Смерть по неосторожности при ДТП: какое наказание виновнику предусмотрено УК

Юридическая энциклопедия «МИП» » адвокат по уголовным делам » Статья 264 УК РФ — нарушение ПДД, повлекшее тяжкий вред здоровью Смерть по неосторожности при ДТП: какое наказание виновнику предусмотрено УК Записаться на консультацию

Содержание

Смерть по неосторожности при ДТП: какое наказание виновнику предусмотрено УК

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Уголовная ответственность за преступление, предусмотренное статьей 264 УК РФ, может иметь место лишь при условии наступления последствий, указанных в этой статье, и если эти последствия находятся в причинной связи с допущенными лицом нарушениями правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств.

Субъект преступления

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 264 УК РФ, является достигшее 16-летнего возраста лицо, управлявшее автомобилем, трамваем или другим механическим транспортным средством, предназначенным для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (пункт 1.2 Правил дорожного движения Российской Федерации, далее − Правила).

Им признается не только водитель, сдавший экзамены на право управления указанным видом транспортного средства и получивший соответствующее удостоверение, но и любое другое лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе лицо, у которого указанный документ был изъят в установленном законом порядке за ранее допущенное нарушение пунктов Правил, лицо, не имевшее либо лишенное права управления соответствующим видом транспортного средства, а также лицо, обучающее вождению на учебном транспортном средстве с двойным управлением.

При возникновении вопросов, воспользуйтесь БЕСПЛАТНОЙ консультацией адвоката по уголовным делам.

Отличие от смежных составов

В силу пункта 1.

2 Правил к механическим транспортным средствам не относятся мопеды и другие транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом не более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость не более 50 километров в час, а также велосипеды с подвесным двигателем, мокики и другие транспортные средства с аналогичными характеристиками.

Лица, управлявшие указанными транспортными средствами и допустившие нарушение правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, при наличии к тому оснований несут ответственность соответственно по частям 1, 2 или 3 статьи 268 УК РФ.

Действия водителя транспортного средства, повлекшие указанные в статье 264 УК РФ последствия не в результате нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, а при погрузке или разгрузке, ремонте транспортных средств, производстве строительных, дорожных, сельскохозяйственных и других работ, а равно в результате управления автотранспортным средством вне дороги, должны квалифицироваться в зависимости от наступивших последствий и формы вины по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации, предусматривающим ответственность за преступления против личности либо за нарушение правил при производстве работ.

Основания для отмены приговора либо возврата дела прокурору

При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 264 УК РФ, судам следует указывать в приговоре, нарушение каких конкретно пунктов Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства повлекло наступление последствий, указанных в статье 264 УК РФ, и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Если же в приговоре суда будет отсутствовать указание на пункты правил, то приговор будет однозначно отменен судом апелляционной инстанции.

Если в обвинительное заключение (обвинительный акт) включены отдельные пункты названных правил, нарушения положений которых не соответствуют установленным в судебном заседании фактическим обстоятельствам дела, суд, исходя из положений статьи 237 УПК РФ, по ходатайству стороны или по собственной инициативе вправе возвратить уголовное дело прокурору для предъявления обвинения с указанием конкретных пунктов правил, нарушение которых повлекло указанные в статье 264 УК РФ последствия, если это не связано с восполнением неполноты произведенного дознания или предварительного следствия и при этом не ухудшается положение подсудимого.

Смерть по неосторожности при ДТП: какое наказание виновнику предусмотрено УК

Признанные эксперты по статье 264 УК РФ

Разъяснения законодательства. Защита на следствии и в суде. Профессиональная оценка правовой перспективы.

Основные причины ДТП

Превышение скорости

Превышение скорости дорожного движения-одна из основных причин всех совершаемых ДТП. Как показывает судебная практика, доля подобных случаев составляет порядка 40 %.

Решая вопрос о виновности либо невиновности водителя в совершении дорожно-транспортного происшествия вследствие превышения скорости движения транспортного средства, следует исходить из требований пункта 10.

1 Правил, в соответствии с которыми водитель должен вести его со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Исходя из этого при возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Уголовная ответственность по статье 264 УК РФ наступает, если у водителя имелась техническая возможность избежать дорожно-транспортного происшествия и между его действиями и наступившими последствиями установлена причинная связь.

Отсутствие технической возможности остановки транспортного средства

Нередко результатом ДТП является техническая неисправность транспортного средства, которая не позволяет водителю избежать столкновения (наезда).

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию. Опасность для движения следует считать возникшей в тот момент, когда водитель имел объективную возможность ее обнаружить.

При анализе доказательств наличия либо отсутствия у водителя технической возможности предотвратить дорожно-транспортное происшествие в условиях темного времени суток или недостаточной видимости следует исходить из того, что водитель в соответствии с пунктом 10.1 Правил должен выбрать скорость движения, обеспечивающую ему возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

Судебная автотехническая экспертиза

По всем преступлениям, предусмотренным статьей 264 УК РФ в обязательном порядке проводится автотехническая экспертиза, которая отвечает на целый ряд вопросов, имеющих значение для расследования уголовного дела и последующего наказания виновного лица. В частности, экспертиза дает ответ на вопросы о скорости автомобиля в момент ДТП, тормозном пути, наличия либо отсутствия технической возможности остановки транспортного средства и др.

Следует иметь в виду, что в компетенцию судебной автотехнической экспертизы входит решение только специальных технических вопросов, связанных с дорожно-транспортным происшествием.

Поэтому при назначении экспертизы суды не вправе ставить перед экспертами правовые вопросы, решение которых относится исключительно к компетенции суда (например, о степени виновности участника дорожного движения).

При анализе и оценке заключений автотехнических экспертиз следует также исходить из того, что объектом экспертного исследования могут быть обстоятельства, связанные с фактическими действиями водителя транспортного средства и других участников дорожного движения.

Нередко суды ставят перед экспертами вопросы, не совсем относящимися к компетенции автоэкспертов. В подобных случаях заинтересованное лицо имеет право ходатайствовать о назначении и проведении повторной экспертизы.

Квалифицирующие признаки (отягчающие обстоятельства)

Повлекшее смерть потерпевшего, либо смерть двух и более лиц

Нередко в результате ДТП причиняется не только тяжкий вред здоровью, но наступает смерть потерпевшего. Это может быть наезд на пешехода, либо столкновение автомобилей, в результате которого водитель либо пассажиры одного из участников ДТП погибают.

Ответственность за причинение смерти в результате ДТП установлена в части 3 и 4 статьи 264 УК РФ. За причинение смерти двум и более лицам – по части 5 и 6 статьи.

Санкции предусматривают наказание в виде лишения свободы с обязательным дополнительным наказанием в виде лишения права управления. Как показывает судебная практика, в 70% случаев виновным лица назначается реальное лишение свободы.

Особо это касается случаев совершения преступления в состоянии опьянения.

В тех случаях, когда в результате дорожно-транспортного происшествия пострадало два и более человек, действия лица, нарушившего правила дорожного движения при управлении транспортным средством, подлежат квалификации по той части статьи 264 УК РФ, которая предусматривает более строгую ответственность за наступившие по неосторожности тяжкие последствия, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 17 УК РФ совокупностью преступлений признаются только те действия (бездействие), применительно к которым признаки преступлений предусмотрены двумя или более статьями Уголовного кодекса Российской Федерации.

Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности, поездка на мотоцикле без мотошлема и т.п.), эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание, за исключением случаев, когда водитель не выполнил свои обязанности по обеспечению безопасности пассажиров (пункт 2.1.2 Правил).

Совершенное в состоянии опьянения

В соответствии с п. 2.7 Правил дорожного движения водителю запрещается управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного).

ДТП в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения – наиболее общественно опасное нарушение ПДД, поскольку в состоянии опьянения у виновного лица отсутствует должная реакция на дорожную обстановку, он не осознает своих действий, в связи с чем, как правило, наступают более значимые последствия.

При назначении наказания лицу, совершившему предусмотренное статьей 264 УК РФ преступление в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в силу части 3 статьи 60 УК РФ следует учитывать указанное обстоятельство как отрицательно характеризующее личность этого лица, умышленно допустившего нарушение пункта 2.7 Правил, повышающее степень общественной опасности им содеянного.

Анализ судебной практики показывает, что практически во всех случаях виновному лицу назначается реальное лишение свободы, даже несмотря на примирение с потерпевшим лицом и заглаживании причиненного вреда.

Смерть по неосторожности при ДТП: какое наказание виновнику предусмотрено УК

№ 1 в официальном рейтинге адвокатов Москвы по уголовным делам

Лишение прав как дополнительное наказание

В связи с тем, что статья 264 УК РФ, наряду с основным наказанием предусматривает возможность применения к виновному дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством, следует иметь в виду, что исходя из статьи 47 УК РФ указанное дополнительное наказание может быть назначено как лицу, которому в установленном законом порядке было выдано соответствующее удостоверение, так и лицу, управлявшему автомобилем или другим транспортным средством без соответствующего разрешения.

При назначении виновному дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортным средством суду надлежит информировать об этом соответствующее управление ГИБДД в субъекте Российской Федерации. Имеющееся в деле удостоверение на право управления транспортными средствами следует направить в это подразделение для исполнения приговора суда.

Как уже говорилось выше, в случае осуждения лица за совершение ДТП в состоянии опьянения либо повлекшее смерть потерпевшего, закон предусматривает назначение обязательного дополнительного наказания в виде лишения права управления.

Умышленное причинение вреда здоровью

В тех случаях, когда лицо, управлявшее транспортным средством, умышленно использовало его в целях причинения вреда здоровью потерпевшего, содеянное влечет уголовную ответственность по статьям Особенной части Уголовного кодекса Российской Федерации о преступлениях против личности.

Читайте также:  Т образный перекресток правила проезда без знаков

Так, приведем пример. Так, Б., работая трактористом на заводе, испытывал личную неприязнь к К., который периодически высказывал свое недовольство в работе Б., поскольку последний часто приходил на работу пьяный. При этом К. стал требовать у Б.

деньги, чтобы не сообщать руководству о данных фактах, которые были известны только ему. Подождав удобный момент, когда К. вышел из одного из цехов завода, Б. подъехал к нему на тракторе и резко надавил на педаль акселератора, и переехал его. Он полученных травм К. скончался.

В ходе следствия Б. утверждал, что перепутал педали акселератора и педаль тормоза, и такое у него уже бывало неоднократно. То есть никакого умысла на причинение смерти у него не было. Следствием было собрано достаточно доказательств виновности Б.

в совершении именно умышленного убийства, и последний был осужден на 9 лет лишения свободы.

Освобождение от уголовной ответственности за примирением сторон

Освобождение от уголовной ответственности по данному составу возможно за примирением сторон.

Как показывает судебная практика, прекращение уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 264 УК РФ, за примирением сторон (статья 25 УПК РФ) является правом, а не обязанностью суда.

При принятии решения о прекращении уголовного дела в связи с примирением лица, совершившего преступление, с потерпевшим, суду надлежит всесторонне исследовать характер и степень общественной опасности содеянного, данные о личности подсудимого, иные обстоятельства дела (надлежащее ли лицо признано потерпевшим, его материальное положение, оказывалось ли давление на потерпевшего с целью примирения, какие действия были предприняты виновным для того, чтобы загладить причиненный преступлением вред, и т.д.). Принимая решение, следует оценить, соответствует ли оно целям и задачам защиты прав и законных интересов личности, общества и государства.

В связи с этим необходимо также устанавливать, соблюдены ли предусмотренные статьей 76 УК РФ основания, согласно которым от уголовной ответственности может быть освобождено лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный ему вред.

Дтп со смертельным исходом

Дтп со смертельным исходом одного или нескольких человек, относится к тяжким преступлениям, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Смерть по неосторожности при ДТП: какое наказание виновнику предусмотрено УК

Избежать наказания в виде лишения свободы помогут смягчающие обстоятельства и признание невиновности водителя. Рассмотрим, какая ответственность за Дтп со смертельным исходом предусмотрена для участников аварии.

Статистика в РФ

Статистика гласит, что автомобиль является самым небезопасным видом транспорта. В качестве подтверждения приводятся процент смертности людей.

К сожалению, цифры не имеют тенденции к значительному уменьшению, что говорит о безответственности участников дорожного движения:

  • за первую половину 2015 года произошло 76199 ДТП. В них погибло 9712 человек, травмы получили 99740 лиц.
  • согласно статистике, основная часть ДТП происходит по вине водителей мужского пола. Из всех произошедших катастроф 66968 аварий зафиксировано по несоблюдению ДТП мужчинами. Женщины становятся виновницами аварий значительно реже – всего 9062 аварий за первое полугодие 2015 года.
  • в безопасных для пешеходов местах пострадало почти 6 тысяч человек. Погибло 343 человека.

Рассматривая статистику по причинам, повлекшим ДТП, также стоит выделить несколько моментов:

Боковое и лобовое столкновение автомобиля 32754 пострадавших лиц
Некачественное дорожное покрытие 30 667 пострадавших человек, около 4 000 погибли
Наезд автомобиля на пешехода 23724 человека пострадало, из них 2731 погибли
Опрокидывание автомобиля 7906 лиц получили травмы, 2731 человека погибли
Неисправность деталей автомобиля 945 аварий, в которых умерло 145 человек

А теперь о самых опасных видах транспортных средств. За 2016-2017 год смертность в результате ДТП составила:

Мотоциклы и мопеды признаны самым опасным видом транспорта 125 смертей на 1,5 млрд.км. Из года в год езда на мототранспорте признается самой опасной. Согласно статистике, мотоциклы и мопеды составляют всего 1% от общего количества ТС. Но более 20% всех смертей приходится на водителей данного вида транспорта
Велосипед по опасности на втором месте 35 смертей на 1,5 млрд.км
Микроавтобусы каждые 1,5 млрд.км наступает смерть 5 человек
Автомобиль по 4 смерти на каждые 1,5 млрд.км
Автобус забирает 2 человеческие жизни каждые 1,5 млрд.км

Количество человеческих жертв зависит от региона. Чем больше и активнее автомагистраль, тем чаще случаются аварии со смертельным исходом.

Наказание водителю за Дтп со смертельным исходом по статьям УК РФ

Статья №264 Уголовного кодекса рассматривает наказание для водителей, по чьей вине произошло ДТП и смерть людей.

При этом обвинение выносится только после детального рассмотрения произошедшего происшествия, чтобы найти связь между аварией и гибелью человека.

Например, смерть наступила в результате сердечного приступа, который произошел во время ДТП. Это означает, что вина водителя отсутствует.

Возможна и противоположная ситуация. После аварии человек находится в сознании, может отвечать на вопросы и отказывается от медицинской помощи.

Но через некоторое время умирает по причине серьезных повреждений внутренних органов. В этом случае водитель признается виновным.

Виновному в ДТП лицу обвинения предъявляются после возбуждения уголовного дела и судебного разбирательства.

Эксперты устанавливают связь между аварией и смертью человека, изучают факторы, повлекшие гибель людей. Полученные сведения являются доказательством вины или невиновности водителя.

От правоохранительных органов требуется проведение расследования:

  • выяснение обстоятельств произошедшего происшествия, для чего опрашиваются свидетели с места ДТП, просматривается съемка с видеорегистраторов;
  • проведение технический анализ транспортного средства, водитель которого стал виновником ДТП. Изучаются параметры, повлиявшие на управление автомобилем.

От экспертов требуется изучение обстоятельств, ставших причиной ДТП. Обязательно анализируется состояние автомобиля, чтобы выявить неисправности и определить, могли ли они стать причиной столкновения транспортных средств.

К данным исследования относится:

  • трасологическое исследование, подразумевающее осмотр места ДТП и автомобиля. Выясняется скорость ТС по тормозному следу, препятствия и факторы, послужившие причиной столкновения автомобилей;
  • психологическое исследование, необходимое для изучения состояния водителя на момент аварии, скорости реакции.

Следует учитывать и срок давности Дтп со смертельным исходом. Если в аварии погибли люди, то срок исковой давности составляет 10 лет. В течение этого периода потерпевшая сторона может подать исковое заявление о возбуждении уголовного дела.

При наезде на пешехода

С 1 июля 2016 года ужесточились наказания для водителей, чьи действия привели к гибели людей.

За наезд на пешехода по причине нарушения правил дорожного движения водителю назначается:

Лишение свободы на срок от 5 до 7 лет
Принудительные работы на срок до 4 лет
Лишение водительского удостоверения на срок до 3 лет

Если водитель принимает активное участие в расследовании и признает свою вину, то наказание смягчается. Срок за Дтп со смертельным исходом составит 2/3 от максимального.

Если наезд на человека был осуществлен по вине самого пешехода, то наказание предусмотрено аналогичное. Но опытный адвокат может доказать, что у водителя не было возможности предотвратить аварию.

Это избавит ответчика от тюремного заключения, а наказание будет назначено в виде штрафа или принудительных работ.

В нетрезвом виде

Нахождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения ужесточает наказание водителя.

При нарушении ПДД, что повлекло аварию и смерть людей, срок тюремного заключения увеличивается до 9 лет. Также нарушитель лишается возможности управлять ТС пожизненно или на несколько лет.

Наказание не удастся смягчить, если причиной смерти человека или людей стали другие лица. Нахождение в нетрезвом виде уже является тяжким нарушение, за которое предусмотрено лишение водительского удостоверения.

А причинение вреда жизни людям является следствием отсутствия нужной концентрации внимания, которая помогает предотвращать аварии на дорогах.

По неосторожности

Адвокаты и юристы при Дтп со смертельным исходом помогают смягчить наказание, доказав, что авария произошла по неосторожности. Например, спровоцировало столкновения животное, выбежавшее на дорогу. Или водитель был ослеплен солнечным светом.

Причинение тяжкого вреда другим лицам по неосторожности не избавляет от наказания, но заключения под стражу можно вполне избежать.

Сложнее обстоят дела, когда в результате аварии погибло более 1 человека. В этом случае предусмотрена уголовная ответственность и наказание в виде лишения свободы сроком до 9 лет.

Вина водителя подтверждается при имеющихся доказательствах алкогольного опьянения или нарушения ПДД (например, превышение скорости, проезд на запрещающий свет). И смягчить наказание «по неосторожности» не получится.

Смерть по неосторожности при ДТП: какое наказание виновнику предусмотрено УК Срок рассмотрения претензии по КАСКО страховой компанией приведен в статье: претензия в страховую компанию по КАСКО.

Какие документы нужны для автокредита, читайте здесь.

При оставлении места аварии

После ДТП ни под каким предлогом нельзя оставлять место происшествия и двигать автомобиль. Скрываясь из-за страха или намеренно, водитель обрекает себя на тяжелое наказание.

Связано это с несколькими факторами:

  1. Оставление места ДТП является административным правонарушением.
  2. Неоказание помощи пострадавшим.
  3. Отказ от участия в следственном расследовании.

Каждый из перечисленных факторов отягощает наказание. Суд может увеличить срок лишения водительского удостоверения на 1,5 года. Также нарушителю грозит арест до 15 суток.

Но в некоторых случаях оставление места ДТП является смягчающим обстоятельством:

  1. Оказание помощи пострадавшим людям. Водитель может на своем автомобиле отвезти пострадавших в ДТП лиц в медицинское учреждение. Это не является нарушением. Главное, вернуться затем на место аварии и помочь расследованию.
  2. Произошло возгорание автомобиля. Передвижение ТС позволит избежать большого количества человеческих жертв.
  3. В ДТП пострадал ребенок водителя. С разрешения медицинских работников, взрослый может отправиться в больницу с ребенком.

В иных случаях оставление места аварии расценивается как побег, отягощающий наказание для виновника ДТП.

Ответственность работодателя

Если виновником ДТП стал водитель служебного автотранспорта, то он несет уголовную ответственность. Не освобождается от наказания и работодатель. Его могут обязать выплатить моральный ущерб пострадавшей стороне.

Вопрос о размере компенсации решается в судебном порядке. Близкие родственники погибшего человека могут запросить определенную сумму, которая подтверждается или уменьшается после судебного разбирательства.

Законодательством РФ установлено правило работодателя требовать возмещение выплаченной суммы со своего сотрудника, ставшего виновником аварии. Исключения составляют случаи, когда ДТП произошло по непреодолимым обстоятельствам.

Сумма компенсации выплачивается работником сразу или вычитается из заработной платы. Если водитель был заключен под стражу, то удерживается только заработок за отработанный период.

Родственники виновного водителя не несут материальную ответственность перед работодателем.

Что может служить смягчающими обстоятельствами

В законодательстве РФ не предусмотрены смягчающие обстоятельства для лиц, чьи действия привели к гибели людей. Дтп со смертельным исходом относится к тяжким преступлениям, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы от 4 до 9 лет.

Но это не означает, что если в аварии погиб человек, виновник происшествия обязательно окажется в тюрьме. В судебной практике существует такое понятие как смягчающие обстоятельства, уменьшающие наказание.

К смягчающим обстоятельствам относится:

  • виновник аварии принимал активное участие в следствии, общался с родственниками, предпринимал меры по заглаживанию вреда;
  • виновнику не исполнилось 18 лет;
  • авария произошла по неосторожности или под воздействием внешних факторов, когда ДТП избежать было нельзя.
Читайте также:  Процедура получения водительского удостоверения нового образца на электропогрузчик

Грамотные адвокаты также используются несколько фактов, позволяющих смягчить наказание:

  • беременность женщины;
  • наличие малолетних детей;
  • оказание первой медицинской помощи пострадавшим лицам;
  • незначительность нарушения ПДД;
  • выплата компенсации родственникам за моральный ущерб;
  • противоправные действия пострадавшей стороны;
  • совершение аварии под физическим или психологическим давлением со стороны.

Каждый случай рассматривается индивидуально. Но самостоятельно отстоять свои права виновнику не удастся.

Только опытные адвокаты способны предоставить в суде факты, значительно смягчающие наказание. При отсутствии отягощающих обстоятельств наказание не превышает 2/3 от установленного максимума.

Примирение сторон

Пострадавшая и виновная сторона могут принять решение о примирении. Для этого составляется документ, в котором указывается, что у представителя погибшего лица отсутствуют претензии к виновному водителю.

Это соглашение передается в судебные органы, что останавливает дело об уголовном правонарушении.

Примирение сторон возможно при соблюдении нескольких условий:

  • у виновного водителя положительные характеристики и отсутствуют судимости в прошлом;
  • преступное деяние относится к средней тяжести (погибло не более 2 человек);
  • виновный водитель достиг с потерпевшей стороной мирового соглашения;
  • была выплачена материальная компенсация за причиненный вред;
  • отсутствуют обстоятельства, отягощающие вину.

В случае примирения сторон виновник ДТП отделается штрафом за нарушение ПДД.

Дтп происшествие с пьяным пешеходом, если водитель невиновен

Если причиной смерти пешехода стало его грубое нарушение или злой умысел, то водителю потребуется возместить родственникам погибшего человека материальную компенсацию.

Но избежать тюремного заключения получится только при условии, что доказана невиновность водителя:

  • соблюдались ПДД;
  • были предприняты меры по предотвращению наезда на пешехода;
  • отсутствовала возможность избежать наезда;
  • действия пешехода были противоправными;
  • была оказана первая медицинская помощь.

Примеры из судебной практики

Чтобы понять принцип определения меры наказания для виновников Дтп со смертельным исходом, стоит рассмотреть примеры из судебной практики.

Пример № 1

Водитель Н. двигался в сторону переходного пешехода, сбавляя скорость. На обочине в этот момент находился К., определяющий дальнейшую траекторию движения. Водитель, решив, что пешеход не будет переходить дорогу, прибавил скорость.

В самый последний момент К. начинает движение на другую сторону. В результате столкновения пешеход получил серьезные травмы, приведшие к его гибели.

Суд постановил водителя виновным и избрал меру наказания в принудительных работ сроком на 1 год.

Смягчающими обстоятельствами в данном случае послужило доказательство неожиданного маневра пешехода и оказание ему первой медицинской помощи.

Пример №2

В результате столкновения с бетонным столбом погибает непристегнутая ремнем пассажирка автомобиля, 23-летняя И. Ее мать обращается в суд для назначения в сторону водителя высшей меры наказания.

Восстановив события с помощью видеорегистратора, следствию удалось выяснить, что погибшая пассажирка сама расстегнула ремень во время движения автомобиля.

Затем она стала препятствовать движению, выхватывать руль из рук водителя, что привело к столкновению. Суд полностью оправдал водителя.

Авария со смертельным исходом относится к тяжким преступлениям, за которые предусматривается наказание в виде лишения свободы. Однако не всегда водитель, признанный виновным в ДТП, совершает нарушения.

Часто причиной столкновения и смерти людей становятся внешние факторы и действия третьих лиц.

Каждый случай в суде рассматривается индивидуально, с учетом отягощающих и смягчающих обстоятельств. И только после детального изучения дела назначается наказание.

  • Смерть по неосторожности при ДТП: какое наказание виновнику предусмотрено УК Как сделать расчет автокредита онлайн, рассказывается в статье: расчет автокредита.
  • Что выгоднее автокредит или потребительский кредит, смотрите на странице.
  • Где взять самый выгодный автокредит, узнайте из этой информации.

Видео: В новом УК убрали норму о примирении сторон за совершение Дтп со смертельным исходом

Дтп с пострадавшими, ст. 264 коап рф — какая ответственность и как избежать наказания ?! – правовед плюс

Смерть по неосторожности при ДТП: какое наказание виновнику предусмотрено УК

29.04.2019

Статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за тяжкий вред либо смерть, причиненные в ходе совершения общественного противоправного деяния.

Нарушение правил ПДД лицом, управляющем автотранспортным средством повлекшее за собой тяжкий вред здоровью человека наказывает принудительными работами на общий срок до трех лет, ограничением свободы до трех лет, запретом занимать определенную должность, арестом до полугода либо лишением свободы общим сроком до трех лет.

Причинение смерти человеку по неосторожности в ходе ПДД может наказываться принудительными работами на срок до четырех лет, запретом на занятие определенной должности, лишением свободы на срок до пяти лет. Причинение смерти с умыслом или в состоянии опьянения предусматривает более суровое наказание.

Это принудительные работы на срок до пяти лет или лишение свободы на срок до семи лет.

В соответствии с положениями Уголовного кодекса России транспортными средствами признаются самоходные легковые и грузовые автомобили, спецтехника и иные транспортные средства, в отношении которых действует специальное право.

Основания для возникновения уголовной ответственности

Уголовная ответственность наступает при последствиях, связанных с нормами 264 статьи УК. То есть это причинение тяжкого вреда здоровью и смерть человека, наступившее в ходе ПДД умышленно или по неосторожности.

Субъектом преступления является лицо, которое достигло возраста шестнадцати лет, которое управляет автотранспортным средством.

Кстати, субъектом преступления признается не только автомобилист, сдавший экзамены на право управления автомобилем, но и иное лицо, управляющее автотранспортным средством.

Основные причины ДТП

Основной причиной всех ДТП чаще всего становится превышение скорости. Как показывает официальная статистика Государственной автомобильной инспекции примерно 40 процентов ДТП с тяжелыми последствиями или смертельным исходом как раз-таки приходится на превышение скорости.

В соответствии с правилами дорожного движения водитель должен управлять автотранспортным средством с скоростью, которая официально не превышает установленных ограничений.

Уголовная ответственность в соответствии с нормами статьи 264 предусматривает ответственность в том случае, если у водителя имелась возможность избежать ПДД, но он не смог по каким-то причинам избежать столкновения.

Также часто причиной ДТП выступает техническая неисправность автотранспортного средства, из-за которой автомобилист не может избежать наезда или столкновения.

При решении вопроса о технической возможности предотвращения дорожно-транспортного происшествия судам следует исходить из того, что момент возникновения опасности для движения определяется в каждом конкретном случае с учетом дорожной обстановки, предшествующей дорожно-транспортному происшествию.

Проведение судебной технической автомобильной экспертизы

В обязательном порядке при инкриминировании преступления по статье 264 УК России проводится судебная автотехническая экспертиза. Она позволяет ответить на ряд вопросов, имеющих значение для хода уголовного расследования. Она поможет ответить на вопросы о технической возможности остановки автомобиля, его состоянии, наличии или отсутствии технической неисправности, тормозном пути авто.

В компетенцию эксперта входят вопросы, связанные с решением только технических моментов. После анализов и оценки эксперт подготавливает специальное заключение, которое является доказательственной базой в ходе расследования преступления.

Отягчающие обстоятельства преступления

Отягчающим обстоятельством преступления выступает смерть потерпевшего лица или гибель двух и более лиц, которая стала следствием ДТП. Это может произойти в ходе наезда или перехода дороги, когда водитель, пешеходы или пассажиры в ходе ДТП погибают.

Ответственность за наступление гибели потерпевших регламентируется нормами 3 и 4 части статьи 264 Уголовного кодекса России. Как показывает судебная практика примерно семьдесят процентов случаев подобных ПДТ заканчивается реальным назначением тюремного наказания.

Особенно если ПДД со смертельным исходом произошло в результате опьянения водителя, что в свою очередь является еще одним отягчающим обстоятельством.

Если суд на основании исследованных доказательств установит, что указанные в статье 264 УК РФ последствия наступили не только вследствие нарушения лицом, управляющим транспортным средством, правил дорожного движения, но и ввиду несоблюдения потерпевшим конкретных пунктов правил (неприменение пассажиром при поездке ремней безопасности), то тогда эти обстоятельства могут быть учтены судом как смягчающие наказание

Стоит также сказать и о состоянии опьянения. На основании правил ПДД (статья 2.7) водителю запрещено управлять автотранспортным средством в состоянии наркотического либо алкогольного опьянения.

Совершение ДТП в состоянии алкогольного опьянения является признаком, которое отягощает ответственность водителя. К основным видам наказания используется лишение водительских прав на определенный срок.

При назначении этого наказания информируется подразделения ГИБДД по месту проживания и регистрации виновника ДТП.

Особенности освобождения от ответственности за примирением обоих сторон

Уголовное законодательство Российской Федерации предусматривает ситуации, когда возможно освобождение от уголовного наказания в ходе примирения обоих сторон. На практике прекращение дела является правом, а не обязанностью участников судебного процесса.

При приятии решения суд исследует комплексно характер противоправного общественно опасного деяния, степень его общественной опасности, сведения о личных характеристиках подсудимого лица, оказывалось ли вообще давление на потерпевшее лицо с целью примирения в суде. Принимая решение, следует оценить, соответствует ли оно целям и задачам защиты прав и законных интересов личности, общества и государства.

Помимо прочего учитывается то, соблюдены ли условия статьи 76 Уголовного кодекса России, на основании которых от уголовной ответственности может быть освобождено лицо, совершившее ПДД.

При обвинении рекомендовано обращаться к опытным адвокатам, которые смогут оценить суровость наказания.

Лучше не обращаться к бесплатным защитникам, которые не заинтересованы в том, чтобы избавить или минимизировать наказание.

Если люди получили травмы в результате дорожно-транспортного происшествия, водитель должен тщательно соблюдать инструкции:

Самостоятельно окажите раненым базовую медицинскую помощь. В случае серьезных травм немедленно вызовите скорую помощь. Если жизни и здоровью пострадавшего угрожает опасность, его могут отправить в ближайшее медицинское учреждение с передачей автотранспорта.

Позвоните в ГАИ

Запишите местонахождение транспортных средств после аварии, инфраструктуры, вещей и других деталей, связанных с аварией с пострадавшими. Рекомендуется фиксация видео или фото.

Если в результате аварии движение других транспортных средств становится невозможным, необходимо освободить полосу движения после определения участников аварии.

При объезде дороги не рекомендуется контактировать пострадавшим с транспортными средствами, попавшими в дорожно-транспортное происшествие.

Опросите очевидцев аварии и запишите их подробности

Что делают гаишники при регистрации дорожно-транспортного происшествия ?!

Прибывшие на место происшествия сотрудники обязаны составить схему дорожно-транспортного происшествия, которую подписывают водители. Если один из водителей получил травму и не может правильно воспринимать происходящее, он подпишет схему ДТП позже.

Кроме того, в журнал заносится следующая информация:

  • Данные о водителе и транспортном средстве (включая номера ОСАГО или КАСКО каждого участника);
  • Свидетельства участников и очевидцев ДТП;
  • Список повреждений, понесенных при транспортировке;
  • Травмы, полученные в присутствии пострадавших.

Последних привозят после того, как раненые осмотрены медперсоналом. Ответственность в КоАП за ДТП с пострадавшими. Если во время ДТП есть пострадавшие, дополнительно к журналу ДТП возбуждается административное или уголовное дело.

В зависимости от степени причиненного ущерба различают разные виды уголовных правонарушений:

  • Встретить пешехода;
  • Безжалостное убийство;
  • Травмы здоровья в автокатастрофе.

Первые два вида преступлений рассматриваются в контексте уголовного судопроизводства, а причинение вреда здоровью свидетельствует об административном правонарушении.

Согласно статье 12.24 КоАП РФ предусмотрены следующие виды взысканий:

За незначительный вред здоровью в результате несчастного случая (кратковременное повреждение здоровья или кратковременная утрата трудоспособности) — штраф в размере 2,5-5 тысяч рублей или лишение водительских прав от 1 до 1,5 лет. За умеренный вред здоровью в результате аварии (не опасное для жизни временное нарушение здоровья или временная нетрудоспособность) — штраф в размере 10-25 тысяч рублей или отзыв водительских прав на срок 1,5-2 года.

Читайте также:  Социальная помощь в Вологде в 2021 году: льготы, пособия и другие меры соцподдержки для жителей Вологодской области, государственные программы и законы

Действия водителя, виновного в дорожно-транспортном происшествии Официальный сайт ГИБДД напоминает водителям, как вести себя после ДТП с пострадавшими. Прежде всего, один из участников аварии должен сохранять спокойствие. Законодательством предусмотрено, что виновник ДТП с потерпевшими выявляется в ходе расследования.

Однако водитель, который фактически виновен в дорожно-транспортном происшествии, обязан помочь всем пострадавшим, сообщить о происшествии в ГАИ и определить местонахождение всех элементов, связанных с происшествием.

Если невозможно вызвать ГАИ по мобильному телефону, нет проезжающих машин или свидетелей, преступник может отправить потерпевшего обратно в медицинское учреждение на собственном транспорте. Перед тем, как покинуть место аварии, необходимо зафиксировать место и обстоятельства аварии на фото или видео и установить на дороге предупреждающий знак.

Если кто-то погиб в аварии, вы не можете покинуть место аварии; О происшествии следует всеми возможными способами проинформировать дорожную полицию. Штраф за несчастный случай с пострадавшим на пешеходном переходе

Пешеходный переход — это специально отведенная зона на дороге, которую могут использовать пешеходы. Водителям запрещается не пропускать человека, переходящего пешеходный переход. Следовательно, все ДТП со столкновением на пешеходном переходе априори происходят только по вине водителя, управляющего транспортным средством. Штраф зависит от степени ущерба, нанесенного пешеходу.

Действия водителя, виновного в дорожно-транспортном происшествию

Официальный сайт ГИБДД напоминает водителям, как вести себя после ДТП с пострадавшими. Прежде всего, один из участников аварии должен сохранять спокойствие. Законодательством предусмотрено, что виновник ДТП с потерпевшими выявляется в ходе расследования.

Однако водитель, который фактически виновен в дорожно-транспортном происшествии, обязан помочь всем пострадавшим, сообщить о происшествии в ГАИ и определить местонахождение всех элементов, связанных с происшествием.

Если невозможно вызвать ГАИ по мобильному телефону, нет проезжающих машин или свидетелей, преступник может отправить потерпевшего обратно в медицинское учреждение на собственном транспорте.

Перед тем, как покинуть место аварии, необходимо зафиксировать место и обстоятельства аварии на фото или видео и установить на дороге предупреждающий знак. Если кто-то погиб в аварии, вы не можете покинуть место аварии; О происшествии следует всеми возможными способами проинформировать дорожную полицию.

Штраф за несчастный случай с пострадавшим на пешеходном переходе

Пешеходный переход — это специально отведенная зона на дороге, которую могут использовать пешеходы. Водителям запрещается не пропускать человека, переходящего пешеходный переход. Следовательно, все ДТП со столкновением на пешеходном переходе априори происходят только по вине водителя, управляющего транспортным средством. Штраф зависит от степени ущерба, нанесенного пешеходу.

Ущерб здоровью делится на три типа: тяжелый, средний и легкий, повреждение здоровья потерпевшего

Для определения степени причинения вреда здоровью, а также причинно-следственной связи несчастного случая с возникшими последствиями судебно-медицинскую экспертизу назначает должностное лицо, в порядке которого обозначен случай несчастного случая.

Если по результатам ОВОС установлено, что причиненный ущерб имеет среднюю или легкую степень тяжести, это действие подпадает под действие административного законодательства и наказывается только согласно Кодексу административных правонарушений.

В случаях, когда потерпевший в ДТП получил тяжкие телесные повреждения, к правонарушителю применяются нормы УК РФ (статья 264), согласно которым виновный наказывается ограничением свободы до пяти лет. , либо арест от трех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права управления транспортным средством на срок до трех лет или без такового.

Если впоследствии жертва аварии умирает, виновный наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права управления транспортными средствами на срок до трех лет.

В случае смерти двух и более правонарушителю грозит тюремное заключение на срок до семи лет с лишением права управлять транспортным средством на срок до трех лет.

Часто после полугодового административного расследования ДТП с пострадавшими (так оно и может продолжаться по закону) ничего не подозревающий водитель — виновный в ДТП, появляется в суде и глубоко удивляется решению лишить его свои права на полтора года.

Определенное значение для выбора вида санкции среди санкций, предусмотренных статьей (штраф или лишение права управления автомобилем), может иметь большое количество обстоятельств, например, нахождение в нетрезвом виде в момент ДТП, неоказание первой помощи пострадавшим в ДТП, скрытие от места ДТП и, наоборот, факт примирения виновного в ДТП гражданина с пострадавшими, а также возмещение причиненного ущерба. Пострадавший в аварии может обжаловать решение виновного в аварии. Обычно это происходит, когда потерпевший считает, что наказание, наложенное на травмированного водителя, слишком легкое.

Нужна консультация автоюриста в Москве, Московской области или в Регионах РФ ?!

Смерть по неосторожности при ДТП: какое наказание виновнику предусмотрено УК

В 2021 году на территории Российской Федерации произошло более 168 тыс. дорожно-транспортных происшествий, среди которых 18 тыс. ДТП со смертельным исходом. Важно знать о последствиях ДТП со смертельным исходом, и если сбил человека насмерть, что за это грозит.

Каждое десятое происшествие — результат действий нетрезвых водителей, еще треть совершена при участии неопытных водителей, 8 % — по вине пешеходов и еще 8 % — велосипедистов. При гибели пострадавшего виновная сторона привлекается к уголовной ответственности по ст.

264 УК РФ, и на меру ответственности влияет правильность и полнота оформления первичной документации, действия участников, а также работа следователя, ведущего досудебное расследование.

Ниже представлены основные нюансы и рекомендации, которые помогут виновнику и пострадавшему защитить свои права, а следователю — провести процедуру правильно.

Статья УК РФ

Привлечение к уголовной ответственности виновного лица — крайняя мера, предусмотренная статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Наказание назначается исключительно судом после проведения полноценного досудебного расследования и сбора существенных данных. Так, на наказание нарушителя за ДТП со смертельным исходом влияют следующие факторы:

  • количество пострадавших лиц;
  • состояние нарушителя;
  • действия нарушителя после совершения ДТП;
  • причина смерти пострадавшего.

Для анализа полной картины дорожно-транспортного происшествия назначается специальная экспертиза, позволяющая оценить возможные способы предотвращения случившейся аварии.

Внимание! На назначение наказания влияет причинно-следственная связь, то есть смерть человека должна наступить в результате травм, полученных при дорожно-транспортном происшествии.

Если человек, например, погиб в результате сердечного приступа, полученного от испуга при ДТП, то это не будет расцениваться как смерть при ДТП.

А значит, виновное лицо будет привлекаться к наказанию по другой статье УК РФ.

Практика назначения наказания по ст. 264 УК РФ

Все приведенные ниже решения были приняты до внесения поправок в УК РФ в части усиления ответственности водителей за аварию с летальным исходом. Тем не менее, некоторые подходы к рассмотрению судами дел, скорее всего, могут сохраниться и в дальнейшем.

В рамках судопроизводства изучаются не только действия водителя, но и все обстоятельства ДТП в их совокупности. Так повышается объективность при установлении вины гражданина.

  Взыскание компенсации причиненного вреда с пешехода

Со ссылкой на доказательства исследуются все смягчающие и отягчающие ответственность факторы. На основе их делается вывод о возможности исправления гражданина без его изоляции от внешнего мира.

Поэтому часто приговор ограничивается условным, испытательным сроком. Ниже приводятся несколько наглядных подтверждений этому. Все фамилии в рамках описанных дел изменены.

Смерть по неосторожности при ДТП в состоянии алкогольного опьянения

Даже если смертельная авария вызвана поведением нетрезвого водителя, он все равно может рассчитывать при определенных условиях на снисхождение. Так, Прикубанский районный суд Краснодара рассмотрел уголовное дело в отношении гражданина Антонова.

Он обвинялся в том, что управляя автомобилем в нетрезвом состоянии и с превышением скорости, допустил столкновение с другой машиной. Ее водитель и пассажир получили тяжкие увечья, повлекшие за собой смерть.

Вынося решение в отношении Антонова, суд принял во внимание целый ряд смягчающих обстоятельств. В их число вошли раскаяние, а также наличие на иждивении у подсудимого четырех детей. Учтено и возмещение материального и морального вреда родственникам потерпевших.

Какое наказание грозит за «пьяное» ДТП с жертвами

Государственная Дума 30 мая 2019 года приняла в третьем чтении поправки в Уголовный кодекс РФ, ужесточившие наказание за дорожно-транспортные происшествия, совершенные в состоянии алкогольного или наркотического опьянения и повлекшие за собой серьезные травмы или гибель других людей. Фактически наказание за «пьяные» ДТП стало таким же, как за умышленное убийство. 

«Эта инициатива была внесена всеми политическими фракциями Государственной Думы и поддержана профильными министерствами и ведомствами, а главное, она поддерживается обществом», — говорил Председатель ГД Вячеслав Володин. 

Рассказываем, какое наказание ждет виновников таких аварий.

Какие грозят сроки?

  • В случае, если водитель в состоянии алкогольного опьянения совершил ДТП, повлекшее причинение тяжкого вреда здоровью человека, – наказанием могут стать принудительные работы на срок до 5 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет либо лишение свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
  • В случае смерти человека – лишение свободы на срок от 5 до 12 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.
  • В случае смерти двух и более лиц – лишение свободы на срок от 8 до 15 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

«Пьяных »  ДТП действительно так много?

По данным ГИБДД, в 2018 году в России произошло 16 458 ДТП с водителями в состоянии опьянения, в которых погибли 4 645 человек, 22 360 человек были ранены.

И статистика за последние несколько лет не уменьшается: ежегодно более четырех тысяч человек погибают под колесами пьяных водителей, более 20 тыс. человек становятся инвалидами. Это сломанные судьбы людей и их близких.

Фактически за пять лет под колесами пьяного водителя исчезает город, говорил Председатель ГД.

Это касается только автомобилей?

Нет, также предусмотрена ответственность за совершение в пьяном виде аналогичных преступлений на железнодорожном, воздушном, морском и внутреннем водном транспорте и метрополитене. Действие ст. 263 УК РФ распространяется на лиц, которые владеют или управляют легкими и сверхлегкими воздушными судами или маломерными судами. 

Что такое «состояние алкогольного опьянения» и кто его определяет?

Употребление, вызывающее алкогольное опьянение, определяется наличием абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно, наличием абсолютного этилового спирта в концентрации 0,3 и более грамма на один литр крови, — соответствующая норма записана в ст. 12.8 КоАП РФ.

«Это, скажем, если человек при весе в 80 кг выпьет 50 грамм водки или 200 грамм сухого вина», — пояснял соавтор ужесточающих поправок, Председатель Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев.

Определять состояние подозреваемого в совершении такого преступления будут по результатам судебно-медицинской экспертизы. Ее проводят государственные специализированные судебно-медицинские эксперты, которые детально изучают все обстоятельства происшествия.

А если человек принял лекарства, например от кашля или от сердечных заболеваний, где есть спирт?

«Для того чтобы экспертиза показала в крови водителя наличие, например, Валокордина, он должен выпить минимум целый пузырек залпом, — говорил Василий Пискарев. — Но в этом случае, естественно, речь уже не может идти ни о каком его медицинском применении, таких доз Валокордина не назначит ни один врач».

Тем более, по словам депутата, такого содержания алкоголя не покажет никакой кефир или квас.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *