Как взыскать ущерб после ДТП из-за ямы на дороге

Весной вместе со снегом много где сходит асфальт, а значит на дорогах в ближайшее время появится больше ям и неровностей. Некоторые автовладельцы, повредившие машины на подобных участках, пытаются взыскать ущерб с организаций, отвечающих за содержание дорог.

В каких ситуациях суд может встать на сторону водителя? Считается ли попадание в яму полноценным ДТП? И что должен делать водитель, чтобы наказать виновных? Об этом рассказал автоюрист Дмитрий Вахрин.

Кто виноват?

Состояние автомобильных дорог в России регламентирует ГОСТ Р 50597-2017. Последние обновления этого документа вступили в силу в 2018 году. Самое главное, что в нем прописано применительно к рассматриваемой ситуации — предельно допустимый размер дорожных ям. Это 15 сантиметров в длину (по направлению движения), 5 сантиметров вглубь и общая площадь — не более 60 квадратных сантиметров.

Как взыскать ущерб после ДТП из-за ямы на дороге

ОСАГО предложили распространить на ущерб от сосулек и ям на дороге

Если человек попал в ДТП, в котором, как он считает, сыграла роль дорожная яма, нужно первым делом прикинуть ее размеры. Если они больше указанных — есть смысл попытаться взыскать ущерб.

Как показывает судебная практика, такие ситуации — не самая простая категория дел. Здесь важна причинно-следственная связь, которая часто бывает неочевидной.

«Иногда назначают технические экспертизы, чтобы доказать, что яма не повлияла на возникновение ДТП, а если повлияла — то в какой мере. Результат экспертизы может быть таким, что вина дорожных служб составляет столько-то процентов, а вина водителя, который не следил за дорогой, сильно гнал, еще столько-то процентов», — рассказывает Дмитрий Вахрин.

В ПДД есть пункт 10.1, где прописано, что водитель должен учитывать дорожные и метеорологические условия. И ответчики часто пользуются этим, пытаясь доказать вину водителя в ДТП с ямой.

План действий

После того, как автомобиль угодил в яму и получил повреждения, важно вызвать на место происшествия сотрудников ГИБДД, а не аварийных комиссаров. Европротокол или самостоятельная фото- и видеофиксация здесь не подходит.

Важно, чтобы инспектор составил схему ДТП, измерил яму и внес ее характеристики в акт выявленных недостатков содержания дорожного полотна. Обязательно заполнить все дополнительные сведения о ДТП — в том числе, указать повреждения автомобиля и находившегося в нем имущества.

Например, разбитый в результате аварии смартфон или ноутбук.

Как взыскать ущерб после ДТП из-за ямы на дороге

За повторное нетрезвое вождение ужесточат наказание

Если в аварии участвовала только одна машина, то инспектор вынесет определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении. Важно, чтобы в нем не было прописано нарушение водителем ПДД, в том числе — вышеуказанного пункта 10.1. В противном случае водителю лучше обжаловать это определение в течение 10 дней.

Если сотрудники ГИБДД привлекут к административной ответственности организацию или должностное лицо, на которых возложена обязанность по содержанию данного участка дороги, то это будет дополнительным аргументом в суде. Речь идет о статье 12.34 КоАП — несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения.

Следующий шаг автовладельца — написать претензию в адрес ответчика.

Выяснить, кто отвечает за конкретный участок дороги, можно в районной администрации, региональном подразделении, отвечающем за содержание дорог, или в ГИБДД.

Если все чиновники будут кивать друг на друга, то можно привлечь их в качестве соответчиков. Устанавливать виновного будет суд по месту нахождения дорожной организации.

Накануне суда следует определить размер ущерба. Это может быть независимая экспертиза в оценочной фирме. Либо подтверждение фактически понесенных расходов. Если автовладелец успел отремонтировать автомобиль за свои деньги, то сервис должен выдать все положенные документы: акт выполненных работ, чеки и квитанции на оплату.

Заявленный материальный ущерб включает в себя не только повреждения автомобиля и имущества, находившегося в нем. Можно указать дополнительные расходы на эвакуатор, если потребовались его услуги, аварийную стоянку. Моральный ущерб получится взыскать только в том случае, если в ДТП не обошлось без телесных повреждений.

Что делать, если ДТП случилось из-за ямы (пошаговая инструкция). — DRIVE2

Как взыскать ущерб после ДТП из-за ямы на дороге

В ГИБДД не скрывают, что каждая третья автоавария в России происходит из-за неудовлетворительного состояния улиц и дорог. Но и не делает ничего (или почти ничего, что совершенно одинаково – авт.), чтобы ДТП по этой причине случались реже. Скажем больше, инспекторы лишь в крайних случаях прислушиваются к доводам пострадавших водителей, вынуждая их тем самым самостоятельно добиваться справедливости.

Не спорим, это сложно, но вполне реально. Главное – правильно выполнить все необходимые действия, и тогда точно удастся возместить ущерб, полученный в ДТП из-за ямы.

Тем более, что на сторону автомобилистов стал Верховный суд РФ, разъяснивший в начале текущего года, что в тех случаях, когда о проблемном участке своевременно не предупреждает дорожный знак, ответственность за аварию несет дорожная организация. Она же возмещает причиненный ущерб.

В таких ситуациях требования ПДД, требующие от водителя принять меры для снижения скорости вплоть до полной остановки, не актуальны.

Итак, что делать, если причиной автоаварии стала яма?

Прежде всего убедитесь, что размер дефекта на проезжей части не соответствует ГОСТу Р 50597-93. Т.е. яма должна быть шире 60 см или длиннее 15 см, или глубже 5 см.

Шаг первый: вызывайте ГИБДД

Пока будете ожидать прибытия на место инспекторов, не сидите сложа руки. Установите знак аварийной остановки. Если есть свидетели произошедшего, запишите их данные, в том числе номера телефонов.

Убедитесь, что на пути вашего следования не было дорожных знаков, предупреждающих об опасности.

Сфотографируйте с разных точек участок дороги и место происшествия, автомобиль на нем (это можно сделать на камеру мобильного телефона).

Шаг второй: требуйте прибытия на место представителя дорожной организации

Обычно сотрудники стремятся оформить «ДТП с ямой» как можно быстрее. Ведь пострадавших нет, а с техникой и потом разобраться можно. Но и здесь не так все просто.

Желательно, чтобы при составлении административных материалов присутствовал представитель организации, отвечающей за содержание дороги. Он не только должен убедиться, что ДТП действительно произошло «из-за ямы», но и подписать соответствующий акт осмотра места происшествия. Если дорожник не станет спорить и подпишет нужные документы, можно вздохнуть с облегчением – дело выиграно.

Шаг третий: настаивайте на своем

Но в тех случаях, когда сотрудник ГИБДД пытается предъявить претензии вам, мол, «не учел дорожную обстановку» или же «не справился с управлением», не давайте никаких письменных объяснений на месте аварии и не подписывайте админпротокол. В этом случае лучше сослаться, к примеру, на недомогание после ДТП и объяснить, что готов прибыть в группу разборов в любой другой назначенный для этого день.

Если чувствуете предвзятое отношение со стороны работников ГИБДД и их нежелание в объективном рассмотрении, лучше обратиться за поддержкой к юристу.

Не забывайте, что вы не обязаны давать какие-либо объяснения на месте аварии, которые станут основанием для составления административного протокола. Это можно сделать и в дальнейшем.

Шаг четвертый: используйте доказательную базу

Независимо от того, кого ГИБДД обвинит с совершении ДТП (даже если вас – авт.), вы имеете полное право опротестовать составленный протокол.

Для этого отводится десять дней для подачи жалобы вышестоящему руководству или в суд. Направьте заказное письмо, но обязательно с уведомлением: в нем изложите все свои претензии.

Не забывайте фиксировать все свои расходы: на адвокатов, на проведение экспертиз, на уплату пошлины и т.д.

Шаг пятый: на экспертизу пригласите ответчика

Пусть представитель организации, отвечающей за состояние проезжей части лично убедится, какие повреждения причинены автомобилю. Настаивайте на его присутствии при составлении акта осмотра транспортного средства. Оговоримся, дорожники лишь в исключительных случаях приезжают на место ДТП, ко в дальнейшем козырем будет тот факт, что их приглашали.

Шаг шестой: не согласны с решением ГИБДД – оспаривайте его в суде

Даже в том случае, когда сотрудники ГИБДД обвинят с ДТП с ямой вас, не забывайте, что это решение – субъективное и его можно оспорить в суде. Подготовьте нужные документы, если нужно – привлеките адвоката и смело подавайте иск. Ведь организации, отвечающие за безопасность движения, должны быть наказаны за свою бездеятельность.

Робин ГУД, специально для Сколькодал.рфВступайте в нашу группу ВКонтакте: vk.com/skolko_dal

Поймал яму на дороге, как возместить ущерб по закону?

Как взыскать ущерб после ДТП из-за ямы на дороге

Крылатая фраза о том, что в России есть две: беды дураки и дороги, актуальна и по сей день. И если с первым еще можно поспорить, то со второй проблемой не получится. Каждый год, особенно весной, на отечественных дорогах можно видеть ямы различной глубины и ширины. Как результат разорванные колеса, погнутая ось, диск, пробитая подвеска, оторванный бампер, глушитель.

Несчастные автомобилисты с расстроенным лицом подсчитывают стоимость предстоящего ремонта и на чем свет клянут дорожные службы, которые летом приводили дороги в порядок и латали ямы. Но видно, то ли битум не тот, асфальтная крошка не та, то ли дождей осенью много было, то ли морозы жуткие зимой стояли, то ли машины слишком тяжелые ездили — вот и не выдержало дорожное покрытие.

Непобедимые ямы вернулись снова, а вместе с ними и риск повреждения транспортного средства. Можно ли найти виновных и призвать к ответу? Есть ли выход?

Соблюдая простые меры предосторожности, можно полностью исключить  вероятность повреждения автомобиля:

  • Управляя машиной, тщательно следите за дорогой, особенно весной. Именно в этот период под влиянием температурных перепадов, воздействия влаги, образующейся при таянии снега, на дорожном покрытии в большом количестве появляются новые ямы и разрушаются старые латки;
  • Уменьшите скорость движения по мокрой дороге максимально пред лужей. Не расслабляйтесь, даже если вам эта дорога давно знакома, и всегда была идеально ровной. Ямы образуются очень быстро, иногда в течение суток, а ваша любовь к быстрой езде может стоить, в лучшем случае, пробитого колеса. Все зависит от глубины лужи и того что окажется на ее дне. Будьте внимательны и осторожны на недавно отремонтированной проезжей части. Качество заплаток часто оказывается низким, и попадание колеса в неожиданную колдобину на привычной скорости может повредить ось;
  • Если нет возможности объехать яму, притормозите непосредственно перед ней, так уменьшится нагрузка на подвеску. Не крутите руль, пытаясь подставить по удар одну сторону машины, это усилит толчок и приведет к возможному повреждению покрышки. Правильнее проехать, не поворачивая колеса, распределяя тяжесть автомобиля (силу удара) равномерно, тем самым снижая вероятность повреждения.
Читайте также:  Пенсия в Сыктывкаре и Республике Коми в 2021 году: размер выплат и доплаты, правила и порядок получения, особенности получения, адреса отделений ПФ РФ

Как быть, если все меры предосторожности были соблюдены, а неприятность все-таки произошла? Вы попали в яму и повредили машину. Конечно, это очень неприятно, но в любом случае закон на вашей стороне. Вызывайте сотрудников ГИБДД, фиксируйте ДТП и при необходимости смело обращайтесь в суд.

Попадание в яму — это ДТП или нет

Правила дорожного движения РФ пункт 1.2 дают следующее определение ДТП: «Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».

В результате дорожного дефекта машина получила повреждение, вам как владельцу нанесен материальный вред. Этот случай полностью попадает под определение ДТП.

 Из-за того, что дорожное происшествие произошло не в результате столкновения двух транспортных средств и отсутствует вторая сторона происшествия без приезда сотрудников ГИБДД не обойтись (правило евро-протокола).

 Поэтому смело звоним по номеру 112 и ожидаем их приезда.

Инспектор ГИБДД должен сделать необходимые замеры ямы, ее длины, ширины, глубины. И если хотя бы один из параметров будет выше максимально допустимых по закону, то можно (и нужно!) привлечь виновную организацию, должностные лица дорожных эксплуатационных организаций к ответственности (Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Статья 12.34).

Несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений) и возмещению понесенного водителем ущерба.(Гражданский кодекс Российской Федерации Статья 1064.Общие основания ответственности за причинение вреда).

Допустимые размеры ям на дорожном полотне регламентируются Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221)

Пункт 3.1.2. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине — 60 см и глубине — 5 см. Если покрытие не соответствует нормативам, то должны выставляться дорожные знаки, а ночью или в условиях плохой видимости — заграждение с предупредительными сигнальными огнями.

Канализационные люки должны быть все плотны закрыты. Согласно 3.1.10 Люки смотровых колодцев должны соответствовать требованиям ГОСТ 3634. Не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см. Разбитые крышки, решетки в обязательном порядке должны быть обозначены и ограждены соответствующими дорожными знаками, заменены на пригодные в течении не более трех часов.

Что делать, если вы попали в яму на проезжей части дорожного полотна

Если же вы попали в яму на автомобиле, вам необходимо:

  • Необходимо взять в себя в руки и успокоиться;
  • На расстоянии 15 метров от автомобиля выставить знак аварийной остановки;
  • Вызвать ДПС, позвонив по номеру 112, зафиксировать фамилию и звание принявшего звонок;
  • Во время ожидания приезда ГИБДД найти не менее двух свидетелей происшествия, записать их ФИО, контактные данные и показания;
  • Сделать с разных ракурсов фотографии места ДТП. Зафиксировать на пленку яму, повреждения машины, отсутствие ограждений и предупредительных знаков, правильность их установки и читаемость, длину тормозного пути, состояние дорожного покрытия. Постараться захватить в кадр находящиеся рядом объекты. Идеально, если получится снять поврежденный автомобиль на фоне названия улицы и номере дома. Помогут данные видеорегистратора;
  • Приехавший инспектор ДПС оформит ДТП, напишет протокол, справку, составит схему;
  • Необходимо (лучше дважды) внимательно проверить правильность и достоверность составленных сотрудником ДПС документов.

Обязательно должен быть указан размер ямы, другие дефекты дорожного покрытия, направление и протяженность следов торможения, подробное описание повреждений машины, привязка к обочине.К протоколу должны прилагаться показания свидетелей, объяснение водителя.

В объяснительной необходимо указать, что препятствие появилось внезапно, не было возможности избежать наезда, так вас не смогут обвинить в несоблюдении пункта 10.1 ПДД РФ.

Согласно ему, водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения.

Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Страховые выплаты за ущерб ТС

Тип страховки определит дальнейшие действия. Хорошо, если у вас КАСКО. Тогда, получив справку о ДТП на месте происшествия или в отделе ДПС нужно обратиться в свою страховую компанию за получением компенсации.

Сложнее, если у вас полис ОСАГО. Придется воспользоваться услугами независимой страховой компании. Ее эксперты установят повреждения и сделают калькуляцию их устранения. Причем, ремонт машины придется отложить до момента окончания экспертизы, а в случае обращения в суд, — до получения судебного решения.

Кто несет ответственность за трещины и выбоины на дорогах

Следующий шаг — определить организацию, обслуживающую данный участок дороги. Информацию можно получить или у сотрудника, оформляющего ДТП, или у инспектора ГИБДД по организации движения.

В крайнем случае, обратиться в районную администрацию. Будьте готовы к тому, что ответственное юридическое лицо вы найдете не сразу и с этим возможны трудности.

Никто не захочет отвечать и будет «переводить стрелки».

Когда реквизиты виновной организации будут установлены, необходимо вызвать ее представителя для участия в проведения экспертизы транспортного средства. Обязательно сделать это письмом или телеграммой с уведомлением.

Отсутствие уведомленных представителей на экспертизе никак не повлияет на ее правомерность, а вот в суде может дать преимущество потерпевшей стороне. Конечно, виновник происшествия может не согласиться с результатами заключения экспертов, это его право. Собирайте материалы, все фиксируйте и пишите досудебную претензию.

Если положенная вам сумма не велика, то есть шанс получить ее спокойно, без обращения в судебные инстанции. Если нет, ремонт автомобиля придется отложить до окончания судебного процесса (возможно назначение дополнительной экспертизы).

И хотя в 90% случаев закон оказывается на стороне водителей, многие предпочитают не обращаться за правосудием. Слишком много сил, времени это отнимает, проще самому заменить колесо или диск. Такая безнаказанность отвратительной работы дорожных служб и приводит к грустному постоянству ям на наших дорогах.

Проведение независимой экспертизы ущерба ТС

После того, как нашли ответчика, необходимо установить размер нанесенного ущерба — сделать независимую техническую экспертизу (сейчас много таких учреждений, оказывающих такие услуги).

Ее осуществляют в присутствии представителей обвиняемой стороны, о чем руководство организации извещают письмом с указанием места и времени ее проведения. Важен факт получения приглашения, поэтому письмо должно быть заказным с уведомлением. А вот придет представитель на экспертизу или нет – для потерпевшей стороны не важно.

Как возместить ущерб

Для того что бы быть твердо уверенным в возмещении ущерба через суд необходимо собрать пакет документов, гарантировано подтверждающий вину дорожных служб.

Для этого вызываем экипаж ГИБДД, позвонив на бесплатный номер 112.

В ожидании их приезда нужно найти свидетелей происшествия, записать их контактные данные и показания, сделать фотографии выбоины, прилегающей территории, повреждений транспорта с разных сторон.

После приезда ГИБДД и составления протокола, проверьте правильность и достоверность указанных в нем сведений. Особое внимание обратите на размеры ямы, именно они будут решающим фактором в суде.

Взыскание стоимости ремонта ТС через суд

Процедура обращения в суд предполагает добровольное возмещение ущерба ответчиком. Для этого потерпевшая сторона отправляет заказным письмом с уведомлением (обязательно) досудебное требование (необходимо приложить копии материалов по делу). Если в течение указанного в претензии времени материальный ущерб не будет возмещен, можно обращаться в суд, при этом придется заплатить госпошлину.

Образец досудебной претензии виновнику ДТП о возмещении причиненного вреда.

Дату проведения судебного процесса назначит секретарь. Он же письменно уведомит об этом вас и вашего ответчика.

Защищать свои интересы можно, воспользовавшись помощью юриста, или представлять себя на судебном разбирательстве самим. Все зависит от степени уверенности в себе и знания закона.

В случае положительного решения суда, все расходы по госпошлине, независимой технической экспертизе, услугам адвоката полностью возместит сторона ответчика.

Суда можно было бы избежать, если бы машина была застрахована по полису КАСКО. Тогда для возмещения ущерба достаточно получить справку о дорожном происшествии из ГИБДД. При определенных условиях договора, даже она не понадобилась бы!

Образец искового заявления о возмещении ущерба в результате ДТП.

Госпошлина при взыскании ущерба ТС через суд

Для обращения в суд за взысканием с ответчика суммы понесенного ущерба необходимо собрать документы о ДТП, получить результаты независимой технической экспертизы, оплатить государственную пошлину.

Ее размер определяет Налоговый Кодекс РФ (Часть 2,  Раздел VIII, Глава 25.3):

  • до 20000 руб. — 4% цены иска, но не менее 400 руб.;
  • от 20001 руб. до 100000 руб. — 800 руб. плюс 3% суммы, превышающей 20000 руб.;
  • от 100001 руб. до 200000 руб. — 3200 руб. плюс 2% суммы, превышающей 100000 руб.;
  • от 200001 руб. до 1 000000 руб. — 5200 руб. плюс 1% суммы, превышающей 200000 руб.;
  • свыше 1 000000 руб. — 13200 руб. плюс 0,5% суммы, превышающей 1000000 руб., но не более 60000 руб.

Реквизиты для оплаты госпошлины можно найти на сайте суда, в который подаются документы, ее уплата истцом (потерпевшей стороной) является обязательной. Госпошлина будет возвращена ответчиком вместе с другими расходами в случае положительного решения суда.

Как правило, при обращении в суд, правосудие оказывается на стороне водителей. Денежный ущерб за повреждения, затраты на экспертизу и судебный процесс полостью возвращаются. Финансовая сторона вопроса решается удовлетворительно. Но нужно быть готовым к тому, что потерпевший не сможет отремонтировать и ездить на машине до вынесения решения суда.

Водитель вынужден будет потратить большое количество времени и сил на сбор документов, определение ответчика, проведение экспертизы, поэтому можно понять тех, кто при незначительном ущербе, решает проблему самостоятельно. Не ищет виновных и не призывает к ответственности. Возможно, поэтому на наших дорогах ямы будут еще очень долго «радовать» глаза водителей и вызывать их «веселые» реплики.

Водитель дошел до Верховного суда и добился справедливости

Водитель ехал на мерседесе по освещенному мосту: ничего не нарушает, скорость не превышает, держит дистанцию, а тут яма на дороге. Яма глубокая, не по стандартам. Эту выбоину водитель не заметил, въехал в нее и повредил передние диски. Ремонт мерседеса обошелся дорого — насчитали 125 тысяч рублей.

Читайте также:  Порядок заключения договоров и ответственность сторон согласно Международной Конвенции ООН 1980

Екатерина Мирошкина

экономист

Профиль автора

Может быть, хотя бы так удастся побороть плохие дороги и ям станет меньше. Заделать выбоину все же дешевле для бюджета, чем платить за поврежденные диски на иномарках.

Никаких предупреждений и ограждений рядом не было. Хоть мост и освещался, но, по словам водителя, заметить яму было сложно.

На дороге не должно быть глубоких ям. Или дорожные службы должны предупредить водителей об опасности, чтобы можно было заранее заметить ограждение и объехать яму. Если власти об этом не позаботились, пусть компенсируют ущерб. Они же выбрали дорожную службу — значит, и отвечать должны вместе с ней.

Власти и нанятая ими коммунальная служба решили, что водитель должен был смотреть на дорогу. Мост же освещался, а что еще надо. Вот ехал бы мужчина аккуратнее, смог бы вовремя заметить яму.

Водитель говорит, что не видел и не мог видеть выбоину из-за того, что перед ним ехал другой автомобиль. Но это только слова, а доказательств нет. Нет доказательств — нет и компенсации. Пусть ремонтирует машину за свой счет и ездит внимательнее.

Районный суд ????

№ 2-5436/16

Администрация должна назначить ответственных за ремонт и содержание дорог. Это могут быть коммунальные службы, управляющие компании, частные или некоммерческие организации. Вместе с властями они следят, чтобы дороги соответствовали стандартам.

Если на дороге есть опасность, об этом нужно предупредить пешеходов и водителей. Например, выставить ограждение или предупреждающий знак возле ямы. Но этого на мосту не было.

Если на дороге была выбоина — это ненадлежащее содержание. Если о ней не предупредили водителей — это нарушение (п. 13). Если машина въехала в яму и нужно платить за ремонт — это повод требовать компенсацию. Водитель не виноват.

Областной суд ????

№ 33-153/2017

Для того чтобы привлечь городские службы и власти к ответственности за яму на дороге, нужны такие условия:

  1. Наличие ущерба.
  2. Вина причинителя.
  3. Его противоправные действия.
  4. Связь этих действий с ущербом.

По мнению суда, водитель обязан представить доказательства, что он не мог заметить выбоину. Как он должен был это сделать — непонятно. Судебная коллегия решила, что раз таких доказательств нет, то и компенсации не будет. Решение районного суда о выплатах отменили.

Верховный суд ????

№ 84-КГ17-8

Водитель не обязан доказывать, что не мог заметить и объехать яму. Решение областного суда незаконное.

Лицо, которое причинило вред, не будет нести ответственность, если докажет, что его вины не было. Это дорожная служба должна доказать, что не виновата. Так работает закон.

Ссылаться на п. 10.1 ПДД тоже неправильно. Водитель должен следить за дорогой и объезжать ямы, но только если он может их заметить. Но городские власти и дорожная служба не позаботились о том, чтобы предупредить о выбоине, и не смогли доказать, что не виноваты.

Бывает по-разному. В судебной практике есть много решений в пользу водителей. Но не всем удается получить компенсацию в таких случаях. Кто-то останавливается на второй инстанции, кто-то годами ищет виноватых.

Например, если на дороге не яма, а открытый люк, дорожная служба уже не виновата: нужно предъявлять иск к владельцу люка.

А это не всегда водоканал: в частном секторе люки могут принадлежать домовладельцам, причем непонятно, кому именно. Люк может вообще не стоять на балансе и даже быть незарегистрированным.

Вроде бы и владельцы есть, а ущерб взыскивать не с кого. Или все оформлено на пенсионера и денег не дождаться.

Еще коммунальные службы могли выставить ограждение, а его сбила другая машина. Формально водитель не виноват, но и службы привлечь к ответственности сложно.

Или знаки стояли, а освещение не работало. Непонятно, кто тогда виноват: дорожная служба или городские электросети. Дело может затянуться на годы.

Проще всего оформить каско: тогда по судам будет ходить страховая компания. Или заранее требовать от властей отремонтировать дорогу. Может быть, вы сами знаете, что там яма, а другой водитель нет. Если молчать и объезжать опасные выбоины, ничего и не изменится.

Наезд на яму: получаем компенсацию за разбитое авто — новости Право.ру

С каждым годом все больше водителей попадает в аварии из-за ям на дороге. Так, по статистике ГИБДД в 2018 году 25 % ДТП произошло из-за некачественных дорог, а в 2019 году — 33 %.

То есть, каждый третий водитель рискует повредить машину из-за ямы или выбоины. Статистика учитывает только тех водителей, которые вызвали полицию и оформили ДТП.

Поэтому число реальных потерпевших может быть больше.

Что делать, если попал в яму

Водитель должен включить аварийку, надеть светоотражающий жилет (в темное время суток вне города), выставить знак аварийной остановки и осмотреть место происшествия. При выходе из машины водителю стоит убедиться, что на дороге нет других авто.

Затем автовладельцу необходимо вызвать сотрудников ГИБДД.

В это время нужно сфотографировать место происшествия, чтобы было видно автомобиль и его повреждения, улицу или местность, где произошла авария, дорожные знаки и разметку.

Также водитель должен измерить глубину, высоту и длину ямы на дороге, сфотографировать их с линейкой или рулеткой. Если нечем определить размер ямы, то ждите полицейского, который сделает нужные фото.

Если машина мешает проезжающим мимо авто, то следует убрать её с дороги. Также водителю нужно записать фамилии и имена очевидцев аварии, чтобы в дальнейшем они могли дать свои пояснения сотруднику ДПС.

На месте происшествия полицейский сначала составит схему аварии, в которой отразит:

  • участок дороги, улицы, населенного пункта, где произошла авария;
  • ограждения, тротуары, газоны, здания (при наличии);
  • положение автомобиля после ДТП, следы торможения, расположение поврежденных деталей и осколков; 
  • размеры дорожной ямы (длина, ширина, глубина).

Если автолюбитель не будет согласен со схемой ДТП, то может указать свои замечания при подписании. Затем инспектор ГИБДД сфотографирует или снимет на видео место аварии, опросит водителя и очевидцев. Объяснения составляются в письменном виде и остаются у полицейского. 

Также сотрудник ДПС составит акт о недостатках дороги и определение об отказе в возбуждении дела в отношении пострадавшего автовладельца. Это будет важным доказательством при возмещении, так как подтвердит, что водитель не виноват в повреждении машины. 

На месте ДТП потерпевший вправе подать заявление полицейскому о привлечении обслуживающей организации к штрафу от 200 000 рублей до 300 000 рублей за несоблюдение требований по содержанию дорог. 

Ведущий юрист Европейской Юридической Службы Юрий Тулупов поясняет, что водитель может обратиться с иском, даже если не оформлял ДТП.

В качестве доказательств следует предоставить видеозапись с места ДТП с датой и временем события, попросить суд допросить свидетелей произошедшего.

Но эксперт отмечает: «Суд свободен в оценке доказательств, поэтому оформление ДТП сотрудниками полиции или только видеозапись не могут однозначно гарантировать удовлетворение или отказ в удовлетворении иска.»

К кому обратиться и как оценить ущерб

Если у водителя КАСКО, а попадание в яму прописано как страховой случай, то нужно получить возмещение у страховщика. При наличии только полиса ОСАГО страховая не выплачивает ущерб. Автовладельцу следует обратиться в местную администрацию, где точно дадут ответ, к кому предъявлять требование компенсировать вред. 

Ведущий юрист «Европейской Юридической Службы» Юрий Тулупов поясняет, что для установления виновника нужно обратиться в местную администрацию: «Наличие люка не влияет на выбор ответственного лица. Это подтверждает судебная практика, например, постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 07 ноября 2017 года по делу № А43-1830/2017». 

Сумму возмещения определяет оценщик, который составляет специальный отчет. При этом автовладельцу следует заранее уведомить обслуживающую организацию о времени и месте проведения оценки.

Срок для уведомления в законе не предусмотрен, но лучше сделать это за 2 недели до оценки, чтобы сообщение успели доставить. Перед её началом желательно не ремонтировать машину.

Так оценка окажется наиболее достоверной.

Оценка проводится даже без явки ответственной организации.

Как получить возмещение без суда

После оценки автовладельцу следует направить претензию в обслуживающую организацию. В ней нужно описать обстоятельства аварии, размер ямы, повреждения машины.

К претензии необходимо приложить схему ДТП, объяснения очевидцев, фотографии аварии, отчет об оценке автомобиля. У обслуживающей организации есть 30 дней для ответа.

Если она откажет в выплате или не ответит на претензию, то придется идти в суд.

Ведущий юрист «Европейской Юридической Службы» Юрий Тулупов говорит, что для возмещения вреда нужно обратиться в администрацию, чтобы узнать, какая организация отвечает за качество спорного участка дороги.

Затем направить претензию (с оценкой ущерба у эксперта), при отказе в выплате подать иск в суд.

В качестве доказательств предоставить видеозапись или свидетельские показания, добавляет эксперт: «Не исключено, что может потребоваться экспертиза для определения возможности получения повреждений при описанных обстоятельствах.»

Как взыскать ущерб через суд

Водителю нужно подать иск, где следует указать сведения из претензии, ответственную организацию, стоимость ремонта авто и требования о его возмещении. Также нужно приложить к иску:

  • свидетельство о госрегистрации и паспорт на автомобиль;
  • схему ДТП;
  • письменные объяснения очевидцев и водителя;
  • акт недостатков на дороге;
  • фотографии аварии;
  • претензию, ответ на неё и уведомления о направлении и получении претензии.

Кроме этого, иск оплачивается госпошлиной. Её сумма рассчитывается по правилам п. 1 ст. 333.19 НК.  Водитель подает иск по адресу обслуживающей организации мировому судье при цене иска до 50 000 руб.

, в остальных случаях — в районный суд. Судебное разбирательство длится около 2 месяцев.

Судья заслушает объяснения сторон, допросит свидетелей и специалистов, исследует письменные материалы и вынесет решение.

Ведущий юрист «Европейской Юридической Службы» Юрий Тулупов поясняет, что департамент будет надлежащим ответчиком, что подтверждает судебная практика  (см.

решение от 27 сентября 2018 года мирового судьи судебного участка № 1 Тутаевского судебного района Ярословской области по делу № 2-738/2018).

Эксперт добавляет: «Возмещение морального вреда возможно только при причинении вреда здоровью, а не при повреждении автомобиля.»

Решение вступит в силу через месяц после его вынесения, затем будет передано приставам для исполнения. Если на решение поступит жалоба, то ущерб не будут взыскивать до тех пор, пока вышестоящий суд не рассмотрит жалобу.

Водитель получит компенсацию, даже если виновен в наезде на яму или люк. Это подтвердил Верховный суд.

Так, в Брянске суды отказались присуждать водителю возмещение из-за результатов экспертизы, которая установила, что автовладелец попал в яму по своей вине.

Но ВС отметил, что ДТП произошло ночью, а администрация не огородила яму, поэтому истец не мог избежать наезда. (Определение Верховного суда РФ от 06 августа 2019 года по делу № 83-КГ19-9).

* Вопросы найдены на автомобильных форумах и сайтах.

Если автомобиль попал в яму на дороге как возместить и взыскать ущерб с дорожников в 2021 году, если нет КАСКО

Состояние проезжей части в большинстве населенных пунктов оставляет желать лучшего. Часто плохое покрытие является причиной ДТП. И если водитель попал в яму на дороге, последствия могут быть крайне серьезными. Например, машину кидает и заносит, при этом она бьет другой транспорт.

Читайте также:  Карта водителя для европейского тахографа ЕСТР

В такой ситуации страховые компании приходят на помощь не всегда. Ведь хозяин автомобиля является косвенным виновником. Тогда он зачастую вынужден компенсировать нанесенный ущерб из своего кармана.

Однако практика показывает, что в ряде случаев ущерб разрешается взыскать с коммунальной службы, ответственной за данный участок дороги. Главное правильно оформить материалы по происшествию. Поэтому как поступить, будет рассказано ниже.

Автомобиль попал в яму на дороге – это ДТП или нет

Для многих определение дорожно-транспортной аварии неразрывно связано со столкновением двух или более машин, наездом на пешехода. Однако правила дорожного движения с юридической плоскости трактуют ДТП гораздо шире. Обратимся к пункту 1.2.

Он говорит о том, что под происшествием нужно понимать событие, в результате которого при движении автомобиля пострадали люди, транспорт или другое имущество. Поэтому если человек пробил колесо в яме на дороге, это также допускается совершенно спокойно расценивать как ДТП и вызывать на место полицейский экипаж.

Без него, как в случае с Европротоколом, обойтись нельзя, ведь потерпевшей является только одна машина. Другое дело, что сотрудники ГИБДД неохотно приезжают на вызовы когда ДТП касается дорожных ям. Поэтому нужно быть готовым к многочасовому ожиданию стражей порядка.

Как бы там ни было, следует соблюсти предписываемый при ДТП порядок действий:

  1. Водитель должен остановиться.
  2. Включить аварийные фары.
  3. Разместить на месте дорожного происшествия специальный знак.

Уезжать после попадания в яму категорически не рекомендуется, ведь в противном случае грозит обвинение в оставлении места события.

Допустимый размер выбоин на дорогах

Проезжую часть обычно невозможно представить себе идеально гладкой в течение долгого промежутка времени. Природа, погода делают свое, и бороться с этим дорожные строители пока не научились.

Поэтому, в РФ существуют стандарты в части максимально допустимого размера разрушений дорожного покрытия.

Так, с 1 сентября 2018 года вступили в силу положения ГОСТ Р 50597-2017, носящего название «Дороги автомобильные и улицы». Правда, в нем не описано, что считается ямой на дороге. Вместо этого используются такие понятия, как выбоина, пролом, просадка.

В пункте 5.1 рассматриваемого документа содержится таблица, определяющая размер вероятных дефектов. Если говорить о яме (в бытовом смысле этого слова), то она не должна превышать по длине 15 см., и в части глубины 5 см..

Если водитель столкнулся с такой неприятностью, он должен сам произвести необходимые замеры. И обязательно настаивать на том, чтобы это сделал экипаж ГИБДД. При этом все данные должны быть вписаны в протокол об административном правонарушении.

Когда можно получить страховку

Если автолюбитель попал в дорожную яму, фактически он является пострадавшим от ДТП не по своей воле. Однако со страховкой вопрос сложный.

Возьмем, к примеру, ОСАГО. Смысл данного типа страхования состоит в том, чтобы компенсировать ущерб второй, потерпевшей, стороне. Самому получить страховку не получится. Однако в анализируемой ситуации данный вариант имеет право сработать только в одном случае.

Допустим, водитель, попавший в яму, повредил другой автотранспорт в результате вынужденного маневра. Тогда полис ОСАГО пригодится и с помощью него удастся компенсировать ущерб пострадавшему. При этом, собранные документы помогут защититься от регрессных требований.

Другое дело, что страховые выплаты за ущерб от ямы осуществляются в рамках КАСКО, где получить возмещение будет проще. Ведь перечень страховых случаев оговорен в договоре.

Но стоит быть готовым к тому, что не вся сумма восстановительного ремонта будет возмещена. По КАСКО поправка делается на срок эксплуатации автомобиля, его техническое состояние до момента попадания в аварию.

Что делать, если поймал яму на дороге: инструкция

Как выиграть суд с дорожными службами? Никто из автолюбителей не застрахован от неожиданных дорожных препятствий. И даже новейшие модели транспортных средств нередко страдают вследствие образовавшихся ям на асфальте.

Состоятельные люди покупают дорогие машины, и страдают от халатности служб, ответственных за дорожное покрытие. Убытки при этом исчисляются десятками тысяч.

Чтобы возместить нанесенный ущерб по максимуму, следует опираться на определенный алгоритм действий. Его вполне допускается изложить в виде таких действий.

Шаг 1. Фиксация места

Чтобы получить в будущем нанесенный ущерб в желаемом размере, требуется правильно оформить в виде фотографий, иных материалов место дорожного происшествия. И тут следует соблюдать несколько правил.

Так, нужно сделать привязку к местности. Для этого создаются несколько фотографий с изображением окрестных домов. Необходимо учесть, что на снимках должна быть видна адресная табличка.

Что же касается самой ямы, то возле ее краев лучше всего положить рулетку. Она будет обозначать границы дорожного препятствия. Если ее нет под рукой, полезно попросить помощи у других водителей (как выход из положения).

Кроме того, нужно сфотографировать те дефекты, которые получил автомобиль. Тоже желательны снимки с нескольких ракурсов. Их потом легко приобщить к предстоящему исковому заявлению.

Шаг 2. Свидетели

Чрезвычайно полезно заручиться очевидцами при оформлении ДТП. В их роли выступают пассажиры машины, водители проезжающего транспорта. Могут при определенных условиях помочь жители окрестных домов или сотрудники близлежащих офисов.

Часто очевидцев происшествия находят через объявления в газетах. При оформлении аварии свидетели вправе вписать собственные пояснения в составляемый протокол.

Шаг 3. Вызвать сотрудников ГИБДД

Чтобы зафиксировать попадание в аварию, присутствие дорожной полиции обязательно. Ее экипаж в любом случае необходимо дождаться для того чтобы произвести оформление ДТП из-за ямы на дороге.

Ко времени приезда стражей порядка целесообразно провести определенные действия со своей стороны. Например, провести опрос очевидцев и получить от них контактные данные.

Когда экипаж дорожной полиции прибыл на место, водитель должен проследить за тем, чтобы грамотно была составлена схема инцидента.

На ней наглядно указываются:

  • место события с привязкой к конкретным улицам, номерам домов;
  • расположение автомобиля;
  • контуры ямы.

В схеме также должны присутствовать указание на то, что отсутствовали ограждение, специальные знаки, свидетельствующие о проведение дорожных работ на конкретном участке проезжей части.

Шаг 4. Проведение независимой экспертизы ущерба автомобилю

Чтобы выяснить достоверные цифры понесенных убытков требуется заключение авторитетных специалистов, которые обследуют транспортное средство. С этой целью понадобится проведение независимой экспертизы ущерба автомобилю.

Перед ее началом желательно не делать восстановительные работы по машине. Так, сумма нанесенного вреда окажется для суда наиболее достоверной.

Затраты на услуги эксперта затем дополнительно возлагаются на ответчика по иску. Поэтому нужно не забыть включить соответствующее требование в заявление, подаваемое в суд.

Шаг 5. Выяснить ответственного за дорогу и направить претензию

После ДТП изначально стоит понимать, кто несет ответственность за ямы на дорогах. Ведь дальше эта коммунальная организация будет ответчиком по иску пострадавшего автолюбителя.

Данные о соответствующем юридическом лице довольно просто узнать из протокола, который составили сотрудники ГИБДД. В интернете доступно отыскать дополнительные координаты дорожной службы.

Кстати, за ненадлежащее исполнение обязательств по поддержанию дорожного покрытия предусмотрена административная ответственность. Устанавливает размер штрафа ст. 12.34 КоАП РФ, санкция которой предусматривает взыскание на организацию в сумме 200-300 тысяч рублей.

Однако ключевой момент состоит в другом. Постановление о привлечении дорожной организации (компании, фирмы) к административной ответственности свидетельствует о наличии признаков вины в части образования ям.

Чтобы не доводить дело до суда, пострадавший автолюбитель вправе направить претензию с копиями собранных материалов. Желаемый срок рассмотрения разрешено указать в ее тексте.

Шаг 6. Подать иск и участвовать в суде

Когда собраны доказательства в отношении ДТП, размера ущерба и виновника образовавшейся ямы, пришло время написания искового заявления.

Иск на дорожную службу должен содержать изложение деталей происшествия, сумму нанесенного вреда и ее обоснование. А также взыскание ущерба за яму на дороге через суд предполагает уплату государственной пошлины.

Она рассчитывается применительно к имущественным искам по алгоритму, прописанному в пункте 1 статьи 333.19 Налогового кодекса исходя из цены иска.

Следует присутствовать на всех предстоящих судебных заседаниях. Если пострадавший при аварии водитель не имеет возможности сделать это лично, он вправе оформить доверенность на юриста, адвоката с набором необходимых полномочий.

Шаг 7. Получить решение и обратиться к приставам

Одного вердикта суда о взыскании с дорожной службы нанесенного ущерба недостаточно. Соответствующее решение должно еще вступить в законную силу. Это происходит после апелляции ответчика (если таковая будет подана).

О том, что судебный документ является действующим, свидетельствует отдельная отметка на нем. Решение должен сопровождать исполнительный лист, оформляемый первой инстанцией.

Он прилагается к заявлению относительно возбуждения исполнительного производства. Подается такое обращение в отдел ФССП по месту нахождения коммунального предприятия.

Рекомендации автовладельцу, как быстро возместить ущерб

Многократно подтверждено на практике, что ямы на дорогах легко неожиданно «словить» в любом населенном пункте. И при этом машина рискует пострадать достаточно сильно. Прокол колеса, выход из строя осей или подвески – вот только неполный перечень подстерегающих неприятностей. При наличии КАСКО возместить ущерб получится без проблем.

В зависимости от машины ремонт будет стоить десятки тысяч рублей. Чтобы минимизировать время, затраты по возмещению вреда, целесообразно дополнительно принять во внимание следующие советы.

Рекомендации собственнику автомобиля:

  1. Если делать вызов ГИБДД, то в разговоре желательно не сообщать о характере дорожного происшествия. Так, появляется шанс ускорить приезд полицейского экипажа на место события.
  2. Перед подачей иска в суд бывает полезно запастись записями с уличных камер наблюдения. Они могут быть установлены в близлежащих офисах, магазинах, кафе. Это будет дополнительным доказательством факта ДТП – яма на дороге.
  3. Полезно сделать запрос в органы местной власти с целью выяснить, какая из служб несет ответственность за аварийный участок. Полученный ответ поможет верно определить ответчика по иску.
  4. Если часть средств компенсировала страховая компания, то к делу ее привлекают в качестве третьего лица. Заодно суд проверит, насколько правильно со стороны страховщика были совершены выплаты по КАСКО.
  5. Целесообразно просить суд направить исполнительный лист приставам самостоятельно. Особенно это касается тех водителей, которые не имеют достаточно времени для сопровождения исполнительного производства со своей стороны.

Нужно руководствоваться тем, что яма на дорожном покрытии встречается в любой момент. Поэтому внимания водителя порой недостаточно. Понадобится существенный багаж знаний, которые пригодятся в случае необходимости взыскать ущерб с дорожной службы.

Олег Владимирович Росляков, источник avt-yurist.ru.

Обязательно поделитесь с друзьями!

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *