Сегодня произошла непонятная ситуация. Дело было как, двигался по 2 х полосой дороге

Автоинструкторы учат новичков правильно выбирать дистанцию на дороге. Опытные водители тоже знают об этом. Но ДТП из-за её несоблюдения от этого меньше не становится. Виновники получают штрафы, а в ряде случаев вынуждены доказывать, что происшествие случилось не по их вине.

И правда, есть случаи, когда вы не обязаны оплачивать штраф за то, что въехали в зад впереди едущей машине. Есть нюансы, связанные с движением назад или аварией с припаркованным ТС. Не все подобные нарушения можно квалифицировать как несоблюдение дистанции. О том, как обстоят дела в 2021 году на самом деле – мы расскажем далее.

А в одном из прошлых материалов мы подробно рассмотрели, собственно, тонкости пункта 9.10 ПДД об этом требовании.

Сколько размер штрафа за дистанцию на сегодня?

Финансовых санкций конкретно за это нарушение ПДД в КоАП не предусмотрено. Речь идёт о нарушении расположения автомобилей на дороге.

Сумма штрафа в 2020 году за несоблюдение дистанции – 1 500 рублей (ч. 1 ст. 12.15. КоАП РФ).

Теперь поясним, откуда и за что берётся штраф? Виновные получают взыскание не за то, что просто въехали в зад едущей впереди машине. Штраф выписывают за несоблюдение дистанции для возможности избежать столкновения с другим ТС – в соответствии с п. 9.10 ПДД.

Сегодня произошла непонятная ситуация. Дело было как, двигался по 2 х полосой дороге

Пример

Водитель «Логана» едет за автомобилем «Ниссан» по одной полосе. Внезапно впереди едущий водитель экстренно жмёт на тормоз. В результате такого манёвра едущий сзади «Логан» врезается в бампер «Ниссан».

То есть происходит ДТП, из-за того, что первый водитель не соблюдал безопасную дистанцию и не учитывал требования п. 9.10 ПДД.

Приехавшие на место происшествия сотрудники ГИБДД выпишут штраф водителю «Логана», а страховщикам придётся возмещать ущерб владельцу автомобиля «Ниссан».

Да, в большинстве случаев виновником признают того, кто ехал сзади и столкнулся с впереди едущим ТС. И не важно, какая дистанция была между автомобилями. Достаточно самого факта ДТП.

К слову, о точной дистанции в ПДД ничего не сказано – есть лишь требование соблюдать расстояния до других движущихся участников движения, чтобы избежать столкновения.

Тут есть и пояснения. Например, п. 10.1 ПДД предписывает учитывать разные условия: скорость езды, трафик на дороге, состояние ТС, погодные условия и прочее. Логично, что тормозной путь на обледеневшей дороге окажется длиннее, чем на сухом асфальте. А значит водителю придётся держать еще большую дистанцию. Об этом следует помнить – всё это напрямую связано с дистанцией.

Действует ли скидка?

Да, если не причинён вред здоровью потерпевших в ДТП.

Если вы въехали в зад впереди едущему авто, но никто из людей не пострадал в аварии – можно оплатить штраф с 50% скидкой. Главное при этом уложиться в 20-дневный срок на оплату. Итого со скидкой штраф за несоблюдение дистанции составит 750 рублей.

Внести оплату можно любым удобным способом: через сайт МАДИ, Автокод, Госуслуги, кассу банка или путём отправки SMS-сообщения (у некоторых операторов мобильной связи).

Если дистанция привела к ДТП, какое наказание?

Зависит от нарушений и ущерба. Здесь следует различать ответственность административную – непосредственно штраф за несоблюдение дистанции органам власти, и гражданскую – возмещение причинённого вреда тому, кому вы это вред, собственно, причинили виновными действиями.

Для наглядности разберём несколько ситуаций:

  • Въехали в другой автомобиль, никто в аварии не пострадал – выпишут штраф в размере 1 500 рублей,
  • От наезда на транспортное средство нанесён лёгкий вред здоровью пассажиров – накажут штрафом от 2 500 до 5 000 рублей, либо заберут водительские права на срок от 1 до 1,5 лет (ч. 1 ст. 12.24 КоАП), и это помимо санкции за дистанцию,
  • За вред здоровью средней тяжести – оштрафуют от 10 000 до 25 000 рублей, либо отнимут права на срок от 1,5 до 2 лет (ч. 2),
  • Если от ДТП нанесён тяжкий вред здоровью – то грозит арест, обязательные работы и реальное лишение свободы на срок до 2 лет, а максимальный тюремный срок за отягчающие обстоятельства – вплоть до 15 лет (ст. 264 УК РФ).

Так, в судебной практике есть такое дело, когда Селижаровский районный суд Тверской области вынес наказание водителю за наезд на велосипедиста с летальным исходом. Реальный срок был заменён условным, но виновника всё равно лишили водительских прав на 1 год и 6 месяцев (Приговор №1-6/2015, Дело № 1-6/2015).

Сегодня произошла непонятная ситуация. Дело было как, двигался по 2 х полосой дороге

Может ли быть штраф, если аварии не было?

Конечно, нет!

Ответ содержится всё в том же пункте 9.10 ПДД, где есть фраза «позволила бы избежать столкновения». Речь идёт о ДТП, а это как минимум столкновение транспортных средств – то есть один автомобиль въезжает в зад второй машины.

А вот если столкновения не произошло, значит, ничего не нарушено, штрафовать не за что! И неважно, какой зазор остался между бамперами двух ТС – 1 метр, 10 см или 1 мм.

Более того, инспекторы ГИБДД не могут просто остановить вас на дороге и выписать штраф за несоблюдение дистанции – ведь никакой аварии не произошло. Аналогично такие штрафы не могут прийти и с камер видеонаблюдения.

Тонкость со стоящим автомобилем

Вновь обратимся к пункту 9.10 ПДД, чтобы выудить оттуда фразу «до движущегося впереди транспортного средства». Всё понятно – оба участника аварии должны были двигаться в одном направлении. А вот стоящий автомобиль сюда не относится.

Поэтому, если вы не успели нажать на тормоз и въехали в задний бампер стоящего или припаркованного автомобиля, за дистанцию вас не оштрафуют. Здесь мы имеем дело с нарушением п. 10.1 ПДД. Он обязывает водителей ехать с такой скоростью, чтобы успеть среагировать на возникшую опасность впереди на дороге. Наказания можно найти в ст. 12.9 КоАП РФ.

Сегодня произошла непонятная ситуация. Дело было как, двигался по 2 х полосой дороге

Стоит ли и как обжаловать штраф?

Конечно, если вы уверены в своей правоте.

Для того, чтобы обжаловать штраф за дистанцию, вам нужно обратиться к начальнику ГИБДД или в районный суд. Основанием будет неправомерное назначение санкции по ст. 12.15 КоАП РФ. Но затягивать с обращением не стоит. Закон отводит на подачу жалобы всего 10 дней. Отсчёт времени начинается с даты получения постановления об административном нарушении.

Итоговое решение выносят в течение 10 дней с момента регистрации жалобы в подразделении ГИБДД. Если штраф не отменят, имеет смысл подать иск в районный суд по месту нарушения правил. Там разбирательства длятся не менее 2-х месяцев (ч. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Совет! Для отстаивания своей невиновности подготовьте как можно больше доказательств. Здесь уместно приложить фото и видеоматериалы с регистратора, уличных камер, схему ДТП, экспертные и технические заключения. Также привлекайте свидетелей, заранее взяв их контакты на месте происшествия.

Ниже мы рассмотрим, на каких основаниях можно оспорить штраф за дистанцию на дороге.

Если машина стояла

Повторимся, если автомобиль впереди не ехал, а стоял на месте – вам не могут вменить нарушение п. 9.10 ПДД. Но будет с большой долей вероятности вменён пункт 10.1, а за его нарушение штрафа в 2021 году нет.

А чтобы доказать свою правоту, приложите к жалобе запись с регистратора в машине. Видео покажет, что другое ТС не двигалось с вами по одной полосе, а было припарковано, например, на стоянке.

Если произошло столкновение при движении задним ходом

Именно за дистанцию вас не могут штрафовать.

А что в таком случае происходит? Разберём 3 ситуации:

  1. Если вы поехали задним ходом по запрещённому участку (например, на перекрёстке) и врезались в другой движущийся автомобиль – вас могут оштрафовать за нарушение п. 8.11 ПДД и выписать штраф в размере 500 рублей (ч. 2 ст. 12.14 КоАП РФ),
  2. Если двигались по разрешённому участку с последующей аварией – сотрудник ГИБДД выпишет определение об отказе в возбуждении дела, штрафов в Кодексе за нарушение 10.1, как мы уже указали выше, не предусмотрено,
  3. Если вы передвигались задним ходом, а из сбоку стоящего автомобиля открылась дверь, в результате чего вы её задели – вашей вины здесь нет. Здесь мы говорим не о дистанции, а о боковом интервале. В данном случае виноват будет тот, кто открыл дверь. Хотя, в редких случаях в судебной практике определяют виновность и водителя в нарушение бокового интервала.

Сегодня произошла непонятная ситуация. Дело было как, двигался по 2 х полосой дороге

Если вы готовитесь к обжалованию, стройте аргументы исходя из направления езды автомобиля, то есть движение было назад и столкновение с сзади стоящим ТС – в нашем случае это два «столпа» идеальной защиты.

Показательно Решение Высокогорского районного суда Республики Татарстан по делу №12-67/2013 об отмене штрафа за дистанцию. Автоледи сдавала задом и врезалась в стоящий автомобиль. Судья пояснил, что не соблюдались два условия: ТС не двигалось и было сзади, а не впереди.

Если ДТП не было

Значит и штрафа быть не может.

Его и не выпишут, но, если постановление у вас на руках – пишите жалобу в ГИБДД с мотивировкой «отсутствие ДТП». Скорее всего, постановление сразу отменят. Но если этого не произошло, идите с иском в районный суд – дело выигрышное, а закон на вашей стороне!

Если двигались по разным полосам дороги

Штраф за несоблюдение дистанции возможен только в случае движения по одной полосе дороги. Траектории машин не должны пересекаться.

Проще говоря, если ваш автомобиль едет по правой стороне, а второй участник двигался по левой с последующим перестроением и столкновением ТС, то здесь важно рассмотрение дела в динамике. Если инспекторы выписали штраф за дистанцию, его можно обжаловать в ГИБДД или в суде.

Но нужно понимать, что с большой долей вероятности будет назначена экспертиза, где вопрос вкратце будет поставлен примерно следующий: что (чьё нарушение) стало причиной ДТП? Перестроение второго участника, когда тот просто «подлез» под вашу машину, и вы не успели увеличить дистанцию до него, либо после перестроения прошло время, а вы продолжали двигаться со слишком маленьким расстоянием до него.

Положительная судебная практика есть, например – решение Советского районного суда г. Томска по делу № 12-251/2019.

Если едущий впереди слишком резко тормозил

Опять же, всё зависит от ситуации.

  • Есть понятие «резкое торможение без необходимости», когда водитель жмёт на тормоз без всякой причины (например, в шутку). И если кто-то так затормозит, а вы не успеете среагировать и въедете ему в зад – вашей вины здесь не будет. Тут речь идёт о нарушении п. 10.5 ПДД со стороны тормозившего. Он совершил манёвр не с целью избежать ДТП, а без необходимости. Но, конечно, вам нужны доказательства. Поэтому, если второй водитель не согласен признавать себя виновным, идёте в суд с записью видеорегистраторов или камер уличного наблюдения. Они помогут доказать, что в момент торможения не было угрозы ДТП.
  • Если торможение оправданно, а вы столкнулись с впереди едущим автомобилем, вина ляжет на вас. А заодно и штраф в 1 500 рублей. То есть накажут за то, что вы не держали дистанцию, из-за чего вовремя не среагировали на экстренную остановку первого ТС.
Читайте также:  Альтернатива тонировке в 2021 году - передних стекол, сетка, шторки, своими руками

Совет здесь только один – соблюдать дистанцию и скоростной режим. Это сократит риски врезаться в другой автомобиль. Ну и поможет вам избежать ненужных штрафов за нарушение ПДД.

Можно ли ехать в левом ряду, если правая полоса свободна в городе, на трассе по ПДД?

В условиях многорядного движения вопросы перестроения и занятия рядов интересуют многих водителей. Даже опытным автомобилистам не всегда понятно, разрешено ли двигаться по левой полосе, если правая свободна, и какой штраф предусмотрен, если подобное действие квалифицируется как нарушение действующих ПДД.

Общие принципы правил движения

Действующие ПДД основаны на том принципе, что, по возможности, водителю следует занимать правый ряд, чтобы не задерживать движение. Это требование изложено в п. 9.4 Правил, и вызвано следующими обстоятельствами:

  • для возможности беспрепятственного проезда средств специального транспорта (городских уборочных служб, скорой, полиции и пр.);
  • чтобы не препятствовать обгонам на разрешенных для этого участках;
  • для возможности поворота в левую сторону или разворота.

Если правый ряд окажется занят тихоходным ТС, водителям, желающим совершить обгон, придется выполнять дополнительные маневры, что не всегда безопасно.

Сегодня произошла непонятная ситуация. Дело было как, двигался по 2 х полосой дороге

Вне зависимости от условий, запрещено передвигаться по левой полосе, если дорога включает несколько рядов в одном направлении, следующим ТС:

  • большегрузным автомобилям;
  • машинам и другой технике, скорость которых не превышает 40 км/ч;
  • неисправному транспорту, при включенных фарах.

Остальным водителям следует учитывать, что пункт 9.4 ПДД предусматривает некоторые нюансы, в зависимости от характера трассы и транспортного средства. Поэтому данный вопрос не настолько прост, как может показаться на первый взгляд.

При передвижении по трассе

Если трасса обозначена знаками, указывающими на принадлежность к автомагистрали или дороге для автомобилей (5.1 или 5.3), вне зависимости от того, происходит действие в населенном пункте или за его пределами, двигаться в левом ряду, при свободном правом, запрещено.

Сегодня произошла непонятная ситуация. Дело было как, двигался по 2 х полосой дороге

Обратите внимание! При движении по трассе ответ очевиден – необходимо придерживаться правой стороны магистрали.

Сегодня произошла непонятная ситуация. Дело было как, двигался по 2 х полосой дороге

В городе

При движении в пределах города или другого населенного пункта запрещается выезжать на левую сторону при следующих обстоятельствах:

  • в соответствии с условием, изложенным выше (если трасса проходит через этот населенный пункт);
  • при трехполосном движении в одну сторону.

В последней из приведенных ситуаций, выезд на левую полосу разрешен только с целью поворота или разворота.

В остальных случаях, особенно при движении в плотном потоке, следует занимать наиболее удобное место.

Сегодня произошла непонятная ситуация. Дело было как, двигался по 2 х полосой дороге

Обратите внимание! Перестроение допускается, если требуется повернуть (в любую сторону), развернуться, остановиться для стоянки, объехать преграду.

За городом

При езде за городом, с учетом изложенного выше, запрещается передвигаться по левой полосе, если отмечаются следующие ситуации:

  • трасса отмечена знаками автомагистрали или дороги для автомобилей;
  • разрешенная скорость передвижения не менее 80 км/ч.

Во всех остальных случаях по левой полосе передвижение за городом разрешено.

При одностороннем движении

Ситуация с односторонним движением ничем не отличается от правил перемещения по дороге с двумя разнонаправленными потоками. Необходимо руководствоваться следующими условиями:

  • наличием знаков 5.1 или 5.3;
  • разрешенным скоростным режимом (от 80 км/ч);
  • количеством полос (три и более).

В перечисленных случаях по «односторонке» нельзя двигаться по левой полосе, если правая занята. В остальных случаях подобное действие не является нарушением Правил.

Штраф за движение по левой полосе за городом

Нарушение любой из частей п. 9.4, содержащего требования к расположению ТС на проезжей части, включая передвижение по левой полосе при свободной правой, в ситуациях, когда это запрещено, квалифицируется положениями ст. 12.15 КоАП РФ.

За подобное нарушение водителя ожидает штраф в размере 1 500 рублей. Нюансы назначения такого наказания связаны с тем, что сотрудникам ГИБДД сложно доказать умышленный характер нарушения. Водителю легко оправдаться, заявив, что выезд на левую полосу не связан с выполнением маневра.

Поэтому на практике штраф можно получить только при вопиющем нарушении, вызвавшем серьезные сложности для пропускной способности автодороги. Однако не стоит рассчитывать, что подобные действия будут проходить постоянно. Тем более что это создает серьезные помехи для других водителей.

Вывод

Требования, предъявляемые Правилами к расположению транспортных средств на проезжей части, в большинстве случаев запрещают двигаться по левой полосе, если правая остается не занятой.

Располагаться таким образом разрешается лишь в ситуациях, когда количество полос не более двух, а скорость движения не превышает 80 км/ч. В таких ситуациях подобное расположение водителя не будет задерживать остальных участников. В противном случае указанные действия препятствуют общему транспортному потоку и квалифицируются как нарушение действующих Правил.

Два машиниста РЖД спасли жизни двухсот человек. На Горьковской ЖД пассажирский поезд «Адлер – Ижевск» чуть не

Опубликовано 21 августа 2021

Совсем недавно, рассказывая о столкновении грузовых поездов лоб в лоб на ведомственной ветке Улак — Эльга, мы говорили, что на сети ОАО «РЖД» выпустить два поезда навстречу один другому невозможно, так как участков, не оборудованных блокировкой, там попросту нет. Простите, видимо, мы сглазили: 18 августа на оборудованный автоблокировкой перегон Иж-Бобья — Агрыз Горьковской ЖД отправлены друг другу навстречу два поезда: грузовой №2361 и пассажирский №452 сообщением Адлер — Ижевск. Об этом мы сообщили первыми в Telegram-канале @Vgudok.

По станции Агрыз в течение дня 18 августа действовало «окно» — перерыв в движении для выполнения ремонтных работ. В этот раз ремонтировали пути и по этой причине были выключены устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ), в том числе и на некоторых участках путей, не затронутых ремонтом.

С одного из таких путей (№35) в сторону станции Иж-Бобья был отправлен грузовой поезд № 2361. Из-за отключения устройств СЦБ поезд отправлялся по регистрируемому приказу дежурного по станции при запрещающем показании выходного светофора.

Тепловоз 2ТЭ25КМ № 378 под управлением машиниста Набиуллина из депо Агрыз повёз на перегон поезд из 72-х порожних вагонов весом 1883 т. Время — 17:09.

Сегодня произошла непонятная ситуация. Дело было как, двигался по 2 х полосой дороге

В 17:16 поездной диспетчер Ижевского центра организации работы ж/д станций Агафонов передал указание дежурному по станции Агрыз Шагиахметову об изменении плана работы: перед отправлением поезда №2361 надлежало принять встречный со станции Иж-Бобья пассажирский №452, за ним грузовой №3218, и только затем отправить на перегон грузовой №2361. Ни дежурный по станции, ни поездной диспетчер не обратили внимания на то, что поезд №2361 уже семь минут как отправился. На однопутный, напомним, перегон.

Пассажирский поезд №452 сообщением Адлер — Ижевск до столицы Удмуртии мог не доехать. В 17:27 он проследовал станцию Иж-Бобья, выехав на перегон, уже занятый встречным поездом.

В 17:28 поездной диспетчер обратил внимание на занятость перегона по показаниям контрольных приборов и связался с дежурным по станции Агрыз. Движенцы выяснили, что причина индикации занятости — наличие на перегоне поезда №2361.

В 17:29 машинист пассажирского поезда Селивёрстов из-за появления на блоке индикации локомотивного устройства безопасности показания, соответствующего вступлению поезда на занятый блок-участок (красный огонь) применил экстренное торможение.

В 17:30 он доложил об остановке поездному диспетчеру. В это же время диспетчера вызвал и машинист грузового, и сообщил ему об остановке из-за того, что он увидел встречный поезд.

На благополучный исход ситуации повлияло и то, что в грузовом поезде были одни порожние вагоны, что значительно сократило его тормозной путь.

Расстояние между локомотивами остановившихся поездов составило 700 метров.

Вот такой ж/д триллер. В очередной раз со счастливым концом, но фортуна — дама переменчивая.184 пассажира поезда №452 оказались спасены благодаря верным действиям машинистов.

Один при появлении красного огня без лишних раздумий применил экстренное, второй встал, увидев встречный поезд.

Один час и 35 минут задержки пассажирского поезда — ничто по сравнению с тем, что могло бы случиться, замешкайся хоть один из машинистов.

Ответственность за создание нештатной ситуации — на движенцах.

Дежурный по станции не выяснил у диспетчера свободность перегона, а машинисту дал регистрируемый приказ на отправление, не убедившись в том, что автоблокировка установлена в соответствующем направлении.

Диспетчер передал дежурному по станции указание об изменении плана работы, не убедившись в том, что оно технически выполнимо.

Как обычно, по результатам разборов движенцам достанется. И достанется, судя по всему, от души.

Помните совсем недавний случай, когда резервный локомотив «догнал» остановившийся на перегоне грузовой поезд при потере контроля за ситуацией со стороны поездного диспетчера? Тогда ещё машинист оказался не на высоте.

Мы назвали тот случай тревожным звоночком для ОАО «РЖД», негромко намекающим, что квалификация персонала стремительно летит в пропасть.

Сегодня произошла непонятная ситуация. Дело было как, двигался по 2 х полосой дороге

Нынешний случай уже гремит набатом: делайте что-нибудь! Отмените свои СДО-АСПТ с ГРАТ вместе, вернитесь к нормальной системе техучёбы! Отмените тонны макулатуры, которые должен заполнять бедный ДСП, да и ДНЦ тоже! Уберите со станций и из кабин локомотивов регистраторы переговоров или хотя бы прекратите наказывать рабочих за формальные отклонения от Регламента переговоров!

Неужели непонятно, что, стараясь точь-в-точь воспроизвести написанное в документе, работники упускают главное — контроль за обстановкой! Не может человек разумный удержать в голове столько информации, пользы от которой ноль, вот и допускает нарушения там, где они влияют на безопасность движения.

У нынешнего случая, помимо эксклюзивности самого события, есть ещё одна отличительная черта: в нём задействован пассажирский поезд. Слава богу, без последствий. Или пока без последствий?

Транспортные новости российских мегаполисов и мировых столиц ищите в нашем разделе ГОРОД, лучший фото- и видеоконтент на нашей странице в Instagram

Владимир Максимов

Типичные ситуации, которые приводят к ДТП при перестроении

Вождение автомобиля немыслимо без перестроения, если водитель не соблюдает правила дорожного движения, лихачит, то этот маневр может привести к различным ДТП.

Понятие «перестроение»

Само по себе перестроение – это смена полосы движения транспортного средства. С этого маневра начинаются многие другие — обгон, объезд, разворот, опережение или поворот. Но для некоторых это еще и очередной способ показать свой крутой стиль вождения и автомобиль.

Правила, которые регулируют перестроение, предельно просты (см. п.8.1 и 8.4 ПДД), но это не мешает горе-водителям регулярно им нарушать. Для них, еще раз напомним:

  • Если водитель собирается перестроиться, то ему следует пропустить транспортные средства, которые движутся не изменения полосы движения на дороге;
  • В том случае, когда несколько автомобилей, движущихся в одном направлении, планируют одновременно перестраиваться, то уступать следует тем, кто движется справа (следуя известному в народе правилу «помеха справа»);
  • Перед совершением маневра обязательно необходимо включить световые указатели поворота.
Читайте также:  Статья 31.5 кодекса рф об административных правонарушениях в новой редакции с комментариями и последними поправками на 2021 год

Тактика неправильного перестроения

  1. Резкое изменение полосы движения, в непосредственной близости от чужой машины. Как правильно: выполнять перестроение строго под острым углом, оставив безопасное расстояние для себя и других участников движения и выровняв скорость своего авто со скоростью потока.

  2. Внезапное вынужденое перестроение из-за присутствия на полосе препятствия. Не все водители могут заранее заметить помеху и вовремя сменить свою позицию. Вот они-то стараются влезть в соседнюю полосу, хотя по правилам следует включить поворотник и ждать, когда другие водители их пропустят.
  3. В пробке действуют законы психологии.

    Наглецов здесь пропускают неохотно, к тому же если они не сигнализируют о планируемом маневре поворотником. Самые самоуверенные водители, даже если их автомобиль не пропускают, решают идти на пролом, надеясь на уступчивость и осторожность других автовладельцев, стремятся завершить свой маневр.

    Но, как говорят, коса находит на камень и в результате возникает ДТП при перестроении.

  4. Игнорирование мертвой зоны также провоцирует аварии. Включение поворотника предупреждает водителей соседних полос, в том числе находящихся в мертвой зоне, о планируемом маневре. Удостоверьтись, что автомобиль заметили.

    Иногда не мешает посмотреть через плечо, чтобы убедиться в безопасности своего движения. Именно это простое правило может снизить вероятность возникновения аварии.

Виды ДТП при перестроении. Кто виноват в каждом из типичных случаев?

Особенности таких ДТП:

  • Подобные аварии характерны для населенных пунктов с плотным транспортным движением, зачастую связаны с недостаточным профессионализмом водителей.
  • Вторая особенность заключается в том, что в столкновениях машины получают минимальные повреждения.

Аварийные ситуации:

  1. В ДТП при перестроении из левого ряда в правый виновником аварии будет признан водитель из левого ряда, так как он должен был пропустить транспортные средства по ходу движения в правом ряду.

    Отметим, что даже если водитель из правого ряда будет находиться в алкогольном опьянении, его лишат прав, но виновником аварии, согласно правилам, будет являться тот, кто был инициатором аварийной опасной ситуации т.е. совершил неправильное перестроение.

  2. Столкновение при одновременном перестроении из разных полос.

    В данном случае виновником будет опять автомобиль из левого ряда. Чтобы поменять безопасно положение автомобиля на многополосной дороге, необходимо обращать внимание не только на соседнюю полосу, но и на ту, которая за ней. Так как возможны ситуации, когда перестроение на одну полосу планируют сразу два авто, а в итоге они могут ее не поделить.

  3. В ДТП при перестроении в левый ряд виновником будет перестраивающийся автомобиль, так как перед маневром он должен пропустить транспорт по ходу движения и не нарушать безопасность на дороге.
  4. В ДТП при одновременном перестроении из одной полосы нередко возникают сложности в определении виновника.

    Например, возникла пробка, и два автомобиля решили одновременно перестроиться. В идеальной ситуации на полосе достаточно места для двоих и оба автомобиля могут синхронно с одной скоростью и под одним углом выполнить перестроение, но такого на практике не бывает.

    Получается столкновение, а виноватым будет тот, кто по факту не соблюдает дистанцию, скоростной режим, не обозначает свои намерения сигналами поворота.

  5. ДТП на многополосной дороге осложняется тем, что фактически количество автомобилей, двигающихся по ее ширине, может превышать число обозначенных разметкой.

    Иногда на 3-х полосную проезжую часть одновременно могут втиснуться и 5 автомобилистов. Обусловлено это большой транспортной нагрузкой на дороги. Вместе с тем, появляется большое количество машин, которые постоянно находятся в положении перестроения. В таких случаях определить виновника аварии самостоятельно довольно сложно.

    Существенную помощь в этом и для водителей, и для сотрудников ДПС окажет наличие видеорегистратора.

  6. В ДТП при перестроении на перекрестке чаще всего будет виновным перестраивающийся автомобиль. Хотя данный маневр на перекрестке не запрещен правилами, однако, перекресток является одним из самых опасных участков дороги.

    Поэтому, во-первых, занимать полосу, по которой вам необходимо двигаться дальше, нужно заранее, а во-вторых, необходимо соблюдать все остальные правила перестроения. Лучше потерять время, подождав, чем, разбираться в обстоятельствах столкновения.

 Важно! Даже при соблюдении всех правил виновным в аварии чаще признается тот автомобиль, который не успел полностью оказаться на полосе движения.

Хитрости при движении

  • Лучше всего занимать правую часть своей полосы, что позволит решить сразу несколько проблем. Если перестраиваться будут слева, и произойдет столкновение, то вы виновником, однозначно, не будете. Если перестраиваться будут справа, то у вас будет место, чтобы сманеврировать в пределах своей полосы.
  • Не следует просто так пересекать линию разметки, это стоит делать только в том случае, если вы действительно собираетесь менять полосу движения.
  • Главное правило безопасного движения на дороге — стараться предусмотреть не только собственные ошибки, но и возможные нарушения со стороны других автолюбителей.

Последствия ДТП при перестроении – штраф, который определяется КоАП РФ.

Так, за нарушение правил маневрирования предусмотрено наказание в виде штрафа от 500 до 1500 рублей.

Как получить лицензию на перевозку пассажиров, узнайте в другой статье.

Как правильно совершать маневр перестроения

  1. Перестроение начинается с момента подачи светового сигнала, делать это нужно заблаговременно. Включенный вовремя поворотник в несколько раз снижает количество аварий.
  2. Смотрим в боковое зеркало, там вы должны видеть более двух соседних полос.

    Расстояние обзора должно быть достаточным, чтобы убедиться в безопасности своего движения и ваш маневр не вынудил других водителей экстренно жать на тормоз.

  3. Смотрим в центральное зеркало, в видно все, что происходит сзади. Отметим, что зеркала должны быть всегда отрегулированы.

  4. Готовимся к перестроению, для этого выравниваем скорость с соседним потоком, рассчитываем необходимую дистанцию и угол среза.
  5. Если вы поздно заметили яму на своем пути, то не следует резко менять траекторию своего движения, другие водители могут не успеть среагировать.

  6. Еще раз смотрим в зеркала, если есть навык, то можно посмотреть через плечо, для контроля за мертвой зоной, а затем меняем полосу, контролируя движение собственного автомобиля, а также тех, что движутся спереди, сзади и сбоку. Маневр должен осуществляться без рывков, плавно и продуманно.

Опасные ситуации:

  • Вы начали перестроение, а мгновение спустя, этот же маневр начинает другой водитель. До этого момента вы считали, что с ним никак не будете пересекаться по ходу движения, хотя на самом деле оказалось, это не так.
  • При взаимном перестроении нужно учитывать и тот факт, что не все знают даже простейшие правила. В некоторых случаях лучше переждать момент.
  • Вы смотрите в зеркала, а в это время впереди идущий автомобиль внезапно тормозит. Для этого нужно развивать боковое зрение, таким образом, вы сможете реагировать на любое движение.
  • Вы перестраиваетесь в тот ряд, который должен закончиться. Для этого старайтесь всегда смотреть далеко вперед, на случай возможного возникновения препятствий, аварий и так далее.
  • Вы начинаете маневр, не заметив движение скутера или мотоцикла. Это самые опасные участники дорожного движения.

Итак, ДТП при смене полосы движения – не редкость.

Чтобы избежать неприятных последствий необходимо:

  • Соблюдать ПДД;
  • Учитывать возможные ошибки других участников движения;
  • Анализировать собственные.

Как вам статья? 

Сегодня произошла непонятная ситуация. Дело было как, двигался по 2 х полосой дороге

Даже суды говорят, что ты виноват

Профиль автора

Одна девушка в Великом Новгороде ехала по своим делам на Солярисе. На перекрестке ей нужно было повернуть налево — она перестроилась в крайнюю левую полосу, оценила ситуацию и решила, что возможность проехать есть. Девушка начала поворачивать.

Схема ДТП выглядела примерно так Схема ДТП выглядела примерно так

Но девушка не согласилась с постановлением инспектора и пошла отменять его через суд.

Девушка. Я прекрасно знаю правила дорожного движения. Я не должна была уступать дорогу Мицубиси.

Этот автомобиль двигался в крайнем правом ряду, а на том перекрестке из этого ряда можно было только повернуть направо: так указывает знак. Это водитель Мицубиси нарушил ПДД и помешал мне повернуть. Я не виновата.

Постановление ГИБДД о привлечении меня к ответственности за нарушение ПДД необходимо отменить.

ГИБДД. Ну мы уже всё сказали.

Районный суд: ???? ????‍????

Дело № 12-1093/2017

Оба участника происшествия не явились в судебное заседание, а жаль: было бы интересно послушать их пояснения. Поскольку их нет, мы сами рассмотрели все документы — и вот к чему пришли.

Постановление ГИБДД вынесено верно. Девушка виновна.

Девушка не согласилась с решением районного суда и подала жалобу в областной.

Областной суд: ???? ????‍????

Дело № 7-42/2018

Столкновение было? Было.

Сотрудники ГИБДД на месте аварии составили протокол. Да, в районном суде не запросили записи камер видеонаблюдения и не провели никакой экспертизы, но это потому, что все и так очевидно. Коллеги из райсуда решили, что собранных доказательств достаточно. И знаете, мы с ними абсолютно согласны.

Девушка заявляет, что водитель Мицубиси в сложившейся ситуации не должен был двигаться прямо, так как из его полосы можно было только поворачивать направо: там стоял соответствующий дорожный знак.

Да, водитель Мицубиси нарушил ПДД, но девушка должна была соблюдать правила, которые относятся непосредственно к ней. А она вместо этого думала о том, как должны были двигаться другие участники дорожного движения. Хотя вообще-то это она перед поворотом должна была убедиться, что никому не мешает. А она этого не сделала.

Девушка несогласна с оценкой дела со стороны судьи. Ну что же, жаль, но это не повод отменять постановление. Так что оставляем его в силе.

Но девушка была уверена в своей правоте. Она пошла оспаривать решение областного суда.

Председатель областного суда: ???? ????‍????

Постановление № 44А-170

Я полностью согласна с решением коллег из районного и областного судов. Правонарушение имеется, доказательства по делу собраны, всесторонний анализ проведен.

Все инстанции считают, что виновата. Я поддерживаю.

Остался только Верховный суд. Туда девушка и пошла.

Верховный суд: ????‍⚖️ ????

Постановление № 84-АД19-2

Мы изучили все материалы и считаем, что и сотрудники ГИБДД, и суды приняли неверные решения.

Все инстанции признали девушку виновной в том, что она, управляя транспортным средством, при повороте налево по зеленому сигналу светофора не уступила дорогу транспортному средству, движущемуся во встречном направлении прямо. Но никто не хотел слышать ее пояснения о том, что она ПДД не нарушала: это второй участник аварии двигался с нарушением правил, потому что у него не было преимущественного права проезда перекрестка.

На схеме ДТП, которую составили сотрудники полиции, нет количества полос движения, не нарисована ни разметка, ни дорожные знаки. Даже непонятно, какой автомобиль в какую сторону двигался.

При этом в материалах дела есть проектная документация по дороге, на которой произошло ДТП.

И там указано, что на отрезке дороги, по которому двигался автомобиль Мицубиси, две полосы движения: левая полоса для движения прямо и налево, правая — для движения только направо.

Мало того, в деле есть копия постановления о том, что водитель Мицубиси за этот эпизод получил штраф — как раз потому, что ехал прямо, хотя знак разрешает движение только направо. Очевидно же, что водитель не имел преимущественного права проезда перекрестка.

Получается, в действиях девушки, которая была за рулем Соляриса, нет состава административного правонарушения. Она ничего не нарушала.

Все решения нижестоящих судов отменяем. А производство по делу об административном правонарушении прекращаем.

Избранные статьи для автомобилистовКак ездить без штрафов и не переплачивать за обслуживание машины — в нашей рассылке вместе с другими материалами о деньгах

Девушка больше не считается виновником этого ДТП. Как водители будут договариваться о компенсациях после аварии, решат уже другие суды.

Вероятнее всего, водитель Хендая живет в районе, в котором произошло ДТП, и часто бывает на этом перекрестке. Поэтому она знала, какие знаки там предназначались встречным водителям, и была уверена, что те будут двигаться по конкретной траектории. Иначе ее действия были бы легкомысленностью, которая на дороге ни к чему хорошему не приводит.

Если часто бываете на каких-либо участках дороги, обращайте внимание на знаки и разметку для всех участников дорожного движения: как выяснилось, это может сэкономить вам деньги на ремонт автомобиля в случае ДТП.

Перестроение в потоке

К написанию этой статьи побудил один из комментариев к статье Маневрирование в дорожном потоке, оставленный одним из читателей. Комментарий был следующего содержания:

Ехали в населенном пункте по условно разделенной дороге (не имеющей разметки) в левой полосе, не изменяя своего направления движения и опережая другой автомобиль, который в этот момент, двигаясь по условной правой полосе, начал смещаться влево.

В итоге, оба автомобиля «притерлись» боками – у одного разбито правое крыло, у другого – обе левые двери. Инспектор ГИБДД определил виновным водителя автомобиля, который двигался в левой условной полосе и, таким образом, не уступил «помехе справа». И как всегда звучит вопрос: кто же, все-таки, виноват в этой ситуации?

Прав инспектор или не прав — ему, возможно, на месте виднее, кто более виновен. К тому же, он определяет лишь юридическую виновность (невиновность) одного из участников ДТП. Но, почему-то, большинство водителей задаются подобными вопросами уже после того, как ДТП произошло, а не до этого. А разбитыми оказываются оба автомобиля.

Понятно, что «невиновному» расходы на ремонт покроет страховой полис ОСАГО, но неприятный осадок, все равно, останется надолго. «Виновному» же придется ремонтироваться самому.

Попробуем разобраться, как перестроиться в потоке — кто кому, все-таки, при перестроении, должен уступать дорогу на своей половине проезжей части.

Движение по полосам, правила перестроения, включая приоритет при выполнении маневра, т.е. кто имеет преимущество при перестроении, определены в пунктах 8 «Начало движения, маневрирование» и 9 «Расположение транспортных средств на проезжей части» ПДД.

Теперь подробнее. Ниже представлены две картинки. Ширина проезжей части дороги на обоих снимках примерно одинакова. На верхнем фото изображена четырехполосная дорога. Об этом говорит дорожная разметка 1.

3, которая разделяет противоположные потоки и разметка 1.5, обозначающая границы полос движения, т.е. полос четыре – по две в каждую сторону.

Движение по полосам для каждого водителя очевидно — есть границы полос.

На нижнем фото изображена дорога, у которой всего две полосы — дорожная разметка 1.1 разделяет потоки противоположных направлений, а смежные полосы для движения в одном направлении не разграничены. Но ширина проезжей части позволяет разместиться четырем легковым автомобилям – по два в каждом направлении.

Таким образом, для легковых машин движение по полосе одного направления определяется в два ряда (об этом — ниже).

Поскольку нас интересует приоритет в процессе перестроения (см. пункт 1.2 термин «Перестроение»), т.е. кто кому должен уступить дорогу при перестроении, то обращаемся к пункту 8.4 Правил:

«При перестроении водитель должен уступить дорогу транспортным средствам, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении транспортных средств, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу транспортному средству, находящемуся справа».

Пункт 8.4 ПДД, по сути, можно назвать правилом перестроения. На этой странице текста ПДД есть картинки, где схематично представлено, когда и кто должен уступать дорогу при перестроении.

Но если присмотреться к тем картинкам, то легко заметить, что смежные полосы попутного направления разделены между собой разметкой 1.5.

Другими словами, при наличии этой разметки, водителю понятно, что он движется по конкретно этой полосе или перестраивается на соседнюю полосу.

Как разграничить движение по полосам на дороге без разметки, или как быть, если смежные полосы, как на нижнем рисунке выше, не разделены дорожной разметкой?

На этот вопрос отвечает пункт 9.1 ПДД:

«Количество полос движения для безрельсовых транспортных средств определяется разметкой и (или) знаками 5.15.1, 5.15.2, 5.15.7, 5.15.8, а если их нет, то самими водителями с учетом ширины проезжей части, габаритов транспортных средств и необходимых интервалов между ними.

При этом стороной, предназначенной для встречного движения на дорогах с двусторонним движением без разделительной полосы, считается половина ширины проезжей части, расположенная слева, не считая местных уширений проезжей части (переходно-скоростные полосы, дополнительные полосы на подъем, заездные карманы мест остановок маршрутных транспортных средств)».

Т.е разметки на дороге может не быть вообще (что встречается очень часто), поэтому водители сами, визуально, с учетом габаритов своих машин, определяют середину дороги и количество полос на проезжей части. Т.е. полосы являются условные. Такая условная полоса именуется рядом. И вот здесь кроется один нюанс.

Глазомер и чувство пространства у всех разное – для кого и середина дороги может являться полосой. С поворотами налево и направо вопросов не возникает – нужно занять соответствующее крайнее положение на проезжей части. А для этого необходимо перестроиться на условную левую или условную правую полосу (в левый или правый ряд). Кто в этом случае при перестроении должен уступить дорогу?

Обращаемся опять к пункту 8.4 ПДД, который приведен выше и «говорит» однозначно – кто, как и кому должен уступить.

А теперь возвратимся к самому началу статьи, где инспектор выносил «приговор» допустившим ДТП. Виновным был назначен невиновный – тот водитель, что ехал прямо, не меняя своего ряда и, как утверждает инспектор, не уступил дорогу автомобилю, совершавшему перестроение, который в этот момент являлся «помехой справа».

Заключение было вынесено не верное.Это же подтверждает и судебная практика по разбору ДТП во время перестроения. Если из двух автомобилей, движущихся параллельно, один не изменяет свою прямолинейную траекторию, а второй изменяет (перестраивается), то уступить должен тот, кто перестраивается.

Не будем спорить с заключением инспектора, его заключение касается конкретной дорожной ситуации, т.е. конкретного места и характера происшествия. Вполне возможно, что у нас не хватает данных с места события, а есть только его интерпретация.

Чтобы подобных противоречий и разногласий, как с участниками, так и с инспектором, непосредственно на дороге не возникало, нужно эти события пресекать еще на стадии их появления, стараться избежать ДТП.

Правило перестроения сформулировано в пункте 8.4 Правил. Запомнить его не сложно: при перестроении дорогу уступает тот, кто перестраивается, а тот, кто движется по полосе (или своему ряду) прямолинейно, не меняя полосу (ряд) движения – пользуется преимуществом.

Это общее правило перестроения, и оно может быть взято за основу при разборе ДТП в поисках виновника происшествия. Но приоритетная задача в дорожной ситуации это, все-таки, не слепое выполнение пунктов Правил, а планирование своих действий таким образом, чтобы не допустить аварию.

Дорожная реальность часто вынуждает отступать от Правил. Например, бывают случаи, когда целесообразно поменяться приоритетами, т.е. один участник, имея преимущество в движении, уступает дорогу другому участнику. В таких действиях нарушения нет.

В процессе движения по полосам многие, выполняя перестроение, наверняка, замечали такой момент. Когда включаете поворотник (неважно, левый или правый) и смотрите в зеркало заднего вида, то едущий позади вас начинает чуть притормаживать, как бы уступая вам. Т.е. он, видит ваш включенный указатель поворота, имеет преимущество в движении, но дает вам дорогу.

Это нормальная водительская практика, только не нужно такое поведение путать с правилами перестроения. Со временем придет понимание того, где можно воспользоваться такой уступкой, а где лучше воздержаться.

Что касается обоюдного перестроения, то заметить, что водитель соседнего автомобиля намеревается перестроиться, например, включил указатель поворота, бывает практически невозможно – потому что он будет находиться сбоку от вас.

Для того, чтобы увидеть чужой включенный поворотник, нужно находиться или сзади того автомобиля, или впереди него (чтобы видеть его в зеркалах). Боковой повторитель указателя поворота есть не на каждом автомобиле, или его можно не заметить. И решение, соответственно, нужно принимать исходя из обстоятельств дорожной ситуации, и в соответствии с пунктом 8.4 ПДД.

Например, вам нужно перестроиться влево из правого ряда, а рядом с вами, левее вашей машины, позади на некотором расстоянии движется другой автомобиль. Как целесообразно действовать в таком случае?

В дополнение к общим правилам, касающихся перестроения, и рассмотренным ранее в статье Маневрирование в дорожном потоке, ваши действия будут следующие:

  1. Оцениваете обстановку вокруг вашего автомобиля – впереди, с боков (особенно слева), сзади и включаете левый указатель поворота;
  2. Замедляете слегка движение для того, чтобы тот автомобиль, что находится слева-сзади от вашего, ушел вперед вас, т.е. опередил. Одновременно смотрите по зеркалам, чтобы это место слева, которое освободилось, не занял кто-нибудь другой. Пусть поворотник продолжает работать. Если место снова оказалось занятым, начинаете сначала. Если место слева свободно, действуете далее (пункт 3), и не забываете контролировать дорогу впереди машины;
  3. Поворот головы налево — быстрый взгляд в мертвую зону – если место действительно свободно и никто не стремится его занять  – плавный поворот руля и перестраиваетесь. Выключаете указатель поворота. Одновременно контролируете дистанцию до впереди идущего автомобиля. Продолжаете движение.

Точно так же выполняется перестроение на правую полосу. Внимательно, аккуратно и без суеты. Но в любой дорожной ситуации, когда вопрос касается приоритета, неизменным остается одно правило: Если вашим приоритетом пренебрегают, т.е. кто-то упорно стремится пролезть вперед – не мешайте тому. Дайте ему дорогу, и пусть едет с миром.

Когда осуществляется перестроение в потоке машин, то всегда есть два варианта перестроения. Выше по тексту был рассмотрен один из них. Второй вариант — это перестроение с опережением попутчика, и этот вариант не противоречит ПДД, но при одном условии. Он рассмотрен в статье Одиночное перестроение. Теория и практика.

Процесс перестроения непосредственно на перекрестке рассмотрен в одноименной статье Перестроение (смена полосы) на перекрестке. Еще рекомендую статью В пробках все равны. Уступите вы — уступят и вам. В ней вы ознакомитесь с особенностями перестроения, когда поток машин движется в режиме сплошной пробки.

Будьте внимательны и проявляйте соучастие к другим водителям.

Навигация по серии статей

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *