Аскон: Регуляторная гильотина в действии: новые требования к труду водителе

Мы продолжаем серию статей, посвященных реформированию контрольно-надзорной деятельности и в частности реформе обязательных требований. Разберемся, что делать специалисту в области охраны труда после масштабной замены нормативных актов.

В соответствии с профстандартом главная цель профессиональной деятельности специалиста в области охраны труда — это профилактика несчастных случаев и профзаболеваний на производстве, а также уменьшение или полное устранение воздействия на работников вредных и опасных производственных факторов, снижение профессиональных рисков[1].

Достижение этой цели возможно, если специалист обладает достаточными знаниями, умениями и навыками для того, чтобы спланировать и реализовать в единой системе охраннотрудовые мероприятия и управлять этим процессом сообразно со складывающимися обстоятельствами.

Безусловно, масштабная замена нормативных актов в рамках реализации механизма регуляторной гильотины — обстоятельство уникальное и требующее комплексного подхода.

Мы привыкли к тому, что между опубликованием нормативного акта и его вступлением в законную силу проходит некоторое время, за которое мы успеваем подготовить внесение изменений в локальные акты организации, спланировать и подготовить мероприятия по реализации новых требований. Но в конце декабря 2020 г.

мы столкнулись ситуацией, когда менее чем за месяц до вступления в силу были опубликованы десятки новых правил по охране труда со скоростью 3–4 документа в сутки! 

В этой ситуации даже бывалых специалистов накрывает паника. Мы предлагаем пошаговую инструкцию, чтобы снять ряд возникающих вопросов и без суеты ввести в действие новые требования.

Что делать после 1 января? есть план!

Большинство специалистов озадачились этим вопросом еще весной 2020 г.

, поскольку информация о размещении на сайте проектов нормативных актов текстов новых правил появилась именно в 1 квартале прошедшего года.

В процессе отслеживания обновлений складывалось понимание масштаба будущей проблемы. Но даже если вы этого не делали, то порядок введения в действие новых нормативных актов на предприятии будет для всех един.

Схематично можно визуализировать его в виде пошагового алгоритма:

Аскон: Регуляторная гильотина в действии: новые требования к труду водителе

Шаг 1. Выбираем нормативные акты, касающиеся деятельности предприятия, исходя из их сферы регулирования.

  • Чтобы это выяснить, нужно пересмотреть список новых Правил по охране труда (далее — ПОТ) и вычленить из него те, что касаются деятельности вашей организации.
  • Напомним, что всего Минтрудом России опубликовано 45 ПОТ:
  • • при производстве цемента;
  • • при проведении работ в легкой промышленности;
  • • при хранении, транспортировке и реализации нефтепродуктов;
  • • в строительстве;
  • • в морских и речных портах;
  • • в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при проведении лесохозяйственных работ;
  • • в сельском хозяйстве;
  • • при осуществлении охраны (защиты) объектов и(или) имущества;
  • • при проведении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоопарках (зоосадах);
  • • при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных ресурсов;
  • • при эксплуатации подвижного состава железнодорожного транспорта;
  • • при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта;
  • • при работе на высоте;
  • • при эксплуатации электроустановок;
  • • при работе с инструментами и приспособлениями;
  • • при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования;
  • • при погрузочно-разгрузочных работах размещении грузов;
  • • при выполнении электросварочных и газосварочных работ;
  • • при эксплуатации промышленного транспорта;
  • • при нанесении металлопокрытий;
  • • на автомобильном транспорте;
  • • на судах морского и речного флота;
  • • при производстве строительных материалов;
  • • при осуществлении пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте;
  • • при использовании отдельных видов химических веществ и материалов;
  • • в метрополитене;
  • • на городском электрическом транспорте;
  • • при выполнении окрасочных работ;
  • • в полиграфических организациях;
  • • в ограниченных и замкнутых пространствах;
  • • в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности;
  • • при обработке металлов;
  • • в подразделениях федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы;
  • • при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работах;
  • • при производстве пищевой продукции;
  • • при эксплуатации тепловых энергоустановок;
  • • при проведении работ в особых климатических условиях;
  • • при проведении водолазных работ;
  • • при возведении мостов;
  • • в организациях связи;
  • • при производстве боеприпасов;
  • • в учреждениях здравоохранения;
  • • в жилищно-коммунальном хозяйстве[2];
  • • в организациях отдыха и оздоровления детей;
  • • в организациях общественного питания.

Узнать это просто, поскольку все ПОТ содержат информацию о сфере регулирования. Для примера сравним в этой части ПОТ при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов[3] и ПОТ в ЖКХ[4].

В первом случае ПОТ распространяются на широкий круг лиц, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы, транспортирующие и размещающие груз, а во втором случае — только на тех, кто эксплуатирует конкретные объекты инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства:

Аскон: Регуляторная гильотина в действии: новые требования к труду водителе

  1. Изучив в этой части все 45 ПОТ, можно сделать выборку тех, что касаются только вашей организации. Так, для типичной управляющей компании по обслуживанию многоквартирных жилых домов нами выбраны сразу девять новых правил:
  2. • при работе на высоте;
  3. • при эксплуатации электроустановок;
  4. • при работе с инструментами и приспособлениями;
  5. • при погрузочно-разгрузочных работах, размещении грузов;
  6. • при выполнении электросварочных и газосварочных работ;
  7. • на автомобильном транспорте;
  8. • в ограниченных и замкнутых пространствах;
  9. • при эксплуатации тепловых энергоустановок;
  10. • в ЖКХ.

В каждом ПОТ есть уточнения в части обязанностей работодателя (к примеру, см. извлечение из ПОТ в ЖКХ).

Аскон: Регуляторная гильотина в действии: новые требования к труду водителе

Соответственно, мероприятия по исполнению этих требований необходимо интегрировать в систему управления охраной труда (далее — СУОТ) предприятия, спланировав, что конкретно нужно сделать, в какие сроки, за счет каких средств и кто за это будет ответственным. По сути, в практической реализации указанных мероприятий будут в разной степени задействованы все работники предприятия, а сами мероприятия станут частью производственной деятельности.

Но прежде чем вы это сделаете, мы рекомендуем сравнить тексты вновь принятых ПОТ с текстами ранее действовавших.

Шаг 2. Проводим сравнительный анализ требований нормативных актов.

Для этого можно воспользоваться услугами одной из справочных правовых систем, если есть такая возможность, или воспользоваться специальными онлайн-сервисами[5] и программами типа ABBYY Comparator.

О реформе

«Регуляторная гильотина» — инвентаризация всех действующих и обязательных для бизнеса требований с целью понять — соответствуют ли они современным реалиям. Если соответствуют, то нормы остаются, если нет, то они отменяются или изменяются. Не секрет, что этих норм чересчур много.

Более того, среди них до сих пор встречаются те, что были приняты еще при СССР. При нынешнем уровне технологического развития это является одним из основных препятствий для развития бизнеса, при этом не достигается ключевая цель этих требований — безопасность людей.

Именно поэтому Правительство приняло решение провести «регуляторную гильотину».

Цели реформы

Реформа контрольно-надзорной деятельности нацелена на повышение уровня безопасности и устранение избыточной административной нагрузки на субъекты предпринимательской деятельности.

Она проводится с помощью отмены всех неактуальных нормативных актов в сфере надзора и контроля, а также построения новой, современной, эффективной системы государственного контроля (надзора), направленной на снижение социально значимых рисков.

Ход реформы

В рамках «дорожной карты» федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию в сфере контроля и надзора, должны подготовить новую структуру нормативного регулирования для каждой сферы общественных отношений или вида контроля/надзора. Также должны быть подготовлены проекты федеральных законов, устанавливающие обязательные требования в отдельных сферах или вносящие изменения в законодательство в целях систематизации обязательных требований и исключения установления изъятий из гражданских прав на подзаконном уровне.

План мероприятий («дорожная карта») по реализации механизма «регуляторной гильотины», утверждённый Правительством Российской Федерации

Результаты

  • Приняты федеральные законы «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и «Об обязательных требованиях»
  • Разработано и согласовано новое нормативное регулирование для каждой сферы общественных отношений, включая проекты федеральных законов и подзаконные акты
  • Пересмотрены нормативные правовые акты, устанавливающие требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора)
  • Сокращено на 33% количество обязательных требований
  • Принято новое нормативное регулирование во всех сферах общественных отношений

Новая система законодательства действует с 1 января 2021 года

Читайте также:  Восстановление подушек безопасности автомобиля - способы ремонта и рекомендации

Участники «Регуляторной гильотины»

В июле 2020 года Государственной Думой принят федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Он предусматривает: закрепление применения риск-ориентированного подхода; возможности применения альтернативных инструментов регулирования; перечень и порядок контрольно-надзорных мероприятий; процедуры профилактики и иных мер по предупреждению рисков; порядок привлечения подконтрольных лиц к ответственности и оспаривание действий инспектора.

Кроме этого данным законом расширяются гарантии для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении в отношении их государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

В этот же период Государственной Думой принят и федеральный закон об обязательных требованиях. Законом определяются правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в НПА требований, которые связаны с осуществлением экономической деятельности.

Также законом устанавливается, что Правительство Российской Федерации до 1 января 2021 года обеспечивает признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмену нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). Вместо нормативных правовых актов, прекращающих своё действие, должно быть обеспечено принятие нормативных правовых актов, соответствующих новым принципам установления обязательных требований.

Оба федеральных закона приняты Государственной Думой 22 июля 2020 года и одобрены Советом Федерации 24 июля 2020 года, 31 июля 2020 года подписаны Президентом Российской Федерации В.Путиным.

Аскон: Регуляторная гильотина в действии: новые требования к труду водителе

Документы

Будем время считать по-новому. Режим труда и отдыха водителей в 2021 году

Валерий Войтко и Игорь Пасынков – о плохом и хорошем в новом приказе Минтранса, регулирующем РТО.

Добрый день, уважаемые коллеги. Для кого-то уже добрый вечер, а если смотреть совсем на восток, то там уже наступает утро следующего дня.

К чему у меня такое вступление? К тому, что территория России действительно огромна, и в привязке к автоперевозкам понятно, что в силу разнообразия географических и климатических условий и протяженности страны очень сложно сочинить какие-то единые требования, которые покрывали бы все особенности эксплуатации автомобильного транспорта.

У нас было достаточно много материалов, касающихся тахографии и РТО. Это как раз тот самый случай, когда единообразные требования подобрать крайне сложно, и многие положения 15 приказа Минтранса, который регулирует особенности рабочего времени водителя, вызывали у нас обоснованную критику и претензии.

«Регуляторная гильотина»: масса нормативных актов отменяется или изменяется

Сейчас идёт процесс, названный «регуляторной гильотиной», когда устаревшие законы отменяют, а существующие корректируют в сторону их полной адаптации к современным условиям. Под эту гильотину попадает множество нормативных актов, регулирующих деятельность автомобильных перевозок. Один из таких документов – пресловутый 15-й приказ Минтранса.

Так вот, с 1 января 2021 года 15-й приказ прекращает своё действие. Но взамен вступает в силу приказ №424, который заново прописывает основные положения режима труда и отдыха водителей.

Как и предыдущая редакция, 424-й приказ касается внутрироссийских перевозок и не касается международников.

Перевозчикам и водителям придётся выбрасывать из головы всё, что связано с 15-м приказом и заново изучать новые требования, прописанные в приказе №424.

«Не послабления – скорее, некоторая свобода выбора»

Я не скажу, что в новом приказе есть фундаментальные послабления. Но там появились положения, которые дают возможность перевозчику и самому водителю адаптировать эти требования к постоянно меняющимся условиям работы.

Так, например, если водитель работает в составе экипажа, то для второго водителя его нахождение в кабине рабочим временем не считается, в то время как в прошлой редакции оно таким считалось.

Ранее первую остановку после начала движения водитель должен был делать через 4 часа.

Сейчас этот срок увеличен до 4 часов 30 минут, но при этом следующий пункт разрешает увеличить время движение еще на один час, если надо доехать до стоянки или места разгрузки.

Это не послабление, это возможность учесть реальную ситуацию, реальную обстановку на дороге и подогнать свой график движения именно под неё, не нарываясь на несправедливые штрафы за лишние 5-10 минут просрочки.

И так по многим пунктам. У водителя появляется хотя бы относительная свобода маневра, чтобы и режим труда и отдыха соблюдать, и вписываться в реально складывающуюся дорожную обстановку. Пробки, снежные заносы, отсутствие мест на стоянке – сейчас, попадая в подобные ситуации, он уже может не нервничать, а спокойно продолжать движение до следующей точки, где можно остановиться.

Вопросы остаются, но с таким РТО можно работать без штрафов и взяток

Игорь Пасынков, руководитель транспортной компании:

— Первое, что видим – исчезло правило «8 часов, а дальше ты нарушитель». Нет, 2 часа мы можем еще двигаться, искать стоянку, спешить на разгрузку. Действительно, остались достаточно жесткие требования по суммарной продолжительности рабочего дня, но мы видим и много хорошего. Есть даже такая фраза, что рабочее время может рассчитываться помесячно, потому что ограничивать рейсы необходимыми 90 часами сложно.Но читаем дальше и видим всё то же самое. Сперва фразы о суммарном учете рабочего времени, а потом вдруг бах – и опять идут жесткие требования. Такое чувство, что разные люди писали закон и вносили правки. Документ не пронизан какой-то общей идеей. Он написан людьми, которые никогда не имели нужны в режиме труда и отдыха и не будут им пользоваться, которые не являются специалистами.

Что есть, то есть, и я даже знаю причину такого явления. Дело в том, что обсуждение положений, которые не нравились перевозчикам в 15 приказе, велось очень давно, последние несколько лет.

Это были экспертные советы, рабочие группы, действуя в которых мы доносили свои претензии и свои варианты исправлений. Часть предложений перевозчиков попали в 424 приказ. Поэтому и складывается впечатление, что документ несколько разнородный.

Там, где учитывалось мнение автоперевозчиков, где применялись предложенные ими корректировки, вопросов нет. Но остальное осталось в прежней идеологии, в прежней парадигме.

К регулированию особенностей РТО на конкретном предприятии можно привлекать профсоюзы

Игорь Пасынков, руководитель транспортной компании:

— Единственное, что радует – впервые я здесь вижу, что существуют первичные организации, существует коллективный договор, всё то, без чего РТО на самом деле вообще не имеет права на существование. В связи с тем, что появляются профсоюзные организации, все проблемы становятся решаемы внутри каждой компании-работодателя. Это хорошо.Даже если это все результаты деятельности за последние несколько лет (а о РТО говорят с года 14-го), так, тихим шагом и дойдем до нормального состояния, когда привлекут людей, которые будут прямо заинтересованы в нормальном РТО. Может, будут не кусочки вставлять, а напишут действительно здравый нормальный режим.

Вот ссылка на сам документ. Скачивайте, распечатывайте и изучайте. Те вещи, которые там прописаны, на слух воспринимаются слабо: их надо читать, составлять табличку, сравнивать со старой редакцией. Только после такого изучения у вас в голове отложится информация, которая полезна и необходима.

https://www.overdriveonline.com/

https://www.overdriveonline.com/

Источник: канал Валерия Войтко

Аскон: Регуляторная гильотина в действии: новые требования к труду водителе

Эффективность транспортного процесса во многом зависит от организации работы водителя. Работа всего управленческого персонала службы организации перевозок должна быть направлена на создание условий высокопроизводительного и экономичного труда водителя. Труд водителя протекает в напряженных условиях.

На его здоровье неблагоприятно сказываются повышенный уровень шума, загазованность, вибрации на рабочем месте, колебания температуры в зимнее время. Водитель выполняет ответственные функции в процессе перевозок, принимает груз у грузоотправителя, сопровождает его в пути, сдает грузополучателю.

На него возлагается ответственность за сохранность груза и транспортного средства. При управлении автомобилем в транспортном потоке от водителя требуется постоянное внимание.

Организация труда водителя на предприятиях независимо от их организационно-правовой формы должна соответствовать «Положению о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденному постановлением Минтруда РФ от 25 июня 1999 г. N 16. Продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Длительность ежедневной работы определяется длительностью рабочей недели (6 или 7 дней), правилами внутреннего распорядка и графиками сменности. Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем — 7 часов.

Читайте также:  Должностная инструкция инструктора по вождению (примерная) - образец 2021

Если продолжительность рабочей смены водителя не меняется в течение рабочих дней, то используют поденный учет рабочего времени, то есть отработанное время учитывается по дням работы. Сверхурочные часы учитываются отдельно и не компенсируются недоработкой в другие дни. .

По условиям производства для водителей не всегда возможен учет отработанного времени по дням, поэтому чаще применяют суммированный учет.

Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему.

При этом необходимо, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала числа рабочих часов при 40-часовой рабочей неделе. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.

Требования к квалификации водителей

Помимо внеочередного обучения по охране труда Приказом Минтранса России от 31.07.

2020 N 282 «Об утверждении профессиональных и квалификационных требований, предъявляемых при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце первом пункта 2 статьи 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения внесены изменения в профессиональные и квалификационные требования, предъявляемые при осуществлении перевозок к следующим работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей:

  • водитель легкового автомобиля;
  • водитель грузового автомобиля;
  • водитель автобуса;
  • водитель троллейбуса;
  • водитель трамвая;
  • контролер технического состояния транспортных средств;
  • контролер технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта;
  • специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения;
  • консультант по вопросам безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

Актуализация и восполнение недостающих профессиональных квалификационных требований осуществляется образовательной организацией, реализующей основные программы профессионального обучения — программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих (ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Аскон: Регуляторная гильотина в действии: новые требования к труду водителе

27 сентября 2021 года вступит в силу приказ Минтруда № 59н, утвердивший Правила по охране труда на автомобильном транспорте (далее — Правила).

Правила прошли регистрацию в Минюсте, поэтому будут обязательными для работодателей.

Они не распространяются на работников, которые заняты техническим обслуживанием и эксплуатацией напольного безрельсового колесного транспорта на внутризаводских территориях.

До момента, когда Правила вступят в силу, нужно провести следующие мероприятия:

  • разработать и утвердить инструкции по охране труда для водителей;
  • разработать и утвердить программы инструктажа на рабочем месте и обучения по охране труда для водителей;
  • внеплановый инструктаж по охране труда;
  • внеочередную проверку знаний по охране труда.

Что изменилось

Правила стали современными. Вместо топки углем теперь нужно установить автоматические воздушные тепловые завесы (п. 29 Правил). Конкретизировали требования к плану расстановки техники, его нужно будет утверждать приказом работодателя. Ужесточили требования к аккумуляторным (п. 137 Правил). Также изменения коснулись требований охраны труда при работе с инструментом и приспособлениями.

Полностью исключили раздел «Электробезопасность», так как он дублировал Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденные приказом Минэнерго от 13.01.2003 № 6. В приложении утвердили наряд-допуск на работы с повышенной опасностью.

Перечень вредных и опасных производственных факторов. В Правилах дополнили перечень производственных фактов, которые могут воздействовать на работников при эксплуатации транспортных средств. Теперь в него включили физические и нервно-психические перегрузки.

Средства коллективной защиты. В программу инструктажа и инструкции по охране труда нужно будет включить сведения о коллективных средствах защиты согласно Правилам по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования (утв. приказом Минтруда от 23.06.2016 № 310н; далее — Правила № 310н).

Периодичность обучения по охране труда. Повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца и проверку знаний не реже одного раза в 12 месяцев теперь будут проводить только для сотрудников, которые выполняют работы с повышенными требованиями охраны труда.

https://www.youtube.com/watch?v=Xq7Ur0PNqso

Труд водителей связан с повышенной опасностью для окружающих (ст. 1079 ГК). Поэтому работодатель обязан проследить, чтобы водители проходили повторный инструктаж не реже одного раза в три месяца, а проверку знаний — не реже одного раза в 12 месяцев. Срок, который исчисляют месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца (ч. 2 ст. 4.8 КоАП).

Требования к производственной территории. Производственные здания и сооружения, помещения и площадки должны отвечать требованиям Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30.12.2009 № 384-ФЗ). Раньше они должны были соответствовать только строительным нормам и правилам.

Требования к санитарно-бытовым помещениям. Из Правил исключили пункт об устройстве мест для курения в производственных помещениях.

Убрали требования об оснащении столовой с полуфабрикатами, о создании фельдшерского пункта и медпункта в зависимости от численности работников, о площади комнаты для предрейсового медосмотра и комнаты для отдыха, о гигиенических душах для женщин и отдельных курительных комнат для них.

Также исключили требование о передвижных столовых, об оснащении туалетов писсуарами и т. п. Вместо этого указали, что работодатель должен оборудовать санитарно-бытовые помещения по установленным нормам (п. 14 Правил).

Режим труда и отдыха. Такой раздел из Правил исключили. Определили, что режим труда и отдыха устанавливают правила внутреннего трудового распорядка и иные локальные нормативные акты работодателя (п. 13 Правил).

Управлять грузовым автомобилем можно будет только с 21 года

МВД предлагает ужесточить допуск к управлению грузовыми автомобилями.

Так, в ведомстве хотят увеличить минимальный возраст водителей грузовиков с 18 лет до 21 года, а для получения соответствующей категории (категория C) ввести обязательное требование о наличии как минимум одного года стажа по категории B.

Проект измененений в закон «О безопасности дорожного движения» опубликован на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов. До 3-го октября будет проводиться его антикорупционная экспертиза.

На данный момент, отметим, научиться управлять грузовым автомобилем и получить соответствующее водительское удостоверение можно с нуля — без опыта вождения — и сразу же по достижении совершеннолетия. То есть с 18 лет.

Однако в МВД считают, что уровень подготовленности водителей грузовиков необходимо повысить: во-первых, увеличить для них минимальный возраст, с которого они смогут управлять большегрузами, а во-вторых, допускать за руль таких машин только тех, кто уже имеет опыт управления хотя бы легковым автомобилем. В ведомстве ссылаются на опыт других стран (Казахстан, Беларусь, государства ЕС), где применяется поэтапный допуск к управлению транспортными средствами — в частности, от их меньшей к большей грузоподъемности.

Так, в соответствии с проектом изменений в закон «О безопасности дорожного движения» общие требования к получению категории C могут сделать следующими: возраст — не младше 21 года, срок дейстующей категории B — как минимум один год. Допускается также наличие категории D либо подкатегорий C1 или D1.

При этом тот, кто уже прошел обучение на управление более «легким» — от 3,5 до 7,5 тонн — грузовым автомобилем (подкатегория C1) и чьему водительскому удостоверению тоже исполнился год, может претендовать на категорию C с 19-летнего возраста.

Сдать на подкатегорию C1, в свою очередь, можно будет, как и прежде, с 18 лет. Правда, требование о наличии годового водительского удостоверения категории B в этом случае также введут.

Кстати, что примечательно, по планам МВД, получить категорию B и самостоятельно управлять легковым автомобилем (но только под присмотром опытного водителя!) можно будет уже с 17 лет.

  • Условия же допуска к управлению автопоездами не изменятся: пройти обучение на категорию CE смогут те, кто уже как минимум в течение года являются обладателями категории C.
  • Напомним: возможные изменения в системе обучения водителей МВД презентовало еще в апреле этого года — после того как в Министерстве транспорта предложили свой очередной вариант ужесточения допуска к управлению автомобилями — разделение водителей на любителей и профессионалов.
  • Кстати, этот законопроект Министерства транспорта, который предусматривает, что тем, кто собирается работать водителем, придется пройти дополнительное обучение и каждые пять лет подтверждать свою квалификацию, получил отрицательное заключение Министерства экономического развития и будет дорабатываться.
Читайте также:  Нужен ли техосмотр для электронного ОСАГО в 2021

В свою очередь, законопроект МВД только вынесен на публичное обсуждение, оно продлится до 3-го октября. К этому же времени должна быть проведена и его антикоррупционная экспертиза.

Помимо изменения допуска к управлению грузовыми автомобилями, документ также вводит дополнительные требования для водителей автобусов, предусматривает обмен иностранных водительских удостоверений категорий C и D и подкатегорий C1 и D1 (кроме выданных в государствах ЕАЭС) на национальные российские только после прохождения соответствующего обучения и сдачи экзаменов, устанавливает срок действия иностранных водительских удостоверений — не дольше шести месяцев с момента получения вида на жительства или гражданства, закрепляет отдельную систему обучения для кандидатов в водители, не достигших совершеннолетия, и запрещает тем, кто был лишен прав за управление транспортным средством в состоянии опьянения, сдавать экзамены на получение водительского удостоверения в течение всего срока действия наказания.

Как проводят повышение квалификации водителей

Водитель относится к категории рабочих, к которым предъявляют повышенные требования к профессиональному отбору (приказ Минтранса от 15.01.2014 № 7). Его специфические знания и навыки подтверждают водительским удостоверением на право управления транспортным средством с соответствующей категорией (ст. 65 ТК).

Изменения в правилах по охране труда в 2021 году

Компании, чья деятельность связана с отраслями, которых коснулись новшества, должны внести изменения в локальные нормативные акты, организовать внеплановые инструктажи для сотрудников и организовать обучение с внеочередной проверкой знаний.

Для начала определимся с отраслями, для которых выпустили новые требования.   

Список новых правил по охране труда — 2021

  • Правила по охране труда в медицинских организациях
  • Правила по охране труда эксплуатации объектов теплоснабжения и теплопотребляющих установок
  • Правила по охране труда при проведении водолазных работ
  • Правила по охране труда при хранении, транспортировании и реализации нефтепродуктов
  • Правила по охране труда при выполнении работ в театрах, концертных залах, цирках, зоотеатрах, зоопарках и океанариумах
  • Правила по охране труда при эксплуатации электроустановок
  • Правила по охране труда при работе в ограниченных и замкнутых пространствах
  • Правила по охране труда при производстве строительных материалов
  • Правила по охране труда при обработке металлов
  • Правила по охране труда на морских судах и судах внутреннего водного транспорта
  • Правила по охране труда при выполнении электросварочных и газосварочных работ
  • Правила по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте
  • Правила по охране труда при производстве дорожных строительных и ремонтно-строительных работ
  • Правила по охране труда в подразделениях пожарной охраны
  • Правила по охране труда на городском электрическом транспорте
  • Правила по охране труда при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании мостов
  • Правила по охране труда на автомобильном транспорте
  • Правила по охране труда при выполнении работ на объектах связи
  • Правила по охране труда при производстве отдельных видов пищевой продукции
  • Правила по охране труда в целлюлозно-бумажной и лесохимической промышленности
  • Правила по охране труда при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов
  • Правила по охране труда при выполнении окрасочных работ
  • Правила по охране труда при осуществлении грузопассажирских перевозок на железнодорожном транспорте
  • Правила по охране труда при работе с инструментом и приспособлениями
  • Правила по охране труда при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования
  • Правила по охране труда при использовании отдельных видов химических веществ и материалов, при химической чистке, стирке, обеззараживании и дезактивации
  • Правила по охране труда при проведении полиграфических работ
  • Правила по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества
  • Правила по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта
  • Правила по охране труда при работе на высоте
  • Правила по охране труда при производстве цемента
  • Правила по охране труда при проведении работ в легкой промышленности
  • Правила по охране труда при нанесении металлопокрытий
  • Правила по охране труда в жилищно-коммунальном хозяйстве
  • Правила по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов
  • Правила по охране труда в сельском хозяйстве
  • Правила по охране труда при проведении работ в метрополитене
  • Правила по охране труда при эксплуатации объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта
  • Правила по охране труда в лесозаготовительном, деревообрабатывающем производствах и при выполнении лесохозяйственных работ
  • Правила по охране труда в морских и речных портах

Действия работодателей в связи с изменениями

Компаниям необходимо сделать несколько шагов. 

1. Внести изменения в локальные нормативные акты: инструкции по охране труда, программы обучения, программы инструктажей. 

Сделать это нужно было еще до вступления правил в силу. Согласно ст. 5.27.1 КоАП, нельзя допускать до работы необученных сотрудников. За это грозят серьезные штрафы. 

Обновлять следует те инструкции по охране труда, которые затрагивают функционал или трудовую деятельность специалистов из обозначенных отраслей. То есть офисных сотрудников по большей части это не касается. Но если вы имеете дело с теми, кто работает на высоте, работает на промышленном транспорте или осуществляет погрузочно-разгрузочные работы, то для них придется переработать инструкции. 

Удобные инструменты для учета кадровых событий, формирования приказов и других документов.

Попробовать

  • С изменениями в локальных нормативных актах должен быть ознакомлен профсоюз, если он есть.
  • Также внесенные изменения следует донести до сотрудников — они должны поставить подпись в специальном журнале или на листе согласования.
  • Утвердить документ по охране труда лучше приказом.    

2. Организовать внеплановые инструктажи с сотрудниками

Для проведения внепланового инструктажа по новым инструкциям нужно издать приказ.

3. Организовать обучение и внеочередную проверку знаний

Это делается в течение месяца после вступления в силу новых требований и тоже на основании приказа. 

Проверку знаний проводит комиссия, члены которой уже прошли в учебном центре соответствующее обучение и внеочередную проверку знаний с учетом новых требований. Такое требование прописано в п.2.3.2 Порядка № 1/29.  

Внутренняя комиссия не может провести экзамен. Результаты внеочередной проверки оформляются протоколом. Также вносится запись в удостоверение по охране труда. 

Образец протокола заседания комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников

В Письме Минтруда от 14.01.2021 № 15-2/10/В-167 даются разъяснения по действиях, которые необходимо предпринять работодателям в связи со вступлением в силу новых правил.  

Механизм «регуляторной гильотины» | Министерство экономического развития Российской Федерации

  • «Регуляторная гильотина» — инструмент масштабного пересмотра и отмены нормативных правовых актов, негативно влияющих на общий бизнес-климат и регуляторную среду.
  • Целью реализации «регуляторной гильотины» является тотальный пересмотр обязательных требований, в соответствии с которым нормативные акты и содержащиеся в них обязательные требования должны быть пересмотрены с широким участием предпринимательского и экспертного сообществ.
  • Задача «гильотины» – создать в сферах регулирования новую систему понятных и четких требований к хозяйствующим субъектам, снять избыточную административную нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности, снизить риски причинения вреда (ущерба) охраняемым ценностям.

В соответствии с поручением Президента, в рамках его послания Федеральному Собранию, Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить отмену с 1 января 2021 г.

всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора), и введение в действие новых норм, содержащих актуализированные требования, разработанных с учетом  риск-ориентированного подхода и современного уровня технологического развития в соответствующих сферах (подпункт «б» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации (№ Пр-294 от 26 февраля 2019 г.) по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 г.).

Работа по реализации «регуляторной гильотины» проводится в соответствии с утвержденной Правительством Российской Федерации «дорожной картой» с обязательным привлечением всех заинтересованных сторон – представителей предпринимательского, экспертного, научного сообществ.

В рамках исполнения пункта 2 Дорожной карты Минэкономразвития является ответственным за разработку проекта Федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», который призван определить понятие обязательного требования, регламентировать процесс разработки и принятия таких требований, установить цели и основные принципы их закрепления в законодательстве, обеспечить закрепление на законодательном уровне механизма отмены с 1 января 2021 г. ранее действовавших обязательных требований.

В целях реализации реформы Подкомиссией по совершенствованию контрольных (надзорных) и разрешительных функций федеральных органов исполнительной власти утверждены составы 41 рабочей группы по реализации механизма «регуляторная гильотина».

Деятельность рабочих групп будет направлен на участие в формировании новых структур регулирования, подготовке проектов нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, а также других документов в соответствующих сферах общественных отношений.  

Подробнее на сайте: knd.ac.gov.ru

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *