Автоинструкторы учат новичков правильно выбирать дистанцию на дороге. Опытные водители тоже знают об этом. Но ДТП из-за её несоблюдения от этого меньше не становится. Виновники получают штрафы, а в ряде случаев вынуждены доказывать, что происшествие случилось не по их вине.
И правда, есть случаи, когда вы не обязаны оплачивать штраф за то, что въехали в зад впереди едущей машине. Есть нюансы, связанные с движением назад или аварией с припаркованным ТС. Не все подобные нарушения можно квалифицировать как несоблюдение дистанции. О том, как обстоят дела в 2021 году на самом деле – мы расскажем далее.
А в одном из прошлых материалов мы подробно рассмотрели, собственно, тонкости пункта 9.10 ПДД об этом требовании.
Сколько размер штрафа за дистанцию на сегодня?
Финансовых санкций конкретно за это нарушение ПДД в КоАП не предусмотрено. Речь идёт о нарушении расположения автомобилей на дороге.
Сумма штрафа в 2020 году за несоблюдение дистанции – 1 500 рублей (ч. 1 ст. 12.15. КоАП РФ).
Теперь поясним, откуда и за что берётся штраф? Виновные получают взыскание не за то, что просто въехали в зад едущей впереди машине. Штраф выписывают за несоблюдение дистанции для возможности избежать столкновения с другим ТС – в соответствии с п. 9.10 ПДД.
Пример
Водитель «Логана» едет за автомобилем «Ниссан» по одной полосе. Внезапно впереди едущий водитель экстренно жмёт на тормоз. В результате такого манёвра едущий сзади «Логан» врезается в бампер «Ниссан».
То есть происходит ДТП, из-за того, что первый водитель не соблюдал безопасную дистанцию и не учитывал требования п. 9.10 ПДД.
Приехавшие на место происшествия сотрудники ГИБДД выпишут штраф водителю «Логана», а страховщикам придётся возмещать ущерб владельцу автомобиля «Ниссан».
Да, в большинстве случаев виновником признают того, кто ехал сзади и столкнулся с впереди едущим ТС. И не важно, какая дистанция была между автомобилями. Достаточно самого факта ДТП.
К слову, о точной дистанции в ПДД ничего не сказано – есть лишь требование соблюдать расстояния до других движущихся участников движения, чтобы избежать столкновения.
Тут есть и пояснения. Например, п. 10.1 ПДД предписывает учитывать разные условия: скорость езды, трафик на дороге, состояние ТС, погодные условия и прочее. Логично, что тормозной путь на обледеневшей дороге окажется длиннее, чем на сухом асфальте. А значит водителю придётся держать еще большую дистанцию. Об этом следует помнить – всё это напрямую связано с дистанцией.
Действует ли скидка?
Да, если не причинён вред здоровью потерпевших в ДТП.
Если вы въехали в зад впереди едущему авто, но никто из людей не пострадал в аварии – можно оплатить штраф с 50% скидкой. Главное при этом уложиться в 20-дневный срок на оплату. Итого со скидкой штраф за несоблюдение дистанции составит 750 рублей.
Внести оплату можно любым удобным способом: через сайт МАДИ, Автокод, Госуслуги, кассу банка или путём отправки SMS-сообщения (у некоторых операторов мобильной связи).
Если дистанция привела к ДТП, какое наказание?
Зависит от нарушений и ущерба. Здесь следует различать ответственность административную – непосредственно штраф за несоблюдение дистанции органам власти, и гражданскую – возмещение причинённого вреда тому, кому вы это вред, собственно, причинили виновными действиями.
Для наглядности разберём несколько ситуаций:
- Въехали в другой автомобиль, никто в аварии не пострадал – выпишут штраф в размере 1 500 рублей,
- От наезда на транспортное средство нанесён лёгкий вред здоровью пассажиров – накажут штрафом от 2 500 до 5 000 рублей, либо заберут водительские права на срок от 1 до 1,5 лет (ч. 1 ст. 12.24 КоАП), и это помимо санкции за дистанцию,
- За вред здоровью средней тяжести – оштрафуют от 10 000 до 25 000 рублей, либо отнимут права на срок от 1,5 до 2 лет (ч. 2),
- Если от ДТП нанесён тяжкий вред здоровью – то грозит арест, обязательные работы и реальное лишение свободы на срок до 2 лет, а максимальный тюремный срок за отягчающие обстоятельства – вплоть до 15 лет (ст. 264 УК РФ).
Так, в судебной практике есть такое дело, когда Селижаровский районный суд Тверской области вынес наказание водителю за наезд на велосипедиста с летальным исходом. Реальный срок был заменён условным, но виновника всё равно лишили водительских прав на 1 год и 6 месяцев (Приговор №1-6/2015, Дело № 1-6/2015).
Может ли быть штраф, если аварии не было?
Конечно, нет!
Ответ содержится всё в том же пункте 9.10 ПДД, где есть фраза «позволила бы избежать столкновения». Речь идёт о ДТП, а это как минимум столкновение транспортных средств – то есть один автомобиль въезжает в зад второй машины.
А вот если столкновения не произошло, значит, ничего не нарушено, штрафовать не за что! И неважно, какой зазор остался между бамперами двух ТС – 1 метр, 10 см или 1 мм.
Более того, инспекторы ГИБДД не могут просто остановить вас на дороге и выписать штраф за несоблюдение дистанции – ведь никакой аварии не произошло. Аналогично такие штрафы не могут прийти и с камер видеонаблюдения.
Тонкость со стоящим автомобилем
Вновь обратимся к пункту 9.10 ПДД, чтобы выудить оттуда фразу «до движущегося впереди транспортного средства». Всё понятно – оба участника аварии должны были двигаться в одном направлении. А вот стоящий автомобиль сюда не относится.
Поэтому, если вы не успели нажать на тормоз и въехали в задний бампер стоящего или припаркованного автомобиля, за дистанцию вас не оштрафуют. Здесь мы имеем дело с нарушением п. 10.1 ПДД. Он обязывает водителей ехать с такой скоростью, чтобы успеть среагировать на возникшую опасность впереди на дороге. Наказания можно найти в ст. 12.9 КоАП РФ.
Стоит ли и как обжаловать штраф?
Конечно, если вы уверены в своей правоте.
Для того, чтобы обжаловать штраф за дистанцию, вам нужно обратиться к начальнику ГИБДД или в районный суд. Основанием будет неправомерное назначение санкции по ст. 12.15 КоАП РФ. Но затягивать с обращением не стоит. Закон отводит на подачу жалобы всего 10 дней. Отсчёт времени начинается с даты получения постановления об административном нарушении.
Итоговое решение выносят в течение 10 дней с момента регистрации жалобы в подразделении ГИБДД. Если штраф не отменят, имеет смысл подать иск в районный суд по месту нарушения правил. Там разбирательства длятся не менее 2-х месяцев (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).
Совет! Для отстаивания своей невиновности подготовьте как можно больше доказательств. Здесь уместно приложить фото и видеоматериалы с регистратора, уличных камер, схему ДТП, экспертные и технические заключения. Также привлекайте свидетелей, заранее взяв их контакты на месте происшествия.
Ниже мы рассмотрим, на каких основаниях можно оспорить штраф за дистанцию на дороге.
Если машина стояла
Повторимся, если автомобиль впереди не ехал, а стоял на месте – вам не могут вменить нарушение п. 9.10 ПДД. Но будет с большой долей вероятности вменён пункт 10.1, а за его нарушение штрафа в 2021 году нет.
А чтобы доказать свою правоту, приложите к жалобе запись с регистратора в машине. Видео покажет, что другое ТС не двигалось с вами по одной полосе, а было припарковано, например, на стоянке.
Если произошло столкновение при движении задним ходом
Именно за дистанцию вас не могут штрафовать.
А что в таком случае происходит? Разберём 3 ситуации:
- Если вы поехали задним ходом по запрещённому участку (например, на перекрёстке) и врезались в другой движущийся автомобиль – вас могут оштрафовать за нарушение п. 8.11 ПДД и выписать штраф в размере 500 рублей (ч. 2 ст. 12.14 КоАП РФ),
- Если двигались по разрешённому участку с последующей аварией – сотрудник ГИБДД выпишет определение об отказе в возбуждении дела, штрафов в Кодексе за нарушение 10.1, как мы уже указали выше, не предусмотрено,
- Если вы передвигались задним ходом, а из сбоку стоящего автомобиля открылась дверь, в результате чего вы её задели – вашей вины здесь нет. Здесь мы говорим не о дистанции, а о боковом интервале. В данном случае виноват будет тот, кто открыл дверь. Хотя, в редких случаях в судебной практике определяют виновность и водителя в нарушение бокового интервала.
Если вы готовитесь к обжалованию, стройте аргументы исходя из направления езды автомобиля, то есть движение было назад и столкновение с сзади стоящим ТС – в нашем случае это два «столпа» идеальной защиты.
Показательно Решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан по делу №12-67/2013 об отмене штрафа за дистанцию. Автоледи сдавала задом и врезалась в стоящий автомобиль. Судья пояснил, что не соблюдались два условия: ТС не двигалось и было сзади, а не впереди.
Если ДТП не было
Значит и штрафа быть не может.
Его и не выпишут, но, если постановление у вас на руках – пишите жалобу в ГИБДД с мотивировкой «отсутствие ДТП». Скорее всего, постановление сразу отменят. Но если этого не произошло, идите с иском в районный суд – дело выигрышное, а закон на вашей стороне!
Если двигались по разным полосам дороги
Штраф за несоблюдение дистанции возможен только в случае движения по одной полосе дороги. Траектории машин не должны пересекаться.
Проще говоря, если ваш автомобиль едет по правой стороне, а второй участник двигался по левой с последующим перестроением и столкновением ТС, то здесь важно рассмотрение дела в динамике. Если инспекторы выписали штраф за дистанцию, его можно обжаловать в ГИБДД или в суде.
Но нужно понимать, что с большой долей вероятности будет назначена экспертиза, где вопрос вкратце будет поставлен примерно следующий: что (чьё нарушение) стало причиной ДТП? Перестроение второго участника, когда тот просто «подлез» под вашу машину, и вы не успели увеличить дистанцию до него, либо после перестроения прошло время, а вы продолжали двигаться со слишком маленьким расстоянием до него.
Положительная судебная практика есть, например – решение Советского районного суда г. Томска по делу № 12-251/2019.
Если едущий впереди слишком резко тормозил
Опять же, всё зависит от ситуации.
- Есть понятие «резкое торможение без необходимости», когда водитель жмёт на тормоз без всякой причины (например, в шутку). И если кто-то так затормозит, а вы не успеете среагировать и въедете ему в зад – вашей вины здесь не будет. Тут речь идёт о нарушении п. 10.5 ПДД со стороны тормозившего. Он совершил манёвр не с целью избежать ДТП, а без необходимости. Но, конечно, вам нужны доказательства. Поэтому, если второй водитель не согласен признавать себя виновным, идёте в суд с записью видеорегистраторов или камер уличного наблюдения. Они помогут доказать, что в момент торможения не было угрозы ДТП.
- Если торможение оправданно, а вы столкнулись с впереди едущим автомобилем, вина ляжет на вас. А заодно и штраф в 1 500 рублей. То есть накажут за то, что вы не держали дистанцию, из-за чего вовремя не среагировали на экстренную остановку первого ТС.
Совет здесь только один – соблюдать дистанцию и скоростной режим. Это сократит риски врезаться в другой автомобиль. Ну и поможет вам избежать ненужных штрафов за нарушение ПДД.
Какой штраф грозит при ДТП за несоблюдение дистанции между ТС в 2021 году
- Непременным условием снижения количества ДТП на дорогах является соблюдение водителями установленных правил: их нарушение приводит к наложению на виновных административных штрафов, в том числе и за несоблюдение дистанции.
Дистанция между двумя движущимися ТС
Дистанция – это расстояние между двумя автомобилями, следующими в одном направлении друг за другом. В законе не установлено точных критериев, по которым можно установить, каким должно быть безопасное расстояние между движущимися в одном направлении ТС.
Оно устанавливается самими водителями с учетом следующих факторов:
- типа транспортного средства. При этом следует знать, что легковому автомобилю понадобится меньше времени (2 секунды) для торможения, чем грузовому (5 секунд);
- его мощности и скорости торможения;
- качества дорожного покрытия;
- состояния погоды в день аварии. В зимнее время при гололедице дистанция должна быть больше. Большое расстояние между автомашинами при плохой видимости снизит количество аварийных ситуаций;
- скорости, с которой передвигался автомобиль. Высокая скорость автомашины предполагает увеличение расстояния между автомобилями. На трассе она должна составлять не менее 30 метров, в населенном пункте при скорости не более 40 км в час достаточно соблюдение дистанции в 3 метра. Те водители, которые не обладают достаточным опытом вождения, стараются обезопасить себя, двигаясь на расстоянии около 10 м от идущего впереди транспортного средства. Так поступать не стоит, ибо этого промежутка достаточно для того, чтобы следующая за вами автомашина смогла совершить обгон, и тем самым резко уменьшить расстояние между движущимися автомашинами;
- качество резины. При ее изношенности также следует увеличивать дистанцию. При движении на сложных дорогах с большим количеством поворотов и изгибов, на мостах, ледовых переправах и понтонах обращайте внимание на знак «Ограничение минимальной дистанции». На нем указывается минимально допустимая дистанция на данном отрезке пути между автомобилями.
Ответственность за несоблюдение дистанции
Нарушение указанных выше требований означает несоблюдение дистанции. Штраф в административном порядке в этом случае неизбежен. При этом имеется в виду и соблюдение водителями боковой дистанции, например, при обгоне или выезде с парковки.
Слишком близкое нахождение друг к другу двух автомобилей, следующих друг за другом, может привести к их столкновению, например, если первый автомобиль резко затормозит. В этом случае вторая машина при несоблюдении дистанции может наехать на нее.
Ее водитель должен избежать столкновения благодаря соблюдению оптимальной дистанции между своим автомобилем и впереди идущим (пункт 9.10 ПДД).
Внимание! Ответственность за нарушение дистанции наступает только в том случае, если оба ТС находились во время столкновения в движении. В противном случае ответственность наступает за нарушение другого правила. Штраф за несоблюдение дистанции составляет 1 500 рублей. Его размер предусмотрен ч.1 ст.12.15. КоАП РФ.
Плательщик может снизить размер причитающего к уплате штрафа. Если оплата будет произведена им в течение 20 дней со дня вынесения постановления о наложении штрафа, то сумма платежа составит всего 750 рублей (п.1.3. ст.32.2 КоАП РФ).
Сложность представляет вопрос о том, кого из водителей признать виновным в аварии. Обычно им является водитель второго автомобиля. Хотя возможно наличие вины водителя впереди идущего автомобиля или обоих водителей. Чтобы утверждать это, стоит принять во внимание следующие обстоятельства и установить:
- степень повреждений, которые нанесены автомобилям участников аварии;
- их техническое состояние;
- наличие дорожных знаков и разметок на данном промежутке дороги;
- длину тормозного пути;
- интенсивность движения;
- состояние дорожного полотна;
- погодные условия.
Составление участниками ДТП извещения
Закон предоставляет возможность участникам ДТП при отсутствии разногласий между ними самим решать все вопросы, не обращаясь в ГИБДД, путем составления европротокола. Это позволит получить пострадавшему в страховой компании сумму до 50 000 рублей. Такое возможно при следующих обстоятельствах:
- при отсутствии телесных повреждений у участников ДТП;
- при наличии у них полисов ОСАГО;
- при столкновении не более двух ТС. Во всех иных случаях без ГИБДД не обойтись. Ее сотрудники изучают всю имеющуюся информацию, опрашивают свидетелей, что позволяет им безошибочно определить виновника аварии и наложить на него штраф за несоблюдение дистанции.
Скачать документ в Word [122.00 KB]
При возникновении аварийной ситуации и оформлении документов придерживайтесь следующих рекомендаций, которые смогут помочь вам доказать свою невиновность:
- приведите доводы в пользу того, что нарушение дистанции было связано с объективными причинами и в нем нет вашей вины;
- требуйте внесения этой информации в протокол.
- Учитывая, что определение безопасной дистанции относится к субъективному понятию и в законе отсутствуют четкие ее критерии, при несогласии с содержанием протокола об административном правонарушении всегда имеется возможность его обжалования.
Дтп при несоблюдении дистанции
Добрый день, уважаемый читатель.
В этой статье будет рассмотрено дорожно-транспортное происшествие, которое является одним из самых распространенных. Речь идет о ситуации, когда сталкиваются автомобили, едущие друг за другом по одной полосе, т.е. о несоблюдении дистанции.
Содержание статьи:
Данная разновидность ДТП является одной из самых «популярных», поэтому Вам наверняка приходилось видеть на дороге вот такую картину:
В пределах полосы движения находятся 2 автомобиля. У белого автомобиля поврежден задний бампер, у оранжевого — передний.
Многие водители считают, что в ДТП всегда виноват водитель, автомобиль которого находится сзади. Однако далеко не всегда дело обстоит именно так. Давайте для начала разберемся с причинами, которые могли вызывать столкновение.
Причины столкновения
Рассмотрим возможные причины ДТП в пределах полосы:
- Движение автомобилей с разной скоростью. Например, белый автомобиль едет со скоростью 40 км/ч, а оранжевый — 90 км/ч.
- Экстренное торможение белого автомобиля. Например, на дороге может неожиданно появиться ребенок, либо на полосу мог резко перестроиться зеленый автомобиль, который участником столкновения не является. Также экстренное торможение может быть выполнено и без необходимости, т.е. просто так.
- Движение оранжевого автомобиля на слишком малом расстоянии от белого.
- Движение белого автомобиля задним ходом, либо его откат назад на уклоне. ДТП при движении задним ходом рассмотрено в рамках отдельной статьи.
Кто виноват в Дтп при несоблюдении дистанции
Выше речь шла о том, что чаще всего виновником ДТП является водитель автомобиля, расположенного сзади. При этом он нарушает требования пунктов 9.10 и/или 10.1 ПДД:
9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.
10.1.
Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.
https://www.youtube.com/watch?v=f43c0aOgc-w
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.
Однако существует единственный случай, при котором виновником является водитель автомобиля, находящегося впереди. Речь идет о резком торможении без необходимости. Пункт 10.5 ПДД:
10.5. Водителю запрещается:…
- резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
Таким образом, если водитель оранжевого автомобиля сможет доказать, что белая машина тормозила просто так (не для предотвращения ДТП), то виновником будет признан водитель автомобиля, находящегося впереди.
Например, в качестве доказательств может выступать запись видеорегистратора или камеры наружного наблюдения, на которой видно, что перед белым автомобилем не было транспортных средств, пешеходов или препятствий.
Во всех остальных случаях виновником является водитель автомобиля сзади.
Штраф за несоблюдение дистанции в 2021 году
Поскольку водитель нарушает правила расположения транспортных средств на проезжей части, штраф может быть наложен по части 1 статьи 12.15 КоАП:
1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней —
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.
Таким образом, размер штрафа — 1 500 рублей. При оплате в течение 20 дней с момента вынесения постановления предоставляется скидка в размере 50 процентов, т.е. заплатить нужно лишь 750 рублей.
Примечание. Штраф за несоблюдение дистанции накладывается только в том случае, если произошло столкновение транспортных средств. Если столкновения не было, то штраф не накладывается.
Например, машина может ехать в 1 сантиметре от заднего бампера другого автомобиля, однако если они не столкнутся, то не будет и штрафа.
В завершение хочу отметить, что предотвратить наезд на едущий впереди автомобиль несложно. Достаточно лишь приучить себя сохранять достаточную дистанцию между автомобилями.
Что касается начинающих водителей, то у них иногда возникают сложности с определением подходящей дистанции. Если Вы не знаете, на каком расстоянии ехать, то выберите расстояние побольше. Хуже от этого точно не будет.
Удачи на дорогах!
Дтп при несоблюдении дистанции в 2021 году
Выезжая на дорогу, автовладелец обязан соблюдать ПДД РФ. Нарушение правил дорожного движения не только чревато штрафами, но и может стать причиной возникновения ДТП.
Очень часто аварии происходят из-за несоблюдения дистанции. Нарушение на первый взгляд кажется мелким, однако в 2021 году за него предусмотрены денежные взыскания.
Дополнительно несоблюдение дистанции отразится на определении виновника аварии.
Как определить виновного в ДТП при несоблюдении дистанции?
Потребность держаться на безопасном расстоянии от других автомобилей зафиксирована в пункте 9.9 ПДД РФ. Здесь говорится, что водитель обязан выбрать такую дистанцию от впереди идущего транспортного средства, которая позволила бы ему избежать столкновения. Правило распространяется и на боковые интервалы. Доказать возникновение нарушения проблематично. Дело в том, что инспектор не может измерить расстояние между движущимися автомобилями.
Дополнительно несоблюдение дистанции можно трактовать, как неоправданно быструю езду. В этой ситуации происходит нарушение пункта 10.1 ПДД РФ.
Здесь говорится, что водитель обязан ехать со скоростью, не превышающей установленного ограничения и учитывая интенсивность движения, габариты автомобиля, перевозимого груза, метеорологические и дорожные условия. Особое внимание необходимо уделять видимости в направлении движения.
В 2021 году человек обязан выбирать скорость, которая позволит ему беспрепятственно контролировать транспортное средство и соблюдать ПДД РФ. Если обнаружена опасность, которую можно предотвратить, необходимо снизить скорость вплоть до остановки.
В действующем законодательстве отсутствует указание дистанции, которую обязан соблюдать водитель. Фактически она признается условной величиной. Аналогичные правила действуют в отношении бокового интервала. В пункте 9.
10 говорится, что необходимо соблюдать дистанцию, обеспечивающую безопасное движение по дороге и препятствующую возникновению ДТП. Поэтому наказать гражданина за нарушение правила проблематично.
Обычно штраф за несоблюдение дистанции в 2021 году вменяют, если уже произошло столкновение.
https://www.youtube.com/watch?v=54Y1zFq0q5E
Виновного в ДТП при несоблюдении дистанции определяет группа разбора. Ее формируют в ГИБДД из сотрудников организации. Группа разбора руководствуется положениями ПДД РФ, КоАП РФ и Административным регламентом (утвержден приказом МВД РФ №664 от 23 августа 2017 года). Виновника в Дтп при несоблюдении дистанции в 2021 году определяют с учетом следующих параметров:
- погодные условия, в которых произошло ДТП;
- длина тормозного пути;
- состояние автомобиля;
- присутствие знаков и разметки;
- полученные повреждения.
Обычно виновным в аварии при несоблюдении дистанции признают водителя, ехавшего позади. Однако существует единственный случай, когда вину вменят автомобилисту, находившемуся спереди, – произошло резкое торможение без необходимости. В этой ситуации возникает нарушение п. 10.5 ПДД РФ. Однако предстоит доказать, что резкая остановка произошла без оснований.
Типовые ситуации аварий с несоблюдением дистанции
Существует несколько типовых ДТП, возникающих из-за несоблюдения дистанции:
- Автомобили движутся по одной полосе в одном направлении. Скоростной режим соблюдается. Внезапно первое транспортное средство резко останавливается без предупреждения, второй автомобилист въезжает в него, не успев затормозить. Виновником ДТП будет признан водитель второй машины, если передний автомобилист остановился, чтобы предотвратить аварию. Предполагается, что человек всегда должен держать в голове, что движущийся впереди автомобиль может резко остановиться. Необходимо ехать на расстоянии, позволяющим успеть затормозить.
- Автомобиль, находившийся позади, ехал значительно быстрее. В результате он врезался в находившееся впереди транспортное средство. Виновным признают водителя, выбравшего неподходящую скорость.
- Автомобиль, находившийся впереди, резко остановился без причины. Виновным признают водителя этого транспортного средства.
Размер штрафа за несоблюдение дистанции в 2021 году
Величина денежного взыскания отражена в части 1 статьи 12.15 КоАП РФ и составляет 1500 руб. В 2021 году гражданин может сэкономить, если оплатит денежные взыскания за несоблюдение дистанции в течение 20 дней. Соответствующее правило закреплено в части 1.3 статьи 32.2 КоАП РФ. Размер скидки составляет 50%. Это значит, что гражданин, предоставивший денежные средства в течение 20 суток, обязан заплатить всего 750 руб.
Когда назначается штраф за несоблюдение дистанции при дорожно-транспортном происшествии?
Практика показывает, что за несоблюдение дистанции штрафуют, если уже произошла авария. Инспектор расследует причины ДТП, устанавливает его обстоятельства. Если выяснится, что одна из машин двигалась недопустимо близко, её водителя признают виновным. Возможен иной исход. Если человека признали потерпевшим, но заметили факт нарушения дистанции, лицо также будет обязано заплатить штраф.
Еще одним обязательным условием для несоблюдения дистанции является факт нахождения в движении обоих участников происшествия. Если двигался только один автомобиль, в силу вступают иные нормы.
Когда штраф за несоблюдение дистанции при ДТП не выписывается?
В 2021 году гражданина не накажут за несоблюдение дистанции в следующих случаях:
- Произошел наезд на автомобиль, находившийся в состоянии покоя. Обвинить в несоблюдении дистанции можно, если все транспортные средства двигались вперед (п. 9.10 ПДД РФ).
- Движение выполнялось задним ходом. Чтобы возникло несоблюдение дистанции, автомобили должны ехать вперёд.
Как обжаловать штраф?
Обжалование штрафа за несоблюдение дистанции в 2021 году выполняется в соответствии со статьей 30.1 КоАП РФ. Обращаться необходимо к начальнику ГИБДД или в районный суд по месту рассмотрения дела. Инициировать процедуру можно в течение 10 суток. Соответствующие правила закреплены в статье 30.3 КоАП РФ. Период начинает исчисляться с момента получения постановления.
На практике гражданин может пропустить срок из уважительных причин. Период можно восстановить, подготовив ходатайство и направив его в адрес лица, которое будет рассматривать жалобу.
При этом перечень оснований, которые признаются уважительными, в законодательстве не отражен. Соответствующее решение будет принимать уполномоченное лицо.
Непосредственно процесс обжалования штрафа ГИБДД за несоблюдение дистанции выполняется по следующей схеме:
- Гражданин знакомится с особенностями сложившейся ситуации и находит причину, из-за которой можно обжаловать штраф.
- Человек собирает доказательства. Подтвердить неправомерность действий сотрудников ГИБДД могут свидетельские показания, результаты фотосъёмки, запись с видеорегистратора и документы.
- Человек оформляет жалобу. При этом в законодательстве точная форма документа не приводится. Важно лишь соблюдать правила делопроизводства и указать важную информацию. Если Вы затрудняетесь самостоятельно подготовить документ, используйте готовый образец.
- Все бумаги и доказательства передаются в уполномоченный орган. Им может быть ГИБДД или суд.
- Представитель уполномоченного органа рассматривает документацию. Период зависит от выбранной инстанции. Так, если гражданин обратился в ГИБДД, ответ обязаны дать в течение 10 суток. Если инициировано судебное разбирательство, период растянется до 2 месяцев.
- Гражданин получает итоговое решение. Если вердикт лицо не устроил, оно может начать процедуру обжалования штрафа за несоблюдение дистанции при ДТП, подготовив апелляцию.
Скачать образец жалобы на штраф за несоблюдение дистанции при ДТП можно здесь.
Нюансы
Если Вы планируете обжаловать штраф за несоблюдение дистанции при ДТП в 2021 году, необходимо начать фиксацию доказательств еще на стадии оформления правонарушения. Обязательно снимите место аварии на камеру, уделив внимание предметам, из-за которых могло произойти ДТП.
Непосредственно в суде Вы можете с помощью схемы аварии доказать, что опасность сокращения расстояния произошла из-за вынужденных или неверных действий других участников движения. Лучше заручиться поддержкой профессионального адвоката.
Он поможет вам отстоять позицию и добиться положительного результата.
Обращайте внимание инспектора на сопутствующие обстоятельства. Наказания можно избежать, если авария возникла из-за внезапного отказа тормозов, езды по узкой дороге, на которой соблюдение безопасного бокового расстояния между машинами невозможно, или выполнения маневра автомобилистом без предупреждения об этом других участников дорожного движения.
Cотрудники Госавтоинспекции напоминают водителям о необходимости соблюдать дистанцию между транспортными средствами
Ориентировочно принято считать безопасной дистанцией между автомобилями, движущимися в транспортном потоке с одинаковой скоростью, расстояние в метрах, равное половине величины скорости, т.
е при скорости50км/ч дистанция должна составлять 25м.
Но в основном величина дистанции не является величиной раз и навсегда обозначенной для какой-либо скорости и дорожных условий.
К сожалению, очень часто дистанцию не соблюдают, и поэтому в городе попутные столкновения происходят чаще всех других видов происшествий.
Чтобы успеть остановить свой автомобиль при внезапной остановке движущегося впереди транспортного средства, нужно заранее предвидеть тот момент, когда лидирующий водитель начнет торможение, и постоянно поддерживать, по меньшей мере, 2-секундную дистанцию по отношению к нему.
Такая дистанция обеспечивает необходимый запас времени и обзор обстановки впереди. Как ее определить? Лучше всего — с помощью счета. Приметьте какой-нибудь неподвижный объект впереди вблизи дороги.
Как только задний бампер автомобиля, движущегося впереди, минует этот объект, начинайте считать: одна тысяча один, одна тысяча два. Если Вы произнесли «одна тысяча два» после того, как проехали этот объект, ваша дистанция недостаточна, ее необходимо увеличить.
Постарайтесь приучить себя соблюдать 2-секундную дистанцию. Это очень удобно: ориентироваться по времени, а не по расстоянию, которое всегда меняется в зависимости от скорости; 2-секундная дистанция — минимальная дистанция безопасности для сухого покрытия. Чаще всего дистанция должна быть больше — 4-5 с.
- Выбор скорости и дистанции на прямую зависит от таких факторов:1 — наличие опыта вождения;2 -вашего самочувствия;3 — на сколько хорошо Вы знаете автомобиль которым управляете;4 — дорожных и погодных условий.
- Дистанцию необходимо увеличивать:
- — на мокром асфальтобетонном покрытии;
- — на мокрой грунтовой дороге;
- — на заснеженной — в 2,5 — 3;
- — на обледенелой дороге.
- Не соблюдение безопасной дистанции часто приводит к попутным столкновениям.
- Наиболее распространенная ситуация, когда водитель, не соблюдая безопасную дистанцию, двигается в условиях ограниченного обзора и не замечает стоп-сигналы впереди едущего автомобиля при внезапном его торможении.
Если Вы видите, что за Вами едет автомобиль очень близко (на малой дистанции) отпустите педаль газа, поставьте ногу на педаль тормоза так, чтобы стоп-сигналы загорелись, но основного торможения не было. Этот прием всегда действует и водитель автомобиля едущего за Вами увеличивает дистанцию.
П.9.10ПДД. Водитель обязан выдерживать такую дистанцию к движущемуся впереди транспортному средству, чтобы она позволяла без происшествий избежать столкновения, включая необходимый боковой интервал, который может обеспечить безопасность движения по дороге. Вырезка из правил ПДД.
П. 10.1.
Водитель обязан управлять транспортным средством со скоростью, которая не будет превышать установленного ограничения, при этом необходимо учитывать интенсивность движения на дороге, состояние транспортного средства и различные особенности (груз, метеорологические условия, видимость и прочие дорожные проблемы, мешающие полноценному движению). Скорость автомобиля должна позволить водителю в случае экстренного торможения впереди едущего транспортного средства среагировать без последствий. При возникновении опасности в период движения водитель должен принять все меры по снижению скорости, вплоть до полной остановки средства передвижения.
Наказанием за нарушение дистанции предусматривается штраф в размере 1500 рублей, что указано в статье КоАП 12.15 часть 1: Нарушение правил расположения автомобиля на проезжей части, несоблюдение боковой дистанции, движение по обочине, на встречном разъезде, пересечение пешеходной либо транспортной колонны влечет за собой административный штраф размером в 1500 рублей.
Штраф за несоблюдение дистанции при ДТП и бокового интервала в 2021 году
Тема дорожно-транспортного происшествия при нарушении допустимого расстояния до автомобиля и ответственность всегда вызывала интерес среди водителей. Сразу скажем – законом предусмотрен штраф за несоблюдение дистанции при ДТП.
При этом еще 30-40 лет назад аварии на дорогах случались реже. Не потому, что граждане профессиональней водили или были более внимательны. А потому, что машин было значительно меньше, а скорость езды была менее интенсивной. Сегодня из-за перегруженности трасс, возникновения пробок, проблема заметно усугубилась и приобрела массовый характер.
Поэтому она резонно потребовала особого внимания со стороны законодателей к тем водителям, которые не соблюдают необходимую дистанцию и боковой интервал, неважно в городе или вне населенного пункта. Статья расскажет о нюансах данного вопроса, подсказав, как избежать неприятных последствий и что делать, если они наступили.
Понятие безопасной дистанции и бокового интервала
Два этих термина очень важны при вождении автомобиля по автомагистрали либо в черте города. Они отражены в ПДД и за их игнорирование, предусмотрена административная ответственность.
Человек, находящийся за рулем, обязан соблюдать безопасную дистанцию, которая бы дала возможность ему избежать столкновения – п. 9.10 правил дорожного движения.
Научная литература еще трактует это понятие как определенное расстояние до ближайшего автомобиля, позволяющее экстренно остановить транспортное средство, не создавая угрозу столкновения.
Пункт 9.10 ПДД также предписывает придерживаться определенной дистанции с автотранспортом, двигающимся рядом, т. е. так называемый, боковой интервал. Дословно – это расстояние до рядом едущей машины, которое позволяет беспрепятственно совершать на трассе любые маневры, не повышая риск возникновение аварий.
Таким образом, в случае перестроения или обгона, сбоку должен быть безопасный зазор для манипуляций по снижению угрозы столкновения.
Рекомендуется обратить внимание на еще один фактор – скорость. В соответствии с п.10.1 ПДД управлять автомобилем его владелец, должен в скоростном режиме, с учетом установленных Правилами ограничений.
При управлении автомобилем учитывается:
- плотность потока автомобилей и динамика их передвижения;
- состояние асфальтового или грунтового покрытия;
- видимость и погодные условия;
- масса перевозимого груза.
- Проанализировав все эти факторы, водитель обязан обеспечить полный контроль над складывающейся ситуацией на дороге, выполнить указания, предписанные ПДД, и не допустить возникновения аварии.
- Можно сделать вывод, что ехать по магистрали нужно в таком режиме, чтобы была возможность экстренно затормозить, либо без проблем сделать маневр, уйдя от предполагаемого столкновения.
- Поэтому когда один водитель въехал в машину сзади – это происходит из-за несоблюдения скоростного режима либо дистанции.
Минимальные величины необходимой дистанции
- Как было указано выше, расстояние между машинами на автомагистрали должно быть безопасным, чтобы управляющий транспортом человек мог постоянно контролировать ситуацию.
- Для вычисления этой величины, следует учитывать ряд объективных и субъективных факторов, влияющих на нее.
- Чтобы оперативно остановить машину либо осуществить маневр, не причинив вреда иным участникам движения, необходимо принять во внимание следующее:
- состояние дорожного покрытия;
- профессиональный уровень подготовки человека, находящегося за рулем;
- видимость обзора;
- скорость реакции;
- время года и складывающуюся погоду.
Все перечисленное прямо оказывает влияние на протяженность тормозного пути, исходя из этих данных, вычисляется безопасная дистанция на дороге.
Чем негативных погодных и иных факторов больше, тем расстояние должно быть длиннее. Можно выделить несколько случаев, при которых обязательно увеличение промежутка пути до впереди двигающегося грузовика или легковушки.
Это делается при следующих условиях:
- Асфальт мокрый от осадков.
- На трассе гололедица.
- Впереди движется колонна транспортных средств.
- Видимость существенно снижена из-за ландшафта либо погодных условий.
- На участке дороги необходимо увеличить скорость.
Есть несколько вариантов, чтобы рассчитать требуемую дистанцию.
Первый – разделить скорость на два. На практике, особенно в условиях города это может не сработать, так как при скорости в 40 километров в час, это расстояние должно составлять не менее 20 метров, что в подавляющем количестве случаев невозможно.
Наиболее правильным алгоритмом вычисления дистанции, будет определение временного интервала, необходимого для безопасного торможения и недопущения аварии, по отношению к впереди следующему транспорту. Это отрезок пути, который проедет автомобиль до полной остановки.
Приведем основные временные значения, при которых можно будет полностью контролировать ситуацию:
- на сухом асфальте при хорошей видимости в ясную погоду – 2 сек.;
- на мокрой дороге (независимо от того мокрый снег или дождь) – от 4 сек.
В городе на перекрестке при запрещающем светофоре, достаточно придерживаться расстояния в 2-3 метра, аналогично и в «пробке».
Однако для грузовика расстояние должно быть иным – ввиду большего количества времени для его полной остановки. Для этого потребуется больше трех секунд. Если это рассчитать с учетом его массы, то отрезок может соответствовать 4-5 метрам.
Дтп при несоблюдении дистанции и бокового интервала, в каких случаях выписывается штраф
- Неисполнение предписания ПДД распространенный случай на российских дорогах.
- Обусловлено это тем, что значительная часть водителей, искренне заблуждается в том, что они контролируют ситуацию во время езды, либо чересчур самонадеянны за рулем, а иногда просто не желают соблюдать правовые нормы ПДД.
- Все эти действия практически в 100% случаев приводят к плачевным результатам – ДТП.
Рассматриваемый вид столкновения может произойти только в ходе движения. Управляющий машиной гражданин либо не соблюдает безопасную дистанцию (п. 9.
10) либо едет со скоростью превышающей допустимую на этом участке магистрали (п.10.1).
Условия для наложения административного взыскания возникают на основании несоблюдения этих двух пунктов. Выписать штраф можно только после свершившейся аварии, во время движения машины это невозможно зафиксировать.
Выделим основные причины столкновения:
- Впереди идущий транспорт резко и неожиданно тормозит.
- Запоздалая реакция на резко возникшую ситуацию.
- Происходит авария.
Чтобы наложить административное взыскание, необходимо рассмотреть каждый из этих случаев в отдельности. Изучить все субъективные и объективные факторы, ставшие причиной произошедшего. Ведь не всегда в столкновении виноват только едущий сзади транспорт.
Экстренное торможение
Тормозить на дороге разрешено лишь для предотвращения столкновения (п. 10.5). Поэтому если машина резко затормозила, то движущийся сзади водитель обязан оперативно среагировать.
Необходимо учитывать, что даже при резком торможении ТС мгновенно не остановиться, оно прокатится несколько метров по асфальту. Поэтому дистанция сзади едущей машины не мгновенно сократится до нуля. Если же промежуток между автомобилями составляет пять и более метров, то шансы возникновения ДТП минимальны.
В случае, если подобное происшествие произошло и один из участников движения ударил второго из-за резкого торможения первого, то штраф будет наложен на того, кто въехал сзади. При полном соблюдении всех предписаний Правил, подобного развития событий не произошло бы.
Не успел среагировать
Это весьма распространенный случай, происходящий и с опытными, и с начинающими водителями на трассе.
Приведем пример. С второстепенной дороги на главную магистраль въезжает легковая машина, и вклинивается в движущийся ряд транспортных средств, притормаживает, замедляя движение всей колонны. В него после этого действия врезается другой участник движения.
Виновным будет признан владелец второго автомобиля, так он не вычислил безопасную дистанцию. Он должен был проанализировать в соответствии с п. 10.1 ПДД появление в потоке нового субъекта и снизить скорость движения, тем самым увеличив безопасный интервал.
Еще периодически возникают проблемы с реакцией человека, когда он перестраивается в соседний ряд, где скорость может быть выше и следовавшая по соседней полосе автомашина бьет в бок, так как управляющий ею водитель вовремя не среагировал.
При осуществлении перестроения целесообразно учесть безопасный интервал и скорость движения. При наличии видеорегистратора и свидетелей доказать вину водителя, осуществившего маневр не составит труда.
Аварийная ситуация
Нередко на дороге происходят столкновения по рассматриваемой причине.
Если впереди двигавшийся транспорт врезается в препятствие или иное авто, то соответственно он резко останавливается и создает препятствие. Сзади едущая автомашина не всегда успевает, затормозит и врезается в участников ДТП.
Почему это происходит даже при соблюдении безопасного расстояния? Резко ставшее впереди транспортное средство уже не двигается и соответственно тормозящий сзади автомобиль, даже находясь на расстоянии 15-20 метров, не сможет мгновенно остановиться даже с учетом скорости движения 60 км/ч.
В связи с этим и происходит еще одна авария. Вина здесь второго водителя весьма спорна и чаще всего, он соблюдал все требования ПДД, поэтому вероятней всего к ответственности привлечен не будет.
Кто виноват в ДТП при несоблюдении дистанции
Обычно виноват тот, кто нарушил п.9.10 и 10.1 Правил (не придерживался установленного скоростного режима, или безопасного расстояния при езде), что и послужило основанием для совершения наезда. Однако есть исключения, о которых вскользь было упомянуто выше.
Это когда передвигающийся по дороге автолюбитель, вдруг резко затормозил, чего нельзя делать без крайней надобности при движении, в городских условиях, так и за пределами населенного пункта.
В соответствии с п. 10.5 это разрешено делать тогда, когда необходимо предотвратить ДТП (столкновение с внезапно выбежавшим на дорогу человеком или двигающимся автомобилем). Тогда выполнение этого маневра будет оправдано с точки зрения существующих правовых норм.
Однако если будет доказано, что (довольно сложно сделать это без видеорегистратора и свидетельских показаний очевидцев), что экстренная остановка была сделана без причины, умышленно, из личной прихоти – ответственность полностью ложится на первого участника аварии.
Есть еще вариант, при котором происходит двойное ДТП. Машина тормозя врезается в уже столкнувшиеся автомобили. Здесь его вина бесспорна, так как он обязан контролировать ситуацию и реагировать на нее.
Штраф за несоблюдение дистанции при ДТП по ст. 12.15.1 КоАП РФ
Известно, что рассматриваемое нарушение – не редкость на любой автотрассе. Ответственность за невыполнение п. 9.10 и п.10.1 ПДД регулируется Кодексом об административных правонарушениях.
В ст. 12.15 ч. 1 КоАП РФ написано: нарушение расположения транспортного средства на трассе либо перекрестке, встречного разъезда, передвижение по краям, обочине проезжей части, пересечение организованной пешеходной либо транспортной колонны, либо при занятии места в ней наказывается взысканием в виде штрафа в размере 1500 рублей.
- Сумма, не такая уж маленькая, но нужно учесть, что если произошло столкновение, то придется восстанавливать авто если нет КАСКО, а только ОСАГО.
- По закону срок уплаты штрафа ГИБДД со скидкой можно осуществить в период 20 дней со дня совершения правонарушения, тогда водитель заплатит всего 750 рублей.
- Такие же штрафные санкции накладываются, когда водитель не создает помехи и для едущих рядом участников движения.
- Штраф за несоблюдение бокового интервала в соответствии со статьей КоАП также составляет 1500 рублей.
Относительно прогноза на 2019 г. возможного изменения величины штрафа за рассматриваемое правонарушение ПДД, то пока точно, неясно будет ли законодатель ужесточать санкции по нему.
Наиболее частые конфликтные ситуации
В случае если владелец машины затонировал задние стоп-сигналы в целях тюнинга – что снизит видимость при включении для сзади едущего водителя. Поэтому нужно быть предельно внимательным, если впереди двигается машина с такими «наворотами».
При столкновении в таком случае, обычно возникает конфликт. Одна из сторон доказывает, что не могла или не видела зажегшихся огней стоп.
Это не освободит человека от административной ответственности – соблюдение дистанции должно осуществляться независимо от того, затонированы фары или нет у впереди следующего транспорта.
Однако можно добиться на законных основаниях, наложения штрафа на владельца «тюнингованного» авто.
И еще один пример, впереди следующая машина «обута» в шипованную резину, что сокращает ее тормозной путь. Это нередко становиться причиной аварии, с сзади идущим автомобилем, у которого «обычная» зимняя резина.
Одна из сторон может обвинить другую в том, что на заднем стекле не был наклеен значок, что колеса с шипами. Но и это не освобождает основного виновника ДТП от ответственности.
Можно ли оспорить дорожное происшествие: рекомендации начинающим и опытным водителям
Это сделать довольно непросто, но возможно. Бывает, что виноватым в ДТП может быть и первый автомобиль, хотя и в редком случае.
Вину нужно доказать, для этого необходимо иметь при себе запись видеорегистратора, фиксировавший неприятное происшествие, или несколько свидетелей, которые детально опишут ситуацию.
Перечислим доводы, которые можно привести, чтобы потом их попробовать разъяснить в суде, доказывая свою невиновность:
- Грубо подрезал при обгоне или при опережении на магистрали.
- Не пропустил идущий транспорт, выехал с второстепенной дороги, не рассчитав расстояние до следовавшей по главной трассе машины.
- Резко затормозил без серьезных на то оснований предусмотренных п. 10.5 ПДД.
- Грубо нарушил боковой интервал при обгоне.
- Впереди идущий автомобиль попал в аварию, резко остановившись из-за возникшего препятствия.
Во всех случаях при наличии доказательной базы обязательно нужно защитить себя. Шансы на успех бесспорно есть.
Самый действенный способ не попадать в ДТП – это соблюдение безопасного расстояния на дороге, а также предельная внимательность и собранность. Ведь лучше предупредить или минимизировать появление негативных последствий, чем потом решать возникшую проблему.
Олег Владимирович Росляков, источник avt-yurist.ru.
Обязательно поделитесь с друзьями!