Новая редакция “Правил перевозки грузов” принесла перевозчикам электронный документооборот и дополнения к транспортной накладной. Что ещё изменилось и при чем здесь налоговая? Читайте в статье:
2021 год щедр на нововведения и изменения. Требования к перевозчикам и перечень правил, которые им необходимо соблюдать, традиционно растут.
Одни из самых глобальных – это отмена ЕНВД и последующая смена налогового режима, изменение правил заполнения путевого листа, изменение правил расчета рабочего времени водителя.
Не стоит забывать и про новый порядок техосмотра, который начнет действовать с 1 октября 2021 года, и про закрытие МКАДа для транзитных грузовиков. Но и это ещё не все.
С 1 января 2021 года вступила в силу новая редакция Правил перевозки грузов автомобильным транспортом. В работе перевозчиков этот документ – основополагающий. Ati.su разобрали ключевые перемены, с которыми придётся столкнуться перевозчикам.
По мнению авторов, эти нововведения облегчат работу водителей, логистов и… внезапно, налоговых инспекторов.
На этот вывод их натолкнула пояснительная записка к опубликованному прошлым летом законопроекту, где отмечалось, что новые правила регламентируют электронный документооборот, смягчат требования к отдельным документам и помогут в реализации так называемой «регуляторной гильотины».
Какие главные изменения в “Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом”?
1. Электронный документооборот
Вопрос о переходе на электронную систему оборота документов в сфере грузовых и пассажирских перевозок поднимался уже несколько лет, но так и не находил разрешения.
Обещания официально ввести электронные транспортные накладные перевозчики слушали уже не в первые, но в 2020 году ситуация, наконец, начала меняться. Тестирование нового формата электронного документооборота было проведено в октябре прошлого года (с 1 по 30 число).
По отзывам участников эксперимента, всё прошло довольно неплохо: на заполнение накладной уходила буквально пара минут, а в систему документ отправлялся практически мгновенно.
По итогам теста с 1 января 2021 года новая редакция Правил допускает оформление важных документов в цифровом виде, а именно: транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказ-нарядов. Стоит отметить, что бумажные физические экземпляры этих документов из тиража не выходят и сохраняют свою силу.
Ожидается, что система начнет работу в 2022 году. Она будет собирать информацию из электронных документов. Для этого будет создан институт операторов электронного документооборота.
Иными словами: оформлять «цифровые» документы можно будет только через разрешенные платформы, которые получили специальный допуск.
Операторы, в свою очередь, должны будут направлять эти документы в Единую информационную систему электронных накладных.
2. Дополнительные поля в транспортной накладной
Перемены коснулись и самой формы транспортных накладных. Это изменение уже вступило в силу, а значит перевозчики уже сегодня перевозчики заполняют документ по новым правилам.
Перечень изменений:
- Добавлен раздел «Клиент», в котором необходимо указать сведения о заказчике перевозки;
- В разделе «Груз» отныне необходимо указывать стоимость грузов;
- В разделе «Транспортное средство» нужно указать тип владения ТС (собственность, аренда или лизинг);
- Если грузоотправитель является экспедитором, он должен поставить отметку в соответствующем поле.
Эти изменения вызвали неоднозначную реакцию у перевозчиков. Посыпался ряд вопросов и уточнений, на которые следует ответить самому Минфину и Минтрансу. Однако, как пишет Ati.su, по состоянию на апрель ведомства так и не отреагировали на запросы профессионального сообщества.
Как цифровые документы отразятся на перевозчиках?
Введение электронного документооборота, безусловно, одно из ожидаемых событий в сфере перевозок. Традиционный “бумажный” способ передачи документов в реалиях современного мира “высоких скоростей” уже устарел. “Цифра” сэкономит не только бумагу, но и время:
- У перевозчиков теперь есть возможность внести необходимую информацию в накладную с помощью смартфона прямо в транспорте, что значительно ускорит оформление перевозки.
- Как правило, участники сферы грузоперевозок оплату за свои услуги получают с отсрочкой. Ее отсчет берет начало с момента получения полного комплекта перевозочных документов, бумажный экземпляр которых должен быть отправлен по почте. Срок доставки может составлять неделю и больше. В то время как электронные экземпляры “долетят” в течение нескольких секунд.
Дефицит водителей
Однако некоторые перевозчики и юристы выразили опасения, что новые правила оформления документации на перевозку грузов созданы с целью ужесточения контроля со стороны налоговой инспекции.
ФНС в принципе заинтересована в отслеживании доходов предпринимателей и физических лиц, и введение электронных накладных, безусловно, облегчит их работу. Например, ФНС станет проще вычислить цепочки посредников, созданные для оптимизации налогообложения.
То есть отрасль автоперевозок станет более прозрачной и “белой”, к чему в последние годы очень стремится государство.
Поэтому стоит еще раз отметить, что бумажные документы останутся в строю. И, если перевозчикам комфортней оформлять накладные традиционным способом, то никто запретить это не в праве. По крайней мере пока.
3. Введение понятия “водитель”
Возможно, предложение “в Правила перевозки грузов введено понятие «водитель»” покажется забавным. Но с точки зрения законодательства, формулировка должна быть исчерпывающей и точной. И новая редакция документа это определение предусматривает.
Итак, согласно пункту 6 главы I, водитель – это физическое лицо, осуществляющее управление ТС, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком.
Таким образом, теперь водитель должен иметь правоотношения с перевозчиком – работать на него официально или по договору.
4. Новый перечень реквизитов
Также новая редакция “Правил перевозок автомобильным транспортом” ввела перечень реквизитов, которые должны быть указаны в заявке на грузоперевозку. Теперь дополнительно к стандартным данным о контрагентах и адресам пунктов забора и приема грузов, в заявке на перевозку грузов нужно указать следующую информацию:
- о количестве грузовых мест
- о параметрах ТС (тип, марка, грузоподъемность и вместимость)
- данные о грузах (сроки хранения и температурный режим)
- указания необходимые для соблюдения фитосанитарных, карантинных и иных требований
- + отгрузочное наименование на каждый груз и информация о его состоянии
- + если перевозимый груз относится к классу опасных: в заявке на автомобильную перевозку опасного груза необходимо указать информацию о каждом опасном веществе, изделии или материале – как это регламентирует соглашение о ДОПОГ.
Новый регламент по выдаче лицензий для перевозки людей с 31 июля 2021 года
Добрый день, уважаемый читатель!
Уже почти 2,5 года прошло с того момента, как лицензирование автобусных перевозок стало обязательным не только при коммерческих перевозках, но и при перевозках для собственных нужд организаций. Напомню, что обязательное лицензирование было введено еще 1 марта 2019 года.
Однако следует вспомнить и о том, что введение лицензирования для собственных нужд привело к одной очень серьезной проблеме.
Своевременно не был опубликован административный регламент, который бы подробно рассказал о том, как именно получить лицензию на перевозки автобусами для собственных нужд организации.
То есть фактически требование о наличии лицензии было введено, аа правила выдачи такой лицензии отсутствовали.
Поначалу это вызывало серьезные проблемы у организаций, желающих получить лицензию, однако за 2,5 года все они нашли какие-то способы разрешить ситуацию. В общем, лишь спустя 2,5 года Ространснадзор выпустил нормативный документ, который подробно описывает выдачу лицензий на пассажирские перевозки. Именно о нем речь пойдет сегодня:
Информация о нормативном документе
2021.08.09 Приказ Ространснадзора от 24.12.
2020 N ВБ-904фс «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» опубликован на официальном интернет-портале правовой информации 20 июля 2021 года. Документ вступил в силу 31 июля 2021 года.
Источник: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107200037
Возможность получения лицензии на перевозки для собственных нужд организации
Самое важное изменение, которое содержится во многих пунктах нового нормативного документа, — это возможность получения лицензии не только для коммерческих перевозок, но и на перевозки для собственных нужд организации:
1.
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее — Регламент), определяет сроки и последовательность административных процедур (действий) должностных лиц Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) (далее — государственная услуга).
1.
Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее — Регламент) определяет сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ее территориальных органов) при предоставлении государственной услуги по лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее — государственная услуга).
2.
Заявителями, которым предоставляется государственная услуга в соответствии с настоящим Регламентом, являются юридические лица независимо от организационно-правовой формы и индивидуальные предприниматели, осуществляющие или планирующие осуществлять регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении, а также физические лица, юридические лица, индивидуальные предприниматели, запрашивающие сведения о конкретной лицензии (далее — соискатель лицензии, лицензиат, заявитель).
2.
Заявителями, которым предоставляется государственная услуга (за исключением предоставления сведений о конкретной лицензии) являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, планирующие осуществлять или осуществляющие деятельность по перевозкам пассажиров автобусами на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (далее — коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя для их собственных нужд, или их уполномоченные представители.
То есть, старый регламент прямо говорил о том, что он не может использоваться при оформлении лицензии на перевозки для собственных нужд организации. Именно поэтому у многих организаций и возникали проблемы с получением лицензий в течение последних 2,5 лет.
Новый регламент решает данную проблему, т.к. в нем изначально идет речь о том, что лицензии будут выдаваться для любых перевозок автобусами, а не только для коммерческих.
Новые функции Ространснадзора, связанные с лицензированием
13. Результатами предоставления государственной услуги являются:
- предоставление лицензии и включение сведений об автобусах в реестр лицензий;
- отказ в предоставлении лицензии и включении сведений об автобусах в реестр лицензий;
- переоформление лицензии;
- отказ в переоформлении лицензии;
- предоставление сведений о конкретной лицензии или справки об отсутствии запрашиваемых сведений;
- включение сведений о дополнительных автобусах лицензиата в реестр лицензий;
- отказ во включении сведений о дополнительных автобусах лицензиата в реестр лицензий;
- исключение сведений об автобусах из реестра лицензий;
- отказ в исключении сведений об автобусах из реестра лицензий;
- изменение сведений об автобусе, указанных в реестре лицензий;
- отказ в изменении сведений об автобусе, указанных в реестре лицензий.
Пункт номер 13 позволяет получить представление о том, какие новые процедуры стали доступны организациям с 31 июля 2021 года при обращении в Ространснадзор:
- добавление автобусов в реестр;
- удаление автобусов из реестра;
- обновление информации об автобусе.
Таким образом, новый регламент решает и еще одну проблему, которая существовала ранее. С 31 июля 2021 года организация может добавлять в реестр новые автобусы, изменять информацию об имеющихся или удалять их. Ранее такие операции не предусматривались и для изменения информации нужно было оформлять лицензию заново (в течение 30 рабочих дней).
Сроки проведения новых операций с автобусами
16. Сведения о конкретной лицензии предоставляются в срок, не превышающий пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении сведений о конкретной лицензии, оформленного в соответствии с приложением N 6 (для юридических лиц) или приложением N 7 (для физических лиц и индивидуальных предпринимателей) к настоящему Регламенту.
16. Сведения о конкретной лицензии предоставляются в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.
17. Решение о включении в реестр лицензий сведений о приобретенных лицензиатом для осуществления лицензируемой деятельности автобусах, в том числе дополнительных, или об исключении сведений об автобусах лицензиата принимается в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.
18. Решение об изменении сведений об автобусах, указанных в реестре лицензий, принимается в срок, не превышающий 1 рабочий день со дня приема заявления о предоставлении государственной услуги.
Срок получения сведений о существующей лицензии уменьшен с пяти до трех рабочих дней.
Что касается новых операций, то для них сроки проведения следующие:
- 3 рабочих дня — добавление автобусов в реестр;
- 3 рабочих дня — удаление автобусов из реестра;
- 1 рабочий день — обновление информации об автобусе.
Новый перечень документов для получения лицензии
20.1. В случае предоставления лицензии заявитель направляет:
1) заявление о предоставлении лицензии согласно приложению N 2 (для юридических лиц) или приложению N 3 (для индивидуальных предпринимателей) к настоящему Регламенту, в котором указываются:…
3) копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании предполагаемых к использованию для перевозок пассажиров транспортных средств, их государственную регистрацию, в том числе копии паспортов транспортных средств;4) копии документов, подтверждающих наличие у заявителя принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании и соответствующих установленным требованиям помещений, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих помещениях), а также оборудования для осуществления технического обслуживания и ремонта транспортных средств, либо копия договора со специализированной организацией на предоставление услуг по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;5) копия договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (услуг) по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым) (в случае отсутствия данной лицензии у соискателя лицензии);6) копии документов, подтверждающих квалификацию и стаж работы водителей транспортных средств заявителя и прохождение ими медицинского освидетельствования;7) опись прилагаемых документов;
8) уведомление о включении транспортного средства в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории.
- 20. Для получения лицензии заявителем представляются:
- 1) заявление о предоставлении лицензии и о включении сведений об автобусах в реестр лицензий, форма которого приведена в приложении N 1 (для юридических лиц) или приложении N 2 (для индивидуальных предпринимателей) к Регламенту;
- 2) копия приказа о назначении работника соискателя лицензии ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения — в случае, если лицензируемая деятельность будет осуществляться наемным работником соискателя лицензии;
- 3) копия договора с медицинской организацией или иной организацией, или индивидуальным предпринимателем, имеющими лицензию на медицинскую деятельность в отношении работ по медицинским осмотрам (предрейсовым, послерейсовым), — в случае, если предрейсовые (послерейсовые) медицинские осмотры водителей осуществляются в соответствии с такими договорами;
- 4) копия свидетельства о регистрации автобусов, заявленных соискателем лицензии и, если такие автобусы не являются собственностью соискателя лицензии, а используются на ином законном основании, копии документов, подтверждающих указанное основание владения автобусом соискателя лицензии;
- 5) опись документов, форма которой приведена в приложении N 10 к Регламенту.
Из перечня документов исключены:
- документы, подтверждающие техническое обслуживание и ремонт ТС;
- документы, подтверждающие квалификацию и стаж работы водителей;
- документы о включении автобусов в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры.
В новом списке появился лишь один полностью новый документ:
- копия приказа о назначении ответственно за обеспечение БДД в организации.
Таким образом, новый административный регламент полностью соответствует действующему положению о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Документы для добавления, удаления или изменения информации об автобусе
23.
Для внесения сведений о дополнительных автобусах лицензиата в реестр лицензий лицензиатом представляется заявление о включении сведений о дополнительных автобусах лицензиата, форма которого приведена в приложении N 7 к Регламенту, с приложением документов, подтверждающих право владения указанными транспортными средствами (копии свидетельств о регистрации указанных в заявлении автобусов лицензиата и, если эти автобусы лицензиата не являются собственностью лицензиата, а принадлежат на ином законном основании, копии документов, подтверждающих основание владения автобусом лицензиата).
24. Для исключения сведений об автобусах из реестра лицензий лицензиатом представляется заявление об исключении из реестра лицензий сведений об используемых для осуществления лицензируемой деятельности автобусах, форма которого приведена в приложении N 8 к Регламенту.
25.
Для внесения изменений в сведения об автобусе, указанные в реестре лицензий (изменение государственного регистрационного номера автобуса, изменения срока действия договора аренды (лизинга) автобуса, вступление лицензиата в права владения автобусом, в том числе на основании договора аренды, заключенного с другим лицензиатом, который в соответствии со сведениями, включенными в реестр лицензий, владеет этим автобусом) лицензиатом представляется в территориальный орган заявление об изменении сведений об автобусе, форма которого приведена в приложении N 9 к Регламенту, с приложением документов, подтверждающих такие изменения, в том числе права владения автобусом.
Для добавления, удаления или изменения информации об автобусе в Ространснадзор нужно подать заявление соответствующей формы. А в случае необходимости, нужно дополнительно приложить подтверждающие документы.
Как подать документы в Ространснадзор?
20. Для получения государственной услуги заявитель направляет почтовым отправлением, электронной почтой в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, или представляет в территориальный орган по месту государственной регистрации документы, предусмотренные пунктами 20.1, 20.2 настоящего Регламента.
26.
Заявитель представляет заявление с комплектом документов одним из следующих способов:1) непосредственно в территориальный орган;2) заказным почтовым отправлением в адрес территориального органа с описью вложения с уведомлением о вручении;3) по электронной почте территориального органа в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя;4) посредством Единого портала;
5) в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ).
В дополнение к существующим способам подачи заявления (лично, по электронной почте, заказным письмом) с 31 июля 2021 года введены и 2 новых способа:
- через МФЦ;
- через Госуслуги.
Внимание! Кроме рассмотренных выше правил получения лицензий в административном регламенте содержится и еще одна важная часть. Речь идет о формах заявлений для перечисленных выше процедур. Они приведены в приложениях 1-11 к новому Административному регламенту.
Ранее именно отсутствие форм заявлений вызывало проблемы при лицензировании. Т.к. ни организации, ни сотрудники Ространснадзора попросту не знали, как правильно оформить документы. С 31 июля 2021 года подобной проблемы быть не должно.
Подводя итоги данной статьи нужно сказать о том, что законодатели в новом нормативном документе несколько упростили процедуру получения лицензии на осуществление автобусных перевозок. Будем надеяться, что она будет вызывать меньше проблем у организаций.
Удачи на дорогах!
Правила перевозки грузов автомобильным транспортом 2021: что изменилось и к чему готовиться перевозчикам – Дзен – АТИ, Центр: Система грузоперевозок
Рассказываем о нововведениях, которые облегчат работу водителей, логистов и… налоговых инспекторов.
1 января 2021 года вступила в силу новая редакция Правил перевозки грузов автомобильным транспортом – пожалуй, главного документа, регулирующего работу автоперевозчиков. Полный текст соответствующего постановления доступен по ссылке, а мы разберём основные изменения, с которыми придётся столкнуться перевозчикам.
Но сперва – о целях, которые преследовало правительство. В пояснительной записке к опубликованному летом прошлого года законопроекту отмечалось, что новые правила регламентируют электронный документооборот, смягчат требования к отдельным документам и помогут в реализации так называемой «регуляторной гильотины».
По мнению юриста Антона Смородникова, новые правила, помимо всего прочего, помогут налоговой службе ужесточить администрирование отрасли автоперевозок. Так ли это на самом деле?
Что изменилось в Правилах перевозки грузов автомобильным транспортом
Накладные подготовили к «цифре»…
Новая редакция Правил допускает оформление важных документов – транспортной накладной, сопроводительной ведомости и заказ-нарядов – в цифровом виде. Бумажные документы не упраздняются: они сохранят былую силу, но, когда заработает единая информационная система, перевозчики смогут обойтись без привычной бумаги.
Ожидается, что система начнет работу в 2022 году. Она будет собирать информацию из электронных документов. Оператором системы выступит государство.
Власти активно готовятся к запуску новой системы. Осенью 2020 года в пяти регионах России прошел эксперимент по использованию электронных транспортных накладных.
Машины крупных транспортных компаний использовали их на маршрутах в Москве и Московской области, в Калужской и Рязанской областях, в Краснодарском крае и в Татарстане.
По отзывам участников эксперимента, всё прошло гладко: на заполнение накладной уходила буквально пара минут, а в систему документ отправлялся практически мгновенно.
Можно предположить, что если в ходе реализации проекта не возникнет технических проволочек, уже с 1 января 2022 года все желающие смогут использовать электронные накладные в повседневной работе.
…и дополнили новыми полями
Кроме того, в правилах перевозки грузов изменилась форма транспортных накладных. Это изменение уже вступило в силу, и сегодня перевозчики заполняют документ по новым правилам.
Список изменений:
- Добавлен раздел «Клиент», в котором необходимо указать сведения о заказчике перевозки;
- В разделе «груз» теперь необходимо указывать информацию о грузах – их стоимость;
- В разделе «транспортное средство» необходимо указать тип владения ТС (собственность, аренда или лизинг);
- Если грузоотправитель является экспедитором, он должен поставить отметку в соответствующем поле.
Стоит отметить, что новые правила заполнения накладной вызвали у перевозчиков вопросы – об этом мы писали в январе. Тогда же сложившуюся ситуацию прокомментировал юрист Сергей Богатов.
Он дал советы перевозчикам, но отметил, что окончательную точку в спорах могут поставить лишь официальные разъяснения от Минтранса и Минфина.
К сожалению, по состоянию на апрель ведомства так и не ответили на вопросы профессионального сообщества.
С какими последствиями столкнутся перевозчики
Некоторые перевозчики и юристы уверены, что новые правила перевозок грузов созданы с целью ужесточения контроля со стороны налоговой инспекции. ФНС следит за автоперевозками и сегодня, но информация из электронных накладных, безусловно, облегчит работу налоговиков.
К примеру, автор канала «Перевозчик 116», предприниматель Константин уверен, что после введения этого новшества налоговой станет проще вычислять цепочки посредников, созданные для оптимизации налогообложения. Юрист Антон Смородников отмечает, что новые правила поддерживают политику «обеления» отрасли автоперевозок, которую в последние годы проводит государство.
Справедливости ради следует вспомнить, что электронные накладные будут использоваться наравне с бумажными документами — их использование не станет обязательным. Впрочем, рано или поздно государство всё же может заставить бизнес полностью перейти на «цифру», но это произойдет явно не в ближайшие годы. До тех пор все желающие смогут использовать для перевозки бумажные накладные.
Кроме того, электронные документы действительно удобнее – они экономят не только бумагу, но и время. Возможность внести необходимую информацию в накладную с помощью телефона прямо в транспорте ускорит оформление перевозки. Теоретически это может привести к сокращению сроков оплаты, которые сегодня нередко превышают 2 месяца.
Есть ли другие изменения?
Да.
Во-первых, в новых Правилах вводится понятие «водитель». Согласно пункту 6 главы I, водитель – это физическое лицо, осуществляющее управление ТС, состоящее в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. Таким образом, водитель теперь должен иметь правоотношения с перевозчиком – работать на него официально или по договору.
Во-вторых, появился перечень реквизитов, которые должны быть указаны в заявке на грузоперевозку.
Помимо стандартных данных о контрагентах и адресах пунктов забора и приема грузов, в заявке на перевозку грузов должна содержаться информация о количестве грузовых мест, о параметрах ТС (тип, марка, грузоподъемность и вместимость), данные о грузах (сроки хранения и температурный режим), необходимые для соблюдения фитосанитарных, карантинных и иных требований указания.
В соответствии с новыми правилами перевозки, в заявке также должно содержаться отгрузочное наименование на каждый груз и информация о его состоянии.
Особое внимание уделяется опасным грузам. В заявке на автомобильную перевозку опасного груза необходимо указать информацию о каждом опасном веществе, изделии или материале – как это регламентирует соглашение о ДОПОГ.
Все остальные положения Правил – правила перевозки опасных грузов, габаритные и весовые ограничения, порядок оформления других документов – остались прежними.
Подводя итоги
Итак, новая редакция Правил перевозки грузов готовит перевозчиков к электронному документообороту, меняет правила оформления транспортных накладных и вводит обязательные реквизиты для заявок на перевозку. Каких-то фундаментальных нововведений, которые изменят работу перевозчиков, Правила не содержат, но этот документ важен для будущего внедрения электронного документооборота.
Интересно, что в постановлении правительства прописан срок завершения действия Новых правил – 1 января 2027 года. Возможно, чиновники уже сегодня задумываются о каких-то нововведениях, связанных с развитием электронного документооборота и цифровых сервисов и намерены внедрить их в дальнейшие редакции Правил.
Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства
Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах Краснодарского края и маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог
Выдача специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, в случае, если маршрут, часть маршрута указанного транспортного средства проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах Краснодарского края и маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог осуществляется отделом выдачи разрешений управления эксплуатации автомобильных дорог министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края по адресу: г. Краснодар, ул. Кузнечная, 6, 11 этаж, каб. № 1117.
«Телефоны отдела выдачи разрешений управления эксплуатации автомобильных дорог:
- по согласованию запросов федеральных казенных учреждений подведомственных Федеральному дорожному агентству, тел. 8-(861) — 992 -51- 31 электронный адрес n.zdelova@mt.krasnodar.ru;
- По вопросу выдачи специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, находящихся в собственности Краснодарского края, тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства тел. 8-(861)-992-51-29 электронный адрес z.khachetsukov@mt.krasnodar.ru.
График работы министерства:
- понедельник – четверг – с 9:00 до 18:00 (перерыв 13:00 – 13:50);
- пятница – с 9:00 до 17:00 (перерыв 13:00 – 13:40);
- суббота, воскресенье – выходные дни;
- в предпраздничные дни продолжительность времени работы министерства устанавливается ежегодно правовым актом главы администрации (губернатором) Краснодарского края.
Приём заявителей для подачи заявления на получение государственной услуги (далее – заявление) осуществляется ежедневно, кроме вторника и пятницы, выходных и праздничных дней.
Для получения специального разрешения заявителю необходимо подать в министерство заявление (форма утверждена приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 24 июля 2012 года № 258 «Об утверждении Порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов») согласно образцу (форма заявления приведена ниже).
В заявлении указывается:
для юридического лица
- полное и сокращенное наименование, организационно-правовая форма заявителя, адрес, телефон и адрес электронной почты (при наличии), его идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер (для российских юридических лиц), фамилия, имя, отчество (при наличии) руководителя; — для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя, отчество (при наличии) с указанием статуса индивидуального предпринимателя, адрес, телефон и адрес электронной почты (при наличии), его идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер, данные документа, удостоверяющего личность;
для физического лица
- фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя, адрес, телефон и адрес электронной почты (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность;
- исходящий номер и дата заявления; — наименование, адрес и телефон владельца транспортного средства (в случае подачи заявления представителем владельца транспортного средства);
- идентификационный номер налогоплательщика, основной государственный регистрационный номер владельца транспортного средства;
Правила перевозки тяжеловесных грузов
Тяжеловесным считается объект, масса которого значительно выше, чем у иных грузов, которые транспортируются на стандартном автотранспорте. Для их перевозки используется спецтранспорт и требуется разрешение органов ГИБДД.
Правила перевозки тяжеловесных грузов устанавливают предельно допустимые массы и осевые нагрузки транспортных средств.
Предельно допустимые нагрузки | |
Вид транспорта | Значение (т) |
Автомобиль: | |
18 | |
25 | |
32 | |
Автопоезд: | |
28 | |
36 | |
40 |
Предельно допустимые осевые нагрузки | ||
Расстояние между сближенными осями (м) | Значение | |
к/Нтс 1 | к/Нтс 2 | |
Свыше 2 | 100/10 | 115/11,5 |
От 1,65 до 2 | 90/9 | 105/10,5 |
От 1,35 до 1,65 | 80/8 | 90/9 |
От 1 до 1,35 | 70/7 | 80/8 |
До 1 | 60/6 | 70/7 |
Показатель к/Нтс 1 – для автодорог, рассчитанных под нормативную осевую нагрузку 100 кН/10 тс. Показатель к/Нтс 2 – для автодорог, спроектированных под нормативную осевую нагрузку 115 кН/11,5 тс. Оплата транспортировки. Инструкция по перевозке тяжеловесных грузов обязывает владельцев и пользователей автомобильного транспорта, перевозящих негабарит, выплачивать компенсацию за ущерб, который наносится дорожным сооружениям и покрытиям. Следует обратить внимание, что в данный платеж не включены расходы на услуги перевозчика по выдаче пропусков и разрешений, сопровождению ТС и другие.
Подача заявления. Чтобы получить разрешение на транспортировку негабарита, необходимо подать заявление в соответствующие дорожные органы в том месте, где начинается маршрут движения. Это обязательно для всех видов перевозок: местных, межрегиональных и международных.
Получение разрешения. Владельцы и пользователи ТС, которые занимаются транспортировкой тяжеловесных грузов, могут получить разовое или срочное разрешение (на определенный период действия). Вид документа зависит от категории перевозимого груза.
Разовый допуск дает право на одну транспортировку по согласованному маршруту в оговоренные сроки. Срочное разрешение предоставляет право на периодическую перевозку грузов, относящихся к категории 1, в течение 1–3 месяцев или на несколько рейсов.
При получении разрешения на доставку грузов категории 2 выдается схема автопоезда. В ней должны быть изображены все используемые транспортные средства, указано количество осей и колес на них, а также их взаимное расположение, распределение нагрузки на отдельные колеса и оси.
Кроме того, необходимо учесть возможность неравномерного распределения нагрузки.
Выбор маршрута. Выбирая маршрут перевозки тяжеловесного груза, необходимо учесть несколько факторов. В первую очередь надо оценить габариты и грузоподъемность инженерных сооружений, встречающихся на предполагаемом пути. Эта мера обеспечит сохранность данных сооружений и автомобильных дорог.
Кроме того, необходимо разработать меры по обеспечению безопасности во время движения по заданному маршруту. В некоторых случаях для транспортировки тяжеловесных грузов категории 2 по автодорогам общего пользования может применяться специальный проект.
В нем предусмотрено проведение мероприятий, способствующих повышению уровня безопасности и усилению конструкции инженерных сооружений.
Согласование маршрута. Маршрут транспортировки грузов категории 1 согласовывается в течение 7 дней, 2 категории – 20 дней.
Свое разрешение на перевозку должны представить следующие органы, на территории обслуживания которых будет начат маршрут: МВД РФ, ГУВД, УВД субъектов РФ. В процессе согласования выдвигаются требования к порядку транспортировки.
Они строятся на принципах обеспечения безопасности дорожного движения. В заключение перевозчик получает пропуск, который дает право на движение транспортного средства по маршруту.
Этот пропуск должен быть помещен на лобовое стекло транспортного средства в правом нижнем углу. Если маршрут транспортировки проходит по железнодорожным переездам, путепроводам и мостам, то его согласование осуществляется при участии начальника дистанции железнодорожного пути.
Регламент перевозки тяжеловесных грузов запрещает следующие действия:
- отклонение от согласованного маршрута;
- превышение разрешенной скорости;
- движение по гололеду и в условиях недостаточной видимости (менее 100 м);
- движение по обочине (если на это нет специального разрешения);
- остановку на не обозначенных в маршруте стоянках, которые расположены за пределами дороги;
- продолжение пути в случае возникновения неисправности ТС, которое может угрожать безопасности движения;
- выезд в рейс без специального разрешения, а также если разрешение на перевозку просрочено или оформлено неверно, например, при отсутствии подписей должностных лиц;
- внесение дополнительных записей в регламент.
Если в процессе перевозки тяжеловесного груза возникли обстоятельства, которые требуют изменения маршрута, то перевозчик обязан получить на это разрешение в установленном инструкцией порядке.