Ошибка
- Невозможно загрузить ленту новостей
Такие данные независимых опросов, проведенных страховыми медицинскими организациями, привела член комитета Государственной Думы по охране здоровья, доктор медицинских наук Салия Мурзабаева в своем выступлении на Коллегии Министерства здравоохранения Республики Башкортостан. Заседание состоялось 5 марта 2013 года в Уфе и было посвящено итогам деятельности учреждений здравоохранения за 2012 год и определению задач на будущее.
По словам депутата Мурзабаевой, объемы медицинских услуг, их виды и качество должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, а также передовым научным достижениям.
Государственное финансирования системы здравоохранения должно составить не менее 4,7% валового внутреннего продукта, как в экономически развитых странах.
Сегодня у нас этот показатель не превышает 3,2 — 3,5%, отметила Салия Мурзабаева.
Она сообщила также, что в органы власти поступают обращения граждан о ликвидации в сельской местности фельдшерско-акушерских пунктов, больниц, родильных отделений.
Данный вопрос обсуждался на февральском заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов при Президенте России.
Владимир Путин отметил, что в рамках программы модернизации здравоохранения предполагалось расширение сети и улучшение качества работы медучреждений, а происходит наоборот, общая идеология модернизации искажается на местах.
Предусмотренное Программой развития здравоохранения сокращение объемов стационарной помощи необходимо осуществлять за счет более эффективного использования существующего коечного фонда, его перепрофилирования, сокращения средней длительности пребывания на койке и увеличения ее оборота, а также расширения выездных и стационаро-замещающих форм работы. Это отражено в Программе госгарантий бесплатной медпомощи на 2013-2015 годы, где установлены нормативы ее объемов и финансовые затраты.
Второй вопрос, на котором акцентировала внимание Салия Мурзабаева, — это передача полномочий по организации оказания первичной медицинской помощи на уровень субъектов. Для того, чтобы нормы федеральных законов работали, они должна быть прописаны и конкретизированы в региональном законодательстве.
Источник: http://ria-ami.ru/
Вначале прошлого года вступил в силу закон об обязательном медицинском страховании. Он стал поистине долгожданным для многих российских граждан, постоянно зарегистрированных по адресу места жительства в одном субъекте Российской Федерации, а работающих или пребывающих длительное время в другом регионе.
Ведь многие из них были лишены возможности за счет средств обязательного медицинского страхования получать медицинскую помощь, включая проведение обследований. Исключение составляла разве что экстренная медпомощь. А еще человеку могло повезти с работодателем: если тот оказывался законопослушным и заботливым, многие проблемы решались.
Но везет, как известно, не каждому.
В результате лица, работающие, например, в Москве и не имеющие московского полиса, проходили обследования и консультации у врачей в платных медицинских клиниках, оставляя уплаченные работодателями взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования неработающими.
Закон об обязательном медицинском страховании предусматривает выдачу полисов единого образца на всей территории Российской Федерации с 1 мая прошлого года. Уже прошел достаточный срок, чтобы система заработала. Однако больницы по-прежнему делят людей на своих и чужих.
Вот случай из жизни: житель Екатеринбурга Александр Н. переехал жить в Москву. В родном городе, будучи в гостях у мамы, он заодно оформил полис обязательного медицинского страхования. Казалось бы, какая разница? Ведь согласно закону, документ должен действовать на территории всей страны.
В столице Александр решил воспользоваться своим законным правом на получение бесплатной медицинской помощи. Однако каково же было его удивление, когда в одной из столичных поликлиник ему прочитали нотацию и сообщили о необходимости срочной регистрации полиса в московском офисе страховой компании.
Регистраторы ссылались на отказ страховых компаний оплачивать услуги поликлиники, оказанные иногороднему пациенту, не имеющему московского «штампа».
Все бы ничего, вот только почему взаимодействие поликлиники и страховой компании должно влиять на оказание гражданам РФ гарантированных им бесплатных медицинских услуг?
Надо признать, что медицинский отказ не всегда беспочвенен.
Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Минздравсоцразвития РФ, предусматривают, что территориальные фонды обязательного медицинского страхования, выдавшие полис, возмещают средства тому органу, где оказывалась медицинская помощь, только в объеме базовой программы обязательного медицинского страхования. Иными словами, за лечение «сверх нормы» врачу не заплатят.
Конечно, с полисом, выданным другой медицинской страховой организацией, в облуживании гражданину не откажут, но замечание, при котором обратившийся получит массу отрицательных эмоций, сделают.
По закону, базовая программа обязательного медицинского страхования включает в себя первичную медико-санитарную помощь, в том числе профилактическую помощь, скорую медицинскую помощь и специализированную медицинскую помощь в определенных случаях. Они перечислены в законе. К тому же правительство страны вправе расширять перечень заболеваний и состояний, включаемых в базовую программу обязательного медицинского страхования.
Как бы то ни было, благое начинание о возможности граждан пользоваться одним полисом на всей территории страны, так прекрасно анонсированное в СМИ и закрепленное в законе, на данный момент имеет ограниченное действие и часто неверно трактуется медицинскими организациями. Ведь оказывать медицинскую помощь в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования медицинская организация обязана всегда.
Справка «РГ»
На сегодняшний день крупнейшие российские страховые медицинские организации представлены в каждом регионе. Однако помимо них в реестрах территориальных фондов ОМС значатся и страховые медицинские организации, работающие в основном на региональном уровне, что может создать сложности для застрахованного лица при переезде в другой регион.
С мая прошлого года работодатели не оформляют полисы ОМС на своих работников, и теперь работники должны получать их самостоятельно.
Застрахованное лицо ни в коей мере не должно зависеть от процесса оплаты медицинской помощи.
Источник: http://www.rg.ru/
Льготные категории населения в стратегии пока не определены. На сегодняшний день за счет бюджета лекарствами обеспечиваются дети до трех лет, беременные, инвалиды, и ветераны, при этом регионы за свой счет могут расширить этот список.
Также в документе не определено, стоимость каких именно лекарств будет компенсировать государство. Выплаты планируется осуществлять исходя из референтных цен на медикаменты, однако механизм их определения также еще предстоит разработать.
В стратегии отмечается, что объем государственных гарантий по обеспечению лекарствами сохранится на прежнем уровне. Финансирование будет осуществляться за счет федерального бюджета, бюджетов регионов и внебюджетных источников. В прошлом году на эти цели из федерального бюджета было выделено 95,3 млрд рублей, еще 36,8 млрд потратили регионы.
В декабре прошлого года Минздрав заявил, что гарантирует бесперебойную поставку в 2013 году жизненно необходимых лекарств, цены на которые регулирует государство. Кроме того, ведомство запланировало провести ревизию всей продукции фармацевтического рынка для вывода из оборота неэффективных лекарств.
Источник: http://www.bfm.ru
Это решение было сложным: отдельные муниципалитеты с высокой бюджетной обеспеченностью его не поддерживали, поскольку теряли полную самостоятельность. Но считаем, что оно абсолютно правильное и оправданное».
Светлана Александровна, с 1 января 2013 г. медицинские организации во всех регионах перейдут на преимущественно одноканальное финансирование. Вместе с тем в законодательстве определения этого термина нет.
Что имеется в виду – переход на полный тариф ОМС, когда услуга по территориальной программе ОМС финансируется из одного источника, или переход на оплату всех услуг по программе госгарантий через систему ОМС?Смысл одноканального финансирования – аккумуляция в бюджете Федерального фонда средств для финансового обеспечения базовой программы ОМС.Однако стратегические цели не ограничиваются 2013 годом. Это только начало формирования одноканальной системы финансового обеспечения базовой программы ОМС. С 2015 г. планируется следующий этап, когда финансовое обеспечение “растиражированной” высокотехнологичной медицинской помощи также будет осуществляться за счет средств ОМС.
Сбалансированность системы государственных гарантий должна быть достигнута на основе утвержденных порядков и стандартов медицинской помощи, полного финансового наполнения тарифа на оплату медицинской помощи и эффективного функционирования трехуровневой системы оказания медицинской помощи в каждом субъекте РФ.
В дальнейшем перечень страховых случаев базовой программы ОМС может быть дополнен и “нестраховой” частью, т. е. социально обусловленными заболеваниями.
Какие стратегические цели преследует переход на одноканальное финансирование?Цели перехода на одноканальное финансирование – повышение эффективности и прозрачности использования финансовых средств в сфере здравоохранения, обеспечение государственных гарантий бесплатного оказания своевременной и качественной медицинской помощи всем гражданам независимо от места жительства.Отметим, что в изменении подходов к финансовому обеспечению здравоохранения заинтересованы и сами медицинские учреждения. Во-первых, повышается самостоятельность и ответственность их руководителей в части планирования и расходования средств – значит, появляется мотивация для сокращения неэффективных и нерациональных расходов. Во-вторых, обеспечение увязки объемов финансирования с объемами оказанных медицинских услуг – основа для экономической заинтересованности в качественном лечении пациентов: в сокращении числа необоснованных приемов и консультаций, длительных сроков госпитализации, в применении стационарозамещающих технологий, современных медицинских и управленческих подходов и т. д. Финансовый результат ЛПУ будет зависеть от того, как оно работает, пойдут ли в него пациенты, за которыми “следуют средства” ОМС.С государственной точки зрения очень важно, что повысится эффективность контроля за использованием средств, полученных из одного источника, по единым правилам и в едином порядке.
Все это повышает значимость работы территориальных фондов ОМС по организационно-методологическому сопровождению деятельности страховых медицинских организаций и ЛПУ, анализу эффективности и совершенствованию финансово-экономических механизмов оплаты медицинских услуг, тарифной политики (с учетом необходимости выравнивания финансовых условий работы). Большое внимание должно уделяться “обратной связи” – мониторингу мнения населения о качестве и доступности медицинских услуг – по которой можно судить о результативности п ринимаемых решений.
Не приведет ли одноканальное финансирование через ОМС к снижению ответственности органов власти субъектов РФ за состояние региональной системы здравоохранения? Почему не сохранены полномочия за муниципалитетами? Что подразумевает формулировка Федерального закона № 323-ФЗ об обязанности органов местного самоуправления “создавать условия для оказания медицинской помощи”?
Евгений Рабцун: Право выбора в системе ОМС
Курс валют предоставлен сайтом old.kurs.com.ru
Право выбора – основа конкуренции. Везде. И в экономике, и в здравоохранении. Без исключений. Нет право выбора – нет конкуренции. Ограничение право выбора – ограничение конкуренции.
Кто обладает правом выбора, тот и является объектом конкуренции. За него конкурируют. Стремятся наиболее эффективным способом удовлетворить его интересы в предмете конкуренции, то есть в том товаре, услуге который он потребляет. Эффективность обеспечения предмета конкуренции определяет успех в конкурентном соревновании.
В здравоохранении:
- если правом выбора обладает пациент – конкурируют за пациента;
- если правом выбора обладает чиновник – конкурируют за чиновника.
Если объект конкуренции пациент, предмет конкуренции – медицинская помощь, т.к. пациент потребляет медицинские услуги. В этом случае участники стремятся в наибольшей степени удовлетворить потребности пациента именно в медицинской помощи. Их усилия естественным образом направлены на эффективность ее оказания.
Если объект конкуренции чиновник, он НЕ потребляет медицинской помощи, поэтому предмет конкуренции иной. Чиновник потребляет деньги, почести, звания, карьерный рост – это и становится предметом конкуренции, которые участники стараются обеспечить наиболее эффективным способом.
Применительно к системе ОМС это выражается:
- В первом случае: в обеспечении большей доступности медицинской помощи (сокращение сроков ожидания), улучшение условий ее оказания, повышение сопроводительного сервиса и качества общения врач-пациент. Участники действуют в интересах пациента, вступая в противоречие с интересами чиновников. Пример: суды за «сверхобъемы», где медицинские организации защищают право граждан на страховое обеспечение по ОМС, ограниченное чиновниками.
- Во втором: во взятках за распределение объемов, приписках («липовой» деятельности), корпоративному сговору («справедливое» деление объемов (рынка) по договоренности), недостоверной статистике, завышению расходов для «своих», создание невыносимых условий для «чужих». Участники действуют в интересах чиновников, пренебрегая интересами пациентов. Например: отказ в плановых госпитализациях (в оказании медицинской помощи), сокрытие реальных сроков ожидания (реальных показателей доступности), оказание медицинской помощи по тарифам не обеспечивающий стандарты и порядки ее оказания под угрозой чиновника, и т.п.
Право выбора ограниченный ресурс. Оно либо за пациентом, либо за чиновником. Пациент и чиновник конкурируют за обладание им. Сокращая право выбора у пациента, оно неизбежно пропорционально увеличивается у чиновника, и наоборот. Соответствующим образом изменяется и вектор интересов участников.
В борьбе с пациентом за право выбора, которое обеспечивается пациенту федеральным законом, чиновники вносят инициативу об изменении этого закона.
В этой части стоит отметить две:
- Чиновники предлагают наделить чиновников (себя) правом выбора (отбора) медицинских организаций, в которых Застрахованные граждане смогут получать медицинскую помощь за счет средств ОМС. Предлагается это делать при помощи неких критериев отбора, которые будут устанавливать чиновники в каждом регионе самостоятельно. Ранее право выбора медицинской организации принадлежало застрахованным гражданам, из числа заявившихся в ОМС. Основная цель, открыто декларируемая чиновниками – сокращение числа медицинских учреждений, оказывающих пациентам бесплатную медицинскую помощь за счет средств ОМС. Парадоксально, но именно так, считают чиновники повыситься доступность медицинской помощи.
- Чиновники предлагают напрямую финансировать федеральные клиники за счет средств ОМС. Это превращает право выбора пациента в его обязанность выбирать ту клинику, которую выбрали для финансирования чиновники.
От конкуренции нельзя отказаться вообще, также как нельзя запретить снег. Но можно переехать в те края, где снега не бывает. Так и с конкуренцией можно создать условия, при которых конкуренции за пациента не будет совсем (лишить его права выбора). Именно это имеют в виду люди, которые говорят, что конкуренция в медицине быть не должно и подают инициативу на ее уничтожение на уровне закона.
Взаимоотношения «гражданин – чиновник» – это баланс прав и обязанностей. Права граждан обеспечиваются обязанностью чиновников. И наоборот, права чиновника порождают обязательства граждан.
Баланс этой правовой конструкции – кто кому больше должен, определяется системой ценностей, сложившейся в обществе.
Если подобные изменения в систему ОМС законодатели примут, значит в здравоохранении баланс качнется в пользу усиления прав чиновника над гражданином, обязательства граждан вырастут. И это будет уже другая страна.
Здесь всё зависит от целеполагания. Нам какая страна нужна?
Медреформа: какие медицинские услуги будут бесплатными и за что придется платить
С 1 апреля 2020 года в Украине должен начаться второй этап медицинской реформы, предусматривающий, что Программа медицинских гарантий заработает в полном объеме.
Речь идет о медицинских услугах, которые государство гарантирует пациенту бесплатно.
«Слово и Дело» предлагает посмотреть, какие медуслуги будут бесплатными для украинцев и сколько на это планируется выделить денег из государственного и местных бюджетов.
Изображение максимального размера (откроется в новом окне)
Кто заплатит за бесплатные медуслуги
Предполагается, что бесплатно будут предоставляться определенные медицинские услуги первичной амбулаторно-поликлинической, стационарной медицинской помощи, а также экстренной, паллиативной помощи и медицинской реабилитации.
Специализированные медицинские учреждения должны подписать контракт с Национальной службой здоровья (НСЗУ), чтобы получать средства из национального бюджета по принципу «деньги идут за пациентом». Финансирование «койко-мест» прекращается со 2-го квартала 2020 года.
Сейчас украинцы бесплатно обращаются к своему семейному врачу, педиатру или терапевту. Их медицинские услуги оплачивает НСЗУ.
Второй этап медицинской реформы предусматривает, что бесплатной будет скорая и экстренная медицинская помощь.
Также с 1 апреля 2020 года бесплатно можно получить определенный перечень медицинских услуг. Но при условии, что сначала пациент обратится к семейному врачу, терапевту, педиатру и получит направление к узкому специалисту.
Бесплатные услуги
Имея на руках направление, пациент сможет бесплатно получить консультацию у специалистов (от аллерголога к ортопеду) для детей и взрослых, неотложную стоматологическую помощь и медицинскую реабилитацию.
Бесплатными (а точнее за счет государства) должны стать обследования взрослых для раннего выявления онкозаболеваний (маммография, бронхоскопия и т.д.); диагностика и химиотерапия для детей и взрослых; диагностика и радиотерапия для детей и взрослых; экстракорпоральный гемодиализ (метод очистки крови).
Что касается лечения в больницах, то бесплатными будут хирургия в стационаре для детей и взрослых; стационарная помощь взрослым и детям с нехирургическими заболеваниями; помощь при остром мозговом инсульте и инфаркте.
Бесплатными должны быть роды и медицинская помощь новорожденным в сложных неонатальных случаях. Также с 1 апреля не придется оплачивать медицинскую реабилитацию для недоношенных или родившихся больными младенцев.
За счет государства, а для пациента бесплатными, должны быть психиатрическая и наркологическая помощь для детей и взрослых в стационаре. Также бесплатным будет лечение с использованием заместительной поддерживающей терапии для людей с психическими и поведенческими расстройствами, полученными в результате употребления опиоидов.
- В перечень бесплатных медицинских услуг входит лечение туберкулеза, диагностика, лечение и сопровождение людей, живущих с ВИЧ.
- В перечень бесплатных медуслуг также включена медицинская реабилитация для детей и взрослых с поражением двигательного аппарата/нервной системы.
- Бесплатно должна проводиться реимбурсация лекарственных средств.
- Предполагается, что паллиативная и мобильная паллиативная помощь для детей и взрослых также будет проводиться за счет государства.
Тарифы на медуслуги, оплачиваемые государством
Несмотря на то, что для пациентов упомянутые медуслуги будут бесплатными, оплачивать их стоимость больницам и поликлиникам будет государство. НСЗУ опубликовало предварительную смету на пакеты медуслуг.
Изображение максимального размера (откроется в новом окне)
В проекте постановления Кабмина, которое должно быть подписано до 1 апреля 2020 года, тариф по оказанию медицинской помощи при остром мозговом инсульте в стационарных условиях (ставка на пролеченный случай) запланирован в сумме 19 тыс. 332 грн, при остром инфаркте миокарда (в стационаре) – 16 тыс грн.
На роды государство будет выделять от 8 тыс. 136 грн. Если новорожденному понадобится медпомощь в сложных неонатальных случаях, в бюджете закладывается от 26 тис. 87 грн до 98 тыс. 533 грнн за каждый случай (в зависимости от сложности оказываемой медицинской услуги).
Диагностика и химиотерапия онкологических заболеваний у взрослых и детей (устанавливается как глобальная ставка на 9 месяцев) составляет 17 тыс. 843 грн.
НСЗУ отмечает, что в тарифы за медицинские услуги, которые предусмотрены проектом постановления, не включают стоимость лекарственных средств, медицинских изделий и расходные материалы, которые обеспечиваются в централизованном порядке за счет других программ государственного бюджета.
Платные услуги
Платить придется за все медицинские услуги, если человек не подписал декларацию с семейным врачом. Тогда в любом медицинском учреждении надо будет оплатить консультацию у узкого специалиста (без направления лечащего/семейного врача, педиатра или терапевта), обследования и анализы, которые не входят в назначение врача, стоматологию, кроме детской или экстренной.
Также из собственного кармана придется оплатить все «прихоти» – улучшенные условия лечения, например, отдельную палату или особое питание. За свой счет придется делать прививки, которые не входят в национальный календарь, например, от ветряной оспы или менингококковых инфекций.
Платными будут оздоровительный массаж, получение медицинских справок (для водительских прав, иностранных виз, профилактических осмотров), бальнеология (лечение минеральными водами и грязями) и другие немедицинские услуги.
Без направления от врача бесплатно за экстренной медицинской помощью можно будет обратиться только к акушеру-гинекологу, стоматологу, педиатру, психиатру и наркологу.
Медреформа предусматривает, что пациент сам сможет выбирать больницу и специалиста, в которой хочет проконсультироваться или оперироваться. Также планируется ввести электронные медицинские книжки для пациентов и электронные больничные.
На финансирование Программы медицинских гарантий в 2020 году заложили 72,9 млрд грн. Это 64% от всех средств, предусмотренных на здравоохранение в этом году (113 млрд грн).
Больше всего средств планируется направить на специализированную амбулаторную и госпитальную помощь по новой модели финансирования (44,4 млрд грн)
Еще 19,1 млрд грн пойдет на первичную медицинскую помощь (семейные врачи).
На экстренную медицинскую помощь, которая будет предоставляться в рамках ПМГ, предусмотрено 4,6 млрд грн. Отдельно заложены 1,9 млрд грн на развитие «екстренки».
Еще 2,1 млрд грн заложены на реализацию программы «Доступные лекарства». На медицинскую реабилитацию – 0,5 млрд грн, паллиативную медицинскую помощь – 0,3 млрд грн.
Несмотря на то, что из госбюджета выделяются большие средства, многие вопросы придется решать власти на местах. На плечи регионов ложится ремонт медучреждений, помощь в закупке оборудования, оплата коммунальных услуг и ремонт дорог к больницам, оплата топлива и ремонт «быстрых».
Местная власть должна преобразовать все медучреждения из коммунальных учреждений в коммунальные некоммерческие предприятия. Также надо компьютеризировать и подключить все заведения в систему eHealth. Предполагается, что больницы, которые не успеют реорганизоваться и не заключат договор с НСЗУ, не смогут получать финансирование из госбюджета.
Ранее «Слово и Дело» писало, что президент Зеленский хочет привлечь известных врачей Украины к анализу первого этапа медицинской реформы.
Также мы разбирались, какие новации предусматривает программа Кабмина в сфере медицины.
Хотите обсудить эту новость? Присоединяйтесь к телеграм-чату CHORNA RADA.
Часто задаваемые вопросы
Добрый вечер! Меня зовут Светлана Ю. У меня проблема с детской поликлиникой. Дочь София, родилась 08.01.2014, с рождения прикреплена к детской поликлинике №69 Красногвардейского р-на СПб. Полис оформила компания Макс-М. Полис нового образца. В августе переехали на новое местожительство, в Мурино. Прописка дочери и моя осталась прежней.
Дочь заболела, на приеме в поликлинике уч. педиатр и медсестра (не нашего участка, наших врачей почему-то не было, да и на нашем участке нет постоянного терапевта, только медсестра, а врачи все меняются) осмотрели ребенка, выписали лечение и написали в карте, что ребенок выбыл в Мурино, сказали явиться на прием по месту нового проживания.
Мы пришли в амбулаторию в Мурино, там мне сказали, что на осмотр прийти такого то числа и поменять полис. Я сходила в страх. компанию и теперь полис у дочери полис Ресо-Мед. Извините, мне не понравилась амбулатория в Мурино — там только кабинет педиатра и кабинет прививок. Анализы нужно сдавать в Токсово, детские специалисты – во Всеволожске.
Про прививки врач сказала мне, что такой вакцины как в городе, у них нет и что делать она не знает. В общем, я решила водить ребенка в поликлинику по месту прописки. Я сама не слышу, со мной была слышащая подруга-она и общалась со врачом. Подруга была в курсе, что у дочери с полисом.
Она сказала терапевту, что по полису мы имеем право идти в любую поликлинику, но идем по месту прописки. После чего врач нас приняла, хотя поначалу отказывалась. И врач сказала приходить теперь к ним самим по полису. Никаких заявлений на открепление от дет. поликлиники 68 и прикрепление к амбулатории в Мурино я не писала и ничего такого не говорила.
Про то, что такое открепление – вообще узнала только через форум мам, проживающих в Мурино. Меня беспокоит, то что полис у дочери теперь обслуживает другая компания. Можно ли вернуть Макс-М? Мне отказались поменять полис в филиале компании, сказали снова идти в Мурино, в Ресо-Мед и там спрашивать.
Могут ли по полису Ресо-Мед отказаться давать статический талон в поликлинике? Как мне отвечать, на действия врачей, если они скажут идти в поликлинику по месту проживания? Могут ли мне отказать в плановых анализах, осмотрах, прививках ребенка, «забывать» об них? Что мне делать тогда? Мне не хочется ходить в поликлинику в состоянии войны с врачами.
По состоянию слуха мне трудно общаться, перспектива каждый раз объясняться с врачами меня ужасает, а подруга не сможет всегда нас сопровождать… Пожалуйста, ответьте. С уважением, Светлана.
|
На вопрос отвечает Михайлов Федор ВикторовичДиректор Санкт-Петербургского филиала страховой медицинской компании РЕСО-Мед, заместитель председателя Ассоциации страховых медицинских организаций Петербурга. Область профессиональных интересов – организация медицинского обеспечения и финансовые механизмы регулирования в здравоохранении. |
Здравствуйте Светлана!
Мой ответ будет длинным, а чтобы разобраться, Вам потребуется его перечитать несколько раз.
В своем вопросе Вы еще раз обозначили многолетнюю проблему, которая только усугубляется в связи с огромным жилищным строительством на территории Ленинградской области в непосредственной близости от границ Санкт-Петербурга. Это, например, Горелово и Красное Село; поселок Тельмана и Колпино; город Кудрово и район метро ул. Дыбенко и пр. Большевиков; Мурино и Гражданка.
Дело в том, что Санкт-Петербург и Ленинградская область – это два разных субъекта РФ. Они имеют разные Территориальные программы ОМС, разные бюджеты, разные регистры застрахованных и каждый свою сеть медицинских организаций.
Несмотря на непосредственную территориальную близость, с точки зрения действующего законодательства, человек, оформивший полис ОМС в СПб, для ЛО такой же «иногородний застрахованный», как приехавший из Владивостока или Калининграда и наоборот.
Это нужно понимать, потому что есть очень важная особенность – в том субъекте, где оформлен полис ОМС, гражданин имеет право получать медицинскую помощь в объеме Территориальной программы ОМС, а во всех остальных субъектах на территории РФ в объеме Базовой программы, которую утверждает федеральное правительство. Территориальные программы, утверждаемые органами власти субъектов РФ, не могут быть меньше Базовой, а больше могут, поэтому они различаются в зависимости от «богатства» региона.
Кроме того, оплату за медицинскую помощь, которую получил человек в том регионе, где оформлен полис ОМС, осуществляет страховая компания, в которой оформлен полис ОМС, и она же защищает его права.
Если человек воспользовался услугами медицинских организаций в другом регионе, то оплата таких счетов осуществляется Территориальными фондами ОМС через сложный механизм межтерриториальных расчетов.
Страховая компания таких счетов не получает и даже не знает, что ее застрахованный где-то лечился в другом регионе.
Такое длинное вступление потребовалось, чтобы перейти к следующей части разъяснений. У застрахованного, проще говоря у владельца полиса ОМС, есть права и обязанности, предусмотренные законом.
Многие граждане не читают сами законы, а благодаря неверным или упрощенным «пересказам» вводятся в заблуждение.
Как, например, слова, произнесенные Вашей подругой, что «по полису мы имеем право идти в любую поликлинику», – это неверное утверждение!
Застрахованный гражданин имеет право на выбор медицинской организации в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Этому вопросу посвящены две статьи двух федеральных законов и два приказа Минздрава.
Онкобольные смогут получать медпомощь по полису ОМС быстрее
Права и возможности российский пациентов в рамках бесплатной медицины обсудили на онлайн-конференции. В частности, речь шла о сроках оказания медпомощи. Они прописаны в программах госгарантий и пересматриваются практически каждый год в пользу пациентов.
«С 2020 года изменяются сроки ожидания медпомощи для онкобольных. Между начальным подозрением на рак и первым приемом у специалиста-онколога должно проходить не более трех рабочих дней. Ныне действующая норма — пять дней.
Улучшаются и права на получение высокотехнологичной медицинской помощи.
Ожидание процедуры компьютерной томографии для онкобольных сокращается с 14 дней до семи», — сообщил член рабочей группы по развитию обязательного медицинского страхования ВСС, член Совета общественных организаций по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, профессор Алексей Старченко.
Ранее вице-премьер РФ Татьяна Голикова сообщала, что в 2020 году на программу по борьбе с онкологией, которая финансируется в рамках национального проекта «Здравоохранение», дополнительно будет выделено 50 млрд руб. В результате, общие расходы на борьбу с раком составят 120 млрд руб., что расширит спектр оказываемой медицинской помощи.
«Одно из важнейших нововведений состоит в том, что поддержка онкобольных со стороны страховых медицинских организаций теперь осуществляется не только постфактум — после оказания медицинской помощи в виде профессиональной экспертизы.
С этого года страховые представители третьего уровня получили возможность осуществлять сопровождение онкобольных с самого начала процесса лечения, — отметил вице-президент Всероссийского союза страховщиков Дмитрий Кузнецов.
— Кроме того, неотъемлемой частью диспансеризации стал онкоскрининг, позволяющий выявлять злокачественные новообразования на ранних стадиях».
В рамках системы ОМС расширяются возможности не только отдельных категорий пациентов, но и всех застрахованных. Более удобными становятся процедуры оформления полиса ОМС. Теперь в интересах граждан срок действия временного свидетельства (полиса) увеличен с 30 до 45 рабочих дней.
Усиливается акцент на профилактику и раннюю диагностику. «С этого года диспансеризация стала более доступной. Граждане в возрасте от 18 лет до 39 лет могут проходить ее раз в три года, а профилактический осмотр (который предшествует диспансеризации) — ежегодно.
Те, кому 40 и больше лет, имеют право ежегодно получать весь комплекс медпомощи, предусмотренной диспансеризацией, — рассказал Сергей Шкитин, заместитель руководителя дирекции медицинской экспертизы ООО «АльфаСтрахование-ОМС».
— Что важно, теперь диспансеризацию можно пройти в субботу или вечером в будние дни».
В 2019 году в систему ОМС дополнительно были введены более десяти методов высокотехнологичной медицинской помощи. Например, эндопротезирование суставов конечностей, коронарная реваскуляризация миокарда и другие. Более доступной становится аппаратная диагностика (КТ, МРТ). Со следующего года для всех застрахованных срок ожидания КТ может сократиться с 30 дней до 14.
«Программы госгарантий становятся более насыщенными, растет число видов медицинской помощи, которую можно получить в рамках системы ОМС. Изменения происходят настолько стремительно, что не все успевают за ними следить.
Поэтому если вы сталкиваетесь со сложностями при получении медпомощи в медицинских организациях по полису ОМС, обращайтесь к страховым представителям. Они проконсультируют и постараются помочь в решении возникающих вопросов.
Все участники системы ОМС заинтересованы в том, чтобы возможные конфликты решались на ранних стадиях — в досудебном порядке», — считает Дмитрий Кузнецов.
Где оформить полис ОМС — в Москве или в Петербурге? › Статьи и новости › ДокторПитер.ру
— С 2011 года, в связи с принятием нового федерального закона об обязательном медицинском страховании, каждый гражданин вправе самостоятельно выбрать страховую компанию и оформить полис ОМС по месту регистрации или по месту фактического проживания. Человек, который зарегистрирован в Петербурге, а работает в Москве и, наоборот, живет в Москве, а работает в Петербурге может обратиться в любую страховую компанию в любом из этих городов и оформить полис ОМС. Ровно так же – самостоятельно — он выбирает и медицинское учреждение, к которому хочет «прикрепиться». Согласно новому закону, прикрепление осуществляет к себе само медицинское учреждение, и затем оно обязано уведомить страховую компанию о том, что такой-то гражданин выбрал его, и теперь будет здесь лечиться и наблюдаться.
Сразу уточняю, что относится это только к учреждениям, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, то есть, в основном к поликлиникам.
К сожалению, многие поликлиники «делают вид», что этого не знают и работают по старинке, то есть, создают всяческие препятствия для граждан, которые к ним не прикреплены.
Дело в том, что чем больше у поликлиники прикрепленных пациентов, тем больше у нее штатное расписание и, соответственно, фонд оплаты труда медперсонала, который устанавливают им органы управления. Финансирование поликлиника получает и за каждого пациента, обратившегося за медицинской помощью, в том числе и за неприкрепленного.
Но несмотря на это поликлиники «чужих» не любят. В регистратуре не любят, потому что «на чужого» надо статталон вручную заводить и карточку («своего» они находят в базе данных и распечатывают этот талон одним нажатием кнопки).
Медперсонал не любит, потому что администрация давит и говорит, что это не выгодно, хотя для конкретного врача или медсестры нет никакой разницы, кого лечить — «прикрепленного» или «неприкрепленного. А администрация не любит, потому что и штатов, и фонда оплаты труда всегда мало.
Однако препятствия, которые, могут вас поджидать, преодолимы, если проявите настойчивость и потратите на это силы и нервы.Вернемся к оформлению полисов. Оформить полис ОМС в Петербурге с прикреплениями к поликлиникам Москвы невозможно, как, впрочем, и наоборот. И, наконец, главное – оформлять полис ОМС целесообразно там, где вы проживаете большую часть времени.
Следует помнить, что существует разница, где лечится человек по отношению к региону оформления полиса.
То есть, если вы оформили полис в Петербурге и лечитесь в Петербурге, то вы вправе рассчитывать на медицинскую помощь в объеме территориальной программы ОМС, но если вы с этим полисом уезжаете в Москву, то там вас будут лечить в объеме базовой программы. Соответственно, с московским полисом в Москве будут лечить по территориальной программе Москвы, а с этим же полисом в Петербурге – по базовой.
Базовая программа утверждается федеральным правительством, она единая для всех регионов и ни одна территориальная программа не может быть меньше базовой.
Но если регион «богат», он может иметь в своей территориальной программе больший набор услуг, нежели в базовой, – это как раз случай и Москвы, и Петербурга.
И в Москве и в Петербурге территориальные программы больше базовой, но — по разным позициям, при этом, следует заметить, что в целом полис ОМС Москвы будет «побогаче».
- (Где петербуржцы могут получить полис ОМС, можно узнать здесь)
- И еще: страховую компанию, как и медицинские учреждения, можно менять – 1 раз в год, просто исходя из своего желания, или чаще — в случае изменения места жительства.
- © ДокторПитер
Самозанятые граждане в 2021: виды деятельности и налоги
С середины октября 2020 года льготный налоговый режим для самозанятых, более известный как налог на профессиональный доход, действует по всей стране (Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ). 19 октября к эксперименту подключился последний регион — Республика Ингушетия. Теперь любой желающий может принять в нем участие.
Под профессиональным доходом понимается доход физлиц от деятельности, при ведении которой они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам, а также доход от использования имущества.
В этой статье рассмотрим следующие вопросы:
Кто может перейти на специальный налоговый режим
Это могут сделать физлица и ИП, которые ведут деятельность на территории России. Также самозанятыми вправе стать некоторые иностранные граждане, а именно граждане Беларуси, Армении, Казахстана и Киргизии. Налоговый режим они могут применять на тех же условиях, что и граждане России.
Выбирая спецрежим для самозанятых, можно заниматься теми видами деятельности, доходы от которых облагаются налогом на профессиональный доход, но без необходимости регистрации в качестве ИП.
В числе таких видов деятельности:
- оказание косметических услуг на дому;
- фото- и видеосъемка на заказ;
- реализация продукции собственного производства;
- проведение мероприятий и праздников;
- юридические консультации и ведение бухгалтерии;
- удаленная работа через электронные площадки;
- сдача квартиры в аренду посуточно или на долгий срок;
- услуги по перевозке пассажиров и грузов;
- строительные работы и ремонт помещений.
Какие ограничения действуют для применения спецрежима
У самозанятых не должно быть работодателя и наемных работников. К этой категории относятся граждане, получающие доход от своей личной трудовой деятельности.
Максимальный доход не должен превышать 2,4 млн руб. в год, то есть 200 000 руб. в месяц, если распределить этот лимит по месяцам (хотя суммы доходов в месяц могут варьироваться в большую или меньшую сторону, главное — чтобы итоговая сумма за год не превышала 2,4 млн руб.).
Спецрежимом не могут воспользоваться те, кто торгует подакцизными товарами, например, алкоголем или бензином. Также его нельзя применять:
- лицам, осуществляющим перепродажу товаров, имущественных прав, за исключением продажи имущества, использовавшегося ими для личных, домашних и (или) иных подобных нужд;
- лицам, занимающимся добычей и (или) реализацией полезных ископаемых;
- лицам, имеющие работников, с которыми они состоят в трудовых отношениях;
- лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров, за исключением лиц, оказывающих услуги по доставке товаров и приему (передаче) платежей за указанные товары (работы, услуги) в интересах других лиц;
- лицам, применяющие иные режимы налогообложения, предусмотренные ч. 1 НК РФ, или осуществляющие предпринимательскую деятельность, доходы от которой облагаются НДФЛ, за исключением случаев применения иных режимов налогообложения и исчисления НДФЛ с доходов от предпринимательской деятельности до перехода на указанный специальный налоговый режим.
Что признается местом ведения деятельности самозанятого
Это место нахождения налогоплательщика при осуществлении деятельности. Физлицо уведомляет налоговую о месте ведения деятельности при переходе на применение спецрежима.
Какие правила действуют в этом случае:
- если самозанятый ведет деятельность на территориях нескольких субъектов РФ, то он вправе самостоятельно выбрать субъект, на территории которого им ведется деятельность;
- место ведения деятельности можно менять только один раз в календарный год;
- если самозанятый прекращает вести деятельность на территории выбранного субъекта, то он для целей применения спецрежима выбирает другой субъект, включенный в эксперимент, на территории которого им ведется деятельность, не позднее окончания месяца, следующего за месяцем такого прекращения;
- при изменении места ведения деятельности физлицо считается ведущим деятельность на территории другого субъекта начиная с месяца, в котором он выбрал этот субъект.
От каких налогов освобождены самозанятые
- Физлица: от НДФЛ, в отношении доходов, являющихся объектом налогообложения налогом на профессиональный доход;
- ИП, применяющие специальный налоговый режим: от НДФЛ с доходов, которые облагаются налогом на профессиональный доход, от НДС (исключение: НДС, подлежащий уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией), от фиксированных страховых взносов (однако на других спецрежимах страховые взносы уплачиваются даже при отсутствии дохода).
Если дохода в течение налогового периода нет, то нет и никаких обязательных или фиксированных платежей. При этом самозанятые участвуют в системе обязательного медицинского страхования, поэтому могут рассчитывать на бесплатную медицинскую помощь.
Онлайн-бухгалтерия для самостоятельных предпринимателей, которые не разбираются в бухгалтерии. Начинающим ИП — год в подарок!
Попробовать бесплатно
Постановка самозанятого на учет
- Тем, кто хочет использовать специальный налоговый режим, нужно зарегистрироваться в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход.
- Сделать это можно за считанные минуты с помощью нескольких инструментов: специального мобильного приложения «Мой налог»; кабинета налогоплательщика «Налога на профессиональный доход» на сайте ФНС; на портале Гослуги.
- Однако проще всего использовать всё же мобильное приложение «Мой налог».
- Алгоритм постановки на учет включает следующие этапы:
- 1. Отправка комплекта необходимых документов в налоговую:
- заявления о постановке на учет;
- копии паспорта и фотографии физлица (не требуются, если у гражданина РФ есть доступ в личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС или портале Госуслуг).