Кодекс об Административных Правонарушениях РФ 2021 последняя редакция с комментариями

Кодекс об административных правонарушениях (КоАП или ФЗ №195) представляет собой юридический документ, в котором перечислены правонарушения в определённых сферах общественных отношений. Эти сферы представлены в статье 1.2, а так же в структуре кодекса.

Кто несёт ответственность по нормам КоАП

Субъектами ФЗ №195 являются:

  • физлица;
  • юрлица;
  • должностные лица.

В этом состоит принципиальное отличие административной ответственности от уголовной. В соответствии с номами уголовного права наказать можно только конкретного человека. По нормам административного права наказанию подлежат и организации.

В качестве должностных лиц к ответственности привлекаются конкретные люди, совершившие противоправные деяния при выполнении служебных обязанностей. В этом случае человек привлекается к ответственности как физлицо, но степень его вины усугубляется в связи со спецификой его положения.

В связи с большой значимостью понятия «должностное лицо», статья 2.4 КоАП РФ содержит подробное описание признаков этого субъекта. К таковым относятся:

  • выполнение властных функций;
  • властно-распорядительные полномочия в отношении людей, не находящихся в служебной зависимости от данного лица;
  • выполнение хозяйственных работ, связанных с управленческими процессами.

При этом, как следует из статьи 2.6, иностранцы и люди без гражданства несут ответственность наравне с гражданами РФ.

Возраст ответственности по КоАП наступает с 16 лет. Это правило носит абсолютный характер и не содержит исключений.

Как и за что наказывают

Кодекс об административных правонарушениях часто сравнивают с Уголовным кодексом. Эти документы действительно имеют немало общих черт. Особенно это касается структуры. Оба кодекса делятся на две части.

Первая посвящена общим положениям, в рамках которых раскрываются понятия административных правонарушений, ответственности и наказаний. Вторая часть содержит перечень правонарушений по отдельным категориям.

Наказания, предусмотренные КоАПом, описаны в статье 3.2. Лицо, уличённое в правонарушении, может понести наказание в виде:

  • предупреждений;
  • штрафов;
  • лишения некоторых прав;
  • конфискации орудий и средств совершения правонарушений;
  • ареста;
  • приостановления деятельности юрлица;
  • запрета на посещение мероприятий или общественных мест;
  • обязательных работ.

В особенной части ФЗ №195 содержится перечень административных правонарушений из сфер:

  • защиты прав избирателей;
  • предоставления государственных, муниципальных и образовательных услуг;
  • защита прав на здоровье и санитарно-эпидемиологическую безопасность;
  • охраны собственности;
  • экологической безопасности;
  • строительства и промышленности;
  • сельскохозяйственного производства;
  • передвижений на разных видах транспорта.

Таким образом, КоАП РФ со всеми правками в 2020-2021 годах предусматривает наказания за целый комплекс правонарушений. Аналогичные противоправные действия могут рассматриваться и в Уголовным кодексе. Однако в нём предусмотрена только ответственность за поступки, имеющие большую общественную опасность.

Функция Кодекса об административных правонарушениях

Само слово «функция» переводится с латинского языка как совершение или исполнение.

В качестве термина это слово используется для обозначения взаимозависимости действий, когда изменения в одном объекте неизменно ведут за собой изменения в другом.

Все законы выполняют одну и ту же функцию – обеспечивают такое состояние общества, при котором каждый человек может реализовать свои конституционные права.

Специфическая функция КоАП состоит в том, чтобы обеспечивать защиту прав, которые в той или иной степени связаны с управленческими, то есть административными действиями и решениями.

Не зря в нормативах этого документа большое значение имеет рассмотрение дел, связанных с действиями таких субъектов, как должностные лица.

За действия, связанные с реализацией управленческих решений чаще всего несут ответственность два субъекта – юридическое и должностное лицо.

Кодекс РФ об административных правонарушениях , несмотря на свою специфику, относится к законам, востребованным самыми широкими слоями населения. Он касается каждого гражданина России, государственных и муниципальных организаций, а так же любого предпринимателя.

Оглавление

  • Раздел 2. Особенная часть
    • Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан (Статьи 5.1-5.69)

    Федеральный закон от 11.06.2021 г. № 206-ФЗ

    Российская федерация

    Федеральный закон

    О внесении изменений в кодекс российской федерации об административных правонарушениях

    Принят Государственной Думой                              19 мая 2021 года

    Одобрен Советом Федерации                                   2 июня 2021 года

    Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434; № 50, ст. 4847, 4855; 2004, № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3529, 3533; 2005, № 1, ст. 9, 13; № 10, ст. 763; № 13, ст. 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30, ст.

     3104, 3131; 2006, № 1, ст. 10; № 10, ст. 1067; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 31, ст. 3420, 3438, 3452; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст. 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29; № 16, ст. 1825; № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; 2008, № 18, ст. 1941; № 20, ст. 2259; № 30, ст.

     3604; № 52, ст. 6235, 6236; 2009, № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759; № 26, ст. 3120, 3122; № 29, ст. 3597, 3642; № 30, ст. 3739; № 52, ст. 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 19, ст. 2291; № 21, ст. 2525; № 23, ст. 2790; № 30, ст. 4006, 4007; № 31, ст. 4164, 4193, 4195, 4207, 4208; № 49, ст. 6409; 2011, № 1, ст. 10, 23, 54; № 7, ст. 901; № 17, ст. 2310; № 19, ст. 2714; № 23, ст.

     3260; № 27, ст. 3873; № 29, ст. 4298; № 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4605; № 46, ст. 6406; № 47, ст. 6602; № 50, ст. 7342, 7345, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, № 10, ст. 1166; № 19, ст. 2278, 2281; № 24, ст. 3082; № 31, ст. 4320, 4330; № 47, ст. 6402, 6403, 6404, 6405; № 49, ст. 6757; № 53, ст. 7577, 7602, 7640; 2013, № 14, ст. 1651, 1666; № 19, ст.

     2323; № 26, ст. 3207, 3208, 3209; № 27, ст. 3454, 3469, 3477; № 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4078, 4082; № 31, ст. 4191; № 43, ст. 5443, 5444; № 44, ст. 5624, 5643; № 48, ст. 6161, 6163, 6165; № 49, ст. 6327, 6341, 6343; № 51, ст. 6683, 6685, 6695, 6696; № 52, ст. 6961, 6980, 6986, 6994, 7002; 2014, № 6, ст. 557, 559, 566; № 11, ст.

     1092, 1096; № 14, ст. 1562; № 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2317, 2324, 2325, 2326, 2327, 2330, 2335; № 26, ст. 3366, 3379; № 30, ст. 4211, 4214, 4218, 4228, 4233, 4248, 4256, 4259, 4264, 4278; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799; № 48, ст. 6636, 6638, 6642, 6643, 6651; № 52, ст. 7541, 7548; 2015, № 1, ст. 35, 67, 74, 83, 85; № 10, ст. 1405, 1416; № 13, ст. 1811; № 18, ст.

     2614, 2620; № 21, ст. 2981; № 24, ст. 3370; № 27, ст. 3950; № 29, ст. 4354, 4359, 4374, 4391; № 41, ст. 5637; № 44, ст. 6046; № 45, ст. 6208; № 48, ст. 6706, 6710, 6716; № 51, ст. 7249, 7250; 2016, № 1, ст. 11, 28, 59, 63, 84; № 10, ст. 1323; № 11, ст. 1481, 1490, 1493; № 23, ст. 3284; № 26, ст. 3871, 3877, 3884, 3891; № 27, ст.

     4160, 4164, 4183, 4197, 4205, 4206, 4223, 4238, 4251, 4259, 4286, 4305; № 28, ст. 4558; № 50, ст. 6975; 2017, № 1, ст. 12, 31, 47; № 7, ст. 1030, 1032; № 9, ст. 1278; № 11, ст. 1535; № 17, ст. 2456, 2457; № 18, ст. 2664; № 22, ст. 3069; № 23, ст. 3227; № 27, ст. 3947; № 30, ст. 4455; № 31, ст. 4738, 4755, 4812, 4814, 4815, 4816, 4827, 4828; № 47, ст. 6844, 6851; № 49, ст.

     7308; № 50, ст. 7562; № 52, ст. 7919, 7937; 2018, № 1, ст. 21, 30, 35, 48; № 7, ст. 973; № 18, ст. 2562; № 31, ст. 4824, 4825, 4826, 4828, 4851; № 41, ст. 6187; № 42, ст. 6378; № 45, ст. 6832, 6843; № 47, ст. 7125, 7128; № 53, ст. 8436, 8447; 2019, № 6, ст. 465; № 10, ст. 893; № 12, ст. 1216, 1217, 1218, 1219; № 16, ст. 1819, 1820, 1821; № 18, ст. 2220; № 22, ст.

     2669, 2670; № 25, ст. 3161; № 27, ст. 3536; № 29, ст. 3847; № 30, ст. 4119, 4120, 4121, 4125, 4131; № 42, ст. 5803; № 44, ст. 6178; № 49, ст. 6964; № 51, ст. 7493, 7494, 7495; № 52, ст. 7766, 7811, 7819; 2020, № 14, ст. 2019, 2029; № 30, ст. 4744; № 31, ст. 5037; № 42, ст. 6526; № 50, ст. 8065; 2021, № 1, ст. 50, 51, 52, 70; № 6, ст. 959; № 9, ст.

     1461, 1466, 1471; № 11, ст. 1701, 1702; № 13, ст. 2141; № 15, ст. 2425, 2431; Российская газета, 2021, 5 мая) следующие изменения:

    1) абзац первый части 1 статьи 3.5 после слов «частью 2 статьи 13.11,» дополнить словами «статьями 13.14, 13.141,», после слов «частью 2 статьи 15.155,» дополнить словами «частью 2 статьи 17.13,», после слов «частью 5 статьи 14.

    35, частью 1 статьи 15.46,» дополнить словами «частью 1 статьи 17.13,», после слов «частью 2 статьи 15.45, частью 1 статьи 15.46,» дополнить словами «частью 2 статьи 17.13,», после слов «частью 3 статьи 15.

    45,» дополнить словами «частью 1 статьи 17.13,»;

    • 2) в статье 13.11:
    • а) абзац первый части 1 после слов «настоящей статьи» дополнить словами «и статьей 17.13 настоящего Кодекса»;
    • б) абзац первый части 2 после слов «в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных,» дополнить словами «за исключением случаев, предусмотренных статьей 17.13 настоящего Кодекса,»;
    • 3) в статье 13.14:

    а) абзац первый после слов «статьи 14.33» дополнить словами «и статьей 17.13»;

    б) в абзаце втором слова «от пятисот до одной тысячи рублей» заменить словами «от пяти тысяч до десяти тысяч рублей», слова «от четырех тысяч до пяти тысяч рублей» заменить словами «от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей»;

    4) дополнить статьей 13.141 следующего содержания:

    «Статья 13.141. Незаконное получение информации с ограниченным доступом

    Получение информации любым незаконным способом, доступ к которой ограничен федеральным законом, за исключением случаев, предусмотренных статьей 5.53, частями 1 и 2 статьи 13.11, статьей 14.29, частью 5 статьи 15.19, частью 2 статьи 17.13 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.»;

    5) статью 17.13 изложить в следующей редакции:

    «Статья 17.13. Незаконное распространение сведений о защищаемых лицах

    1. 1. Нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной защите требований по обеспечению конфиденциальности сведений о защищаемых лицах и об их имуществе, если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —
    2. влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на должностных лиц — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
    3. 2. Сбор, передача (распространение, предоставление, доступ) персональных данных судей, прокурорских работников, следователей, лиц, производящих дознание, сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих, сотрудников органов федеральной службы безопасности, сотрудников органов государственной охраны, сотрудников органов внешней разведки Российской Федерации, сотрудников Следственного комитета Российской Федерации, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов или учреждений уголовно-исполнительной системы, сотрудников таможенных органов или сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением такими лицами общественного долга либо персональных данных близких таких лиц, совершенные с нарушением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —
    4. влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на индивидуальных предпринимателей — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.»;
    5. 6) в части 2 статьи 28.3:

    а) пункт 1 после цифр «13.13, 13.14,» дополнить словами «статьей 13.141 (в пределах своих полномочий),»;

    б) пункт 56 после слов «частью 5 статьи 13.12,» дополнить словами «статьей 13.14 (в пределах своих полномочий), статьей 13.141 (в пределах своих полномочий),», после слов «статьей 15.271,» дополнить словами «статьей 17.13 (в пределах своих полномочий),»;

    в) пункт 58 после слов «статьями 13.41 — 13.45,» дополнить словами «частью 2 статьи 17.13,».

    • Президент Российской Федерации                              В.Путин
    • Москва, Кремль
    • 11 июня 2021 года
    • № 206-ФЗ

    Разделяй и властвуй: как изменится КоАП в 2021 году

    Добрый день, уважаемые коллеги.

    С 1 января 2021 года планируется, что в РФ появится новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также появится Процессуальный кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. То есть теперь Административный кодекс, разделяется на два кодекса. Пока это только проекты в Госдуме.

    Хорошо это или плохо?

    Я нашел оба кодекса полистал и увидел, что там больше порядка. По моему мнению, хорошего там больше, чем плохого, в сравнении с нынешним кодексом. Но что меня сильно смущает? Все это огромный массив информации, который не только юристы должны будут переварить, а все люди должны будут переварить и привыкнуть к этим правилам.

    Знаете, по уму было бы если бы государство дало 2-3 года, чтобы люди привыкли к этому кодексу. Не вводили бы его в действие, а, например, сказали: «Так, люди, изучайте. Вот образовательные программы, будем все в телевизоре рассказывать».

    Потому что по этому кодексу будут штрафовать за нарушение ПДД, неправильную парковку, нарушения КоАП и т.д. Но нужно сначала, чтобы люди соблюдали эти правила. Нужно сначала им «продать» идею соблюдать эти правила.

    Людям надо объяснить, что не так ужасны эти правила, что вот тут хуже, вот тут средне, вот тут получше. Нужно объяснить, как защищать себя по этому процессуальному кодексу, куда обращаться, к чему все это приведет, что со всем этим делать.

    Бизнесменам надо попытаться это переварить.

    Знаете, у меня еще с прошлого года в домашнем офисе лежит огромная пачка законов, я их перекладываю из раза в раз, и думаю, надо их изучить. Но руки не доходят. Например, надо изучить изменения в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Мне страшно к нему подходить… Кое-что я из него поизучал, кое с чем разобрался. Но там 630 страниц! И это только один закон.

    В России незнание законов не освобождает от ответственности. И быстрое введение подобных вещей может привести людей в состояние легкого или сильного замешательства и вызовет массу недовольства.

    Есть совсем хорошая новость из кодекса. Так как нововведения планируется ввести с 1 января 2021 года, то все нарушения и штрафы за 2020 год, которые вы не успели «погасить по старому кодексу», будут обнулены. Будет что-то типа амнистии, по крайней мере, так написано в законопроекте. И жизнь начнется, что называется, с чистого листа.

    Если новый кодекс лучше предыдущего, стоит ли его вводить вот прямо немедленно, не давая людям шанса на то, чтобы они к нему привыкли и ознакомились?

    Может быть, кто-то из вас напишет: «Нет, если закон хороший и он лучше предыдущего — бог с ним, с незнанием, пусть его вводят сразу». Не говоря уже о том, что не факт, что мой вывод верный, и эти кодексы лучше. Это моя точка зрения, и только после первого беглого просмотра этих двух законопроектов.

    Выскажитесь, пожалуйста, стоит ли вообще так часто менять законы? Стоит ли придумывать все время новые и новые правила, не давая при этом людям привыкнуть к предыдущим? Жду ваших комментариев.

    Записаться на конференцию по антикризису

    Спасибо и удачи в делах.

    Новый КоАП РФ

    28.12.2020

    1 января 2021 года должен был вступить в силу новый Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. Однако сроки введения в действие отодвинули, поскольку работа над ним еще не закончена.

    Первая редакция нового КоАП была представлена Минюстом РФ для общественного обсуждения 30 января этого года.

    Необходимость реформирования действующего КоАП, принятого еще в 2001 году,  назрела давно. За истекший период в него было внесено более 620 поправок, а общее число изменений превысило 4800.

    В связи с этим, как отмечается  в Концепции нового КоАП, документ утратил ясность, системность, согласованность норм, без должного урегулирования оставлены важнейшие моменты, отсутствует единство в регулировании сходных по своей природе общественных правоотношений.

    Реформа законодательства об административной ответственности тесно сопряжена с проводимым Правительством РФ реформированием контрольно-надзорной деятельности, ключевым моментом которого является внедрение риск-ориентированного подхода.

    Наиболее заметно структурное отличие нового КоАП от старого – в нем теперь три раздела вместо четырех. Из КоАП исчезнут нормы, которые регламентируют производство по делам об административных правонарушениях. Вместо этого законодатель объединит их в рамках совершенно нового Процессуального кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Проект нового КоАП предусматривает положения, направленные на обеспечение назначения справедливых и соразмерных совершенному административному правонарушению административных наказаний.

    Так, предусмотрено правило, согласно которому за впервые совершенное административное правонарушение, не являющееся грубым, назначается административный штраф, а более строгие основные и дополнительные административные наказания, установленные санкцией соответствующей нормы Особенной части КоАП, могут применяться только в случае совершения повторного административного правонарушения.

    Проект нового КоАП расширяет практику назначения административного наказания в виде предупреждения. В целях сокращения числа лиц, привлекаемых к административной ответственности в виде штрафа, проектом нового КоАП предлагается распространить механизм замены административного штрафа предупреждением на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также их работников.

    Предусматривается увеличение случаев, в которых возможна уплата административного штрафа в размере половины от наложенного административного штрафа.

    Отдельной главой проекта нового КоАП подробно урегулированы вопросы привлечения к административной ответственности несовершеннолетних.

    В новом КоАП предусмотрено сокращение предельных сроков административного наказания в виде обязательных работ – с 200 до 60 часов. Также расширен перечень лиц, к которым не применяются административные наказания в виде административного ареста и обязательных работ.

    Также будет предусмотрена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории муниципальных образований и за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время. Установление ответственности на федеральном уровне позволит унифицировать действующие составы административных правонарушений в данных сферах.

    Концепции нового КоАП предлагается рассмотреть вопрос об обязательном участии адвоката в производстве по отдельным делам об административных правонарушениях (в частности, по которым предусмотрена возможность применения наказания в виде административного ареста) для оказания квалифицированной юридической помощи, гарантированной Конституцией Российской Федерации. А при отсутствии у привлекаемого в ответственности лица адвоката предлагается закрепить возможность оказания юридической помощи бесплатно, путем его назначения по аналогии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ.

    «В целом работа по совершенствованию института административной ответственности направлена на  трансформацию его из преимущественно карательно-фискального инструмента в институт назначения наказания, подлежащего дифференцированному применению с учетом риск-ориентированного подхода в случае, если профилактические меры не имели должного воздействия», — считает начальник отдела по контролю (надзору) в сфере саморегулируемых организаций Управления Росреестра по Курганской области Елена Толмачева.

    Нормы КоАП должны претерпеть такие изменения, которые будут соответствовать целям указанной реформы, что, несомненно, подразумевает как сокращение составов административных правонарушений, так и изменение подходов к назначению наказаний.

    Изменения и дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 01.04 2020 г

    • Федеральным законом от 1 апреля № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» вводятся новые составы административных правонарушений связанных с: 
    • — посягательством на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) (части 2 иЗ стать и 6.3 КоЛП) 
    • — распространением в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан (части 10[1] и 11 статьи 13.15 КоАП); 

    — невыполнением правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения (статья 20.6' КоАП). 

    Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.

    3 КоАП, составляют действия (бездействие), выражающиеся в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее и невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), а равно невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования о проведении санитарно­-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. 

    Справка. В части, касающейся эпидемии новой коронавирусной инфекции, такие санитарные правила, например, закрепленные  в постановлении Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г.

    №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019»1, изданном в соответствии с частью 2 статьи 50 и статьей 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г.

    № 52-ФЗ «О санитарно­эпидемиологическом благополучии населения». 

    Предписания в соответствии со статьей 51 того же Федерального закона устанавливаются должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (Роспотребнадзор).

    В них могут быть определены требования не выходить из дома за исключением отдельных случаев, соблюдать режим самоизоляции, а такж:е при ухудшении состояния здоровья незамедлительно обращаться за помощью без посещения медицинских организаций. 

    1. Объективную сторону части 3 статьи 6 3 КоАП составляют действия, предусмотренные частью 2 указанной статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния. 
    2. Субъектами данных административных правонарушений могут быть граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица. 
    3. Основанием для проверки и решения вопроса о привлечении лица к административной ответственности в случае наступления смерти человека вследствие невыполнения противоэпидемических мероприятий является вынесенное следователем органа внутренних дел в соответствии с подследственностью постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по части второй статьи 236 УК. 

    Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 6.3 КоАП, составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) и Роспотребнадзора. 

    За распространение в средствах массовой информации, а также в информационнотелекоммуникационных сетях под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, наступает ответственность по части 101 статьи 13.15 КоАП РФ 

    Частью 10 статьи 13.

    15 КоАП введена ответственность за распространение в средствах массовой информации, а так же в сети Интернет заведомо недостоверной общественно значимой информации и под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи. 

    Субъектами данных административных правонарушений (части 101 и 10 статьи 13.15 КоАП) могут быть только юридические лица. 

    Частью 11 статьи 13.15 КоАП в новой редакции предусмотрена ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 10, 101 или 102 указанной статьи КоАП. 

    Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 10-11 статьи 13.15 КоАП, составляют должностные лица органов внутренних дел и Роскомнадзора. 

    Объективная сторона статьи 20.61 КоАП выражается в невыполнении предусмотренных законодательством правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. 

    Указанные правила поведения на основании подпункта «а 2» статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» устанавливаются Правительством Российской Федерации. 

    • С субъективной стороны совершение правонарушения возможно как умышленно, так и по неосторожности. 
    • Субъектом данного правонарушения могут являться граждане, должностные и юридические лица. 
    • Полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях по указанной статье наделяются должностное лица органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. 

    Справка. Положение о данной системе утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 200? г.

    № 794 с определением перечня создаваемых федеральными органами исполнительной власти и государственными корпорациями функциональных подсистем.

    МВД России входит в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в качестве функциональной подсистемы охраны общественного порядка. 

    Рассмотрение дел об административных правонарушениях по статье 20.6 КоАП будут осуществлять судьи районных судов. 

    1. [1] Зарегистрировано Минюстом России 18 марта 2020 года, регистрационный № 57771. 
    2. По материалам ООПАЗ МВД по РСО-Алания

    Новые КоАП и ПИКоАП с 1 марта 2021 года – ilex

    Новые КоАП и ПИКоАП опубликованы на официальном правовом портале. Оба кодекса вводятся в действие специальным законом.  Они вступают в силу 1 марта 2021 года.

    Общая характеристика изменений КоАП

    В нем административная ответственность по многим правонарушениям смягчена, а порядок привлечения граждан и организаций, а также ИП к административной ответственности упрощен.

    В новом КоАП также впервые закреплено правило, что его положения не подлежат расширительному толкованию. Это означает, что при применении норм, изложенных в КоАП, суд и иные правоприменители должны принимать во внимание буквальное значение слов и выражений, содержащихся в них. Также не допускается применение норм КоАП по аналогии .

    • Среди основных новелл КоАП введение профилактических и предупредительных мер. В целях предупреждения новых административных правонарушений к лицу, совершившему правонарушение, могут быть применены следующие профилактические меры воздействия:
    • — устное замечание;
    • — предупреждение;
    • — меры воспитательного воздействия.
    • Устное замечание подразумевает разъяснение физлицу противоправного характера и общественной вредности совершенного им административного правонарушения и предостережение о недопустимости противоправного поведения с его стороны .
    • Предупреждение заключается в письменном предостережении лица, совершившего административное правонарушение, о недопустимости противоправного поведения с его стороны и последствиях повторного совершения административного правонарушения .

    Меры воспитательного воздействия применяются в отношении несовершеннолетних, которые совершили административное правонарушение. Этому вопросу посвящена самостоятельная глава в новом КоАП, которая состоит из 6 статей . Ранее общие правила привлечения к административной ответственности несовершеннолетних были изложены в одной статье прежнего КоАП .

    1. Так, при освобождении несовершеннолетнего от административной ответственности в целях воспитания к нему могут применяться следующие меры воспитательного воздействия:
    2. 1) разъяснение законодательства;
    3. 2) принесение извинений потерпевшему;
    4. 3) обязанность загладить причиненный вред;
    5. 4) ограничение досуга.
    6. В отношении несовершеннолетних могут быть применены как одна, так и несколько мер воспитательного воздействия .
    7. Цель этих нововведений – повысить правосознание несовершеннолетних, сформировать их правовую культуру, уважение к закону и интересам других членов общества.
    8. Новшества в системе взысканий

    В новом КоАП усовершенствована система взысканий, правонарушения категоризированы по-новому. В зависимости от характера и степени общественной вредности административные правонарушения подразделяются на три категории: административные проступки, значительные и грубые административные правонарушения .

    Проступками являются правонарушения, за которые налагается административный  штраф, исчисляемый в БВ . Размеры такого штрафа в зависимости от категорий правонарушителей представлены  ниже в таблице:

    Категория правонарушителей Размер штрафа, БВ
    Физлица ≤ 10
    ИП ≤  25
    Организации ≤  50

    Значительными считаются административные правонарушения, за которые  налагаются такие взыскания, как конфискация, депортация либо штраф .

    При этом последний исчисляется в размере, определенном в процентах либо кратном отношении к стоимости предмета правонарушения, сумме ущерба, сделки или дохода, полученного в результате такой сделки, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг). Штраф, взыскиваемый за значительные правонарушения, также может исчисляться в БВ, но обязательно в размере, превышающем:

    Категория правонарушителей Размер штрафа, БВ
    Физлица >  10
    ИП >  25
    Организации >  50

    Грубыми считаются правонарушения, за которые налагаются такие взыскания, как общественные работы, административный арест, лишение права заниматься определенной деятельностью, а также повторное совершение которых влечет уголовную ответственность  .

    Новшества в видах взысканий

    Прежний КоАП предусматривал 10 видов административных взысканий . В новом КоАП их осталось 8. Из числа административных взысканий исключены: предупреждение и лишение специального права .  Предупреждение более не является административным взысканием.

    Другими словами, новый КоАП предусматривает возможность освобождения лица, совершившего административный проступок, от административной ответственности. Общим условием освобождения от административной ответственности является объявление письменного предупреждения.

    • Освобождение от административной ответственности возможно только в случае совершения таких категорий административных правонарушений, как административные проступки и значительные административные правонарушения  .
    • Освобождение от административной ответственности применяется при одновременном соблюдении следующих условий:
    • — признание факта совершения правонарушения;
    • — согласие на освобождение от административной ответственности;
    • — вынесение предупреждения;
    • — отсутствие административного взыскания в течение года до совершения правонарушения;
    • — неприменение ранее в течение года до совершения правонарушения освобождения от административной ответственности.
    • Общественные работы – новый вид административного взыскания

    Такой вид административного взыскания, как исправительные работы, заменен новым видом – общественные работы . Между ними есть существенная разница.

    Первые отрабатывались по месту работы физлица, освобожденного от уголовной ответственности, и устанавливались на срок от 1 до 2 месяцев.

    Вторые заключаются в выполнении физлицом бесплатных работ в свободное от основной работы, службы или учебы время, которые направлены на достижение общественно полезных целей.

    Общественные работы устанавливаются на срок от 8 до 60 ч и выполняются не более 4 ч в день. Другими словами, сущность общественных работ состоит в том, чтобы правонарушитель с целью исправления причиненного им вреда выполнял работы бесплатно на благо общества.

    1. Общественные работы могут налагаться судом только при согласии  физлица. При этом к общественным работам не могут быть привлечены:
    2. — пенсионеры;
    3. — несовершеннолетние;
    4. — беременные и лица, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
    5. — инвалиды I и II группы;
    6. — иностранцы и лица без гражданства,  постоянно не проживающие в нашей стране;

    — военнослужащие, сотрудники милиции и иные лица, указанные в ст. 4.5 нового КоАП.

    В свою очередь, уклонение от выполнения общественных работ является административным правонарушением, которое наказывается штрафом от 2 до 20 БВ или административным арестом  .

    Изменения в составах правонарушений и санкциях

    В новом КоАП были осовременены подходы ко многим административным правонарушениям, в том числе исключены неактуальные составы. Всего исключено 110 из ныне действующих норм.  Так, гл.

    23 прежнего КоАП, в которой были сгруппированы административные правонарушения против порядка управления, насчитывала 89 самостоятельных статей. В новом КоАП аналогичные  правонарушения сгруппированы в гл.

    24, которая носит такое же название, но в ней осталось всего 59 самостоятельных статей.

    Значительная часть составов правонарушений в новом КоАП по сравнению с прежним подверглась корректировке, половина из них изложена по-новому. При этом в некоторых из них также был значительно снижен размер административных санкций.

    Примеры:

    Прежний КоАП Новый КоАП
    Нумерация статей Состав правонарушения Размер штрафа, БВ Нумерация статей Состав правонарушения Размер штрафа, БВ
    1 Ч. 1 ст. 9.19 Нарушение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя порядка и сроков выплаты зарплаты От 4 до 20, а на юрлицо – до 100 Ч. 3 ст. 10.12 Невыплата или неполная выплата в установленный срок зарплаты, иных выплат, причитающихся работнику от нанимателя От 4 до 50
    2 Ч. 4 ст. 9.19 Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16–9.18 КоАП и ч. 1 и 3 ст. 9.19 КоАП, причинившие вред работнику От 2 до 20 Ч. 6 ст. 10.12 Несоблюдение должностным лицом нанимателя установленного порядка приема работников на работу, режима рабочего времени и времени отдыха работников, предоставления им отпусков, а также   причинившие вред работнику нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ч. 1–5 ст. 10.12 КоАП От 2 до 20

    В некоторых случаях состав правонарушений не менялся, скорректирована только нумерация статей КоАП, но при этом в 230 статьях административные санкции были уменьшены.

    Примеры:

    КоАП Состав правонарушения Нумерация статей Размер штрафа, БВ
    1 Прежний Воспрепятствование уполномоченному должностному лицу госоргана (организации) в проведении проверки, экспертизы, в получении доступа к информационным системам и базам данных или в осуществлении иных действий, предусмотренных законодательством, либо создание условий, препятствующих их проведению Ст. 23.2 От 10 до 50
    Новый Ст. 24.2 От 10 до 30
    2 Прежний  
    Оскорбление должностного лица госоргана (организации) при исполнении им служебных полномочий лицом, не подчиненным ему по службе
    Ст. 23.5 От 20 до 50 БВ
    Новый Ч. 1 ст. 24.4 От 20 до 30
    3 Прежний Представление должностным лицом и (или) иным уполномоченным лицом, ответственным за составление и представление данных госстатотчетности, либо ИП искаженных данных госстатотчетности, несвоевременное представление или непредставление такой отчетности органам госстатистики Ч. 1 ст. 23.18 От 10 до 50
    Новый Ч. 1 ст. 24.12 От 10 до 30

    В отношении некоторых составов административных правонарушений, которые касаются общественного порядка либо совершаются субъектами хозяйствования (например, в сфере налогообложения, оборота и рынка ценных бумаг, таможенных правонарушений), подходы законодателя не только остались прежними, но даже были значительно ужесточены.

    Примеры:

    КоАП Состав правонарушения Нумерация статей Административные взыскания
    1  
    Прежний
     
    Нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия, совершенное участником таких мероприятий, а равно публичные призывы к организации или проведению собрания, митинга, уличного шествия, демонстрации, пикетирования, иного массового мероприятия с нарушением установленного порядка их организации или проведения, совершенные участником таких мероприятий либо иным лицом
    Ч. 1 ст. 23.34 Предупреждение, или штраф до 30 БВ, или административный арест
    Новый Ч. 1 ст. 24.23 Штраф до 100 БВ, или общественные работы,   или административный арест
    2 Прежний   Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 23.34 КоАП, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения Ч. 3 ст. 23.34 От 20 до 50 БВ или административный арест
    Новый Ч. 3 ст. 24.23 От 20 до 200 БВ, или общественные работы, или административный арест

    Изменения в ПИКоАП

    Изменения в ПИКоАП не носят такого глобального характера, как в КоАП. В частности, в новом ПИКоАП изменен подход к перечню органов, которые уполномочены вести административный процесс. Их количество было значительно сокращено.

    Так, из компетенции организаций ЖКХ передано органам милиции право на ведение административного процесса, связанного с нарушением правил пользования жилым помещением.

    Это нововведение обусловлено тем, что именно органы внутренних дел обладают достаточными полномочиями для доступа в ночное время в жилые помещения.

    Читайте этот материал в ilex >>*
    *по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *