Опасное вождение — как его толковать — журнал За рулем

“Ъ” собрал мнения различных экспертов по поводу нового термина «Опасное вождение», который должен появиться в нынешнем году в Правилах дорожного движения. Впоследствии за это будет введено наказание: обсуждается штраф 5 тыс. руб., лишение прав или даже уголовная ответственность.

Что предлагается ГИБДД?

“Опасное вождение” — неоднократное совершение одного или совершение нескольких следующих друг за другом действий, связанных с нарушением правил, выражающихся в невыполнении при перестроении требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения; перестроении при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия; несоблюдении безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства; несоблюдении бокового интервала; необоснованном резком торможении; препятствовании обгону, если указанные действия повлекли создание водителем в процессе дорожного движения ситуации, при которой его движение и (или) движение иных участников дорожного движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба». Этот вариант термина направлен в правительство РФ на анализ, впоследствии это будет оформлено в виде поправок к ПДД.

Что думают эксперты?

Опасное вождение — как его толковать — журнал За рулем

Максим Кимерлинг, Коммерсантъ

— Наталья Агре, президент экспертного центра «Движение без опасности»:

— Формулировка охватывает большой спектр правонарушений. При этом одним из ключевых элементов является факт неоднократности осознанных действий, связанных с элементами опасного вождения, так как однократное действие может быть связано с ошибкой водителя и не подразумевать под собой опасного вождения.

Важно, чтобы данная формулировка была подробно донесена до участников дорожного движения и выработаны четкие механизмы фиксации правонарушения, это позволит избежать двоякости толкования, и как следствие, конфликтных ситуаций.

Введение данного термина в первую очередь является инструментом профилактики по широкому кругу проблем, связанных с правонарушениями со стороны участников дорожного движения, а не инструментом репрессивного воздействия или ущемления прав водителей.

Опасное вождение — как его толковать — журнал За рулем

Светлана Привалова, Коммерсантъ

— Александр Шумский, глава экспертного центра Probok.net:

— Создание впервые такого термина — крайне неблагодарная задача: либо водители будут недовольны (если термин будет слишком жестким), либо гаишники (если он будет слишком расплывчатым и непонятным ).

За границей все сводится примерно к одному: водитель не должен себя вести хуже, чем можно было бы ожидать от компетентного и ответственного водителя.

Представить такую формулировку у нас пока возможным не представляется в силу слишком недоверия участников дорожного движения к контролирующим органам.

И в то же время мы никогда не уйдем от человеческого фактора в определении опасного вождения, в любом случае человек будет принимать решение, опасное ли оно было, или нет (судья, сотрудник ГАИ и т. д.). Поэтому формулировка, которая сейчас появилась, конечно, сложная, но в будущем не вижу ничего страшного, если мы ее подкорректируем исходя из судебной практики.

Опасное вождение — как его толковать — журнал За рулем

Геннадий Гуляев, Коммерсантъ

— Департамент транспорта Москвы:

— Правительство Москвы последовательно реализует стратегию, направленную на повышение безопасности дорог города.

Введение в ПДД термина «Опасное вождение», безусловно, важный шаг, необходимый для сокращения количества происшествий, вызванных этим сознательным социально-опасным поступком.

Департамент транспорта поддерживает и разделяет стратегию коллег из МВД РФ в области повышения безопасности на дорогах и находится в постоянном контакте с министерством.

Опасное вождение — как его толковать — журнал За рулем

Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

— Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов:

— Проблема в том, что гаишники будут сами решать, как трактовать то или иное нарушение.

Вот я перестроился из левого ряда в правый: чтобы быть опасным или чтобы уйти на съезд с МКАД? Другая ситуация: человек не уступает дорогу скорой помощи, его останавливает инспектор. Он может это расценить нарушение на 500 руб.

, а может — как опасную езду с лишением прав. Все это, боюсь, приведет только к росту коррупции. Общество и ГИБДД, мне кажется, вообще не готовы еще к введению такого термина.

Опасное вождение — как его толковать — журнал За рулем

Василий Шапошников, Коммерсантъ

— Лидер Федерации автовладельцев России Сергей Канаев:

— Слишком громоздкий термин получился. Не надо прописывать все до мелочей, все равно конечное решение о наказании будет решать суд. Надо внести изменения в статью «Хулиганство», чтобы этот состав распространялся и на дорожные маневры. От субъективной оценки инспектора и судьи мы в любом случае уйти не сможем, ни одна камера не сможет сама распознавать агрессию на дороге.

Нужно начать с того, чтобы разделить обычные нарушения ПДД, опасное и агрессивное вождение, введя разные виды наказания. Например, превышение скорости больше чем на 80 км/ч сделать опасной ездой, на 100 км/ч — уже агрессивной. В Канаде, к примеру, полицейские даже меряют разгон специальными приборами и решают, насколько агрессивно человек водит.

Опасное вождение — как его толковать — журнал За рулем

«За рулем»

— Редактор журнала «За рулем» Сергей Смирнов:

— Такая формулировка очень сложная. С одной стороны, чтобы избежать разных злоупотреблений, мы не можем отказаться от конкретизированных нарушений ПДД в описании этого термина. С другой — дублировать имеющиеся положения ПДД в термине «Опасное вождение» тоже неправильно. Я бы исходил из того, что часто применяется в Европе или США. Там эти термины давно имеются.

  • Подробнее о том, как планируется ловить и штрафовать опасных водителей, — в материале «Опасных водителей отследят при помощи смартфонов»
  • Как относится население к введению термина «Опасное вождение»? Читайте в статье «Водителям дали возможность для маневра»
  • Водители все чаще возят с собой биты, кастеты, травматические пистолеты и другие виды оружия, популярные в 1990-х. Подробнее читайте в материале «Водители стали слишком агрессивными»

Пятница, 13-е: когда опаснее всего садиться за руль? Что говорит статистика ДТП

Статистику называют наукой. Еще говорят, что факты – упрямая вещь, но статистика сговорчивее.

Как бы там ни было, но периодические наблюдения за происшествиями на отечественных дорогах говорят о том, что существует определенная закономерность в показателях аварийности.

Присматриваться к полученным цифрам или нет, каждый решает сам. Главное – постараться не пополнять багаж цифр ценой собственной безопасности. 

Двенадцать месяцев

40% всех аварий происходит с июля по октябрь. При этом в лидеры то и дело вырывается август, чуть опережающий октябрь. Впрочем, в отдельных городах ситуация может быть иной – в Санкт-Петербурге самым опасным для водителей месяцем называют сентябрь, а в Перми – ноябрь.

А вот самым безаварийным месяцем является, как ни странно, февраль. Неужели потому, что он самый короткий? 

Опасное вождение — как его толковать — журнал За рулем

Пятница

Тут почти все источники солидарны: пятница, конечно же. Впереди выходные, на дорогах столпотворение, все спешат и гудят – в общем, удивляться нечему.

Впрочем, считать можно по-разному – либо привязываясь к абсолютному числу аварий за сутки, либо учитывая реальное число автомобилей в тот или иной день на дорогах.

В первом случае, как мы уже сказали, лидирует пятница, плавно перетекающая в субботу. А вот  по второй методике в лидеры выходит воскресенье.

Все же доверимся данным от научного центра БДД МВД РФ. За 2020 год наибольшее количество ДТП зарегистрировано в пятницу (22417 ДТП, или 15,5%) и субботу (21914 ДТП, или 15,1%), а наибольшее число погибших – в выходные дни: в субботу (2714, или 16,8%) и воскресенье (2633, или 16,3%).

Что ж, ничего удивительного. 

Который час

Самый аварийно-опасный период – это с 17:00 до 20:00. В это время в 2020 году произошло каждое  пятое  ДТП  (точнее – 21,7%). Другой опасный период – это с 00:00 до 7:00: аварий относительно немного, но уж если они происходят, то с очень тяжелыми последствиями. В среднем имеем 14 погибших из 100 пострадавших.

Как не ухудшить статистику?

Так и хочется сказать: надо оставить машину дома! Но это не выход: телепортацию мы пока что не освоили, а потому перемещаться в пространстве приходится привычными способами. Однако не ухудшать статистику можно и нужно.

Опытные водители всегда планируют свой маршрут – в первую очередь это касается времени поездки. На выездные магистрали из той же Москвы перед выходными страшно смотреть: в такой пробке невольно «захочется совершить преступление», как говорили в известной рязановской комедии.

 Больше всего проблем возникает у дачников: не случайно они всеми силами сокращают свою рабочую пятницу, а то и вовсе удирают из города «на удаленку» уже в четверг. Рекомендовать кому-либо ночную езду не будем – это опасно и статистика выступает против. А вот выбраться из дома ранним утром – хотя бы в 6:00 – это очень даже реально.

В первую очередь это касается приверженцев путешествий выходного дня: из мегаполиса вырветесь относительно спокойно, а дальше проблем практически не будет. 

Что касается ДТП, то в 2020 году наиболее частыми видами ДТП являлись столкновение автомобилей (42,5%) и наезд на пешехода (26,7%). Совет простой: никогда не занимайте без особой необходимости левый ряд дороги –особенно при наличии встречки, не отделенной отбойником. Лучший антипример – Кутузовский проспект столицы, где то и дело кто-то сталкивается «в лоб». Это не крутость – это дурость.

Читайте также:  Страховщик заплатит за скрытые повреждения автомобиля при дтп

Что до пешеходов, то старайтесь максимально предугадывать их действия, в том числе самые неадекватные. Иного выхода просто нет.

Опасное вождение — как его толковать — журнал За рулем

«Галогенки» Osram Night Breaker 200: как улучшить свет фар и ничего не нарушить

Опасное вождение — как его толковать — журнал За рулем

Как вернуть неокрашенному пластику кузова черный цвет?

Опасное вождение — как его толковать — журнал За рулем

Как победить коррозию? Эффективный способ для самостоятельного устранения ржавчины

Опасное вождение: как при помощи видеофиксатора наказать водителя

В правилах дорожного движения добавили термин «опасное вождение» — изменения вступили в силу 8 июня этого года. «Проспект Мира» разобрался с нововведениями.

Что случилось?

По замыслу авторов, новый пункт ПДД должен снизить число аварий и травматизм на дорогах. В Красноярском крае, по статистике ГИБДД, с января по май этого года случилось 1270 дорожно-транспортных происшествий, из них по вине водителей — 1072.

  • Что за опасное вождение?
  • Под опасным вождением в правилах понимается «неоднократное совершение одного или нескольких следующих друг за другом действий»:
  • — отказ уступить дорогу автомобилю, пользующемуся преимуществом;
  • — перестроение при интенсивном движении, когда все полосы заняты (кроме случаев съезда с дороги, разворота, остановки или объезда препятствия);
  • — несоблюдение безопасной дистанции и бокового интервала;
  • — необоснованное резкое торможение;
  • — препятствование обгону.
  • Опасными эти маневры признаются, если спровоцировали «ситуацию, создающую угрозу гибели или ранения людей, повреждения транспортных средств, сооружений, грузов или причинения иного материального ущерба».

Опасное вождение — как его толковать — журнал За рулем

Как-то непонятно.

С казенного языка на более-менее человеческий новый пункт ПДД переводится на специальном правительственном сайте опасноевождение.рф.

Там все опасные маневры и практикующие их водители получили «говорящие» определения: «шашки» (перестроения при интенсивном движении), «нервяки» (подрезание при перестроении), «торопыги» (несоблюдение безопасной дистанции), «грядки» (несоблюдение бокового интервала), «воспитатели» (необоснованное резкое торможение перед автомобилем) и «упертый» (препятствование обгону).

На сайте также опубликована библиотека демонстрационных роликов с типичными примерами опасного вождения. Вот так, например, выглядят «воспитатели».

Как будут фиксировать опасное вождение?

Лихачей планируют отслеживать главным образом с помощью видеофиксации: камерами в патрульных машинах, видеорегистраторами самих водителей (с учетом показаний свидетелей), автоматическими дорожными комплексами и системами городского видеонаблюдения. В Красноярске, по данным на середину прошлого года, по системе «Безопасный город» работало около 400 видеофиксаторов.

Кроме того, в Минкомсвязи РФ говорили о планах по созданию специального мобильного приложения, с помощью которого можно упростить процесс передачи видео с регистраторов в ГИБДД.

Проблема в том, что только по ролику не всегда можно будет однозначно определить опасное вождение — со стороны за него в принципе может сойти, например, и объезд ям на дорогах. Опасность маневров по видеозаписи будет оценивать инспектор ДПС, что может привести к росту коррупции, опасались автоэксперты в федеральных СМИ.

Выявлять опасное вождение будут и скрытые патрули ДПС — патрульные машины без опознавательных знаков с видеорегистраторами, которые затем передают информацию обычным нарядам дорожных полицейских.

На загородных трассах в Красноярском крае этот метод запустили в конце прошлого года. В этом году скрытые патрули вышли и на улицы Красноярска — к апрелю они зафиксировали более 1600 нарушений.

Что про новые правила думают автолюбители?

К введению нового пункта ПДД водители отнеслись по-разному. Среди недостатков отмечают, например, субъективность самого термина «опасное вождение», под которое, по мнению некоторых водителей, может попасть любое нарушение.

Кроме того, новый пункт правил может копировать существующие нормы ПДД, в которых уже есть ограничения при перестроении и маневрировании.

Также водители сетовали на отсутствие определения понятий безопасного и бокового интервалов.

Опасное вождение — как его толковать — журнал За рулем

Координатор краевого отделения Федерации автовладельцев России Егор Фролов в то же время отмечает, что вводить в ПДД пункт об опасном вождении было нужно. Однако соответствующий законопроект, по его мнению, еще нуждается в доработке: в частности, нужно уточнить, как определять степень опасности, которую несут действия водителя.

Кроме того, фаровцы предложили добавить в правила термин «агрессивное вождение». По мысли Фролова, под него попадает, например, недавняя авария на ул. 9 мая, когда водитель отрывался от машины ДПС — в результате погибла женщина.

Как будут наказывать опасных водителей?

Наказания за опасное вождение пока нет, поскольку еще не до конца отработана система фиксации таких нарушений и не внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях. Вносить поправки в КоАП могут только депутаты Госдумы РФ, которые на лето уходят в отпуск. Так что утверждать меру наказания для опасных водителей будет уже новый состав парламента после сентябрьских выборов.

Ранее в ГИБДД предлагали ввести штраф в 5000 рублей. Впрочем, после гонок сына топ-менеджера «Лукойла» в Москве, в правительстве заявили, что штраф должен быть больше. Также говорят о том, чтобы в зависимости от обстоятельств применять разные виды санкций к водителям — от штрафа до ареста.

Опасное вождение — как его толковать — журнал За рулем

В Федерации автовладельцев России предлагают дифференцированную систему наказаний, которая будет зависеть от доходов нарушителя и стоимости его автомобиля.

Егор Фролов приводит в пример Дмитрия Когана, который до смертельного ДТП в центре Красноярска также получал штраф за езду по набережной города. Однако наказание составило всего 1500 рублей. «Для его состоятельных родителей — это всё равно что цена за возможность прокатиться по набережной.

Если бы наказание было соразмерно доходам, то, возможно, вероятней было бы избежать и последующих печальных событий», — считает Фролов.

Кто будет выносить решение по делам опасных водителей, тоже еще не определено. В ФАР настаивают, что это должен делать суд. Пока же сотрудники ДПС будут лишь фиксировать нарушения, заниматься сбором информации и предупреждать автолюбителей.

Штрафы ГИБДД за опасное вождение

Время чтения: 4 мин.

За агрессивное и опасное вождение водителя могут оштрафовать. Госдума рассматривает специальный штраф за это нарушение, но в КоАП уже есть наказания для любителей дрифта, гонок в черте города и автохамов. Рассказываем, как штрафуют тех, кто любит подрезать и ведет себя на дороге неадекватно.

Статьи 12.4, 12.5 КоАП

Что считается опасным вождением

Законодатель описал опасное вождение в п. 2.7 правил дорожного движения. К нему относится шесть основных нарушений.

Не уступать дорогу при перестроении. Водитель перестраивается в соседнюю полосу и создает помехи для тех, кто уже в ней едет — они вынуждены резко тормозить, возникает угроза ДТП.

Перестраиваться из полосы в полосу. Это запрещено делать при интенсивном движении, то есть в пробке. Когда все полосы заняты, менять ряд можно только для поворота, разворота, остановки или объезда препятствия, например машин, которые остановились из-за аварии.

Не соблюдать дистанцию. Водитель слишком прижимается к машине, которая едет перед ним. По закону он обязан соблюдать расстояние, которое позволит не врезаться при резком торможении.

Ездить между рядами. Боковой интервал часто не соблюдают мотоциклисты, которые ездят между машин.

Резко тормозить. Автохамы иногда обгоняют машину, а потом резко перед ней тормозят. По правилам водитель может так затормозить, только если пытается предотвратить аварию.

Мешать обгону. Вредный водитель может не давать себя обогнать. Для этого он увеличивает скорость, когда другая машина опережает его по соседней полосе. Если дорога двухполосная и второй водитель едет по встречке, такое поведение может привести к лобовому столкновению.

Опасное вождение — как его толковать — журнал За рулемЭти ситуации считаются опасным вождением, если водитель допускает больше двух нарушений подряд и создает угрозу ДТП

Каковы критерии опасного вождения

Каждое из этих нарушений само по себе еще не означает опасного вождения. Чтобы классифицировать агрессивное поведение водителей, ввели два дополнительных условия.

Больше двух нарушений подряд. Водитель должен нарушить правило несколько раз одно за другим. С какой частотой должны быть нарушения, в законе не указано. По мнению законодателей, это создает опасность для других участников движения: они не могут спрогнозировать поведение водителя и адекватно среагировать, чтобы избежать аварии.

Угроза ДТП. Другое обязательное условие опасного вождения — водитель создает ситуацию, при которой другие участники движения вынуждены менять направление и скорость, иначе они рискуют попасть в аварию.

Какой штраф и за что

ГИБДД с 2016 года добивается, чтобы в КоАП внесли новую статью 12.38 об опасном вождении. В этом случае за агрессивное поведение на дороге будут назначать штраф — 5 000 рублей. Законопроект о новом штрафе прошел первое чтение в Госдуме, но пока не принят.

Читайте также:  Российские и международные водительские права в США: действуют ли они в Америке в 2021 году

Дарья Пономарева, судебный эксперт-автотехник «Авто МФЦ» Прежде чем законопроект примут, он должен пройти глобальную процедуру согласования в разных инстанциях и ведомствах. Заседания по законопроекту неоднократно откладывались, потому что требовалось экспертное заключение по этому вопросу.

В административном кодексе уже есть наказания за отдельные нарушения:

  • перестраиваться в другую полосу и не уступать дорогу машине в этой полосе — 500 рублей по ч. 3 ст. 12.14 КоАП;
  • нарушать правила расположения машины на дороге: перестраиваться из полосы в полосу в пробке, не соблюдать дистанцию и боковые интервалы между машинами, резко тормозить, препятствовать обгону — 1500 рублей по ч. 1 ст. 12.15 КоАП.

Эти штрафы по закону можно оплатить со скидкой 50%, если успеть сделать это в первые 20 дней.

Как ГИБДД доказывает опасное вождение

По презумпции невиновности водитель не обязан доказывать, что он что-то нарушил. Это должны сделать сотрудники ГИБДД. Исключение — когда нарушение попало на камеру видеофиксации. Случаи опасного вождения сфотографировать невозможно, поэтому ГИБДД доказывает их в обычном порядке.

Протокол. Инспектор останавливает нарушителя и составляет протокол, чтобы зафиксировать нарушение. Копия остается на руках у водителя.

Постановление. Позднее ГИБДД вместе с водителем или в его отсутствие проводит разбор. По итогам автоинспекция отправляет водителю постановление об административном нарушении. Оно приходит по почте, но не всегда — лучше проверять свои штрафы.

Как оспорить. Если водитель не согласен с постановлением, он может подать жалобу на имя начальника подразделения ГИБДД, которое выписало штраф. Заявление можно отправить через сайт автоинспекции, на странице приема обращений. На это есть 10 дней с даты постановления. Другой вариант — подать жалобу в суд.

Запомнить

  1. Опасное вождение по закону — когда водитель больше двух раз подряд нарушает правила маневрирования и перестроения, при этом создает угрозу ДТП.
  2. Штрафа за опасное вождение нет, но есть — за неправильное перестроение и маневрирование, от 500 до 1500 рублей.
  3. Эти штрафы можно оплатить со скидкой 50% в первые 20 дней.
  4. Такие нарушения не фиксируют камеры. Инспектор должен остановить нарушителя, составить протокол, позднее ГИБДД пришлет постановление.
  5. Если не согласны с нарушением, его можно обжаловать — в ГИБДД или через суд.

Опасное вождение: что считать опасным?

В Правилах дорожного движения может появиться термин «опасное вождение». Какие нарушения объединят под этим понятием, по каким причинам в стране происходит большинство аварий и какой способ борьбы с автохулиганством наиболее эффективен, разбирался Сергей Смирнов.

Материалы по теме

Материалы по теме

В определении нового термина наверняка будут упомянуты нарушения, связанные с опасностью для остальных участников движения: частые перестроения, несоблюдение безопасной дистанции, необоснованное резкое торможение. Но не всё здесь однозначно.

К примеру, сейчас в Правилах нет запрета на частые перестроения. Если каждый маневр был выполнен правильно и безопасно — к водителю никаких претензий. Не регулируется и дистанция между машинами: водитель сам выбирает безопасный интервал, исходя из дорожной ситуации и опыта.

Цель МВД — сократить количество аварий, которое в последние годы остается примерно на одном уровне. За девять месяцев 2015 года в стране произошло 133 203 ДТП. Много! Но сколько из угодивших в коллизии опасно водят машину? Статистики нет и быть не может. Зато известно, что львиная доля аварий происходит из-за негодных дорог и инфраструктуры.

И какое вождение считать по-настоящему опасным? Как узнать, была опасность или нет? Не будет же инспектор опрашивать водителей: кому, дескать, помешал шныряющий между рядами?

Материалы по теме

В Европе к ответственности могут привлечь даже на основании звонка свидетеля, который счел ваши маневры опасными. Принимается на веру и мнение дорожного полицейского. Если этот опыт перенести на российские просторы, то количество виновных превысит разумные пределы. Кто-то захочет таким образом поквитаться с не понравившимся ему соседом по полосе, а кто-то — просто заработать.

Как будут ловить нарушителей? Где взять столько инспекторов, если их и так не хватает? И почему сейчас гаишники закрывают глаза на подобные нарушения? Потому, что штраф за мелкие прегрешения смешон и выгоднее заняться дельцем, где водителю светит лишение прав? Не забота о безопасности ими движет!

Бороться с автохулиганами надо. Но куда важнее не появление новых строчек в Правилах, а неотвратимость наказания за любое прегрешение. Глядишь, и дописывать ничего не придется.

Расписали торопыг, объяснили нервяков

«Торопыги», «нервяки» и «воспитатели» на дорогах — это лишь несколько определений «опасного» вождения, которые сформулировали ведущие автомобильные эксперты.

На примерах шести подборок нарушений в правительстве решили объяснить, за что именно агрессивных водителей планируется штрафовать на сумму 5 тыс. рублей. «Газета.

Ru» разобрала каждую ситуацию: эксперты опасаются, что в ГИБДД смогут трактовать происходящее на дорогах по своему усмотрению.

Наглядные видеоролики, в которых продемонстрированы типичные примеры опасного вождения, разместили на сайте «открытого правительства» России.

Создать в сети такую библиотеку видеоматериалов ранее поручил первый вице-премьер Игорь Шувалов по итогам общественного обсуждения с участием экспертов, представителей профильных ведомств, Общественной палаты, общественных организаций, страхового рынка, юристов, журналистов и блогеров. На создание видеобазы у исполнителей ушло всего полтора месяца.

За примерами им ходить далеко не пришлось — на каждую смоделированную в 3D-ситуацию нашлось несколько реальных случаев, попавших в камеры видеорегистраторов. Некоторые из них становились поводами для резонансных публикаций в СМИ, в том числе и в «Газете.Ru».

Всего на сайте представлено шесть примеров поведения, которым авторы дали довольно звучные названия: «шашки», «нервяки», «торопыги», «грядки», «воспитатели» и «упертые». Но этими вариантами нарушения не ограничатся — базу примеров агрессивного вождения будут расширять.

Считаются только многократные нарушения

Руководитель программы «Главная дорога» Илья Скрябин, который принял участие в разработке видеобиблиотеки, пояснил «Газете.Ru», что опасным будет признаваться вождение только в случае допущения повторных нарушений. Он уверяет, что субъективной оценки нарушения быть не может, поскольку сотрудники ГИБДД будут руководствоваться записями с видеокамер.

«Нормы, которые собраны в термине «опасное вождение», — это совокупность нарушений, — говорит Скрябин. — При этом мы попытались быть максимально конкретными.

Вот ты кого-то подрезал — всякое бывает, это одна ситуация, и опасным вождением это признать нельзя. Но если ты делаешь это регулярно, то ситуация меняется.

Если водитель при объезде той же ямы включает поворотник, внимательно следит за дорогой и не мешает другим водителям, то это никак нельзя назвать опасным вождением. А вот если он резко перестроился раз, второй, третий, то разговор уже другой.

Если ты один раз слишком близко подъехал к другому автомобилю, не рассчитал, это несоблюдение дистанции, но если ты сгоняешь таким образом несколько автомобилей с полосы перед собой, допускаешь такое нарушение многократно, то наказать такого автомобилиста могут именно за опасное вождение. Поэтому и создается библиотека с такими нарушениями — всему составу ГИБДД она будет поставлена в пример».

«Газета.Ru» с помощью автомобильных экспертов и юристов проанализировала каждую из предложенных ситуаций и выяснила, что грозит попавшим в них потенциальным нарушителям.

«Шашки»: многократные перестроения

На первом из примеров показано перестроение при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, кроме случаев поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия. В нем красный автомобиль четыре раза за несколько секунд вклинивается в разные потоки.

Эту ситуацию раскритиковал координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов, обращая внимания на расплывчатую формулировку «интенсивное движение».

«Что же такое, по мнению чиновников, неинтенсивное движение, — вопрошает Шкуматов в беседе с «Газетой.Ru».

— Как понять, где проходит граница между этими понятиями? И кто должен определять, было ли перестроение через прерывистую линию разметки опасным, так как движение интенсивное, или же неопасным, поскольку движение неинтенсивное? Видимо, инспектор ГИБДД «на глазок» — ну и разве это не повод для новых поборов и коррупции? Более того, в «нарисованном» ролике, на мой взгляд, движение вовсе не интенсивное, а вполне свободное. Кроме того, на записях с регистраторов видно, что водители и так нарушают ПДД — несколько раз пересекают сплошную линию разметки. Надо научиться администрировать такие нарушения, а не вводить новый термин и наказание».

В свою очередь автоюрист Виктор Травин уверен, что такое нарушение, как «опасное вождение», сотрудники ГИБДД будут оценивать на глаз.

«К примеру, «шашечки». Вот ты резко перестроился, а если ты объезжал яму? Но это уже неважно, получай штраф. Получается, это оценочная категория, все будет зависеть от настроения гаишника», — говорит Травин «Газете.Ru».

«Нервяки»: подрезания при перестроении

Второй вид агрессивного вождения это так называемые «нервяки». В роликах показано, как при перестроении водители не выполняют требования уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом движения.

«Создатели роликов, судя по всему, не вникали в представленную ГИБДД формулировку, где указано, что опасное вождение — неоднократные действия водителя, — говорит Шкуматов.

— Но в примерах «нервяков» мы видим, что водители перестраиваются всего один раз. Есть вопросы и к фактору торможения.

Читайте также:  ПДД Запрещающий дорожный знак 3.15 Ограничение длины в Правилах дорожного движения

Надо понимать, что любое перестроение на скорости перед новичком — стресс для него, и он будет в ужасе бить по тормозам».

«Торопыги»: несоблюдение безопасной дистанции до движущегося впереди транспортного средства

Приведенные в библиотеке примеры «торопыг» Шкуматов также критикует. «Тут опять две проблемы: отсутствие четкого определения в ПДД безопасной дистанции и невнятные примеры, где «опасный водитель» опять же ничего не нарушает, — говорит он. — У нас несоблюдение дистанции определяется уже по факту ДТП.

Если произошла авария, то виновник не соблюдал дистанцию, а если ДТП нет, то и нарушения тоже нет. То, что в сделанном ролике водитель едет на дорогом красном Porsche и моргает фарами, — это не нарушение.

Да и вообще, в этом примере, если оценивать на глаз, никто из водителей не держит разумно безопасную дистанцию — движение очень плотное».

В свою очередь Травин напоминает, что наказание за так называемое поведение «торопыги» уже есть. «Это несоблюдение дистанции, нарушение правила положения автомобиля на проезжей части. А дальний свет у нас включается при определенных условиях, к примеру в темное время суток и в условиях плохой видимости», — говорит эксперт.

«Грядки»: несоблюдение бокового интервала

С «грядками» все еще хуже, чем с остальными примерами, считает Шкуматов. «Ездить на мотоциклах в России тогда никто не будет, потому что всех байкеров сначала начнут штрафовать, а потом просто отбирать у них права. Они же все ездят между рядами — это основное преимущество двухколесных транспортных средств. Не соблюдают боковой интервал? Об этом в ПДД опять же ничего не сказано».

«Воспитатели»: необоснованное резкое торможение перед другим транспортным средством

«Сейчас в Москве меняют отбойники, строители срезают старые болты, и они валяются на проезжей части. Водитель, увидев болт, резко тормозит, чтобы не повредить колесо. Вместо болта может быть яма, собака, любые другие препятствия. Но в глазах того, кто едет сзади, ситуация может выглядеть как «воспитание». Доказать обратное «нарушителю» едва ли удастся», — приводит пример Шкуматов.

С ним согласен и Травин. «В ПДД прописано: резко тормозить запрещается, если неприменение может привести к ДТП. Но если у меня кошка перебегала дорогу, показалось, что пешеход перебегал. И поэтому как за такое наказать — эта норма не работает», — говорит эксперт.

«Упертый»: препятствование обгону

«Препятствие обгону — «бриллиант» библиотеки, — продолжает Шкуматов. — На «нарисованном» экспертами примере опасную ситуацию создает не тот водитель, который, по мнению авторов, препятствует обгону, а тот, кто совершает обгон, выезжая на встречную полосу, когда на него несется фура.

Далее нам показывают живые примеры, на которых вообще происходит не обгон, который, согласно ПДД, сопряжен с выездом на встречную полосу, а опережение». Более того, в одном из примеров водитель совершает маневр опережения прямо на перекрестке, в нарушение ПДД.

Но виноват, по мнению авторов ролика, другой автомобилист, который движется по единственной полосе и просто маневрирует между ямами на дороге.

Слишком много моделей поведения

Cенатор и экс-глава ГИБДД Владимир Федоров считает, что эксперты и чиновники предложили включить в «опасное вождение» слишком много разных моделей поведения водителя.

«Библиотека — полезное дело — можно подумать, пообсуждать, — говорит Федоров «Газете.Ru». — Но когда дойдет до принятия законов, то понадобятся более четкие формулировки. Кроме того, эксперты уже сейчас определили слишком большой список примеров опасного вождения — его надо сокращать и начинать с малого.

Например, в СССР наказание за опасное вождение уже существовало — норма называлась «создание аварийной обстановки».

Там было жестко прописано только два критерия: действия водителя, которые привели к необходимости резкого торможения либо вынудили его резко изменить направление движения. Тогда норма не работала, потому что не было фотовидеофиксации».

Между тем Травин полагает, что первое время новый вид санкций для водителей будет работать весьма эффективно, но позже ажиотаж и волна наказаний стихнут.

«Новая мера сначала будет работать на ура, потому что это решение руководителей страны и им нужно продемонстрировать, что наказ выполняется, — считает автоюрист.

— Но все нормы, все эти виды наказаний, что показаны на видео, и без того уже указаны в ПДД, а в КоАП предусмотрены штрафы.

Это и несоблюдение бокового интервала, несоблюдение дистанции, несоблюдение положения на проезжей части, непредставление преимущества. Все это уже есть, только не работает».

Какие штрафы

Окончательного решения о размере штрафа за нарушение пока не принято, однако в правительстве склоняются к сумме 5 тыс. рублей. Речи об уголовной ответственности за «опасное вождение», как и о лишении водительских прав за такое нарушение, пока не идет.

Вплоть до осени рабочая группа будет аккумулировать правоприменительную базу, и только после этого соответствующие дополнения могут быть внесены в ПДД и КоАП. Проект постановления правительства РФ опубликован на портале regulation.gov.

ru и проходит процедуры общественного обсуждения и антикоррупционной экспертизы, которые завершат 22 октября.

Новые штрафы и опасное вождение: что готовят для автомобилистов :

В Министерстве юстиции отказались от резкого увеличения штрафов за нарушения ПДД — ранее такие планы прописали в проекте нового КоАП. Согласно документу, за превышение скорости на 20–40 км/ч планировалось штрафовать на 3000 руб. вместо 500 рублей, за 40–60 км/ч — 4000 руб.

(сейчас 1000 руб.) и так далее вплоть до 10 000 руб. Штраф за нетрезвое вождение хотели увеличить с 30 000 до 40 000 руб., а права забирать не на два, а на три года. Если же пьяный водитель посадил в салон детей возрастом до 16 лет, то штраф планировали поднять до 50 000 рублей.

Однако, как признал заместитель министра юстиции России Денис Новак на заседании Общественной палаты, реакция общества вынудила членов рабочей группы пересмотреть свои предложения. Он заявил, что глава КоАП, посвященная нарушениям ПДД, «запросам общества не соответствует и будет изменена».

«Большую роль (в работе над проектом. — Ред.) сыграли представители МВД, которые руководствовались целью снижения смертности на дорогах, — сказал Новак.

 — Мы понимаем, что главная цель КоАП — как в этой части, так и в других — не собираемость штрафов, не фискальный характер, а безопасность жизни и здоровья людей, улучшение качества жизни.

Задача в части ПДД требует комплексного решения: необходимо развивать инфраструктуру, вводить порядок того, как и где устанавливать дорожные знаки, а также устанавливать технические требования к комплексам фотовидеофиксации и требования к правилам их размещения — проект нового КоАП это предусматривает».

По словам Новака, проект нового КоАП будет предусматривать упрощенный порядок обжалования штрафов ГИБДД, которые выносятся в автоматическом режиме. Проектом предлагается реализовать такую возможность через портал госуслуг. «Необходимы меры, которые внесут больше определенности для граждан: водители должны понимать, что правильно, а что нет», — сказал представитель Минюста.

Ведомство уже обратилось в правительство с просьбой перенести сроки внесения проекта на два месяца: на рассмотрение в правительство его внесут в мае, а в Госдуму — уже в июне. Сам документ, напомним, в случае принятия должен вступить в силу с 1 января 2021 года.

Дополнительное время членам рабочей группы необходимо на доработку проекта и обобщение всех предложений, поступивших в рамках общественных обсуждений.

В Минюсте пообещали подготовить сводную таблицу по каждому предложению и соответствующее решение по всем идеям.

Также время понадобится на сокращение количества видов нарушений — в Минюсте должны еще больше скорректировать и объединить схожие и дублирующие составы правонарушений.

КоАП упростит обжалование и накажет за газоны

Председатель всероссийского общества автомобилистов Валерий Солдунов попросил доработать КоАП именно в части возможности обжалования штрафов.

По его оценке, большинство из несправедливо выписанных штрафов за превышение скоростного режима водители просто не обжалуют, потому что «считают это бесперспективным».

Также он указал на проблему взыскания штрафов с водителей, которые постоянно и осознанно нарушают ПДД: только неотвратимость наказания может отучить агрессивных автомобилистов от такой привычки.

Эксперт предложил прописать в КоАП норму, согласно которой штрафы за неправильную парковку, в том числе на газонах, должен оплачивать собственник транспортного средства. А помимо действующих штрафов за парковку на газоне виновник должен оплачивать еще и стоимость восстановления самого газона.

Сейчас, напомним, штраф за парковку на газоне в Москве для физических лиц составляет 5000 рублей, а для юридических — 300 000 рублей. При получении таких штрафов юрлица через суды в большинстве случаев переносят ответственность на физлиц-водителей, которые пользовались служебным транспортом.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *