В ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» появились новые функциональные возможности

04/04

Вызвать техпомощь или такси, связать с юристом или автомехаником, отследить груз или побыть ангелом-хранителем – на что способна система «ЭРА-ГЛОНАСС»

Возможности системы «ЭРА-ГЛОНАСС» ограничены лишь фантазией. Это живой проект, который сейчас находится на очередном пути своего развития.

В ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» появились новые функциональные возможности

2018 год для «ЭРА-ГЛОНАСС» стал началом нового этапа. С момента создания проект финансировался за счет федерального бюджета, но теперь это в прошлом.

Начиная с прошлого года в дополнение к основной бесплатной функции – находить и помогать – на базе инфраструктуры системы «ЭРА-ГЛОНАСС» появляются коммерческие услуги. Их объединяет одна идея – комфорт и безопасность тех, кто в пути.

С осени 2017 года в системе «ЭРА-ГЛОНАСС» появилась услуга «Помощь на дороге». Сначала она была доступна бесплатно всем владельцам автомобилей марок Hyundai и Genesis, оснащенных терминалом «ЭРА-ГЛОНАСС».

Этот пилотный проект был запущен совместно с Российским автомобильным товариществом (РАТ), выступившим поставщиком услуг.

С мая 2018 года, нажав на кнопку SOS, решить ту или иную проблему с помощью сервисных компаний может любой пользователь системы за дополнительную плату в адрес поставщика услуги.

Если кончился бензин, проколото колесо, нужна юридическая или техническая консультация, требуется техпомощь на месте или буксировка автомобиля, достаточно нажать кнопку экстренной связи.

Оператор «ЭРА-ГЛОНАСС» выяснит, в чем проблема, и соединит с нужными специалистами. Водитель может не объяснять, где он находится: система определит местоположение машины. И платить пользователям «ЭРА-ГЛОНАСС» нужно будет только фирме, представители которой приедут и окажут помощь.

В ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» появились новые функциональные возможности

В скором времени «ЭРА-ГЛОНАСС» распространится и на ближайшее зарубежье.

Сейчас завершаются работы по сопряжению российской системы экстренного реагирования при авариях с ее европейским аналогом – eCall – и с аналогичной системой в Казахстане – ЭВАК.

Планируется запустить в опытную эксплуатацию пилотный проект с Финляндией. Систему eCall начали вводить в Евросоюзе только в 2018 году, поэтому в совместном проекте была использована уже готовая российская технология.

Впоследствии наши автомобили с помощью eCall смогут во всех странах ЕС связываться с местными экстренными службами, а европейским транспортным средствам, находящимся в России, будет доступен сервис «ЭРА-ГЛОНАСС».

Аналогичная ситуация с Республикой Казахстан: после завершения интеграционных работ водители соседних стран смогут получить помощь при аварии на территории соседнего государства.

Среди услуг, которые скоро станут доступными пользователям «ЭРА-ГЛОНАСС», – оформление ДТП без участия сотрудников ГИБДД.

Терминал с расширенным функционалом, разработанный по заказу Российского союза автостраховщиков, сможет сохранять информацию об обстоятельствах аварии: о направлении движения автомобиля в момент столкновения и самом ударе.

Эту информацию система будет передавать в некорректируемом виде – это защитит автомобилистов и страховые компании от мошенничества, и данные терминала будут достаточными для доказательства обстоятельств происшествия.

Возможно использование системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и при так называемом умном страховании. Оборудование с расширенным функционалом, установленное в машине, позволит определять манеру езды автовладельца, и аккуратные водители смогут рассчитывать на скидки от страховых компаний в зависимости от этих тонкостей.

Среди проектов, которые пока в работе, – создание карты самых аварийных мест в России. Статистика говорит: чаще всего ДТП происходят на дорогах с плотным трафиком. Больше всего вызовов поступает из Москвы, Подмосковья, Санкт-Петербурга, из Краснодарского края, Татарстана, Ростовской области.

Пик обращений – вечер пятницы, с 16 до 22 часов.

Все данные собираются и анализируются специалистами АО «ГЛОНАСС». И рассчитывают, что в скором будущем «аварийную» карту можно будет составить уже с высокой точностью. А информация эта очень пригодится ГИБДД, страховым компаниям и сервисным службам.

Занимаются специалисты АО «ГЛОНАСС» и вопросами связи в труднодоступных районах страны, где отсутствует наземная сотовая сеть. Для этого разрабатывается программное решение совместно со специалистами АО «Спутниковая система «Гонец».

Это оператор одноименной системы подвижной спутниковой связи российской разработки – «Гонец». Интеграция обеспечит возможность вызова экстренных служб в случае ДТП через спутниковый канал связи, доступный по всей территории страны.

Работа над проектом продолжается.

Еще одна разработка, которая должна быть завершена в 2019 году, касается взаимосвязи любого навигатора (в том числе в смартфоне), сотовых сетей и спутниковых систем.

Этот проект ассистирующей системы, получившей название «А-ГЛОНАСС», призван повысить качество и скорость навигации. Для него придумали простые решения на платформе существующей системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

Новая система будет действовать по аналогии с западной технологией А-GPS: координаты пользователь получает не с помощью спутника, а от сети мобильной связи.

Разработка позволяет сократить первый поиск местоположения – так называемый холодный старт – до 5 секунд.

Среди услуг, предоставляемых АО «ГЛОНАСС» на базе инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС», – мониторинг перемещения грузов. Он может применяться и для внутренних, и для международных перевозок. Очень полезна эта услуга, когда груз скоропортящийся. Благодаря мониторингу на всех этапах транспортировки

можно контролировать температурный режим, что позволяет сэкономить время и сохранить высокое качество продукции.

Свой вклад «ЭРА-ГЛОНАСС» вносит и в обеспечение экологической безопасности в России.

Возможности системы используются при перевозке опасных грузов, таких как радиоактивные материалы, взрывоопасные и легковоспламеняющиеся вещества.

Транспорт, в котором установлена аппаратура спутниковой навигации, находится под полным контролем из космоса. Отслеживаются и маршрут, и скорость движения, и все остановки в пути. Вся информация передается в Ространснадзор.

В ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» появились новые функциональные возможности

В копилке состоявшихся проектов, доказывающих эффективность системы, – участие «ЭРА-ГЛОНАСС» в Чемпионате мира по футболу.

16 000 пассажирских автобусов для болельщиков были оснащены аппаратурой спутниковой навигации и подключены к автоматизированной системе мониторинга АСМ «ЭРА»,

построенной на базе «ЭРА-ГЛОНАСС» и доработанной специально к мундиалю. АСМ «ЭРА» отслеживала, с какой скоростью двигались автобусы, в каком направлении и с какими остановками.

Фиксировались слишком долгие паузы в движении, отклонение от маршрута более чем на 100 м, отсутствие сигнала, превышавшее два часа, – все это для того, чтобы контролировать безопасность гостей чемпионата. Впрочем, нештатных ситуаций с автобусным парком российского мундиаля не случилось.

Чемпионат называют лучшим за всю многолетнюю историю турнира, есть в этом и лепта системы «ЭРА-ГЛОНАСС».

В ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» появились новые функциональные возможности

Движение автобусов отследят со спутников «Глонасс»

В ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» появились новые функциональные возможности

Максим Стулов / Ведомости

С 1 сентября 2021 г.

российские автотранспортные компании, занимающиеся пассажирскими перевозками, будут обязаны оснастить все свои транспортные средства (перевозящие от восьми человек) новой аппаратурой спутниковой навигации (АСН) для передачи данных о движении в реальном времени через систему экстренного реагирования при авариях «ЭРА-Глонасс». Это следует из постановления правительства «Об утверждении правил оснащения транспортных средств», опубликованного на портале правовой информации. Изменения также коснутся и транспортных средств, используемых для перевозки опасных грузов.

«Такая аппаратура должна будет обеспечивать определение местоположения транспортного средства и передачу информации о местоположении и скорости его движения через ГАИС «ЭРА-Глонасс» в Ространснадзор для реализации контрольно-надзорных полномочий», – пояснили в пресс-службе Минтранса.

Согласно документу сведения должны будут передаваться в систему с частотой не реже чем раз в 30 секунд.

Ространснадзор сможет анализировать данные о деятельности перевозчиков, и на основе этой информации, а также риск-ориентированного подхода надзорный орган сможет принимать решения о контрольных мероприятиях, добавил представитель ведомства. 

Поступающая от АСН информация также будет передаваться в контрольно-надзорные органы субъектов Российской Федерации, отметил представитель Минтранса.

Ространснадзор на запрос «Ведомостей» не ответил.

В настоящее время большинство транспортных средств категорий М2, М3 и N (категория М2 – от восьми мест, до 5 т; категория М3 – от восьми мест, от 5 т, N – грузовой транспорт) уже оборудовано АСН, уверяет представитель Минтранса. 

В пресс-службе АО «Глонасс» (оператор системы «ЭРА-Глонасс») пояснили, что АСН уже оснащено более 60% автобусов и около 20% грузовиков, перевозящих опасные грузы.

В отличие от устройств вызова экстренных оперативных служб (кнопка «ЭРА-Глонасс»), которые в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза устанавливаются на местах сборки автомобилей, АСН передает данные о перемещении транспорта в регулярном режиме, а не только в случае ЧП. Стоят такие устройства от 10 000 до 25 000 руб. в зависимости от функциональности.

Помимо оборудования перевозчикам нужно будет заплатить и за подключение к системе, объяснили в АО «Глонасс». Единоразовая идентификация транспортного средства в «ЭРА-Глонасс» обойдется в 1170 руб.

Ежемесячная абонентская плата за оказание услуг по определению и передаче информации через ГАИС «ЭРА-Глонасс» в Ространснадзор в среднем составит не более 200 руб. в месяц.

Дальнейшую коммерциализацию данных АО «Глонасс» не планирует, уверяет представитель компании.

По данным «Автостат инфо», в России по состоянию на начало 2020 г. насчитывается 347 943 автобуса. Однако не все они осуществляют общественные пассажирские перевозки, отмечает главный аналитик ассоциации «Цифровой транспорт и логистика» Андрей Ионин.

Часть из них оборудована необходимой АСН, подтверждает он.

Но оценить, какую долю транспорта придется дооборудовать такой аппаратурой, на данный момент трудно, так как пока не ясно, какое из уже используемого оборудования будет соответствовать новым техническим регламентам, рассуждает Ионин. 

Читайте также:  Замер тонировки по ГОСТу: правила измерения

С учетом ежемесячного платежа в районе 200 руб. система может приносить дополнительный доход в несколько сотен миллионов рублей в год, отмечает Ионин.

Однако по закону для АО «Глонасс» бесплатен только трафик для экстренных вызовов, а этот трафик не будет экстренным, следовательно большая часть из этих 200 руб.

пойдет сотовым операторам, через которых будет передаваться информация, уточняет он.

В некоммерческом партнерстве (НП) «Глонасс» (эта структура разработала и создала систему «ЭРА-Глонасс») отметили, что данные о движении транспорта в режиме реального времени через «ЭРА-Глонасс» передавать невозможно.

«Само по себе оснащение АСН, обеспечивающей передачу данных, еще не означает установления обязанности такую передачу осуществлять, – отметили в НП «Глонасс».

– К тому же АСН, которые устанавливаются на автобусы сейчас, используются автопредприятиями для своих систем диспетчеризации и управления. Передавать эти данные через ЭРА невозможно, нарушится весь технологический процесс.

В результате это может привести к тому, что перевозчик должен будет оснастить автобус еще одним дополнительным АСН».

«Такое оборудование АСН позволяет не только определять и контролировать местонахождение автобусов, но и вести учет выполненной транспортной работы и передавать данные в городскую систему управления транспортом, – говорит представитель пресс-службы санкт-петербургской транспортной компании «Пассажиравтотранс». – Новые требования в части передачи данных, безусловно, повлекут для компаний дополнительные расходы, однако их выполнение будет обязательным условием осуществления пассажирских перевозок, наряду, например, с тахографами и фискализацией наличных платежей, уже реализованных перевозчиками ранее». 

Весь автопарк «Пассажиравтотранса» – 2000 автобусов – необходимым навигационным оборудованием уже оснащен, отметил представитель перевозчика. 

Требование по оснащению пассажирского транспорта в отдельных регионах стало обязательным во время чемпионата мира по футболу 2018 г., так как без терминала невозможно было получить пропуск на въезд в города, где проходили матчи, утверждает представитель перевозчика «Экстрабас». По его словам, новое требование, предъявляемое к транспортным компаниям, вполне адекватно.

Расширение функций системы «ЭРА-Глонасс» от экстренного вызова до мониторинга важных видов транспорта планировалось с 2015 г., напоминает Ионин. Эта инициатива государства позволит обеспечить безопасность граждан при проезде в общественном транспорте и при перевозке опасных грузов, объясняет он.

Для самих перевозчиков она не станет чем-то новым и не сулит им серьезных дополнительных расходов, так как оборудование транспортных средств АСН уже стоит в требованиях региональных властей на заключение договоров с коммерческими перевозчиками, просто теперь сбор и обработка данных будут проводиться централизованно, заключает Ионин.

Спутниковая группировка Galileo проявится в России

Европейская группировка навигационных спутников Galileo дополнит тандем сателлитов GPS и ГЛОНАСС в аппаратуре «тревожной кнопки» российских автомобилей, узнала «Газета.Ru». Кроме того, устройства слежения за автобусами и перевозчиками опасных грузов получат спутниковую связь. Такие нововведения необходимы в связи с изменениями стандартов и требований ООН.

Европейская система позиционирования Galileo может стать доступной в России в устройствах «ЭРА-ГЛОНАСС» (далее — «Эра»), сообщил «Газете.Ru» оператор российской системы экстренного реагирования на ДТП АО «ГЛОНАСС».

В ведомстве предлагают разрешить использование Galileo в «тревожных кнопках», которыми с 2017 года в обязательном порядке оснащаются все выпускаемые в России автомобили, а также импортируемые из других стран.

Соответствующие изменения «ГЛОНАСС» предлагает вводить за счет проекта поправок к межгосударственным стандартам, содержащим технические требования к этим устройствам. До конца сентября документы пройдут общественное обсуждение. Подключение к устройствам третьей группировки спутников в организации объясняют необходимостью выровнять наши стандарты с международными требованиями.

«Предлагаемые изменения направлены на гармонизацию требований к устройствам вызова экстренных оперативных служб (УВЭОС) системы «ЭРА-ГЛОНАСС» с Правилами ООН№ 144.

В данных правилах указано, что УВЭОС должны обеспечивать возможность приема и обработки сигналов, поступающих по крайней мере от трех спутниковых группировок, включая ГЛОНАСС, GPS и Galileo», — рассказали «Газета.Ru» в пресс-службе АО «ГЛОНАСС».

По действующим стандартам, устройства вызова экстренных оперативных служб должны определять координаты, скорость и направление движения автомобиля с помощью сигналов минимум двух глобальных спутниковых навигационных систем – сейчас это американская GPS и российская ГЛОНАСС. Новая редакция межгосударственного стандарта охватывает участников Евразийского экономического союза (Россию, Казахстан, Киргизию, Белоруссию и Армению).

Оператор «Эры» также подчеркивает, что увеличение группировок спутников для определения координат, позволит давать еще более высокую точность определения координат транспорта,

В автобус позвонят по спутнику

Также функционал «Эры» предлагается расширить за счет приема этой аппаратурой (и доведения до водителя и пассажиров) информации о всевозможных экстренных и чрезвычайных ситуациях в том месте, где находится транспортное средство, сообщили в «ГЛОНАСС». Среди таких ситуаций – наводнения, ураганы, обвалы и другие подобные происшествия.

В то же время канал передачи информации о ДТП остается прежним – и в автоматическом режиме, и при нажатии кнопки вызова, сведения передаются посредством сотовой связи.

В модулях «Эры» установлены универсальные сим-карты, работающие в любой из сетей «большой четверки» телеком-операторов.

Более сложную аппаратуру спутниковой навигации (АСН) проектом поправок межгосстандарта предлагается оснастить модулями спутниковой связи.

Если стандарт утвердят, то оператор колл-центра «Эры» сможет по спутниковой связи уточнить информацию о дорожном происшествии даже там, где нет сотового сигнала.

Сейчас в обязательном порядке АСН устанавливают лишь на некоторые транспортные средства: пассажирские автобусы или грузовики для перевозки опасных грузов, а также мусоровозы. Владельцы коммерческих автопарков также могут оснастить свои машины этой системой по желанию.

Развитие ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»: от спасения при ДТП к предотвращению аварий

С начала 2015 года в России работает государственная автоматизированная информационная система экстренного реагирования при автомобильных авариях, получившая название «ЭРА-ГЛОНАСС».

Реализация этого масштабного навигационного проекта длилась более пяти лет. В результате за счет применения новых возможностей информационных, телекоммуникационных и навигационных технологий была создана система, возможности которой оказались гораздо шире, чем обеспечение экстренного вызова в случае аварии.

Развитие ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС»: от спасения при ДТП к предотвращению аварий

Высокотехнологичная помощь при дорожных происшествиях

Одной из самых значимых социальных целей государства является снижение смертности на дорогах страны: к 2024 году — втрое, а к 2030 году стоит задача вплотную приблизиться к нулевой отметке.

Реализации этих целей способствует Государственная автоматизированная информационная система «ЭРА-ГЛОНАСС».

Более того, она уже является одним из значимых факторов, оказывающих влияние на снижение смертности на дорогах страны.

С 2017 года наличие терминала «ЭРА-ГЛОНАСС» стало обязательным для всех автомобилей, выпущенных в обращение на территории России, в том числе для тех машин, которые ввозятся в нашу страну из-за границы.

К середине июля 2019 года количество зарегистрированных в системе автомобилей превысило 4 млн. За четыре с половиной года «ЭРА-ГЛОНАСС» обработала свыше 3,5 млн вызовов, из которых более 43 тыс. потребовали реагирования экстренных оперативных служб. При этом свыше 25 тыс.

вызовов были осуществлены в автоматическом режиме — в результате серьезных ДТП с сильными повреждениями автомобиля. Сегодня контактный центр «ЭРА-ГЛОНАСС» обрабатывает в среднем 11 600 вызовов в сутки.

Высокая надёжность системы и скорость передачи экстренных сообщений в оперативные службы позволяет быстро оказывать квалифицированную помощь автомобилистам, попавшим в беду.

Система «ЭРА-ГЛОНАСС» поддерживает и международную кооперацию.

В частности, для реагирования на происшествия при трансграничных поездках обеспечено сопряжение системы «ЭРА-ГЛОНАСС» с системами «ЭВАК» (Казахстан) и eCall (Финляндия); есть готовность обеспечивать поддержку систем экстренного реагирования в странах с общими транспортными потоками, обеспечивая создание единого пространства безопасности на дорогах Евразии.

Не только ДТП

Возможности системы гораздо шире, чем только осуществление экстренного вызова в случае аварии. Сегодня «ЭРА-ГЛОНАСС» способна обеспечить не только безопасность, но и удобство тех, кто находится в пути.

Начиная с 2018 года, пользователям автомобилей, подключенных к системе «ЭРА-ГЛОНАСС», доступна услуга «Помощь на дороге».

Воспользовавшись кнопкой SOS, через оператора колл-центра системы можно связаться с сервисным центром, вызвать аварийного комиссара, эвакуатор, получить необходимые технические или юридические услуги.

При этом не обязательно помнить номера телефонов всех этих служб, достаточно просто нажать на кнопку в салоне автомобиля. Также нет необходимости искать внешние ориентиры и объяснять, где вы находитесь, информация о местоположении передастся в систему автоматически.

Этот и другие коммерческие сервисы стали началом нового этапа деятельности оператора системы «ЭРА-ГЛОНАСС» — Акционерного Общества «ГЛОНАСС».

Если раньше проект финансировался за счет федерального бюджета, то в 2018 году АО «ГЛОНАСС» вышло на самоокупаемость и в настоящее время обеспечивает функционирование и развитие системы «ЭРА-ГЛОНАСС» только за счет собственных средств.

Читайте также:  Автомобильный номер с буквой "D": Для кого придумали и что означает

Акционерному обществу по итогам прошлого года удалось продемонстрировать отличные финансовые результаты: выручка составила 2 464 267 тыс. руб., компания заняла 3 место в рейтинге «CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ для транспортных компаний»

Не только для физлиц

По мере развития международных стандартов и регламентов АО «ГЛОНАСС» продолжает развитие системы, способствующее расширению рынка бортовых устройств (УВЭОС, АСН, ТСК). В результате «ЭРА-ГЛОНАСС» становится оптимальной базой для цифровых сервисов транспорта.

Сегодня система является для нашей страны ключевой информационно-технологической платформой, на которой базируются сервисы для транспортной и логистической отрасли.

«ЭРА-ГЛОНАСС» стала основой развития навигационного рынка для различных категорий коммерческих и государственных заказчиков, ведь для каждого сегмента транспорта оператором предложено оптимальное решение.

Грузовой транспорт и сельскохозяйственная техника, школьные автобусы и машины скорой помощи, коммунальная техника и железнодорожные вагоны, —вот далеко не полный перечень категорий транспорта, где работают устройства, подключенные к системе «ЭРА-ГЛОНАСС» либо к автоматизированной системе мониторинга «ЭРА» («АСМ ЭРА»), являющейся составной частью ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».

Такого масштабного проникновения удалось достичь благодаря максимальной зоне покрытия. Устройства, подключенные к «ЭРА-ГЛОНАСС», работают со всеми сотовыми операторами «Большой тройки» одновременно. Система работает на территории всей страны.

Кроме того, для бизнеса и государственных заказчиков важным преимуществом системы является возможность передачи информации через защищенную доверенную среду.

Передаваемая информация является некорректируемой, что позволяет использовать ее как юридически значимую.

https://www.youtube.com/watch?v=t6cWc_dMy3U

Среди услуг, предоставляемых АО «ГЛОНАСС», — мониторинг перемещения грузов. Он может применяться и для внутренних, и для международных, в том числе, транзитных, перевозок.

Компания с 2016 являлась оператором системы контроля за автомобильными и железнодорожными перевозками транзитных грузов. На транспорт устанавливались электронные пломбы, подключенные к системе, разработанной АО «ГЛОНАСС».

Таким образом был осуществлен мониторинг более 3000 транзитных перевозок.

Также услуга мониторинга грузов очень полезна в случаях, когда груз скоропортящийся. Благодаря мониторингу на всех этапах транспортировки можно контролировать температурно-влажностный режим, что позволяет сэкономить время и сохранить высокое качество продукции.

Для перевозчиков и владельцев автопарков АО «ГЛОНАСС» предлагает услуги мониторинга транспорта с помощью аппаратуры спутниковой навигации (АСН) и других автомобильных ГЛОНАСС/GPS-трекеров.

В настоящее время в России почти 50% автобусов и 25% грузовиков уже оснащены подобными устройствами.

Сервис контролирует перемещение транспортных средств, отклонения от маршрута, контроль геозон, расход топлива, фиксирует нарушение скоростного режима.

Владельцам пассажирского транспорта доступен сервис автоматизированного контроля выполнения маршрутных заданий.

Автоматизированная система мониторинга «ЭРА» («АСМ ЭРА») распознает и фиксирует внеплановые остановки, отклонение от маршрута, отсутствие телематического сигнала и другие параметры движения.

Система реализована на основе облачных технологий, что позволяет оптимизировать затраты государственных органов и автопредприятий на содержание штата квалифицированных специалистов и поддержку специализированного программного обеспечения при внедрении навигационных технологий на транспорте.

Неотъемлемая часть региональных ИТС

Оборудование спутниковой навигации транспортных средств наиболее эффективно в том случае, если в мегаполисе/регионе создана интеллектуальная транспортная система с функцией не только мониторинга, но и предоставления операторских услуг на основе технологий спутниковой навигации.

Сегодня большинство регионов решают задачу построения интеллектуальных транспортных систем (ИТС). А наиболее «продвинутые» субъекты РФ работают над интеграцией элементов интеллектуальных транспортных систем в единую среду.

Задача масштабная и значимая, ведь основной целью разработки и внедрения ИТС является качественное и количественное повышение показателей транспортной, общественной, экономической безопасности.

Такие системы способны повысить качество оказания услуг по регулярным перевозкам пассажиров, улучшить управление дорожным движением, сделать более прозрачной экономику региона за счет внедрения электронных платежей на транспорте.

О том, насколько эффективным может быть применение ИТС, можно убедиться на примере Москвы. Так, по данным ЦОДД, благодаря внедрению ИТС в Москве число погибших в ДТП за последние 10 лет сократилось в 2 раза, а средняя скорость движения в часы пик (при росте количества автомобилей), увеличилась на 16% за последние 7 лет.

Но подобные масштабные проекты требуют огромных инвестиций. Сегодня в состав столичной ИТС входит около 40 тыс. светофоров, 3700 детекторов транспорта, 2700 камер телеобзора, 48 метеостанций, более 2000 комплексов фотовидеофиксации и более 170 дорожных информационных табло.

Кроме того, ИТС включает в себя каналы связи, системы передачи данных, системы обеспечения информационной безопасности и т.д. Конечно, появление даже отдельных элементов ИТС практически сразу делает город более удобным и привлекательным для его жителей и гостей.

Однако нельзя не отметить, что при внедрении ИТС и ИКТ в регионах порой отсутствует комплексный подход к построению архитектуры единой региональной информационной системы.

В результате дело зачастую ограничивается «лоскутной информатизацией» — внедрением различных систем, функционирующих параллельно друг другу и без взаимной интеграции.

Это приводит к недостаточному использованию потенциала возможностей уже созданных ИТС, отсутствию процесса полноценного сбора и анализа «больших данных» и, соответственно, к отсутствию взвешенных управленческих решений, принимаемых на основе этой информации.

Функцию единой региональной информационной транспортной системы можно было бы реализовать на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС». Технологии АО «ГЛОНАСС» позволяют решать большую часть задач интеллектуальных транспортных систем. В их числе:

  • обеспечение безопасности дорожного движения и перевозок;
  • ГЛОНАСС мониторинг транспорта и управление различными видами автотранспорта на уровнях, администраций муниципальных образований и субъектов РФ;
  • предоставление информации в режиме реального времени гражданам и организациям об организации транспортного обслуживания в регионе;
  • обеспечение сбора исходных данных для оценки транспортной ситуации и формирования дорожной транспортной информации;
  • оперативное предоставление информации в службы реагирования в случае возникновения криминальных и чрезвычайных ситуаций на автотранспорте.
  • расширение возможностей общегородской системы автоматизированного управления дорожным движением по удовлетворению возрастающего спроса на пассажирские и грузовые перевозки на всех видах транспорта.

Перспективы развития системы «ЭРА-ГЛОНАСС»

По мере увеличения объема пассажирских перевозок, грузоперевозок по транспортным коридорам и в пределах городов возрастают требования к скорости, надежности и безопасности движения. Среди проектов АО «ГЛОНАСС», направленных на улучшение работы транспортной отрасли и развитие ИТС, создание карты аварийных мест в России.

Операторы системы «ЭРА-ГЛОНАСС» анализируют поступившую информацию и рассчитывают, что эти данные станут основой «аварийной» карты, которая будет полезна ГИБДД, страховым компаниям и сервисным службам, а главное — самим автомобилистам.

Уже сейчас ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» обладает самой масштабной базой данных о ДТП с информацией не только о месте, но и о параметрах аварии. В системе используется более 10 видов данных, которые позволяют устранить очаги аварийности и снизить количество ДТП.

В дальнейшем в целях достижения показателей нулевой смертности на дорогах будет реализована система следующего поколения — система предотвращения ДТП, основанная на обработке «больших данных». И такая система может стать первой в мире.

«ЭРА-ГЛОНАСС» 2.0, включающая элементы искусственного интеллекта, также позволит оптимизировать нагрузку на экстренные оперативные службы и сделать выезд каждой бригады наиболее эффективным для сохранения здоровья и жизни людей.

Будущее системы «ЭРА-ГЛОНАСС» также связано с ее применением для «умного транспорта». Фактически к настоящему время уже создана готовая инфраструктура для подключения беспилотных автомобилей. Во всех новых машинах стоит сим-чип АО «ГЛОНАСС».

Сейчас он используется только для экстренных вызовов, но в перспективе сферу применения можно будет расширить — для передачи телематики, удаленного взаимодействия с машиной.

Остается лишь решить задачу обеспечения передаваемой информации (от автомобиля к автопроизводителю и наоборот) только через доверенную сеть, чтобы исключить возможность злонамеренного вмешательства или использования данной чувствительной информации. А сама универсальная среда передачи защищенной, доверенной информации также уже создана — это ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС».

Спектр услуг, оказываемых на базе ГАИС "ЭРА-ГЛОНАСС", будет расширяться — эксперт – Новости Центр – АТИ: Система грузоперевозок

АО «ГЛОНАСС» планирует постоянно расширять спектр оказываемых на базе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» услуг и при этом использовать современный платформенный подход, заявил заместитель генерального директора по развитию бизнеса компании Илья Аксельрод.

«Система представляет собой настоящую цифровую платформу — это своеобразный конструктор с набором базовых функций. На их основе реализуются различные прикладные сервисы для автоматизации и трансформации отраслевых процессов.

В 2020 году в системе появилась возможность передачи вызова: помимо экстренных оперативных служб (Системы-112 или дежурной части МВД) — оператору платной автодороги (если именно там автомобиль попал в ДТП) или в муниципальные службы реагирования на дорожные происшествия.

Расширяется сфера применения системы: стартуют «пилоты» по использованию функционала «ЭРА-ГЛОНАСС» на других видах транспорта (водный транспорт, малая авиация), — сказал Аксельрод, слова которого приводятся в сообщении, размещенном на сайте АО «ГЛОНАСС» в среду.

Он напомнил, что для реализации задач заказчиков в сфере логистики уже несколько лет успешно используется созданная на основе ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» система автоматизированного мониторинга «АСМ ЭРА».

Она позволяет контролировать перемещение практически любых объектов: транспорта, грузов, персонала.

Из стартовавших недавно коммерческих проектов в логистической отрасли эксперт выделил сотрудничество с «РусГидро», Россельхозбанком, Lorus SCM, Главным контрольным управлением города Москвы, Центром организации дорожного движения (ЦОДД).

Говоря об использовании ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» в проектах создания ИТС и РНИС, Аксельрод отметил, что система отвечает всем требованиям действующего законодательства РФ по защите информации и может выполнять функцию базовой платформы и единой точки сбора данных. Кроме того, за счет использования уже готовой инфраструктуры «ЭРА-ГЛОНАСС» можно существенно сэкономить бюджетные средства.

«Подобный проект АО «ГЛОНАСС» уже реализовало в Оренбургской области, создав единую точку сбора навигационной информации, формируемой пассажирским транспортом, машинами скорой медицинской помощи, школьными автобусами, техникой ЖКХ и другими подвижными объектами. «Пилоты» реализуются также в Чувашии, Калужской и Астраханской областях», — сказано в сообщении.

Читайте также:  Сроки рассмотрения кассационной жалобы в 2021 году - по гражданскому делу, скачать, образец, пример, заполненный, составляет

Еще одно новое направление деятельности АО «ГЛОНАСС», по словам Аксельрода, будет связано с технологией высокоточного позиционирования: в 2021 году начнется ее промышленная эксплуатация.

Главное преимущество предлагаемой АО «ГЛОНАСС» технологии заключается в снижении затрат на поддержание инфраструктуры — за счет установки существенно меньшего количества станций.

По словам эксперта, технология будет востребована в таких областях, как геологоразведка, кадастровые услуги, картографические и топографо-геодезические работы, территориальное планирование, инженерно-геологические исследования, страховая телематика и автономный транспорт.

SOS, я забыл ключ: на что способна ЭРА-ГЛОНАСС

Кому рассказать о сбитом лосе, как принять роды оператору и как выбраться с парковки, если вы — девятилетний мальчик. За пять лет функционирования ЭРА-ГЛОНАСС общее количество вызовов, обработанных системой, превысило 7 млн, однако не всегда о кнопке SOS в автомобиле вспоминали в случае аварии. Подробности — в материале «Известий».

Вызовов — на миллионы

За пять лет функционирования ЭРА-ГЛОНАСС общее количество вызовов, обработанных системой, превысило 7 млн. Из них около 100 тыс. потребовали вызова экстренных служб. Причем более половины вызовов были совершены в автоматическом режиме, когда автомобиль был сильно поврежден, а находившиеся в нем люди из-за травм или шока не могли вызвать помощь самостоятельно.

«Известия» уже рассказывали о том, как тревожная кнопка спасла одного водителя в горах Дагестана, а другому помогла скрыться от разбойников. В этот раз в пресс-службе АО «Глонасс» решили рассказать о необычных и просто забавных случаях.

Сбежавший лось

Ежегодно операторы системы «ЭРА-ГЛОНАСС» принимают десятки вызовов из-за столкновений автомобилей с лосями. Чаще всего подобные ДТП случаются с конца весны до начала осени, когда животные активно мигрируют. Звери передвигаются так быстро, что водитель может не успеть отреагировать, особенно в темное время суток.

Один из таких вызовов автоматически пришел в контакт-центр системы «ЭРА-ГЛОНАСС» из Удмуртии. От столкновения с лосем у автомобиля было разбито стекло, погнуты крыша и капот. Водителя, однако, больше расстроило то, что он насмерть сбил животное. И как выяснилось, он ошибался.

Пока виновник происшествия горевал и жаловался оператору про свою недостаточно быструю реакцию, лось поднялся на ноги и стремительно скрылся в лесной чаще.

Роды онлайн

Операторам контакт-центра довелось принимать роды в прямом эфире. История произошла в конце лета в Республике Мордовия, причем оператор сразу не мог понять, в чем дело, — сначала мужчина и женщина что-то громко говорили наперебой, потом раздались крики и, наконец, детский плач.

Выяснилось, что семья ехала в роддом, находившийся примерно в 50 километрах, но роды начались стремительно, прямо в машине.

Операторы нашли больницу ближайшего поселка, до которого оставалось ехать менее 5 км, и оставались на связи, успокаивая новоиспеченных родителей. Кроме того, они предупредили медперсонал больницы и попросили подготовиться к встрече новорожденного.

Мальчик потерялся

«Здравствуйте, мне нужна помощь!» — плачущий детский голос позвонил в контакт-центр из Новосибирска. В ходе разговора оператор выяснил, что ничего страшного не произошло: девятилетний мальчик оказался заперт на парковке.

Отец отправил его с ключами от машины забрать забытый пакет, но забыл дать ему ключ-карту от паркинга. Мобильного телефона у паренька с собой не было.

Поразмыслив, мальчик решил нажать кнопку SOS в машине и попросить помощи через контакт-центр «ЭРА-ГЛОНАСС».

Оператор перевел вызов на экстренный номер 112. Там пришлось уточнить местоположение машины — согласно GPS-координатам, она стояла не в паркинге, а на соседней улице, — и, наконец, дозвонились до родителей.

«Да, возможно, кто-то скажет, что в этой истории не было риска для жизни и здоровья парня, что зря беспокоились, минут через 20 за ним бы всё равно вернулись взрослые. Но ведь все мы хотим, чтобы наши дети как можно меньше переживали и расстраивались», — рассказали в пресс-службе АО «ГЛОНАСС».

Средство от бессонницы

Системы экстренного реагирования не всегда используют только в случае аварии. Американские владельцы Cadillac и Chevrolet часто звонят оператору фирменной джиэмовской системы OnStar просто поболтать, когда понимают, что могут уснуть в дальней дороге. Кроме того, они могут позвонить в экстренную службу, если заблудятся. В этом случае на штатную навигацию будет загружен маршрут к цели.

Дорогая безопасность

Количество автомобилей, оснащенных ЭРА-ГЛОНАСС, к настоящему моменту превысило 6 млн, ежедневно их число прирастает на 4–5 тыс. В то же время требование установить обязательную систему экстренного реагирования во все новые машины сократило модельные ряды, так как сертификация новинок на российском рынке требует проведения отдельных краш-тестов и увеличивает цену автомобиля.

«Из минусов ЭРА-ГЛОНАСС — она чересчур дорогая. В частности, из-за завышенных с точки зрения специалистов расценок за проведение испытаний. Как говорят специалисты, это добавило к цене автомобиля в среднем 100 тыс. рублей», — рассказал «Известиям» автоэксперт Игорь Моржаретто.

Из-за усложнений требований и методик испытаний об уменьшении сроков говорить не приходится совсем, рассказали в пресс-службе «ММС РУС», официального импортера Mitsubishi.

«Если брать полностью новый автомобиль, в том числе новый тип установленной системы ЭРА-ГЛОНАСС, то потребуется приблизительно 5–6 месяцев на испытания и сертификацию только этой системы.

Если имеется система, уже испытанная ранее для других автомобилей, можно сэкономить около месяца. Затем — около 3–4 месяцев на сертификацию автомобиля», — рассказал представитель Mitsubishi.

Примерно тот же срок назвали и в Chery — 6–8 месяцев.

Неполное покрытие

«Говорить, что система себя оправдала, рано. Потенциальные возможности у нее хорошие, но она пока не полностью покрывает территорию России. Да и количества центров оперативного реагирования не хватает», — рассказал «Известиям» Игорь Моржаретто.

И действительно, на той территории, где 112 не работает, операторам ЭРА-ГЛОНАСС приходится звонить в дежурную часть МВД по стандартным каналам связи, то есть просто по телефону.

«Это может вызывать задержки в передаче вызова. Также в этом случае передать координаты экстренным службам не представляется возможным. После получения вызова, согласно действующим регламентам МВД, оператор экстренных служб обязан уточнить местоположение и все детали происшествия», — рассказали в пресс-службе АО «ГЛОНАСС».

На сегодня в России постоянное автоматизированное информационное взаимодействие ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» с Системой-112 обеспечено уже в 54 субъектах РФ, при этом в 13 — в текущем году. Ожидается, что до конца 2020 года количество таких субъектов увеличится до 60.

«ЭРА-ГЛОНАСС передает пакет сообщений, координаты. Представьте, что мы операторы и звоним в экстренную службу. Столько-то градусов северной широты, сколько-то долготы. А если это в районе 175-го километра трассы «Урал», — задался вопросом главный редактор «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, система всё еще работает в начальной фазе.

Комиссары с европротоколом

Тем не менее ЭРА-ГЛОНАСС совершенствуется. Например, у нее появится возможность направлять карточку вызова не только в экстренные оперативные службы, но и параллельно — оператору платной дороги. На платных дорогах есть аварийные комиссары, которые могут прибыть на место ДТП раньше, оказать помощь пострадавшим и выставить ограждение.

Со следующего года автомобилисты смогут воспользоваться системой ЭРА-ГЛОНАСС при оформлении ДТП по европротоколу. Водителям не нужно будет фотографировать повреждения машин, так как данные будут поступать страховщикам автоматически.

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *