такой процесс не должен занимать весь период.

Ежедневный учет

Предприятие имеет право использовать один из двух вариантов учета рабочего времени. Ежедневный применяется в случаях, когда водитель не трудится больше 40 ч. в неделю. В таком случае шофер может трудиться не больше 8 ч. в день на пятидневке и 7 ч. при шестидневке. Но предприятие может выбрать и другой вариант учета рабочего времени.

Режим труда и отдыха водителей грузовиков, автобусов - международников в России

Водитель за рулем

Суммированный учет

Подобная схема намного сложнее ежедневного учета. В таком случае берется время не за один день, а за месяц. Для перевозчиков между городами период продлевают до полугода.

Режим труда и отдыха для водителей-дальнобойщиков включает в себя промежутки, когда рабочий день длится больше 8 ч. В то же время необходимо следить за общим количеством часов. Если все их суммировать, то они не должны превышать определенные показатели.

К сведению! Длительность рабочего времени в сутки — 10 ч. максимум.

Согласно приказу Минтранса, в некоторых ситуациях разрешается увеличивать рабочее время. Это возможно при междугородных перевозках, когда водителю нужно доехать до места отдыха. Это касается и шоферов автобусов пригородных маршрутов. Исключения — служебные машины: инкассаторские, медицинские и др.

Ограничение по времени

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу

В начале 2019 г. были дополнены правила ПДД. Изменения коснулись количества времени, которое можно проводить за рулем автомобиля. С момента, как человек сел в машину, может пройти максимально 4,5 ч., после чего делается перерыв на 45 мин.

Важно! В сутки разрешается управлять машиной не больше 9 ч., в исключительных случаях — 10 ч. После вождения сутки водитель должен отдыхать не меньше 11 ч.

У шофера автобуса или большегруза большая ответственность. Поэтому в неделю они могут проводить за рулем не больше 56 ч. Отдых занимает сутки, но при условии, что до них был 11 ч. перерыв.

Сложнее обстоит дело с расчетом времени за период в две недели. В таком случае суммарное время езды 90 ч., при этом время отдыха от 45 ч., перерыв делится на две части по 24 ч., которые следуют после отдыха в 11 ч.

Последние изменения в ПДД были направлены на то, чтобы водители не перерабатывали и не вредили своему здоровью.

Режим труда и отдыха водителей грузовиков, автобусов - международников в России

При желании период отдыха может быть разбит на две части: на 30 и 15 мин.

Время отдыха родителя

В любой работе предусмотрены перерывы, которые дают работникам отдохнуть и расслабиться. Водители не являются исключением. Для них он формируется из нескольких частей: обед, междусменный, непрерывный периоды.

Режим труда и отдыха работников

Перерыв для отдыха и обеда составляет от получаса до двух часов. Особенно это важно для водителей школьных автобусов. Если длительность рабочего времени превышает 8 ч., то предоставляется второй перерыв на обед.

Важно! Суммарная длительность любого количества перерывов на приемы пищи не должна превышать 2 ч.

Перерыв между сменами

Если используется стандартная схема учета рабочего времени, то до следующей смены человек отдыхает двойное количество часов. В таком случае при графике с 08:00 до 17:00 часов на отдых отводят 15 ч.

Если используется суммированный учет времени, то перерыв не должен быть меньше 12 ч. Водитель обязан соблюдать эти требования, иначе у него есть риск попасть в аварию и пострадать.

Для некоторых категорий перевозок действуют исключения. Участники междугородных и пригородных маршрутов могут сократить перерыв до 9 ч., но после окончания смены человек обязан получить двое суток отдыха.

Для междугородных перевозок сокращают до 11 ч., после чего водитель может получить дополнительный отдых по окончанию поездки. В таких случаях перерыв может разбиваться на несколько частей.

Непрерывный еженедельный отдых

Несоблюдение правил ПДД существенно повышает шансы попадания в аварию. Поэтому необходимо следить за количеством рабочих часов и не пренебрегать выходными.

Обратите внимание! В неделю на непрерывный отдых выделяют не меньше двух суток. При работе в пятидневку этот период составляет 57 ч., так как не учитывается междусменный отдых.

Сложнее сделать расчет при суммированном учете. В таком случае в неделю должно быть не меньше одного выходного. Отдыха должно быть не меньше, чем полных недель в месяц, т. е., если их четыре, то и выходных должно быть столько же.

Нарушение контроля учета рабочего времени приведет к переутомлению, которое грозит возникновением аварийных ситуации.

Ненормированный рабочий день

Законодательство предусматривает работу не по точному графику. Такое возможно делать без вероятности получить наказание, но только водителям легковых автомобилей и шоферам машин, которые находятся на экспедиции.

Режим труда и отдыха водителей грузовиков, автобусов - международников в России

Водителей такси такое правило не касается

В таком случае выходные дни предоставляются на общих основаниях, а суммарное количество рабочих часов не должно превышать 40. Решение о ненормированном графике принимает руководитель организации. Подобное требования включается в трудовой договор, без этого соглашения в письменной форме требование считается правонарушением.

Особенности использования тахографа

Тахограф позволяет точно фиксировать время, скорость передвижения машины и время водителя за рулем. Активацию аппарата могут проводить только сертифицированные фирмы.

Важно! Тахограф устанавливается только на машины юридических лиц, частные владельцы не обязаны это делать.

Тахограф работает в нескольких режимах, каждый из которых активизируется отдельной картой. Первый подразумевает контроль всего рабочего времени водителя, технические сведения, второй — выгрузку информации в специальных пунктах проверки, третьи — корректировку.

Ответственность за нарушения

Административным кодексом предусматриваются наказания как для водителей, так и для руководителей предприятия. Так, на сотрудника могут наложить штраф в размере 3000 руб., на должностное лицо — 10 тыс. руб.*

Конкретно рассматриваются ситуации, когда в трудовом договоре указаны неправильные нормы времени. В таком случае в кодексе есть статья № 5.27, и она предусматривает отдельные наказания.

Последние новости

Обязательно нужно устанавливать тахограф, и это касается юридических лиц, которые официально осуществляют перевозку. Если организация будет нарушать законодательство, то ей грозит штраф 30 тыс. руб.

Режим труда и отдыха водителей грузовиков, автобусов - международников в России

Планируется ввести еще более серьезные наказания за отсутствие тахографа

С 1 ноября 2019 г. вводится ответственность не только для водителя, но и для работодателя. Для него тоже будет разработана система штрафов. Дополнительно вводится еще одно требование: все грузовые автомобили обязаны быть оснащены тахографами.

Важно! Это делать должны все, вне зависимости от того, является ли перевозчик юридическим лицом.

С ноября вступает в силу новое уточнение в законах. Если индивидуальный предприниматель решит нарушить правила, то ему грозит штраф до 25 тыс. руб.

  • Доказать факт того, что водитель нарушил режим труда и отдыха по приказу работодателя тяжело, поэтому закон дорабатывается.
  • Очень важно соблюдать норму рабочего времени, и водителю давать себе полноценно отдыхать, иначе он рискует попасть в аварийную ситуацию, пострадать сам и нанести увечья другим участникам дорожно-транспортного движения.
  • *Цены указаны на август 2019 г.

Шoбoхoнoвa Мaринa Влaдимирoвнa

Режим труда и отдыха водителя: как не получить штраф

Водителю важно соблюдать режим труда и отдыха (РТО), не только потому что за нарушения положен штраф. Последствия нарушений режима — переутомление и невнимательность — часто приводят к авариям на дорогах. «Известия» приводят такую статистику: больше половины всех ДТП связаны именно с усталостью водителя. В статье расскажем:

  • По какому графику может работать водитель.
  • Учет рабочег времени водителя: сколько часов в день он может работать.
  • Что входит в рабочее время водителя.
  • Какие виды отдыха водителя существуют.
  • Чем отличаются режимы труда и отдыха водителей автобусов, грузовиков и такси.
  • Кто и как контролирует режим труда и отдыха водителя.
  • Штрафы за нарушения режима труда и отдыха водителей.
  • Как оплатить штраф за нарушение РТО.

По какому графику может работать водитель

Режим труда и отдыха водителя должен быть зафиксирован в Правилах внутреннего трудового распорядка (ПВТР) организации, в которой он работает, и прописан в трудовом договоре. Продолжительность рабочего времени, количество перерывов и выходных регулируется графиком водителя. Они бывают трёх видов:

  • Сменный. Водитель выходит на работу в свою смену — дневную, вечернюю или ночную на основании сменного графика, который работодатель составляет ежемесячно.
  • Разрывной. Рабочая смена водителя состоит из нескольких периодов с перерывами между ними, потому что интенсивность перевозок неравномерна на протяжении дня. Это помогает избежать переработок. Продолжительность рабочих периодов в сумме укладывается в нормы Трудового кодекса РФ. Первый перерыв при разрывном графике может наступать не раньше, чем через 4 часа с начала смены.
  • Ненормированный. Водителя вызывают на работу по мере необходимости, при этом часто за пределами установленной для него продолжительности рабочего дня.

Учет рабочего времени водителя

Особенности и продолжительность рабочего времени водителей прописаны в Приказе Минтранса №15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». В зависимости от графика и характера работы организация использует один из двух методов учета рабочего времени сотрудника-водителя.

  1. Ежедневный. Максимальная продолжительность рабочего времени не превышает 40 часов в неделю. При пятидневной неделе — 8 часов в день, при шестидневной — 7 часов в день.
  2. Суммированный. В течение дня или недели водитель может отработать больше нормы. Главное, чтобы суммарно отработанное время не превысило месячную норму. Этот метод учета используется, если из-за специфики работы появляется необходимость продлить рабочую смену. Например, при ненормированном графике.
Читайте также:  Автомобиль выбросило в кювет на гололеде вменяют п.9.9 пдд и 12.15.ч 1 правомерно ли это подскажите пожалуйста

При суммированном методе учета рабочее время может быть увеличено до 10 часов, но не больше двух раз в неделю. Общая продолжительность управления автомобилем за неделю не должна превышать 56 часов, а за две недели подряд — 90 часов.

В исключительных случаях рабочее время может быть увеличено до 12 часов для водителей, занятых на:

  • пассажирских перевозках в городе или пригороде,
  • перевозках на дальние расстояния, чтобы добраться до места отдыха.

Такие сверхурочные работы не должны превышать 4 часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Если поездка продлится больше 12 часов, на смену заступают два водителя, а транспортное средство должно быть оборудовано местом для сна.

Что входит в рабочее время водителя

Кроме управления транспортным средством в расчет рабочего времени водителя берутся:

  • Подготовка к рейсу и заключительные работы после возвращения в организацию. При поездках на дальние расстояния и междугородних перевозок дополнительно учитывается время на работы в транзитном пункте. Состав и продолжительность этих работ устанавливаются работодателем по согласованию с водителями организации.
  • Пред- и послерейсовый медосмотры. Их продолжительность также устанавливается руководителем.
  • Стоянка в погрузочно-разгрузочных пунктах и пунктах посадки/высадки пассажиров.
  • Регламентированные перерывы. Например, для отдыха от управления автомобилем, для обогрева при работе в низких температурах или для отвода теплоты при работе в жару и другие перерывы. Перерыв для отдыха от управления автомобилем водитель должен сделать не позже чем через 4 первых часа за рулем. А в дальнейшем — не позже чем через каждые 2 часа. Отдохнуть нужно не менее 15 минут.
  • Простои не по вине водителя.
  • Работы по устранению обнаруженных в пути неисправностей, которые не требуют разборки механизмов или буксировки в автосервис.
  • Охрана груза и автомобиля во время стоянки в транзитных пунктах.
  • Если в рейс отправляются два водителя, учитывается время пребывания сменщика на рабочем месте, когда он не управляет автомобилем.

Некоторые виды деятельности водителя могут оплачиваться не в полном объеме. Время пребывания на рабочем месте второго водителя, когда он не за рулем, работодатель может оплатить только на 50%.

Время на охрану груза и автомобиля на 30%. При этом, если в рейс на одном автомобиле вышли два водителя, то время охраны груза засчитывается только одному из них.

Эти моменты должны быть прописаны в трудовом договоре.

Пример расчета рабочего времени водителя для разных видов деятельности:

Источник:
http://onlinegibdd.ru/articles/view/rezhim-truda-otdiha

Новые требования к организация режима труда и отдыха водителей в 2020 году

Правила установления графика работы всегда регулировались Трудовым кодексом Российской Федерации. Однако в 2020 году особенности организации режима труда и отдыха водителей несколько изменились. Нововведения были закреплены в приказе Минтранса.

Работодателям необходимо ознакомиться с данными изменениями во избежание получения штрафов за неправильно организованный процесс труда, а шоферы должны знать свои права согласно новым нормам.

Новые требования к организации труда и отдыха водителей в 2020 году по приказу Минтранса

Рабочие отношения граждан России с их работодателями установлены в Трудовом кодексе. В 4 разделе данного документа можно ознакомится с нормами, которые касаются организации временных рамок труда. Все, что касается условий работы перевозчиков, можно узнать в 51 главе Трудового кодекса.

В целом правила составления рабочего графика работников сферы перевозок регулируются в приказе №15, который Минтранс выдал в 2004 году. Однако 03.05.2018 г. появились правки, которые вышли под номером 170.

К главе о категориях шоферов, режим которых может отличаться, добавили работников пожарных и спасательных служб. Также уточнили, что 12-часовая рабочая смена может назначаться только в том случае, если в целом число рабочего времени в неделю не превышает допустимые нормы труда.

Режим труда и отдыха водителей грузовиков, автобусов - международников в России

Принципы составления рабочего графика

Существует несколько вариантов организации работы перевозчиков. Однако при каждом из них стоит учитывать не только непосредственно время управления автомобилем, но и все сопутствующие обязанности сотрудника:

  • одна смена — максимум 10-часовая (и не может длиться дольше);
  • в графике должно учитываться время на перерывы (их должно быть несколько в течение дня);
  • обед считается отдельным видом перерыва.

Ежедневный учет

Этот тип учета времени подразумевает стабильный законный график работы: 8-часовой по 5 дней в неделю. В целом это 40 трудочасов в течение одной недели, что соответствует закону.

Если на предприятии предусмотрен шестидневный график, длительность смены определяется как 7-часовая. При этом в смену засчитывается не только непрерывное управление автомобилем, но и первичный медосмотр, перерывы и другие профессиональные обязанности водителя.

Режим труда и отдыха водителей грузовиков, автобусов - международников в России

Суммированный учет

При таком формате организации работы нет установленного графика. Смены могут быть дольше стандартных, а оплата начисляется в зависимости от того, сколько водитель работал в течение месяца. Однако это не означает, что работодатель может делать смены длиннее, чем допустимо в законе, тем самым превышая общее количество длительности работы водителя.

Рабочее время водителя и время управления авто

В течение всей рабочей смены перевозчик может быть непосредственно за рулем автомобиля не дольше 9 часов. Если речь идет об управлении транспортом в сложных климатических условиях или же суть работы состоит в транспортировке тяжелых грузов на крупногабаритных автомобилях, смена должна длиться 8 часов.

Режим труда и отдыха водителей грузовиков, автобусов - международников в России

Увеличение времени управления транспортом возможно только для водителей городских автобусов, если их длительность смены вычисляется по системе суммирования. У сотрудников городского транспорта нет верхнего предела длительности работы.

Ненормированный рабочий день

Законодательство допускает такой способ организации труда, если количество общего трудового времени составляет не более 40 часов в неделю. Ненормированный график может предоставляться водителям легковых автомобилей, экспедиционных автобусов. При этом ненормированный день может приниматься только при согласии работников.

Режим труда и отдыха водителей грузовиков, автобусов - международников в России

Общая таблица труда и перерывов для отдыха водителей в 2020 году

Хотя в каждой компании составляется свой режим работы, есть некоторые общие правила. В сбалансированном рабочем дне перевозчика должны быть такие периоды:

Особенности составления графика работы водителя автобуса

График составляется работодателем ежемесячно. В расписание должно вноситься время начала и конца смены, перерывы на обед и дни еженедельных выходных. В графике должна учитываться длительность смены, потому что от этого зависит количество времени отдыха для каждого сотрудника.

Стоит заметить, что нормы для графика будут отличаться у перевозчиков разных категорий, например, пригородных и городских маршрутов, и в разных климатических условиях, но важно, чтобы перерыв был не позже, чем через 5 часов с начала работы.

Режим труда и отдыха водителей грузовиков, автобусов - международников в России

Режим работы и отдыха водителя грузового авто по тахографу и штрафы

Режим труда и отдыха водителя по тахографу в России

Главная Статьи Режим труда и отдыха по тахографу

Для шофёров, управляющих ТС на коммерческих рейсах, режим труда и отдыха по тахографу регламентируется достаточно строго. Это вызвано необходимостью борьбы с переработками, которые становятся причиной частых аварий из-за переутомления шофера.

Контролируют режим труда и отдыха водителя по тахографу представители уполномоченных органов. Если прибор зафиксирует превышение закреплённого нормативами интервала вождения, и это превышение будет существенным — штрафные санкции практически неизбежны.

Нормативная база: какие документы регламентируют продолжительность работы

Основной документ, который определяет длительность работ по вождению, другой деятельности или отдыха для водителей грузовиков или автобусов — приказ №15 Министерства Транспорта Российской Федерации от 20.08.04 г. Именно в этом документе содержатся основные положения, которые реализуются для борьбы с переработками.

Следующий документ — приказ № 170 МинТранса РФ от 3 мая 2018 г, который вносит изменения в документ, упомянутый выше. Эти изменения касаются в первую очередь категорий водителей, на которые распространяется действие ограничений. Кроме того, в приказе уточняется общая длительность вождения за неделю и две недели.

Также нужно упомянуть Постановление Правительства №1733 от 20.12.2019. Это постановление вносит изменения в ПДД, также касающиеся максимальной продолжительности управления грузовиком либо автобусом.

Основная задача изменений — синхронизировать действующие нормативы с ЕСТР (стандартом, который используется на международных рейсах). При этом Постановление затрагивает только физических лиц, управляющих ТС с весом более 3,5т.

, в то время как при коммерческих перевозках водители продолжают руководствоваться нормами приказа № 15 от 2004 года.

Как тахограф ведет учет рабочего/свободного времени?

Основной прибор, который используется водителем для фиксации режима труда и отдыха— это тахограф.

Он представляет собой бортовой самописец, который подключается к системам автомобиля и в автоматическом режиме фиксирует запуск двигателя, перемещение и другие параметры.

Для коммерческих рейсов внутри РФ используются тахографы с блоком СКЗИ, для международных рейсов — приборы, работающие по стандартам ЕСТР.

Фиксация труда/отдыха по тахографу осуществляется прибором автоматически:

  • Перед началом работы водитель устанавливает в гнездо самописца индивидуальную карту с уникальным цифровым ключом.
  • После активации карты введением PIN-кода цифровой ключ распознается прибором — так происходит идентификация водителя.
  • Если в экипаж ТС входит два человека, второй водитель также идентифицирует себя с помощью тахокарты.
  • Когда карта будет принята тахографом, нужно выбрать вид деятельности до включения прибора. Если смена только началась, то выбирается «Отдых», если до этого водитель выполнял другие работы — «Работа».
  • Дальнейшие действия зависят от модели тахографа, но большая часть приборов фиксирует изменения режимов автоматически. Так, ври включении двигателя будет активным режим «Работа», и сменить его не получится.
  • То же касается режима «Вождение» — он активируется, как только машина сдвинется с места. А вот «Отдых» на некоторых моделях нужно вводить вручную — не все приборы при отключении двигателя фиксируют именно этот режим.
Читайте также:  За что назначается штраф ГИБДД в 2000 рублей

Режим труда и отдыха водителей грузовиков, автобусов - международников в России

Все изменения в режиме работы фиксируются тахографом в памяти и записываются на электронный чип. По требованию сотрудника ДПС ГИБДД или другой надзорной организации водитель должен предоставить распечатку данных — для этого в конструкции тахографов предусмотрен встроенный термопринтер.

Как составляется график?

Графики работы водителя составляются по разным схемам. Основной параметр — выбранный способ учета рабочего времени, который может быть как ежедневным, так и суммированным:

  • Ежедневная форма учета практикуется в том случае, если график труда близок к стандартному — в неделю сотрудник транспортного предприятия отрабатывает установленные законом 40 часов. В этом случае при пятидневке фиксируется рабочий день, рассчитанный на 8 часов, при шестидневке — 7 часов. В указанные 4 или 8 часов входит все рабочее время, а не только то, которое проведено сотрудником предприятия за рулем автомобиля.
  • Более сложная для учета схема — суммированная. Расчет выполняется не на день, а на месяц – это обусловлено особенностями рабочего процесса. В ряде ситуаций учетный период может составлять до шести месяцев.

Максимальная продолжительность рабочего дня водителя при суммированной фиксации составляет 9 часов (дважды в неделю на час больше). На длительных рейсах, а также для водителей автобусов максимальное время возрастает до 12 часов. Также 12-чаосвой рабочий день допускается для водителей коммунальных или медицинских служб, инкассаторских машин и т.д.

При соблюдении всех этих требований водитель должен управлять машиной не более 56 часов в течение недели, и не более 90 часов — в течение двух недель.

Ограничения для ненормированного рабочего дня

Внедрение на предприятии ненормированного рабочего дня не означает, что водитель может превышать установленные законодательно промежутки времени для работы/отдыха. При ненормированном режиме работы:

  • Обязательно согласие работника.
  • Общий объем рабочего времени не должен превышать 40 часов в неделю.

Устанавливается такой рабочий день водителям легковых ТС (кроме служб такси), а также сотрудникам различных экспедиций.

Перерывы для отдыха или обеда питания

Помимо общей продолжительности рабочего времени, которая фиксируется по тахографу, всем без исключения водителям предоставляются перерывы. Продолжительность такого перерыва составляет не меньше четверти часа:

  • Первая остановка для отдыха делается не позднее, чем через 4 часа после начала вождения. Она обязательно фиксируется — водитель выбирает соответствующий режим. Продолжительность — минимум 15 минут.
  • Следующие перерывы по 15 минут делаются через каждые 2 часа (если в это время выполнялось управление ТС).
  • Если время перерыва для отдыха совпадает со временем для приема пищи, то отдельный перерыв может не предоставляться.

Кроме времени, которое выделяется водителю для короткого отдыха, отдельно фиксируются перерывы для еды. Продолжительность обеда составляет 0,5 до 2 часов, это время тоже регистрируется тахографом путем установки режима «Отдых».

Режим труда и отдыха водителей грузовиков, автобусов - международников в России

Если продолжительность рабочего дня превышает 7 или 8 часов, то водителю может предоставляться дополнительный перерыв на обед. Суммарная продолжительность перерывов не превышает 120 минут.

Обратите внимание! Время, отведенное на обед или отдых водитель должен использовать по прямому назначению, т.е. не выполнять в это время никаких работ. Надзорные органы проконтролировать соблюдение режима практически не в состоянии, но это та рекомендация, к которой стоит придерживаться для снижения утомляемости и уменьшения риска ДТП.

Перерывы между длительными сменами в режиме труда

Обеспечить восстановление водителя после управления ТС призваны не только перерывы в ходе самой смены. Важно соблюдать также продолжительность периодов отдыха между длительными интервалами вождения.

При ежедневном учете рабочего времени минимальная продолжительность такого периода должна быть в 2 раза больше продолжительности самой смены. В это время включается также время обеда. При стандартном 8-чаосвом рабочем режиме это дает возможность начинать смену каждый день в одно и то же время, не нарушая требования законодательства.

Для суммированного учета рабочего времени действуют другие правила:

  • 12 часов — минимальная стандартная продолжительность перерыва между рабочими сменами.
  • 9 часов — минимум для регулярных городских/пригородных маршрутов. Сокращение перерыва до 9 часов возможно только тогда, если после второй смены продолжительность отдыха составит не менее 2 суток.
  • 11 часов (не чаще 3 раз в неделю до деваете часов) на междугородных маршрутах. При сокращении периодов междусменного отдыха на следующей неделе водителю обязательно предоставляется перерыв для потерянного времени.
  • Возможно деление времени междусменного отдыха на части (минимальная продолжительность одной из частей — 8 часов).

В течение недели водителю также предоставляется непрерывный отдых, составляющий минимум 42 часа + время на междусменный отдых. Количество выходных не должно быть меньше, чем число недель в месяце, потому в течение недели сотрудник должен получать минимум один выходной день.

Как и перерывы в ходе самого рейса, длительные интервалы, в течение которых водитель отдыхая, тоже фиксируются тахографом.

Ответственность за неисполнение требований по режиму труда

Ответственность за несоблюдение указанных в статье норм регламентируется КоАП РФ (ст. 11.23). Пункт 3 этой статьи в качестве основного наказания за превышение времени управления автомобилем устанавливает штраф, максимальная сумма которого составляет:

  • 2 тыс. рублей для водителя ТС.
  • 10 тыс. для должностного лица.
  • 25 тыс. рублей для предпринимателя.
  • До 50 тыс. для юрлица.

При этом для юридических лиц ответственность наступает только в том случае, если получится доказать, что водитель превысил время управления ТС не самовольно, а в результате соблюдения официально установленного не предприятия режима работы.

Кроме того, административным штрафом наказывают за выпуск на линию ТС, не оборудованных тахографом или оснащенных прибором несоответствующего образца.

Режим труда и отдыха водителей грузовиков, автобусов - международников в России

Требования по соблюдению водителями и предпринимателями режима работы/отдыха у контролируются все строже. Чтобы избежать штрафов, а также эффективно бороться с переутомлением, которое может быть весьма опасным, и самим сотрудникам, и должностным лицам нужно изучить нормативы и придерживаться их как можно точнее.

Режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу в 2020 году — работа России, дальнобойщика

  • При осуществлении грузовых перевозок по Российской Федерации и других странах, необходимо обязательно учитывать требуемый режим труда и отдыха водителей грузовиков.
  • Это позволяет не перерабатывать сотрудникам и исключает возникновение аварийных ситуаций вследствие усталости.
  • Поэтому крайне важно становится знать, какой режим труда и отдыха водителей грузовых автомобилей по тахографу в России в 2020 году существует, и каковы его значения на данный момент.
  • Работодатели нередко заставляют своих сотрудников перерабатывать, и это касается и водителей, которые для того, чтобы быстрее довезти груз, вынуждены не спать днями.
  • Между тем, именно по причине усталости происходит большинство аварий, которые влекут за собой самые непредсказуемые последствия.
  • Для отслеживания режима работы водителей было введено обязательное требование наличия тахографа, который может отслеживать информацию о водителе и фиксировать нарушения.

Чтобы не получать штрафов и не становиться виновником ДТП, следует рассмотреть, какой режим работы будет оптимальным для водителей.

Все требования к нормативам труда и отдыха прописаны в законодательных актах, включая количество часов в зависимости от режима работы водителя, а также учитывая перерывы в работе.

Если будет выявлено, что тахограф зафиксировал нарушение, то штраф будут платить как водители, так и их начальники, ведь безопасность на дорогах — одна из главных проблем России.

Основные понятия

Чтобы разобраться в порядке режима работы водителей и не допускать нарушений при составлении графика, следует для начала ознакомиться с основными терминами.

Они позволят понять, что подразумевается под графиком, какие у него есть особенности, и что используется для отслеживания периодов работы.

Термин Значение
Тахограф Специальное техническое устройство, которое используется для мониторинга маршрута автомобиля, его скорости, а также отслеживает режим работы водителя. Тахограф подключается к датчикам на основных узлах автомобиля, что и дает возможность получать наиболее полную информация о процессе использования машины
График работы Временные промежутки, в которые сотрудник должен трудиться с обязательными перерывами и заранее оговоренным периодом отдыха, дающим возможность отвлечься от рабочего процесса и психологически разгрузиться
Дальнобойщик Водитель грузового автомобиля или автобуса, должностные обязанности которого заключаются в доставке пассажиров или грузов на дальние расстояния. Обычно дальнобойщики работают парами, обеспечивая отдых друг друга и подстраховывая на случай непредвиденной ситуации

Принцип его назначения

Разрабатывать график работы и отдыха водителя следует таким образом, чтобы сотрудник работал количество времени, не превышающее установленный законодательством размер.

Более того, следует отводить достаточно времени для отдыха, чтобы водитель мог не только размяться, но и достаточно поспать.

Остановки для кратковременной передышки также должны быть, поскольку это время может быть потрачено на прием пищи, быстрый сон или прочие жизненные потребности.

Таким образом, составлять график работы водителя необходимо в соответствии с рекомендациями Министерства транспорта.

  1. При этом в расписании обязательно должно быть время не только на кратковременные передышки, но и полноценный отдых между сменами.
  2. Кроме того, водитель имеет право также на обеденный отдых, а длительность смены жестко ограничена, чтобы не допускать переработки человека.
  3. А руководство должно ясно представлять, что будет в случае нарушения.
Читайте также:  Справки для ГИБДД с наркологом и психиатром в 2021 году

Какими нормативными актами регулируется

Основным законодательным актом касательно режима работы водителей, которые причисляются к сотрудникам транспорта, является Трудовой кодекс Российской Федерации.

  • В его главе 51 регламентирован прием на работу сотрудников, связанных с движением транспортных средств, их рабочее время и требования к дисциплине.
  • Конкретно о времени работы сказано в статье 329, в соответствии с ней, работодатели могут устанавливать собственный график работы водителей, но вольности допускаются только для улучшения положения.
  • Таким образом, установить график работы хуже, чем он описан в Кодексе, попросту невозможно.

Кроме того, профильным нормативным актом считается и приказ Минтранса России “Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей”.

В этом приказе под номером 15 оговаривается как рабочее время, так и длительность отдыха, тем самым регламентируются требования к графику.

Причем этим документом регулируется не только стандартный рабочий график, но и суммированный, который устанавливается в ситуации, когда предприятие не может обеспечить нормированный рабочий день.

Возникающие нюансы

Для того, чтобы график работы и отдыха водителя был максимально соответствующим закону, следует понимать, как нужно будет формировать его в разных ситуациях.

Следует разобраться не только в основных принципах формирования рабочего времени водителя, но и организации учета дня, а также основных факторах работы.

Кроме того, следует разобраться, как стоит выполнять нормы, если транспортом управляет два человека, и сколько будет нужно заплатить, если будет выявлено нарушение трудового режима.

  1. Обязательно нужно учесть, что тахограф, который установленный в грузовике, может проверить сотрудник ГИБДД и назначить штраф при несоответствии значений.
  2. Для этого он использует либо считыватель, либо карту контролера, которая дает возможность распечатать основную информацию.
  3. Поэтому нужно не только составлять график, но и следить за его выполнением, а также вовремя пресекать имеющиеся нарушения, если они были зафиксированы.

Принцип формирования рабочего времени сотрудника

Закон регламентирует, что водитель должен работать определенное количество времени в день, либо же месяц.

График нужно разрабатывать с его требованиями, поскольку в таком случае к нему не возникнет претензий у контролирующих органов.

Режим труда и отдыха водителей грузовиков, автобусов - международников в России

график работы по тахографу

  • Имеет значение длительность рабочей недели водителя, а также особенности работы предприятия, ведь не всегда применимы нормы касательно стандартной организации работы.
  • После каждой смены у водителя должна быть возможность полноценного отдыха, а сами смены организуются с учетом рекомендованной длительности, но есть и место для особых случаев.
  • Например, при пассажирских перевозках или работе в экстренных службах действуют свои нормативы.

Организация учета дня

Для водителя важно организовать рабочий день таким образом, чтобы он был разбит на временные участки непосредственной работы и качественного отдыха.

При этом не стоит забывать, что вся информация фиксируется тахографом, обмануть который достаточно сложно.

Сам водитель в установленное рабочее время должен выполнять свои должностные обязанности так, как это прописано в трудовом договоре, распорядке компании и графике работ.

Если же получается сверхнормативная работа, этот вопрос стоит обсудить с начальством, и длительность работы вполне может быть увеличена, правда с последующим увеличением отдыха.

Поэтому вопрос о том, можно ли на грузовике превышать норму работы, будет иметь утвердительный ответ, правда с оговоркой, что делать это можно только после согласия водителя.

Ежедневный

При ежедневном учете времени следует принимать во внимание длительность рабочей недели.

При пятидневном режиме работы, когда водителю дается возможность отдохнуть два дня, смена длится не больше восьми часов.

Когда используется шесть рабочих дней и один выходной, то смена уменьшается на час и не может превышать 7-ми часов.

Максимальной занятостью водителя за неделю может быть показатель не более 40 часов, поэтому крайне важно соблюдать эту установленную норму.

Следует учитывать, что правильно будет, если каждые 4 часа водитель делает 15-ти минутный перерыв, а если он работает на междугородних рейсах, то непрерывно вести автомобиль можно не более 2-х часов.

Длительная работа, которая может максимально продолжаться больше девяти часов, является исключением из правил, но и применяться может не чаще двух раз в неделю.

Суммированный

В законе установлено, что когда предприятие не может дать водителю ежедневную или еженедельную продолжительность работы, она переводит его на суммированный учет рабочего времени.

При этом контроль проводится раз в месяц, но период можно увеличить до трех месяцев.

  1. Перевозка пассажиров в летне-осенний период на курортах или другие сезонные работы могут быть причиной для увеличения периода до полугода.
  2. Отдельно оговаривается, что за весь учетный период продолжительность работы не должна быть выше, чем нормальное количество трудочасов.
  3. Продолжительность каждодневной смены водителей не может быть более 10 часов, но и в этом случае есть исключения.
  4. Так, если при междугородной перевозке водителю нужно еще время, чтобы доехать до точки отдыха, то длительность смены может увеличиваться до 12-ти часов, как и в случае с регулярными городскими и пригородными маршрутами.

Факторы, которые учитываются при составление графика

При разработке и внедрении графика нужно учитывать, что он состоит из нескольких частей. В этот перечень входят:

  • время управления машиной;
  • время перерывов на отдых в пути и в пунктах назначения;
  • подготовительное время перед выездом и после возврата;
  • период проведения медосмотра перед и после работы;
  • время стоянки в пунктах погрузки/разгрузки;
  • простои не по вине водителя;
  • время работ по ремонту рабочего автомобиля;
  • время охраны груза и машины при стоянке;
  • присутствие на рабочем месте, когда водитель не управляет машиной;
  • другие временные периоды, предусмотренные законами.

Как соблюдать режим труда и отдыха водителей дальнобойщиков по тахографу

Чтобы не нарушать порядок работы и отдыха, следует разобраться, какие временные промежутки допустимы для тахографа и каким образом их можно соблюсти.

Тахограф отслеживает личность водителя благодаря специальной карте, которая вставляется в прибор и обеспечивает работу техники, а отсчет времени идет в автоматическом режиме.

Режим труда и отдыха водителей грузовиков, автобусов - международников в России

разновидности карточек тахографа

И водитель должен знать, когда ему нужно прекратить работу, и сколько он может отдыхать. Но поскольку суммированный график дает возможность превышать длительность дневной работы, с этим могут возникнуть проблемы и потребуется таблица, как ездить по тахографу в России.

Процедура Время на нее
Длительность смены Не более 10-ти часов в день и не более 90 часов в неделю
Перерыв в работе 30 минут — 2 часа, в зависимости от времени, проведенного за рулем
Междусменный перерыв Не менее двойной длительности работы в последний день работы
Ежедневный отдых (при ежедневном учете) Не менее 12-ти часов
Ежедневный отдых (при суммированном графике) Не меньше 11-ти часов (может быть сокращено до девяти часов не более трех раз в неделю если будет предоставлен дополнительный отдых)

Видео: рабочая неделя водителя

Особенности выполнения норм, если управление ТС осуществляет два человека

Когда транспорт должен двигаться более 12-ти часов в сутки, то в рейс отправляется два и более водителей, которые смогут взаимозаменять друг друга.

Для полноценного отдыха машина обязательно должна быть оборудована спальным местом, таково требование закона.

В сутки пара водителей должна работать не более 21 часа, из них управлять машиной можно 18 часов.

При этом максимально без перерыва можно ехать все 4,5 часа, при том, что отдых считается только тогда, когда машина стоит. Даже если второй водитель не работает, во время движения он не отдыхает.

Обязательно нужно объяснить водителю, как правильно ездить по тахографу.

Так, чтобы поменять управляющего машиной, водители должны поменять местами карты в тахографе, после чего водителю, находящемуся за рулем будет считаться непосредственная работа, а напарник будет выполнять другие задачи, так считает тахограф.

Режим труда и отдыха водителей грузовиков, автобусов - международников в России

особенности режимов труда и отдыха в РФ

Какой предусмотрен штраф за нарушение

Если водитель ездит без тахографа, не установил в него карту, либо прибор не работает, то водителю назначается штраф от тысячи рублей до 3000 рублей.

  • Предприниматели и должностные лица при этом получат взыскания от 5000 рублей до 10000 рублей.
  • Это же касается и нарушения графика работы и отдыха, когда будет выявлено превышение времени поездки, недостаточное время отдыха или другие проступки, то штраф будет также равен 1000-3000 рублей.
  • Законодатели планируют ввести новые размеры штрафов, при этом наказывать и юридических лиц.
  • Предварительно можно сказать, что штрафы будут довольно ощутимыми — от 50 000 рублей до 100 тысяч рублей, но за нарушения, связанные непосредственно с тахографом.

Ведь нарушение графика работы и отдыха — это проступок водителя, который наказывается статьей 11.23 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

  1. Максимальная санкция для водителя составляет максимум 3 тысячи рублей, но никаких больше мер не предусмотрено.
  2. Режим работы и отдыха водителя позволяет ему нормально выполнять свою работу и предупреждать возникновение чрезвычайных ситуаций на дороге.
  3. Контролировать график могут не только руководители работника, но и другие органы, к примеру ГИБДД.
  4. Существует два вида графика учета времени — ежедневный и суммированный, в зависимости от особенностей деятельности предприятия.
  5. Если же требования Трудового кодекса не будут выполнять, контролер имеет право назначить штраф.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *