28 апреля 2017 года вступили в силу изменения в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В новой редакции закона изменен порядок возмещения вреда, причиненного легковым автомобилям. Эти изменения касаются транспортных средств, находящихся в собственности граждан и зарегистрированных в Российской Федерации.
Приоритетной формой возмещения ущерба теперь будет восстановительный ремонт на станции технического обслуживания.
Как это будет работать?
Автовладелец выбирает станцию технического обслуживания (СТО) из числа тех, с которыми у страховой компании заключен договор. Выбрать СТО можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка.
Перечень СТО с указанием адресов их места нахождения, перечнем марок и годов выпуска обслуживаемых транспортных средств, а также примерных сроков проведения ремонта должен публиковаться на сайте страховой организации и постоянно актуализироваться.
Важно! При восстановительном ремонте в отличие от денежной выплаты не учитывается износ деталей и агрегатов, а также не допускается использование бывших в употреблении или восстановленных комплектующих частей (если иное не определено соглашением страховой компании и потерпевшего).
Можно ли выбрать другую СТО?
На каких условиях проходит восстановительный ремонт?
- СТО не должна находиться дальше, чем в 50 километрах от места ДТП или места жительства потерпевшего (по его выбору).
- Ремонт новых автомобилей (не старше двух лет) должен производиться на СТО официального дилера, осуществляющего гарантийное сервисное обслуживание.
- Минимальный гарантийный срок на работы по восстановительному ремонту поврежденного транспортного средства составляет 6 месяцев, а на кузовные работы и работы, связанные с использованием лакокрасочных материалов, — 12 месяцев.
Как действовать в случае ДТП?
Если в результате ДТП вред причинен только транспортным средствам и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, то требование о возмещении вреда необходимо предъявлять своему страховщику
Важно! В случаях причинения вреда жизни или здоровью участников ДТП заявление о страховом возмещении следует подавать в страховую компанию виновника ДТП.
Срок рассмотрения заявления о страховом возмещении составляет 20 календарных дней.
За несоблюдение сроков выдачи потерпевшему направления на ремонт предусматривается начисление неустойки в размере 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки. За нарушение сроков осуществления ремонта страховщик наказывается неустойкой в размере 0,5% от размера страхового возмещения.
В каких случаях возможно денежное возмещение вместо ремонта?
Страховая выплата в денежной форме производится в следующих случаях:
- смерть потерпевшего;
- причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма страхового возмещения);
- потерпевший является инвалидом и имеет автомобиль по медицинским показаниям (если в заявлении о страховом возмещении выбрана такая форма);
- полная гибель транспортного средства;
- стоимость восстановительного ремонта превышает 400 тысяч рублей (50 тысяч рублей для случаев оформления ДТП по европротоколу) и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
- все участники ДТП признаны ответственными за причиненный вред («обоюдка») и потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт на СТО;
- в результате ДТП вред причинен только имуществу, не являющемуся транспортным средством;
- потерпевший отказывается от ремонта на СТО, если она не соответствует требованиям к организации восстановительного ремонта;
- страховая компания не предоставляет потерпевшему возможность проведения восстановительного ремонта на СТО, указанной при заключении договора ОСАГО;
- наличие письменного соглашения между страховщиком и потерпевшим.
Защита прав потребителей страховых услуг
Если вы считаете, что страховая компания нарушает ваши права, направьте жалобу в Банк России. Также можно направить обращение в Российский союз автостраховщиков (РСА)
Дополнительные материалы
- Брошюра «Ремонт в ОСАГО. Приоритет натурального возмещения ущерба для договоров ОСАГО, заключенных с 29 апреля 2017 года»
- Руководство для автовладельцев «Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО»
- Видеоролик «Натуральное возмещение ущерба по ОСАГО»
Закон о натуральном возмещении по ОСАГО вступил в силу
Распространяться эта норма будет на новые договоры, то есть на те, которые заключены с 28 апреля. По договорам, которые были заключены до этой даты, натуральное возмещение возможно, но по договоренности страховщика и страхователя, поясняют в Российском союзе автостраховщиков.
Теперь при продаже полиса ОСАГО или при принятии заявления от клиента на страховое возмещение страховщик предложит список станций технического обслуживания (СТО), с которым у него заключены договоры.
Закон определяет требования к таким станциям и к восстановительному ремонту в целом, которые страховщик должен соблюсти. Расстояние до СТО либо от места ДТП, либо от места жительства автовладельца (по выбору) должно составлять до 50 км.
Срок ремонта автомобиля должен составлять не более 30 дней, за каждый день просрочки со страховой компании будет взиматься штраф в размере 0,5% от суммы возмещения.
Гарантийный срок на ремонт составляет полгода и один год на кузовные и лакокрасочные работы. Автомобили не старше 2 лет, имеющие гарантию, должны ремонтироваться соответствующих СТО, которые имеют право проводить работы, с сохранением гарантии.
«Если страховщик в состоянии обеспечить эти условия, то восстановительный ремонт обязателен. Если нет, то выплата производится деньгами. Однако отмечу, что здесь стоит несколько раз подумать, прежде чем отказываться. Например, станция может находиться на расстоянии не в 50, а в 60 километрах от вас.
Это не такая уж большая разница, но в случае денежной выплаты будет учитываться износ, соответственно, она будет гораздо ниже, чем при возмещении в натуральной форме. Тем более, по нашим оценкам, при денежном возмещении доплата за износ может составлять до 38%», — отмечает глава РСА Игорь Югренс.
Согласно закону, автовладелец имеет право предложить свою станцию, однако это необходимо согласовать со страховой компанией. Как сообщало Накануне.RU из-за жалоб на некачественный ремонт Центробанк может лишать страховые компании права заменять выплаты натуральным возмещением.
Документ устанавливает ряд случаев, когда приоритет восстановительного ремонта не действует: причинение тяжкого либо средней тяжести вреда здоровью, смерть потерпевшего, полное уничтожения автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом выплаты ОСАГО (400 000 рублей). Кроме того, денежное возмещение может быть выплачено отдельным категориям инвалидов.
Головная боль автовладельцев: Закон о натуральном возмещении ОСАГО вступил в силу
Теперь деньги после ДТП автомобилистам получить довольно сложно – в стране вступил в силу закон о натуральном возмещении ОСАГО. Вместо денежных выплат по страховке,автомобилисты получат ремонт транспортного средства. Правда, как оказалось, заключать договоры со страховщиками ремонтники не спешат – в Воронеже сервисов, которые будут делать ремонт, единицы.
Уже больше года звонят – в этот автосервис предложения от страховых компаний, говорят, поступают регулярно. Но заключить договор со страховщиками тут не спешат. По словам ремонтников, условия не выгодные.
Например, стоимость запчастей теперь рассчитывают по единой методике, а тарифы в ней, уверяют, слишком низкие. Не устраивает работников и почасовая оплата труда – говорят, в лучшем случае будут уходить в ноль.
Вадим Шипилов, мастер-приёмщик автосервиса:
«Страховая компания по этому закону несёт ответственность за ремонт. Но по внутренним договорам с ремонтными организациями, вся ответственность автоматически перетекает на СТО. Вся головная боль перекладывается автоматически на СТО».
Но головная боль посильнее, уверяют, теперь ждёт автомобилистов – правозащитники в новом законе пока видят лишь недостатки. В частности, по их мнению, владельцы авто будут не только ограничены в праве выбора сервиса, но и могут рассчитывать только на ремонт низкого качества.
Александр Баженов, автоюрист:
«Лично моё мнение, страховые компании тем самым стараются меньше выплачивать денег, тем самым поднимают стоимость ОСАГО. По прогнозам, порядка 30-35% людей, которые будут обращаться за ремонтом автомобиля, будут получать его наличными».
Денежное возмещение теперь в исключительных случаях. Например, при тотальном повреждении авто, инвалидности, а также, если потерпевший погиб. Тогда выплату получают наследники. Получить страховку наличными пока можно и по старым договорам.
Александра Тищенко, глава межрегиональной общественной организации «лига потребителей»:
«Конечно же, граждан, по всей видимости, будут вводить в заблуждение со страховой компании, сразу предлагая натуральное возмещение, давая направление на сервис. Но надо обратить внимание на дату, которая в полюсе. Если она предшествует, то вы имеете полное право на денежную компенсацию».
А вот плюсы нововведения нам смогли разъяснить лишь федеральные автостраховщики – воронежские пока, видимо, в растерянности.
Например, по словам представителей Российского союза автостраховщиков, автовладельцам после аварии денег на восстановление машины часто не хватает, теперь же они получат полноценный ремонт.
Ещё один серьёзный плюс – новый закон обезопасил рынок от недобросовестных автоюристов.
Евгений Васильев, директор по методологии страхования РСА:
«Всё равно будет какой-то переходный период. Ожидать, что все страховые компании дружненько смогут заключить массово договоры, наверное, не приходится. Тем не менее, есть обязанность у страховых компаний список станций технического обслуживания, с которыми они уже заключили договоры, размещать на сайте».
Регина Хартюнова, журналист:
«Правда, сделать это пока успели далеко не все. Теперь то, с какими автосервисами сотрудничает страховая компания также один из критериев её выбора. Пока, на сайте Российского союза страховщиков видим, одобренных СТО в городе около 15».
Законом оговорено, что починить авто в сервисе должны в течение месяца. В случае затягивания автовладелец получает компенсацию за каждый день простоя. Правда, по прогнозам, уложится в сроки страховщикам и СТО вряд ли получится – на оценку ущерба, оформление и ремонт будет уходить полтора-два месяца.
Регина Хартюнова, Константин Кохаров
Госдума приняла закон о натуральных выплатах в ОСАГО
МОСКВА, 17 марта. /ТАСС/. Госдума приняла в третьем, окончательном, чтении закон, устанавливающий основную форму возмещения по ОСАГО в виде ремонта автомобиля вместо денежной выплаты. Нормы закона коснутся только физических лиц.
На эту тему
Закон должен вступить в силу через 30 дней после официального опубликования и действовать только в отношении новых договоров ОСАГО. Согласно тексту документа, выплата по ОСАГО по умолчанию будет осуществляться в виде ремонта машины.
Принятый нижней палатой парламента закон предусматривает, что денежные средства можно будет получить лишь в исключительных случаях — это полная гибель автомобиля, превышение стоимости ремонта над лимитом возмещения по ОСАГО (400 тыс. руб.
), если потерпевший не согласен доплатить. Кроме того, выплата будет денежной в случае гибели потерпевшего в ДТП или причинения тяжкого или средней тяжести вреда его здоровью. Претендовать на денежную выплату также могут инвалиды.
Выплата может быть в деньгах и на основании договоренности потерпевшего со страховщиком.
Кроме того, автовладелец сможет потребовать деньги, если страховая компания не может организовать ремонт в сервисе, соответствующем всем требованиям, которые закон предъявляет к возмещению «в натуре».
«Комитет доработал законопроект таким образом, чтобы максимально защитить интересы российских автолюбителей и в то же время решить проблему, которая озвучивалась при рассмотрении законопроекта в первом чтении, касающуюся деятельности недобросовестных так называемых автоюристов, — прокомментировал законодательную инициативу председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Требования к ремонту
В соответствии с положениями закона, ремонт по ОСАГО нужно будет делать только с помощью новых запчастей, если только сам автовладелец не согласится на бывшие в употреблении или восстановленные детали. Срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней. Автосервис должен находиться не более чем в 50 км от места ДТП или места жительства потерпевшего.
Предполагается, что станцию ремонта будет выбирать потерпевший, но из предложенного страховщиком списка его партнеров. Закон оставляет автовладельцу возможность отремонтировать машину на станции, с которой у страховщика нет договора, но только по письменному согласованию со страховой компанией.
Для машин в возрасте до двух лет, которые находятся на гарантии, страховщик должен будет организовать ремонт у официального дилера. Если подходящей станции в списке партнеров страховой компании нет, а на другую мастерскую автовладелец не согласится, то выплата также будет в деньгах.
Гарантия на ремонт составит шесть месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы — 12 месяцев. Ответственность за ремонт будет нести страховая компания. Если на страховщика будет поступать много жалоб по организации ремонта, Банк России сможет ограничивать право компании на натуральное возмещение, и страховщик будет рассчитываться с потерпевшим в деньгах.
По новым правилам, при натуральной выплате в ОСАГО потерпевшему не придется доплачивать за износ запчастей (замену старых деталей на новые). При денежном возмещении разница в стоимости новой и бывшей в употреблении детали (износ), так же, как и сейчас, будет вычитаться из выплаты.
Закон также предусматривает распространение системы прямого возмещения убытков (ПВУ) на коллективные столкновения (более двух машин). ПВУ означает, что потерпевший по ОСАГО обращается за выплатой к своему страховщику, а не к страховщику виновника, а затем страховые компании рассчитываются между собой.
Компромиссный вариант закона
Текста закона существенно отличается от первоначальной версии документа. Детали реформы ОСАГО вызвали бурную дискуссию депутатов, представителей ЦБ, правительства, страхового рынка и экспертного сообщества.
Первоначальный законопроект, внесенный депутатом от «Справедливой России» Михаилом Емельяновым, подразумевал, что выбирать способ возмещения по ОСАГО (ремонт или деньги) будет страховщик, а не автовладелец, как сейчас. Ко второму чтению депутаты и эксперты пришли к конструкции, что ремонт будет делаться по умолчанию, за исключением ряда оговоренных случаев.
Кроме того, в доработанной версии реформы расширились требования к организации ремонта, в частности, появился пункт о новых деталях и было уточнено допустимое расстояние до автосервиса (по предыдущей версии оно могло доходить до 200 км).
Отдельную дискуссию вызвали сроки вступления закона в силу.
Первоначально профильный комитет Госдумы на заседании 21 февраля одобрил поправки ко второму чтению, в соответствии с которыми предполагалось, что в некоторых регионах закон будет иметь обратную силу и распространится на все полисы ОСАГО, в том числе и на приобретенные до его принятия. Однако на заседании комитета 9 марта норма об обратной силе была отменена — закон будет действовать только для новых договоров.
Это очень важно для того, чтобы сами страховщики, станции техобслуживания, Центральный банк могли плавно перейти к новой форме возмещения ущерба, пояснял ранее журналистам председатель комитета по финансовому рынку Анатолий Аксаков.
Главная цель реформы ОСАГО — преодолеть спровоцированную недобросовестными автоюристами убыточность «автогражданки» в ряде регионов, которая привела к недоступности обязательных полисов.
Путин подписал закон о натуральных выплатах в ОСАГО
ДТП в Барнауле на улице Меланжевой.
Игорь Васильев vk.com/barneos22
Теперь страховщики будут в приоритетном порядке возмещать ущерб после ДТП не денежными выплатами, а ремонтом поврежденного авто. Власти уверены, что это защитит права автомобилистов, но страховщики уточняют: новый порядок коснется меньшинства владельцев машин.
Распространяться закон будет только на новые договоры. Согласно новым правилам, страховая компания будет направлять авто пострадавшего в автосервис. В какой именно — выберет клиент, но из списка страховщика. Все они должны находиться не дальше, чем в 50 км от места ДТП или дома потерпевшего. Срок ремонта не должен превышать 30 рабочих дней.
Если машина на гарантии, то ремонтировать ее должны у официального дилера. Гарантия составит 6 месяцев, а на кузовные и лакокрасочные работы — год.
Ответственность за ремонт будет нести страховая компания.
Если на страховщика поступит много жалоб по организации ремонта, Банк России сможет ограничивать право этой компании на натуральное возмещение, и страховщик будет рассчитываться с потерпевшим деньгами.
Важный момент: при ремонте разрешено использовать только новые запчасти. Подержанные детали допустимы лишь с личного согласия владельца машины. То есть потерпевшему не придется доплачивать за износ запчастей.
В законе предусмотрено несколько ситуаций, когда компенсировать ущерб предписано по-старому — деньгами. Например, если автомобиль не подлежит восстановлению или сумма ущерба превышает лимит страховки (400 тыс. рублей по «железу»). Выплата предусмотрена и в случае гибели потерпевшего или причинения вреда его здоровью средней тяжести.
Еще две ситуации, в которых ремонт могут заменить деньгами: если об этом попросит клиент или когда страховщик не сможет организовать восстановление машины по всем требованиям закона.
Автомобилисты едва ли выиграют от новых правил, считают эксперты.
Константин Швец,руководитель барнаульского правового центра «Эксперт»:
Об этом свидетельствует практика применения натурального возмещения в каско, — говорит юрист. — Страховые компании часто перечисляли меньше средств, чем требуется для восстановления авто. В результате качество ремонта было низким и не удовлетворяло собственников. И это были не единичные случаи, подобных жалоб было много.
Солидарен с коллегой и барнаульский автоюрист Юрий Шаталов. Он также считает, что споров из-за качества ремонта и его сроков будет немало. Шаталов указывает, что стоимость запчастей в справочниках РСА (ими руководствуются страховщики, а также судебные и независимые эксперты — прим. ред) существенно занижена.
«На указанные там суммы не то что оригинальные детали не купишь, но и на дубликаты не всегда хватает», — подчеркивает собеседник. Также проблему усугубляет то, что закон допускает 10-процентную погрешность при расчете суммы ущерба, что страховые компании часто используют в свою пользу, заключает Юрий Шаталов.
Новые поправки к закону об ОСАГО в России вступили в силу, но приоритет натурального возмещения — только для новых договоров
С 28 апреля 2017 года вступили в силу новые поправки к закону об ОСАГО в России, но это не значит, что 29 апреля у всех, имеющих отношение к «автогражданке», началась новая жизнь.
Приоритет натурального возмещения распространяется только на вновь заключаемые договоры ОСАГО, по всем остальным — действуют прежние правила: автовладелец самостоятельно может выбрать способ возмещения ущерба, и без проблем получить денежную компенсацию. Таким образом, в ближайшие 6-8 месяцев закон об ОСАГО будет работать в прежнем режиме.
По оценкам экспертов, только 30% автовладельцев смогут воспользоваться натуральным возмещением по ОСАГО, и то это в перспективе. Потому что те четкие и жесткие требования, которые сейчас прописаны по отношению к страховщику и, соответственно, к станциям технического обслуживания, которые он может предлагать для ремонта, накладывают определенный отпечаток на ситуацию.
Для организации восстановительного ремонта страховщику необходимо заключить договор со СТО, которая соответствует как их критериям отбора, так и законодательным требованиям (должна находиться не далее 50 км от места ДТП или места проживания потерпевшего).
При наступлении страхового случая, страховщик предложит автовладельцу список станций технического обслуживания, с которыми у него подписаны договоры на ремонтные работы по ОСАГО.
Срок ремонта не должен превышать 30 дней (за просрочку существуют штрафные санкции), автомобили не старше 2-х лет будут направляться на авторизованные сервисные центры, при этом гарантия производителя будет сохраняться.
С одной стороны, говорит партнер Akteon Strategy Consulting Андрей Кинякин, поэтапная реализация закона хороша тем, что можно будет постепенно отработать и проработать различные законодательные лакуны, которые предполагают вариативность при их реализации (расстояние до СТО, ограничения по возрасту автомобиля, которое собираются установить некоторые сервисы, сроки и гарантия на ремонт). Также необходимо заключить дополнительные соглашения на ремонтные работы по договорам ОСАГО, а для этого — оценить качество и скорость ремонта на станциях техобслуживания.
Однако, чтобы система восстановительного ремонта заработала в полной мере понадобится «обкатка» не менее 2-3-х лет. За это время точно будут преодолены «болезни роста» (отработана схема взаимодействия между страхователем-страховщиком-СТО, осуществлена «выбраковка» сервисов), в том числе и путем осуществления практики дополнительного НПА.
С другой стороны, главная цель закона — увеличить доступность полисов ОСАГО за счет сокращения деятельности «криминальных» автоюристов — не может быть достигнута в полной мере. Идя на неучёт износа, страховые компании полагали, что данные траты будут компенсированы за счет снижения судебных издержек и скидок от СТО за поток клиентов.
Но те высокие требования и излишняя детализация, которые вошли в итоговую версию закона, почти полностью нивелируют эффект от установленного приоритета восстановительного ремонта.
В 60-70% случаев, даже после того, как все автовладельцы приобретут новые полисы ОСАГО, возмещение ущерба по ДТП будет осуществляться посредством денежной компенсации.
Во-первых, потому, что уже сегодня сервисы говорят об ограничении возраста автомобиля для восстановительного ремонта. И страховщики с ними солидарны.
Данную позицию легко понять: никто не должен отвечать за качество ремонта автомобиля, «срок годности» которого уже давно вышел. А если не должен, значит, будет денежная выплата с учетом износа.
Тем не менее, страховщики обещают найти СТО и для разновозрастных автомобилей.
Во-вторых, вопрос с новыми деталями — для крупных городов — это не проблема, зато в регионах — это слабая сторона (их могут уже не выпускать, срок доставки может быть больше 30 дней, что не позволит страховщикам уложиться в обозначенные законом сроки). Это опять денежная выплата. В
В-третьих, при жалобах на качество ремонта (двух и более в течение года), ЦБ РФ может лишить страховую компанию права на восстановительный ремонт по полисам ОСАГО, оставив только денежное возмещение. А, значит, «криминальные» автоюристы остаются в силе.
В законе, в целом, предположена правильная формула (вернее, даже формулы) взаимодействия между страхователем, страховщиком и СТО. Поправки в закон об ОСАГО в том виде, в котором они были предложены изначально страховщиками, в последующем претерпели серьезные изменения.
Относительно причин доработок в закон об ОСАГО, в первую очередь, я бы назвал желание регулятора найти компромиссное решение, учитывая широкий общественный резонанс, вызванный законопроектом. Кроме того, нельзя не учитывать и то «общественное» давление, которое на себе испытывало страховое сообщество, инициировавшее принятие поправок в закон об ОСАГО.
Думаю, что данная редакция закона об ОСАГО — «пристрелочная». Что в нее надо будет привнести — мы увидим не ранее, чем через 8-12 месяцев.
Источник: Фориншурер
Выплаты по ОСАГО заменили ремонтом. Теперь уже точно
Пока закон не вступил в силу, все автовладельцы могут выбирать денежное возмещение. После этой даты потерпевшим выплатят денежное возмещение, если виновник ДТП оформил ОСАГО до 28 апреля и его полис еще действует. Если полис виновника ДТП оформлен после 28 апреля, выбрать денежную выплату будет уже нельзя. Деньгами ущерб возместят только в крайнем случае.
А еще через полгода за прямым возмещением можно будет обращаться, даже если в ДТП участвует больше двух автомобилей.
Расчет натурой ????
Этим пользовались ушлые автоюристы, которые помогали автовладельцам отсудить компенсации и незаконно обогатиться. Мошенники организовывали на дорогах автоподставы, чтобы получить деньги по страховке. Наконец, честные ребята могли взять деньги и отремонтировать машину самостоятельно, тогда хватило бы даже на новые запчасти.
Теперь после ДТП машину потерпевшего в большинстве случаев отправят в ремонт и страховая оплатит работу автосервиса и запчасти, которые оценит по методике ЦБ.
Кто не может выбирать способ возмещения. Денежные выплаты по выбору отменили только для легковых автомобилей, которые зарегистрированы в России и принадлежат россиянам.
Направление на ремонт выдают в течение 20 календарных дней после того, как страховая приняла заявление. Для ремонта в автосервисе не из списка страховщика направление могут выдать через месяц.
Срок ремонта. Все работы должны закончить за 30 рабочих дней. Срок считают с момента передачи машины в автосервис. Увеличить срок можно, только если этого требует технология ремонта и потерпевший не против. Если ремонт затянулся, страховщик выплатит неустойку.
Гарантия на ремонт. На кузовные работы дадут гарантию минимум год, а на остальные — полгода.
Пишем об изменениях в законе, которые касаются вас личноА еще рассказываем, как оспаривать штрафы, уберечь деньги от мошенников и проверить подержанный автомобиль при покупке
Куда отправят на ремонт. У каждой страховой компании будет список автосервисов, с которыми она заключила договоры. Автосервисов может быть много, но конкретную машину конкретного человека передадут на ремонт не в любой из них. По закону СТО должна находиться не дальше 50 км от места ДТП или дома потерпевшего.
Если страховщик оплатит эвакуатор до автосервиса, то может выбрать любой на свое усмотрение.
То есть если ДТП случится на трассе в 300 км от места жительства автовладельца, страховая имеет право прислать эвакуатор и привезти машину в ближайший автосервис на свое усмотрение — даже в другой город.
В таких случаях нужно помнить, что страховая обязана организовать транспортировку машины еще и обратно.
Если машина на гарантии. Страховщик должен дать направление в тот автосервис, который имеет право на сервисное обслуживание автомобилей конкретной марки по договору с производителем или дилером. Если такого сервиса в списке страховщика нет, можно согласиться на ремонт на другом сервисе из предложенных страховой компанией. А можно не согласиться и вот тогда забрать деньги.
Как выбрать автосервис. При оформлении полиса ОСАГО в заявлении можно указать конкретный автосервис, куда при прямом возмещении убытков страховая выдаст направление на ремонт.
По умолчанию СТО нужно выбирать из списка страховой, но если договориться, то можно указать другой автосервис, даже если его нет списке.
Все договоренности обязательно нужно фиксировать в заявлении, согласие страховщика тоже получать письменно.
Если страховая почему-то не может организовать ремонт в выбранном автосервисе из своего списка или по письменному соглашению, тогда тоже можно требовать выплату.
Если ремонт сделали плохо. Если машину отдали в ремонт, а автосервис вовремя не сдал работу или сделал ее плохо, сначала нужно написать претензию в страховую и попросить исправить недочеты. Если устранить недостатки невозможно, сначала стоит обратиться за компенсацией к страховщику и только потом идти в суд.
Когда выплатят деньги. Денежная компенсация положена, если:
- машина не подлежит восстановлению,
- потерпевший погиб, а родственники не хотят ремонтировать машину,
- потерпевшему в ДТПпричинен средний или тяжкий вред и он выбрал выплату,
- потерпевший является инвалидом и имеет специальную машину,
- страховой суммы не хватит для оплаты ремонта,
- установлена обоюдная ответственность,
- потерпевший отказался от ремонта гарантийной машины в автосервисе, у которого нет договора с производителем,
- страховая и потерпевший договорились о возмещении деньгами,
- ЦБ запретил страховой возмещать ущерб ремонтом.
Методика Центробанка учитывает много параметров — от площади повреждений на кузове до аварии до объема потери тормозной жидкости при ремонте.
Автовладелец не может потребовать залить масло конкретной марки, к которой привык, или установить дорогие свечи зажигания, даже если до аварии стояли именно они. Страховая посчитает стоимость ремонта по своим справочникам, учтет состояние машины до аварии и данные экспертизы.
В результате денег на оплату всех работ и запчастей может не хватить. Страховая оплатит только то, что положено по методике ЦБ, а разницу — автовладелец за свой счет.
Чтобы уменьшить доплату, договоритесь со страховой об установке б/у запчастей. Например, купите бампер под покраску на разборе или, может, у вас есть какие-то детали от старой машины. Такое согласие нужно письменно оформить в страховой компании.
Когда срок действия полиса подойдет к концу, внимательно выбирайте страховую компанию, в которую обратитесь за прямым возмещением убытков. Теперь важно, с какими автосервисами заключены договоры у страховщиков. Раньше вы могли не обращать на это внимание, и если автосервис не устроит, забрать деньги и ехать куда захотите. Теперь не сможете.
Список автосервисов страховые компании обязаны размещать на своих сайтах — это требование закона. Там будет не только перечень и адреса, но и сроки работ, и даже марки автомобилей, которые они могут обслуживать.
Изучайте сайты перед оформлением полиса ОСАГО! Если нет оснований для прямого возмещения убытков и придется обращаться в страховую компанию виновника ДТП, выбирать будете из тех автосервисов, которые есть в ее списке
Спросите в сервисе, которому доверяете, в каких страховых компаниях он аккредитован. Выбирайте страховщика из этого списка.
Собирайте чеки на покупку запчастей, которые сами меняете. Они пригодятся для суда или экспертизы.
Если случится ДТП, следите за оформлением документов, чтобы не потерять возможность обратиться за прямым возмещением убытков в свою страховую компанию.
Если покупаете новую машину и хотите сохранить гарантию, запросите у дилера список авторизованных сервисов. Для ОСАГО выбирайте страховую компанию, у которой с ними есть договор. Даже если будете обращаться в страховую компанию виновника ДТП, требуйте направления в авторизованный сервисный центр или денежной выплаты.
Если покупаете подержанную машину, попросите у продавца документы на запчасти, которые он недавно менял.
Если выбираете дорогой подержанный автомобиль, подумайте, сможете ли доплатить за ремонт при замене запчастей по ОСАГО. Получить выплату и отремонтировать у друга в гараже теперь не получится.
«Натуральное» ОСАГО ударит по автовладельцам
В России с 28 апреля вступают в силу поправки в закон об ОСАГО, предусматривающие возмещение ущерба от ДТП в виде ремонта машины.
По оценке южноуральских страховщиков натуральная компенсация составит не более 30% от общего объема выплат. Автоюристы отмечают несовершенство закона и, как следствие, дополнительные трудности для автомобилистов.
Представители дилерских центров, приветствуя изменения, рассчитывают на то, что мелкий кузовной ремонт начнет приносить прибыль.
С 28 апреля в России вступают в силу поправки в законе «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», устанавливающие приоритет натуральных выплат над денежными.
По договорам ОСАГО, заключенным после 28 апреля, страховщики будут направлять пострадавшие автомобили на ремонт в сервисные центры, с которыми имеют соглашение. Срок ремонта не должен превышать 30 суток.
«В ближайший год мы будем жить в двух режимах, старые договоры будут регулироваться по старым правилам, новые – по новым», – сообщил заместитель гендиректора ПАО «СК ЮЖУРАЛ-АСКО» Алексей Любавин. В случае, если в ДТП попадут автомобили с разными полисами ОСАГО, способ выплат будет определен по договору виновника аварии.
В ряде случаев денежные выплаты после 28 апреля останутся. Например, если стоимость ремонта превышает лимит выплаты по ОСАГО (400 тыс. руб.), если автовладелец погиб или получил в ДТП средний или тяжкий вред здоровью. Также на денежную выплату могут рассчитывать инвалиды. Кроме того, ущерб возместят деньгами, если страховщик не сумел подобрать автовладельцу соответствующий сервис.
По прогнозам Алексея Любавина, когда все автовладельцы перейдут на новую систему, натуральное возмещение составит не более 20-30% в общем объеме выплат. «По статистике средний возраст автопарка в стране 13 лет.
В договорах страховых компаний с сервисными центрами, как правило, верхняя граница автомобиля по возрасту – 7-10 лет. Все машины старше по-прежнему будут получать выплату деньгами.
В ремонт мы нацелены направлять те машины, которые без проблем будут сделаны в сроки и с надлежащим качеством», – сообщил господин Любавин.
По мнению автоюриста Льва Воропаева, в новом законе есть «уязвимые места», которые приведут к дополнительным трудностям для автовладельцев. Так, не прописаны никакие требования к узлам и агрегатам, устанавливаемым в процессе ремонта по ОСАГО, кроме того, что они должны быть новые.
«Исходя из наших реалий, организации, обязанные делать ремонт, будут ставить самые дешевые детали. Срок гарантий на запчасти также не оговорен. Не исключена ситуация, когда установленные низкокачественные агрегаты, отработав гарантийный срок по ремонту, сломаются, и автовладельцу придется за собственный счет проводить замену», – отметил юрист.
Согласно новому закону гарантия на восстановительный ремонт автомобиля составит от 6 до 12 месяцев в зависимости от вида работ.
Кроме того, по словам господина Воропаева, сложности могут возникнуть и у владельцев новых автомобилей.
Срок гарантии на многие модели более двух лет, но согласно поправкам в закон об ОСАГО страховщики обязаны направлять машины на ремонт в официальные дилерские центры, если возраст автомобилей не превышает двух лет с момента выпуска.
Автовладельцы опасаются, что в случае неполадок после ремонта в мастерской, куда их направили по ОСАГО, официальные дилеры откажутся от обслуживания авто в рамках гарантии. По словам юристов, единственным способом решать такие проблемы остается обращение в суд.
Представители дилерских центров Челябинска в изменении закона видят только плюсы.
Директор сервиса ДЦ «Тойота Центр Челябинск Восток» Артем Алексеев надеется, что поправки позволят избавиться от убытков: «Сейчас кузовной бизнес у нас убыточный. Средняя себестоимость нормочаса составляет 1,5 тыс. руб. при фактической стоимости 1 тыс. руб. Поэтому нам как никому интересна эта реформа».
При этом представители дилерских центров не исключают, что автомобилистам придется доплачивать за ремонт из собственного кармана, например, при необходимости установки оригинальной детали.
По словам директора кузовного цеха ДЦ «Тойота Центр Челябинск Восток» Евгения Брайта, закон предписывает сервисам при оценке ущерба пользоваться справочниками Российского союза автостраховщиков, предлагающими установку неоригинальных деталей. Более того, даже если клиент согласен на это, поставщики не всегда готовы их доставить.
«Мы упираемся в то, что такой детали по той стоимости, которая стоит в расчете страховой компании, просто не существует», — сообщил господин Брайт.
Отметим, по данным заместителя начальника отдела управления ГИБДД по Челябинской области Евгения Резаева, с начала текущего года произошло 24 тыс. дорожных аварий, из них 961 с пострадавшими, в 70-80% ДТП автомобили получают незначительные механические повреждения.
Юлия Гарипова
Автоэксперт прокомментировал закон о натуральном возмещении по ОСАГО
Во вторник президент России Владимир Путин подписал закон о приоритете натурального возмещения по ОСАГО. Автоэксперт Александр Холодов рассказал, что проект создавался в интересах страховых компаний, а не автолюбителей.
«Законопроект изначально лоббировался страховыми компаниями, и они этого даже не скрывали. Это значит, что при ремонте авто после аварий нарушения будут если не в ста процентах случаях, то в 99 процентах точно.
Автолюбитель не сможет проконтролировать, новую деталь ему установили взамен поврежденной, или уже бывшую в употреблении. Кроме того, возникает большой соблазн сэкономить на установке дешевой запчасти с «левого» китайского цеха вместо оригинальной.
Массовость таких нарушений обеспечит не только Станциям техобслуживания, но и «курирующим» их страховым компаниям огромные прибыли – далеко не каждый автолюбитель после ремонта распознает обман и пойдет судиться», — рассказал вице-председатель Комитета по защите прав автомобилистов Александр Холодов в беседе с ФБА «Экономика сегодня».
Напомним, что федеральный закон о приоритете натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой вступит в силу через месяц и будет действовать только по новым договорам ОСАГО.
Автовладелец сможет выбрать СТО из предложенного страховой компанией перечня, либо не входящую в него станцию, но только если страховщик согласится с таким выбором.
Также оговаривается, что СТО должна находиться от места происшествия или места жительства потерпевшего в пределах 50 километров, за исключением случаев, когда страховщик организовал и оплатил транспортировку поврежденного автомобиля до места ремонта.
Кроме того, вводится минимальный гарантийный срок на ремонтные работы. Для восстановительного ремонта он составит 6 месяцев, а на кузовные работы и работы с использованием лакокрасочных материалов – 12 месяцев.
При этом на ремонт отводится 30 с момента поступления поврежденного транспортного средства на СТО, при починке должны использоваться только новые детали, то есть при ремонте не будет учитываться износ машины.
«Указанный срок ремонта в 30 дней только звучит красиво. Еще 20 дней страховщик получает «на раздумье», чтобы предложить клиенту список СТО. То есть потерпевший уже на 2 месяца остается без «колес».
А если учесть срок рассмотрения документов в ГИБДД, то и вовсе процесс может растянуться на полгода.
При этом, если сроки ремонта будут срываться, страховая компания переложит ответственность на СТО, хотя именно страховщик отвечает за восстановление автомобиля», — отметил Холодов.
Также сообщается, что в новом законе определены случаи, когда возмещение сможет выплачиваться в денежной форме. Например, при полном уничтожении автомобиля или если стоимость ремонта превышает предельную страховую выплату, которая составляет 400 тысяч рублей. Также денежное возмещение смогут получить инвалиды первой и второй группы.
Кроме того предусматривается ответственность страховщика за некачественно сделанный ремонт. Потерпевший сможет обратиться в страховую компанию при столкновении более чем двух транспортных средств.
«Одна из немногих положительных сторон этого закона – исчезнет категория людей, специально устраивающих аварии ради денежных выплат по ОСАГО. Такие люди есть, они таким образом пытаются заработать, потому направляют авто во все новые ДТП без починки. Они автоматически теряют возможности для заработка.
Одним из плюсов инициативы изначально называлось, что деталь будет оцениваться без учета ее амортизации на момент аварии и приравниваться к новой.
На практике, скорее всего, страховые компании сейчас начнут активно выводить деньги через подконтрольные СТО, устанавливая на поврежденные авто низкокачественные дешевые детали.
И уже к Новому году руководство страховых компаний дружно заявит об убыточности нового закона, прося поднять тарифы на ОСАГО.
Согласно статистике, стоимость полиса ОСАГО уже приближается к цене КАСКО, потому до 10 процентов автомобилистов рискуют ездить без него. Если в год страховка обходится в 20 тысяч рублей, поневоле задумаешься об экономии.
В идеале, чтобы добиться ситуации, когда у всех водителей страны будет ОСАГО, цены нужно снижать.
Новый закон ничем не сможет изменить ситуацию – разве что поможет страховым компаниям повысить собственные доходы за счет рядовых граждан», — подчеркнул эксперт.