Дтп с летальным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью. что должен знать адвокат, для создания прочной позиции защиты? часть третья — важные аспекты автотехнического исследования, в расследова

В ранее опубликованной статье «ДТП с летальным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью. Что должен знать адвокат, для создания прочной позиции защиты? Часть первая (действия в день ДТП)»  мною был освещен элементарный алгоритм, которого было бы неплохо придерживаться адвокату, которому посчастливилось принять защиту начиная именно с приезда на место ДТП.

  • Однако, из своей следственной и адвокатской практики мне известно, что на место ДТП адвокат прибывает редко.
  • Во-первых, —  участник ДТП может быть ранен или просто находится в шоковом состоянии, и собственно не способен осознавать серьезность ситуации и, соответственно, не догадаться — не то что вызвать, а хотя бы созвониться с адвокатом.  
  • Во-вторых, —  ДТП происходит в различное время суток, в том числе и рано утром или ночью, а в такое время найти контакты адвоката и согласовать его незамедлительный выезд на место ДТП порой невозможно (если конечно адвокат не является «семейным» адвокатом по абонентскому договору, что в России редкость).

Таким образом, более банальный вариант — когда доверитель связывается с адвокатом через день-два после ДТП. Вот с этого момента, как правило, зачастую и принимает поручение на защиту адвокат.

Итак, доверитель сообщил, что он стал участником аварии с пострадавшими или ещё хуже автокатастрофы с летальным исходом. При очной встрече адвокат может и должен сделать следующее:

Адвокат опрашивает доверителя по обстоятельствам ДТП. При этом желательно конспектировать сведения, которые сообщает доверитель. Память человека редко идеальна и долговечна.

Информация, сообщенная спустя незначительное время после ДТП, в наибольшей степени отвечает признакам полноты, нежели информация от участника подобного происшествия, опрошенного спустя неделю, месяц, год…  

Вместе с тем, показания участника ДТП — источник информации о причинах и механизме происшествия, а именно на основе этих сведений возможно установить виновника ДТП или выстроить версию защиты, при которой это будет затрудненно или невозможно. Как наиболее полно опросить участника ДТП? В соответствии с накопленным опытом в расследовании подобных дел, могу предложить следующую структуру опроса:

  1. — время, дата и точный адрес происшествия,
  2. — марка, модель и гос.номер управляемого автомобиля, его техническое состояние на момент ДТП (исправен, не исправен, состояние не известно, состояние осветительных приборов и режим их работы, марка и сезонность покрышек автомобиля и каков их износ);
  3. — наличие видеорегистратора в автомобиле и содержимое записи (как в автомобиле доверителя, так и в других автомобилях, участвовавших в ДТП или в автомобилях свидетелей ДТП), а также наличие уличных камер на участке ДТП. К этому вопросу подходим ответственно, так как если следствие завладеет видеозаписью, а защитник мог об этом узнать, но упустил это из вида, то версия защиты, которая будет сформирована пусть и довольно убедительно, лопнет в один момент, если её будет опровергать видеозапись обстоятельств ДТП; 
  4. — наличие груза (весовые и габаритные характеристики, место расположения в автомобиле и способ крепления) и пассажиров (их количество и где располагались);

— Описание времени суток (светлое, тёмное, сумерки) и условий освещения (Мачты городского освещения, освещение от ближайших домов, освещение исключительно от осветительных приборов авто, отсутствие искусственного освещения и т.д.);

— Описание метеорологических условий (дождь, снег, ясно, туман и т.д.);

— Описание условий видимости (достаточная, не достаточная), примерно в каком диапазоне (50-100 м или 200-300 м и т.д.).

Какова была общая видимость (позволяет определять границы дороги) и конкретная видимость (видимость определенного объекта — к примеру автомобиль без света фар, пешеход в тёмной одежде и т.д.

, в зависимости от того, какое происшествие произошло, если по обстоятельствам дела есть основания полагать, что плохая конкретная видимость могла стать причиной ДТП);

  — Описание характеристик проезжей части на участке ДТП и элементов организации дорожного движения. Наличие дорожной разметки и её тип, наличие дорожных знаков и светофоров, наличие обочины и её характеристики, количество полос в направлении движения доверителя и во встречном направлении, состояние дорожного полотна (мокрое, сухое, заснеженное, гололёд), характеристики перекрестка и т.д.;

— Наличие другого следующего транспорта, по каким полосам и с какой скоростью следовал, марки и модель этого транспорта (в случае, если имело место ограничение обзорности);

— Наличие пешеходов. Характеристики движения и поведение пешеходов (темп движения, направление, возраст, состояние — если неадекватное или пешеход в нетрезвом виде и т.д.);

— обстоятельства самого происшествия, работа светофора в это время (при его наличии, какой сигнал включен в момент происшествия), какова последовательность действий участников ДТП, каков характер маневров, какие меры предпринимали участники происшествия для предотвращения ДТП (подавали звуковые сигналы, «моргали фарами», применяли служебное — плавное или экстренное торможение, пытались смоневрировать куда-либо от опасности) и т.д.;

  • — Наличие сведений о свидетелях ДТП (если они были) и их координаты (если удалось их зафиксировать);
  • — Кто пострадал при ДТП, в какие лечебные учреждения направлены;
  • — Каково состояние водителей в момент ДТП, подвергались ли они медицинскому освидетельствованию на предмет употребления алкоголя или наркотических/психотропных веществ;

— Как проходил осмотр места ДТП, не менялась ли обстановка места происшествия до прибытия следственно-оперативной группы (если менялась, то в чём это заключалось?). Были ли какие-либо специфичные следы для ДТП на проезжей части (следы торможения, бокового скольжения, каковы их примерные характеристики и локализация)?;

  1. — Какие документы подписывал доверитель на месте ДТП, давал ли объяснение (что в нём сообщал), имеются ли копии или фотографии каких-либо документов, составленных на месте ДТП, имеются ли фото или видео обстановки места ДТП;
  2. — Имеются ли контакты потерпевшей стороны, были ли контакты со стороной потерпевших, какова их позиция ?;
  3. — Где находится транспорт после ДТП (изъят или выдан)?;

Перечень вопросов к доверителю не может быть ограничен вышеуказанным, ибо каждое ДТП как музыкальный инструмент — индивидуально. Тем не менее, сориентировавшись с классификацией произошедшего ДТП (наезд на препятствие, столкновение, наезд на пешехода и т.д.) адвокат может задать ряд дополнительных вопросов, направленных на более точное установление всех обстоятельств происшествия. 

Важно на этом этапе убедить доверителя сообщать только правдивые сведения, так как адвокат может сформировать ошибочную (несостоятельную) позицию защиты, основанную, в наибольшей степени, на показаниях доверителя, но эта позиция будет «пустышкой», если показания доверителя будут опровергаться показаниями сторонних свидетелей, видеозаписью, обстановкой места происшествия и т.д.

Стоит отметить, что подобный опрос доверителя является хорошей подготовкой к будущему допросу.

Сам опрос ведётся не только для воссоздания обстоятельств ДТП, а также для подготовки в будущем, после консультаций со специалистом автотехником, опросного листа доверителя, в котором важные параметры дорожно-транспортной обстановки будут уже выверены (убрано всё лишнее и уличающее, добавлено всё необходимое, находящееся в гармонии с имеющимся информационным фоном), после чего можно будет смело заявлять ходатайство о приобщении данного опросного листа к материалам дела.

  • Далее, в рамках адвокатского расследования, адвокат может опросить свидетелей ДТП, с составлением опросного листа (опрос возможен только с письменного согласия опрашиваемого лица). Перечень вопросов аналогичный вышеуказанному;
  • Адвокат правомочен ходатайствовать перед органом, ведущим расследование, о предоставлении возможности в ознакомлении с материалами дела, составленными в отношении или с участием доверителя, либо которые должны были ему предъявляться;
  • Адвокат может оставить заявку на  сохранение видеозаписи, для дальнейшего её изъятия органами следствия и суда, при условии расположения места ДТП в ракурсе видеокамеры городской инфраструктуры;
  • При недостаточности критериев, необходимых для объективного и всестороннего анализа обстоятельств происшествия и установления причинной связи между допущенными кем-либо из участников ДТП нарушениями требований ПДД РФ с наступившими последствиями, адвокат вправе привлечь специалиста, из области судебной медицины, а также назначить автотехническое экспертное исследование;
  • На основе собранных данных и их анализа в совокупности: показаний участников ДТП, информации из документов осмотра места ДТП,  данных независимого судебного медицинского и (или) автотехнического исследования, адвокат имеет возможность провести предварительный юридический анализ действий участников ДТП, для установления — какие нарушения ПДД РФ были допущены каждым из участников ДТП, и какие из них находятся в прямой причинной связи с ДТП.
  • Далее, если предварительно ясно, что причиной ДТП могли послужить именно нарушения требований Правил дорожного движения допущенные доверителем, стоит оценить возможность и целесообразность построения фундаментальной позиции защиты, либо, при обильном количестве доказательств не в пользу доверителя, иногда имеет смысл посоветовать последнему выработать своё отношение к возможному или предъявленному обвинению (не исключая вариант признания вины, ибо не признание вины, при обвинении в достаточной степени подтвержденном допустимыми доказательствами, шансы выцыганить в суде минимальный срок практически отсутствуют).

После формирования защитной позиции, она обсуждается с доверителем. При её утверждении, доверителя требуется тщательно подготовить к выдвижению защитной версии и её поддержанию.

В настоящую статью я умышленно не включаю подробное освещение вопроса о назначении профильного экспертного исследования для данного вида уголовных преступлений — то есть автотехнического экспертного исследования.

Этот вопрос заслуживает отдельного внимания, и я постараюсь раскрыть его в следующей части статьи (Назначение адвокатом автотехнического экспертного исследования и использование его результатов в адвокатской деятельности).

Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП

Подборка наиболее важных документов по запросу Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 19 «Осуществление компенсационных выплат» Федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»(ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ»)Частично взыскивая недоплаченную компенсационную выплату, суд в порядке пункта 1 статьи 18, статьи 19 ФЗ от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» установил, что в результате ДТП истец получил телесные повреждения, повлекшие причинение тяжкого вреда здоровью, и возмещению подлежит утраченный заработок потерпевшего, расчет которого произведен исходя из нормативов для определения суммы страхового возмещения (страховой выплаты) при причинении вреда здоровью потерпевшего, а также для определения суммы компенсации в счет возмещения вреда, причиненного здоровью потерпевшего, исходя из характера и степени повреждения здоровья согласно Правилам расчета суммы страхового возмещения при причинении вреда здоровью потерпевшего, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15.11.2012 N 1164.

Читайте также:  Стаж Для Ветерана Труда В Рязани В 2021 Году С 1 Января: изменения и поправки

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП

Зарегистрируйтесь и получите пробный доступ к системе КонсультантПлюс бесплатно на 2 дня

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Статья: О причинной связи в преступлениях, предусмотренных ст. 264 УК РФ(Хромов Е.В., Зябликов А.Ю.)

(«Актуальные проблемы российского права», 2021, N 4)

Грузовик под управлением Т. пытался пересечь перпендикулярно перекресток со второстепенной дороги вне населенного пункта. В этот момент К., двигаясь по главной дороге с превышением допустимой скорости (92 км/ч), применил экстренное торможение, но ДТП и причинения тяжкого вреда здоровью пассажира избежать не удалось. Суд признал в действиях Т. нарушение п. 1.3, 8.

1, 10.1, 13.9 ПДД РФ, в действиях К. — нарушение п. 1.3, 10.1, 10.2 ПДД РФ. Виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 264 УК РФ, признан Т., в то же время К. оправдан по данному составу преступления. Как указал суд, движение К. по главной дороге даже с превышением допустимой скорости само по себе не влекло дорожно-транспортного происшествия .

Нормативные акты: Причинение тяжкого вреда здоровью при ДТП

Дтп с летальным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью. что должен знать адвокат, для создания прочной позиции защиты? часть третья — важные аспекты автотехнического исследования, в расследова

  • Экспертиза качества ремонта автомобиля
  • Трасологическая экспертиза
  • Экспертиза механизма ДТП
  • Экспертиза двигателя
  • Экспертиза коробки передач
  • Экспертиза фар
  • Помощь при покупке авто
  • Экспертиза лакокрасочного покрытия
  • Экспертиза номеров агрегатов
  • Экспертиза деталей и узлов

Размер причиненного в результате аварии ущерба часто становится причиной споров между участниками ДТП. Самостоятельно найти согласие виновнику и пострадавшему бывает очень сложно. Независимая автотехническая экспертиза способна дать объективную оценку ситуации и степени вины каждого участника происшествия, определить реальный вред, причиненный всем транспортным средствам.«Инвест Консалтинг» проводит в Москве и Подмосковье независимую автоэкспертизу различных типов машин с расчетом ущерба и выдачей заключения.

Обратившись к нам за независимой автотехнической экспертизой, Вы можете рассчитывать на объективную оценку ущерба, определение виновника ДТП и выяснение всех важных обстоятельств аварии. Наши специалисты работают с выездом на место происшествия и гарантируют максимально беспристрастный подход при проведении оценочных работ.

Когда нужна независимая автотехническая экспертиза при ДТП

Услуга автотехническая экспертиза при ДТП, выполняемой независимыми специалистами, оказывает неоценимую помощь в следующих случаях

  • Если Вы попали в ДТП и желаете провести автотехническую экспертизу для получения выплат по своему страховому полису.
  • Страховая компания виновника аварии выплатила существенно заниженную сумму компенсации, которая не покрывает расходы на ремонт машины.
  • Автоэкспертиза необходима Вам для обращения в РСА, поскольку страховая компания виновника ДТП обанкротилась или у нее отозвали лицензию.
  • Будучи виновником аварии, Вы считаете требуемую пострадавшим сумму компенсации слишком завышенной и хотите провести независимую экспертизу для определения реального ущерба.
  • Транспортное средство пострадало при пожаре, падении строительных конструкций, стихийном бедствии или в другой ситуации.
  • Вы планируете подать иск в суд по причине отсутствия у виновника полиса ОСАГО или заниженной суммы выплаты.
  • Автоэкспертиза нужна для определения ущерба, нанесенного третьими лицами, для дальнейшего обращения в полицию и разбирательств в суде.

Заказать независимую автотехническую экспертизу

или позвоните по номеру Нажимая кнопку «Отправить», вы автоматически выражаете согласие на обработку своих персональных данных и принимаете условия Пользовательского соглашения.

Автотехническая экспертиза при ДТП — виды автотехнической экспертизы

Независимая автоэкспертиза после ДТП. Предусматривает детальное изучение аварии с тщательным определением всех параметров движения участников.

Полученные данные сравнивают с нормами, распространяющимися на определенный участок дороги. Специалист выясняет особенности тормозного пути транспортных средств и наличие у водителей возможности избежать столкновения.

Такая автотехническая экспертиза нередко используется для решения спорных случаев на практике.

  Выбор зимних шин: как найти оптимальный вариант?

Транспортно-трасологическая экспертиза. Посвящается изучению различных следов на месте аварии и пострадавших транспортных средствах.

Такая автотехническая экспертиза позволяет определить расположение машин в момент ДТП, траекторию их движения до и после столкновения. Также в ходе исследований специалисты выясняют, какие повреждения были получены автомобилями именно при аварии.

Данный тип автоэкспертизы обычно проводится в комплексе с исследованием обстоятельств ДТП.

Автотовароведческая экспертиза. Используется для определения размера ущерба, нанесенного транспортному средству в ДТП.

Сегодня данный вид автоэкспертизы является наиболее популярным, поскольку большинство споров между участниками аварии основаны на разногласии относительно размера компенсации.

Такая автотехническая экспертиза позволяет узнать точную рыночную стоимость восстановления машины, количество годных для дальнейшего использования остатков и размер потери в товарной цене.

Экспертиза технического состояния транспорта. Предусматривает проверку транспортных средств на наличие неисправностей и причин их возникновения.

Позволяет специалистам определить методы устранения неполадок и затраты на проведение ремонтных работ. Очень важно, чтобы автомобили оставались в неизменном после ДТП состоянии.

Ведь такая независимая автоэкспертиза после ДТП позволяет выяснить, была ли поломка машины причиной аварии.

Дорожно-транспортная экспертиза. Предусматривает исследования определенного участка дороги, где произошла авария. В силу своей специфики данный тип независимой автоэкспертизы применяется на практике редко.

Проводимые в ее рамках исследования включают изучение дорожной разметки, расположения знаков, ограждающих конструкций и других объектов.

Автотехническая экспертиза такого рода применяется только тогда, когда есть подозрения, что причиной ДТП стала именно неправильная организация движения на определенном участке дорожного полотна.

Виды судебной автотехнической экспертизы

Целью осуществления судебной автотехнической экспертизы ДТП является установление фактических данных о состоянии машин, выяснение точной дорожной обстановки в месте происшествия, определение действий участников ДТП и их возможности не допустить аварии, а также установление данных о других факторах, способствовавших происшествию. Учитывая весьма разнообразный характер факторов, может потребоваться выполнение нескольких видов экспертиз.

Основными видами судебной автотехнической экспертизы являются:

  • Экспертиза обстоятельств дорожно-транспортного происшествия (механизма ДТП).
  • Экспертиза состояния транспортного средства, участвовавшего в ДТП.
  • Транспортно-трассологическая экспертиза.
  • Экспертиза дорожных условий.

Экспертиза обстоятельств ДТП

Данный вид исследований проводится для установления фактических обстоятельств аварии. В том числе эксперт должен установить скорости транспортных средств, величины тормозных путей и другие параметры, установить наличие физической возможности предотвращения аварии.

Также автотехническая экспертиза обстоятельств ДТП выносит определение относительно того, какими пунктами Правил дорожного движения должны были в данных обстоятельствах руководствоваться водители, и насколько были соблюдены требования правил.

Экспертиза обстоятельств ДТП является наиболее востребованным видом автотехнической экспертизы. Она позволяет получить значительный объем фактических данных, необходимых следственным органам или суду для объективного установления виновника происшествия.

Задачи экспертизы обстоятельств ДТП

Автотехническая экспертиза ДТП решает следующие основные задачи:

  • Определение скорости, с которой ехал автомобиль, до применения торможения водителем.
  • Определение длины тормозного и остановочного пути транспортного средства.
  • Определение, имел ли водитель техническую возможность предотвращения аварии при определенных условиях.
  • Установление пунктов ПДД, обязательных для соблюдения в конкретной ситуации.
  • Оценка соответствия действий водителя требованиям Правил дорожного движения.
  • Определение взаимного расположения транспортных средств в разные моменты времени, предшествующие ДТП, и в процессе развития ДТП. В том числе определяется крайнее положение, в котором водитель имел техническую возможность предотвратить аварию.
  • Определение момента возникновения угрозы ДТП, требующей от водителя принятия экстренных мер.
  • Определение порядка действий водителя, необходимых для предотвращения аварии и оценка соответствия фактических действий данному порядку.
  • Установление технической возможности предотвращения ДТП различными способами.
  • Оценка факторов организации дорожного движения, которые могли способствовать аварии.

Экспертиза состояния транспортного средства

Автотехническая экспертиза автомобиля осуществляется для выявления фактов наличия неисправностей транспортного средства, которые могли спровоцировать аварию.

В ходе проведения экспертизы не только выявляется наличие таких неисправностей, но и выясняются причины их возникновения.

Работы проводятся с применением инструментальных, материаловедческих и других методик исследования состояния авто.

Основные задачи экспертизы состояния автомобиля

Независимая автотехническая экспертиза автомобиля решает следующие основные задачи:

  • Определение фактического технического состояния транспортного средства, а также отдельных его агрегатов и узлов.
  • Выявление причин неисправности, а также времени, когда она возникла. Ответ на вопрос, имел ли возможность владелец транспортного средства своевременно выявить и устранить неисправность.
  • Ответ на вопрос, в какой степени неисправность автомобиля способствовала ДТП.
  • Определение, имел ли водитель техническую возможность, исходя из состояния авто, предотвратить аварию.

Транспортно-трассологическая экспертиза

Транспортно-трассологическая экспертиза является важной частью автотехнической экспертизы. В ходе ее проведения исследуются следы на дорожном покрытии и на транспортных средствах.

Целью является точное определение взаимного расположения и траектории движения автомобилей до столкновения и после столкновения.

В большинстве случаев она назначается совместно с проведением других видов экспертиз для получения комплексной картины дорожно-транспортного происшествия.

Задачи судебной транспортно-трассологической экспертизы

При проведении транспортно-трассологической экспертизы перед экспертом ставятся следующие основные задачи:

  • Определение точного места происшествия.
  • Установление характера взаимного расположения машин в момент ДТП.
  • Установление точного расположения автомобилей относительно проезжей части.
  • Точное установление траектории движения машин перед столкновением и после момента столкновения.
  • Определение механизма столкновения.
  • Определение, какие именно повреждения, из перечня документально зафиксированных, были получены в результате аварии.
  • Определение, между какими частями транспортных средств произошел контакт в момент ДТП.
  • Установление факта движения или неподвижности автомобилей, участвовавших в аварии, в момент контакта.
  • Определение неисправностей, полученных транспортными средствами в результате ДТП.

Экспертиза дорожных условий

Одним из важных факторов, способствующих ДТП, может быть низкое качество дорожного покрытия или существующие недостатки в состоянии дорожной инфраструктуры.

Поэтому в комплекс судебных автотехнических экспертиз очень часто включается экспертиза дорожных условий. Ее целью является определение, насколько дорожные условия в месте аварии оказали влияние на совершение ДТП и его развитие.

Данный вид исследований также часто называют дорожной экспертизой.

  Особенности эксплуатации машин в зимний период

Читайте также:  Как законно установить или убрать дорожный знак во дворе или на улице? Рассказывает Владимир Афонский

Задачи экспертизы дорожных условий

При выполнении дорожной экспертизы перед специалистами ставятся следующие основные задачи:

  • Определение состояния дорожного покрытия на месте ДТП в части его соответствия требованиям стандарта.
  • Установление степени влияния недостатков дорожного покрытия на развитие ДТП.
  • Определение соответствия дорожной разметки и дорожных знаков на участке ДТП требованиям стандартов и Правил дорожного движения.
  • Установление исправности светофоров регулирующих движение на участке ДТП в момент совершения аварии.
  • Оценка организации дорожного движения на исследуемом участке дороги и выявление возможных недостатков, которые могли способствовать аварии.

ЦНЭ «Варшавский» предлагает профессиональное проведение всех видов независимой автотехнической экспертизы. Наш отчет об автотехнической экспертизе позволит полностью прояснить все обстоятельства ДТП для объективного рассмотрения дела.

Перечень основных нормативных актов:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
  3. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Что устанавливает автотехническая экспертиза после ДТП

  1. Задачи автотехнической экспертизы при ДТП
  2. Назначение и проведение
  3. Рекомендации при назначении автотехнической экспертизы при ДТП
  4. Ознакомление с заключением
  • В статье мы расскажем об автотехнической экспертизе при ДТП, разъясним правовые основы ее назначения, рассмотрим вопросы, которые решает экспертиза.
  • Дорожно-транспортное происшествие по своей сути представляет собой сложное явление, протекающее при взаимодействии влияющих друг на друга факторов.
  • Чтобы понять и оценить влияние данных факторов, установить причинно-следственную связь между действиями участников ДТП и наступившими последствиями, необходимы специальные экспертные познания.
  • По этой причине, в ходе расследования и рассмотрении дел о дорожных происшествиях, назначаются и проводятся автотехнические экспертизы.

Что такое автотехническая экспертиза ДТП

Комплексное исследование поврежденных транспортных средств проводится для выявления факторов, приведших к аварийной ситуации. Технический осмотр позволяет определить степень вины каждого участника инцидента, собрать данные для составления статистики о возникновении дорожных происшествий после изучения места столкновения и масштабов механических дефектов автомобилей.

В каких случаях проводится

Автотехническое исследование осуществляется для установления обстоятельств аварии в ходе судебного разбирательства. Ходатайство о назначении экспертизы по гражданскому делу о ДТП может быть подана на любом этапе расследования.

При несогласии с вынесенным решением автовладелец имеет право обратиться к независимым экспертам.

Инициатором осмотра могут выступать страховые компании для определения суммы материального ущерба пострадавшему на ремонтные работы поврежденного транспортного средства.

Административное расследование

Автовладельцы вправе самостоятельно урегулировать конфликт при возникновении аварии. При невозможности достичь соглашения на месте происшествия, водители обязаны вызвать сотрудников ГИБДД.

Совет! Для установления виновника инцидента и масштабов механических дефектов, участники ДТП, в результате которого был нанесен вред имуществу, должны обратиться к специалистам для проведения автотехнической экспертизы.

Страховщики или сотрудники независимой организации проводят исследования для определения пунктов нарушенных правил дорожного движения, действия автовладельцев до момента столкновения при управлении машиной.

Судебное разбирательство

Рассмотрение дела в вышестоящей инстанции проводится при серьезном нанесении вреда движимому имуществу, наличии пострадавших с тяжелой степенью повреждений или смертельным исходом. Экспертиза назначается по прошению следователя на любой стадии разбирательства. Участники ДТП вправе подать ходатайство в суд первой инстанции для установления виновной стороны дорожного происшествия.

Кто проводит

Автотехническое исследование может осуществляться экспертной компанией или частным специалистом независимой оценочной организации.

Для проведения осмотра поврежденного транспортного средства техник обязан иметь документы, подтверждающие соответствующее образование и профессиональную подготовку. Данные эксперта, прошедшего аттестацию, должны быть внесены в государственный реестр.

Информация о техниках, имеющих сертификат на проведение работ по исследованию обстоятельств транспортного происшествия, находится в открытом доступе на официальном сайте Министерства юстиции.

Временные рамки проведения независимой экспертизы

Автотехническая экспертиза проводится после подачи соответствующего ходатайства от заинтересованного лица или организации (участник ДТП, суд, следователь, страховая фирма).

После удовлетворения этого ходатайства эксперт назначит место и время проведения автоэкспертизы. Крайних сроков этой процедуры закон не устанавливает, но на практике она занимает не так много времени.

Например, для полноценного осмотра и исследования транспортного средства специалисту понадобится не более 3 или 4 дней.

Срок выдачи экспертных оценок может сильно зависеть от загруженности организации, которая ее проводит, а также от ряда других важных обстоятельств:

  • техническое состояние автомобиля после аварии и факт проведения ремонтных работ уже после ДТП (в этом случае проведение экспертизы может быть существенно осложнено или полностью невозможно);
  • срок давности дорожно-транспортного происшествия;
  • необходимость использования сложных техник для установления определенных обстоятельств аварии;
  • загруженность организации, которая проводит экспертную оценку (если необходимо получить заключение специалиста как можно быстрее, то лучше всего обращаться к коммерческим организациям, а не к государственным).

Что позволяет узнать

Осмотр автомобилей, попавших в аварию, проводится для выявления причин и обстоятельств инцидента. Еще до обращения к специалистам водители должны знать, что устанавливает автотехническая экспертиза при ДТП.

Важно знать! Основная задача исследования – определение характеристик и параметров дорожной обстановки, анализ действий участников столкновения при управлении транспортными средствами.

Техническое состояние автомобилей

При осмотре машины эксперт сравнивает полученные механические дефекты с исходными данными. В рамках исследования устанавливаются показатели транспортного средства в момент столкновения:

  • скорость движения;
  • траектория;
  • состояние шин;
  • сцепление с дорожным полотном;
  • длина следа торможения, остановочного пути;
  • время прохождения расстояния до другого транспортного средства;
  • величина допустимого бокового интервала между движущимися попутными машинами;
  • дистанция между автомобилями до столкновения;
  • неисправности до момента аварийной ситуации.

Эксперт оценивает функциональность рулевого механизма, гидравлического усилителя, осветительных приборов. Специалист выясняет факторы, влияющие на устойчивость транспортного средства, возможность опрокидывания или заноса машины. При наличии неисправностей до столкновения техник устанавливает причинную связь между ранее полученными дефектами и обстоятельствами дорожного происшествия.

  Когда менять резину на зимнюю: простое сложное решение

Состояние дороги

Внешние факторы влияют на возникновение аварийной ситуации. В рамках автотехнической экспертизы при ДТП вопросы эксперту касаются состояния дорожного покрытия, корректности нанесенной разметки. Специалист при вынесении заключения учитывает наличие выбоин, ям, глубокой колеи, внешних канализационных систем.

Место ДТП

Техник изучает расположение светофоров, ограничительных дорожных знаков, мест для пешеходов. В рамках исследования устанавливается наличие и степень уклона, состояние видимости, обзорность. Для вынесения решения учитываются меры по ликвидации последствий погодных условий и других автомобилистов: уборка снега, очищение участка от жидкостей, масла или бензина.

Другие факторы

Эксперт оценивает психофизическое состояние водителей в момент инцидента. При исследовании определяются соблюдение автовладельцами ПДД, возможность предотвращения столкновения участниками ДТП. Специалист после изучения повреждений и места происшествия устанавливает причинную связь между действиями водителей и фактом возникновения аварийной ситуации.

Нововведения, о которых необходимо знать

С 1 декабря 2014 года, в соответствии со ст. 12.1 ФЗ «Об ОСАГО» оценка ущерба при ДТП осуществляется в соответствии с единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства, утвержденной Банком России. Это означает, что при составлении независимой оценки после ДТП, эксперт-техник обязан использовать данную методику.

https://www.youtube.com/watch?v=d4VURQu7BuY

Оценка ТС после ДТП не просто формальное действие. От правильной оценки ущерба зависит во многом успех всего судебного процесса.

Оценка ущерба от ДТП должна быть произведена не просто грамотным и квалифицированным экспертом, но и должна быть проведена крайне внимательно. Независимая оценка при ДТП в первую очередь включает в себя осмотр разбитого автомобиля.

Все повреждения должны быть подробно описаны и изложены в акте осмотра, который составляет эксперт.

Оценка автомобилей после ДТП включает в себя также осмотр экспертом скрытых повреждений, которые не указаны инспектором в справке ГАИ. Скрытые повреждения лучше всего фиксировать сразу вместе с явными повреждениями. Правила оценки ущерба при ДТП предписывают, что эксперт должен фиксировать только те скрытые повреждения, которые относятся к ДТП и соотносятся с внешними повреждениями.

Как правильно провести экспертизу в частном порядке

Автомобилисты вправе обратиться в коммерческие организации для осуществления независимого осмотра. Этапы назначения частной экспертизы:

  1. Выбор оценочной компании.
  2. Заключение договора, произведение оплаты.
  3. Согласование времени, места осмотра.
  4. Подготовка машины к автотехническому исследованию.
  5. Предоставление документов, оформленных на месте ДТП.
  6. Проведение осмотра.
  7. Составление заключения.

При осуществлении исследования в частном порядке инициатор экспертизы обязан своевременно оповестить о назначенных мероприятиях страховщика и других участников дорожного происшествия. Отправить уведомление нужно не позднее чем за три дня до технического осмотра.

Составление ходатайства о проведении

Исследование в частном порядке требуется для оценки дефектов транспортного средства, точного установления деталей столкновения, механизма действий водителей для определения виновной стороны. Автомобилист может составить прошение о проведении осмотра по образцу ходатайства о назначении трасологической экспертизы по ДТП. Основные данные заявления:

  • номер гражданского дела;
  • сведения ответчика, истца;
  • перечень вопросов к эксперту;
  • наименование специалиста;
  • данные плательщика на оказываемые услуги;
  • список прилагаемых документов.

Ходатайство составляется в свободной форме. В документе отражаются обстоятельства, для подтверждения или опровержения которых проводится автотехническое исследование. Право подать прошение должно быть обосновано российским законодательством.

Примерная стоимость экспертизы

Федеральные законы РФ не устанавливают, кто именно должен оплачивать услуги автоэкспертизы, но обычно это делает виновник ДТП (тем более в случае, если это делается в рамках судебного разбирательства).

Но это может сделать и пострадавшая сторона, при этом потребовать возложить расходы на проведение экспертизы на виновника аварии, если судебный иск будет выигран.

То же правило действует и в отношении повторных экспертиз, если они требуются.

Стоимость услуг по выдаче заключений в рамках автоэкспертизы также не регулируется законом, но в коммерческих организациях за это придется отдать сумму от 2500 рублей и более. Сложные экспертизы могут стоить заказчику и несколько десятков тысяч рублей. Все зависит от ценника оценочной организации, на который в первую очередь влияет объем проведенных работ и их сложность.

Стоимость процедуры

Цена услуг эксперта определяется объемом работ: чем серьезнее деформация транспортного средства, тем дольше техник будет проводить осмотр.

Важно знать! Стоимость исследования зависит и от типа, марки, года выпуска автомобиля, региона осуществления процедуры. Средняя цена автотехнической экспертизы легковой машины по России составляет не менее 2500 рублей.

Читайте также:  Работа страховым агентом. отзывы о работе :: businessman.ru

Исследование обстоятельств ДТП направлено на выявление причин столкновения, установление виновной стороны.

Автотехнический осмотр осуществляется для оценки повреждений транспортного средства, состояния дороги и окружающей обстановки, которые могли способствовать возникновению аварийной ситуации.

Водители, не согласные с вынесенным решением по делу о дорожном происшествии, вправе провести экспертизу в частном порядке.

Медицинская экспертиза при ДТП

Судебно-медицинская экспертиза проводится в случаях, если при ДТП наступила смерть человека или был причинен вред здоровью, а также для выявления состояния опьянения участников аварии (Наркологическая экспертиза).

Эксперт отвечает на вопросы о давности и причине наступления смерти, тяжести вреда здоровью человека и причине его возникновения, о наличии в организме участников ДТП алкоголя или наркотических средств.

Данная экспертиза в силу своей особой важности может проводиться только в государственных учреждениях.

  Как восстановить техпаспорт (СТС) на машину при утере?

Компания СИНЭО имеет лицензию на проведение медицинской экспертной деятельности. Узнать подробнее о стоимости перечисленных услуг, сроках и необходимых документах вы можете прямо сейчас у наших специалистов:

Вопрос эксперту

Дтп с летальным исходом или причинением тяжкого вреда здоровью. что должен знать адвокат, для создания прочной позиции защиты? часть третья — важные аспекты автотехнического исследования, в расследова

Что это такое, что она устанавливает и чем регулируется?

Автотехническая экспертиза при ДТП — это экспертное исследование автомобилей и других относящихся к аварии объектов, необходимое для выявления обстоятельств и причин ДТП, а также оценки его последствий. Она устанавливает ущерб, который был нанесен автомобилям в результате столкновения, а также виновность участников аварии.

Кроме того, на основе таких экспертиз собирается статистика, которая помогает сделать прогноз количества и характера возможных аварий, а также найти способы предотвращения возникновения аварийных ситуаций.

Экспертиза выполняется по результатам осмотра транспортных средств и анализа повреждений. Исследование автомобиля также может потребоваться для выявления поломки, которая могла стать причиной столкновения. Некачественное выполнение ремонтных дорожных работ также может послужить причиной аварийной ситуации, поэтому важно как можно раньше установить данный факт.

Обязательно ли обращаться в суд после ДТП

Согласно с условиями страхования каждый страховочный случай предполагает собой автотехническую и оценочную экспертизу. В первую очередь такого рода исследования проводятся страховыми компаниями с целью определить ущерб и рассчитать сумму необходимой страховой выплаты потерпевшему.

Зачастую результаты экспертизы, которую инициировала страховая компания, не удовлетворяют пострадавшего, и он обращается в суд.

В ходе разбирательства обязательно проводится судебная экспертиза, итог которой может показать, насколько результаты, представленные страховщиками, далеки от истины.

Если же потерпевшего не устраивают выводы и судебного эксперта, он может заказать проведение исследования независимой компанией.

Когда в аварии виноват водитель, не имеющий страхового полиса ОСАГО, то взыскание ущерба через суд – единственный выход для пострадавшего. В случае особо сложного ДТП автомобилисты обращаются за многоступенчатой экспертизой. Такая оценка аварии требуется, если был нанесен существенный вред здоровью участникам аварии или в результате столкновения сильно пострадало имущество.

Виды независимого исследования технического состояния машины

В автоэкспертизу, как понятие, входит большое количество разнообразных исследований. В зависимости от критериев подразделяют на различные виды экспертизы:

  • по составу участников экспертизы;
  • по очередности проведения;
  • в зависимости от объектов исследования;
  • в зависимости от ведомственной принадлежности организации.

По составу участников

По этому критерию экспертизы делят на единоличные, комиссионные и комплексные:

  1. Единоличные применяются для несложных случаев ДТП, когда исследование может провести один эксперт.
  2. В комиссионной экспертизе собираются мнения специалистов одной направленности для их сравнения.
  3. В комплексном исследовании привлекаются эксперты различных специальностей, иногда это могут быть медики и криминалисты (что такое криминалистическая экспертиза?).

По очередности проведения

Такое разделение используется для случаев, когда одной экспертизы бывает недостаточно.

  1. На первичном исследовании осматриваются объекты.
  2. На дополнительной экспертизе рассматриваются вопросы, не возникшие на первичном исследовании.
  3. На повторной перепроверяются данные первых двух экспертиз в случае сомнений в их достоверности, при этом участвовавшие ранее специалисты не задействуются. Как правило, является комиссионным исследованием.

В зависимости от объектов

Наиболее обширный критерий для классификации. В зависимости от объектов исследования выделяют экспертизы:

  • технического состояния транспортного средства;
  • механизма дорожно-транспортного происшествия;
  • технического состояния дороги;
  • транспортно-трасологическую (подробнее о том, что такое трасологическая экспертиза, узнайте тут);
  • автотовароведческую;
  • инженерно-психофизиологическую участников происшествия.

Подробнее будут рассмотрены наиболее важные из них.

Определение исправности транспортного средства

Исследование технического состояния автомобиля необходимо для установления наличия или отсутствия неисправностей машины перед аварией. Может случиться, что именно данная поломка стала причиной дорожно-транспортного происшествия.

Во время такой экспертизы специалист осматривает транспортное средство, выявляет неисправность и проводит анализ ее возникновения.

Он также определяет, могла ли обнаруженная поломка повлиять на управляемость и устойчивость автомобиля, а также мог ли водитель или ответственное за выпуск машины на рейс лицо, обнаружить неисправность до аварии.

Определение обстоятельств дорожно-транспортного происшествия

Экспертиза механизма ДТП (иногда ее называют экспертизой обстоятельств ДТП) определяет скорости движения автомобилей до их столкновения и в момент контакта, величину тормозного и остановочного пути.

Это исследование выявляет, какими пунктами ПДД руководствовались водители и была ли у них техническая возможность предотвратить аварию, поэтому такая автоэкспертиза является наиболее востребованной при установлении судом виновника ДТП.

Техническое состояние дороги

Экспертиза технического состояния дороги исследует состояние дорожного полотна, освещённость места происшествия, наличие дорожной разметки, дорожных знаков и конструкций, а также на их соответствие стандартам, наличия или отсутствия недостатков в организации дорожного движения в месте аварии.

В зависимости от ведомственной принадлежности организации

В зависимости от ведомственной принадлежности организации, расследующей причины и последствия ДТП, различают служебное расследование и судебную экспертизу.

Судебное исследование проводят по поручению следователей и судов в предусмотренном законом порядке лица, имеющие специальные знания.

Ее целью является установление характеристики процесса столкновения во всех фазах, определение объективных причин аварии и поведения ее участников.

В результате экспертизы лица, расследующие данное ДТП, должны получить возможность ответить на основной вопрос: имел ли место несчастный случай или событие произошло в результате неправильных действий его участников.

Внимание! Судебная экспертиза, как правило, применяется к крупным происшествиям со смертельным исходом, тяжкими и телесными повреждениями или значительным материальным ущербом.

При отсутствии телесных повреждений и смерти людей проводят только служебное расследование.

Подробнее о том, что такое судебная автотехническая экспертиза и зачем она нужна, узнайте в отдельной статье.

  Нужно ли распечатывать электронный ОСАГО в 2021 году

Виды судебных экспертиз

Судебная оценка аварии включает в себя исследования по нескольким направлениям. Это позволяет экспертам акцентировать внимание на отдельных аспектах происшествия. Только комплексные мероприятия позволяют выявить все обстоятельства ДТП. Рассмотрим каждое направление детальнее.

Автотехническая экспертиза

Данный вид исследования позволяет определить любые недостатки и неисправности машины, а также условия, при которых они могли возникнуть. К распространенным причинам возникновения поломок транспортных средств относится:

  • неправильная эксплуатация автомобиля;
  • попадание в дорожно-транспортное происшествие;
  • некачественное обслуживание или ремонт авто;
  • производственный брак.

Автотехническая экспертиза позволяет установить, могли ли повреждения ТС стать причиной конкретного ДТП. Это исследование позволяет также выявить виновных в аварии водителей.

Оценочная экспертиза

Данный вид экспертизы позволяет установить точные размеры вреда, который получило транспортное средство в результате столкновения. Данные, полученные в ходе исследования, сопоставляются с актуальной стоимостью проведения ремонтных или восстановительных работ.

Во время проведения такого исследования, эксперты учитывают естественный износ авто, потерю его товарной стоимости. В большинстве случаев оценочной экспертизой занимается страховая компания. Распространенной практикой у страховщиков является снижение размера положенной материальной компенсации. Потому пострадавшая сторона часто обращается за проведением повторной независимой экспертизы.

Трасологическая экспертиза

Трасологическое исследование после дорожно-транспортного происшествия – это оценка следов аварии, которые остались после столкновения автомобилей. К исследуемым аспектам можно отнести:

  • следы на дорожном покрытии;
  • остатки краски с кузова машины на ограждении;
  • остатки краски машины на другом авто.

Такая экспертиза позволяет установить, как двигались автомобили во время ДТП (двигались ли авто вообще), пытался ли водитель затормозить или выполнить маневр уклонения.

Судебно-медицинская экспертиза

Судебно-медицинские исследования проводятся для того, чтобы оценить состояние пострадавших в аварии людей. Такая экспертиза, в отличие от других исследований, проводится только после выздоровления пострадавшего или после его смерти.

Подобные временные отсрочки объясняются тем, что судье и другим заинтересованным лицам требуется учесть данные о состоянии пострадавшего до аварии и после предпринятых докторами медицинских мер.

Кто проводит?

Экспертизу может проводит частный специалист, так и экспертная компания. Образование и сертификация эксперта должны соответствовать требованиям, подтверждением чего является его включение в государственный реестр экспертов-техников.

Решение о профессиональной аттестации кандидатов принимается Межведомственной аттестационной комиссией для проведения профессиональной аттестации экспертов-техников, осуществляющих независимую техническую экспертизу ТС.

Независимая экспертиза: основные цели и законодательная база

Независимую оценку ущерба после ДТП обычно заказывают в том случае, если собственник машины не согласен с результатами исследования, проведенного специалистами, сотрудничающими со страховой более беспристрастен, так как не заинтересован в получении того или иного результата. Во время осмотра такой специалист замечает все, даже самые незначительные дефекты. Если выяснится, что они появились после столкновения, то заказчик может быть уверен в том, что информация о таких повреждениях будет отображена в отчете.

Перед независимым экспертом ставятся определенные задачи. Он должен:

  • убедиться, что при первичном исследовании были выявлены не все повреждения;
  • определить реальный размер причиненных убытков;
  • найти и оценить скрытые повреждения автомобиля.

Инициатором проведения сторонней оценки в большинстве случае является автовладелец. Страховая компания может обратиться к такому специалисту только в случае возникновения спора с собственником машины, если разногласия касаются суммы компенсации.

Независимая экспертиза автомобиля – процедура, которая строго регламентируется действующим законодательством. В своей работе оценщик опирается на нормы:

  • Федерального закона от 25.04.2002 года «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» №40-ФЗ;

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *