До изменений от 2017 года страховая компания была обязана выплачивать пострадавшему денежную компенсацию. Размер высчитывался на основе результатов экспертизы. Если максимально возможной суммы выплаты не хватало, то оставшаяся часть выплачивалась виновником дорожно-транспортного происшествия. Естественно, подобная схема часто использовалась в разного рода махинациях, когда участники ДТП хотели «выбить» из страховой сумму, большую, чем реальный ущерб от аварии.
В 2017 внесены исправления на базе ФЗ №49. Согласно документу, страховая компания имела право выбора: уплатить пострадавшему денежную компенсацию или направить автомобиль на ремонт.
Более того, направление на ремонт для владельцев, зарегистрированных в Российской Федерации, транспортных средств является приоритетным, поэтому большинство машин после аварии просто направляются в мастерскую, где по правилам в указанные сроки устраняются все неисправности, вызванные попаданием в ДТП.
Несмотря на действующий закон, существует несколько «лазеек», которые помогут получить деньги вместо ремонта по ОСАГО.
Почему стоит опасаться ремонта
Многие водители не понимают, почему стоит бояться ремонта машины на станциях технического обслуживания от страховщика, ведь это – быстро и удобно, а все операции сделают механики. Однако это только одна сторона медали. Такой ремонт обладает рядом рисков:
- В ходе оценки стоимость реального ремонта будет занижена. Соответственно, в мастерской вам установят более дешевые и низкокачественные компоненты, которые впишутся в стоимость, рассчитанную оценщиком страховой компании.
- По закону вам должны устанавливать новые совместимые детали. На практике проверить состояние детали проблематично. Возможна установка хорошо сохранившихся б/у запчастей.
- Несмотря на существующие сроки проведения ремонта, они часто нарушаются. Конечно, в этом случае вы сможете получить пеню, но это дополнительные тяжбы. Если вам необходимо срочно выполнить ремонт буквально в ближайшую неделю, то более предпочтительным является денежная компенсация.
- При направлении на ремонт страховщик может заставить подписать «дополнительные соглашения». Одно из самых частых – необходимость доплаты из собственного кошелька, если страховая сумма не покрывает ремонт в автомастерской. Ни в коем случае не подписывайте подобных бумаг. Ремонт авто –сугубо проблема страховщика, при этом независимо от сложности повреждений.
С другой стороны, после ремонта на СТО автовладелец имеет исправную машину, готовую к поездке, чего нельзя гарантировать в случае денежной компенсации. Также СТО имеет ограниченные сроки, а при самостоятельном ремонте это может затянуться на долгие месяцы.
Выбрать, что лучше по ОСАГО (деньги или ремонт), водители должны сами в зависимости от своей ситуации. Если денежная компенсация приоритетна, рекомендуется изучить те исключительные ситуации, когда страхователь сможет получить денежные средства.
Как это работает сейчас
Чтобы узнать, как можно «обойти» направление на ремонт и получить компенсацию деньгами, необходимо подробно изучить саму методику. Попав в аварию, необходимо обратиться в страховую компанию с полисом для оформления заявки. Естественно, это возможно только при наличии у виновника аварии страховки ОСАГО. Без полиса у виновника ДТП страховщик не будет проводить компенсацию в любом виде. Придется подавать на другого водителя в суд.
На основе вашего заявления страховая компания обязана рассмотреть дело и провести оценку ущерба. Здесь действует одно важное правило – ответ по вашему делу должен быть сформирован не позже 20 дней после подачи пакета документов.
В связи с этим, многие рекомендуют подавать заявление и требуемые документы лично под роспись менеджера или отправлять письмо с отчетом о доставке. Это исключит вариант, когда страховщик якобы не получил какой-либо информации.
Далее страховая компания в большинстве случаев предлагает пострадавшему на выбор несколько СТО, способных провести требуемый ремонт. Как правило, это – техцентры-партнеры или СТО принадлежащие непосредственно страховщику.
В редких случаях водители могут предложить свои варианты. Если они удовлетворяют требованиям страховой фирмы, то машина направляется в эти мастерские. Когда автомобилю меньше 2 лет, его должны ремонтировать в официальном дилерском центре.
После всех договоренностей автовладелец получает направление на ремонт.
Фактически направление имеет определенный срок действия – 1-2 недели. Просрочив его, автовладельцы могут получить у страховщика новое направление. Обратившись в указанное СТО с этим документом, начинается процесс ремонта. У автомехаников есть ровно 30 дней на восстановительные работы.
Если в мастерской нарушают эти сроки, то вам обязаны выплатить компенсацию за неустойку, которая рассчитывается как 0,5% от страховой суммы за каждый день просрочки. Естественно, вам придется написать претензию в страховую компанию.
При отказе можно смело писать судебный иск и требовать компенсацию.
Когда ремонт выполнен в срок, водитель должен провести детальный осмотр автомобиля и подписать акт приема работ. Водитель вправе отказать в подписи, если качество работ его не удовлетворяет, а также пожаловаться в страховую фирму.
Если последняя не предпримет никаких действий по устранению, необходимо обращаться в суд. При ремонтных работах износ транспортного средства не учитывается. Так проходит процесс ремонта автомобиля. Как видно, у страховщика есть ряд обязательств.
Их нарушение – это возможный шанс автовладельца получить компенсацию деньгами.
Получаем денежную компенсацию
Несмотря на ФЗ от 2017 года, существует ряд исключительных ситуаций, когда страховая компания выплачивает компенсацию деньгами. Со своей стороны при оформлении заявки водитель может указать, в каком виде он хочет получить возмещение. Право выбора остается за страховой, но существует ряд исключений.
Критические повреждения
В самых масштабных ДТП повреждения автомобиля могут быть практически неисправимыми.
Это делает выплату в размере 400 тысяч рублей (лимит по ОСАГО) со стороны страховщика более выгодной, затраты на восстановление несоизмеримо больше этой суммы.
Минус для водителя – если иномарка стоила больше суммы компенсации, то технически вы окажетесь в минусе, за исключением того варианта, когда виновник ДТП заплатит оставшуюся сумму поверх лимита.
Смерть или серьезные травмы водителя, инвалидность
Ни о каком ремонте не идет речь, когда умер или получил травмы автовладелец. В таких ситуациях нужны только денежные средства на похороны, лечение. Практически в 100% страховщики выплачивают деньги. Получив травмы, средства придется направить на здоровье, поэтому на ремонт машины часто приходится отдавать из собственного кошелька. В список подаваемых документов дополнительно включают медицинские выписки и заключения, выписанные лекарства и чеки об их покупке. В случае смерти подготавливаются следующие бумаги:
- свидетельство о смерти (копия), чеки о расходах на погребение;
- заявление в страховую компанию с реквизитами банковской карты члена семьи, который получит компенсацию;
- справка о потере трудоспособности и получении инвалидности именно вследствие ДТП и также заключение о том, что потерпевший нуждается в уходе из-за травм;
- копия свидетельства о рождении ребенка, если потерпевший был единственным его кормильцем.
Группа инвалидности у водителя – еще один повод для отказа от проведения ремонта.
Несоответствие СТО
Как было сказано ранее, новые автомобили должны ремонтироваться только в официальных дилерских центрах. Если такого нет поблизости или страховщик не располагает договором, требуйте выплаты. Направить новый авто не к «официалам» страховая компания не имеет права.
Другой шанс – отсутствие специфических деталей или высокая сложность ремонта. Если партнерские СТО неспособны качественно и полноценно оказать услуги, страховщик может рассматривать вариант с выплатой средств. Когда станции технического обслуживания в списке страховщика не соответствуют конкретным требованиям, он обязан выплатить компенсацию.
Полис старого образца
В документах до 2017 автовладелец мог сам выбирать, каким методом будет осуществлена компенсация. Если у виновника ДТП обнаружится такой полис, вам повезло. На эти договоры процедура обязательного направления на ремонт не распространяется.
Грубые нарушения требований страховщиком
Центробанк способен заставить страховую фирму выплатить страхователю денежные средства вместо ремонтных работ. Причиной этому послужат различные нарушения, к которым относится:
- нарушения срока рассмотрения дела, на которое дается до 20 дней;
- затягивание ремонтных работ, ведь для них отводится 30 дней;
- расстояние между местом жительства страхователя и выбранной станции технического обслуживания не должно превышать 50 километров;
- обязательно составленный контракт с изготовителем авто.
При расчете срока не учитываются нерабочие и праздничные дни. Сервис должен предоставить гарантийные обязательства в половину года на кузовные и 1 год на лакокрасочные работы.
Нарушение этих пунктов станет поводом для претензий и требования денежной компенсации.
Если в округе нет необходимого СТО, страховщик может предложить альтернативное за пределами круга в 50 километров, покрыв расходы на доставку автомобиля.
ОСАГО позволяет компенсировать различные виды ущерба, Водители могут рассчитывать на компенсацию, покрывающую покупку запчастей и непосредственно ремонт, а также убытки от бездействия коммерческого транспорта.
Получаем выплаты от РСА
Альтернативный метод – обратиться в Российский союз автостраховщиков. Это специальный надзорный орган, который следит за работой страховых фирм. В большинстве случаев он рассматривает только грубые законодательные нарушения страховщиков, но есть ряд случаев, когда он поможет получить денежную компенсацию. Сюда входит:
- банкротство или аннулирование лицензии страховой фирмы;
- виновник аварии скрылся, не располагает страховым полисом или у него отсутствуют права на управление ТС.
В первом случае направить на ремонт ваш автомобиль будет элементарно некому. Если у виновника отсутствует страховка, то компенсация вам не полагается. Добиваться возмещения средств возможно через РСА или суд. Также вы можете запросить деньги вместо ремонта, если виновник ДТП не гражданин Российской Федерации или авто не зарегистрировано в РФ.
Как доказать низкокачественный ремонт
Если вас направили на ремонт, то малый шанс получить компенсацию деньгами остается. Это возможно при проведении низкокачественного ремонта или нарушения правил, когда вам установили не новые детали. Главная задача – доказать этот факт. Водителям необходимо заказать независимую экспертизу, в ходе которой будет определен факт неудовлетворительного ремонта. Получив соответствующий документ, водитель оформляет претензию страховщику.
На рассмотрение дается 45 дней. Если неудовлетворительный результат не был устранен или страховщик не ответил на вашу претензию, обращайтесь в суд. В нем уже можно требовать денежной компенсации и оплаты пени.
Заключение
Это ключевая информация о том, как получить деньги вместо ремонта по ОСАГО. Учитывая действующие законы, компенсация – это крайняя мера, к которой страховщики прибегают неохотно. Задумайтесь, что вам будет удобнее. Новичкам легче доверить авто механикам, а владельцам новых машин беспокоиться вовсе не стоит, так как работы должны проводиться в официальном центре производителя.
Смотрите, какая тема — Как получить выплату по ОСАГО деньгами вместо ремонта?
Возможность для страховых осуществлять возмещение ущерба после ДТП ремонтом, а не деньгами, появилась не так давно.
Так, если полис ОСАГО оформлен у участника аварии после 28 апреля, то уже страховая выбирает, ремонт будет или натуральная компенсация. Причём, как показывает практика, без разницы, у кого из участников оформлена страховка после указанной даты.
Но как получить выплату по ОСАГО деньгами вместо ремонта после случившегося ДТП в 2021 году и не доплачивать за ремонт?
На самом деле, есть решения, их немало, и ремонт не такой уж и безальтернативный. Официальный закон 2021 года, называемый ФЗ-40 «Об ОСАГО», имеет целый ряд исключений, когда:
- уже Вы, а не страховая компания можете выбрать, деньгами получить возмещение или ремонтом,
- страховая может выплачивать компенсацию только деньгами и никакого ремонта в принципе не может быть.
Но есть лазейки даже при отсутствии возможности реализации права возмещения натуральным способом на законодательном уровне.
Как получить выплату вместо ремонта по закону?
Итак, выплата деньгами вместо ремонта по ОСАГО возможна при выполнении определённых условий. Давайте по порядку о них!
Если с ремонтом нет возможности уложиться в 30 дней
Часть 15.2 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО» говорит нам, что ремонт транспортного средства не может превышать 30 дней. Срок считается от даты предоставления машины на ремонт и до фактического его окончания, когда Вы можете забрать автомобиль обратно.
В некоторых случаях реальный срок может превышать этот, о чём работники сервиса сообщают водителю. Например, если нужные запасти будут идти долго, а их ещё нужно заменить и/или покрасить.
В этом случае страховая компания может предложить соглашение с продлением этого срока. Ваша задача, чтобы получить выплату деньгами — не согласиться. Тогда права на ремонт у страховщика не будет.
Если до ближайшего автосервиса-партнёра более 50 км
По правилам (та же часть 15.2 ст. 12) максимальная отдалённость сервисного центра не должна быть более 50 км от места Вашего жительства или от места ДТП.
Если партнёр находится дальше, то Ваше право получить выплату, а не ремонт.
Но при одном важном условии — страховая отказывается оплатить доставку автомобиля до отдалённого сервиса, потому как она всё ещё имеет право на ремонт, если организует доставку или оплатит её.
Список сервисов-партнёров каждая страховая обязана выставлять на сайте, а также предоставлять на выбор потерпевшему при обращении.
Если в городе нет официального дилера
Более уточнённое условие должно быть соблюдено для владельцев авто не старше 2 лет — по закону они должны ремонтироваться только у официальных дилеров (15.2 ст. 12). Если в Вашем городе нет официального дилера, а страховщик не изъявляет желание заплатить за транспортировку машины или оплатить проезд до сервиса дилера, то требуйте выплату деньгами.
Если ремонтировать нужно не авто
Если речь идёт вовсе не об автомобиле, то и о ремонте не может идти речи. Например, потерпевшей стороной является пассажир, у которого во время ДТП разбился телефон. В этом случае должна быть выплата деньгами (ч. 16 ст. 12).
То же касается и вещей водителя или пешехода, велосипеда, не относящихся к транспортным средствам, которым причинён вред.
Если после ДТП потерпевший погиб или получил средний или тяжкий вред
Согласно части 16.1 статьи 12 ФЗ «Об ОСАГО», получить выплату по ОСАГО деньгами вместо ремонта после ДТП также можно, если потерпевший в результате аварии погиб или получил вред здоровью средней тяжести или тяжкий.
Если потерпевший инвалид
В тех случаях, когда потерпевший является инвалидом, которому автомобиль конкретно показан по состоянию здоровья, то речи о ремонте также идти не может (ч. 16.1 ст. 12).
Если вина обоюдная
В тех случаях, когда определена обоюдная вина в ДТП, то и возмещение вреда происходит в процентах от виновности. Страховым компаниям дана возможность предлагать в направлении на ремонт сумму к доплате потерпевшим (и частично виновником ДТП) в таких случаях (ч. 17 ст. 12), ведь страховая не обязана возмещать ремонт целиком.
Но если потерпевший при таком ДТП не соглашается доплачивать, то страховая обязана выплатить деньгами компенсацию за ДТП, только выплата, разумеется, будет в процентном соотношении пропорционально степени невиновности в аварии (пп. «д» части 16.1 ст. 12).
Если автомобиль грузовой
Часть 15 статьи 12 говорит о том, что если речь идёт о грузовых автомобилях, находящихся в собственности граждан РФ, то тогда потерпевший вправе сам выбрать, получить выплату по ОСАГО деньгами или ремонтом.
Ни одно из условий не выполнено — как всё равно получить выплату?
Теперь настало время перечислить законные лазейки, которые также позволяют получить деньги вместо ремонта. Все они основаны строго на законе и не имеют под собой никаких афёр или хитростей — просто нужно знать действующее на 2021 год законодательство.
Просто предложить заплатить
Элементарно, но не каждый об этом догадывается. Между тем, подпункт «ж» части 16.1 статьи 12 обсуждаемого нами закона предусматривает возможность соглашения о выплате между потерпевшим и страховой компанией.
Для этого Вам нужно ещё в заявлении о страховом возмещении указать своё желание получить выплату деньгами. Правда, страховые соглашаются на это редко, но всё же соглашаются.
Не соглашаться на доплату
Мы уже обсуждали в прошлой статье распространённую попытку обмана потерпевших в ДТП страховыми с автосервисами, когда сами представители автосервиса вдруг говорят Вам, что страховая перечислила недостаточно денег и просят доплатить.
Между тем, Ваше право не доплачивать и ничего Вас не обязывает доплачивать. А вот страховщика закон обязывает сделать ремонт полностью, качественно и не б/у запчастями. Если Вас кто-то заставляет доплачивать и отказывает на этом основании в ремонте, то Ваше право нарушено.
В этом случае при Вашем отказе доплаты страховая компания обычно сама соглашается на выплату.
Что делать, если ремонт после ДТП дороже, чем выплатила страховая по ОСАГО
Страховая компания является коммерческой организацией, но нерегламентированные расходы бьют по кошельку. Ремонт по ОСАГО не всегда покрывает лимитированный платеж расхода, и страховщики будут стараться извлечь выгоду за счет клиентов. Если автогражданка не перекрывает потери, потерпевший участник может воспользоваться дополнительными условиями контракта.
Откуда берутся деньги за доплату
Во время ДТП могут возникнуть повреждения, которые не покрывает страховка. Проблема появляется на месте события или в автосервисе. Если ОСАГО правильно оформлена, компания обязана выплатить остаточный платеж. Потерпевшему участнику нужно правильно оформить документы, если не были нарушены правила дорожного движения.
Когда возникает парадоксальная ситуация:
- Страховщик намеренно уменьшает стоимость выплаты.
- Капремонт обходится дороже, чем прописано в акте.
Пострадавший водитель не обязан выплачивать издержки из своего кармана. Их перекрывает сообщество, если во время составления акта была допущена ошибка. Комиссию может выплатить также виновник аварии. В обоих случаях потерпевшему следует доказать свою невиновность.
Представитель организации может искусственно уменьшить стоимость автостраховки. Когда автомобиль отремонтируют, владельцу предъявят требование оплатить издержки. Хозяину транспортного средства нужно следовать по следующей схеме:
- Потребовать от сообщества копию акта о страховом событии. Документ содержит все тонкости происшествия. Бумага выдается в течение трех дней с момента подачи обращения или составления соглашения.
- Перепроверить расчетные данные. На официальном сайте РСА существует в открытом доступе справочник. Если итоговая платежка не совпадает с результатами автостраховки, данные специально занижаются.
- Провести самостоятельную экспертную оценку. Мастер (организация) должен находиться в общем реестре и обладать соответствующим сертификатом.
- Адресовать досудебную претензию страховщику (ч. 1 ст. 16.1 № 40–ФЗ). Администрация обязана рассмотреть жалобу в течение 10 дней с момента подачи. Если за этот срок водитель не получит ответ, можно направить иск в суд. Требование составляется в свободной форме с учетом всех обстоятельств.
- Подача заявления в суд с возможностью досудебного разбирательства и возмещение неустойки (1% от разницы или 0,05% ежедневно за задержку ответа на жалобу).
Если стоимость иска не превышает 1000000 RUB, налог не взимается. Размер потери меньше 50000 RUB разбирает мировой суд. Если ставка выше 50000 RUB, этим занимаются районные структуры. Соискателю вспомогательно полагается половина денег от цены ущерба в случае успешного завершения дела.
Ремонт обходится дороже страховки
Если цена спецремонта превышает указанный размер страховки, пострадавший может воспользоваться статьей 1064 ГК ч. 1. Разницу выплатит делинквент.
Действия должны быть следующими:
- Провести автономную экспертную оценку.
- Направить досудебное требование делинквенту. В иске необходимо указать недостающую сумму.
- Если ответственный участник отказывается платить издержки, направить заявление в юстицию.
Процедура позволяет урегулировать ситуацию мирным путем. Проблемы возникают, если ответственная сторона отказывается платить. Только через суд можно решить вопрос.
Что нужно для взыскания недостающей суммы
Поправки к закону ОСАГО обязывают ремонтников использовать новые и качественные детали. Замена и ремонт поврежденных узлов происходит, согласно установленным стандартам. В правилах не указывается изготовитель, но если транспортному средству меньше двух лет, его обязаны направить в авторизованный сервисный центр.
В период составления претензии автолюбитель должен владеть договором о страховом случае и отчетом самостоятельной экспертизы. Если дело уходит в юстицию, необходимо добавить:
- ксерокопию паспорта;
- доверенность на право владения машиной (ПТС, СТС);
- справку с ДТП;
- сертификат ОСАГО;
- ксерокопию досудебной претензии и ответ другой стороны (страховщик или виновник происшествия);
- видео / аудио доказательства и показания свидетелей;
- расходный чек.
События могут быть разными. Автовладельцу необходимо заранее собрать документацию (после аварии), чтобы иметь весомый аргумент. Недостающий протокол или чек может отразиться на судебном разбирательстве не в пользу обвинителя.
Права и обязанности сторон
Если договор не подписан, а компания или СТО требуют деньги, не следует их платить. Разница в оплате – это отношение автостраховщика и клиента, но не сервисного центра. Любые угрозы, шантаж и попытка уйти от ответственности решаются через юстицию.
По закону, на починку машины отводится 30 дней. Если за этот период ТС не вернули, хозяин может написать обращение в прокуратуру. Автостраховщики не имеют повода требовать компенсацию принудительно. Чтобы все прошло законно, шоферу нужно учесть все нюансы:
- провести независимую оценку поврежденного транспорта;
- отказаться от подписания дополнительных бумаг;
- проконсультироваться с юридическим лицом;
- следить за изменениями в постановлениях.
Если автостраховщику удалось заставить клиента подписать сомнительные бумаги, исход зависит от сложности и сроков процесса. Можно попытаться увеличить размер начисления за счет независимой экспертизы и предъявлять претензии СТО. При подписании сомнительного договора заявителю вряд ли удастся решить вопрос в свою пользу.
После столкновения потерпевшая сторона вправе требовать полное возмещение ущерба. Полис не всегда покрывает причиненные убытки, и агент может использовать наивность автовладельца, покрыв недостачу из его кармана.
Если владелец ТС правильно оформит документацию, организация покроет недостачу и переведет авто в сервисный центр, где сотрудникам в установленный срок придется заменить поврежденные детали новыми запчастями.
Ремонт или деньги по ОСАГО — что лучше?
Практически каждый автолюбитель сталкивался с ситуацией, когда сотрудничество со страховой компанией неизбежно.
Совсем недавно владельцы транспортных средств получили возможность при обращении к страховщику выбирать между материальным возмещением автогражданки и осуществлением восстановительного ремонта застрахованной машины в автосервисе. Поэтому вполне закономерен вопрос: «Что лучше: ремонт по ОСАГО или деньги?».
Законодательные аспекты
Право выбора было законодательно закреплено за автовладельцами еще в 2014 году – тогда в Закон об ОСАГО (№ 40-ФЗ) были внесены соответствующие коррективы. Страховой полис с учетом нововведений можно было приобрести с 1 сентября 2014 года.
Информацию о вариантах возмещения убытков Вы найдете в ст. 12 Закона об ОСАГО. В пункте первом говорится следующее:
- Потерпевшая сторона имеет право требовать у страховой компании возмещения причиненного вреда в форме страховых выплат или прямого покрытия ущерба.
- Прямое покрытие ущерба предусматривает возмещение убытка посредством организации и оплаты ремонта транспортного средства (п. 15). Что это значит? Страховщик нанимает подрядчика – СТО – для выполнения работ и оплачивает их стоимость. Обратите внимание на то, что страховая компания сотрудничает только с теми станциями техобслуживания, с которыми она подписала соответствующий договор.
Летом 2017 года в Москве был разработан законопроект «Ремонт вместо выплат», который предполагает полный отказ от страхового возмещения в материальной форме. Считается, что законопроект позволит ужесточить ответственность страховщиков за ненадлежащее восстановление автомобиля и минимизирует случаи мошенничества с компенсациями по ОСАГО.
Ремонт авто по ОСАГО
Страховые ремонтные работы осуществляются при условии, что восстановление авто еще возможно, то есть гибель транспортного средства не наступила. В противном случае машина отправляется на утилизацию, а потерпевшая сторона может получить денежные выплаты.
Как это происходит?
При наступлении страхового случая представитель страховой компании осматривает автомобиль, а после завершения экспертизы выдает владельцу машины направление на ремонт.
Сколько стоит ремонт?
Расчет стоимости ремонта осуществляется страховщиком по методике Центробанка – и здесь есть свои нюансы. Например, стоимость запчастей покрывается, как правило, не на основании чеков из специализированных магазинов, а на основании среднестатистических данных.
То же самое касается и оплаты работы мастеров автосервиса.
Это значит, что если страховые выплаты не покроют расходы техцентра по приведению авто клиента в должное состояние (максимальная сумма выплат по ОСАГО не превышает 400 тысяч рублей), то разницу ему придется доплатить.
Сроки ремонта
Предполагается, что работы должны быть произведены в течение 30 рабочих дней. Точка отсчета – момент передачи машины в мастерскую. Срок может быть увеличен только в том случае, если это предусмотрено технологией выполнения ремонтных работ и потерпевшая сторона не предъявляет претензий. В противном случае страховщику придется выплатить страхователю неустойку.
Достоинства страхового ремонта
К основным достоинствам ремонта по ОСАГО относят:
- Отсутствие хлопот по поводу поиска и выбора СТО. Автовладелец передает специалистам автосервиса поврежденный автомобиль, а забирает восстановленный.
- Отсутствие тяжб между страхователем и страховой компанией по вопросам размеров денежной компенсации.
- Гарантия качества. Технический подрядчик отвечает за соответствие проводимых манипуляций стандартам и за качество произведенных работ. Гарантия на кузовные работы составляет 1 год. Подрядчик может использовать только новые детали к авто, запчасти б/у ставятся только в том случае, если страховщик дал свое согласие, заключив с СТО соответствующий договор.
- Оперативность. Как правило, все работы осуществляются быстро, поскольку ни СТО, ни страховщик не заинтересованы в затягивании сроков.
На данный момент процесс реформации не завершен, следовательно, не все аспекты вопроса тщательно проработаны. Поэтому специалисты рекомендуют выбирать страховое восстановление машины в том случае, если в ДТП был поврежден только кузов автомобиля, а в перечне СТО, предложенном страховщиком, представлены техцентры с хорошей репутацией.
Недостатки ремонта по ОСАГО
- Невозможно самостоятельно выбрать СТО. Страховщик предложит Вам список станций техобслуживания, с которыми он сотрудничает. Чтобы не ошибиться, Вам придется провести серьезную подготовительную работу – изучить отзывы о техцентрах, рейтинги мастеров и др. Если в перечне есть автосервис официального дилера, смело выбирайте его (особенно, если авто находится на гарантии).
- Невозможно получить деньги на руки и распоряжаться ими по своему усмотрению.
- Отсутствие контроля со стороны страхователя. Проверку Вы сможете осуществить только после завершения ремонта.
- Нежелание страховой компании оплачивать дорогостоящий ремонт, поэтому нередко на СТО используются дешевые запчасти.
Можно ли предъявить претензии после страхового ремонта?
Если Вы отдали автомобиль на ремонт, а мастерская не выполнила работу вовсе или сделала ее некачественно, Вы можете направить претензию в страховую компанию и потребовать устранить недочеты. Если это невозможно осуществить, стоит снова обратиться к страховщику, чтобы получить компенсацию, и затем направляться в суд.
Какие документы Вам потребуются?
При обращении в страховую компанию с целью получения денег по ОСАГО или осуществления страхового ремонта Вы должны иметь при себе пакет следующих документов:
- Заявление на страховое возмещение или ремонт;
- Извещение о дорожно-транспортном происшествии;
- Справка о ДТП;
- Копии протокола об административном правонарушении, постановление по делу об административном правонарушении или об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, если эти документы были предоставлены Вам в ГИБДД;
- Копии ПТС, полиса ОСАГО, свидетельства о регистрации авто, доверенности на управление;
- Копия паспорта;
- Отчет об оценке ущерба;
- Акт приема-передачи;
- Квитанция об оплате услуг по оценке ущерба авто.
Что же все-таки выбрать?
Учитывая неурегулированность многих вопросов страхового ремонта, большинство автовладельцев выбирает денежные выплаты по ОСАГО. Такой вариант обладает несколькими преимуществами:
- Возможность получить средства на руки и самостоятельно заняться ремонтом транспортного средства.
- Право выбора СТО. Вы можете легко обратиться в тот техцентр, специалисты которого Вам уже неоднократно оказывали услуги.
- Возможность контролировать ход выполнения работ.
К недостаткам получения денежной компенсации относят лишь то, что Вам самим придется заниматься всеми вопросами.
Мнения автолюбителей на этот счет разнятся. Кто-то имел опыт страхового ремонта и остался доволен, а кто-то разочарован некачественным выполнением работ и пожалел, что не получил материальное возмещение.
Деньги или ремонт по ОСАГО. Что нужно знать о возмещении ущерба?
У меня грустная премьера — первая авария. Мою машину задел выезжавший из двора кроссовер. Тут без вариантов: он виноват, мне полагается компенсация. Страховая направила меня на СТО. Но мне выгоднее денежное возмещение: машина подержанная, муж ее починит гораздо качественнее и быстрее, чем любой ремонтник на станции.
Могу ли я выбирать форму компенсации? Как получить от страховой деньги, а не услуги ремонта?
Что говорит закон?
acegif.com
В законе об ОСАГО предусмотрены два вида возмещения: страховая выплата и восстановительный ремонт. В 2017 году в документ были внесены поправки, которые установили приоритет натуральной формы компенсации. То есть в первую очередь страховые компании предлагают исправить повреждения за их счет, а денежную форму оставляют для особых обстоятельств.
Что нужно знать о ремонте по ОСАГО?
acegif.com
- Новую машину (не старше 2 лет) должны отремонтировать на дилерской СТО или на сертифицированной СТО, которая проводит работы с сохранением гарантии.
- Даже на сильно подержанный автомобиль должны установить новые детали. Использовать б/у запчасти можно только после согласования с хозяином машины.
- Если механик на СТО предлагает доплатить за «хорошие детали», нужно отказаться и связаться с представителем страховщика. Все расходы — на страховой.
- Гарантийный срок на услуги СТО — 6 месяцев, для кузовных работ или работ, связанных с ЛКП, — 12 месяцев.
- Все замечания нужно направлять не на станцию, а в страховую. Она несет ответственность перед владельцем.
Когда можно получить возмещение по ОСАГО деньгами?
acegif.com
- В законе об ОСАГО прописано несколько случаев, когда денежная компенсация обязательна:
- 1) ее выплатят родственникам погибшего в ДТП водителя или самому автовладельцу, получившему серьезные травмы;
- 2) на нее может претендовать автолюбитель с инвалидностью;
- 3) деньги заплатят за автомобиль, который не подлежит восстановлению.
- В некоторых ситуациях страховая может предложить собственнику авто выбор — ремонт или деньги.
- Когда в аварии виноваты оба водителя, ОСАГО покрывает часть ущерба — в зависимости от степени вины. Этот процент страховщик может выплатить как услугами автосервиса, так и деньгами, если автовладелец не согласится внести оставшуюся сумму за ремонт. Подробнее о ДТП по обоюдной вине мы писали в этой статье.
- Стоимость восстановления больше максимальной суммы выплат по ОСАГО. Пострадавший водитель может забрать 400 тысяч рублей, а оставшуюся компенсацию требовать через суд с виновного участника ДТП.
- СТО должна находиться не дальше 50 км от дома автовладельца или места аварии.
- Ремонтники предупреждают, что не уложатся в 30 дней — столько по закону отведено на все работы. Хозяин машины может либо согласиться ждать, либо уведомить страховую и претендовать на денежную компенсацию.
Наконец собственник автомобиля, пострадавшего в ДТП, может просто написать заявление на выплату и договориться со страховщиком о сумме. Окончательное решение за страховой, но я, пожалуй, именно так и сделаю.
Чтобы приобрести полис ОСАГО в Страховом Доме ВСК, достаточно зайти на официальный сайт компании или воспользоваться мобильным приложением «ВСК Страхование». Оформление занимает несколько минут. Полис поступит на электронную почту и будет доступен в личном кабинете в мобильном сервисе.
Деньги вместо ремонта после ДТП: как выиграть в суде — новости Право.ру
7 марта 2018 года Иван Коновалов* на своем автомобиле врезался в припаркованный Lexus Светланы Максимовой*. Обе машины были застрахованы. Но ни одна из ремонтных станций, на которую «РЕСО-Гарантия» могла направить автомобиль на ремонт, не отвечала необходимым требованиям. Поэтому Максимова получила возмещение деньгами, а не непосредственно ремонтом — страховая заплатила ей 81 500 руб.
Но Максимовой показалось, что эта сумма не покрывает причиненный ей ущерб. В итоге вопрос о размере выплаты пришлось решать суду. Вологодский городской суд Вологодской области назначил автотовароведческую экспертизу, согласно которой стоимость восстановительного ремонта автомобиля Lexus с учётом износа составила 116 123 руб., без учёта износа — 134 013 руб.
Суд первой инстанции решил, что разницу в стоимости восстановительного ремонта с учётом износа и без него должен выплатить Коновалов. А по мнению апелляции, Максимова добровольно выбрала вариант страхового возмещения в виде страховой выплаты с учётом износа запасных частей. Поэтому никто разницу доплачивать ей не должен. Тогда пострадавшая пожаловалась в Верховный суд.
Верховный суд обратил внимание на процессуальные ошибки
Коллегия по гражданским делам ВС в своем решении подробно разобрала законодательство об ОСАГО и указала, что по общему правилу расходы на запасные части определяются с учётом износа комплектующих. То есть, выбирается меньшая сумма для возмещения.
При этом Гражданский кодекс все еще дает возможность потерпевшему на полное возмещение ущерба. Потерпевший может потребовать доплаты, если в суде докажет, что ущерб оказался дороже полученных им денег, пояснили судьи ВС.
Даже если он получил страховое возмещение в размере, исчисленном в соответствии с Единой методикой с учётом износа подлежащих замене деталей, узлов и агрегатов транспортного средства.
В этом сюжете
В случае выплаты страхового возмещения в денежной форме именно потерпевший должен доказывать, что действительный ущерб превышает полученные от страховой деньги. А виновник ДТП вправе выдвинуть свои возражения о том, что выплата возмещения деньгами вместо ремонта авто была злоупотреблением правом, отметил ВС.
Таким образом, Максимова не выбирала деньги вместо ремонта, а просто оказалась в ситуации, когда другого выбора не оставалось. «Однако суд апелляционной инстанции не учел эти обстоятельства и не поставил их на обсуждение сторон, вследствие чего выводы о злоупотреблении правом со стороны Максимовой* нельзя признать законными», — указал ВС в решении по делу.
То есть, дело рассмотрели неправильно. Суд апелляционной инстанции должен был изучить доводы Максимовой о том, что денег на ремонт ей не хватит, а не приходить к выводу о недобросовестном поведении потерпевшей. При новом рассмотрении у него будет такая возможность (прим. ред. — пока еще не состоялось).
Определение Верховного суда от 21 января 2020 года № 2-КГ19-10.