Главная Статьи Тахограф c СКЗИ
Тахограф c СКЗИ – это бортовой самописец, оснащенный модулем защиты информации. Все данные, зафиксированные таким тахографом, остаются неизменными,Одной из двух разновидностей тахографического оборудования и потому могут обладать доказательной силой при решении спорных вопросов, либо при судебных разбирательствах.
Одной из двух разновидностей тахографического оборудования, разрешенных к эксплуатации на территории РФ на сегодняшний день является именно тахографы СКЗИ. Помимо таких самописцев разрешается использование тахографов ЕСТР, у которых защита данных обеспечивается согласно европейским стандартам тахографии.
Устройство тахографа с СКЗИ
Еще сравнительно недавно были возможны установка и использование аналоговых (шайбовых) самописцев. Также на машинах мог быть установлен цифровой тахограф без СКЗИ – его эксплуатация тоже допускалось.
Сегодня же наличие этого элемента является обязательным, потому и водителям, и руководителям транспортных департаментов стоит разобраться, что такое блок СКЗИ тахографа и как он функционирует.
СКЗИ — это система криптографической защиты информации. Также шифрующее устройство могут называть навигационным модулем криптозащиты (НКМ). Модуль блока СКЗИ встраивается в тахограф. Основные элементы модуля:
- блок памяти (способен сохранять информацию без источника энергии);
- управляющую систему;
- ГЛОНАСС-приемник;
- хронометр;
- акселерометр.
Средство криптографической защиты работает под управлением микропроцессора и при необходимости может функционировать автономно, питаясь от резервной батареи.
Функции блока НКМ с криптографической защитой
Блоки СКЗИ/НКМ совместимы с современными цифровыми тахографами, использование которых разрешено на территории РФ. Подобными устройствами оснащаются на заводе изготовителе тахографы АТОЛ Drive, Меркурий TA-001, Касби ДТ 20М и др. Наличие блока СКЗИ обеспечивает:
- Хранение информации в тахографе в зашифрованном виде.
- Возможность использования уникальных ключей (цифровых подписей) для дешифровки данных.
- Защиту зафиксированных данных от изменения.
Сохранность данных обеспечивает регулярная замена блока СКЗИ.
Это значит, что защитный модуль, установленный на заводе, активируется при первичном монтаже тахографа, после чего раз в три года устройство меняется на новое с обязательной активацией.
Все эти работы могут выполняться только в сервисных центрах (мастерских), имеющих соответствующее разрешение. Также блок СКЗИ нужном менять и при смене владельца авто, либо при внесении изменений в регистрационные данные.
Тахографы СКЗИ и ЕСТР: в чем отличия?
Как было отмечено выше, сегодня для перевозок внутри России разрешено использование тахографов двух типов — с НКМ/СКЗИ и ЕСТР. Отличия между ними существенны:
- СКЗИ – отечественная криптографическая разработка. Тахографы с таким блоком могут использоваться только на территории РФ. Выезд ТС, оборудованного тахографом СКЗИ, не допускается не только в страны ЕС, но и на территорию Беларуси или Казахстана.
- ЕСТР – тахограф соответствующий «Европейскому соглашению, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки». Тахографы ЕСТР устанавливаются на ТС, участвующие в перевозках как в другие страны, так и внутри России, при условии наличия разрешения на международные перевозки.
Есть различия и в способе защиты информации:
- В европейской тахографической системе также присутствует элемент шифрования, но не в тахографе, а в датчике скорости, который снимает показания о скорости транспорта. Данные в тахографе ЕСТР хранятся в течение 90 дней, затем их необходимо выгружать.
- В контрольных устройствах с СКЗИ информация, поступающая от датчиков, вначале попадает в блок криптозащиты, затем шифруется и в дальнейшем хранится в зашифрованном виде. При плановом обслуживании проводится замена блока СКЗИ целиком.
При эксплуатации транспортных средств нужно учесть еще и то, что тахографические карты СКЗИ не подходят для самописцев ЕСТР и наоборот. Про отличие карт Вы можете прочитать в статье.
Потому, если на предприятии есть машины, оборудованные тахографами обоих типов, водителям может понадобиться изготовление двух разных карт.
Установка тахографов СКЗИ и замена НКМ
Если вам нужно установить тахограф или выполнить замену модуля СКЗИ в Санкт-Петербурге – вам стоит обратиться в нашу компанию:
- У нас есть все разрешения, необходимые для выполнения такого вида работ.
- Замена блока, его калибровка и последующая активация будут выполнены в кратчайшие сроки.
- Также наши специалисты обеспечат соблюдение юридических формальностей, что позволит вам успешно эксплуатировать ТС с обновленным блоком защиты.
Блок СКЗИ для тахографа – назначение, установка и активация
Блок СКЗИ тахографа (или НКМ) – это средство, которое осуществляет криптографическую защиту устройства. Данный модуль представляет собой механизм, содержащий все необходимые сведения. Информация хранится в его памяти в виде шифра, выполненного специальной программой.
Он осуществляет необходимую защиту данных, которые могут быть представлены водителю или компании лишь на основании предъявленной собственником цифровой подписи. Подобная охрана всех параметров и показателей позволяет уберечь содержимое прибора от удаления и корректировки.
Установка на транспортное средство тахографа без блока СКЗИ запрещена с 1 апреля 2014 года. По закону водителей машин, попадающих в категории N2-3, M2-3, не подключивших цифровой прибор, ожидает серьезный штраф.
Полный список документов, необходимых для оформления карты
Данное устройство простое и компактное: водитель приобретает небольшую коробку с маленьким отверстием (входом) для антенны, при помощи которой происходит передача данных через систему ГЛОНАСС. Этот механизм устанавливается в тахограф.
Может ли пользователь трогать аппарат, доставать его, разбирать? Такие манипуляции категорически запрещены. Осуществлять необходимое техническое обслуживание имеет право лишь работник специализированной мастерской.
Обязательным является наличие лицензии, номер которой фиксируется в договоре на поставку.
Что входит в состав устройства:
- контроллер, необходимый для управления средством;
- сопроцессор, отвечающий за шифрование данных (КС);
- часы;
- встроенный приёмник системы ГЛОНАСС;
- дополнительный источник питания;
- оперативная память RAM;
- акселерометр.
- шифровка и дешифровка сведений;
- опознание с помощью цифровой подписи, проверка идентификатора;
- защита данных.
СКЗИ содержит память двух уровней:
- зашифрованную информацию;
- сведения, доступ к которым ограничен.
Модуль не может устанавливаться с одного транспортного средства на другое. Он содержит в себе данные только одной машины. Поместить устройство на новый автомобиль можно имея специальную лицензию ФСБ. Перерегистрация прибора невозможна.
Цены на карты для тахографов можно узнать — Здесь!
Установка блока СКЗИ должна происходить в мастерской, получившей лицензию Росавтотранса на осуществление данного вида работ. Производить процедуру самостоятельно запрещено. Сама процедура не отличается сложностью, однако для её завершения необходимы калибровка аппарата, пломбировка и подтверждение совершенных действий в документации, проводимые работником компании.
Как настроить прибор
Водителям известно, что цифровые устройства, подключенные в кабинах ТС, смогут выполнять все необходимые функции только после активации блоков СКЗИ. Подобная процедура должна производиться только в мастерской. Для получения доступа к аппарату работником используется специальная идентификационная карта.
В память прибора, установленного на транспортное средство, не прошедшее обязательную регистрацию, заносятся актуальные показатели автомобиля.
Оформить заказ — на карту для тахографа.
Тахограф с активированным навигационным криптозащитным модулем может использоваться три года. После необходимо произвести повторную процедуру. Информация, содержащаяся в памяти устройства, чей срок эксплуатации истёк, может храниться на предприятии не менее двенадцати месяцев.
Внеплановое проведение данной процедуры возможно в следующих случаях:
Если прибор не осуществляет работу по шифрованным данным; При сбросе километража после отключения напряжения; Данные о машине стираются или отображаются с ошибками.
Этапы активации блока СКЗИ
- Формирование и последующее отправление запроса с использованием данных о предприятии и ТС;
- Обработка сертификата;
- ФБУ тахографом;
- Создание уникальной цифровой подписи.
Вот последовательность действий, исполнение которых позволяет осуществить необходимую операцию:
- Предприятие, занимающееся перевозками, посылает запрос на получение сертификата;
- Мастером записываются основные данные об организации и автомобиле, после чего информация помещается в контрольный блок тахографа;
- Работником устанавливается режим ожидания, в котором прибор остается до выдачи сертификата от УТЦ;
- Зафиксированные во время активации сведения распечатываются и заверяются подписью руководителя или представителя предприятия и печатью;
- Проводится повторная отправка запроса, после чего собственнику высылается сертификат ФБУ.
Замену блока СКЗИ тахографа и его активацию необходимо производить раз в три года. Данное требование содержится в приказе Министерства транспорта Российской Федерации №273.
У вас остались еще вопросы?
Звоните прямо сейчас 8-800-511-81-93 или пишите нам: cart@rctahograf.ru
вернуться к оглавлению
Узнать про тахографы еще больше
Что это такое блок СКЗИ тахографа в 2020 году — цена с установкой, карта как оформить, для водителя где получить
Блок СКЗИ тахографа в России — это компонент тахографа, ответственный за шифровку информации, поступающей в этот прибор и за получение доступа к этим сведениям при наличии запроса извне.
Наличие такого блока вне России недопустимо, так как он является секретным, потому оснащенные им транспортные средства не покидают пределов страны.
Главные аспекты
Блок СКЗИ — это компонент тахографа российского образца. Сам тахограф призван накапливать информацию о рейсах водителя и выгружать ее уполномоченным лицам.
Блок СКЗИ отвечает за непосредственное выполнение операций с информацией с целью ее сохранения в секрете и ограничения доступа к ней.
Так, этот модуль шифрует данные и проверяет полномочия тех, кто хочет их получить. Устройство дешифрует эти данные, лишь если определяет, что запрашивающий имеет право знать их.
Для тех водителей, кто обязан ездить с тахографом российского образца (СКЗИ), существует и обязанность наличия в этом устройстве блока СКЗИ.
Его отсутствие означает ненадлежащее состояние самого прибора, что наказывается штрафом. При этом на вопрос, можно ли использовать данный тахограф на автомобиле, выезжающем за пределы России, будет безусловно отрицательным.
- Тахограф — это устройство на борту автомобиля, которое предназначено для того, чтобы осуществлять вычисление базовых параметров его движения.
- В частности, прибор предназначен для определения дистанции, которую прошел автомобиль, времени, которое им было потрачено на дорогу, и скорости, которую он при этом развивал.
- Помимо этого с использованием тахографа также происходит определение того, какова была длительность рабочего дня водителя и сколько времени он отдыхал.
Тахографы ставят на грузовые автомобили, вес которых превышает 3,5 тонны и на автобусы, в которых находится свыше восьми посадочных мест.
При этом установлена необходимость подобного прибора лишь на транспортных средствах, которые управляются водителями, работающими в организациях по найму по ТК.
Если же данное ТС находится в собственности самого водителя, установка такого аппарата на него не обязательна. Тахографы российского образца поставляются с блоками СКЗИ.
Блок СКЗИ расшифровывается как «Средство криптографической защиты информации».
Этот элемент конструкции представляет собой особую память снабжаемую энергией от собственного источника, в которой содержатся сведения, прошедшие шифрование с помощью специальной защитной программы.
Эта же программа осуществляет и дешифрование таких сведений. Сигналом, который побуждает ее выполнить операции шифровки и дешифровки, служит цифровая подпись, выдаваемая удостоверяющим центром.
Блок СКЗИ разработан в России и устанавливается на тахографы российских транспортных средств.
При этом оговаривается, что с таким прибором нельзя покидать пределов России, в том числе нельзя выезжать и в другие страны Таможенного союза.
Поэтому автомобили, которым необходимо осуществлять подобные поездки, оснащаются тахографами с блоком ЕСТР (европейского образца).
Последние также разрешены в России, хотя и предполагается, что их используют на ТС, совершающих рейсы за рубеж.
Альтернативные названия блока СКЗИ — НКМ (то есть навигационный криптозащитный модуль) или криптопроцессор.
Каковы его функции
Блок СКЗИ для тахографа отечественного образца выполняет следующие функции:
Верификация секретных ключей | Которые применяются пи передаче информации |
Шифровка | Поступающих в устройство данных |
Привязка этих данных | К местоположению транспортного средства в данный момент и к текущему времени |
Оценка действительности цифровой подписи | Предъявляемой при запросе на получение доступа к сведениями |
Также блок СКЗИ обеспечивает безусловную сохранность нескольких видов информации, которую запрещается каким бы то ни было образом корректировать никакому лицу, включая мастерскую.
В частности к ней относятся:
- название компании, изготовившей тахограф;
- адрес этой компании;
- номер блока СКЗИ;
- дата, когда устройство было принято в эксплуатацию.
Законодательная база
Законодательная база в отношении использования тахографа включает:
Что нужно знать
По внешнему виду блок СКЗИ для тахографа напоминает коробочку небольшого размера, которая оснащена входом, предназначенным для антенны навигации.
Это устройство помещается внутрь тахографов отечественного образца. Водитель не имеет права вынимать данный прибор, также ему не допускается изменять его положения или выполнять какие-либо действия по отношению к этому блоку. Равным образом это запрещено и для всех иных лиц.
Исключение составляют организации (мастерские), которые обладают лицензией компетентных органов на выполнение подобных действий.
При этом безусловно исключена его перестановка в другой тахограф на иное ТС. Блок СКЗИ включает следующие компоненты:
- контроллер для управления устройством;
- криптографический сопроцессор;
- часы, определяющие реальное время;
- приемник ГЛОНАСС;
- акселерометр (датчик для определения ускорения);
- память RAM энергонезависимого типа;
- резервный источник энергии.
Допускается использование только таких типов блоков СКЗИ и таких моделей этих устройств, которые перечислены на официальном портале Федерального бюджетного учреждения Автотранс.
Правильность эксплуатации устройства
- Эксплуатация тахографа, оснащенного блоком СКЗИ, должна осуществляться согласно существующей инструкции, которая несколько различается с учетом модели, однако в целом сходна для всех устройств данного вида
- Перед началом рейса с тахографом водитель обязан поместить собственную карту водителя СКЗИ в надлежащем разъеме данного аппарата.
- Если водителей двое, они оба должны установить карты в разъемы, предназначенные соответственно для действующего водителя и для сменного водителя (или соводителя).
разновидности карточек тахографа
При этой карту следует вставить надлежащим образом, так чтобы устройство ее не выкинуло. Это можно определить, если карта издаст щелчок.
Далее требуется выполнить активацию карты или карт, использовав PIN-код. Разумеется, его требуется указать правильно, если ввести его некорректно несколько раз подряд, то понадобится уже ввод PUK-кода.
Когда PIN-код принят, на дисплее устройства высвечивается приветствие. Далее водителю необходимо указать, чем он занимался перед поездкой.
Это может быть либо режим Работа, если он выполнял действия, непосредственно не относящиеся к вождению, либо режим Отдых, если он вовсе не занимался выполнением своих обязанностей.
После этого, когда транспортное средство отправляется в путь, тахограф самостоятельно переходит в режим Вождение, его настройка не требуется.
Далее в пути тахограф будет регистрировать все параметры рейса, от водителя не требуется совершения каких-либо действий.
Вслед за этим, когда автомобиль останавливается, и зажигание отключается, возможны два варианта.
Либо тахограф сам начнет фиксировать время режима Отдых, либо же водителю нужно перевести аппарат в этот режим своим действием.
У различных моделей тахографов СКЗИ возможно наличие как одного, так и другого варианта. После того, как смена завершена, карту извлекают из тахографа.
Печать сведений с тахографа выполняется на термобумагу. Определено, что присутствие рулона этого материала внутри самого аппарата, а также двух резервных рулонов в салоне относится к обязательным требованиям для водителя.
При его несоблюдении считается, что тахограф неисправен. Для тахографов СКЗИ отсутствуют общие требования в отношении бумаги, они могут быть разными для различных моделей.
При выполнении распечатки начинают с выхода в общее меню. Он, как и все последующие действия, может выполняться разным образом на различных моделях устройства, чаще всего в это меню выходят нажатием клавиш «ОК» либо «Ввод».
Далее переходят в пункт общего меню, называемый Печать. При его открытии водитель обычно попадает в подменю, где можно выбрать распечатку по автомобилю (то есть все события, относящиеся к самому транспортному средству) либо по водителю (то есть все события, относящиеся к определенному сотруднику).
Следом можно указать печать определенной категории сведений. Водитель может запросить распечатку режима труда и отдыха. Ему могут потребоваться сведения о технических данных автомобиля.
Возможна распечатка событий и ошибок, то есть всех экстраординарных происшествий, произошедших в определенный период, либо тахограммы.
Как часто надо менять
- Установлено общее требование, в соответствии с которым очередная замена блока СКЗИ к тахографу должна производиться один раз в каждые три года.
- В то же время существует целый ряд параметров, которые требуется внести в устройство для активации блока СКЗИ.
- Вследствие этого при изменении такой информации сам блок понадобится заменить во внеочередном порядке.
- Среди сведений такого рода информация о самой организации, в том числе:
- название предприятия, которое использует данное транспортное средство;
- ОГРН предприятия;
- ИНН предприятия;
- код субъекта Федерации (согласно классификатору);
- город;
- юридический адрес компании.
Также необходимо занести в устройство сведения о самом транспортном средстве, в том числе это:
- марка автомобиля;
- модель автомобиля;
- год его изготовления;
- расцветка;
- регистрационный номер транспортного средства;
- идентификационный номер ТС (VIN);
- паспорт транспортного средства.
Выяснить, обязательно или не требуется в данный момент выполнить замену прибора досрочно, можно, сверившись с вышеприведенным списком.
Перемена в любом из упомянутых параметров — достаточное основание для смены самого тахографа.
Какова цена с установкой
Цена тахографа, если это устройство приобретается отдельно, может составлять примерно 28–32 тысячи рублей.
- Стоимость его приобретения с установкой, включая выполнение всех необходимых процедур (то есть под ключ) может достигнуть 36–40 тысяч рублей.
- Если же требуется замена блока СКЗИ тахографа, стоимость такой процедуры составить примерно 20 тысяч рублей.
- При этом около 15 тысяч уйдет на само устройство, а остальная часть общей суммы будет израсходована на его активацию, калибровку и иные действия.
Как оформить карту СКЗИ к тахографу
Оформить карту СКЗИ можно, обратившись в мастерскую, которая допущена к их изготовлению. Это обращение можно осуществить любым из равнозначных способов:
- отправить пакет необходимых документов по почте или через курьера;
- переслать эти документы в электронном виде через интернет;
- прийти в офис организации и оформить все бумаги там.
В любом случае процедура включает следующие этапы:
Написание заявления водителя на выдачу ему карты СКЗИ | Которое выполняется понятым почерком и подтверждается подписью. При этом к заявлению водитель обязан приложить разрешение на обработку предоставленной им личной информации и собственные контактные данные |
Подготовка прочих документов | В том числе копии общегражданского паспорта, водительского удостоверения и справки от работодателя, поскольку карты требуются только водителям, которые трудятся по найму |
Выполнение фото | Которое крепится к заявлению, оно должно отвечать ряду требований:
|
Отправление пакета документов | В мастерскую одним из вышеуказанных способов |
Оплата процедуры | — |
После оплаты организация приступает к изготовлению карты СКЗИ к тахографу. Длительность ее производства может существенно разниться в зависимости от организации. Быстрее всего эта операция осуществляется в Москве.
Где можно ее получить
Получение карты водителя СКЗИ возможно только в мастерских, которые сертифицированы государством на выдачу заявителям данных средств криптозащиты. Иные организации не имеют право ее выдавать.
Видео: устройство и назначение блока
Чем отличается данная карта от ЕСТР
- Карты СКЗИ и ЕСТР обладают определенными сходствами, у обеих один и тот же размер, совпадает и их расцветка.
- Сущностная разница заключается в том, что, несмотря на совпадение формата, устройство определенного типа не воспримет карту другого образца.
- Это верно как для тахографа СКЗИ, в который поместили карту ЕСТР, так и для прибора ЕСТР, в который вложили карточку СКЗИ.
отличие карт водителя СКЗИ и ЕСТР
Это является следствием разницы в приемах кодировки данных в микрочипах двух изделий. Также существует и ряд внешних отличий:
На карточках этих двух типов различается шрифт | Которым выполнен текст и водяные знаки, на карте СКЗИ вся информация на кириллице (по-русски), а на карточке ЕСТР — на латинице (по-английски) с дополнительным дублированием на русском |
Номер карты СКЗИ | Начинается с сочетания букв RUD, а номер карты ЕСТР — с сочетания букв DR |
Карта СКЗИ | Запускается посредством PIN-кода |
Кроме того, изготовление одной карты европейского образца будет стоить в полтора раза больше, чем выпуск карты СКЗИ.
Иначе говоря, на вопрос о картах водителя с СКЗИ и без СКЗИ, в чем разница между ними, ответ несложен. Они выпущены для разных локаций, несовместимы между собой и различаются стоимостью.
Предусмотрен ли штраф за вождение без данного блока
Отсутствие блока СКЗИ означает, что тахограф оснащен ненадлежащим образом. Подобное положение приравнивается к езде без данного прибора. За данное правонарушение предусмотрен штраф.
Его размер составляет:
1000–3000 рублей | Для водителя транспортного средства, если установлено, что данная ситуация возникла по его вине |
5000–10000 рублей | Для организации или должностного лица, если определено, что именно они виноваты в таком положении |
Итак, блок СКЗИ тахографа представляет собой один из компонентов этого прибора. Он отвечает за шифровку информации, пришедшей на прибор с целью сокрытия ее содержания и избежания ее изменения.
При обращении к памяти тахографа такой запрос также проходит через блок СКЗИ, который определяет, нужно ли прибору по данному запросу предоставлять соответствующие сведения. Если ответ утвердительный, блок СКЗИ производит их дешифровку.
Установка этого блока на тахограф СКЗИ является обязательной. Его функционирование без данного модуля является нарушением.
При этом установка блока СКЗИ является отдельной процедурой, для него действует срок годности в три года. По его истечению блок нужно заменить, что не предполагает замены самого тахографа.
Какие-либо операции с блоком СКЗИ могут совершать только сотрудники уполномоченной мастерской, но не водитель и не любые другие лица.
Блок криптозащиты СКЗИ для тахографа — что это такое и где его применяют
2016-09-05
СКЗИ – это аббревиатура, состоящая из заглавных букв названия устройства: «система криптографической защиты информации», которое применятся для шифрования, хранения, передачи и дешифровки данных тахографа.
Но оснащения транспорта тахографом недостаточно, для того чтобы аппарат начал функционировать, следует приобрести ключ к памяти контрольного устройства. Причем, у каждого водителя он должен быть персональным.
Для того чтобы сделать заказ и купить карту водителя для тахографа с CКЗИ — http://www.tahocard.ru/card-voditel/Vskzi/ обращайтесь в компанию «Тахокарт». Компания отлично зарекомендовала себя на рынке и выполнит ваш заказ в кротчайшие сроки и с гарантией качества.
Блок СКЗИ — это цифровое устройство, представляющее собой блок памяти с независимым источником питания, где хранится закодированная с помощью специальной программы, информация. Кодировка, как и дешифровка данных тахографа, может осуществляться лишь специальными, имеющими лицензии на такой вид услуг, удостоверяющими центрами.
При этом все данные, которые хранятся в блоке СКЗИ, надёжно защищены от несанкционированного их редактирования, корректировки либо удаления без предварительной расшифровки.
Конструктивные особенности блока криптографической защиты данных
Как уже говорилось, что средство СКЗИ – это автономное цифровое устройство для записи, хранения, считывания и передачи (даже в онлайн режиме) информации получаемой с цифрового тахографа.
Оно конструктивно представляет собой коробку с микросхемами, оснащённую разъёмом для подключения антенны навигации.
Это отдельное оборудование, хотя оно может быть встроено в современные типы тахографов.
Однако если тахограф сертифицирован, то он обязательно будет адаптирован с СКЗИ.
Когда говорят, что тахограф с скзи — это означает надёжную степень защиты информации. Блок защиты состоит из следующих устройств, осуществляющих функции:
- контроллёров управления и защиты;
- криптографического процессора;
- приёмника и передатчика глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС;
- синхронизированного часового устройства;
- запасного источника электропитания;
- прибора фиксирующего скоростные характеристики автомобиля
- акселерометра;
- специальной платы памяти.
Вышеперечисленные устройства обеспечивают функции:
- зашифровки поступающей информации;
- ввода и последующего распознавания цифровой подписи с целью снятия и дешифровки данных тахографа;
- надёжное обеспечение защиты информации, полученной с тахографа;
- сопоставления информации относительно географических координат и реального времени.
СКЗИ: применение и особенности эксплуатации
Нужно иметь в виду, что блок СКЗИ применим, только для того автомобиля на который он установлен. В случае ремонта как самого автомобиля, либо выхода из строя его тахографа, блок защиты информации запрещено даже временно использовать на другом транспортном средстве.
Кроме этого блок по истечении трёхлетнего срока использования должен быть обязательно подвергнут дополнительной калибровке, а также с его заменой и активацией, что связано с дополнительными мерами по защите зашифрованных данных и безопасностью информации, которая находится на карте памяти оборудования.
Все изменения, связанные с автомобилем, такие как изменение его конструкции, смена номера, перекраска кузова, всё, что требует перерегистрации транспортного средства также должно сопровождаться калибровкой и активацией блока криптозащиты.
Активация блока СКЗИ
После монтажа тахографа с СКЗИ на транспортное средство, мастер чтобы активировать прибор должен:
- вставить карту с цифровой подписью мастерской в слот тахографа и провести активацию, в результате чего, ключ блока перемещается на карту мастерской;
- после этого он с карты мастерской считывает ключ СКЗИ в базу данных компьютера;
- с помощью интернета специальная программа обеспечивает связь с сервером ФСБ http://ca.gisca.ru/, откуда даётся ключ (цифровая подпись) для активации блока;
- цифровая подпись активации после этого переносится на карту мастерской;
- мастер должен опять вставить карту мастерской в слот тахографа и осуществить активацию блока.
На этом активация завершена.
Особенности использования тахографа с СКЗИ при смене владельца или пользователя автомобиля
В том случае, когда происходит смена владельца автомобиля в процессе его продажи или смена пользователя, в случае передачи транспорта в аренду, блок защиты информации совместно с тахографом должны быть сняты и отправлены на утилизацию. Новый владелец или арендатор, должны установить новый тахограф с новым блоком СКЗИ. Использование старых тахографов на транспортных средствах новых владельцев запрещено.
Также нужно иметь в виду, что запрещены законом заграничные поездки с активированным блоком СКЗИ.
Вообще то, среди специалистов считается, что блок скзи – это надёжное цифровое оборудование криптографической защиты данных, не допускающее сбоев и поломок, что говорит о высоком качестве, применяемых в приборе процессора и микросхем, а также программного продукта.
Однако есть и недостатки, которые характерны для отечественного цифрового оборудования, прежде всего тем, что оно обладает уязвимостью вследствие перепадов влажности, давления и температуры атмосферного воздуха. Кроме этого СКЗИ подвержен воздействию электромагнитных полей, которые возникают под действием электрооборудования транспортного средства, что влияет на работу электроники блока криптозащиты.
Криптозащита СКЗИ
Криптографическая защита информации, полученной с тахографа, основана на программном методе её защиты, что предусматривает применение специальной программы для шифровки, кодирования или другого вида преобразования данных до такого их состояния, которое становится недоступным без ввода ключа (цифровой подписи). Дешифровка возможна лишь при предъявлении специальной цифровой подписи, которая является основанием для расшифровки информации. При этом защищённым становится массив информации, а не доступ к базе данных.
Главная особенность криптозащиты СКЗИ заключается именно в том, что расшифровать информацию, полученную с тахографа не может ни авто предприятие, которому принадлежит автомобиль, ни водитель транспортного средства.
Доступ к данным блока СКЗИ может быть осуществлён лишь одновременным вводом цифровых подписей контроллёра, а также представителей ремонтной мастерской и владельца автомобиля.
Когда вводится цифровая подпись одного из перечисленных представителей, то происходит лишь съём информации без её дешифровки.
Что такое СКЗИ в тахографе и как им пользоваться | РЦТ
Главная » Статьи » Что такое СКЗИ в тахографе и как им пользоваться
В соответствии с российским законодательством юридические и физические лица, предоставляющие услуги в сфере грузовых и пассажирских перевозок, обязаны оборудовать транспортные средства автопарка бортовыми техническими устройствами, регистрирующими основные параметры движения машины – тахографами. Это необходимо для обеспечения удаленного контроля за соблюдением установленных законом режимных нормативов, следования маршрутной карте, а также наблюдения за другими показателями, имеющими непосредственную значимость для оценки движения ТС.
Помимо регламентации видов транспортных средств, подлежащих оснащению контролирующими приборами, закон содержит требования к самим устройствам – автобусы и грузовые автомобили, выполняющие коммерческие рейсы, должны быть оборудованы средствами контроля, которые обеспечивают защиту информации посредством использования отдельной энергонезависимой памяти – навигационного криптографического модуля.
Блок СКЗИ тахографа – что это?
Цифровой тахограф представляет собой специализированный электронный прибор, устанавливаемый на борту ТС для контроля за соблюдением водителем предусмотренного графика трудовой деятельности и отдыха.
Российское законодательство допускает установление двух видов самописцев: контролирующие устройства европейского образца, разработанные в соответствии с требованиями ЕСТР, и приборы с дополнительным блоком СКЗИ.
Тип устанавливаемого устройства зависит от условий эксплуатации ТС: для международных и внутригосударственных перевозок предусмотрены различные стандарты.
Так, если транспортное средство в ходе исполнения коммерческой деятельности пересекает государственную границу, регистратор должен быть адаптирован под европейские требования. В случае работы по маршрутам исключительно в пределах территории России, установить придется цифровой тахограф с блоком СКЗИ.
Эксплуатировать прибор вне юрисдикции РФ запрещено: на автомобиле, оборудованном навигационным криптозащитным модулем, выезжать нельзя даже на территорию Белоруссии и Казахстана.
Почему в отношении устройств, записывающих данные криптографическим методом, действует строгий регламент? Причина заключается в подведомственности.
Отношения, которые связаны с оборотом энергонезависимых модулей, шифрующих информацию определенным образом, относятся к ведению органов ФСБ и военной прокуратуры, а значит, алгоритм функционирования блока и информация, регистрируемая им, подпадают под определение сведений, защищаемых государством. Поэтому вывоз устройства за пределы страны может повлечь уголовную ответственность.
Что такое СКЗИ в тахографе? Это интегральная микросхема, заключенная в прямоугольный блокообразный корпус, монтируемый внутрь тахографа. Все манипуляции, связанные с извлечением, вскрытием или другими операциями над микросхемой, могут проводить только лица, лицензированные ФСБ.
- микропроцессор, подсоединяемый к ЦПУ устройства:
- приемник ГЛОНАСС ;
- акселерометр;
- вторичный источник питания;
- интегрированные часы;
- энергонезависимая память.
К основным функциям блока относятся:
- преобразование информации путем шифрования;
- защиту и синхронизацию данных, зарегистрированных тахографом;
- создание уникальной электронно-цифровой подписи.
Особенности калибровки тахографа СКЗИ
Поверка устройства проводится каждые три года. Это связано со сроком действия электронно-цифровой подписи – период ее использования строго регламентирован, поэтому сразу по истечении указанного промежутка времени блок придется заменить.
Если автомобиль передается в пользование другому лицу на основании договора купли-продажи, считывающее устройство также подлежит демонтажу и утилизации. Аналогичное справедливо и в случае вступления в силу договора аренды.
Если ранее в автомобиле уже был установлен регистратор параметров движения, то возможность его дальнейшей эксплуатации зависит от наличия в корпусе разъемов, необходимых для подключения навигационного модуля. При отсутствии адаптированных портов, эксплуатацию прибора придется прекратить ввиду невозможности соответствия формальной процедуре.
Калибровку могут осуществлять исключительно сертифицированные компании. Самостоятельность или обращение к услугам нелицензированных фирм может привести к негативным последствиям в виде штрафных санкций и запрета эксплуатации ТС вплоть до устранения нарушений.
Несмотря на то, что поверка тахографа СКЗИ может быть проведена только специальными мастерскими, установка прибора своими силами прямо не запрещена. Однако прибегать к этому не рекомендуется: экономия минимальна, а центр калибровки может отказаться от работы с аппаратом, который монтировался другим лицом.
Активация тахографов с блоками СКЗИ
Навигационный криптографический модуль – это память регистрирующего устройства, которая не поддается коррекции. Поэтому активировать блок можно только один раз.
Для ввода прибора в эксплуатацию необходимо иметь:
- автоматизированное рабочее место;
- идентификатор мастерской (карту);
- непосредственное устройство и необходимые комплектующие (например, блок питания).
-
Оформление запроса на получение сертификата. Ввод данных о юридическом лице или индивидуальном предпринимателе, владеющем компаний, а также информации о ТС, на борт которого монтируется устройство.
-
Загрузка введенных сведений в прибор. Считывание уникальных номеров средства измерения и дополнительного блока.
-
Отправка сформированного запроса и ожидание результата. Перенаправление сведений для получения официального удостоверения. Переданные запросы хранятся в папке с исходящими сообщениями. Статусы документов проверяются и обновляются автоматически с интервалом проверки в полминуты. Как только появится уведомление о завершении обработки, можно перейти к следующему этапу.
-
Загрузка сертификата в устройство. Если данные были заполнены верно, статус запроса изменится, уведомив о том, что информация может быть записана на карту.
После ввода карты, необходимо подтвердить обработку запроса, активировав запись на носитель. По завершении процедуры идентификатор мастерской вставляется в тахограф для считывания информации.
После этого прибор будет считаться активированным.
Навигационный криптографический модуль всегда активируется на юридическое лицо, которое предоставляет услуги в сфере грузовых или пассажирских перевозок. Регистрация на частника невозможна – физическое лицо не имеет права заниматься коммерческой деятельностью, за исключением случаев регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Как пользоваться тахографом с СКЗИ?
- От правильности эксплуатации устройства зависит безопасность участников дорожного движения, перевозимых грузов, а также бюджет и функционирование компании – в случае выявления нарушений, сотрудника, управляющего ТС и предприятие, которому оно принадлежит, подвергнут денежному взысканию.
- Поэтому принципиально важно соблюдать порядок действий, предусмотренный при управлении автомобилем с цифровым тахографом и блоком СКЗИ.
- Что нужно делать?
- В начале рабочей смены необходимо активировать устройство, вставив в него индивидуальную карту водителя. Сделать это нужно до запуска двигателя и отправления в рейс. Пластиковый носитель вставляется в слот корпуса прибора чипом вверх до характерного щелчка. В этот момент начинается инициализация – на экране появятся данные водителя.
- По завершении аутентификации, необходимо ввести информацию о маршруте, задав точку начала следования. После этого, можно отправляться в рейс.
- По прибытии в конечный пункт следования необходимо завершить запись. Для этого следует ввести наименование конечного пункта следования и удалить карту.
В момент остановок для дозаправки или отдыха статус устройства переключается автоматически.
Для выгрузки отчетов из тахографов используется термобумага. Поэтому запасной комплект обязательно должен находиться в салоне автомобиля. Отсутствие возможности печати данных может быть приравнено контролирующими органами к неисправности устройства.
Если ТС не эксплуатируется в рамках коммерческих перевозок на дальние расстояния, оборудование его регистратором параметров движения не требуется. С другой стороны, в таком случае придется доказывать использование транспорта в личных целях.
Если имеет место частный извоз, необходимо зарегистрировать ИП и установить контролирующий прибор. В противном случае придется нести штрафные санкции. Поскольку применение тахографов СКЗИ ограничено территориальными границами РФ, при возникновении необходимости совершения даже разовых выездов за границу, лучше устанавливать ЕСТР.
Эти средства измерения разрешены законодательством России и одобрены международными сертификатами.