Управлять велосипедом может любой гражданин, достигший 14-летнего возраста. Брать за основу следует правила дорожного движения, предусмотренные для автомобилистов, однако, когда велосипедист, катит свое транспортное средство рядом с собой, на него распространяются правила пешеходов.
Велосипедистам, как и водителям автомобильного транспорта, запрещено управлять транспортным средством в состоянии алкогольного (либо наркотического) опьянения.
В данном случае, предусмотрен денежный штраф, в размере от одной тысячи до полутора тысяч рублей. Конечно, пьяный велосипедист не представляет такой опасности как автолюбитель, однако, его собственная жизнь находится под угрозой. Человек, в состоянии алкогольного опьянения утрачивает способность адекватно оценивать ситуацию на дороге.
Пдд для велосипедистов – в чем особенность
Большинство граждан, которые переквалифицировались из категории пешеходов в водителей (в данном случае, велосипедистов), считают, что правила дорожного движения к ним не применимы.
В свою очередь, автомобилисты, которые стали велосипедистами, продолжают ориентироваться на правила для автовладельцев.
Выходит, что основная масса велосипедистов не руководствуется правилами дорожного движения, что ведет к явным нарушениям, подвергая опасности не только их жизни, но и безопасность окружающих.
Одним из нововведений ПДД является специально обозначенная часть дороги по типу как для движения маршруток. Помимо велосипедистов по ней двигаться могут водители мопедов. При отсутствии выделенного участка дороги для езды на велосипедах, велосипедисты могут передвигаться по проезжей части дороги, придерживаясь правого края.
Не стоит садиться за руль велосипеда, не усвоив правил дорожного движения для велосипедистов 2021 года, которые практически не отличаются от правил 2020 года. Кратко обозначим основные моменты относительно данной темы.
Нужно ли соблюдать правила дорожного движения велосипедисту?
Велосипедисты являются такими же участниками дорожного движения, как и водители автомобилей, и пешеходы. Но сначала разберемся в терминологии, что значит «велосипедист» и «велосипед».
Если с термином «велосипедист» все более или менее понятно (это тот, кто управляет велосипедом), то определение «велосипеда» несколько размытое.
Понятно, что это транспортное средство, оснащенное двумя колесами, которые приходят в движение с помощью физического воздействия человека, находящегося на нем.
То есть человек воздействует на транспортное средство с помощью педалей либо рычагов, а возможно оснащение электромотором, мощностью не выше 0,25 кВт, имеющего свойство автоматического отключения, если развивается скорость свыше 25 км/ч (согласно п.1.2 ПДД).
- Для транспортного средства — велосипед, характерно:
- — присутствие в комплектации не менее двух колес,
- — движение под воздействием водителя, который нажимает на педали,
- — возможность укомплектованности электродвигателем, способным автоматически отключаться, если транспортное средство разгонится до 25 км/ч.
Применение ПДД к велосипедистам
Основным правилом, которое необходимо усвоить водителю велосипеда является то, что если вы управляете байком, то вы относитесь к категории «водитель», а человек, ведущий велосипед рядом с собой, относится к категории «пешеход». Не следует отступать от этого правила.
В каких случаях запрещается эксплуатация велотранспорта?
Согласно Правил Дорожного Движения, прежде чем выезжать на проезжую часть, следует проверить исправность своего транспортного средства (велосипеда). При возникновении поломки, необходимо ее устранить для того, чтобы продолжить движение.
- В 2021 году, следуя ПДД, запрещается выезжать на дорогу, если у вашего транспортного средства:
- — поврежден руль, отсутствует звуковой сигнал либо не исправен тормоз,
- — отсутствует светоотражатель белого цвета (в передней части велосипеда) и фары в ночное время,
- — отсутствует сзади светоотражатель красного цвета либо фонарь,
- — нет с двух сторон велосипеда светоотражателей красного либо оранжевого цвета.
Светоотражатели должны быть размещены таким образом, чтобы они были заметны. Важно понимать, что для безопасности, вы должны быть видны на дороге другим участникам.
- Допустимая скорость велосипедиста.
- Водители велосипедов должны соблюдать скоростной режим, также, как и водители иных транспортных средств. Оптимальной считается скорость:
- — позволяющая прекратить движение при появлении опасности,
- — позволяющая выполнять нужные маневры в соответствии с условиями на дороге,
- — которая не превышает допустимую (водители велосипедов должны придерживаться установленной скорости и ориентироваться на требования дорожных знаков).
- При этом следует учитывать дорожную обстановку, технические особенности своего транспортного средства, а также перевозимого груза, погодные условия и другие факторы.
Надо знать, что максимально допустимая скорость за пределами города не должна быть выше 90 км/ч.
Как правило, разогнать велосипед до такой скорости сложно, поэтому, за городом возможно выбрать комфортный для вас темп движения.
Что касается скорости движения в городе, то она не должна превышать 20 км/ч в жилых районах и во дворах, а на других городских дорогах, допустимая скорость — не выше 60 км/ч.
Выполнение сигнала поворота.
О планируемых маневрах велосипедисты должны своевременно предупреждать других участников движения. Для этого существуют определенные жесты. К примеру, при повороте налево необходимо отвести в сторону прямо левую руку или правую, отведенную в сторону и согнутую в локте (под углом 90 градусов) вверх, а при остановке следует поднять вверх руку (правую либо левую).
Где можно ездить велосипедистам в соответствии с ПДД?
Велосипедисты выбирают путь для езды в соответствии с возрастом. Для детей (до 7 лет) местом для катания на велосипедах являются места, отведенные для движения пешеходов. Для школьников (от 7 до 14 лет) разрешено ездить по пешеходным дорожкам, а также по дорожкам, предназначенным для велосипедистов. Дети, достигшие 14 лет, могут, как и взрослые водители, выезжать на дорогу.
Правила перевозки велосипеда в общественном транспорте.
При необходимости, перевозка велосипеда в электричке допускается как в собранном виде (при этом, нужно приобрести билет, если его габариты превышают ручную кладь), так и в разобранном (к примеру, в тамбуре либо в салоне, у стены, которая свободна от сидений). Важно, чтобы не причинять неудобство другим пассажирам.
Перевозка велосипеда в метро возможна только в разобранном виде (исключением являются детские велосипеды). К примеру, в Московском метро если габариты разобранного велосипеда не более 1,5 метра в совокупности (учитывается ширина, длина и высота), то платить за его провоз не нужно.
- Запреты для велосипедистов:
- — ехать на велосипеде (либо мопеде) не придерживая руль хотя бы одной рукой,
- — транспортировать груз, превышающий габариты свыше 0,5 м по длине либо ширине, а также груз, который является помехой для управления транспортным средством,
- — перевозить пассажиров на транспортном средстве, не приспособленном для этого,
— пересекать проезжую часть по пешеходным переходам и т.д.
Ответственность за нарушение ПДД
К примеру, в Беларуси, для велосипедистов-нарушителей предусмотрена административная ответственность по следующим частям:
— за нарушение ПДД (пешеходами, велосипедистами, лицами, управляющими гужевым транспортом и т.д.) можно получить предупреждение либо штраф (от одной до трех базовых единиц),
— за нарушение ПДД лицами, указанными в предыдущем пункте, находящимися под воздействием алкоголя либо наркотиков, предусмотрен штраф (от трех до пяти базовых величин),
— за нарушение, приведшее к возникновению аварийной ситуации, предусмотрен штраф (от трех до восьми базовых величин),
— за нарушение, в результате которого получено легкое телесное повреждение (либо нанесен ущерб транспортному средству, грузу, иному имуществу) предусмотрен штраф (от пяти до двадцати базовых величин). В 2017 году в Беларуси базовая величина была эквивалентна 23 рублям.
Чтобы не возникало неприятных инцидентов, велосипедисты должны уяснить тот факт, что велосипед является таким же транспортным средством, как и любое другое, соответственно, следует соблюдать установленные правила. От поведения велосипедистов на дорогах зависит не только их собственная безопасность, но также безопасность других участников дорожного движения.
Смотрите, какая тема — Изменения в ПДД по части велосипедистов: велосипедная зона и преимущество на дороге
Не успели вступить в силу изменения в ПДД по части отмены знака Шипы и корректировки правил для инвалидов, как подготовлена новая редакция этого правового акта – теперь уже касающаяся расширения прав велосипедистов и пешеходов.
Так, вводится новый термин «велосипедная зона», в которой велосипедистам дозволено практически всё, а автомобилисты должны им уступать, также меняется ещё ряд пунктов.
Все эти новшества в сравнительной таблице мы и рассмотрим в этой статье.
Что за новые ПДД для велосипедистов?
Не совсем так это звучит. Изменения в Правила дорожного движения касаются вовсе не только велосипедистов, но и ряд других категорий участников дорожного движения, но большинство самых весомых нововведений – всё же упомянутая категория.
Речь идёт о Постановлении правительства №1478 от 4 декабря 2018 года, которое опубликовано на сайте правительства 5 декабря.
Среди наиболее значимых новшеств:
- вводится новый термин «Велосипедная зона», обозначаемая соответствующим новым дорожным знаком, и изменения в ПДД с введением термина:
- для предоставления ещё бóльших прав водителям велосипедов изменения в Правилах касаются также и правил остановки и стоянки у велодорожек и определённых разрешений для двухколёсных.
Когда вступают в силу?
На сегодняшний день, 12 Августа 2021 года, изменения ПДД по части расширения прав велосипедистов не вступили в законную силу. Напомним, что выше мы писали, что постановление утверждено и опубликовано только на сайте правительства. Но для вступления в силу оно должно быть опубликовано на одном из официальных ресурсов, и только по истечении 10 дней вступает в законную силу.
Одним из таких ресурсов является Портал публикования правительства России – Pravo.gov.ru, и на сегодня Вы не найдёте на сайте постановления под номером 1478.
Проверить это достаточно просто – введите на странице поиска в поле «Номер документа» число 1478, в результате Вам покажет список документов с таким номером, и среди них не будет изменений в ПДД, вводимых указанным Постановлением правительства.
Что изменилось в ПДД?
Итак, давайте по порядку отметим все изменения, которые вносятся в ПДД документом под номером 1478! Как мы уже упоминали выше, речь идёт не только о велосипедистах, но и автолюбителях.
Новая велосипедная зона
Новый термин вводится в пункт 1.2 Правил дорожного движения и определяет, что такое велосипедная зона:
Велосипедная зона – территория, предназначенная для движения велосипедистов, начало и конец которой обозначены соответственно знаками 5.33.1 и 5.34.1.
Знак велозоны
Вот так выглядят эти дорожные знаки:
Пешеходы имеют право переходить дорогу где угодно
Такую велосипедную зону по новым ПДД сделали исключением из правил перехода дороги пешеходами, изменив пункт 4.3, который содержит все ограничения и запреты такого перехода, дополнив его следующим абзацем:
Требования настоящего пункта не распространяются на велосипедные зоны.
Таким образом, пешеходы в таких зонах могут переходить дорогу везде, где им благорассудится.
Ограничение скорости
Идём далее. Ограничение скорости на этой территории становится таким же, как и во дворах – 20 км/ч. В связи с этим изменён пункт 10.2 ПДД.
10.2. В населённых пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч. | 10.2. В населённых пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч. |
Новый пункт ПДД – 24.11
Появился новый пункт Правил – 24.11 – в разделе о требованиях для велосипедистов, согласно которому в зоне для велосипедистов:
- велосипедисты после изменений в ПДД имеют преимущество перед механическими ТС,
- имеют право двигаться по всей ширине дороги,
- пешеходы могут переходить дорогу везде, если соблюдены требования пунктов 4.4-4.7 Правил:
- если им горит разрешающий сигнал светофора,
- они не должны создавать препятствий (велосипедистам),
- не должны задерживаться на дороге,
- если приближается машина с сиреной и проблесковым маячком, то должны её пропустить.
Новая разметка велозоны
И последнее, вводится новая дорожная разметка №1.24.6, обозначающая начало велозоны, выглядит она как копия знака 5.33.1:
Другие изменения для велосипедистов
Новшества введены и по менее значимым корректировкам Правил – в основном, они приведены в соответствие с другими правовыми актами и между пунктами ПДД.
Запрещена остановка ближе 5 метров от велодорожки
Прямо списком уточнено, где именно запрещена остановка для автомобилистов, и в данный список включили велосипедные и велопешеходные дорожки.
12.4. Остановка запрещается: в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств или создаст помехи для движения пешеходов; | 12.4. Остановка запрещается: в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью) или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара на одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан); |
Велосипедистам разрешено сквозное движение во дворах
Не все водители и до изменений знали о таком запрете, как проезд дворовых территорий насквозь – то есть въезд и выезд без остановки. Теперь же велосипедистов исключили из данного запрета, изменив пункт 17.2.
Ввиду практически невозможности поймать за это нарушение ПДД, пожалуй, это одно из наиболее бесполезных нововведений.
17.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение… | 17.2. В жилой зоне запрещаются сквозное движение механических транспортных средств… |
Поворот налево на многополосной дороге разрешили..
…Но при условии, что с крайней правой полосы разрешён поворот налево и разворот и если эта дорога находится вне пределов велосипедной зоны.
24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается: поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении; | 24.8. Велосипедистам и водителям мопедов запрещается: поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (кроме случаев, когда из правой полосы разрешен поворот налево, и за исключением дорог, находящихся в велосипедных зонах); |
Пдд для велосипедистов 2020-2021: выжимка
При движении по дорогам общего пользования велосипедисты должны соблюдать правила дорожного движения.
1.Общие положения
Велосипед определяется как «транспортное средство, кроме инвалидных колясок, имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём» (ПДД 1.2). Велосипедист, согласно Правилам, квалифицируется как водитель велосипеда.
Велосипед является транспортным средством, но не является «механическим транспортным средством». Поэтому, если в ПДД написано «транспортное средство», то это относится и к велосипедам, а если написано «механическое транспортное средство», то это к велосипедам не относится[1].
Если человек не едет на велосипеде, а ведёт его, то он считается пешеходом, а не велосипедистом (ПДД 1.2). При этом в Правилах оговаривается только одно отличие спешившегося велосипедиста от пешехода: согласно п. 4.
1 ПДД «Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств», но «Лица… ведущие велосипед должны следовать по ходу движения транспортных средств».
Управлять велосипедом при перемещении по дорогам разрешается лицам не моложе 14 лет (ПДД 24.1).
Электровелосипеды приравнены к мопедам, и с конца 2013 года необходимо будет иметь на них права категории М или любой другой категории.
2.Технические требования
Велосипед должен иметь исправные тормоза, руль и звуковой сигнал, быть оборудован спереди световозвращателем и фонарём или фарой (для движения в тёмное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, сзади — световозвращателем или фонарём красного цвета, а с каждой боковой стороны — световозвращателем оранжевого или красного цвета. (ПДД 2.3.1 и «Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации…», п. 6.). Запрещается движение при неисправности рабочей тормозной системы, рулевого управления (ПДД 2.3.1). Кроме всего прочего, на велосипеде при движении должны быть включены ходовые огни или (что технически довольно трудноосуществимо) фара, поскольку п. 19.5 ПДД обязывает сделать это водителей любых транспортных средств, а не только механических.
В ПДД Беларуси включение ходовых огней (фар) при движении в светлое время суток необязательно.
3.Движение
Велосипеды должны двигаться по велосипедной дорожке (ПДД 24.3), а при её отсутствии — по проезжей части «только в один ряд возможно правее»[2]. Допускается движение по обочине, если это не создаёт помех пешеходам (ПДД 24.2);
Движение велосипедистов по тротуарам и пешеходным дорожкам запрещено (ПДД 9.9).
Колонны велосипедистов при движении по проезжей части должны быть разделены на группы по 10 велосипедистов. Для облегчения обгона расстояние между группами должно составлять 80—100 м. (ПДД 24.2)
В ПДД Беларуси движение по проезжей части запрещено. Выезд велосипедиста на проезжую часть допускается в исключительных случаях при совершенной невозможности двигаться за ее пределами. Движение на велосипеде может осуществляться по тротуару или пешеходной дорожке, не создавая препятствия для безопасного движения пешеходов (комментарий к п.148 ПДД РБ).
4.Запреты
Водителям велосипеда запрещается:
- ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой (ПДД 24.3);
- перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками (ПДД 24.3);
- перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению (ПДД 24.3);
- двигаться по дороге при наличии рядом велосипедной дорожки (ПДД 24.3);
- поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении (ПДД 24.3);
- двигаться по автомагистралям (ПДД 16.1);
- двигаться по дороге в тёмное время суток (и/или в условиях недостаточной видимости) без включенного переднего белого фонаря («Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации…», п. 6);
- буксировка велосипедов, а также велосипедами, кроме буксировки прицепа, предназначенного для эксплуатации с велосипедом (ПДД 24.3).
Кроме этого, водителям велосипеда, как и водителям других транспортных средств, запрещается (ПДД 2.7):
- управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;
- передавать управление велосипедом лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также не достигшим 14 лет;
- пересекать организованные (в том числе и пешие) колонны и занимать место в них;
- употреблять алкогольные напитки, наркотические, психотропные или иные одурманивающие вещества после дорожно-транспортного происшествия, к которому он причастен, либо после того, как транспортное средство было остановлено по требованию сотрудника полиции, до проведения освидетельствования с целью установления состояния опьянения или до принятия решения об освобождении от проведения такого освидетельствования;
- управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук.
5.Проезд перекрёстков
На перекрёстках действуют обычные правила приоритета (ПДД п. 13 и др.). Так, автомобиль, двигающийся по второстепенной дороге, должен уступить велосипеду, двигающемуся по главной (ПДД 13.9—13.10). На нерегулируемом перекрестке равнозначных дорог преимущество имеет безрельсовое транспортное средство, у которого нет помехи справа (ПДД 13.11), то есть на таком перекрестке приближающийся слева автомобиль должен уступить дорогу велосипедисту.
Но на нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой, расположенном вне перекрёстка, водители велосипедов должны уступить дорогу всем транспортным средствам, движущимся по этой дороге (ПДД 24.4).
На регулируемых перекрёстках велосипедисты должны подчиняться сигналам специальных велосипедных светофоров (ПДД 6.5), а при их отсутствии — сигналам обычных транспортных светофоров (не пешеходных).
Автомобиль, поворачивающий направо, должен пропустить велосипедиста, двигающегося рядом с ним по той же дороге прямо (при наличии велосипедной дорожки — согласно п. 13.1 ПДД, а при её отсутствии — согласно пп. 8.4—8.5 и 8.9 ПДД).
Поскольку левый поворот при многополосном движении и движении по дорогам с трамвайными путями велосипедисту запрещен, в том числе и на перекрестках (ПДД 24.3), для осуществления левого поворота на таких дорогах нужно:
- проехать перекресток прямо, развернуться (на 90° налево) в правом ряду пересекаемой дороги, и по разрешающему сигналу светофора вновь проехать перекресток прямо;
или
- слезть с велосипеда и перейти дорогу по пешеходному переходу.
Велосипедист, доехав до конца «Т» образного перекрестка может повернуть налево (подобно проезду обычного перекрестка), не создавая помех другим транспортным средствам.
При поворотах следует учитывать также п. 8.6 правил: «Поворот должен осуществляться таким образом, чтобы при выезде с пересечения проезжих частей транспортное средство не оказалось на стороне встречного движения. При повороте направо транспортное средство должно двигаться по возможности ближе к правому краю проезжей части.»
6.Проезд пешеходных переходов
На регулируемых пешеходных переходах велосипедисты должны подчиняться сигналам велосипедных или общетранспортных светофоров, а также регулировщиков (ПДД п. 6).
На нерегулируемых пешеходных переходах велосипедисты, как и все прочие водители, должны уступать дорогу пешеходам (ПДД 14.1). Также следует уступать дорогу пешеходам, идущим к остановившемуся на остановке трамваю или от него (со стороны дверей), если трамвайные пути идут по проезжей части (ПДД 14.6)
Велосипедистам не разрешается разворачиваться на пешеходном переходе (ПДД 8.11); в этом случае нужно слезть с велосипеда и перейти дорогу как пешеход.
На пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними запрещены остановка и стоянка (ПДД 12.4).
7.Сигналы, подаваемые велосипедистом
Для обозначения маневра Правилами предусмотрены следующие знаки (ПДД 8.1-8.2):
- Остановка: поднятая вверх рука (любая).
- Поворот или перестроение направо: вытянутая правая рука, либо вытянутая и согнутая в локте левая.
- Поворот или перестроение налево: вытянутая левая рука, либо вытянутая и согнутая в локте правая.
- Однако не рекомендуется пользоваться альтернативными способами (там, где согнутая рука), так как они рассчитаны на автомобилистов.
- Сигнал левого поворота также рекомендуется подавать при огибании припаркованного у правого края полосы механического транспортного средства.
- При езде в группе используется еще один знак, предназначенный не для автомобилистов, а для велотуристов, едущих за вами.
- Ямы справа: опущенная вниз правая рука.
- Ямы слева: опущенная вниз левая рука.
Знаки первым подает ведущий, члены группы их немедленно повторяют. Не стоит дожидаться, пока вы проедете или увидите яму, надо подавать знак немедленно за следующим перед вами велотуристом. Ведущий (или одиночный велосипедист) должен подавать знаки заблаговременно, чтобы группа и автомобилисты успели среагировать (ПДД 8.2).
8.Дорожные знаки, относящиеся к велосипедистам
Непосредственно к велосипедистам относятся только три дорожных знака:
- предписывающий 4.4 «Велосипедная дорожка». Этот и только этот знак указывает на велосипедную дорожку; идущая вдоль дороги полоса асфальта, не отмеченная данным знаком, должна считаться либо обочиной, движение по которой велосипедистам разрешено, либо тротуаром, движение по которому велосипедистам запрещено;
- запрещающий 3.9 «Движение на велосипедах запрещено».
- предупреждающий 1.24 «Пересечение с велосипедной дорожкой».
Тем не менее, водитель велосипеда обязан соблюдать и прочие транспортные знаки, касающиеся транспортных средств вообще. В частности, он должен обратить внимание на информационно-указательные и знаки 5.1 «Автомагистраль», 5.3 «Дорога для автомобилей» и предписывающий знак 4.5 «Пешеходная дорожка», которые запрещают движение велосипедов.
9.Ответственность за нарушение правил
За нарушение ПДД велосипедистами предусмотрена административная ответственность.
Ответственность регламентирована Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях:
Статья 12.29 ч.2 — Нарушение ПДД лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи (то есть пешеходов и пассажиров ТС), а также водителя механического ТС), предусматривает наказание в виде предупреждения или штрафа в размере 200 рублей.
Статья 12.29 ч.3 — Нарушение ПДД лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 300 до 500 рублей.
10.Примечания
- ↑ В частности, это означает, что водитель велосипеда обязан:
- «Проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние в соответствии с требованиями документа „Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения“» (ПДД 2.3.1),
- «Проходить по требованию сотрудников милиции освидетельствование на состояние опьянения. В установленных случаях проходить проверку знаний Правил и навыков вождения» (ПДД 2.3.2),
- и даже «Предоставлять транспортное средство: сотрудникам милиции для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, проезда к месту стихийного бедствия, а также сотрудникам милиции, ФСБ, налоговой полиции в иных не терпящих отлагательства случаях педусмотренных действующим законодательством» (ПДД 2.3.3).
Велосипедисту запрещается, в частности, управлять велосипедом в состоянии алкогольного опьянения, пользоваться во время движения мобильными телефонами и другие запреты (ПДД 2.7).
2.В Правилах, действовавших до 17.11.2010 г. была несколько иная формулировка: «только по крайней правой полосе в один ряд возможно правее». То есть, с ноября 2010 г. было отменено требование движения по крайней правой полосе.
Пдд для велосипедистов
Обычно ГИБДД обращает мало внимания на тех, кто едет по дороге на велосипеде. Однако велосипедист – такой же участник движения, как и мотоциклист или водитель автомашины. Соответственно, на него распространяются все требования, предусмотренные ПДД. Итак, что же предусматривают правила дорожного движения для велосипедистов?
- Что такое велосипед по ПДД?
- Прежде всего, нужно определить, чем с точки зрения законодательства является велосипед, и как его отличить от других видов транспортных средств (ТС). ПДД такое определение даёт, выделяя несколько ключевых пунктов:
- — наличие минимум двух колёс.
- — движущая сила – мускулы людей, которые едут на ТС.
- — допустимо наличие электромотора, но не мощнее 0,25 кВт и с автоотключением на скорости свыше 25 км/ч.
Таким образом, велосипед отграничивается, с одной стороны, от инвалидных колясок (они хоть и передвигаются с помощью мускулов, но не считаются ТС), а с другой – от электромопедов.
Установка двигателя внутреннего сгорания любого типа и мощности превращает велосипед либо в мопед, либо в мотоцикл (трицикл, квадроцикл и т. п.).
Но при этом велосипед-тандем или веломобиль всё равно относится к категории велосипедов.
Нужно отметить, что в том случае, если велосипедист слезает с седла и ведёт свой транспорт (например, переходя дорогу по «зебре»), он уже будет рассматриваться только как пешеход. Правила, касающиеся ТС, на него распространяться не будут.
Роль велосипедиста при езде по проезжей части или на тротуаре
Когда человек едет на велосипеде, для него характерны следующие особенности:
Сравнительно низкая скорость. Хотя велосипедист и быстрее пешехода, но лишь у тренированных и опытных велогонщиков скорость может достичь или даже превысить отметку в 30 км/ч.
Высокая уязвимость. Несмотря на любые средства защиты (шлем, налокотники или наколенники, и т. д.) велосипедист легко теряет равновесие – а падение легко заканчивается травмой или даже гибелью. При этом из-за высокой скорости велосипедист более уязвим, чем пешеход: остановиться мгновенно он не может, увернуться от машины – тоже.
Низкая механизация ТС. Велосипед как правило не оснащён поворотниками или стоп-сигналом – и о своих намерениях его водитель должен сигнализировать жестами.
Велосипед универсален. Пдд для велосипедистов разрешает движение как по специальным полосам на дороге – так и по проезжей части или, в крайнем случае, по тротуару, как пешеход.
- Исходя из этого и нужно рассматривать правила езды на велосипеде.
- Пдд для велосипедистов: как должен ездить законопослушный человек?
- Поскольку правила для велосипедистов на дороге базируются на действующих ПДД, имеет смысл рассмотреть по отдельности те требования, которые обязан соблюдать водитель велосипеда, желающий избежать нарушений.
- Обязанности, касающиеся технического состояния велосипеда
- Правила для велосипедистов по ПДД, касающиеся технической исправности ТС, очень просты. Велосипедист обязан следить за исправностью следующих систем своей машины:
- — тормоза;
- — рулевое управление.
Все остальное водителя велосипеда волновать не должно – но вот за рулём и тормозами он обязан ухаживать и следить за их исправностью. В противном случае он рискует получить штраф по КоАП РФ.
Кроме того, ПДД требуют, чтобы на любом ТС в темноте или при недостаточной видимости горели фары и задние габариты. Поэтому если на велосипеде этих устройств нет, пользоваться им можно только днём. Формально полагается днём, как и на автомобилях, тоже включать фару, однако на практике за этим требованием ГИБДД не следит. К тому же далеко не все велосипеды оснащены фарами.
Что говорят правила дорожного движения про сигналы поворота?
Правила движения велосипедистов по проезжей части предусматривают и подачу сигналов. Однако поскольку на велосипеде обычно нет светосигнализации, подавать такие сигналы должен сам автомобилист жестами.
- Согласно ПДД велосипедист обязан использовать следующие жесты:
- -при повороте либо развороте – вытянутая в сторону рука с той стороны, в которую собирается поворачивать велосипедист;
- -при остановке или торможении – рука (любая) поднятая прямо вверх.
Правила допускают использования в качестве сигнала поворота руки, не только отведённой в сторону, но и согнутой в локте. Однако, как показывает практика, такой сигнал водители часто путают с сигналом торможения, и потому пользоваться им не рекомендуется.
Алкоголь – всегда нарушение правил!
Поскольку велосипед всё-таки рассматривается как транспорт, управлять им в состоянии опьянения категорически запрещено. Если пьяного велосипедиста остановят, ему придётся отвечать по закону.
Кроме того, ПДД прямо запрещают и передавать управление пьяным. Поэтому владелец велосипеда, одолживший свой транспорт нетрезвому другу покататься, тоже будет нести ответственность.
Права на движение для велосипедиста
А теперь – самое главное: на какой стороне дороги должен ехать велосипедист?
Правила езды на велосипеде по городу гласят следующее: движение должно происходить по дорожке, специально выделенной для велосипедистов. Однако такие дорожки в России встречаются крайне редко, лишь в больших городах. Там, где такого выделения нет, водитель велосипеда должен руководствоваться следующими правилами:
- — если нет велосипедной или велопешеходной дорожки – должен ехать велосипедист по проезжей части справа.
- — если по каким-то причинам возможности двигаться по дороге нет, велосипедисту следует двигаться по обочине.
- — и лишь в крайнем случае, когда нет других вариантов, допускается движение по тротуару.
Пункты исключают друг друга, поэтому, доехав до места, где имеется разметка велодорожки или дорожный знак «Велосипед», необходимо срочно перестроиться, съехать с обочины или с тротуара. Иначе это будет рассматриваться как нарушение правил со всеми вытекающими последствиями.
Однако из каждого правила есть исключения. В частности, если велосипед или груз на нём шире 1 м, не только разрешается, но и прямо предписывается двигаться по дороге и соблюдать правила езды на велосипеде по проезжей части. Кроме того, там же разрешается езда организованными колоннами:
— в один ряд – по общему правилу.
— парами – если каждое из ТС уже 75 см.
— при этом в колонне нужно двигаться группами по 10, либо 10 парами. Между каждой из групп должно оставаться расстояние не менее 80 м, чтобы попутные автомобили могли беспрепятственно обгонять велосипедистов.
Двигаться же по тротуарам разрешается всегда, если взрослый велосипедист сопровождает ребёнка на велосипеде младше 7 лет, либо везёт его на штатном дополнительном сидении или в прицепе (велосипедной коляске). При этом вопрос, на какой стороне должен ехать велосипедист, решается так же, как и при движении по проезжей части: двигаться надо по правому тротуару.
- Запреты для велосипедистов
- Как и для любых других участников движения по дорогам, для водителей велосипедов есть свои ограничения. Установлены следующие правила велосипедиста, которые запрещают:
- — ездить «без рук». Даже подавая сигналы, необходимо другой рукой держать руль;
- — везти негабаритный груз, который выступает за край велосипеда больше чем на 50 см;
- — перевозить груз, который мешает управлять велосипедом (например, положенный или навьюченный на руль);
- — разворачиваться налево на дорогах, где больше двух полос в одну сторону, либо есть трамвайные пути;
- — буксировать или ехать на буксире (допускается лишь перевозка специальных велоприцепов).
- — ездить по автомагистралям.
Кроме общих запретов, касающихся всех водителей велосипедов, есть и частные, касающиеся отдельных ситуаций. Рассмотрим их подробнее.
Новые правила действий на пешеходном переходе
Вопрос о том, как должен вести себя велосипедист на «зебре», решается ПДД однозначно: ему запрещено пересекать дорогу, пользуясь переходом для пешеходов. Если это необходимо, водитель велосипеда должен спешиться и двигаться по «зебре» как обычный пешеход, ведя свою машину. Это новая норма: ранее ездить по переходам не запрещалось.
Но как должен ехать велосипедист по дороге, если она пересекается переходом? Здесь для него установлены те же правила, что и для водителей всех остальных ТС: он может проехать через переход, не спешиваясь – но лишь поперёк «зебры».
- Ограничения для детей
- Водить велосипеды могут не только взрослые, но и дети. Поэтому ПДД для них устанавливают особые правила:
- — дети младше 7 лет могут ездить только по зонам, предназначенным для пешеходов;
— дети до 14 лет – там же, плюс ещё и по велодорожкам. Выезжать на проезжую часть им запрещено.
После 14 лет ограничения снимаются, и ездить можно везде, где разрешают ПДД.
Что любопытно, при буквальном толковании Правил, действовавших до 2014 года, управлять велосипедами могли только те, кто старше 14 лет. Как быть с многочисленными детьми на «великах», ПДД не указывали, но формально их (а точнее – их родителей) можно было в любой момент штрафовать за нарушение.
Отношения с пешеходами
Двигаясь по дорогам или тротуарам, велосипедисты обязаны пропускать пешеходов. Во всех случаях, когда велосипед создает им помехи, водитель обязан спешиться и вести своё ТС руками.
На переходе, если нет светофора, велосипедист должен пропустить пешехода. Если же светофор есть, то он должен убедиться, что пешеходы закончили переходить дорогу, и лишь затем может продолжать движение.
Памятка при перевозке пассажиров
Сколько человек могут ехать на одном велосипеде? Хотя велосипед и является ТС, обычно ехать на нём может только сам водитель. Исключениями являются ситуации, когда:
- — есть штатные сиденья для пассажиров, предусмотренные фирмой-изготовителем;
- — есть прицеп либо коляска, опять-таки конструктивно предназначенные для буксировки велосипедом.
- Перевозить же людей на раме или на багажнике запрещено категорически.
- Система обозначений на дороге
В тех случаях, когда для велосипедов выделяется отдельная полоса движения, используется особая разметка.
В частности, велодорожка должна отгораживаться от полосы для мототранспорта сплошной линией: это означает, что ни водители машин или мотоциклов не могут туда заезжать, ни велосипедисты не вправе выезжать на проезжую часть.
Кроме того, велодорожка обозначается либо особым дорожным знаком, либо нанесённым на асфальт символом велосипеда.
При этом если на дороге имеется знак «Автомагистраль» (знак 5.1 по ПДД), то любое движение велосипедов запрещено. С формальной точки зрения ограничение касается лишь ТС, не способных развить скорость более 40 км/ч, но велосипеды в Правилах упомянуты прямо. Велосипедисты на магистралях могут ездить лишь по обочинам.
Световые приборы
Отдельно нужно рассмотреть вопрос о том, какие световые приборы могут быть установлены на велосипеде. В отличие от автомобилей, установку штатно не предусмотренных фар, габаритов или других устройств согласовывать не надо – владелец сам решает, что ему требуется, сам покупает и сам устанавливает при необходимости нужные световые приборы.
Тем не менее, чтобы не нарушать ПДД, на велосипед лучше всего устанавливать:
Переднюю фару. Заменять её налобным фонарём на велошлем крайне не рекомендуется.
Красный габарит на багажник или заднее крыло.
Также ПДД рекомендует при движении в тёмное время суток использовать катафоты или другие светоотражающие или световозвращающие устройства на велосипеде или одежде его владельца. Это требование не обязательно, но оно действительно позволяет сохранить жизнь велосипедисту.
Запитываться световые приборы могут либо от аккумулятора либо от «динамки» — малогабаритного электрогенератора. Рекомендуется использовать именно аккумуляторные модели: при остановке генераторы перестают работать, а фары – светить.
- Изменения в штрафах для велосипедистов
- Коль скоро есть правила, должна быть ответственность за их нарушение. Сейчас велосипедист может быть оштрафован:
- — за нарушение ПДД – на 800 рублей;
- — за езду в пьяном виде – до 1500 рублей;
- — за разговор по мобильнику (без гарнитуры «хендс фри») во время езды – до 1500 рублей.
Кроме того, для веловодителей также действуют правила о запрете на порчу дорожных знаков или о загрязнении дорожного полотна. Однако останавливаться на них не стоит, поскольку эти нарушения не являются распространёнными.
Самые распространенные нарушения ПДД при езде на велосипеде
А теперь посмотрим, какие нарушения чаще всего допускают владельцы велосипедов. Согласно статистике, наиболее распространены следующие проступки:
Езда по пешеходным переходам. Эта самоубийственная практика, к сожалению, распространена среди российских велосипедистов. Нужно помнить: ни велосипед, ни автомашина не могут резко затормозить – а из-за скорости велосипедист уязвим даже больше, чем пешеход.
Езда без тормозов. Тормозные системы утяжеляют велосипед и мешают быстрому разгону, поэтому многие их либо демонтируют, либо не ставят (если штатно велосипед тормозами не оснащён). Однако это тоже вариант самоубийства.
Помеха пешеходам. Ездить по тротуарам в определённых случаях разрешено, но если при этом велосипедист мешает прохожим, он должен не сигналить звонком, а спешиться и вести своё ТС.
Причинение вреда здоровью пешехода. За это предусмотрен штраф от 1 до 1,5 тысяч рублей.
Нужно помнить: велосипедист – такой же участник движения, как и водитель автомобиля или мотоцикла. Поэтому он должен соблюдать ПДД в полной мере.